Что такое наглядное моделирование

«Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»

Что такое наглядное моделирование. Смотреть фото Что такое наглядное моделирование. Смотреть картинку Что такое наглядное моделирование. Картинка про Что такое наглядное моделирование. Фото Что такое наглядное моделирование Стальненко Марина Валентиновна
«Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»

I. Вступление

Тема моего выступления: «Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».

Дети дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе.

Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения ими нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

II. Основная часть

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Цель применения наглядного моделирования – изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти.

Актуальность состоит в том,что:

• использование наглядного моделирования вызывает интерес к занятию

• облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью

• применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания

При развитии навыков наглядного моделированиярешаются следующие дидактические задачи:

• познакомить с графическим способом представления информации

• развивать умение дешифровки модели

• формировать навыки использования модели

Наглядные модели очень разнообразны. Они могут включать стилизо-ванные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним, пиктограммы, геометрические фигуры, силуэтные изображения.

Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, так как «условность» легко принимается детьми и легко «стряхивается» с наглядной модели в зависимости от предъявленной речевой инструкции логопеда.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей

Данный методможно использовать при :

• Формировании представлений о структурных единицах языковой системы

• Формировании лексико – грамматических категорий

• Развитии словаря и связной речи

Рассмотрим на конкретных примерах использование наглядного моделирования в коррекции речи детей.

1. Формирование представлений о структурных единицах языковой системы

Данный метод активно используется мной в работе по формировании представлений о структурных единицах языковой системы.

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, правильно дать характеристику тому или иному звуку. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.

Для этой работы я использую различные дидактические пособия,например: при знакомстве со звуком детям тяжело усвоить это абстрактное понятие, поэтому вводятся звуковые карточки.

Последовательность введения звуковых карточек:

• сначала дети узнают очередную историю, в результате которой персонажи открывают определённый звук,

• после этого показывается соответствующая данному звуку карточка, изображение на которой будет ассоциироваться с проанализированной историей и с конкретным звуком;

• далее выявляются артикуляционные и акустические характеристики звука.

Вследствие такого подхода дети легко и быстро запоминают обозначения звуков и с удовольствием их используют при фонетическом анализе.

При изучении каждого звука даётся его характеристика. В этом нам помогает наглядная модель «Волшебный домик». Пустые окошки заполняются карточками – помощниками.

• Звуковая карточка, обозначающая характеризуемый звук

• Карточка, обозначающая твёрдость или мягкость.

• Обозначение звонкости или глухости.

Метод наглядного моделирования мы используем при проведении артикуляционной гимнастики, когда детям показываются изображения того или иного упражнения.

При работе над слоговой структурой слова используется модель «Паровозик», где картинки распределяются по вагончикам в зависимости от количества слогов в их названиях. В первом вагоне – картинки, в названиях которых один слог, во втором вагоне – картинки, в названиях которых два слога; в третьем вагоне – картинки в названиях которых трои слога.

2. Метод наглядного моделирования активно используется при формировании лексико – грамматических категорий.

Детям с речевыми нарушениями требуется специальное обучение, а за-тем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования.

Рассмотрим подробнее некоторые варианты использования наглядных моделей в системе речевых игр и упражнений для преодоления различных лексико-грамматических трудностей.

Роль заместителей могут выполнять пиктограммы – это графиче-ское изображение, упрощенное с целью облегчения визуального восприятия. Пиктограммы можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога.

Дидактическое пособие «Телевизор» мы используем для образования родственных слов по модели: папа, мама, детёныш, детёныши, чья голова, чей хвост, чей дом. Например, Это лиса. Папа – лис, мама – лиса, детёныш – лисёнок, детёныши – лисята, голова – лисья, хвост – лисий, чей дом – лисий.

Мной используются различные стилизованные изображения, которые либо предлагаются детям, для разных видов работ, либо создаются вместе с детьми.Перед вами некоторые из них:

«Скажи наоборот»— подбор антонимов

«Назови слова родственники»,

«Скажи так – же»— образование синонимов

Для работы с ними мы используем пособие «Речецветик», где в центре находится одно из предложенных изображений. В данном случае ребёнку необходимо образовать существительные с уменьшительно – ласкательным значением.

3. Формирование связной речи

Логопедическое воздействие при речевых нарушениях преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Рассмотрим использование наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана высказывания, в формировании различных видов речевой деятельности.

Работа над пересказом.

Пересказ – более легкий вид монологической речи. С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты. Наиболее доступным яв-ляется пересказ сказок.

Работа ведётся в следующем порядке:

• Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.

• Каждая часть кодируется (в данном случае обговаривается, как будут обозначены персонажи. Я использую обозначения в виде геометрических фигур, отличающихся по цвету и размеру).

• Делается графическая зарисовка.

• Пересказ сказки с опорой на графические модели.

МАСТЕР КЛАСС Пересказ сказки «Теремок».

2. Составление рассказов по сюжетной картине

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно “сконструировать ситуацию”, изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ.

При составление рассказа необходимо:

1. Предложить детям рассмотреть картинку.

2. Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответ с использованием схемы каждого предложения.

3. Попросить послушать получившийся рассказ, который педагог рассказывает четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.

4. Помнить, что каждому слову соответствует определенный символ!

5. Предложить двум-трем детям составить рассказ с опорой на схему

Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, у детей не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Вы можете увидеть на экране некоторые стилизованные изображения, используемые для составления картинно – графического плана.

Из представленных картинных символов мы вмести с детьми составляем картинно – графический план рассказа, по которому потом дети составляют рассказ – описание. Например картинно – графическая схема для составления рассказа- описания фуктов и овощей.

III. Заключение

Таким образом, метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы, так и в работе с детьми массовых групп детского сада.

Хочется закончить словами Константина Дмитриевича Ушинского:

«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету».

Конспект занятия по взаимодействию логопеда и психолога по коррекции речевого недоразвития речи у детей дошкольного возраста Программные задачи: Автоматизация звуков в речи. Разширение и обогощение словаря. Развитие связной речи. Развитие у детей уверенности в.

Консультация для педагогов «Методика обучения методу наглядного моделирования по развитию речи детей дошкольного возраста» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста». Цель: повышение.

Что такое наглядное моделирование. Смотреть фото Что такое наглядное моделирование. Смотреть картинку Что такое наглядное моделирование. Картинка про Что такое наглядное моделирование. Фото Что такое наглядное моделированиеМульттерапия как средство преодоления трудностей в общении старшего дошкольного возраста Цель: определить возможности мульттерапии в преодолении трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста с последующим их устранением.

Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста» Цель работы: определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.

Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи Проблема развития речи является одной из актуальных в современной методике развития речи и коррекционной педагогике. Значительные трудности.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования» • Проект: долгосрочный • Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников. Актуальность темы Связная речь занимает важное место.

Рабочая программа по коррекции фонетического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество.

Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования Учить ребёнка рассказывать—значит формировать его связную речь. Происходит совершенствование всех сторон устной речи. Всё это необходимо.

Влияние метода наглядного моделирования на развитие монологической речи детей дошкольного возраста. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Красивая, правильная речь.

Источник

Наглядное моделирование

Проблема в том, что многие родители пускают процесс речевого развития своих детей на самотек по причине своей сильной занятости на работе, либо каких-то неблагоприятных социальных условий. В результате этого у детей наблюдается плохо развитая связная речь, ребенок может охотно делиться впечатлениями от пережитых событий, но у него возникают проблемы при составлении рассказа по заданной теме. В большинстве случаев это является следствием не того, что у ребенка недостаточно знаний по данному вопросу, а потому, что он не может составить из них внятные речевые высказывания.

Сегодня есть много методик, с помощью которых можно совершенствовать речевое развитие у детей. Одним из них является наглядное моделирование, эффективность которого доказана психологами (Л.А. Венгером, Д.Б. Элькониным).

Что такое моделирование

Связная речь – это развернутое, правильно оформленное, законченное смысловое высказывание, которое состоит из предложений, логически связанных между собой. Ее основная функция – это коммуникация с другими людьми. Она осуществляется в форме монолога (более развернутое высказывание, содержит более полную формулировку информации) и диалога (речь может быть фрагментарной, неполной, нет необходимости в развертывании мысли).

У дошкольников при построении связанных высказываний наблюдаются определенные сложности в составлении повествовательных и описательных монологов. В своих высказываниях у них нарушена логика, изложение непоследовательно, есть повторения одних и тех же лексических средств и т.д.

Метод моделирования в развитии речи представляет собой воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта. Он помогает ребенку представить зрительно абстрактные понятия (слово, звук и т.д.), а также научиться работать с ними. Дошкольники намного лучше усваивают именно наглядную информацию в виде картинок, чем то, что они услышат.

В основе метода наглядного моделирования лежит принцип замещения, т.е. реальный предмет замещается другим предметом, каким-либо условным знаком. По мнению Л.А. Венгера, моделирование предполагает исследование не определенного объекта, а его модели. Модель – это любой образ какого-либо явления или процесса (оригинала данной модели, который используется в качестве заместителя).

Особенности и значение

Моделирование в развитии речи детей оказывает положительное влияние на их интеллектуальное развитие. Более того, психологами было доказано, что именно наглядные модели являются той формой обозначения и выделения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста.

Актуальность этого метода объясняется следующими факторами:

Наглядное моделирование как средство развития речи

Наглядное моделирование происходит с помощью:

Дети достаточно в раннем возрасте начинают знакомиться со схематическими изображениями и знаками. К примеру, мальчики, которые с детства увлекаются автомобилями, узнают названия машин по их логотипу. Общими схемами для всех являются дорожные знаки, сигналы светофора, различные вывески в магазинах. Ребенок видит их и понимает, хотя, как таковой текст, объясняющий значение этих знаков, отсутствует. Поэтому применение опорных схем помогает детям находить взаимосвязи, видеть главное.

Наглядные модели в работе учителя-логопеда – это стилизованные изображения реальных предметов, схемы для описывания основных признаков отдельных видов предметов.

Работа с моделями ведется в следующей последовательности:

В качестве условных заменителей (элементов модели) могут использоваться различные символы:

На практике метод наглядного моделирования часто используется при разучивании стихов, отгадывании загадок, составлении описательных рассказов, а также при знакомстве с художественными произведениями.

Что такое наглядное моделирование. Смотреть фото Что такое наглядное моделирование. Смотреть картинку Что такое наглядное моделирование. Картинка про Что такое наглядное моделирование. Фото Что такое наглядное моделирование

При разучивании стихов и отгадывании загадок этот метод применяется так: на каждое слово или небольшое словосочетание придумывается изображение. В итоге весь стих или загадка будут выглядеть схематически.

Развитие связной речи средствами моделирования обладает рядом особенностей, которые нужно учитывать в работе:

Постепенно овладевая всеми видами связного, логически построенного высказывания с помощью метода моделирования, дети учатся планировать свою связную речь.

Практическая часть

Для понимания этого метода приведем для примера наглядное моделирование по сказке «Кот, петух и лиса».

1. Первый этап – чтение самой сказки.

2. Второй этап – это беседа о смысле прочитанного материала:

3. «А теперь давайте перейдем к игре. Посмотрите сколько у меня разных фигурок (демонстрация и называние геометрических фигур). Пусть квадрат будет избой, в которой живут петушок с котом. А какая фигурка будет котом? Почему кот – это серый кружок, как вы думаете? (серый – это цвет самого кота). А какая фигура будет у нас петушком? Почему красный треугольник – это петушок? (у петушка красная бородка и гребешок). А кем у нас будет оранжевый треугольник? Почему именно лиса – это большой оранжевый треугольник? (большой – потому что по размеру лиса больше кота с петушком, оранжевый – окрас самой лисицы).

4. Следующий этап – это рассказ сказки с использованием вышеописанных геометрических фигур.

«Жили в доме петушок и котик

(в квадрат помещаются круг и треугольник)

Ушел котик из домика на охоту

(в квадрате остается треугольник, круг убираем)

А лиса тут как тут.

(рядом с квадратом располагаем оранжевый треугольник)

Схватила лиса петушка и понесла.

(красный треугольник помещаем на оранжевый)

Лиса несет петушка, а котик их догоняет

(рядом с оранжевым треугольником выкладываем серый круг)

Отнял котик петушка и принес его домой.

(красный треугольник размещает на сером круге и выкладываем обратно в квадрат).

Источник

Метод наглядного моделирования

Метод наглядного моделирования.

[1] Представляем вам идею использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

[2] Для успешного последующего обучения в школе у ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.

[3] Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

[4] В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

[5] В связи с ознакомлением детей с произведениями художественной литературы возникают возможности для развития монологической речи – одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей. Этот вид речи, достаточно сложный для ребенка. Монологическая речь отличается развернутостью, опирается на логическое мышление, требует напряжения памяти и внимания, умения пользоваться полными распространенными предложениями, значительным словарем.

[6] Одним из основных типов монологической речи, связанных с читаемыми детьми текстами, является их пересказ.

Пересказ – это связное последовательное изложение художественного текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором речевых форм. Деятельность пересказа – это особая творческая деятельность,в которой отражаются различные взаимосвязанные между собой явления:

• во-первых, эстетическое восприятие содержания и формы произведения, понимание конкретного содержания, предметного плана текста, а также заключенных в нем разнообразных смысловых связей;

• во-вторых, такие психические процессы, как логическое мышление, память, владение речевым оформлением мысли;

• в-третьих, эмоциональное отношение к описанным событиям и героям, восприятие морально-нравственных установок текста.

В связи со сказанным пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

[7] “Существует очень эффективный способ, – пишет доктор психологических наук Л. А. Венгер, – позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Это – моделирование. Оно предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач, условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами”.

[8]Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

– усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

– формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

– передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.

[9] Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

• силуэтные и предметные картинки.

На первом этапе обучения основная задача – развитие у детей принятия замещения персонажей сказки и отдельных предметов: подбор заместителей по определенному признаку.

Детям дается задание на принятие замещения предметов по заранее выделенному признаку.Для отработки умения выбора заместителей можно использовать дидактические игры: “Какая это игрушка?”, «На что похожа», «Цепочка слов», «Что это может быть?”а также следующие сказки: “Три медведя”, “Репка”, “Теремок”.

[10] Воспитатель читает детям сказку, после чего им предлагается подобрать вырезанные из цветной бумаги заместители персонажей данной сказки. Форму, цвет и размер заместителей дети выбирают сами. Большинство их достаточно быстро учатся подбирать заместители. Такая легкость в подборе заместителей связана с тем, что замещение основывается на внешних, хорошо выделяемых всеми детьми признаках объекта.

Позже, после овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование (сериационным называется ряд, в котором предметы упорядочены по определенному признаку). Для этого вида моделированияхарактерна следующая особенность: воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и так далее).

[11] Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. Например, к сказке «Заюшкина избушка»нужны следующие круги: белый (заяц, оранжевый (лиса, серый (собака, коричневый (медведь, красный (петух).

В некоторых сказках целесообразно сочетать два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. В этом случае дети сначала вспоминают сказку и решают, какому медведю, какой круг подходит. Затем воспитатель рассказывает сказку, а дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребенок понимал принцип замещения. Поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребенок может использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку).

[12] Если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке «Теремок», тогда заместителями будут полоски разного размера. Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный – темными (например, Баба Яга или Злой Волк могут обозначаться черным кругом, а Снегурочка – белым).

Ребенку нужно помочь не просто играть с предметами-заместителями, но четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребенок делает не то, что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки.

Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

[13] Метод моделирования развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представлять абстрактные понятия, помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать логику с эмоциональной и художественной выразительностью, полно передать содержание.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Кроме пересказа метод наглядного моделирования можно использовать при составлении рассказа по сюжетной картине, рассказа – описания пейзажной картины, сравнительном описании предметов, творческом рассказе.

[14] Рекомендую вам широко использовать прием моделирования в работе с детьми, и вы быстро почувствуете положительные результаты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *