Что такое наименование оо по уставу
Инструкция по смене наименования ООО
1. Проверьте новое наименование на соответствие требованиям закона
Новое название ООО должно быть уникальным и соответствовать таким требованиям:
Согласно статье 1474 ГК РФ, юр. лица, работающие в одной сфере, не могут иметь схожие названия. Воспользуйтесь выпиской ЕГРЮЛ, чтобы проверить уникальность наименования. Для этого введите выбранное название: вы получите список ООО с аналогичным наименованием. Если ваши коды ОКВЭД пересекаются, то наименование лучше поменять, чтобы избежать возможных судебных исков.
Помимо полного названия ООО, вы можете выбрать и краткое. Это удобно, если официальное наименование слишком длинное, например: ООО «Строительная и проектировочная компания Лонгрид». Легче запомнить и писать ООО «Лонгрид».
2. Подготовьте документы для смены наименования ООО
Для смены наименования соберите пакет документов:
2.1 Протокол общего собрания или решение одного участника
Если в обществе с ограниченной ответственнностью несколько участников, необходимо провести их общее собрание собрание и по его итогу оформить протокол.
Протокол общего собрания учредителей о смене названия ООО
Включите в повестку дня вопрос об изменении названия и проведите голосование. На собрании должны присутствовать участники с долями более 50% (включая всех, кто проголосовал заочно), чтобы решение было законным. А само решение должно быть принято большинством голосов.
Протокол необходимо заверить нотариально, если иной способ заверения не указан в уставе вашего ООО.
Если в обществе только один участник, нужно оформить решение. По содержанию оно аналогично протоколу. Заверить решение следует способом, принятым в компании.
Решение единственного участника о смене наименования ООО
2.2 Заявление по форме № Р13014
Форму Р13014 заполняют для внесения изменений в устав и/или в ЕГРЮЛ. При смене названия ООО нужно заполнить титульный лист, лист А и лист Н.
Образец заполненного заявления Р13014 при изменении названия ООО
Форма № Р13014 требует нотариального заверения. Исключение — подача документов в электронном виде с помощью ЭЦП заявителя.
Для нотариуса заявитель должен подготовить документы:
В некоторых случаях нотариус может попросить актуальную выписку из ЕГРЮЛ, оригиналы ИНН и ОГРН. Следует заранее уточнить у него по телефону список необходимых документов.
Стоимость услуги нотариуса по удостоверению подписи составит от 1,5 тысячи рублей.
2.3 Лист изменений к уставу или устав в новой редакции
Новая редакция устава и лист изменений имеют равнозначную силу, отличаются только формой. Если вам нужно поменять только название ООО — проще всего составить лист изменений к уставу.
Образец листа изменений в устав
В листе изменений нужно написать, что пункт устава № … излагается в новой редакции и указать новую формулировку. Например, вы можете указать такую формулировку: «Изложить п. 1.2 устава ООО «Ромашка» в новой редакции: Полное фирменное наименование ООО на русском языке — Общество с ограниченной ответственностью «Василек», сокращенное фирменное наименование ООО «ВСК».
Приложите лист изменений к действующей редакции устава.
Если вам необходимо внести много изменений в устав, то иногда проще принимать его новую редакцию.
Пример первого листа новой редакции устава ООО с одним участником
Пример первого листа новой редакции устава ООО с несколькими учредителями
Новая редакция — это многостраничный документ, который заменяет прежний устав полностью. Не сшивайте новую редакцию при подаче в налоговую.
2.4 Квитанция об оплате госпошлины
Госпошлину необходимо оплачивать только в том случае, если вы подаете форму Р13014 непосредственно в налоговую лично или по почте. При подаче через МФЦ, нотариуса или с помощью ЭЦП, оплачивать пошлину не потребуется. Сформировать документ для оплаты можно на сайте ФНС.
3. Подайте документы в налоговую
Подайте пакет документов для регистрации нового названия общества удобным способом:
Список документов для регистрации изменений:
4. Получите документы о смене названия ООО
Документы будут готовы через 5 рабочих дней. Вы получите их на электронную почту, указанную в заявлении Р13014. Если нужны документы в бумажном виде — необходимо на последнем листе данной формы проставить соответствующую отметку.
5. Переоформите внутренние документы
После смены наименования ООО необходимо заказать новую печать, переоформить доверенности, лицензии, ЭЦП, ККТ.
Новое название нужно будет отразить в следующих документах:
Также потребуется напечатать новые фирменные бланки.
«Йух» и «Ёбидоёби». Как можно и как нельзя назвать свою компанию
При создании своей компании приходится учитывать много нюансов. Один из них — название. Рассказываем, сколько ООО «Путин» существует в стране, стоит ли называть свое заведение «Французским рестораном» и почему переименовался бар «ЙУХ» на Покровке.
Что такое название компании с юридической точки зрения?
Как правило, под названием имеют в виду фирменное наименование юрлица — то, как оно представлено в учредительных документах и регистрируется в ЕГРЮЛ. Такое наименование строится по формуле: организационно-правовая форма + собственно наименование: ООО «Пятерочка».
Еще под названием потребители могут понимать товарный знак или коммерческое обозначение:
Например, есть ООО «Соловьи и тюльпаны», и есть два заведения, которые принадлежат этой компании: бар под названием «Соловей и тюльпан» и ресторан «Сложный понедельник». Наименования бара и ресторана — это коммерческие обозначения или товарные знаки, если владелец зарегистрировал их в Роспатенте, а ООО «Соловьи и тюльпаны» — фирменное наименование.
Товарный знак и коммерческое обозначение нужны, когда компания, например, открывает новое направление деятельности, запускает бренд или меняет сферу, но хочет остаться с прежним фирменным наименованием. В документах юрлицо останется ООО «Ромашка», а вместо закрывшейся стоматологии «Ромашка» откроет массажный салон «Незабудка», повесит такую вывеску над входом, заведет аккаунт в соцсетях и может выпустить одноименную серию массажных масел.
В статье мы рассмотрим по большей части истории с фирменными наименованиями — то есть официальными названиями для ЕГРЮЛ — но по товарным знакам и коммерческим обозначениям тоже пройдемся.
Итак, что нельзя использовать в названии компании?
Согласно ст. 1231.1 ГК РФ, в фирменное наименование запрещено включать:
1) государственные символы и знаки;
2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций;
3) сведения о наградах и знаках отличия.
Например, у Федеральной налоговой службы возникнут вопросы к названиям «Одежда из €вропы», «ЮНЕСКОД» и «Георгиевский крест».
В ч. 4 ст. 1473 ГК РФ установлены дополнительные условия — запрещено включать в название организации:
1) официальные наименования иностранных государств и производные от них;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
3) наименования общественных объединений;
4) обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;
5) наименования Российская Федерации или Россия и производные от них слова без отдельного разрешения Минюста России.
Например, вам не разрешат назвать кальянную «Прокуратура», а магазин снаряжения для рыбалки — «Единая Россия» или «Партия “Яблоко”» (а вот просто «Яблоко» — можно).
По закону фирменное наименование не может обозначать только род деятельности, и вам не разрешат зарегистрировать ООО «Тату-салон» или ООО «Йога-студия». Правда, на практике находится много исключений, и в ЕГРЮЛ можно обнаружить организации вроде ООО «Юридические услуги» и ООО «Бухгалтерия». Еще там есть «Белорусская косметика», «Французская пекарня» и «Французский ресторан», хотя они и содержат производные от названий стран. Другими словами, некоторые «неправильные» фирменные наименования все же регистрируют.
Требования к товарному знаку тоже содержатся в Гражданском кодексе. Он запрещает использовать названия, которые:
1) являются ложными или способны ввести в заблуждение относительно товара либо его изготовителя;
2) противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали;
3) схожи с официальными названиями объектов культурного наследия;
4) являются общепринятыми символами и терминами.
В 2016 году была зарегистрирована компания с фирменным наименованием ООО «Ёбидоёби» — сервис по доставке блюд японской кухни, чьи создатели вдохновились выражением, которое переводится как «День недели — суббота». ФНС вполне могла отказать из-за «обозначений, противоречащих общественным интересам, а также принципам гуманности и морали», но этого не произошло. При этом Роспатент отказал в регистрации такого же товарного знака, потому что отнес слова к нецензурной брани.
Когда хочется кого-то оскорбить и увековечить
А вот использовать имена исторических личностей в фирменном наименовании можно. Например, существует несколько ООО «Минин и Пожарский». Правда, зарегистрировать что-то подобное в качестве товарного знака может быть не так просто. Скажем, в 2018 Роспатент сначала отказал в регистрации товарного знака «Кулибин» (речь шла про оборудование и технические инструменты), но позже заявитель все-таки добился регистрации, сославшись на сохранение памяти об изобретателе.
Существуют и другие похожие случаи, когда фирменное наименование скорее всего зарегистрируют, а товарный знак — нет. Или возникнут сложности с рекламой. Например, в фирменном наименовании не запрещено напрямую использовать имена известных российских деятелей власти: в ЕГРЮЛ можно найти две компании, которые называются ООО «Путин», и одна из них ликвидирована по решению участников. Но из-за использования такого названия в рекламе ее могут признать недобросовестной, так как существует запрет узказывать, что «объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами». А Роспатент почти гарантированно откажет в регистрации в связи с противоречием общественным интересам. Это распространяется и на псевдонимы. По этой причине в 2019 году отказали в регистрации товарного знака «Псевдоним Платов».
Нет запрета и на использование в фирменном наименовании имен известных личностей, но ФНС может отказать в регистрации со ссылкой на противоречие принципам морали или общественным интересам. Роспатент скорее всего откажет в случае, если нет согласия от самого известного человека или его наследников. Например, «Торгово-развлекательный центр “Гагаринский”» не смог зарегистрировать товарный знак из-за возражений дочери Юрия Гагарина.
Слова «первый», «лучший», «номер 1» в фирменном наименовании лучше тоже использовать осторожно. Рекламу с такими выражениями могут посчитать недостоверной, хотя и есть организации, которые успешно используют подобные слова. Скажем, ассоциация ресторанов «Чайхона №1» работает с 2017 года.
Совсем вряд ли получится использовать названия, содержащие «обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали». Например, по ключевым словам «дурак», «урод» и «выродок» организаций в ЕГРЮЛ нет. ООО «Отморозок» исключено из ЕГРЮЛ в 2008 году как недействующее юридическое лицо. Кроме того, могут быть претензии со стороны ФАС из-за использования «бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений».
То, что коммерческое обозначение не подлежит регистрации, не означает, что можно брать в его качестве что угодно. На название над входом в поликлинику или на баннер в интернете могут тоже обратить внимание:
Помимо ГК, существуют региональные нормативы, касающиеся географических наименований
Например, использовать в фирменных наименованиях словесные символы города Москвы можно только с разрешения Геральдического совета Москвы.
При этом никто не запретит открыть в Екатеринбурге гостиницу «Москва», так как она работает не в Москве, где существуют особые требования к использованию названия города.
Арбитражный суд Нижегородской области признал законным отказ ФНС в регистрации ООО ПКП «Мебельная компания “Нижегородская”». После подачи апелляции решение суда отменили и постановили: «Указание в данном конкретном наименовании слова “Нижегородская”, по мнению суда апелляционной инстанции, может быть истолковано как географическое понимание местонахождения непосредственно самой организации, где будет осуществляться заявленная в уставе деятельность».
Кто еще может запретить использовать понравившееся название?
Запретить использование фирменного наименования может правообладатель исключительного коммерческого обозначения или товарного знака, сходных до степени смешения с вашим названием.
Исключительным коммерческое обозначение считается, если «обладает достаточными различительными признаками» и хорошо известно на какой-то территории. Если в Смоленске у жителей популярен «Мир светильников», называть так собственный магазин рискованно.
Претензии могут быть и у другой организации с аналогичным видом деятельности, чье фирменное наименование попало в ЕГРЮЛ раньше, чем ваше.
ООО «Баланс» подало иск к ООО «Группа компаний “Баланс”» в связи с тем, что первая компания существует на рынке на десять лет дольше. «Группа компаний “Баланс”» подала встречный иск. В итоге суд не удовлетворил требования истца и, более того, запретил ему использовать свое название.
На этапе регистрации организации ФНС чаще всего не проверяет наименование на оригинальность и крайне редко будет принимать какие-то меры после выявления совпадений. То есть при регистрации, вероятнее всего, желаемое название пройдет все проверки, но долго ли оно продержится на рынке, зависит от того, как скоро о нем узнают компании с аналогичными названиями и найдутся ли у них основания обратиться в суд.
Безопасно и без риска претензий можно использовать фирменное наименование, зарегистрированное в качестве товарного знака. Это тем более имеет смысл, когда бизнес приобретает известность.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Фирменное наименование ООО: правила выбора и ограничения для 2021 года
Каждое общество с ограниченной ответственностью должно иметь фирменное наименование.
По мнению специалистов, наименование предприятия должно отвечать следующим условиям:
Процедуру выбора названия ООО ограничивают требования не только маркетологов, но и текущего законодательства, которые содержатся в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Несоблюдение требований законодательства в вопросах, связанных с выбором названия, влечет за собой отказ в регистрации фирмы.
Указанный ФЗ устанавливает следующие правила:
Согласно закону, выбранное название не должно идти в разрез с общественными интересами, принципами морали и гуманности. Компании не вправе указывать в названии наименование органов государственной власти (включая муниципальные образования), общественных объединений, международных организаций либо учреждений.
Статья 1473 ГК РФ вводит запрет на использование в именах любых коммерческих предприятий названия других стран, в том числе и словоформы. При этом закон разрешает включать в название слова «Россия» и «Российская Федерация», наименования субъектов страны, городов. Однако для этого необходимо получить специальное разрешение и заплатить государственную пошлину.
На рынке нередко встречаются компании, имеющие одинаковое название (они отличаются ИНН и ОГРН). Поэтому при выборе наименования следует избегать подобных ситуаций. Правообладатель фирменного наименования ООО вправе обратиться в суд с иском для принуждения другой организации изменить идентичное или схожее до степени смешения наименование.
ФНС может обратиться в суд с требованием изменить компании текущее название на новое из-за несоответствия требованиям законодательства.
Крайне важно избегать подобных ситуаций. Смена названия негативно отражается на узнаваемости и имидже компании. Более того, несколько десятилетий назад переименование означало, что организация уходит от уплаты задолженностей. Поэтому смена названия часто приводит к оттоку постоянных клиентов и, как следствие, снижению прибыли.
Поэтому еще на стадии выбора необходимо помнить о том, что закон запрещает использовать в названии ООО следующее:
Что такое типовые уставы ООО? Разъяснения 2021 г.
1. Особенности типовых уставов ООО
Типовые уставы представляют собой готовые учредительные документы, разработанные Министерством экономического развития в помощь собственникам бизнеса. Они были утверждены в 2018 г., а непосредственно использоваться стали с 25 ноября 2020 года. В конце статьи размещены все 36 вариантов таких уставов. Учредители могут подобрать оптимальный для работы своей организации, а могут, как и прежде, разработать индивидуальный устав.
Выбирать один из предложенных версий типовых уставов надо внимательно, ведь их текст невозможно изменить. По этой причине такой устав не нужно распечатывать и подавать в ФНС, его номер указывается в заявлении при регистрации, он всегда доступен в электронном виде.
2. Плюсы и минусы типовых уставов
Плюсы типовых уставов:
Недостатки типовых уставов:
Из рассмотренного выше можно сделать вывод, что типовые уставы хороши своей готовой бесплатной формой: это позволяет сэкономить время и деньги на разработку устава организации. Тем не менее, положения типовых уставов применимы далеко не для всех организаций. К тому же Минэкономразвития в любое время может внести изменения в тексты типовых уставов.
3. Каким организациям не подходят типовые уставы?
Минэкономразвития приняло типовые уставы для ускорения и упрощения процесса регистрации бизнеса. Однако такие уставы нельзя назвать стандартными, они подходят далеко не всем компаниям.
Так, типовые уставы не применимы:
Статья на тему: «Наименование некоммерческой организации: требования по законодательству Российской Федерации»
Наименование некоммерческой организации: требования по законодательству Российской Федерации
Некоммерческим организациям, обладающим исключительной (уставной) правоспособностью, наименование тем более необходимо, так как оно не только позволяет отличать некоммерческие организации от других хозяйствующих субъектов, но и способствует и индивидуализации ее целей и задач, а также характера и результатов ее деятельности.
Необходимо также иметь в виду разъяснения, данные в п. 58.2 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»: право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией; наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, на них не распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 главы 76 Гражданского кодекса Российской Федерации…
Пунктом 5 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наименование юридического лица указываются в его учредительных документах. Требование об указании в учредительных документах некоммерческих организаций их наименования, содержащего указание на характер деятельности и организационно-правовую форму, закреплено также в пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно пункту 4 статьи 3 вышеназванного федерального закона печать некоммерческой организации должна содержать ее полное наименование. Там же предусмотрено, что некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием.
Наименование и место нахождения юридических лиц содержатся также в Едином государственном реестре юридических лиц.
Действующее законодательство устанавливает ряд требований к наименованию некоммерческих организаций. Прежде всего, согласно общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. В указанном пункте также установлено, что наименования некоммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Таким образом, некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Кроме того, наименование некоммерческой организации должно быть указано на государственном языке Российской Федерации – русском. На практике встречаются случаи, когда заявители подают учредительные документы с указанием наименования некоммерческой организации на иностранном языке или на языке народов России, что является нарушениями требований действующего законодательства и влечет за собой отказ в государственной регистрации такой некоммерческой организации.
Действующим законодательством также четко регламентировано использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования. Согласно статье 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», такое использование допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» утверждены Правила выдачи такого разрешения; согласно пункту 2 данных правил разрешение выдается Минюстом России.
Приказом Минюста России от 27.09.2011 № 345 «О Межведомственном экспертном совете по вопросам включения в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» образован названный Совет, а также утверждены Положение о названном Совете и состав названного Совета.
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд случаев, когда разрешение на использование официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, не требуется (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Такое разрешение не требуется для использования в наименованиях следующих юридических лиц: централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации; некоммерческих организаций, созданных на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; общероссийских общественных объединений; структурных подразделений общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения; общероссийских и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей и т.д.
В отношении слов, производных от слов «Российская Федерация» или «Россия», представляется уместным учитывать разъяснение, данное в Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 26.03.2009 № 5/29: под словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», … следует понимать в т.ч. и слово «российский» (и производные от него) …».
В случае отзыва разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, некоммерческая организация, согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязана внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в течение трех месяцев.
Следует отметить, что требования к наименованию и порядку использования наименования некоммерческих организаций также регулируется иными федеральными законами: статьей 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьей 6 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», пунктами 5, 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и т.д.
Например, статья 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает, что «официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности». Аналогичные нормы существуют и в отношении религиозных объединений. Примером допустимых указаний территориальной сферы деятельности общественных и религиозных объединений является применение наименований субъектов Российской Федерации или муниципальных образований или слов «региональный», «местный», но с последующим указанием в наименовании или в уставе конкретной территории.
Кроме того, в названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих на территории Российской Федерации политических партий, а также партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
Закон Российской Федерации от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» устанавливает, что наименование «торгово-промышленная палата» и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями указанного закона. Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания «торгово-промышленная палата», «торговая палата» или «промышленная палата» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.
В отношении религиозных организаций пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» требует, чтобы наименование религиозной организации содержало сведения о ее вероисповедании; свое полное наименование религиозная организация обязана указывать при осуществлении деятельности.
Несоответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации может явиться причиной отказа в ее государственной регистрации. Так, подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривают возможность отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, если «ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием», и если «наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан».
Учитывая, что наименование некоммерческой организации будет фигурировать во всех ее документах, к выбору наименования стоит подойти очень ответственно. В случае неправильно подобранного названия некоммерческая организация может как столкнуться с трудностями при осуществлении своей деятельности, так и получить отказ в государственной регистрации такой некоммерческой организации еще на стадии ее создания.