Что такое надтарифный фонд
Формирование фонда оплаты труда
В течение последних лет единственной статьей расходов образовательных учреждений, которая финансируется из бюджета полностью, являются расходы на выплату заработной платы. Поэтому важное значение приобретает полное использование всех законодательно установленных норм для максимизации фонда оплаты труда. Фонд оплаты труда в образовательных учреждениях состоит из тарифного и надтарифного фонда (рис. 19.7).
Фонд оплаты труда = | Тарифный фонд + | Надтарифный фонд |
Фонд на оплату работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отличающиеся от нормальных: повышение ставок (окладов) за рабогу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с отклонениями в развитии или нуждающихся в длительном лечении; доплат за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.п. | Планируется на установление надбавок за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда, а также доплат за проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника |
Формирование средств на доплаты и надбавки работникам образовательных учреждений осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9.09.1992 № 1037-р и Указом Президента России от 13.05.1992 № 509, которые до настоящего времени сохраняют свою юридическую силу.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 13.05.1992 № 509 надтарифный фонд не должен превышать 25% фонда оплаты труда. При этом расчет надтарифного фонда (НФ) производится следующим образом:
Таким образом, подставляя в эту формулу максимально возможное значение для надтарифного фонда 0,25 (X = 25%), получим, что максимальный надтарифный фонд соответствует 1/3 тарифного фонда.
Расчет расходов по заработной плате работников образовательных учреждений, как правило, производится исходя из отчетных данных по фонду оплаты труда за 1993 г. (год введения Единой тарифной сетки), скорректированных при помощи коэффициентов повышения заработной платы в соответствии с федеральным законодательством до текущего года (включительно) с учетом изменения сети и штатов.
Фонд оплаты труда работников образования в 1993 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 М О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки м определялся с учетом выплат обязательного и стимулирующего характера (доплат за классное руководство, проверку тетрадей, заведование учебными кабинетами и др.), надтарифный фонд устанавливался в размере 25%. Таким образом, и в настоящее время должны соблюдаться аналогичные пропорции между тарифным и надтарифным фондами.
При этом следует подчеркнуть, что предоставленное Законом РФ м Об образовании» и другими нормативными правовыми актами право образовательным учреждениям самостоятельно определять размеры доплат за работу по классному руководству, проверке письменных работ, заведование учебными кабинетами и т.д., а также отнесение этих выплат к стимулирующим, то есть побуждающим, например, отдельных учителей к выполнению дополнительных видов работ, не является основанием для перевода доплат за указанную работу в разряд необязательных и не дает права органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления не планировать средства на эти цели.
У образовательных учреждений, помимо надтарифного дополнительного фонда, могут оказаться и средства от экономии фонда оплаты труда по смете расходов, например, за счет выплаты по больничным листам. Данные суммы остаются в распоряжении самого образовательного учреждения и могут быть использованы на выплату стимулирующих доплат и надбавок, премирование работников.
В практических целях удобно создать в образовательном учреждении специальную комиссию, которая подводит итоги на основании разработанного и утвержденного коллективом «Положения о премиальном фонде». Решение комиссии передается директору, который издает соответствующий приказ.
Следует также обратить внимание и на различие между штатами и штатным расписанием образовательного учреждения.
Нормативы типовых штатов рассматриваются как минимально необходимые для учреждений, объем работы которых не превышает предусмотренные в них показатели для введения той или иной должности. Вышестоящий орган управления образованием на основании типовых штатов утверждает штаты образовательного учреждения. В пределах средств, выделенных учреждению, оно самостоятельно утверждает штатное расписание и имеет право вместо одних должностей устанавливать другие. Отдельные должности при необходимости могут вводиться за счет средств, полученных от юридических и физических лиц, а также доходов от собственной деятельности образовательного учреждения.
Утверждение штатного расписания образовательного учреждения в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» находится в компетенции самого образовательного учреждения. Поэтому учреждение может самостоятельно ввести ставки, например, заместителя директора по науке или диспетчера, имея в виду лишь следующие ограничения:
· общую сумму средств, выделенных на оплату труда;
· здравый смысл администрации (например, необходимо учитывать, что деньги,
выделенные на зарплату заместителей, тратятся за счет коллектива учреждения);
· в штатное расписание можно ввести только ту должность, которая имеется в
«Тарифно-квалификационном перечне должностей».
Практическое задание «Организация и оплата труда»
1. Рассчитайте размер месячной заработной платы учителя школы, имеющего учебную нагрузку в размере 27 часов, которому установлен 13 разряд.
2. Определите месячную заработную плату старшего преподавателя вуза, являющегося кандидатом наук (с учетом доплат и надбавок). Помимо установленных законодательством надбавок, ему как молодому специалисту выплачивается надбавка в размере 50% тарифной ставки (основного оклада).
3. Библиотекарь школы работает учителем по совместительству. С 1 июля он уходит в очередной отпуск. Когда он должен будет приступить к работе? Как будут рассчитываться отпускные?
4. Разработайте положение об оплате труда образовательного учреждения в составе таких разделов:
Что такое надтарифный фонд?
Обращается к вам коллектив учителей МОУ ЦО «Каразей» с просьбой разъяснить волнующий нас вопрос о надтарифном фонде. Что это за фонд? Как он создается? В каком размере существует? Является ли надтарифный фонд экономией заработной платы? Если нет, то что считается экономией заработной платы? Кто распоряжается надтарифным фондом? Кто может проконтролировать его использование? Какие законодательные акты являются основанием для начисления и создания надтарифного фонда? Имеется ли другое название этого фонда?
Очень надеемся, что вы поможете нам разобраться в этих вопросах, и мы получим интересующую нас информацию.
С уважением, учителя МОУ ЦО «Каразей», Куйтунский район.
С письмом наших читателей мы обратились в Главное управление общего и профессионального образования администрации Иркутской области, где нам сообщили следующее:
«Основанием для планирования образовательным учреждением средств на надбавки стимулирующего характера и доплаты (надтарифный фонд) по-прежнему является распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.1992 г. N 1037-р, в соответствии с которым эти средства не должны превышать 25 процентов фонда оплаты труда.
Письмом Министерства образования РФ от 09.04.93 г. N 67-м «О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений образования» даны следующие разъяснения:
— размеры доплат и надбавок стимулирующего характера (за работу, не входящую в круг основных обязанностей работника) в пределах средств, направляемых на оплату труда, определяется учреждениями, находящимися на бюджетном финансировании, самостоятельно.
Размеры доплат и надбавок работников максимальными размерами не ограничиваются и определяются в зависимости от дополнительного объема работ, выполняемых ими.
Фонд оплаты труда в учреждении состоит из тарифного фонда и надтарифного фонда.
Тарифный фонд (т.е. фонд на оплату труда работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных: повышения ставок (окладов) за работу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с отклонениями в развитии или нуждающихся в длительном лечении; доплат за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.п.);
Надтарифный (дополнительный) фонд — на установление надбавок за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда, а также на оплату дополнительных видов работ, т.е. доплат за: классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника), который не должен превышать 25 процентов фонда оплаты труда.
В учреждении обязательно должно быть разработано и утверждено положение о порядке установления доплат и надбавок».
Валентина Анатольевна Волчатова, и.о. начальника ФЭО Глав. УОиПО, т. 33-13-89
Приложение 1. Методические рекомендации по расчету надтарифного фонда (фонда надбавок и доплат)
Методические рекомендации по расчету надтарифного фонда
(фонда надбавок и доплат)
В состав надтарифного фонда (фонда надбавок и доплат) входят средства на следующие цели:
— расходы на замену лиц, уходящих в отпуск;
— оплата праздничных дней;
— оплата работы в ночное время;
— оплата 2-х дней временной нетрудоспособности;
— расходы на замену лиц, уходящих на учебу;
— премии и надбавки стимулирующего характера;
— оплата дежурств на дому;
— выплата разницы в окладах.
Расчет расходов на замену работников, уходящих в отпуск
Ассигнования на оплату замены уходящего в отпуск постового медицинского персонала не должны предусматриваться, поскольку при расчете штатных нормативов их число рассчитано с учетом необходимости замены уходящих в отпуск. В случае, если количество должностей постового персонала установлено в меньшем объеме по сравнению со штатными нормативами (без учета должностей, необходимых для замены уходящих в отпуск), что должно быть подтверждено расчетами, допускается планирование оплаты труда лиц, для замены уходящего в отпуск постового медицинского персонала.
Если замена лиц, уходящих в отпуск, не может быть обеспечена в пределах месячной нормы рабочего времени (при полной нагрузке медперсонала), то оплата за замещение может производиться за фактически отработанное время.
Не подлежат замене и не могут быть включены в данный перечень следующие должности:
— руководители всех уровней, имеющие штатных заместителей;
— сезонные работники (садовники, гардеробщики и т.п);
— узкие штатные специалисты на время отпуска которых привлекаются врачи-консультанты (эти средства должны быть запланированы в фонде оплаты труда консультантов);
— работники подразделений, уходящих в коллективный отпуск;
На предполагаемый прирост занятых ставок ассигнования на замену уходящих в отпуск не планируются.
Схема расчета расходов на оплату труда лиц, замещающих уходящих в отпуск работников, приведена в таблице 1.
Расчет расходов на замену уходящих в отпуск работников
Наименование должностей | Число утверж- денных долж- ностей | Из них кол-во заменя- емых ра- ботников | Количество дней отпуска | Средняя зарплата | Исчисленная сумма на всех работников | ||
на одного работника | на всех работников | в месяц | в день | ||||
Врачи | |||||||
Средний медицинский персонал | |||||||
Младший медицинский персонал | |||||||
Прочий персонал | |||||||
Итого |
В связи с тем, что продолжительность отпусков у работников различных специальностей, подразделений и должностей различна, соответствующие расчеты по отпускам различной продолжительности необходимо делать отдельно.
Следует обратить внимание, что средняя заработная плата в данном случае рассчитывается без учета работы в праздничные дни и ночное время, поскольку расходы на оплату работы в праздничные дни и ночное время будут сделаны отдельно на весь персонал, независимо от того, работают ли в это время основные работники или замещающие их лица.
Планирование количества дней отпуска производится только исходя из установленной нормативными актами продолжительности основного и дополнительного отпуска. Это же касается и случаев, когда учреждение устанавливает дополнительные отпуска за счет собственных средств (за счет доходов от платных услуг и т.д.).
Планирование расходов на доплаты работникам за работу в ночное время.
Согласно ст. 96 ТК РФ ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра (с 22 до 6 часов). Порядок оплаты работы в ночное время определяется статьей 154 ТК РФ.
Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Повышенная оплата работы в ночное время реализуется с помощью доплат к основной заработной плате работника за каждый час ночной работы.
Доплата за работу в ночное время исчисляется исходя из должностного оклада (ставки) без учета других надбавок и доплат.
Планирование расходов на доплаты работникам за работу в ночное время производится только в учреждениях (подразделениях) где режим работы предусматривает круглосуточную работу (работу в ночное время). В учреждении должен быть составлен Перечень должностей сотрудников, работающих в ночное время с указанием процента доплат по каждой должности. Перечень должностей, работающих в ночное время должен прилагаться к расчету.
Планирование расходов на доплаты работникам за работу в ночное время производится только на действующие посты, бригады.
Расчет производится на количество постов (независимо от того, сколько должностей или физических лиц обеспечивают работу поста).
Для учреждений (подразделений) скорой медицинской помощи, операционных и в других случаях, когда речь идет о работе бригад, расчет производится с учетом количества должностей, входящих в бригаду.
Одна из возможных форм расчета расходов на оплату персонала за работу в ночное время приведена в таблице 2.
Расчет расходов на оплату персонала за работу в ночное время
Категория персонала | Кол-во постов (человек в брига- де), ра- ботающих в ночное время | Кол-во ночных часов на одну смену | Кол-во ночных часов на одну смену на всех работ- ников | Кол-во ночных часов за год | Средний оклад (ставка), руб. из тари- фикации | Стоимость часа, руб. | Норма- тив оплаты ночных | Исчис- лено на год, руб. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
гр. 4 = гр. 2 x гр. 3 | гр. 5 = гр. 4 x 365 | гр. 7 = гр.6/норма часов в месяц | гр. 9 = гр. 5 x гр. 7 x гр. 8 | ||||||||
Врачи В связи с тем, что размер доплат за работу в ночное время имеет два уровня, то необходимо сделать отдельные расчеты исходя из уровня доплат. Расчет доплат за работу в ночное время (Дн) можно представить и в другом виде: Расчет расходов на оплату работы в праздничные дни. Порядок оплаты работы в праздничные дни определяется статьей 153 ТК РФ. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Оплата в указанном размере производится за часы, фактически отработанные работником в праздничный день. Учитывая, что в фонде должностных окладов уже предусмотрена оплата труда за работу в праздничные дни в одинарном размере, расчет расходов на оплату работы в праздничные дни производится в одинарном размере (т.е. как дополнение к уже учтенной один раз оплате). Схема расчета расходов на оплату труда персонала в праздничные дни приведена в таблице 3. Расчет расходов на оплату персонала в праздничные дни
Расчет расходов на оплату 2-х дней временной нетрудоспособности Расчет затрат на оплату 2-х дней временной нетрудоспособности (Н) производится по формуле: Н = ЗПдн x Чсл.нетр x 2 дня, Среднедневная заработная плата в расчете на 1 работника определяется как отношение плановой величины среднемесячной заработной платы по учреждению в целом на среднее число рабочих дней в месяц, но не более, чем утвержденный в установленном порядке размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам а полный календарный месяц (на 01.01.2006 составляет 15000 руб.). Для удобства и для целей дополнительного контроля правильности расчетов, можно сумму выплаты за первые 2 дня временной нетрудоспособности по итогам предыдущего года умножить на % (коэффициент) роста фонда должностных окладов текущего года. Расчет расходов на оплату труда на замену уходящих на учебу Расчет расходов на оплату труда на замену уходящих на учебу производится исходя из планового числа дней отсутствия работников, ушедших на учебу, замена которых необходима и оплаты труда 1 дня по соответствующим категориям работников. Расчет производится аналогично расчету расходов на замену работников, уходящих в отпуск. Премии и надбавка стимулирующего характера В надтарифный фонд включаются премии и надбавки стимулирующего характера (до 3% от планового фонда по тарификации) из расчета: — фонд премирования в размере до 2%; Расчет средств на оплату дежурств на дому Расчет средств на оплату дежурств на дому производится исходя из планового количества часов дежурств на дому и оплаты 1 часа дежурства на дому (с учетом должностных окладов работников, привлекаемых для указанных дежурств). Должности и количество лиц, одновременно привлекаемых к дежурствам на дому, а также конкретные дни дежурств (праздники и т.д.) устанавливаются приказом по учреждению в соответствии с приказом вышестоящего органа, либо по согласованию с вышестоящим органом (при отсутствии приказа вышестоящего органа). Расчет средств на выплату разницы в окладах В соответствии со статьей 7 Закона Санкт-Петербурга от 05.10.2005 N 531-74 «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга», в случае, когда установленные в соответствии с указанным Законом Санкт-Петербурга для работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, должностные оклады, тарифные ставки (оклады) с учетом доплат и надбавок оказываются ниже установленных по состоянию на 31 декабря 2005 года должностных окладов (тарифных ставок) с учетом надбавок и доплат указанным работникам на время работы в данном учреждении в занимаемой должности выплачивается соответствующая разница в заработной плате. При определении размера указанной разницы необходимо сравнивать должностные оклады (тарифные ставки), установленные в соответствии с Законом с 1 января 2006 года и должностные оклады (тарифные ставки) согласно тарификационным спискам, с учетом надбавки за продолжительность непрерывной работы, а также ежемесячных доплат, установленных работниками государственных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2004 N 2051 «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга в 2005 году», по состоянию на 31 декабря 2005 года. При определении размера вышеуказанной разницы не учитываются компенсационные и стимулирующие выплаты, выплаты, носящие разовый и временный характер, в том числе персональные надбавки, материальная помощь, премии и другие выплаты, установленные приказами руководителя учреждения. При условии работы работника государственного учреждения более чем на 1 ставку вышеуказанная разница выплачивается не более чем на 1 ставку. Доплата производится пропорционально отработанному времени. Указанным работникам разница выплачивается на время работы в данном учреждении в занимаемой должности или до изменения оклада. При изменении оклада размер разницы пересчитывается. С даты, с которой размер оклада, устанавливаемого в 2006 году оказался выше оклада на 31.12.2005 (с учетом надбавки за продолжительность непрерывной работы, а также ежемесячных доплат, установленных работниками государственных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2004 N 2051 «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга в 2005 году»), выплата разницы прекращается. Указанная разница включается в систему оплаты труда и учитывается при исчислении средней заработной платы, а также при оплате ночных и в других предусмотренных законодательством случаях. Возможны два основных варианта установления размера выплаты разницы: 1. Вариант: Издание приказа, в соответствии с которым устанавливается разница в окладах в расчете на 1,0 ставку (или объем работы, установленный по тарификации, если он менее 1,0 ставки) с ежемесячным расчетом на основе данного приказа величины выплачиваемой разницы исходя из фактического объема работы (количества отработанных часов). Указанный приказ в этом случае может не издаваться каждый месяц. Примерная форма приказа по выплате разницы в заработной плате приведена в приложении 1. 2. Вариант: Ежемесячное издание приказа, в котором указывается, как величина разницы в окладах в расчете на 1,0 ставку (или объем работы, установленный по тарификации, если он менее 1,0 ставки), так и объем работы (количество отработанных часов) и, соответственно, величина выплачиваемой разницы исходя из фактического объема работы. Примерная форма приказа по выплате разницы в заработной плате приведена в приложении 2. Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно! Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
|