Что такое наказание в обществознании

НАКАЗАНИЕ

Смотреть что такое «НАКАЗАНИЕ» в других словарях:

НАКАЗАНИЕ — НАКАЗАНИЕ вид негативной санкции, применяемой в случае нарушения принятых установлений (правил, законов) и заключающейся в ограничении возможностей и понижении социального статуса (лишение прав, имущества, свободы) виновного в этом.… … Философская энциклопедия

НАКАЗАНИЕ — НАКАЗАНИЕ, наказания, ср. 1. Взыскание, налагаемое имеющим право, власть или силу, на того, кто совершил преступление или проступок; кара. Тяжкое наказание. Налагать на кого нибудь наказание. Заслужить наказание. Подвергнуться наказанию за что… … Толковый словарь Ушакова

наказание — (телесное, строгое, легкое, исправительное, уголовное), взыскание, кара, казнь, пеня, расправа, штраф, эпитимия. Ср … Словарь синонимов

Наказание — Любая реакция, следующая за определенным событием и уменыпающая вероятность возникновения этого события в будущем. К примеру, если ребенка бранят каждый раз, когда он кормит собаку едой со стола, то в конце концов он прекратит это делать.… … Большая психологическая энциклопедия

НАКАЗАНИЕ — Разберись, кто прав, кто виноват, да обоих и накажи. Александр Пушкин Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. Царь Соломон Притчи, 13, 24 В книге Бытия немало примеров наказания тех, кто ослушался… … Сводная энциклопедия афоризмов

НАКАЗАНИЕ — (punishment) Преднамеренное нанесение ущерба субъекту уполномоченными на то лицами, являющееся результатом нарушения им правил, соблюдение которых от него требуют и за нарушение которых он считается ответственным. Поскольку принудительная власть… … Политология. Словарь.

Наказание — (лат. supplicium; англ. penalty, punishment) в уголовном праве РФ мера гос ного принуждения, назначаемая по приговору суда лицам, признанным виновными в совершении преступления. Н. заключается в предусмотренных УК РФ* лишении или ограничении прав … Энциклопедия права

Наказание — мера принуждения, заключающаяся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод, применяемая по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

НАКАЗАНИЕ — (юридическое), мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицам, совершившим преступления. Заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденных. В российском праве основными видами наказания являются штраф,… … Современная энциклопедия

НАКАЗАНИЕ — НАКАЗАНИЕ, я, ср. 1. Мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление. Не пустили гулять в н. за шалость. Заслуженное н. Тяжёлое н. 2. перен. О ком чём н. трудном, тяжёлом, неприятном (разг.). Н. мне с ним. Не ребёнок, а н. Что за н … Толковый словарь Ожегова

Источник

Наказание это…

Что такое наказание в обществознании. Смотреть фото Что такое наказание в обществознании. Смотреть картинку Что такое наказание в обществознании. Картинка про Что такое наказание в обществознании. Фото Что такое наказание в обществознании

В Обществознании, да и в обыденной жизни понятия наказания часто путают по смыслу. Без разграничения, что оно — это не просто кара какая-то за какие-то проступки или преступления, невозможно разобраться ни в праве, ни в социальной сфере. Как следствие мы имеем целые орды ребят, которые пишут реальный ЕГЭ по обществу ниже минимального балла. В этой небольшой статье постараемся дать четкое разграничение этого понятия.

Понятие наказания в разных сферах жизни общества

Определение в обыденной жизни и в педагогике

В обыденной жизни наказание — это мера воздействия на человека, которая применяется в целях воспительного или иного воздействия агентами социализации. Ими могут быть люди, предствляющие те или иные социальные институты: в образовании — это учителя, воспитатели и преподаватели; в ближнем кругу — это родственники и друзья; также ими могут быть и работники правоохранительных органов. Однако последний пример больше относится уже к праву.

Вообще важно понимать вам, что все события общественной жизни крайне тесно переплетаются между собой. И иногда работник полиции может даже не привлекать тебя в административной ответственности, а просто пожурить, как пацаненка маленького, да и отпустить, если проступок незначительный.

В педагогике наказание — это мера воздействия на ребенка, который совершил проступок, переступил через какие-то моральные нормы. Понятно, что в случае такой меры воздействия апелляция чаще всего идет к нормам морали, да и реальных рычагов воздействия на ребенка у педагогического работника немного. Максимум, что есть — это свой собственный авторитет.

Особенно отлично чувствуют разницу молодые работники образования, которые пришли в школу работать, или же просто на стажировку. Бывает так, что класс просто тебя не слушает, дети открыто смеются над тобой, многие даже позволяют себе мат. Любые твои аргументы просто летят в никуда. Родители говорят, что вот у нас такой ребенок, вот мы такие — ничего с нами не сделать.

Но стоит зайти в класс классному руководителю, который вел этих ребят с 5 класса, то аудитория просто преображается. Хам и сумасброд, девятиклассник, который материл тебя и смеялся тебе прямо в лицо, подскакивает вместе со всеми и краснеет краснее помидора, как только Марья Ивановна начинает его отчитывать.

Вот она — сила педагогического авторитета! Таким образом, думаю, понятно, что наказание в обыденной жизни больше мера воздействия на нарушение норм морали, и каких-то легких норм административного права, по которым в России особо не привлекают к ответственности — например за мат в общественном месте.

Такие меры чаще всего опирается на авторитет, силу традиции или правила этикета — все это, понятно, неформальные нормы.

Понятие в уголовном праве

В уголовном праве наказание — это уже не просто мера воздействия — это мера принуждения физического лица, которая назначается по приговору суда за посягательство на права или жизнь другого физического лица.

В уголовном праве цель наказания не покарать преступника, а восстановить справедливость, а также попытаться перевоспитать его. Получается это или нет, вопрос вопросов. Но то, что цели такие благородные заложены, это просто отлично.

Общее в этих двух подходах, которые мы условно и утрированно можем назвать «нормативным» и «педагогическим» в том, что наказание — не может преследовать цель только покарать, или только цель возмездия. Понятие мести в цивилизованных странах, по идее, должно заменяться более гуманными целями. А само слово месть — восходит больше к нашим далеким предкам.

Однако в обыденной жизни эти понятия практически синонимы. Проблема тут конечно же в сбое работы как института образования и воспитания, так и в самом обществе, которое долго болеет и никак не может вылечиться. Ну, а чем оно болеет, что за болезнь такая, можете написать в комментариях. Я имею конечно же в виду, наше российское общество.

Вступайте в нашу группу Вконтакте, делитесь этой статьей в социальных сетях!

Источник

ЕГЭ. Обществознание. Право. Тема: «Уголовное право».

Что такое наказание в обществознании. Смотреть фото Что такое наказание в обществознании. Смотреть картинку Что такое наказание в обществознании. Картинка про Что такое наказание в обществознании. Фото Что такое наказание в обществознании

Уголовное право — кодекс норм, устанавливающих, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется.

Задача уголовного права: охрана интересов общества от преступных посягательств и предупреждение преступлений.

Функции уголовного права:

Выделяют общую превенцию (предупреждение совершения преступлений любыми лицами) и специальную превенцию (предупреждение повторного совершения преступлений лицами, которые ранее уже совершили преступление).

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Начинается с 14 лет.

Основание – совершение преступления.

Виды наказания несовершеннолетних:

-лишения права заниматься определенной деятельностью

-арест (от 1 до 4 месяцев)

-лишение свободы не больше чем на 10 лет.

-возложение обязанности загладить причиненный вред,

-ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего,

-передача под надзор родителей (лиц, их заменяющих) или специализированного гос. органа.

Принципы уголовного процесса:

Один из важнейших принципов уголовного процесса — презумпция невиновности. Его формулировка содержится в ч.1 ст.49 Конституции РФ: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда”. Данный принцип провозглашен в ст.11 Всеобщей декларации прав человека, которая принята Генеральной Ассамблеей ООН, а также в ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния:

Понятие преступления.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Признаки преступления.

Степень общественной опасности преступления:

Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Прямой умысел — лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Косвенный умысел — лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Легкомыслие — лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Небрежность — лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее:

Для того чтобы лицо считалось невменяемым, необходимо, чтобы его психическое состояние удовлетворяло двум критери­ям: медицинскому и психологическому.

а) хроническое психическое заболевание, т. е. такое заболе­вание, которое носит длительный характер, трудно поддается излечению, имеет тенденцию к прогрессированию (шизофре­ния, эпилепсия, сифилис центральной нервной системы, сосу­дистые заболевания головного мозга и др.);

б) временное расстройство психики, т. е. такое заболевание, которое характеризуется быстрым развитием, кратковременно­стью, полным выздоровлением (алкогольные психозы (delirium), психозы при инфекционных заболеваниях, тяжелые психиче­ские состояния под воздействием душевных потрясений и др.);

в) слабоумие, которое может быть как врожденным (оли­гофрены, имбицилы, дебилы), так и приобретенным (деменция);

г) иное болезненное психическое расстройство (тяжелые формы психопатии, аномалии психики у глухонемых, клепто­мания, пиромания и др.).

Виды преступлений.

В зависимости от характера и сте­пени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на следующие 4 категории преступлений:

Критерием типологизации преступлений яв­ляется суровость наказания.

Субъективная сторона состава преступления – это вина, заключающаяся в психическом отношении субъекта преступления к совершаемому им запрещенному уголовным законом общественно опасному деянию (действию или бездействию) и его последствиям в форме умысла или неосторожности. Субъективная сторона состава преступления включает также мотив и цель преступления.

Вина — обязательный признак субъективной стороны, представляет собой особое психическое отношение субъекта в форме умысла или неосторожности к совершенному им запрещенному уголовным законом деянию и его последствиям.

Мотив преступления — это обусловленное потребностями осознанное побуждение, вызывающее решимость лица совершить преступление. Уголовно-правовое значение имеют, как правило, корыстные и хулиганские мотивы.

Цель преступления — это представление лица о желаемом результате, к достижению которого оно стремится, совершая преступление.

Соучастие в преступлении

Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Действия виновных должны быть совместными, направ­ленными на одну цель, дополняющими друг друга. Если лица участвуют в одном посягательстве, но у них разные цели, то нельзя говорить о соучастии. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.

Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.

Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.

Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Субъектом преступления является физическое лицо, совершившее преступление и способное нести уголовную ответственность за содеянное.

Уголовный закон выделят наряду с общим субъектом и специальный.

Специальный субъект преступления — лицо, которое наряду с общими признаками субъекта преступления должно обладать некоторыми дополнительными признаками (например, должностное лицо, военнослужащий, машинист тепловоза и т.п.).

Уголовная ответственность за совершенное преступление наступает с определенного возраста (общее правило — с 16 лет, против личности – с 14 лет, некоторые только с 18 лет).

Признаком субъекта преступления также является вменяемость лица, то есть его способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Вменяемость есть способность лица сознавать во время совершения преступления фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, обусловливающая возможность лица признаваться виновным и нести уголовную ответственность за содеянное.

Объективная сторона — это внешняя характеристика преступления, внешнее проявление преступного посягательства на определенный, охраняемый уголовным законом объект.

Признаки объективной стороны: общественно опасное деяние (действие или бездействие), общественно опасные последствия, причинную связь между общественно опасным деянием и общественно опасным последствием, способ, орудия и средства, место, время и обстановку совершения преступления.

Общественно опасное деяние является обязательным признаком для всех составов преступления. Основной характеристикой деяния является способ совершения преступления в форме действия или бездействия.

Действие — общественно опасное, противоправное, осознанное, волевое и активное поведение человека, причиняющее вред или создающее угрозу причинения вреда личности, обществу и государству.

Бездействие — общественно опасное, противоправное, осознанное, волевое, пассивное поведение человека, заключающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно обязано было и могло совершить по предотвращению вреда или устранению угрозы причинения вреда личности, обществу и государству. Бездействием совершаются такие преступления, как неоказание помощи больному оставление в опасности,), уклонение от уплаты таможенных платежей и др.

Общественно опасные последствия (преступный результат) — это вред, причиненный объекту уголовно-правовой охраны в результате общественно опасного деяния.

Причинная связь представляет собой объективно существующую связь между общественно опасным деянием (действием или бездействием) и наступившим преступным результатом, при этом:

— деяние предшествует во времени последствию, подготавливает и определяет реальную возможность его наступления;

— действие или бездействие должно быть необходимым условием и главной непосредственной причиной, неизбежно вызывающей наступление данного последствия.

Причину последствий нужно отличать от необходимого условия наступления последствий. Необходимое условие — это такое действие (бездействие), без которого не могло возникнуть последствие; иначе говоря, необхо­димое условие способствует появлению причин, т. е. обстоя­тельств, которые влекут наступление преступного последствия.

Способ, орудия и средства, место, время и обстановка совершения преступления — факультативные (дополнительные) признаки объективной стороны преступления.

Способ совершения преступления — это приемы и методы, которые использовал преступник для совершения преступления.

Орудия и средства совершения преступления — это предметы, использованные преступником для совершения преступления.

Место совершения преступления — это определенная территория, на которой совершено преступление.

Время совершения преступления — это определенный временной период, когда может быть совершено преступление.

Обстановка совершения преступления — это те объективные условия, при которых происходит преступление.

Объект преступления – это охраняемые уголовным законом личностные, общественные и государственные интересы (блага), которым причиняется или может быть причинен вред в результате преступного посягательства: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества.

Понятие и цели ответственности.

Уголовное наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда виновному лицу и заключается в установленных законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица, которые не должны причинять физических страданий и унижать человеческое достоинство.

Цели наказания:

Виды наказаний по уголовному праву.

Уголовный кодекс устанавливает исчерпывающий и обяза­тельный для судов перечень видов наказаний, расположенных от более сурового к более легкому.

По характеру лишений причиняемых осужденному виды нака­зания можно разделить на следующие группы:

а) связанные с моральным воздействием на осужденного (лишение воинского или специального звания);

б) связанные в основном с ограничением прав осужденного (лишение права занимать определенные должности);

в) связанные в основном с материальными лишениями (исправительные работы, штраф, конфискация имущества);

г) связанные с ограничением или лишением свободы осужденного (лишение свободы, на­правление в дисциплинарный батальон и др.).

Виды наказаний:

а) основные наказания — это те наказания, которые могут назначаться лишь как самостоятельные виды и которые нельзя присоединять в дополнение к другим (смертная казнь, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свобо­ды, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, огра­ничение свободы, ограничение по военной службе, исправи­тельные работы, обязательные работы);

б) дополнительные наказания — это такие наказания, кото­рые носят вспомогательный характер по отношению к основ­ному наказанию для обеспечения целей наказания. Они не мо­гут назначаться самостоятельно, а только присоединяются к ос­новным видам наказания (лишение воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества);

в) наказания, которые могут быть как основными, так и до­полнительными, т. е. данные наказания можно не только назна­чать самостоятельно, но и присоединять к другим видам наказа­ния в случаях, установленных законом (штраф, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью).

Обстоятельства, смягчающие наказание.

Уголовный закон содержит лишь примерный перечень смяг­чающих обстоятельств, поскольку при назначении наказания суд может признать смягчающими ответственность обстоя­тельства, не указанные в законе.

Эти факторы могут быть самыми различными: тяжелое заболевание виновного или его близких, тяжелое материальное положение (если оно только не вызвано злоупотреблением алкоголем), не­благоприятные жилищные условия, конфликтная ситуация в семье, на работе, разрыв с любимой девушкой, увольнение с работы, исключение из вуза и т. п.

Материальная зависимость — такая зависимость, когда от лица, склонившего к совершению преступления, виновный по­лучал основную часть средств существования (например, нахо­дился на иждивении) либо является его должником.

Служебная зависимость определяется подчиненностью по службе лицу, склонившему к совершению преступления.

11.добровольное воз­мещение имущественного ущерба и морального вреда, причинен­ных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

Обстоятельства, отягчающие ответственность.

Источник уголовного права – Уголовный кодекс РФ.

УК РФ – федеральный систематизированный законодательный акт, определяющий общественно опасные деяния (преступления) и устанавливающий наказания за их совершение.

Новый УК РФ вступил в силу 1 января 1997 г.

Уголовно-процессуальное право — это социально обусловлен­ная система выраженных в законе правил (норм), регулирующая деятельность по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел с целью достижения задач уголовного процесса, т.е. правил надлежащей правовой процедуры, в которой могут быть реализованы задачи уголовного процесса.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Стадии уголовного процесса:

На данном сайте можно прочитать статью: «Участники уголовного процесса».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Что такое наказание в обществознании

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

СОДЕРЖАНИЕ:

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило, образец, стандарт». Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Все социальные нормы представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения — экономические, политические, социально?культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов — табу. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления — государства — и появления нового вида социальных регуляторов — права.

Формирование права шло несколькими путями. Во?первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению. Во?вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно?организованного общества и создавая юридические прецеденты. В?третьих, государство само «творило» право путем издания специальных нормативных актов.

В политической и юридической науке нет единства в понимании сущности права. В соответствии с нормативистским подходом (безоговорочно принятым советской юриспруденцией) право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Этот подход подчеркивает зависимость права от государственной воли. Социологическая школа рассматривает право как деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои полномочия. Сторонники этого подхода к сущности права отождествляют право и урегулированные им общественные отношения. Ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации.

Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

Право характеризуется следующими признаками: а) нормативностью — право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу субъектов, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

б) общеобязательностью — правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями независимо от отношения к ним тех или иных субъектов правоотношений;

в) формальной определенностью — правовые нормы выражены в словесно?письменной форме и закреплены в текстах различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью определенности и ясности;

г) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;

д) гарантированностью государством — реализация правовых норм обеспечена в необходимых случаях принудительной силой государства;

е) многократностью применения — нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

а) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию общественных отношений;

б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя;

в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты;

г) идеологическую, отражающуюся в способности права формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения;

д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

В практической деятельности государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. В этом проявляется его относительная независимость и свобода. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой?либо определенный вариант действий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *