Что такое налоговый резидент сша
Нужно ли платить налог резиденту РФ с доходов в США?
Мой муж получил РВП, он гражданин США.В США у него бизнес, с которого он платит там налоги в соответствии с их налоговой системой. Нужно ли, получив РВП, в России уплачивать налоги на его доходы в США?
Разрешение на временное проживание иностранного гражданина (РВП) дает иностранцу право временно проживать на территории России и осуществлять трудовую деятельность в России. Но наличие РВП не является основанием для уплаты налогов в России или в США. Для того чтобы понять нужно ли платить налоги в России или в США, необходимо оценить является ли ваш муж налоговым резидентом в США или в России.
Согласно налоговому законодательству России налоги уплачиваются налоговыми резидентами РФ (ст. 207 НК РФ). Если ваш супруг будет проводить на территории России более 183 дней в году, он будет признан налоговым резидентом РФ и должен будет уплачивать налоги со всех своих источников дохода по всему миру, включая доходы, получаемые от бизнеса в США.
При этом необходимо учитывать, что между Российской Федерации и США заключен Договор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 (далее – Договор об избежании двойного налогообложения с США), положения которого имеют приоритет перед нормами Налогового кодекса РФ.
А это значит, что в вашем случае необходимо руководствоваться правилами Договора об избежании двойного налогообложения с США. В зависимости от того, какой вид доходов получает ваш супруг от бизнеса в США, будет определяться способ уплаты налогов. Например, если это доходы в виде дивидендов (ст. 10 Договора об избежании двойного налогообложения с США), то такие доходы могут облагаться налогом как в США, так и в России. Если же ваш супруг получает доход в виде процентов (ст. 11 Договора об избежании двойного налогообложения с США), то налогообложение производится только в России.
Согласно условиям Договора об избежании двойного налогообложения с США, если налог подлежит уплате в России, но был уплачен в США, налог, уплаченный в США, подлежит зачету в счет российского НДФЛ (ст. 22 Договора об избежании двойного налогообложения с США). Для этих целей в декларации 3-НДФЛ, которая подается в налоговые органы России, нужно отразить полученный доход от бизнеса в США, независимо от размера дохода и приложить документ, подтверждающий уплату налога в США, для осуществления вычета. В налоговую базу по НДФЛ подлежит включению вся сумма дохода, полученная от бизнеса в США.
Также стоит отметить, что законодательством США могут быть предусмотрены особенности по налогообложению дохода, полученного от бизнеса в США. По данному вопросу необходимо получить консультацию местного юриста в США.
Как определить налоговый статус физлица при расчете НДФЛ
Налоговый статус работника (резидент или нерезидент), а значит, и ставка, по которой должен быть удержан налог на доходы (13 или 30%), зависят от срока его пребывания в России (). Причем определять налоговый статус каждого работника придется как минимум дважды: при первой выплате дохода и по истечении календарного года.
При определении статуса не являются определяющими показателями гражданство (отсутствие такового), место рождения и место жительства. То есть налоговыми резидентами России могут быть иностранные граждане или лица без гражданства. В то же время гражданин России может не являться налоговым резидентом.
Особенно важно отслеживать изменения налогового статуса работников, прибывших из других государств, а также командированных за пределы России на длительный срок для выполнения работ или оказания услуг в рамках заключенных контрактов.
Если человек находился на территории России 183 календарных дня в течение 12 следующих подряд месяцев, то он является резидентом и удерживать у него НДФЛ нужно по ставке 13 процентов. Кроме того, ему следует предоставлять налоговые вычеты, если он имеет на них право. Если сотрудник резидентом не является, его трудовые доходы должны облагаться по налоговой ставке 30 процентов (за некоторыми исключениями) и он не сможет воспользоваться налоговыми вычетами (). Отметим, что статус налогового резидента следует определять на каждую дату выплаты дохода ().
() письма Минфина России от 28.10.2010 № 03-04-06/6-258, от 05.042011 № 03-04-06/6-74
Налоговый кодекс не содержит перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение физлиц на территории РФ. По мнению Минфина России (), такими документами, в частности, могут являться:
— справка с места работы, подготовленная на основании сведений из табеля учета рабочего времени;
— копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;
— квитанции о проживании в гостинице.
() письма Минфина России от 16.05.2011 № 03-04-06/6-110, от 16.03.2012 № 03-04-06/6-64
Причем, как указывает Минфин России, отметка о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства подтверждает лишь право его нахождения в России. Фактическое время его нахождения на территории страны она не подтверждает. Поэтому должны быть и другие документы на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в России ().
() письмо Минфина России от 27.06.2012 № 03-04-05/6-782
Считаем 183-дневный срок
() письма Минфина России от 14.07.2009 № 03-04-06-01/170, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157
() пост. ФАС ЦО от 11.03.2010 № А54-3126/2009C4
Также при подсчете 183-дневного срока важно помнить следующее: если работник выезжал за пределы России для краткосрочного (не более 6 месяцев) лечения или обучения, этот период его отсутствия приравнивается к периоду нахождения на территории РФ. Причем никаких ограничений по видам учебных или лечебных учреждений, учебным дисциплинам, видам заболеваний и т.д. налоговое законодательство не устанавливает (). Главное, чтобы это лечение или обучение длилось менее 6 месяцев. В противном случае такое пребывание за пределами РФ не будет учитываться при определении дней нахождения на российской территории ().
() письмо ФНС России от 23.09.2008 № 3-5-03/529@
() письма Минфина России от 07.11.2008 № 03-04-05-01/411, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-156
Пример
В отчетном году у гражданина России были периоды отсутствия на территории страны (без учета дней отъезда и приезда):
— с 10 марта по 31 августа (175 дней) — выполнение работ по контракту;
— с 13 сентября по 16 сентября (4 дня) — загранкомандировка;
— с 11 октября по 11 ноября (32 дня) — стажировка за границей.
При расчете срока его отсутствия на территории России за этот год бухгалтер учитывает 175 дней и 4 дня (итого 179 дней), а срок обучения (32 дня) в данном случае приравнивается к сроку нахождения на территории России. В итоге срок пребывания работника на территории РФ составил:
Таким образом, по итогам налогового периода он является налоговым резидентом, а значит, за отчетный год с него должен был быть удержан НДФЛ, рассчитанный по ставке 13%, с предоставлением всех причитающихся налоговых вычетов.
Первичный налоговый статус
() письма Минфина России от 19.07.2010 № 03-04-05/6-401, от 31.05.2012 № 03-04-05/6-670
Также нужно учитывать, что налоговый статус работника определяется на дату фактической выплаты дохода. Если это доход по трудовому договору, то 183-дневный срок нужно рассчитать на последний день месяца, за который была начислена заработная плата (при условии, что в течение этого месяца трудовой договор не был расторгнут) ().
Пример
Гражданин Узбекистана оформлен на работу по трудовому договору 16 января, но его налоговый статус, а значит, и ставка НДФЛ, по которой будет облагаться его заработная плата, определяются по состоянию на 31 января (то есть за период с 30 января прошлого по 30 января текущего года).
Причем поскольку налоговый период по НДФЛ — календарный год, то для правильного расчета суммы налога необходимо определить еще и так называемый окончательный налоговый статус работника.
Окончательный налоговый статус — резидент
() письма ФНС России от 21.09.2011 № ЕД-4-3/15413@, Минфина России от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301, от 16.04.2012 № 03-04-06/6-113, от 10.02.2012 № 03-04-06/6-30
Есть два варианта такого расчета, которые зависят от того, когда именно работник приобрел окончательный статус резидента.
Вариант первый: перерасчет производится до окончания налогового периода, если статус работника измениться уже не может.
Пример
9 марта гражданин Таджикистана впервые приехал в Россию и устроился на работу. Он приобрел неизменный статус резидента за этот год лишь 8 сентября, то есть в этот день срок его пребывания в России составил 183 дня (23 дня в марте + 153 дня с апреля по август + 7 дней в сентябре). Поэтому начиная с 8 сентября организация имеет право пересчитать НДФЛ, удержанный у него за март—август исходя из ставки 13%. А начиная с заработной платы за сентябрь может удерживать у него НДФЛ по ставке 13%.
Вариант второй: перерасчет производится по окончании налогового периода. Например, если нерезидент устроился на работу во втором полугодии и его окончательный налоговый статус за этот год станет известен не раньше декабря.
В этой ситуации перерасчет НДФЛ производится по итогам года. При выборе первого варианта (когда перерасчет сделан до окончания года) организация может зачесть сумму образовавшейся переплаты по НДФЛ в счет будущих платежей работника по этому налогу ().
() письма Минфина России от от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301, от 16.04.2012 № 03-04-06/6-113, от 14.09.2011 № 03-04-06/6-219,
Такой зачет проводится только на основании личного заявления работника и только в счет уплаты НДФЛ за этот же налоговый период. Кроме того, у организации должно быть документальное подтверждение, что работник действительно приобрел статус резидента.
Пример
Организация пересчитала НДФЛ за январь—сентябрь работнику, который в октябре приобрел неизменный (в рамках данного налогового периода) статус резидента. Сумму переплаты, образовавшейся у работника в результате такого перерасчета (ставка НДФЛ вместо 30% стала 13%), организация может зачесть только в счет его предстоящих платежей по НДФЛ за октябрь—декабрь.
Если же сумма переплаты по НДФЛ была зачтена работнику в том же году не полностью или зачета вообще не было, она подлежит возврату из бюджета. Причем начиная с 2011 года сумму налога работники возвращают самостоятельно ().
Окончательный налоговый статус — нерезидент
Пример
Работник организации Иванов является гражданином России. В течение года с него удерживали налог по ставке 13%. На период с 25 мая по 30 ноября (190 дней) он выезжал за пределы России для лечения. Поскольку срок лечения превышает 6 месяцев, то на него льгота, предусмотренная п. 2 ст. 207 НК РФ, не распространяется.
Соответственно, по итогам года Иванов получит статус нерезидента, так как срок его пребывания на территории России составит менее 183 дней. Таким образом, все его доходы за этот год облагают по ставке 30%. Поэтому организация обязана НДФЛ доначислить. Если в этом году Иванову предоставлялись налоговые вычеты, то при перерасчете их не учитывают.
По материалам книги-справочника «Зарплата и другие выплаты работникам» под редакцией В.Верещаки
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Как инвестировать и платить налоги нерезиденту?
В 2022 году я стану налоговым нерезидентом: переезжаю на работу в Нидерланды.
У меня есть два брокерских счета:
У меня такие вопросы:
Нерезиденты России платят налог на доходы в российский бюджет только от источников в РФ. Если нерезидент получает доход от источника за пределами страны, бюджету РФ он ничего не должен. С другой стороны, нерезидент России не может пользоваться налоговыми вычетами. Разберемся подробнее, кто и где должен платить налог.
Кто такие налоговые резиденты
Налоговый резидент РФ — человек, который находится на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд. Налоговое резидентство зависит не от гражданства, а только от того, находились вы на территории страны или нет.
Статус налогового резидента определяется на каждую дату выплаты дохода, но окончательный налоговый статус устанавливается по итогам года. ФНС считает, что даты выезда и въезда учитываются как дни нахождения на территории РФ. Если вы покинете территорию России до 2 июля 2021 года, то перестанете быть налоговым резидентом уже по итогам 2021 года.
Налоговые резиденты РФ платят НДФЛ в российский бюджет со всех своих доходов. Нерезиденты платят в российский бюджет налоги только с доходов, полученных от источников в РФ.
Дивиденды по акциям иностранных эмитентов — это доходы от источников за пределами России. Нерезидент РФ, который владеет, например, акциями Schlumberger, не должен декларировать в России полученные по этим акциям дивиденды и платить с них налог.
А вот суммы от продажи таких акций через российского брокера относятся к доходам от источников в России. Если нерезидент РФ продает иностранные ценные бумаги через российского брокера, он должен заплатить налог с прибыли от продажи.
При этом нерезидент не обязан сам декларировать в РФ доходы от продажи ценных бумаг. Российский брокер выступает налоговым агентом и подает сведения в ИФНС по всем своим клиентам независимо от их налогового статуса.
Учтите, что если вы переедете в Нидерланды, то можете стать налоговым резидентом этой страны. У вас могут появиться обязанности перед голландским бюджетом. Вы должны будете показывать в налоговой декларации свой доход от источников за пределами Нидерландов: от торговли через российского брокера и от дивидендов по акциям США.
Иностранное налоговое законодательство сильно отличается от российского. Подробнее о голландских налогах можно почитать на сайте налоговой службы Нидерландов.
Как победить выгорание
Могут ли нерезиденты использовать налоговые вычеты
Налоговые вычеты применяются только к доходам налоговых резидентов РФ. Если вы перестанете быть резидентом, то больше не сможете использовать вычет за долгосрочное владение ценными бумагами, вычеты по ИИС, а также переносить убытки на будущие периоды.
Если вы перестанете быть налоговым резидентом в 2022 году, то 2021 год — последний, за который можно получить налоговые вычеты.
В случае с дивидендами от иностранных эмитентов важно, были ли вы налоговым резидентом РФ по итогам того года, в котором выплатили эти дивиденды:
Что дает форма W-8BEN
Форма W-8BEN нужна, чтобы при выплате дивидендов по акциям США источник выплаты удерживал налог не по ставке 30%, а по ставке, которая предусмотрена договором между США и вашей страной проживания.
В случае с резидентами России дивиденды по американским ценным бумагам с подписанной формой W-8BEN облагаются налогом по ставке 10%. Удержанный в США налог можно зачесть, если подать декларацию в России и доплатить налог в российский бюджет. Для резидентов Нидерландов ставка налога с дивидендов от американских бумаг — 15%.
Форма W-8BEN не относится к REIT и LP. К дивидендам от таких бумаг применяется налоговая ставка 30 и 37% соответственно. Если вы налоговый резидент России, такой доход надо задекларировать в России, но доплачивать что-либо не нужно: удержанный в США налог больше, чем налог в РФ. Как с таким доходом должны поступать налоговые резиденты Нидерландов, лучше уточнить у голландских налоговых консультантов или сотрудников налоговой службы.
Учтите, что в течение 30 дней с момента переезда в Нидерланды вам надо подать новую форму W-8BEN. Вы ведь используете эту форму, чтобы получить льготу по соглашению между США и страной своего проживания.
Все тексты международных соглашений в области налогообложения, которые США заключили с другими странами, можно найти на сайте Службы внутренних доходов США.
Что в итоге
Нерезиденты не могут пользоваться налоговыми вычетами. Чтобы использовать вычет за долгосрочное владение ценными бумагами или вычеты за использование ИИС, нужно быть налоговым резидентом России на 31 декабря того года, когда возникло право на вычет.
Если вы налоговый резидент России и дивиденды от акций иностранных компаний поступают на ИИС, нужно по итогам каждого года, в котором вы получали эти дивиденды, подавать декларацию и платить налог.
Если вы нерезидент, декларировать эти дивиденды и платить налог в России не надо. Зато, вероятно, придется делать это в стране, где вы стали налоговым резидентом.
При подписанной форме W-8BEN ставка налога с дивидендов американских компаний зависит от того, резидентом какой страны вы считаетесь. Если вы резидент России, в США с дивидендов удержат 10%, которые можно зачесть при уплате налога в РФ. Для резидентов Нидерландов ставка налога — 15%. Форма W-8BEN не поможет сэкономить на налоге с дивидендов от REIT и LP.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Статус налогового резидента
Определить статус налогового резидентства необходимо для корректного начисления и удержания налога на доходы (НДФЛ). Ставка НДФЛ для налогового резидента — это 13% (из этого правила есть исключения, подробнее см. п. 2 ст. 224 НК РФ). Нерезиденты уплачивают налог в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). При этом у нерезидентов нет права на налоговые вычеты по НДФЛ.
Более подробно о налогах для нерезидентов узнайте из материалов:
Законодательство и контролирующие органы установили временные рамки для получения резидентства. Так, минимально необходимый период для утверждения в статусе налогового резидента — это 183 (не менее) календарных дней в течение 12 месяцев подряд нахождения на территории РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ). День въезда и день выезда учитываются (письма ФНС России от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@, Минфина России от 15.02.2017 № 03-04-05/8334).
ПРИМЕР расчета времени пребывания в России от «КонсультантПлюс»: 20 марта 2020 года организация выплатила работнику И. И. Иванову доход (премию к юбилею). Для исчисления налога она определяет налоговый статус работника. 12 месяцев, предшествующих этой дате, это период с 20 марта 2019 года по 19 марта 2020 года (включительно). В это время И. И. Иванов находился на территории РФ в следующие дни. См. пример в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к К+ предоставляется бесплатно.
Отъезд на короткий срок (до полугода) для обучения или лечения для налогового резидента — это не повод для разрыва периода исчисления резидентства. Кроме того, военнослужащие и работники органов государственной власти и местного самоуправления признаются резидентами РФ независимо от времени, проведенного в России.
Может ли гражданин РФ утратить статус резидента, проведя в России период менее установленного срока? ФНС России считает, что если физлицо находится в России менее 183 дней, то для такого налогового резидента — это не критично по аналогичной причине, и не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ, если иное определено международным соглашением (письмо ФНС РФ от 29.10.2015 № ОА-3-17/4072@). Например, международным договором РФ об избежании двойного налогообложения, в том числе с Республикой Кипр, может быть предусмотрено, что при наличии в РФ постоянного места жительства, личных или рабочих интересов (наличие семьи, работы, бизнеса) статус налогового резидента сохраняется.
ВНИМАНИЕ! По новым правилам, физлица, которые в период с 1 января по 31 декабря 2020 года находились на территории РФ от 90 до 182 дней включительно, получили возможность считаться налоговыми резидентами РФ. Подробности см. здесь.
Подтверждение статуса налогового резидента РФ
Подтвердить статус резидента РФ сотрудник может, представив документ, выданный ИФНС по форме из приказа ФНС от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Этот документ подтверждает статус за календарный год.
На сайте ФНС сейчас работает специальный сервис для подтверждения статуса.
Кроме этого, подтвердить пребывание в РФ можно отметками пограничных служб в паспорте (письмо Минфина от 18.05.2018 № 03-04-05/33747). Если паспорта нет, подойдут и другие документы, такие как (письма Минфина от 13.01.2015 № 03-04-05/69536, ФНС России от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@, от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):
Имейте в виду, что, по разъяснениям Минфина России, факт наличия миграционной карты с отметками о въезде в Россию налогового резидента — это еще не подтверждение фактического нахождения лица в РФ после даты въезда (письмо Минфина РФ от 29.12.2010 № 03-04-06/6-324).
Образец письма на статус резидента в налоговую
В некоторых обстоятельствах подтвердить резидентность может потребоваться и налогоплательщику-организации. Обращаться по такому поводу следует в ИФНС, в которой она стоит на учете. Заявление для налогового резидента — это способ получить нужный документ, который затем будет представлен в иностранное государство, для избежания двойного налогообложения.
Налоговики не установили обязательной формы для заявления. Есть лишь рекомендации, какую информацию следует приводить в таком обращении, а именно:
Для пользователей нашего сайта мы подготовили пример составления, скачать его можно по ссылке ниже:
Помимо самого заявления следует представлять и в налоговую инспекцию еще и пакет документов, которые могли бы подтвердить, что доходы получены за рубежом РФ. Для налогового резидента – это следующий список:
Если документы составлены на иностранном языке, нужен их перевод без заверки нотариусом.
Итоги
Итак, кто такой резидент и нерезидент РФ? Налоговый резидент. Статусом налогового агента физическое лицо, которое в соответствии с законодательством РФ имеет право на пониженную ставку НДФЛ (13%). Чтобы получить статус налогового резидента РФ, необходимо провести в стране большую часть времени в течение года и подтвердить это соответствующими документами.
Критерии налогового резидентства физических лиц. Центр жизненных интересов
Автор: Реваз Читая, юрист «Бейкер Тилли»
Не так давно Минфин России опубликовал Основные направления налоговой политики на 2020 – 2022 гг.[1] Направлениями среди прочего предусмотрено существенное изменение подхода к определению налогового резидентства физических лиц в РФ, а именно:
сокращение со 183 дней до 90 дней периода нахождения на территории РФ, влекущего приобретение статуса налогового резидента РФ,
введение критерия центра жизненных интересов.
Как только стало известно о возможных изменениях, в некоторых кругах сформировалось (и было выражено) настороженное (негативное) отношение к такой инициативе. Впоследствии Министр финансов РФ А.Г. Силуанов заявил[2] о возможном введении 90 дневного срока (в целях налогового резидентства РФ) на добровольной (инициативной) необязательной основе и о необходимости доисследовать целесообразность введения критерия центра жизненных интересов.
И все же хотелось бы попробовать разобраться, а плох ли был план Минфина?
1. Критерии налогового резидентства
Прежде чем рассуждать о критериях, определяющих институт налогового права, необходимо сформулировать определение (понятие) такого института. Именно понятие налогового резидентства физических лиц должно определять, каким образом это состояние (статус) можно установить (какие критерии необходимы). Иной подход не может иметь содержательного и логического основания, так как критерии будут определять понятие (или понятие вообще не будет сформулировано).
По нашему мнению, понятие налогового резидентства можно сформулировать как связь лица и государства, выражающаяся в преимущественном использовании лицом или наличии преимущественной заинтересованности (со стороны лица) использовать публичные блага конкретного государства (например, дороги, защита права собственности, охрана правопорядка и пр.) и несении соответствующим государством некоторых расходов для поддержания существования таких благ, в силу которой первое финансирует деятельность последнего посредством осуществления общеобязательных и безвозмездных платежей (уплаты налога)[3]. Указанная связь определяется на основании критериев, закрепленных в налоговом законодательстве соответствующего государства.
Единого подхода к критериям налогового резидентства нет, но можно выделить следующие наиболее распространенные:
место преимущественного пребывания (Россия, Грузия[4]),
домициль / наличие постоянного жилища (Франция[5]),
центр жизненных интересов (Испания[6]),
Аналогично правилам приобретения налогового резидентства существуют и правила его утраты. В то время как в РФ «выход» из налогового резидентства достаточно прост, так как действует правило 183 дней за 12 месяцев, в некоторых государствах ситуация обстоит иначе. К примеру, в США если лицо (не являющееся гражданином США или не обладающее резидентством) провело в течение календарного года на территории страны 31 день и более (но менее 183 дней), то такое лицо может быть признано налоговым резидентом США, если совокупное количество дней, проведенных в течение последних 3 лет составляет 183 дня. Учитывается количество дней, проведенных в текущем году, количество дней, проведенных в предыдущем году, умноженное на коэффициент 1/3, и количество дней, проведенных в позапрошлом году, умноженное на коэффициент 1/6. Иными словами, США считают, что определенная ранее связь между государством и лицом может сохраняться и в периодах, в которых лицо проводит менее 183 дней в стране, при соблюдении определенных условий.
В испанском законодательстве установлена норма, согласно которой испанские граждане, заявляющие о смене налогового резидентства с испанского на резидентство иностранного государства, признаваемого оффшорной юрисдикцией[7]; не утрачивают испанское налоговое резидентство в течение года совершения соответствующего заявления и четырех следующих лет. Думается, что данная норма соответствует общемировой практике борьбы с международным неналогообложением доходов и капиталов (в духе преамбулы к MLI[8]).
2. Центр жизненных интересов
Если обратиться к тексту НК РФ, то мы обнаружим фундаментальное положение об экономическом основании налогообложения и о недопустимости произвольного налогообложения (п.3 ст.3 НК РФ). Данная норма-принцип должна регулировать все аспекты налогообложения, в том числе правила налогового резидентства. В отношении физических лиц налоговое резидентство определяется через критерий, закрепленный статьей 207 НК РФ, и заключается исключительно в 183 дневном нахождении на территории РФ в течение 12 следующих подряд месяцев.
Экономическое основание такого подхода может быть объяснено тем, что 183 дня являются большей частью календарного года. Следовательно, государство считает (если считает), что наибольшие интересы лица, наибольшее потребление публичных благ расположены в РФ. Но может ли быть признано экономически обоснованным и справедливым, что статус лиц, находящихся в РФ 182 дня и 183 дня (за 12 месяцев), различен? На что обратить внимание, чтобы обнаружить экономическое основание (где оно скрыто)?
Можно смоделировать множество ситуаций, в которых РФ: (1) будет местом преимущественного пребывания конкретного лица, но длительность пребывания будет менее 183 дней; (2) не будет местом преимущественного пребывания лица, но лицо будет ежегодно проводить длительный (существенный) период времени в РФ; (3) не будет местом пребывания лица, но будет местом получения доходов, жизни семьи; (4) будет местом пребывания более 183 дней, но пребывание будет носить исключительно туристический характер; (5) и другие варианты. Во всех таких ситуациях резидентом в целях НК РФ будет признаваться только то лицо, которое проводит в РФ более 183 дней (в течение 12 месяцев). Для 183-дневного критерия особенности жизни лица значения не имеют. Такое состояние, с нашей точки зрения, нельзя признать соответствующим принципу экономического основания налогообложения[9].
По нашему мнению, особенности (детали) жизнедеятельности лица не могут игнорироваться при определении налогового резидентства. Именно они определяют государство, которое в большой степени (не в абсолютном выражении) обеспечивает (финансирует) соблюдение условий жизни лица. При этом под условиями необходимо понимать не только возможность находиться в безопасности и жить комфортно в определенном месте, но и многочисленные иные активности (интересы) лица. Критерием, который, с нашей точки зрения, может обеспечить должное определение налогового резидентства в условиях современного мира (когда гражданин одного государства может жить (строить карьеру, обустраивать быт и пр.) на территории другого государства или даже нескольких государств) является центр жизненных интересов, введение которого и предлагал Минфин России.
Российскому национальному налоговому праву категория центра жизненных интересов знакома поверхностно. Глубокого анализа данной категории не проводилось. В то же время рассматриваемый критерий уже действует в международном российском налоговом праве (и не только в российском). И даже применялся Арбитражным судом г. Москвы в спорной ситуации (в деле № А40-22306/05 – ООО «Торговый Дом Манхэттен-М»). Большинство международных договоров об избежании двойного налогообложения (если не все) содержат правила определения резидентства лица (в случае двойного резидентства согласно национальным законодательствам), среди которых назван центр жизненных интересов.
Некоторое толкование данному критерию дано в комментариях к Модельной конвенции ОЭСР об избежании двойного налогообложения. Так, согласно пункту 15 комментария к статье 4 центр жизненных интересов определяется с системным учетом:
семейных и социальных связей,
места осуществления деятельности, приносящей доход,
места, с которого осуществляется управление недвижимостью, принадлежащей лицу,
Данный комментарий поясняет на конкретном примере, как оценивать центр жизненных интересов: в случае приобретения лицом жилища в государстве А, при обладании жилищем в государстве Б, на территории которого такое лицо всегда жило, работало, где живет его семья и расположены его владения, не свидетельствует о перемещении центра жизненных интересов на территорию государства А.
Очевидно, что представленный критерий может иметь высочайший уровень гибкости, а его применение может быть обусловлено субъективным мнением конкретного налогового инспектора. Нет никакой определенности в элементах ЦЖИ (который может действовать в РФ), в том, каким образом соотносить элементы центра жизненных интересов между собой, ведь, они могут быть одновременно расположены на территории нескольких государств. Нет ясности и в том, каким образом соотносить экономический центр (место получения основных доходов или хранения капитала) с семейным центром (местом жительства семьи, школы детей и т.п.).
Думается, что именно определение элементов ЦЖИ и их соотношение должны быть подвергнуты формальной определенности, которая должна быть определена по результатам научного, дискуссионного, практического исследования данной проблемы. И только после формирования однозначного соотношения данных элементов, введение критерия центра жизненных интересов в РФ может быть вынесено на повестку дня. При этом возможное введение такого критерия не должно преследовать достижение исключительно бюджетного интереса.
Достаточно поверхностный логический анализ возможности введения критерия центра жизненных интересов в НК РФ, ведет к «переделу» российской концепции налогового резидентства физических лиц. Данные изменения могут быть произведены только системно.
3. Судебная практика
Данная публикация не могла бы быть полноценной, если бы она не представляла анализа некоторой судебной практики зарубежных стран по вопросу применения критерия центра жизненных интересов. Сразу оговоримся, что любое мнение иностранного суда сформулировано на основании норм и доктрины налогового права соответствующего государства, следовательно, имплементация таких позиций в российский правопорядок может осуществляться только после глубочайшего исследования условий и мотивов принятия таких решений и с учетом российского права. Разберем некоторые из дел.
3.1 Испания
Начнем с достаточно известного (возможно «заезженного») испанского дела, в котором одной популярной певице были доначислены суммы налога, так как Испания была признана центром жизненных интересов[10]. Певица переехала в Испанию в 2015 году и с этого года признала себя налоговым резидентом Испании, и стала уплачивать налог с общемирового дохода в казну Испании. По мнению налоговой службы, певица приобрела налоговое резидентство Испании в 2012 (2011) году, так как с 2010 года вступила во взаимоотношения с одним из игроков футбольного клуба «Барселона», за которого вышла замуж и родила 2 детей, которые живут в Испании. Более того с 2011 года певица регулярно посещала страну.
Указанное свидетельствует о том, что налоговыми органами Испании был занят подход, согласно которому в определенных случаях центр жизненных интересов может быть определен по месту проживания ближайших родственников (с учетом их частого и регулярного посещения, при отсутствии иного налогового резидентства) вне зависимости от места получения основных доходов лица.
3.2 Франция
В другом менее известном французском деле гражданин Бельгии был признан налоговым резидентом Франции на основании критерия центра экономических интересов[11]. Фабула была следующей. Гражданин Бельгии совместно со своей супругой и двумя несовершеннолетними детьми в течение 1997-1998 гг. проживал в Париже, там же работал в 2 организациях (в должности директора). Одновременно лицо работало в двух бельгийских организациях. По мнению лица, за указанный период доходов, а равно дивидендов от деятельности французских компаний получено не было, доходы были получено только от деятельности бельгийских компаний. Налоговыми органами было установлена следующая совокупность обстоятельств:
французские компании принадлежат одной бельгийской холдинговой компании, участником которой является данное лицо,
существенные обороты и доходы французских организаций,
отсутствие иных сотрудников в штате французских организаций, следовательно, выполнение лицом не только директорских полномочий в отношении таких компаний.
По результатам анализа представленных обстоятельств Государственный Совет Франции (высший орган по разрешению административных споров) признал лицо налоговым резидентом Франции на основании критерия центра экономических интересов и указал, что материалами дела не подтверждено наличие иных более тесных личных связей у лица на территории Бельгии.
Таким образом, применяя критерий центра экономических интересов Государственный Совет Франции применил системный подход: были проанализированы не только текущие доходы лица, но и потенциальные доходы, капитал, принадлежащий лицу, было учтено место личных связей (расположение семьи).
3.3 Канада
В реальной жизни (на основании судебной практики) бывают случаи, в которых суд не может однозначно определить центр жизненных интересов лица (который, казалось бы, должен учитывать все аспекты, необходимые для определения налогового резидентства). Такая ситуация сложилась в одном канадском деле (Mr. Davis and Her Majesty the Queen[12]).
Налоговый органы Канады пришли к выводу, что лицо обладало статусом налогового резидента Канады, в связи с чем данный доход подлежал налогообложению в Канаде.
Рассматривая жалобу господина Дэвиса, Налоговый суд Канады (Торонто) установил, что лицо одновременно являлось налоговым резидентом и США и Канады. В связи с чем окончательное резидентство должно было определяться на основании положений международного договора об избежании двойного налогообложения, заключенного между Канадой и США. Пункт 2 статьи 4 СОИДН США-Канада[13] устанавливает, что налоговое резидентство последовательно определяется (1) по месту обладания постоянного жилища, (2) либо по месту центра жизненных интересов, (3) либо по месту преимущественного пребывания, (4) по гражданству. Так как лицо обладало жилищем в обоих государствах, суд сразу перешел к применению критерия центра жизненных интересов.
Суд установил, что США являлись местом сосредоточения большего количества активов г-на Дэвиса (до даты въезда в Канаду – 9 мая 2013 года): лицо продолжало владеть домом, счетом в банке в США, обладать водительским удостоверением и медицинской страховкой США. Что же касается семьи г-на Дэвиса, то она проживала в Канаде в регионе Альберта, который был равно удален от домов господина Дэвиса в США (Массачусетс) и в Канаде (Новая Шотландия). В супружеских отношениях в Канаде господин Дэвис не состоял, при этом не было сомнений в том, что романтические отношения господина Дэвиса проходили в Канаде. В то же время суд отметил, что лицо очевидно проявило свое намерение покинуть США (и последующие действия это подтвердили). Оценив данную совокупность обстоятельств, суд не смогу прийти к однозначному выводу о месте расположения центра жизненных интересов (хоть суд и отметил, что чаша весов слегка наклонена в сторону США).
В связи с изложенным суд руководствовался критерием преимущественного места проживания, на основании которого господин Дэвис был признан налоговым резидентом США.
Данное дело демонстрирует необходимость комплексного подхода при определении налогового резидентства физического лица. Даже такой многогранный критерий как центр жизненных интересов не всегда способен определить, резидентом какого именно государства является лицо (установить связь лица и государства, которую мы обозначили в пункте 1 настоящей публикации).
В завершении данной статьи хочется очень кратко выразить субъективное отношение к возможности введения критерия центра жизненных интересов в РФ: практика применения. Смоделируйте ситуацию, в которой Вы будете собственником жилья, расположенного в РФ, Ваша семья (родители, братья, сестры) будет проживать в РФ, но Вы будете работать и жить за границей. Уверены ли Вы, что в такой ситуации налоговая служба РФ (или конкретный инспектор) не посчитает Вас налоговым резидентом РФ? Возможно, для решения такой проблемы достаточно введения условия о том, что ЦЖИ применяется только в случае нахождения лица на территории РФ какого-то определенного количества дней в году. А возможно, и нет.
[3] Можно встретить и иные определения налогового резидентства, например: понятие, определяющее налоговую юрисдикцию на территории которой несется конечная налоговая ответственность налогоплательщика.
[7] Перечень юрисдикций определен Испанским королевским декретом 1080/1991 от 05.07.1991
[9] О некоторых противоречиях в принципах налогового права России можно прочитать в статье И.М. Поповой «Экономический анализ в налоговом праве», опубликованной в журнале Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 12. С. 51-56.