Что такое налог на гугл
Принят закон о налоге на Гугл
15 июня Государственная Дума РФ приняла в третьем окончательном чтении так называемый «Закон о налоге на Гугл». Законопроект получил такое название в связи с введением НДС на «оказание услуги электронным способом» иностранными ИТ-компаниями. С полным текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.
Чем грозят налоговые поправки российским посредникам и потребителям?
Перечень услуг в электронной форме
Оказанием услуг в электронной форме признается их предоставление через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий.
Полный перечень таких электронных услуг приведен в новой статье1742 НК РФ.
К электронным услугам отнесено:
1. предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
2. оказание рекламных услуг в сети «Интернет», в том чисе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети «Интернет», а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет»;
3. оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети
«Интернет»;
4. оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);
5. обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
6. хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»;
7. предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
8. предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
9. оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети «Интернет»;
10. оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
11. предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет»;
12. оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
13. предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»;
14. ведение статистики на сайтах в сети «Интернет».
К услугам в электронной форме не относятся, в частности, следующие операции:
1. реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;
2. реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
3. оказание консультационных услуг по электронной почте;
4. оказание услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет».
Когда возникает НДС на услуги в электронной форме
НДС начисляется при оказании электронных услуг иностранными лицами российским покупателям. При этом считается, что покупатель находится на территории России в следующих случаях:
1. Покупатель организация или ИП – по месту государственной регистрации;
Действие льготы по НДС в отношении электронных услуг
В ходе рассмотрения законопроекта из него исключены поправки в пп.26 п.2 ст.149 НК РФ, который предусматривает освобождение от НДС лицензионного вознаграждения по договорам на использование программ для ЭВМ.
Пересечение с перечнем «услуг в электронной форме» имеется только в пункте, которым предусмотрено «предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа».
Однако данная коллизия только видимая. При квалификации сделок в налоговом законодательстве используются термины и положения гражданского права. Как мы неоднократно писали ранее, в гражданском праве лицензионный договор может заключаться только в случаях передачи отдельного экземпляра программного обеспечения в фактическое пользование лицензиата.
Таким образом, при оказании услуг на базе программного обеспечения, в том числе путем предоставления к нему удаленного доступа лицензионный договор не может заключаться, т.к. экземпляр ПО не передается (не загружается) на устройство пользователя.
Соответственно, льгота по НДС в случаях «оказания услуг в электронной форме» не применяется.
Кто платит российский НДС на электронные услуги
В общем случае действует следующий алгоритм:
1) В случае оказания услуг в электронной форме иностранной компанией по прямому договору с физическим лицом, российский НДС выплачивает такая иностранная организация.
2) Если услуги в электронной форме предоставляются иностранной компанией российской организации или ИП либо представительству иностранной компании на территории России, последние самостоятельно исчисляют и уплачивают НДС с суммы, перечисляемой иностранной компании, в качестве налогового агента.
Когда «Закон о налоге на Гугл» вступит в силу
Документ направлен на утверждение в Совет Федерации. После утверждение в верхней палате Парламента (в чем особо сомневаться не приходится) законопроект «о налоге на Google» будет передан Президенту.
Закон планируется ввести в действие с 01 января 2017 года.
Что такое «налог на Google» и как он изменит индустрию: мнения юристов и игровых разработчиков Статьи редакции
В начале декабря Google разослала пользователям «Google Диска» и разработчикам из Google Play предупреждения: с 2017 года в стоимость сервисов будет включен налог на добавленную стоимость в размере 18%. Закон о «налоге на Google» обязывает иностранные ИТ-компании с 2017 года платить НДС с продажи в России цифрового контента, ПО, услуг хранения и обработки информации, а также регистрации доменов и хостинга.
Редакция DTF пообщалась с юридическими консультантами, а также попросила членов Экспертного совета игровой индустрии (ЭСИИ) прокомментировать ситуацию, в которую попали компания Google и пользователи её магазина.
Что такое «налог на Google»
Нашумевший закон о «налоге на Google» ввёл обязанность для таких компаний, как Google и Apple, быть налоговыми агентами. Это значит, что они обязаны исчислять и удерживать НДС. Смена статуса должна произойти с 1 января 2017 года, и этим обусловлено направление писем разработчикам.
Теперь все функции по уплате НДС Google возьмёт на себя. Для этого ФНС создало специальный личный кабинет, посредством которого будет происходить взаимодействие иностранной компании и налогового органа.
Налоговая база для исчисления НДС определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исходя из фактических цен их реализации. Как указано в письме, налог будет прибавлен ко всем ценам на реализуемые продукты. Это повлечет увеличение цены для конечных пользователей.
Нужно отметить, что разъяснений для российских организаций Минфин до сих пор не выпустил, хотя закон содержит ряд «белых пятен», о которых говорили в момент его принятия.
На что стоит обратить внимание
Разработчики начали получать уведомления Google Play с напоминанием о том, что с 1 января 2017 года вступают в силу изменения в российском налоговом законодательстве, касающиеся применения налога на добавленную стоимость при реализации платных приложений и внутриигровых покупок.
Сервис предупреждает о повышении цен для покупателей из России и предлагает заранее скорректировать стоимость приложений и контента, если, конечно, у разработчиков есть такое желание.
Советник ЭСИИ по юридическим и GR-вопросам Олег Павлов рекомендует дополнительно обратить внимание на следующие моменты.
Олег Павловконсультант Экспертного совета игровой индустрии по юридическим и GR-вопросам
Во-первых, поскольку непосредственные расчёты происходят между потребителем и сервисом Google, последний выступает в качестве налогового агента и самостоятельно производит исчисление и уплату налога. То есть разработчику не требуется предпринимать никаких действий.
Во-вторых, налог будет применяться не только если покупатель живет в России, но и в следующих случаях:
И хотя поправки ещё не вступили в силу, уже начали появляться первые официальные разъяснения. В частности, Федеральная налоговая служба в своем письме от 9 августа 2016 года отмечает, что на иностранное физическое лицо — предпринимателя, — вышеуказанные нововведения не распространяются (Письмо ФНС России от 09.08.2016 N СД-3-3/3618@).
На самом деле, вопросов к этому налогу гораздо больше, в том числе в контексте игровой индустрии. ЭСИИ следит за развитием ситуации и по мере формирования практики готов взаимодействовать с регуляторами для получения разъяснений по всем неоднозначным моментам, затрагивающим интересы разработчиков.
Комментарии экспертов
Письмо от Google просто извещает разработчиков о том, что в ближайшее время цены в Google Play вырастут для российских пользователей на 18%, и делать для этого специально ничего не нужно. То есть, как и ожидалось, российским игрокам придётся платить больше. Цены в магазинах и так порядком выросли в связи с падением курса рубля, что уже заметно сократило количество покупок. Дальнейшее увеличение стоимости ещё сильнее его уменьшит. В итоге, вместо того, чтобы дать толчок к развитию российского ИТ-сектора, закон, наоборот, только замедлит его развитие. Вопрос с двойным налогообложением пока также остается открытым.
Сергей Орловскийоснователь Nival, участник ЭСИИ
Google выполняет закон. Последствия будут ровно те, о которых я писал ранее.
Большинство российских разработчиков продают свои игры в России через западные площадки, типа App Store, Google Play или Steam. Потому что там аудитория, и это очень удобно. Если их обложат налогом, то это автоматически скажется и на российских компаниях. При этом, в третьем чтении, несмотря на все разговоры, так и не решили проблему с двойным НДС, когда первый раз его платит платформа, а второй раз — сам разработчик, когда получает деньги с платформы. То есть проблема деофшоризации тоже не решена.
Ещё надо отметить абсолютную несвоевременность данных изменений. После двукратного сокращения рынка из-за падения рубля введение НДС приведет к ещё большему его сокращению. Не говоря уже о том, что сейчас на рынке технологический излом, ПК и консоли стагнируют, мобильный рынок зажат тисками высоких цен на трафик, Flash под угрозой бана в браузерах, VR ещё не взлетел.
Всё это вместе с предлагаемой отменой льготы по соцналогу увеличивает совокупные затраты компаний более чем на 30%. Не у всех проектов такая маржинальность, а значит, их придется закрыть. И пересчитать все бизнес-модели по новым проектам с соответствующими выводами.
При том, что многие разработчики на сегодня уже научились весьма успешно работать на мировом рынке, их желание присутствовать на российском сильно уменьшится. Западные же компании банально поднимут цены, переложив налог на потребителей. Дальнейшее падение рынка приведёт к сокращению общих поступлений в бюджет. В итоге пострадают все. Добро пожаловать в новую экономику.
Илья Карпинскийзаместитель руководителя игрового направления Mail.Ru Group, участник ЭСИИ
Безусловно, существует вероятность, что цена приложений в Google Play вырастет, и это вызовет временное падение общих продаж на площадке. Однако сомневаюсь, что изменения кардинальным образом отразятся на разработчиках, которым российские продажи дают только часть выручки, получаемой на глобальном рынке.
Вячеслав Макаровглава подразделения R&D-разработки Wargaming, участник ЭСИИ
Мне кажется, что для Google этот вопрос не был острым — подписчики этого сервиса не совершают случайного выбора, они подписываются на определенную экосистему, и ценовые соображения играют для них далеко не главную роль. Поэтому спрос на продукт не эластичен и значительной потери аудитории для них не произойдет, в то же время весь негатив от повышения цены будет перенаправлен на законодательство.
Компенсация НДС компанией будет означать значительные потери прибыли, при этом едва ли это вызовет общественный резонанс и будет скомпенсировано ростом аудитории — у Google просто нет продуктов, для которых такая схема сработала бы. Для других же компаний и продуктов ситуация может быть иной: компенсация НДС может оказаться оправданным решением. Это, конечно, не будет безопасной финансовой стратегией – но очень благородной по отношению к пользователям.
Николай Небышинецгенеральный менеджер издательского подразделения Wargaming в СНГ
Ввод налога на внутриигровые покупки — практика не новая и широко распространена за рубежом. Аналогичное налогообложение существует в Европейском союзе с 2015 года, компании уплачивают налог исходя из страны, в которой компания продает свои услуги. Так что введение аналогичного налога в России было лишь делом времени. Основной вопрос, на который мы ищем ответ: на кого лягут эти 18%? На наши плечи или на плечи игрока? Пока сказать сложно.
Изменения налога на Гугл в 2019
1. Что изменилось в НДС на услуги в электронной форме в 2019 году
С 01 января 2019 г. вступили в силу поправки в ст.174.2 НК РФ о НДС на услуги в электронной форме, который принято называть «налогом на Гугл». Теперь иностранные организации, реализующие услуги в электронной форме российским организациям и предпринимателям, должны встать на налоговый учет и уплачивать НДС самостоятельно.
До 2019 г. российские юридические лица и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, должны были платить НДС как налоговые агенты. С 2019 года данная обязанность с российских покупателей услуг в электронной форме снимается в полном объеме, в связи с тем, что они более не признаются налоговыми агентами по НДС.
Изменения НДС на услуги в электронной форме связаны со следующими поправками:
2. С каких организаций снимаются обязанности налогового агента по НДС на услуги в электронной форме с 2019 года
Согласно Письму Минфина 03-07-08/76139 от 24.10.2018, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учет в России, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация. В случае добровольной уплаты НДС российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 НК РФ не предусмотрены.
Как мы указали выше, с 01.01.2019 г. на нерезидентов возлагается обязанность по исчислению и уплате НДС независимо от статуса покупателя услуг в электронной форме.
До 2019 года российские организации и индивидуальные предприниматели при покупке услуг в электронной форме у иностранной организации несли обязанности налогового агента на основании п.9 ст.174 НК РФ. Применение покупателем УСН или ЕНВД, которые исключают уплату НДС с собственной реализации, не снимали с российских организаций и ИП обязанности платить НДС за иностранную компанию. Такая иностранная компания не должна была становиться на налоговый учет в России и НДС за нее платили налоговые агенты.
С 2019 года упомянутый выше п.9 ст.174.2 НК РФ утрачивает силу. Поэтому российские организации и предприниматели прекращают уплачивать НДС в качестве налоговых агентов в случае покупки услуг в электронной форме у нерезидентов.
При этом не имеет значения, встала данная иностранная организация на налоговый учет в России или нет, а также уплачивает она фактически НДС или нет.
В то же время сохранили силу положения п.10 ст.174.2 НК РФ, согласно которым налоговыми агентами по-прежнему признаются российские организации, индивидуальные предприниматели или обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, — посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги.
В итоге, если российский предприниматель или организация приобретают услуги в электронной форме для собственного использования, они не признаются налоговыми агентами и не платят НДС за нерезидента. И наоборот, если предприниматель или российская организация только участвуют в расчетах с покупателем услуги в качестве посредника по договору с иностранной организацией, у российского посредника возникает обязанность по оплате НДС с суммы реализации услуг такому покупателю. Прямое исключение из данного правила сделано только для участников национальной платежной системы и операторов связи.
Открытый перечень «посреднических» договоров порождает правовую неопределенность. По нашему мнению, лицензионная схема передачи прав не является посреднической по своей правовой природе. Права приобретаются и реализуются с уплатой собственных налогов в России с полной суммы продажи.
Однако возможны проблемы с квалификацией отношений по дистрибьюторским договорам, где отсутствует четкое описание лицензионной схемы, а говорится только о «праве на перепродажу». Для снижения указанных налоговых рисков требуется локализация дистрибьюторских соглашений путем их приведения в соответствие с описанными в российском законодательстве видами договоров.
3. Кто платит НДС с комиссии Google и Apple в 2019 году
К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за данные услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.
Как мы выяснили выше, с 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (не важно: физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.
4. Должен ли дистрибьютор зарубежного ПО платить НДС за нерезидента
Обычно дистрибьюторский договор с зарубежным правообладателем предусматривает предоставление конечным пользователям права использования программного обеспечения двумя способами в зависимости от особенностей такого ПО. В одном случае речь идет о предоставлении возможности установки программ для ЭВМ на оборудование пользователя, во втором – о предоставлении дистанционного доступа к онлайн-сервису, функционирующему на базе такого ПО.
Соответственно, в случае реализации нерезидентом лицензии на использование программного обеспечения российскому покупателю имеется два самостоятельных основания для возникновения обязанностей по НДС:
Да, в перечне услуг в электронной форме упомянуто среди прочего «предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности».
Однако это частный случай, который ставится в зависимость от наличия главных признаков услуги в электронной форме. К услугам в электронной форме относятся исключительно услуги, оказываемые автоматизированно с использованием информационных технологий.
В классических лицензионных договорах на программное обеспечение, предоставление лицензии и передача экземпляров ПО выполняется в «ручном» режиме. Особенно это касается сложных программных комплексов, требующих кастомизации и внедрения. Иными словами, передача экземпляра ПО через Интернет не формирует услугу в электронной форме.
Поэтому российские покупатели или дистрибьюторы зарубежного ПО сохраняют обязанности налогового агента на общих основаниях по ст.161 НК РФ, т.к. к ним не применялись и не будут применяться положения ст.174.2 НК РФ об услугах в электронной форме.
В 2019 году, как и ранее, порядок применения НДС при импорте «загружаемого» ПО регулируется совокупностью следующих норм НК РФ:
В случае «лицензирования» доступа к облачным сервисам, с 2019 года дистрибьютор освобождается от обязанностей налогового агента. Если это SaaS в чистом виде, отношения сторон следует квалифицировать именно по ст.174.2 НК РФ. В связи с этим обязанности по уплате российского НДС возлагаются на иностранную организацию, предоставляющую доступ к такому сервису российским пользователям.
5. Какие иностранные организации должны вставать на учет по НДС на услуги в электронной форме в 2019 году
Порядок постановки иностранных организаций на налоговый учет в связи с реализацией услуг в электронной форме установлен в п.4.6. ст.83 НК РФ.
До 2019 года иностранные организации обязаны были вставать на налоговый учет:
6. Должны ли вставать на учет по НДС иностранные дистрибьюторы в 2019 году
Иностранная организация распространяет ПО в России через дистрибьютора. Должна ли она вставать на учет по НДС в 2019 году?
Если речь идет о распространении программного обеспечения, которое требует установки на оборудование пользователя («загружаемое ПО»), то регистрация иностранной организации в российской налоговой не требуется.
В данном случае правила о НДС при импорте «загружаемого ПО» в Россию не изменились. Здесь нужно руководствоваться положениями пп.4 п.1 ст.148 НК РФ, которые устанавливают место реализации по месту нахождения покупателя (в России) при передаче лицензий, авторских прав и иных аналогичных прав, консультационных услуг, а также услуг по обработке информации.
При покупке данных лицензий и услуг российской организацией или ИП последние исполняют обязанности налогового агента в общем порядке, предусмотренном ст.161 НК РФ.
Поэтому у иностранных правообладателей «загружаемого» ПО, поставляемого в Россию по лицензионным договорам, не возникают обязанности постановки на налоговый учет с 2019 года.
Налог на Google: особенности налогообложения иностранных IT‑компаний
Иностранные IT-компании, продающие на территории РФ электронный контент, обязаны платить НДС с 1 января 2017 года. Вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 244-ФЗ, по которому продажа электронного контента иностранными фирмами облагается НДС. Под действие закона подпадают крупнейшие IT-компании: Google, Apple, Microsoft, интернет-площадки eBay, Aliexpress, магазин компьютерных игр Steam. В статье расскажем, как действуют новые правила.
Какие услуги облагаются НДС
Облагаются НДС услуги, оказанные иностранными компаниями через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет, если местом реализации этих услуг признается территория РФ.
Перечень таких услуг — закрытый (п 1 ст. 174.2 НК РФ). Уплачивать НДС должны компании, если они предоставляют следующие услуги:
Каким образом определяется место реализации услуг
Местом реализации услуг в электронной форме признается территория РФ, если выполняется хотя бы одно из условий:
Что не облагается налогом на Google
Существует перечень услуг, которые освобождены от обложения НДС:
Льготы по НДС сохраняются при передаче неисключительных прав на компьютерные программы (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, п. 1 ст. 1235 ГК РФ). То, что льгота сохранилась, означает, что не только российские, но и иностранные организации вправе ее применять. Если иностранная компания зарегистрируется в России для уплаты налогов, она будет пользоваться льготой и сможет не платить НДС. Это не действует на рекламные услуги, услуги интернет-платформ, услуги хостинга. Они облагаются НДС по правилам статьи 174.2 Налогового кодекса.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Кто должен платить налог на Google
Порядок администрирования исчисления и уплаты налога иностранными организациями, оказывающими электронные услуги на территории РФ, зависит от категории покупателя таких услуг и участия или неучастия в расчетах с покупателем посредников.
1 вариант. Продажа электронных услуг организациям или ИП
Если иностранная компания оказывает электронные услуги юридическим лицам и ИП, состоящим на учете в российских налоговых органах, порядок налогообложения таких услуг не отличается от порядка налогообложения иных услуг, оказываемых иностранными компаниями на территории РФ. Обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на потребителей. Они обязаны удержать НДС из денег, которые выплачивают иностранному продавцу, и перечислить налог в бюджет.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации услуг на территории РФ, как сумма дохода от реализации электронных услуг с учетом налога.
Исчисленный по расчетной ставке налог подлежит перечислению в бюджет при каждой оплате иностранному лицу. Одновременно с платежным поручением в пользу иностранного контрагента налоговым агентом должно представляться платежное поручение на перечисление в бюджет удержанного из перечисляемой суммы налога.
В противном случае банкам запрещено производить перевод средств в пользу иностранца. Налоговая декларация представляется один раз в квартал.
Российская организация (ИП) становятся налоговыми агентами, если:
Порядок расчета НДС при покупке онлайн-услуг
Налоговая база — стоимость услуг с учетом НДС.
На дату перечисления иностранному контрагенту платы (предоплаты) за услуги, налоговый агент из этой суммы должен удержать НДС по ставке 18/118 и уплатить его в бюджет.
Если в договоре с иностранной компанией не предусмотрен НДС, подлежащий уплате в российский бюджет, налоговый агент сам увеличивает стоимость услуг на сумму НДС и уплачивает налог за счет собственных средств.
Налоговый агент составляет счет-фактуру в 1 экземпляре и вправе принять перечисленный НДС к вычету.
Все налоговые агенты — российские организации должны сдавать декларацию по НДС (по традиционной форме) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом
В декларации агент заполняет раздел 2, указав в нем, в частности:
2 вариант. Продажа услуг через посредника
Если деятельность по оказанию электронных услуг организациям и индивидуальным предпринимателям осуществляется с участием в расчетах посредника, то налоговым агентом признается такой посредник. Налоговым агентом признается та организация (индивидуальный предприниматель), которая осуществляет расчет непосредственно с покупателем, т.е. «последний посредник».
Исчисление и уплата налога налоговым агентом-посредником производятся с учетом особенностей. Налоговая база определяется на последний день того налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) электронных услуг, а налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
3 вариант. Продажа электронных услуг физическим лицам
При оказании электронных услуг физическим лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, порядок налогового администрирования зависит от того, осуществляется расчет с физическими лицами-покупателями непосредственно иностранной организацией или с участием посредника.
При оказании услуг с участием в расчетах посредника обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на такого посредника, признаваемого налоговым агентом, и налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения налоговой базы при оказании электронных услуг организациям и ИП с участием в расчетах посредников.
Если потребителем электронных услуг иностранной компании являются физические лица, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве ИП, и при этом расчет с ними осуществляется непосредственно иностранной компанией-поставщиком таких услуг — обязанности по исчислению и уплате налога полностью ложатся на иностранного поставщика.
Иностранные организации признаются налоговыми агентами при оказании физическим лицам услуг в электронной форме, если являются:
Если иностранная организация оказывает IT-услуги физическим лицам, то она обязана уплачивать НДС в срок до 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма НДС определяется по расчетной ставке 15,25%.
Налоговая база при оказании электронных услуг определяется расчетным путем, как стоимость услуг (с учетом НДС) исходя из фактических цен их реализации.
Моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг.
Стоимость услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) указанных услуг.
Право на вычеты по НДС иностранные исполнители не имеют. Поэтому им не требуется составлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур
Иностранная IT-компания должна встать на налоговый учет и представлять в налоговый орган декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, через личный кабинет налогоплательщика (за I квартал 2017 года — до 25 апреля 2017 года), документы (информацию), сведения, предусмотренные нормами, через личный кабинет налогоплательщика или, в случае невозможности представить через личный кабинет, в электронной форме по каналам ТКС через оператора электронного документооборота.
Декларирование
Форма декларации по НДС, уплачиваемому иностранной организацией, оказывающей IT-услуги, утв. Приказом ФНС России от 30.11.2016 № ММВ-7-3/646@ и состоит из трех частей:
Декларация представляется иностранными организациями через личный кабинет.
Иностранные организации, поставщики интернет-контента счета-фактуры не составляют, книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур налоговый учет не ведут.