Что такое наказание в обществознании
НАКАЗАНИЕ
Смотреть что такое «НАКАЗАНИЕ» в других словарях:
НАКАЗАНИЕ — НАКАЗАНИЕ вид негативной санкции, применяемой в случае нарушения принятых установлений (правил, законов) и заключающейся в ограничении возможностей и понижении социального статуса (лишение прав, имущества, свободы) виновного в этом.… … Философская энциклопедия
НАКАЗАНИЕ — НАКАЗАНИЕ, наказания, ср. 1. Взыскание, налагаемое имеющим право, власть или силу, на того, кто совершил преступление или проступок; кара. Тяжкое наказание. Налагать на кого нибудь наказание. Заслужить наказание. Подвергнуться наказанию за что… … Толковый словарь Ушакова
наказание — (телесное, строгое, легкое, исправительное, уголовное), взыскание, кара, казнь, пеня, расправа, штраф, эпитимия. Ср … Словарь синонимов
Наказание — Любая реакция, следующая за определенным событием и уменыпающая вероятность возникновения этого события в будущем. К примеру, если ребенка бранят каждый раз, когда он кормит собаку едой со стола, то в конце концов он прекратит это делать.… … Большая психологическая энциклопедия
НАКАЗАНИЕ — Разберись, кто прав, кто виноват, да обоих и накажи. Александр Пушкин Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. Царь Соломон Притчи, 13, 24 В книге Бытия немало примеров наказания тех, кто ослушался… … Сводная энциклопедия афоризмов
НАКАЗАНИЕ — (punishment) Преднамеренное нанесение ущерба субъекту уполномоченными на то лицами, являющееся результатом нарушения им правил, соблюдение которых от него требуют и за нарушение которых он считается ответственным. Поскольку принудительная власть… … Политология. Словарь.
Наказание — (лат. supplicium; англ. penalty, punishment) в уголовном праве РФ мера гос ного принуждения, назначаемая по приговору суда лицам, признанным виновными в совершении преступления. Н. заключается в предусмотренных УК РФ* лишении или ограничении прав … Энциклопедия права
Наказание — мера принуждения, заключающаяся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод, применяемая по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
НАКАЗАНИЕ — (юридическое), мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицам, совершившим преступления. Заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденных. В российском праве основными видами наказания являются штраф,… … Современная энциклопедия
НАКАЗАНИЕ — НАКАЗАНИЕ, я, ср. 1. Мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление. Не пустили гулять в н. за шалость. Заслуженное н. Тяжёлое н. 2. перен. О ком чём н. трудном, тяжёлом, неприятном (разг.). Н. мне с ним. Не ребёнок, а н. Что за н … Толковый словарь Ожегова
Наказание это…
В Обществознании, да и в обыденной жизни понятия наказания часто путают по смыслу. Без разграничения, что оно — это не просто кара какая-то за какие-то проступки или преступления, невозможно разобраться ни в праве, ни в социальной сфере. Как следствие мы имеем целые орды ребят, которые пишут реальный ЕГЭ по обществу ниже минимального балла. В этой небольшой статье постараемся дать четкое разграничение этого понятия.
Понятие наказания в разных сферах жизни общества
Определение в обыденной жизни и в педагогике
В обыденной жизни наказание — это мера воздействия на человека, которая применяется в целях воспительного или иного воздействия агентами социализации. Ими могут быть люди, предствляющие те или иные социальные институты: в образовании — это учителя, воспитатели и преподаватели; в ближнем кругу — это родственники и друзья; также ими могут быть и работники правоохранительных органов. Однако последний пример больше относится уже к праву.
Вообще важно понимать вам, что все события общественной жизни крайне тесно переплетаются между собой. И иногда работник полиции может даже не привлекать тебя в административной ответственности, а просто пожурить, как пацаненка маленького, да и отпустить, если проступок незначительный.
В педагогике наказание — это мера воздействия на ребенка, который совершил проступок, переступил через какие-то моральные нормы. Понятно, что в случае такой меры воздействия апелляция чаще всего идет к нормам морали, да и реальных рычагов воздействия на ребенка у педагогического работника немного. Максимум, что есть — это свой собственный авторитет.
Особенно отлично чувствуют разницу молодые работники образования, которые пришли в школу работать, или же просто на стажировку. Бывает так, что класс просто тебя не слушает, дети открыто смеются над тобой, многие даже позволяют себе мат. Любые твои аргументы просто летят в никуда. Родители говорят, что вот у нас такой ребенок, вот мы такие — ничего с нами не сделать.
Но стоит зайти в класс классному руководителю, который вел этих ребят с 5 класса, то аудитория просто преображается. Хам и сумасброд, девятиклассник, который материл тебя и смеялся тебе прямо в лицо, подскакивает вместе со всеми и краснеет краснее помидора, как только Марья Ивановна начинает его отчитывать.
Вот она — сила педагогического авторитета! Таким образом, думаю, понятно, что наказание в обыденной жизни больше мера воздействия на нарушение норм морали, и каких-то легких норм административного права, по которым в России особо не привлекают к ответственности — например за мат в общественном месте.
Такие меры чаще всего опирается на авторитет, силу традиции или правила этикета — все это, понятно, неформальные нормы.
Понятие в уголовном праве
В уголовном праве наказание — это уже не просто мера воздействия — это мера принуждения физического лица, которая назначается по приговору суда за посягательство на права или жизнь другого физического лица.
В уголовном праве цель наказания не покарать преступника, а восстановить справедливость, а также попытаться перевоспитать его. Получается это или нет, вопрос вопросов. Но то, что цели такие благородные заложены, это просто отлично.
Общее в этих двух подходах, которые мы условно и утрированно можем назвать «нормативным» и «педагогическим» в том, что наказание — не может преследовать цель только покарать, или только цель возмездия. Понятие мести в цивилизованных странах, по идее, должно заменяться более гуманными целями. А само слово месть — восходит больше к нашим далеким предкам.
Однако в обыденной жизни эти понятия практически синонимы. Проблема тут конечно же в сбое работы как института образования и воспитания, так и в самом обществе, которое долго болеет и никак не может вылечиться. Ну, а чем оно болеет, что за болезнь такая, можете написать в комментариях. Я имею конечно же в виду, наше российское общество.
Вступайте в нашу группу Вконтакте, делитесь этой статьей в социальных сетях!
ЕГЭ. Обществознание. Право. Тема: «Уголовное право».
Уголовное право — кодекс норм, устанавливающих, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется.
Задача уголовного права: охрана интересов общества от преступных посягательств и предупреждение преступлений.
Функции уголовного права:
Выделяют общую превенцию (предупреждение совершения преступлений любыми лицами) и специальную превенцию (предупреждение повторного совершения преступлений лицами, которые ранее уже совершили преступление).
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Начинается с 14 лет.
Основание – совершение преступления.
Виды наказания несовершеннолетних:
-лишения права заниматься определенной деятельностью
-арест (от 1 до 4 месяцев)
-лишение свободы не больше чем на 10 лет.
-возложение обязанности загладить причиненный вред,
-ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего,
-передача под надзор родителей (лиц, их заменяющих) или специализированного гос. органа.
Принципы уголовного процесса:
Один из важнейших принципов уголовного процесса — презумпция невиновности. Его формулировка содержится в ч.1 ст.49 Конституции РФ: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда”. Данный принцип провозглашен в ст.11 Всеобщей декларации прав человека, которая принята Генеральной Ассамблеей ООН, а также в ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния:
Понятие преступления.
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
Признаки преступления.
Степень общественной опасности преступления:
Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
Прямой умысел — лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Косвенный умысел — лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
Легкомыслие — лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.
Небрежность — лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее:
Для того чтобы лицо считалось невменяемым, необходимо, чтобы его психическое состояние удовлетворяло двум критериям: медицинскому и психологическому.
а) хроническое психическое заболевание, т. е. такое заболевание, которое носит длительный характер, трудно поддается излечению, имеет тенденцию к прогрессированию (шизофрения, эпилепсия, сифилис центральной нервной системы, сосудистые заболевания головного мозга и др.);
б) временное расстройство психики, т. е. такое заболевание, которое характеризуется быстрым развитием, кратковременностью, полным выздоровлением (алкогольные психозы (delirium), психозы при инфекционных заболеваниях, тяжелые психические состояния под воздействием душевных потрясений и др.);
в) слабоумие, которое может быть как врожденным (олигофрены, имбицилы, дебилы), так и приобретенным (деменция);
г) иное болезненное психическое расстройство (тяжелые формы психопатии, аномалии психики у глухонемых, клептомания, пиромания и др.).
Виды преступлений.
В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на следующие 4 категории преступлений:
Критерием типологизации преступлений является суровость наказания.
Субъективная сторона состава преступления – это вина, заключающаяся в психическом отношении субъекта преступления к совершаемому им запрещенному уголовным законом общественно опасному деянию (действию или бездействию) и его последствиям в форме умысла или неосторожности. Субъективная сторона состава преступления включает также мотив и цель преступления.
Вина — обязательный признак субъективной стороны, представляет собой особое психическое отношение субъекта в форме умысла или неосторожности к совершенному им запрещенному уголовным законом деянию и его последствиям.
Мотив преступления — это обусловленное потребностями осознанное побуждение, вызывающее решимость лица совершить преступление. Уголовно-правовое значение имеют, как правило, корыстные и хулиганские мотивы.
Цель преступления — это представление лица о желаемом результате, к достижению которого оно стремится, совершая преступление.
Соучастие в преступлении
Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Действия виновных должны быть совместными, направленными на одну цель, дополняющими друг друга. Если лица участвуют в одном посягательстве, но у них разные цели, то нельзя говорить о соучастии. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.
Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.
Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.
Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.
Субъектом преступления является физическое лицо, совершившее преступление и способное нести уголовную ответственность за содеянное.
Уголовный закон выделят наряду с общим субъектом и специальный.
Специальный субъект преступления — лицо, которое наряду с общими признаками субъекта преступления должно обладать некоторыми дополнительными признаками (например, должностное лицо, военнослужащий, машинист тепловоза и т.п.).
Уголовная ответственность за совершенное преступление наступает с определенного возраста (общее правило — с 16 лет, против личности – с 14 лет, некоторые только с 18 лет).
Признаком субъекта преступления также является вменяемость лица, то есть его способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.
Вменяемость есть способность лица сознавать во время совершения преступления фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, обусловливающая возможность лица признаваться виновным и нести уголовную ответственность за содеянное.
Объективная сторона — это внешняя характеристика преступления, внешнее проявление преступного посягательства на определенный, охраняемый уголовным законом объект.
Признаки объективной стороны: общественно опасное деяние (действие или бездействие), общественно опасные последствия, причинную связь между общественно опасным деянием и общественно опасным последствием, способ, орудия и средства, место, время и обстановку совершения преступления.
Общественно опасное деяние является обязательным признаком для всех составов преступления. Основной характеристикой деяния является способ совершения преступления в форме действия или бездействия.
Действие — общественно опасное, противоправное, осознанное, волевое и активное поведение человека, причиняющее вред или создающее угрозу причинения вреда личности, обществу и государству.
Бездействие — общественно опасное, противоправное, осознанное, волевое, пассивное поведение человека, заключающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно обязано было и могло совершить по предотвращению вреда или устранению угрозы причинения вреда личности, обществу и государству. Бездействием совершаются такие преступления, как неоказание помощи больному оставление в опасности,), уклонение от уплаты таможенных платежей и др.
Общественно опасные последствия (преступный результат) — это вред, причиненный объекту уголовно-правовой охраны в результате общественно опасного деяния.
Причинная связь представляет собой объективно существующую связь между общественно опасным деянием (действием или бездействием) и наступившим преступным результатом, при этом:
— деяние предшествует во времени последствию, подготавливает и определяет реальную возможность его наступления;
— действие или бездействие должно быть необходимым условием и главной непосредственной причиной, неизбежно вызывающей наступление данного последствия.
Причину последствий нужно отличать от необходимого условия наступления последствий. Необходимое условие — это такое действие (бездействие), без которого не могло возникнуть последствие; иначе говоря, необходимое условие способствует появлению причин, т. е. обстоятельств, которые влекут наступление преступного последствия.
Способ, орудия и средства, место, время и обстановка совершения преступления — факультативные (дополнительные) признаки объективной стороны преступления.
Способ совершения преступления — это приемы и методы, которые использовал преступник для совершения преступления.
Орудия и средства совершения преступления — это предметы, использованные преступником для совершения преступления.
Место совершения преступления — это определенная территория, на которой совершено преступление.
Время совершения преступления — это определенный временной период, когда может быть совершено преступление.
Обстановка совершения преступления — это те объективные условия, при которых происходит преступление.
Объект преступления – это охраняемые уголовным законом личностные, общественные и государственные интересы (блага), которым причиняется или может быть причинен вред в результате преступного посягательства: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества.
Понятие и цели ответственности.
Уголовное наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда виновному лицу и заключается в установленных законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица, которые не должны причинять физических страданий и унижать человеческое достоинство.
Цели наказания:
Виды наказаний по уголовному праву.
Уголовный кодекс устанавливает исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных от более сурового к более легкому.
По характеру лишений причиняемых осужденному виды наказания можно разделить на следующие группы:
а) связанные с моральным воздействием на осужденного (лишение воинского или специального звания);
б) связанные в основном с ограничением прав осужденного (лишение права занимать определенные должности);
в) связанные в основном с материальными лишениями (исправительные работы, штраф, конфискация имущества);
г) связанные с ограничением или лишением свободы осужденного (лишение свободы, направление в дисциплинарный батальон и др.).
Виды наказаний:
а) основные наказания — это те наказания, которые могут назначаться лишь как самостоятельные виды и которые нельзя присоединять в дополнение к другим (смертная казнь, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, ограничение свободы, ограничение по военной службе, исправительные работы, обязательные работы);
б) дополнительные наказания — это такие наказания, которые носят вспомогательный характер по отношению к основному наказанию для обеспечения целей наказания. Они не могут назначаться самостоятельно, а только присоединяются к основным видам наказания (лишение воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества);
в) наказания, которые могут быть как основными, так и дополнительными, т. е. данные наказания можно не только назначать самостоятельно, но и присоединять к другим видам наказания в случаях, установленных законом (штраф, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью).
Обстоятельства, смягчающие наказание.
Уголовный закон содержит лишь примерный перечень смягчающих обстоятельств, поскольку при назначении наказания суд может признать смягчающими ответственность обстоятельства, не указанные в законе.
Эти факторы могут быть самыми различными: тяжелое заболевание виновного или его близких, тяжелое материальное положение (если оно только не вызвано злоупотреблением алкоголем), неблагоприятные жилищные условия, конфликтная ситуация в семье, на работе, разрыв с любимой девушкой, увольнение с работы, исключение из вуза и т. п.
Материальная зависимость — такая зависимость, когда от лица, склонившего к совершению преступления, виновный получал основную часть средств существования (например, находился на иждивении) либо является его должником.
Служебная зависимость определяется подчиненностью по службе лицу, склонившему к совершению преступления.
11.добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
Обстоятельства, отягчающие ответственность.
Источник уголовного права – Уголовный кодекс РФ.
УК РФ – федеральный систематизированный законодательный акт, определяющий общественно опасные деяния (преступления) и устанавливающий наказания за их совершение.
Новый УК РФ вступил в силу 1 января 1997 г.
Уголовно-процессуальное право — это социально обусловленная система выраженных в законе правил (норм), регулирующая деятельность по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел с целью достижения задач уголовного процесса, т.е. правил надлежащей правовой процедуры, в которой могут быть реализованы задачи уголовного процесса.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Стадии уголовного процесса:
На данном сайте можно прочитать статью: «Участники уголовного процесса».
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Что такое наказание в обществознании
Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
СОДЕРЖАНИЕ:
Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.
Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило, образец, стандарт». Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.
Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.
Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Все социальные нормы представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.
Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения — экономические, политические, социально?культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.
Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.
Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов — табу. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления — государства — и появления нового вида социальных регуляторов — права.
Формирование права шло несколькими путями. Во?первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению. Во?вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно?организованного общества и создавая юридические прецеденты. В?третьих, государство само «творило» право путем издания специальных нормативных актов.
В политической и юридической науке нет единства в понимании сущности права. В соответствии с нормативистским подходом (безоговорочно принятым советской юриспруденцией) право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Этот подход подчеркивает зависимость права от государственной воли. Социологическая школа рассматривает право как деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои полномочия. Сторонники этого подхода к сущности права отождествляют право и урегулированные им общественные отношения. Ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации.
Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.
Право характеризуется следующими признаками: а) нормативностью — право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу субъектов, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;
б) общеобязательностью — правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями независимо от отношения к ним тех или иных субъектов правоотношений;
в) формальной определенностью — правовые нормы выражены в словесно?письменной форме и закреплены в текстах различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью определенности и ясности;
г) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;
д) гарантированностью государством — реализация правовых норм обеспечена в необходимых случаях принудительной силой государства;
е) многократностью применения — нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.
Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:
а) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию общественных отношений;
б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя;
в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты;
г) идеологическую, отражающуюся в способности права формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения;
д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности.
В практической деятельности государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.
Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.
Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. В этом проявляется его относительная независимость и свобода. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой?либо определенный вариант действий.