Что такое налоговый статус
Как указывается статус налогоплательщика
Иногда бухгалтеры путают два звучащих похоже понятия: «правовой статус налогоплательщиков» и «показатель статуса налогоплательщика». Первый не имеет никакого отношения к заполнению платежного поручения. Второй же — это установленный российским законодательством двузначный код для заполнения платежного поручения, налоговой декларации и другой документации, который содержит информацию для налоговой о плательщике налога. То есть это данные о плательщике в бюджет.
Значение в платежке
Для верного зачисления в бюджет необходимо правильно указать значение в соответствующем поле. Если специалистом или бухгалтером будут допущены ошибки, Казначейство обозначит платеж как «невыясненный», что не поспособствует своевременному исполнению денежного обязательства, так как на уточнение данных платежки уйдет время.
Всего значений, в соответствии с нормативной документацией, 28. Основными являются:
14 пункт на настоящий момент исключен.
Где взять данные для точного заполнения платежного поручения в поле 101? Все значения указаны в Приложении № 5 к Приказу Министерства РФ от 12.11.2013 № 107н. Последние изменения в него были внесены 05.04.2017, часть из которых вступила в силу с 02.10.2017. Этим документом и следует руководствоваться при заполнении бланка платежного поручения. Далее приведем примеры наиболее распространенных значений на практике.
Где указывать статус налогоплательщика в платежке
Предусмотренное нормативным актом значение вносится в 101 поле, которое находится в правом верхнем углу бланка рядом с графой «Вид платежа». Найти эту позицию достаточно просто, хотя бланк не содержит ее отдельного наименования.
Подробнее о заполнении платежки можно прочитать в статье на нашем портале.
Правила указания информации
Остановимся подробнее на содержании двузначных кодов, которые чаще всего применяются плательщиками. Таблица поможет разобраться, как определить статус налогоплательщика.
Статус налогоплательщика 1
Таким образом обозначается плательщик — юридическое лицо в части уплаты сборов, налогов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых органами налоговой инспекции.
Примечание: иначе говоря, так обозначается исполнение денежной повинности в виде сборов, страховых взносов юридическим лицом — фирмой или организацией.
Статус налогоплательщика 02
По этим цифрам Казначейство определяет налоговых агентов (которыми могут быть как организации, компании, так и индивидуальные предприниматели).
Примечание: например, этот код применяется при перечислении НДФЛ за сотрудников.
Агенту следует обратить внимание на особенности уплаты таких взносов.
Статус налогоплательщика 08
Этот код используется при перечислении взносов на травматизм, которые не переданы в администрирование ФНС РФ, в отличие от всех других страховых взносов.
Статус налогоплательщика 09
Исполнение обязанности ИП по перечислению платежей, администрированием которых занимается ФНС РФ.
Уточнение данных в платежке, если это будет нужно, производится в соответствии с нормами ст. 45 Налогового кодекса РФ.
Исправление ошибок
При обнаружении ошибок нужно составить заявление об уточнении платежа и направить его в соответствующий орган, приложив копию ошибочного документа.
Особенно внимательными нужно быть при заполнении платежек на перечисление НДС и НДФЛ, так как в случае ошибок могут возникнуть недоимки, а значит — пени и штрафы.
Статус налогоплательщика в справке 2-НДФЛ
Справки 2-НДФЛ ежегодно заполняют налоговые агенты в отношении физических лиц, получивших от них доход. Какой необходимо ставить статус в каждом конкретном случае?
В 2020 году форма справки применяется новая, таким образом, за 2018 год до 1 марта или 1 апреля (в зависимости от того, был удержан НДФЛ работодателем или нет в соответствии со ст. 230 НК РФ) необходимо было сдать отчетность на бланке, утвержденном Приказом ФНС России 02.10.2018. Форма справки меняется достаточно часто, будут ли внесены в бланк изменения на следующий год, неизвестно, этот вопрос пока ФНС не обсуждался, разъяснений на этот счет от надзорного органа также пока не поступало. Скорее всего, ждать поправок пока не стоит, утверждение новой формы было связано с внесением изменений в НК РФ.
Приказом также утвержден порядок заполнения справки, которого нужно придерживаться. Поле со статусом заполняется обязательно и в полном соответствии с установленным порядком.
В действующей в настоящий момент форме утверждено 6 статусов:
В специальных программах для ведения бухгалтерского учета обновление информации производится автоматически, кроме того, при их помощи можно заполнить справку 2-НДФЛ онлайн.
Статус плательщика в платежном поручении в 2021 году
Один из важных реквизитов платежки при переводе денег в бюджет — это статус плательщика. В нем проставляется код, который дает налоговикам информацию о лице, составившем платежное поручение. В статье вы найдете актуальные коды статуса плательщика на 2021 год. Они помогут избежать ошибок и предотвратить появление невыясненных платежей.
Что значит статус налогоплательщика?
Он показывает, кто делает перечисление в бюджет: организация при уплате налогов по своей деятельности, налоговый агент при уплате НДФЛ, индивидуальный предприниматель и проч.
Коды статусов плательщика на 2021 год
По сентябрь 2021 года включительно действуют следующие значения:
Начиная с 1 октября 2021 года, значения «09», «10», «11» и «12» использовать нельзя. Для всех физических лиц (включая ИП, адвокатов и проч.) останется единое значение — «13» (см. «Как заполнять платежки по налогам и взносам в 2021 году: не пропустите важные новшества»).
Где указывать статус налогоплательщика в платежном поручении
Статус проставляется в поле 101 платежки. Ее форма приведена в приложении № 3 к положению Банка России от 19.06.12 № 383-П.
ВНИМАНИЕ. Если заполнить поле 101 неправильно, деньги попадут в разряд невыясненных платежей, а у организации или ИП появится задолженность. Тогда придется делать уточнение. Для этого надо подать заявление в налоговую инспекцию, указать в нем реквизиты платежки и сообщить, что в поле 101 допущена ошибка. ИФНС проведет сверку и зачтет средства в счет недоимки по нужному налогу, сбору или страховым взносам.
Особенности статуса плательщика для ИП
В январе-сентябре 2021 года индивидуальные предприниматели проставляют следующие коды статуса плательщика:
Начиная с октября 2021 года, коды для ИП будут такими:
Образец платежного поручения со статусом плательщика
ИП Феофанов применяет упрощенную систему налогообложения. У него трудятся два работника.
В феврале Феофанов перечислил пенсионные взносы с зарплаты своих сотрудников за январь 2021 года. В поле 101 платежки он проставил «09».
Взносы «за себя» Феофанов перечислил в марте 2021 года. При этом в поле 101 он поставил код «09». Это же значение указано в платежном поручении на уплату единого «упрощенного» налога за 2020 год. А при перечислении НДФЛ с зарплаты сотрудников ИП отражает статус плательщика «02».
Как определить налоговый статус физлица при расчете НДФЛ
Налоговый статус работника (резидент или нерезидент), а значит, и ставка, по которой должен быть удержан налог на доходы (13 или 30%), зависят от срока его пребывания в России (). Причем определять налоговый статус каждого работника придется как минимум дважды: при первой выплате дохода и по истечении календарного года.
При определении статуса не являются определяющими показателями гражданство (отсутствие такового), место рождения и место жительства. То есть налоговыми резидентами России могут быть иностранные граждане или лица без гражданства. В то же время гражданин России может не являться налоговым резидентом.
Особенно важно отслеживать изменения налогового статуса работников, прибывших из других государств, а также командированных за пределы России на длительный срок для выполнения работ или оказания услуг в рамках заключенных контрактов.
Если человек находился на территории России 183 календарных дня в течение 12 следующих подряд месяцев, то он является резидентом и удерживать у него НДФЛ нужно по ставке 13 процентов. Кроме того, ему следует предоставлять налоговые вычеты, если он имеет на них право. Если сотрудник резидентом не является, его трудовые доходы должны облагаться по налоговой ставке 30 процентов (за некоторыми исключениями) и он не сможет воспользоваться налоговыми вычетами (). Отметим, что статус налогового резидента следует определять на каждую дату выплаты дохода ().
() письма Минфина России от 28.10.2010 № 03-04-06/6-258, от 05.042011 № 03-04-06/6-74
Налоговый кодекс не содержит перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение физлиц на территории РФ. По мнению Минфина России (), такими документами, в частности, могут являться:
— справка с места работы, подготовленная на основании сведений из табеля учета рабочего времени;
— копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;
— квитанции о проживании в гостинице.
() письма Минфина России от 16.05.2011 № 03-04-06/6-110, от 16.03.2012 № 03-04-06/6-64
Причем, как указывает Минфин России, отметка о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства подтверждает лишь право его нахождения в России. Фактическое время его нахождения на территории страны она не подтверждает. Поэтому должны быть и другие документы на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в России ().
() письмо Минфина России от 27.06.2012 № 03-04-05/6-782
Считаем 183-дневный срок
() письма Минфина России от 14.07.2009 № 03-04-06-01/170, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157
() пост. ФАС ЦО от 11.03.2010 № А54-3126/2009C4
Также при подсчете 183-дневного срока важно помнить следующее: если работник выезжал за пределы России для краткосрочного (не более 6 месяцев) лечения или обучения, этот период его отсутствия приравнивается к периоду нахождения на территории РФ. Причем никаких ограничений по видам учебных или лечебных учреждений, учебным дисциплинам, видам заболеваний и т.д. налоговое законодательство не устанавливает (). Главное, чтобы это лечение или обучение длилось менее 6 месяцев. В противном случае такое пребывание за пределами РФ не будет учитываться при определении дней нахождения на российской территории ().
() письмо ФНС России от 23.09.2008 № 3-5-03/529@
() письма Минфина России от 07.11.2008 № 03-04-05-01/411, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-156
Пример
В отчетном году у гражданина России были периоды отсутствия на территории страны (без учета дней отъезда и приезда):
— с 10 марта по 31 августа (175 дней) — выполнение работ по контракту;
— с 13 сентября по 16 сентября (4 дня) — загранкомандировка;
— с 11 октября по 11 ноября (32 дня) — стажировка за границей.
При расчете срока его отсутствия на территории России за этот год бухгалтер учитывает 175 дней и 4 дня (итого 179 дней), а срок обучения (32 дня) в данном случае приравнивается к сроку нахождения на территории России. В итоге срок пребывания работника на территории РФ составил:
Таким образом, по итогам налогового периода он является налоговым резидентом, а значит, за отчетный год с него должен был быть удержан НДФЛ, рассчитанный по ставке 13%, с предоставлением всех причитающихся налоговых вычетов.
Первичный налоговый статус
() письма Минфина России от 19.07.2010 № 03-04-05/6-401, от 31.05.2012 № 03-04-05/6-670
Также нужно учитывать, что налоговый статус работника определяется на дату фактической выплаты дохода. Если это доход по трудовому договору, то 183-дневный срок нужно рассчитать на последний день месяца, за который была начислена заработная плата (при условии, что в течение этого месяца трудовой договор не был расторгнут) ().
Пример
Гражданин Узбекистана оформлен на работу по трудовому договору 16 января, но его налоговый статус, а значит, и ставка НДФЛ, по которой будет облагаться его заработная плата, определяются по состоянию на 31 января (то есть за период с 30 января прошлого по 30 января текущего года).
Причем поскольку налоговый период по НДФЛ — календарный год, то для правильного расчета суммы налога необходимо определить еще и так называемый окончательный налоговый статус работника.
Окончательный налоговый статус — резидент
() письма ФНС России от 21.09.2011 № ЕД-4-3/15413@, Минфина России от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301, от 16.04.2012 № 03-04-06/6-113, от 10.02.2012 № 03-04-06/6-30
Есть два варианта такого расчета, которые зависят от того, когда именно работник приобрел окончательный статус резидента.
Вариант первый: перерасчет производится до окончания налогового периода, если статус работника измениться уже не может.
Пример
9 марта гражданин Таджикистана впервые приехал в Россию и устроился на работу. Он приобрел неизменный статус резидента за этот год лишь 8 сентября, то есть в этот день срок его пребывания в России составил 183 дня (23 дня в марте + 153 дня с апреля по август + 7 дней в сентябре). Поэтому начиная с 8 сентября организация имеет право пересчитать НДФЛ, удержанный у него за март—август исходя из ставки 13%. А начиная с заработной платы за сентябрь может удерживать у него НДФЛ по ставке 13%.
Вариант второй: перерасчет производится по окончании налогового периода. Например, если нерезидент устроился на работу во втором полугодии и его окончательный налоговый статус за этот год станет известен не раньше декабря.
В этой ситуации перерасчет НДФЛ производится по итогам года. При выборе первого варианта (когда перерасчет сделан до окончания года) организация может зачесть сумму образовавшейся переплаты по НДФЛ в счет будущих платежей работника по этому налогу ().
() письма Минфина России от от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301, от 16.04.2012 № 03-04-06/6-113, от 14.09.2011 № 03-04-06/6-219,
Такой зачет проводится только на основании личного заявления работника и только в счет уплаты НДФЛ за этот же налоговый период. Кроме того, у организации должно быть документальное подтверждение, что работник действительно приобрел статус резидента.
Пример
Организация пересчитала НДФЛ за январь—сентябрь работнику, который в октябре приобрел неизменный (в рамках данного налогового периода) статус резидента. Сумму переплаты, образовавшейся у работника в результате такого перерасчета (ставка НДФЛ вместо 30% стала 13%), организация может зачесть только в счет его предстоящих платежей по НДФЛ за октябрь—декабрь.
Если же сумма переплаты по НДФЛ была зачтена работнику в том же году не полностью или зачета вообще не было, она подлежит возврату из бюджета. Причем начиная с 2011 года сумму налога работники возвращают самостоятельно ().
Окончательный налоговый статус — нерезидент
Пример
Работник организации Иванов является гражданином России. В течение года с него удерживали налог по ставке 13%. На период с 25 мая по 30 ноября (190 дней) он выезжал за пределы России для лечения. Поскольку срок лечения превышает 6 месяцев, то на него льгота, предусмотренная п. 2 ст. 207 НК РФ, не распространяется.
Соответственно, по итогам года Иванов получит статус нерезидента, так как срок его пребывания на территории России составит менее 183 дней. Таким образом, все его доходы за этот год облагают по ставке 30%. Поэтому организация обязана НДФЛ доначислить. Если в этом году Иванову предоставлялись налоговые вычеты, то при перерасчете их не учитывают.
По материалам книги-справочника «Зарплата и другие выплаты работникам» под редакцией В.Верещаки
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Показатель статуса в платежном поручении
Основной источник права, в соответствии с которым в бюджетных платежках, формируемых налогоплательщиками, фиксируется тот или иной статус, — приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Периодически в него вносят изменения.
Так, с 01.10.2021 приказом Минфина от 14.09.2020 № 199н упразднены коды:
Данные лица будут указывать единый код 13, который сейчас используют обычные «физики».
Также с 01.10.2021 исключены следующие статусы:
При этом появились новые статусы:
Ранее приказом Минфина от 05.04.2017 № 58н с 02.10.2017 были обновлены 2 статуса плательщика:
Также иногда появляются разъяснения по отдельным нюансам применения положений этого документа. В числе ключевых разъясняющих документов последних лет — письма:
О нюансах заполнения полей платежного поручения расскажут статьи:
Как оформить платежное поручение на уплату пени или штрафа, наглядно показали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Статус в платежках по земельному налогу: нюансы
То, каким образом следует указывать статус в платежках по земельному налогу, поясняет письмо Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800. Это зависит от того, кто осуществляет перечисление:
Физлицам рекомендуется фиксировать статус:
У юрлиц статус может быть таким:
Заполняем платежку по налогам, сборам и страховым взносам: текущие нормы
Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.
Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:
Платежки в ФСС: мнение фонда
ФСС РФ в письме от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 рекомендовал плательщикам взносов указывать в платежных документах статус 08, подтверждая этим норму, указанную в положениях приказа № 107н. С 2017 года этот статус используется только для взносов на травматизм. При уплате взносов, администрируемых ФНС, ставятся «налоговые» статусы.
Итоги
В платежном поручении на оплату платежей в бюджетную систему РФ статус плательщика указывается в поле 101. Он представляет собой двузначный код из приложения 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
К примеру, при перечислении компанией налогов с собственной деятельности указывается код 01 «Налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо». А при перечислении страховых взносов на травматизм в поле 101 проставляется код 08.
Заполняем платежку в 2021 году: актуальное в законодательстве
Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.
Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.
В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.
В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.
С октября 2021 года статусы 09,10,11 и 12 будут упразднены. Какой статус указывать после октября 2021 года, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье.
В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.
Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.
Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.
Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.
Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.
Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н
Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.
Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.
Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.
Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?
Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).
Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?
КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:
Основные условия работы компаний в форме КГН:
Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).
Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование
Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:
Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.
Итоги
Заполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.