Что такое народная эпопея
Значение слова «эпопея»
1. Обширный цикл сказаний, легенд, песен древней поэзии, близких друг к другу по изображаемым событиям и постепенно сложившихся в целостное повествование. Некогда на основании превосходства Гомеровых эпопей думали, что бессмертие дается поэту только сочинением эпопеи. Чернышевский, Сочинения Пушкина. Основные виды эпоса: эпопея, поэма и роман в стихах. Сельвинский, Я буду говорить. || Крупное художественное произведение, изображающее события в широком историческом плане или продолжающиеся длительное время. Я не думал, что она [книга «Сестры»] развернется в трилогию. Но по мере того как я писал, развертывались события в России, и мне становилось ясно, что нельзя ставить точку на этой книге, что это начало большой эпопеи. А. Н. Толстой, Как создавалась трилогия «Хождение по мукам». || перен. Разг. Устный рассказ, повествование о чем-л., обычно длинное, насыщенное событиями, подробностями. Михайло слушал эту чудесную эпопею с нескрываемым изумлением. В самом деле, куда бы только ни показывался Сема, всюду его подкарауливала беда. Каронин-Петропавловский, Снизу вверх.
2. чего или какая. Историческое событие, ряд событий, имеющие большое значение в жизни народа, связанные с героическими подвигами. Двенадцатый год — это народная эпопея, память о которой перейдет в века и не умрет, покуда будет жить русский народ. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Эпопея Ленинграда — это героическая эпопея о великой силе русского народа, о мужестве советских людей. Тихонов, Ленинград принимает бой.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В переносном смысле: сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.
ЭПОПЕ’Я, и, ж. [греч. epopoiia]. 1. Большая эпическая поэма, в к-рой изображаются крупные исторические события (лит.). Эпопеи Гомера. || Вообще литературное произведение эпического характера, в к-ром изображаются крупные исторические события (книжн.). Гениальная э. Льва Толстого «Война и мир». 2. перен. Ряд крупных событий, сложная и значительная история чего-н. (книжн.). Э. гражданской войны. Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский. Л. Толстой.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
эпопе́я
1. филол. большая эпическая поэма, в которой изображаются крупные исторические события, героические деяния
2. перен. историческое событие, охватывающее значительный временной период и имеющие большое значение в жизни народа
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: приглядный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
эпопея
Полезное
Смотреть что такое «эпопея» в других словарях:
эпопея — и, ж. épopée f. <гр. epopoiia эпическая поэзия. 1. Один из жанров эпоса большая поэма, в которой изображаются крупные исторические события. БАС 1. Эпопея самое высокое стихотворение, в котором описывается важное целого народа или всего… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭПОПЕЯ — (греч. от epos эпос, и poieo творю). Героическая поэма, составленная из эпических народных песен, воспевающих одно какое нибудь событие и характеризующих быт народа известной эпохи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Эпопея — ЭПОПЕЯ слово греческое, обозначает собрание былевых сводов, являющееся в результате попытки связать разнообразные сказания об одном и том же событии. Иногда такие попытки делаются в порядке государственного почина, как, напр., в Греции, где… … Словарь литературных терминов
ЭПОПЕЯ — ЭПОПЕЯ, эпопеи, жен. (греч. epopoiia). 1. Большая эпическая поэма, в которой изображаются крупные исторические события (лит.). Эпопеи Гомера. || Вообще литературное произведение эпического характера, в котором изображаются крупные исторические… … Толковый словарь Ушакова
эпопея — приключения, роман, сказ, эпос, одиссея, рассказ, история, похождения, повествование, опупея Словарь русских синонимов. эпопея 1. см. приключения. 2. см. расск … Словарь синонимов
Эпопея — (иноск.) исторія, событіе (намекъ на эпопею, эпосъ эпическое стихотвореніе (о событіи). Ср. Вся эта эпопея разыгрывалась еще въ то время, когда бабушка жила въ Петербургѣ. Лѣсковъ. Захудалый родъ. 1, 8. Ср. Она. внушитъ ему довѣріе. О, она… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
эпопея — ЭПОПЕЯ, эпос … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Эпопея — (от эпос и греческого poieo творю), обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально исторических событиях (“Илиада”, “Махабхарата”). Корни эпопеи в мифологии и фольклоре. В 19 в. возникает роман эпопея (“Война и мир” Л.Н.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЭПОПЕЯ — ЭПОПЕЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Что такое эпос и какие жанры эпических произведений существуют
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Эпические произведения сопровождают нас всю жизнь.
Мы думаем, что всё эпическое огромно и размашисто, но на самом деле даже маленькая детская сказка – осколок эпоса.
Какими жанрами представлен этот род литературы и как они менялись в течение времени – попробуем разобраться.
Эпос — это.
Эпос – это один из трёх (наряду с лирикой и драмой) родов литературы, описывающий масштабные исторические и социальные события, разворачивающиеся на протяжённом пространстве или времени.
Традиционно эпические жанры делят на:
Отдельно принято говорить о фольклорном эпосе, «прадедушкой» которого считается древний миф. Он имеет богатую историю, которая уходит корнями в детство человечества.
Когда появился и как развивался эпос
Изначально миф повествовал о сотворении мира, разделении на свет и тьму, землю и небо, о происхождении человека и всех живых существ. Трудно сказать, сколько тысячелетий отдаляет нас от эпохи складывания первых мифов. Предположительно они зародились около 3000 лет до н.э.
Объясняя космогонию вещей (порядок мироустройства), люди создавали образы богов-прародителей, титанов, героев, чудовищ и приписывали им свойства стихийных явлений. Позже миф продолжил трактовать историю мировых событий через систему героических образов (Геракл, Ясон, Осирис, Рама), от которой повели свой род смертные.
На рубеже новой эры мифологические образы стали сливаться с реальным историческим материалом, появились воинские повести, саги, героические предания о славных воинах древности, предводителях народов.
Например, многочисленные сказания об Александре Македонском, источником которых стал греческий роман «Александрия» (несохранившийся первоисточник, предположительно, был написан в I-II вв до н.э.) «разбрелись» по многим уголкам мира, оставшись и в древнерусской литературе.
Позже в средневековой Европе появился цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. На Руси после её христианизации стали популярны воинские повести и былины, героем которых выступают князь Владимир и витязи его дружины.
Духовная литература монастырей обогатила русский эпос сначала переводными, а затем и собственно авторскими сочинениями о вере и её хранителях (притчи, жития святых), об устройстве жизни на земле (сборники поучений «Измарагд», «Домострой» и другие).
Затем появились первые эпические произведения светской литературы: «хожения», жизнеописания и «житейские повести». Например, знаменитое сочинение путешественника и купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» можно считать первым опытом русскоязычного романа-путешествия или путевого очерка.
В литературу 18 века вошли более привычные современному читателю жанры: роман и повесть. Через сто лет к ним присоединились новелла, очерк, рассказ.
Наконец, в ХХ веке система эпических жанров приобрела общеевропейский вид, оставив на память о нашей исторической самобытности лишь позаимствованный из фольклора жанр сказа.
Пока развивалась официальная литература, народные сказители продолжали бережно хранить культурный код мифа. Некогда единое знание о мире, словно гигантское зеркало, разбилось на множество кусочков и превратилось в сказки.
Гипотеза (что это такое?) о родстве всех сказок народов мира и общности «бродячих сюжетов» приводит нас к этой мысли. В сказке сохранились образы богов, мифологических персонажей, сакральных стихий (воды и огня). Именно сказку (особенно волшебную) следует изучать как первоисточник сюжетов и образов «взрослой» авторской литературы.
Помимо сказки, фольклор произвёл более простые, приближенные к повседневной жизни жанры: быличку, «страшную повесть» (в ХХ веке она получила у детей именование «страшилка»), байку, побасенку, анекдот.
Получается, что роман «Война и мир» Л.Н.Толстого и народная быличка «Самоглядное зеркало» — кровные родственники. Просто один из них зрелый и большой, а другой – наивный и крошечный.
Признаки эпоса
Отличительными особенностями эпических произведений считаются следующие:
Эпос неторопливо и обстоятельно рассказывает, медленно раскрывая перед нами страницы личной и общественной истории: сцены битв, описания свадеб и похорон, судьбоносные решения монархов, частные разговоры простых людей о смысле бытия и существовании Бога.
Жанры эпоса
К крупным жанрам эпоса относят эпопею и роман, а также сагу.
Самым крупным эпическим жанром принято считать эпопею (или собственно эпос). Она описывает жизнь нескольких поколений, разворачивается на территории одного или нескольких государств, охватывает множество столетий. В северной Европе (на Скандинавском полуострове) такое масштабное повествование получило название саги.
В этом жанре написаны сказания о королях, самым известным из которых можно назвать сагу «Хеймскрингла» («Круг земной») Снорри Стурлусона. В 19 веке это жанровое обозначение использовал англичанин Дж.Голсуорси, автор знаменитой «Саги о Форсайтах».
Роман менее масштабен по охвату пространства и времени, зато более вариативен в способах освещения разнообразной проблематики. Классические примеры соединения романа и эпопеи из школьной программы:
Роман может быть огромным, как многотомная «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, или компактным, как «Брисбен» Е.Водолазкина.
Средняя форма эпоса – повесть – закрепилась в русской литературе как лидирующий жанр в эпоху становления реализма (что это?), во второй четверти 19 века. С тех пор этот жанр обрёл множество разновидностей и модификаций.
К примеру, можно вспомнить «Повести Белкина» А.С.Пушкина, «Петербургские повести» Н.В.Гоголя или «Повесть о Сонечке» М.И.Цветаевой.
Среди малых жанров эпоса в России наиболее популярен рассказ. В нём идёт речь об одном или нескольких героях, события разворачиваются в краткий срок и недалеко друг от друга, фабула (что это?) проста и лаконична. В последнее время набирают популярность самые малые жанры эпоса: этюды, краткие рассказы, эссе.
Заключение
Время велеречивых преданий уходит в прошлое, жизнь требует краткости и быстроты, но нестареющий эпос, как полноводная река, продолжает вливать в литературу молодые живительные ручейки.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Жанры эпоса наиболее разнообразны, поверхностными их уж точно не назовешь. Лирика и драма, при всем их изяществе, это скорее для развлечения. Но это уже от предпочтений зависит.
А я рассказы люблю, потому как, пока дочитаешь, не успеет наскучить, а Тихий Дон вообще нудный роман и чего Шолохову Нобелевскую премию за него вручили.
Так выходит, что любое литературное произведение — это эпос, а я раньше считал, что это отдельный вид, наряду с романом, повестью, рассказом.
Эпопея
Эпопея это наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Существенно различаются между собой древняя (и средневековая) героическая эпопея и эпопея Нового времени, к которой иногда применяют термин «роман-эпопея».
Героические эпопеи
Героические эпопеи, создававшиеся всеми народами в определенную эпоху их развития — в период формирования государственности, уходят корнями в древнейший фольклор, мифологию, легендарную память об исторических временах. Бытовавшие веками сказания и песни складывались в единую целостность, обычно воплощаемую письменно. Таковы древнегреческая эпопея «Илиада», индийская «Махабхарата», карело-финская «Калевала» (записи 1835-49), немецкая «Песнь о Нибелунгах» (13 век), французская «Песнь о Роланде» (12 век), скандинавская «Эдда» (запись 13 век). Однако бывало и так, что элементы эпопеи, уже родившиеся в недрах народного творчества, не смогли обрести единства и письменного воплощения. Так произошло, в частности, и с русской национальной эпопеей, которая созревала в богатырских былинах о Микуле Селяниновиче, Илье Муромце, Добрыне Никитиче, но не получила той законченной формы, которая, как правило, создается одним или несколькими индивидуальными авторами. Тем не менее, дошедшее до нас русское былинное богатство позволяет отчетливо осознать пафос и общие контуры формировавшейся в 10-14 веках национальной эпопеи. Содержание и строение героических эпопей многогранно и сложно. В них запечатлелся весь опыт народа в период его становления, отразились различные стадии и стороны этого процесса, хотя в отдельных эпопеях на первый план выдвигаются определенные моменты и темы (так, в «Калевале» изображена прежде всего борьба человека с силами природы, а в «Песни о нибелунгах» — борьба с враждебными племенами за самостоятельность народа).
Древние эпопеи
В основе художественности древних эпопей лежит величественная героика, ибо выступающие в них человеческие образы как бы непосредственно олицетворяют собой весь народ и решают своими деяниями судьбу целого общества и государства. В древних эпопеях господствует гиперболическая образность, переходящая в прямую художественную фантастику. С другой стороны, мифологическое мировосприятие, присущее людям отдаленных времен, обусловливает широчайшее изображение чудесного, волшебного, потустороннего. Гиперболизация, фантастика, волшебные образы часто выступают и в позднейшей литературе, в том числе современной. Но необходимо сознавать принципиальное отличие образности древних эпопей, ибо если позднее фантастика предстает обычно только как определенный способ художественного воплощения авторского замысла, то в древних эпопеях все чудесное и невероятное является объектом непосредственной веры и единственно возможной формой освоения мира.
Древняя эпопея вырастает на почве мифологического мировосприятия и создает фантастико-гиперболические образы всепобеждающих героев, словно наделенных мощью и умением целого народа. Но именно это дает древним эпопеям ту широту и полноту в художественном освоении мира, благодаря которым они и теперь сохраняют значение недосягаемых образцов эпического творчества. В этих эпопеях создана монументальная и всесторонняя картина мира, в которой находят место космические силы природы и особенности местного пейзажа, битвы, решающие судьбы народов, и подробности повседневного быта, возвышенные лики богов и героев — и простые человеческие лица. Все это находится в гармоническом соотношении и единстве, сливаясь в целостный образ бытия. Художественное содержание древних эпопей воплощено, естественно, в адекватной художественной форме, в широком и вольном повествовании, которое развертывает цепь событий. Древняя эпопея отмирает вместе с окончанием «детства человеческого общества». Она художественно необходима лишь до тех пор, пока сохраняются породившие ее общественные отношения, пока живет и определяет человеческое восприятие мира мифологическое сознание. После становления государства и зрелых форм цивилизации эпопея уже не может развиваться в своем первоначальном виде. Характерно, что на смену героической эпопеи является вначале эпопея комическая, которая переосмысляет и даже в известных отношениях высмеивает свою предшественницу (так, на место «Илиады» приходит «Война мышей и лягушек», 6-5 век до н.э.; на место «Песни о Роланде», 12 век, — «Неистовый Роланд», 1516, Ариосто). Однако комическая эпопея не является в полном смысле слова эпопеей, ибо не обладает широтой и многогранностью древних повествований; вернее будет назвать ее комической поэмой.
В течение ряда столетий многие большие поэты предпринимают попытки возродить подлинную эпопею; таковы произведения римского поэта Вергилия, итальянца Т.Тассо, португальца Л.де Камоэнса, француза П.де Ронсара, англичанина Э.Спенсера. Они получили наименование «искусственных эпопей». Гегель писал об «Освобожденном Иерусаиме» (1580) Тассо: «Этот эпос раскрывается как поэма, т.е. как поэтически сконструированное событие… Вместо того, чтобы, подобно Гомеру, произведение, как подлинный эпос, находило слово для всего, что представляет собою нация…» (Гегель. Сочинения). Человеческий мир кардинально изменился, и эпопеи нового мира не могла быть похожей на древнюю эпопею. Подлинными эпопеями эпохи позднего Средневековья и Возрождения явились глубоко своеобразные творения Данте, Ф.Рабле и М.Сервантеса, которые и по своему содержанию, и по форме принципиально отличались от эпопей древности. Эти произведения представляют собой как бы переход от древней героической эпопеи к роману-эпопее, характерному для Нового времени.
Эпопея Нового времени
Художественная природа эпопеи
Художественная природа эпопеи 19-20 веков объединяет ее в одну жанровую категорию с новеллой и романом. В современной эпопее, как и в романе, изображаются не непосредственно олицетворяющие собой целые народы герои, а люди в собственном смысле слова; мир предстает не как результат взаимодействия героев и потусторонних мифологических сил и существ, а как реальное соотношение человека и природы. Толстой писал по поводу «Войны и мира»: «Для художника… не может и не должно быть героев, а должны быть люди» (Толстой Л.Н. О литературе). Однако Толстой сказал и следующее: «Поэзия в старину занималась только сильными мира: царями и т.п., потому что себя эти сильные мира представляли высшими и полнейшими представителями людей. Если же брать людей простых, то надо, чтобы они выражали чувства всеобщие» (Там же). И простые люди в эпопее Толстого в самом деле воплощают в себе всеобщее, всенародное содержание, хотя это осуществляется совершенно иным,гораздо более сложным и опосредованным путем, чем в древней эпопее.
Основные черты современной эпопеи
Основной чертой современной эпопеи («Человеческая комедия», «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Жизнь Клима Самгина», 1927-36) является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс, и это ставит ее в один ряд с величественными эпопеями прошлого и в то же время отделяет от романов в собственном смысле слова, например романов Г.Флобера, И.С.Тургенева, Т.Гарди. Эпопея занимает большое место и в литературе 20 века. К жанру эпопеи можно отнести «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, «Тихий Дон» (1928-40) М.А.Шолохова, трилогию о Сноупсах (1940-59) У.Фолкнера, «Семью Тибо» (1922-40) Р.Мартена дю Гара. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания личности. Это определяет необычно большой объем произведения, чаще всего занимающего несколько томов (хотя, конечно, сам по себе объем не может быть признаком эпопеи). Эпопея это один из самых трудных и очень редких жанров.
Слово эпопея произошло от греческого epopoiia, что в переводе означает — собрание песен, сказаний.
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” как народная эпопея
По жанру “Кому на Руси жить хорошо” – поэма. Она похожа на древнюю эпическую поэму (последняя слагалась из народных лиро-эпических песен и сказаний) и больше всего напоминает эпопею, рассказывающую о событиях всенародно-исторического значения, такую, как “Илиада” и “Одиссея” Гомера. Поэтому “Кому на Руси жить хорошо” можно назвать народной эпопеей, или, по меткому выражению П. Н. Сакулина, “Одиссеей” нового времени (П. Н. Сакулин “Н.
А. Некрасов” М., 1928).
Во-первых, главной чертой эпопеи нового времени является
Реформа 1861 года до предела заострила все общественные противоречия и, таким образом, позволила проявиться русскому национальному характеру во всей полноте
Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчете господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином… (“Пир – на весь мир”)
Во-вторых, для эпопеи нового времени характерна широкая, многосторонняя картина мира, включающая многоголосый хор героев. Сюжет “Кому на Руси жить хорошо” строится на теме дороги: семь временнообязанных мужиков путешествуют по Руси, встречаются с разными людьми, выслушивают их рассказы о жизни, притчи, легенды. Таким образом, сквозная сюжетная линия обрастает множеством законченных, более-менее подробных рассказов, которые часто имеют свой собственный сюжет и композицию (жизнь Матрены Тимофеевны Корчагиной, Последыша, Савелия, Якова верного и т. д.).
Поэма по композиции похожа на мозаику или лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных кусочков материи.
Тема поэмы – широчайшее изображение народной жизни пореформенного периода, что вполне соответствует эпопейному описанию. Автор предполагал вывести в поэме все слои русского общества, что доказывается спором мужиков, который дает толчок всему действию: Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! –
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву,
А Пров сказал: царю, (пролог)
Поэма осталась незаконченной, хотя вряд ли эпопея вообще может быть закончена. Она в принципе бесконечна, так как ее тема – изображение национального характера – неисчерпаема. Но крестьяне-путешественники все-таки побеседовали по душам и с помещиком Оболтом-Оболдуевым, и с попом, встретились с “вельможным боярином” князем Утятиным. В рассказе о Ермиле Гирине действует купец Алтынников и подьячие на торгах, где продавалась мельница.
Чиновники-взяточники появляются в жизни Матрены Тимофеевны, когда расследуют дело о смерти ее сына Демушки.
В-третьих, эпопея нового времени содержит глубокие философские раздумья о судьбах мира, а рядом – интимные переживания отдельной личности.
Идеей поэмы Некрасова (она сформулирована уже в заглавии) является рассуждение о человеческом счастье и представление счастливого человека. Свое понимание счастья высказывает каждый собеседник странников и на примере собственной жизни доказывает, что у него-то счастья нет. Такое решение проблемы счастья в поэме соответствовало первоначальному замыслу автора – показать, что отмена крепостного права была проведена так неудачно, что ни одно сословие не получило выгод в результате реформы.
Однако в течение многолетней работы (с 1863 по 1877 год) первоначальный замысел Некрасова изменился: на первое место в поэме вышли проблемы народной жизни и образы крестьян, то есть в окончательном виде “Кому на Руси жить хорошо” стала произведением о судьбе народа – народной эпопеей.
Бесспорно, главное место в поэме уделено образам людей из народа, изображению народной жизни во всем ее многообразии. Крестьяне описываются несколькими штрихами (главы “Сельская ярмонка”, “Пьяная ночь”) и подробно (Ермил Гирин), в массе (глава “Последыш”) и как отдельные личности (Агап Петров из главы “Последыш”, солдат Овсяников из главы “Пир – на весь мир”), мужчины и женщины (Матрена Тимофеевна), молодые (каменотес из главы “Счастливые”) и старые (дед Вавила из главы “Сельская ярмонка”). В произведении представлены крестьяне с высоким человеческим достоинством (староста Влас из главы “Пир – на весь мир”), крестьяне-холопы (дворовый Последыша Ипат или лакей князя Переметьева), крестьяне-мудрецы (Яким Нагой) и никчемные лодыри (Климка Лавин из главы “Последыш”), а также дворовые крепостные (Яков верный) и крестьяне-хлеборобы (вахлаки из главы “Пир – на весь мир”).
Главная идея произведения (ответ на вопрос “В чем счастье?”) на протяжении почти всей поэмы толкуется с крестьянской точки зрения. У мужиков-странников есть свое представление о счастливом человеке. Счастье они понимают серьезно, поэтому смеются над старухой из главы “Счастливые”, которая счастлива тем, что у нее уродилась хорошая репа, или над холопом с “благородной болезнью”.
Счастливый, по понятиям мужиков, не должен быть слишком богатым, но, конечно, и не должен бедствовать; у него крепкое здоровье, умная и работящая жена, здоровые и толковые дети. Этого от всего сердца желает Грише Добросклонову его крестный – староста Влас:
Дай бог тебе и серебра,
И золотца, дай умную,
Здоровую жену. (“Пир – на весь мир”)
Кроме того, счастливому человеку необходима чистая совесть. Именно поэтому в “кандидаты на счастье”, по мнению мужиков, не проходит Ермил Гирин. В конце концов странники встретили счастливого – Гришу Добросклонова.
Для юноши счастье – это не столько сытая и спокойная, сколько содержательная, пусть даже короткая жизнь, посвященная высокой цели. На пожелание Власа Гриша отвечает:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси! (там же)
Крестьянское понимание счастья, которое укладывается в формулу “покой, богатство, честь”, в поэме заменяется народническим. Вопрос о том, “кому живется весело, вольготно на Руси”, ставится уже не для отдельного человека, а как вопрос о всенародном счастье: честный человек не может быть спокоен и счастлив, если видит рядом с собой нищету народа, несправедливые общественные порядки.
Народ и его жизнь в “Кому на Руси жить хорошо” изображается как бы изнутри. Такая точка зрения характерна для фольклора, когда образ автора-рассказчика практически исчезает, уступая место рассказчика и наблюдателя самому народу (семи временнообязанным мужикам и их собеседникам). Вся европейская и русская культура нового времени стремилась утвердить неповторимость и ценность отдельной личности как автора, так и героя.
Некрасов в своей поэме сделал наоборот: отказался от субъективности авторского художественного восприятия и, благодаря такому самоустранению, создал народную эпопею в прямом смысле слова, аналогичную фольклорному произведению.
Итак, поэму Некрасова можно назвать “энциклопедией народной жизни”. Народность этого произведения заключается в том, что основное внимание автор уделяет изображению крестьянства, как его отдельных представителей, так и крестьянского мира в целом. В поэме выражается народный взгляд и оценка различных жизненных ситуаций.
Главная проблема поэмы – рассуждение о счастье – решается также в народном духе, потому что народнический взгляд является продолжением крестьянской точки зрения на эту проблему.
По жанру”Кому на Руси жить хорошо”является народной поэмой-эпопеей, так как в ней говорится о самых основополагающих проблемах бытия всей нации. Некрасов дал широчайшую картину жизни пореформенной России, в одном произведении сумел совместить изображение недавнего крепостнического прошлого и современности, описать отдельных представителей всех классов и сословий русского общества (особенно тщательно – крестьян), соединить размышления о “вечных” философских вопросах и переживания конкретной личности. В поэме автор проявил себя как выдающийся художник-мыслитель и патриот.
Образ Гриши Добросклонова и его песни придают оптимистическое звучание всему произведению.