Что такое народная художественная культура
Вопрос №1 Народная художественная культура как предмет изучения.
Culture (лат.) именовалось как воздействие земли, обработка, почитание.
5 в. до н.э. Цицерон перенёс этот термин на человека – обработка, совершенствование ума и души.
Со временем термин начинает употребляться в значениях воспитания, образования, самосовершенствования.
Сегодня существует более 500 определений.
Группы определений культур:
1. 1. Культура, как особая сфера деятельности связанная с мышлением художественной культурой, нормами этики и этикета.
2. 2. Культура, как показатель общего уровня развития общества.
3. 3. Культура, как особый набор правил ценностей и представлений того или иного класса.
4. 4. Культура, как духовное измерение всякой сознательной деятельности.
Культура– это комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретённые человеком, как членом общества.
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, а так же способов их созданий и передачи, которые были накоплены человеком в процессе его истории.
Материальная культура – основана на репродуктивном типе деятельности, удовлетворяет первичные потребности человека. Материальная включает в себя: технику, оруд.труда, одежда, мебель, утварь, пищу, тип жилища.
Духовная культура – основана на творческом типе деятельности (продукт мыслительной деятельности). Духовная культура это явление, связанное с сознанием и интеллектуальной эстетической эмоциональной психологической деятельности человека. (Язык, верование, нравы, обычаи, нравственность, философия, искусство и т.д.)
К понятию духовной культуры относятся и материальные объекты включающие в себя мир культуры – библиотеки, суды, музеи, кинотеатры, театры и т.д.
Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности, включая продукт и процесс этой деятельности.
К ………………….. искусству относится – архитектура, ИЗО, искусство, музыка, литература, танец, театр, кинематограф.
Благодаря художественной культуре человек способен образно отображать и моделировать мир.
Народная культура – это культура создаваемая творцами из народа остаётся без именной, отражает духовные поиски народа.
НХК – это часть художественной культуры общества, она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов.
1. 1. Познавательная – осваивает окружающий мир постигает его и этот процесс идёт на основе художественных образов.
2. 2. Мировоззренческая – формирует тип мышления в обществе. Это основа мировосприятия и деятельности человека.
3. 3. Социализирующая – приобщает подрастающее поколение к традициям своего народа по средствам художественных образов.
НХТ понятие уже понятия НХК, несмотря на это оно стало основой всей мировой народной культуры. Процесс и результаты НХТ неразрывно связанны с представлением того или иного народа о мире.
НХТ – это коллективная творческая деятельность народа, которая отражает его жизнь, воззрения и идеалы, это отражается в создаваемых народом – танцах, поэзии, ДПТ, архитектуре, театре.
Специфические черты народной художественной культуры.
Специфическим чертам НХК свойственны следующие черты:
1. 1. Традиционность народа (этноса)
2. 2. Особенности национального характера
Этнос ( с греч. Племя, народ) – это исторически сложившееся устойчивая совокупность людей. Племя → Народность →Нация. Обязательное условие возникновение этноса является общность территории и языка, а так же религия, традиция, общие формы хозяйствования, общая культура, особенности психического склада и национального сознания.
Национальный характер – это особенности психического склада, у каждого народа своя психология, свой склад.
Менталитет (с лат. – ум, мышление образ мыслей, душевный склад) это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания включающий и бессознательные акты.
Этнический менталитет – это свойственный данному народу склад мышления, который не осознается, принимается как нечто естественное и неизменное неподдающееся идеологическому мышлению.
Все выше сказанные факторы являются основой этнокультуры.
Этнокультура – это культурная норма, выраженная в традициях, обычаях, ритуалах характерная для определённого этноса.
Сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества.
(Народная художественная культура. Под редакцией Баклановой Т.И, Стрельцовой Е.Ю…-М: МГУКИ, 2000 г., стр. 35-37. В и-нете: http://www.folkro.ru/traditions/sush.html
Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).
В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.
В светской художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся в древнерусской народной художественной культуре, формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечественную почву, заметно изменились под влиянием особенностей нашей культуры.
Большую роль в развитии традиций народной художественной культуры, различных видов и жанров народного творчества сыграло русское классическое искусство. Как известно, многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, И.Ф.Стравинский, художники В. Васнецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.
Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.
Функции НХК
К основным функциям фольклора относят религиозно-мифологическую (1), ритуально-обрядовую (2), педагогическую (3), коммуникативно-информационную (4), художественно-эстетическую (5) и др.
1. Религиозно-мифологическая функция НХК состоит в том, что в ней воплощены мифологические представления представителей традиционной культуры об окружающем мире и человеке. Мифология как идейно-образная основа НХК представляет собой систему представлений, идеалов и норм, регулирующих все стороны жизни отдельного человека, семьи, традиционного общества в целом.
2. Мифологические представления материализуются, в частности, в системе обрядов и ритуалов календарного, годового цикла и обрядов перехода (родинных, инициационных, свадебных, похоронных). Фольклор сохраняет древние религиозные представления, образы и символы, его произведения позволяют структурировать драматургию обряда или ритуала, сделать ее более действенной с эмоционально-художественной точки зрения.
3. Педагогическая (воспитательная) функция НХК. НХТ обладает мощнейшим этнопедагогическим потенциалом, поскольку в нем запечатлены представления и идеалы народа относительно воспитания эталонной личности в соответствии с нравственно-эстетическими идеалами и нормами поведения.
4-5. Информационно-коммуникативная и художественно-эстетическая функции НХК. Будучи носителем значительной информации различного содержания, НХК во многом способствует общению, организации взаимодействия людей, их лучшему взаимопониманию. В фольклоре как коммуникативном акте в первую очередь реализуется информирующая (познавательная, повествовательная, референтивная, денотативная или когнитивная), выразительная (эмотивная, экспрессивная, автокоммуникативная) или воздействующая (апеллятивная, импрессивная, конативная, суггестивная) функции. В зависимости от преобладания одной из этих функций, преимущественное внимание участников коммуникации сосредотачивается либо на том, о чем говорится (предметное поле, контекст, ситуация общения), либо на самом говорящем и его переживаниях, либо же на том, кому адресовано сообщение. Однако при определенных условиях внимание говорящего может акцентироваться на форме сообщения. В таком случае резко возрастает особая, поэтическая функция коммуникативного акта, художественный элемент общения. Строго говоря, только в этом случае мы имеем дело с фактами искусства. Нередко собеседников может интересовать сам процесс общения безотносительно к его конкретному содержанию. Тогда на первый план выступает контактоустанавливающая, поддерживающая общение функция речи, обычно называемая лингвистами контактивной или фатической. Наконец, иногда может отчетливо выделиться еще одна немаловажная функция речевого общения – функция языкового толкования, разъяснения смысла употребляемых в разговоре выражений. Эту функцию называют металингвистической, метаязыковой. Потребность в толковании, как правило, резко возрастает, если жизненный опыт общающихся, или, как говорят иногда, их апперцепционные базы не вполне совпадают.
Художественные и внехудожественные функции фольклора находятся в постоянном развитии и взаимодействии.
Народная художественная культура
Сущность, структура и функции народной художественной культуры. Рассмотрение произведений различных видов и жанров, созданных на основе самобытных традиций. Изучение воздействия на духовный мир человека. Современные особенности народной культуры.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.12.2013 |
Размер файла | 30,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Сущность, структура, функции народной художественной культуры
народный художественный традиция культура
В теории культуры существуют разные точки зрения на понятие «народная художественная культура». В отечественной науке широкое признание получила деятельностная трактовка культуры (М.С. Каган, Э.С. Маркарян). Однако распространение имеет и информационно-семиотический подход.(установление закономерности фольклорных текстов как знаковых систем) Разработка его связана с именами Л. Уайта, Э. Кассирера, Ю.М. Лотмана, Х. Гадамера, А. Моля, В.С. Стёпина и др. исследователей, которые с разных сторон приходят к сходным выводам.
При деятельностном подходе культуру в целом современная наука определяет как совокупность материальных (овеществлённых) и духовных результатов деятельности человека. В духовной сфере она являет собой область высших достижений человека в виде литературы, искусства, музыки, философии, религии, морали.
В.С. Стёпин, проводя параллель между «живым организмом» народной культуры и организмом человека, определил, что роль генов в генетическом коде ДНК социальной жизни общества выполняют «Мировоззренческие универсалии: категории «природа», «космос», «пространство», «время», «человек», «свобода», «справедливость» и т.д.),» Они выступают в качестве базисных структур социокода и организуют в целостную систему культуры.
Сущность народной художественной культуры в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.
Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).
В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.
НХК играет важную роль в жизни общества, что проявляется в следующих функциях:
1) Познавательная. При помощи НХК человек осваивает окружающий мир, и пытается постичь его основные стороны. Процесс постижения строится на основе художественных образов.
2) Мировоззренческая. НХК формирует тип мышления в обществе, который применяется конкретно к каждому человеку и служит основой для его мировосприятия и деятельности.
3) Социализирующая. НХК приобщает подрастающее поколение к традициям своего народа посредством художественных образов
4) аксилогическая (сохранение и передача от поколения к поколению духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса);
5) художественно-эстетическая (развитие художественно-эстетической культуры личности и общества на материале этнических художественных традиций);
6) социокультурная (социальная адаптация и реабилитация личности средствами народного искусства);
7) арт-терапевтическая (содействие лечению болезненных зависимостей, психосоматических и других заболеваний с помощью фольклорной арт-терапии)
8) коммуникативная (развитие культуры межнационального общения в процессе освоения этнохудожественных ценностей и традиций разных народов), и другие
-народную экономическую культуру,
-народную нравственную культуру,
-народную педагогику, народное правосознание,
-народную художественную культуру
Народная художественная культура интегрирует в себе в образно-художественной форме и религиозные, и социально-утопические, и нравственные, и правовые, и педагогические воззрения, и эта связь художественного творчества со всей культурной деятельностью настолько органична и неразрывна, что зачастую практически невозможно отнести отдельный вид народного творчества к той или иной форме культуры. Народная художественная культура синтезирует другие виды народной культуры. Интегрирующей является является их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа Сущность народной художественной культуры в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.
Основными компонентами НХК являются:
Народное декоративно-прикладное искусство, в научных кругах не принято называть фольклором, так как оно не является устным творчеством.
Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Народное художественное, включает в себя фольклорную инструментальную музыку, песню, пляску, танец и театр. Устное народное творчество (синкретизм)
Художественное творчество народа как духовная деятельность имело, а во многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека.
Система исходных понятий. Понятие «народ», его соотношение с понятиями «этнос», «народность», «нация», «национальные меньшинства». Художественная культура личности и общества, их основные компоненты. Понятие о художественной деятельности (в том числе художественном восприятии, авторском и исполнительском художественном творчестве), об искусстве, произведениях искусства. Понятие о художественных субкультурах (возрастных, религиозных, сословных, этнических и т. д.).
Традиционные и современные формы деятельности (фольклор любительство художественная самодеятельность)
Народную художественную культуру отличает коллективный характер творческой деятельности, устойчивая, длительная во времени и распространяющаяся в широкой социальной среде и этническом пространстве традиционность. Традиции народной культуры постепенно и, на первый взгляд, незаметно изменяются и обновляются, они проявляются в форме непосредственной передачи от поколения к поколению, от социума к социуму навыков, форм, приемов, техники творчества и самих произведений, форм их бытования и восприятия. Ещё одной особенностью народной художественной культуры является то, что она образует большое количество региональных типов и локальных вариантов. Специфика народной художественной культуры заключается в том, что она доставляет общественному сознанию опыт общения с явлениями искусства, извлекает из фондов народных художественных произведений необходимый духовный материал, обеспечивающий развитие самого человека, его духовных сил и способностей. Она тем самым способствует развитию творческого отношения к миру, поддержанию определенного уровня духовных активности и богатства на основе опыта, приобретенного человечеством и собственным народом в ходе его истории.
О народной культуре
Культурологические исследования предполагают изучение:
· Культурный текст в широком смысле: семантика и её зна-ково-символическое и материальное воплощение; т.е. социо-нормативные представления, этические, религиозные, эстетические ценности, идеи, смыслы, а также многообразные формы их выражения: вербальные, иконические, музыкальные, жестовые, движенческие, предметно-вещественные.
· Социальные механизмы функционирования культуры, ее поддержания, трансформации, передачи от поколения к поколению.
Две фундаментальные особенности народной культуры, отмечавшиеся фольклористами в ряду других в разное время:
Во-первых, народная культура в различных ее ипостасях сохраняет элемент синкретичности в широком смысле, под которой мы в данном случае понимаем нерасчлененное сосуществование в диффузном состоянии этики и эстетики, знания и верования, художественного и внехудожественного отношения к действительности, мира представлений (картины мира) и практического действия, что характерно для группового (соборного) сознания и поведения. Этим данная область существенно отличается от сугубо специализированных областей профессиональной деятельности, смысл и назначение которых заключается в максимальной дифференциации всех аспектов человеческой деятельности.
3. Современные особенности народной культуры
Традиционная народная культура прошлого универсальна. Она определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, одежды, питания, освоение окружающего пространства, отношения с природой, миром, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиции.
Народная культура нового и новейшего времени существенно отличается от прошлых и классических фольклорных форм. Эти изменения связаны, прежде всего, с общей динамикой в системах культуры и общества, повлекшей за собой утрату универсальной роли традиционных культур.
Развиваясь вместе с обществом (сообществом), культура становится все более сложной, разветвленной и многоуровневой. С возникновением национально-государственных образований, укреплением социальных структур, постепенно складывается общенациональный вариант языка и культуры, по отношению к которым регионально-этнические культурные традиции при всей своей исконности и аутентичности занимают как бы подчиненное положение, оставаясь культурой повседневности, разговорным языком, сферой бытового общения, а также исторической памятью рода, семьи. Если в традиционной этнической культуре представлены в нерасчлененном виде все области материально-практической, духовно-религиозной, познавательной, соционормативной, эстетической деятельности человека как члена сообщества, то культура нового времени и современности все более дифференцируется, усиливается специализация отдельных областей, сфер культурной деятельности по типу предмета, характеру, целям. Целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа распадается на фрагменты, которые со временем теряют функционально-смысловое наполнение. Возникает культура земледельческая, художественная, религиозная, правовая, политическая и пр. Складывается представление о культуре духовной (религиозной) и светской, официальной и частной, сословной и общенациональной, региональной и мировой. Становясь многослойной, культура социально дифференцированного общества, обрастает субкультурами.
Уходят в прошлое классические формы народной культуры (например, эпические жанры фольклора разных народов), им на смену приходят всевозможные малые формы фольклора и постфольклора. Народная культура современного общества играет роль не столько социального нормирования жизнедеятельности людей, сколько украшения, декорирования, внесении дополнительных смысловых нюансов и форм в ту общую ценностно-нормативную базу на основе которых так или иначе устраивает свою жизнь современный человек. Вместе с тем, несмотря на типологические различия культур разных эпох и традиций, можно говорить об очевидной тенденции актуализации прошлого в самых разных формах.
По-видимому, потребность в этом особенно актуализируется в наиболее сложные, переходные, кризисные эпохи, подобные переживаемой нами на грани веков. Вместе с тем, общие идеи и предельные ценности народной культуры остаются актуальными и переходят в область профессиональной деятельности специалистов разного профиля. Однако затем они могут снова вернуться в массовое сознание и в видоизмененном виде опять стать частью народной культуры. Так в значительной мере происходит в настоящее время, когда в России, как и в других странах, активизировался интерес к традиционным культурам, включая их ранние формы. Важность возрождения, сохранения и развития народного художественного творчества обусловлена его воздействием на духовный мир человека. Заботясь о сохранении народной культуры, мы формируем в людях чувство принадлежности к своему народу, сохраняем нравственные нормы, выработанные предшествующими поколениями. В последнее время повысилась его значимость в развитии национальных чувств. Но в то же время народная культура во многом утрачивает свои позиции в регулировании социального поведения и в передаче нравственных норм и ценностей. Она не способна обеспечить решение всех проблем, связанных с социализацией личности в сложных современных условиях, но ее роль и воздействие на человека могли бы быть значительно выше.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Изучение основных аспектов народной художественной культуры Москвы XIV-XVI вв. Черты народной словесности (фольклор, литература) и музыки (музыкальные инструменты). Этапы развития народного театра, изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
реферат [44,4 K], добавлен 12.01.2011
Описание народной художественной культуры в современных условиях, её устойчивых черт, структуры и динамики развития. Рассмотрение современных тенденций развития традиционно-исторической, субкультуры, бытовых текстов и промежуточных форм культуры.
курсовая работа [52,0 K], добавлен 03.09.2015
Определение понятия традиции, рассмотрение ее роли в образовании народной культуры. Подробное изучение семейных традиций и обрядов русского народа. Исследование связи календарных праздников с важными событиями в жизни современного русского человека.
курсовая работа [62,4 K], добавлен 23.11.2015
Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен. Возникновение и развития народной игры. Сущность и функции игры. Возрастная дифференциация народной игровой культуры. Культурно-историческое своеобразие русской народной игровой культуры.
курсовая работа [42,4 K], добавлен 08.04.2011
Структура художественной культуры, ее развитие и взаимосвязь с искусством. Искусство как особый род творческой деятельности. Понятие художественного образа. Пространственные и временные искусства. Функции искусства. Особенности художественной культуры.
реферат [15,8 K], добавлен 03.09.2011
Методический материал на тему : «Народная художественная культура»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Народная художественная культура: национальные, этнические формы культурного наследия, к региональным (местным) национальным культурам и искусству во внеклассной работе.
Г.Н.Волков – автор работы «Этнопедагогика».
Народная художественная культура является элементом всей художественной культуры, представляющей собой часть культуры вообще. Тяга людей к прошлому объясняется желанием приспособиться к переменам, адаптироваться, не поддаться убыстряющемуся влиянию времени, сохранить историческую культурную преемственность. Объяснить интерес к прошлому, в том числе и к художественной культуре народа, можно и повышением уровня культуры общества. Народная художественная культура предоставляет широкие возможности преодоления тенденции увеличения бездуховности, пассивного потребительства. Это связано с тем, что в народной художественной культуре заключена многовековая мудрость житейского опыта; многие приемы советы, рекомендации представляют интерес и для современности, благотворно влияют на личность, отражают мировоззрение, психологию, идеалы народа, его представления о нравственности и красоте. Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этических основ национального характера.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В педагогической теории и практике сформировался ряд нерешённых проблем, препятствующих полноценной реализации духовно-нравственного потенциала традиций народной художественной культуры. Среди них :
недостаточная разработанность региональных аспектов народного художественного творчества;
отсутствие во многих регионах преемственных учебных планов, программ, учебных и учебно-методических пособий для этнохудожественного образования;
отсутствие специальной подготовки педагогических кадров в области теории, истории и методики преподавания народной художественной культуры;
Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности.
Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования. Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах,…
Цели и задачи программ по нхк.
— формирование самостоятельной творческой личности, способной воспринимать богатый духовный опыт предыдущих поколений и привносить свое;
— формирование высокого художественного вкуса, средствами народного искусства;
— воспитание у детей чувства причастности к русскому народу, его культуре;
— привитие любви и уважения к идейно-эстетическим произведениям народного творчества;
— развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
— создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младшего школьника;
— воспитание патриотического чувства к своей малой родине, чувства гордости за свой край, семью и школу;
— приобщить к исследовательской краеведческой деятельности;
— овладеть знаниями по этнографическому краеведению;
— приобщить к народному пониманию мироздания.
Существенное концептуальное значение для работы имеют следующие теории:
—методологические принципы этнопедагогики (Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, В.М.Григорьев, В.С.Мухина);
—методологические вопросы этнокультуры, раскрыты в работах (М.М.Бахтина, Л.Н.Гумилева, А.Тойнби);
—идеи антрополого-гуманистической педагогики и психологии (В.В.Зеньковского, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева);
—принципы природосообразности и культуросообразности разработаны (И.А.Ильиным, Л.Н.Толстым, К.Д.Ушинским);
—в рассмотрении народной педагогики, концепция базируется на исследованиях этноса (Л.Н.Гумилев);
—педагогические учения (Я.А.Коменского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского).
Таблица1. Основные понятия темы:
Соответствующий духу народа, его культуре, мировоззрению, национальным особенностям, отображающий характерные свойства народа. 3 ) Принадлежащий стране, всему народу (1); государственный. 4) Созданный народом (1-3).
Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой
Русский толковый словарь В.В.Лопатина
4. Отвечающий требованиям искусства, эстетического вкуса;
Относящийся к искусству, воспроизведению действительности в образах.
Относящийся к деятельности
Относящийся к произведениям искусства.
Свойственный произведениям искусства или творческой манере их создателей и связанный со способностью эстетического воздействия.
Относящийся к восприятию прекрасного в жизни или в искусстве.
Свойственный одаренным в области искусства людям.
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957—1984
2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры.
1) а) Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений.
б) Совокупность таких достижений в определенную эпоху, у определенного народа.
б) Конкретные результаты такого развития.
3) Совокупность памятников литературы, искусства, архитектуры и т.п., относящихся к одному времени, определенной территории.
4) Сфера человеческой деятельности, связанная с областью литературы, искусства, архитектуры и т.п.
Растение, выращиваемое или выращенное в процессе культивирования; культивируемое растение.
Клетки микроорганизмов (бактерий, дрожжей и т.п.), выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях.
Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой
народная культура (FOLK CULTURE) Термин, обозначающий культуру доиндустриальных обществ. Народная культура часто противопоставляется, с одной стороны, культуре индустриальных обществ, а с другой — культуре простых или племенных обществ.
Большой социологический словарь
Культурология XX век энциклопедия
создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют: религиозная (христианская), нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы. Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах, существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика). Народная культура есть базис национальной культуры, педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность поколений, возрастание его духа.
Основы духовной культуры
— часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.
«. В настоящей Конвенции под «культурным наследием» понимаются: памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии
. » Извлечение из документа: «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия»
Общий термин для обозначения передачи от поколения к поколению. Может относиться или к биологической наследственности или к социальной передаче обычаев и традиций.
1) Явления культуры, науки, быта и т.п., полученные от предыдущих эпох, от прежних деятелей.
2) устар. То же, что: наследство (1*1).
Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой
-я; ср. Явление культуры, быта и т.п., унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников.
Народная художественная культура
«Свойственный, соответствующий духу народа, его культуре, мировоззрению» «Относящийся к искусству, к деятельности в области искусства.» «Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.»
Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.
НАЦИОНА́ЛЬНЫЙ, национа́льная, национа́льное; национа́лен, национа́льна, национа́льно.
только полн. формы. Прил. к нация. Национальное единство.
Свойственный данной нации, выражающий ее характер. Национальный костюм. Национальный дух.
только полн. формы. Государственный, принадлежащий данной стране. Национальный флаг. Национальный гимн. Национальное имущество. || Распространяющийся на государство в целом; в общегосударственном масштабе
только полн. формы. Прил., по знач. связанное с общественно-политической жизнью наций и их взаимоотношениями. Национальное движение. Национальная политика.
только полн. формы. Принадлежащий к национальному меньшинству (нов.). Местное национальное население. Национальные районы.
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.
Общее название национальных образований — нации, народности, национальности и др.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998
Этническое культурное наследие
«Исторически сложившаяся этническая общность» « Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.» « Явления культуры, науки, быта и т.п., полученные от предыдущих эпох, от прежних деятелей».
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
относящийся к какой-либо значительной территории, но не охватывающий всю планету.
Экологический словарь, 2001
одна из форм обществ. сознания, спе-цифич. род практически-духовного освоения мира. В этом плане к И. относят группу разновидностей че-ловеч. деятельности — живопись, музыку, театр, художеств. литературу (которую иногда выделяют особо — ср. выражение «лит-pa и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими художеств.-образными формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово «И.» относят к любой форме практич. деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно в технологич., а часто и в эстетич. смысле.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
ИСКУССТВО. Корень слова искус — опыт, проба, попытка, испытание, узнание; искусный — дошедший до уменья или познания многим опытом. В основе всякого познания лежит ощущение, которое осуществляется благодаря раздражению, непосредственному возбуждению нервов того или другого органа чувств. Когда мы вновь вызываем полученное раньше ощущение, но уже при отсутствии раздражения, мы воспроизводим ощущение, возобновляя его. Ощущение воспроизводится благодаря памяти, благодаря центральному возбуждению, а не просто непосредственному возбуждению органа чувств.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
ВНЕКЛА́ССНЫЙ [асн], внеклассная, внеклассное (пед.). Производящийся не во время классных занятий. Внеклассное чтение. Внеклассные занятия.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
Происходящий, производящийся не во время школьных классных занятий.
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).
В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.
Уходят с земли нашей один за другим древние памятники, еще больше беспокоит то, что они уходят из умов и сердец наших. Уходят, оставляя темные провалы в памяти исторической, тревогу в душе, напрочь отделяя нас от корней наших. Вне памяти, вне традиции истории и культуры нет личности, память формирует духовную крепость человека. Осмысленность многовековых традиций народного труда и быта, опыт людей, которые жили до нас, помогают нам создавать будущее.
Сегодня повсеместно идет возвращение к традиционной культуре, это объясняется жизнестойкостью этнического самосознания, наличием живого интереса к народной культуре наших предков. Поэтому с первых дней жизни ребенок должен воспитываться на многовековом, устоявшемся опыте народа.
Современное этнохудожественное образование направленно на выполнение своих функций – передавать культурное наследие от поколения к поколению. Не культура является частью образования, а образование есть та часть культуры, которая ответственна за сохранение культурно-исторической памяти и этнохудожественных традиций. Процесс воссоздания культуры детства необходимо начинать с изучения народной художественной культуры.
Народная художественная культура – сложный комплекс физических и нравственных идеалов, духовной и практической деятельности, где красота неотделима от пользы, а польза от красоты.
Воздействуя всем комплексом фольклорных средств, можно сформировать у учащихся целостное представление о традиционном народном культурном наследии.
Таблица 2. Психолого-педагогические возможности сказок:
Культурное наследие и характер народа
Понимание структуры языка и его национального своеобразия Введение нового учебного материла или закрепление пройденного.
Воображения. Фантазии. Памяти. Внимания Мышления. Речи.
Умения понять речь на слух
Мотивации национального самосознания Осознание своих внутренних переживаний.
Поиск аналогий в реальной жизни.
Уверенности в себе
Избавление от страха
Способов разрешения конфликтов.
В методологической основе преподавания лежат:
— устная форма представления фольклорного материала,
— импровизация как процесс освоения культурных традиций,
— игра как средство творческой деятельности ребенка.
— рисунок как средство выражения внутреннего мировосприятия сказок.
В процессе социализации личности на основе народной педагогики выделяются две формы поведения ребенка: имитация (подражание окружающим) и идентификация (отождествление себя с другими).
Основной принцип построения занятий – театрализованное представление. С элементами игры, рассказа, показа, вовлечением детей в творчество, т.е. наиболее доступная, зрелищная форма для детей младшего школьного возраста.
Структура может, определяется народным календарем, наблюдая за изменениями в природе и деятельности человека, школьники учатся языку народной культуры.
Система этнохудожественного образования: народная педагогика, народный календарь, этнохудожественная деятельность. Народная педагогика решает воспитательные задачи и включает в себя – общение со сверстниками, родителями, учителями, старшим поколением. Народный календарь – выполняет образовательные функции, и построено на общении с природой, связи человека и природы, экологический фактор. Этнохудожественная деятельность – направлена на развивающие задачи: творческие способности ребенка, фантазия, воображение, образное, ассоциативное мышление на материале детского фольклора. Этнохудожественная педагогика является наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощения личности, проявление ее потенциальных способностей, инициативы, это возможно благодаря тому, что народная культура это и искусство и повседневная жизнь, которая творится и живет, только при наличии процесса передачи накопленных знаний от предыдущего поколения к последующему.
Все дети любят рисовать и делать поделки. Работа с разнообразными материалами развивает у ребенка художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, развивает мелкую моторику руки, пространственное воображение. Лист бумаги, краски, цветная бумага, ножницы и пластилин помогают детям познавать мир и рассказывать о нем, передавать свои эмоции, впечатления.
Главная проблема программного сопровождения курса НКХ по ИЗО не решена, а перекладывается на плечи учителей. С одной стороны это дает широкую дорогу для педагогов, но с другой стороны нет путеводителей к этой дороге. И выбор материала будет идти от учителя, но необходимо все же определить ключевые моменты. Так как мир художественной культуры очень велик и познакомить детей с его многообразием в полной мере не возможно, так как присутствуют временные рамки внеклассных мероприятий.
Первоочередными условиями успешного формирования не только духовного мира ребенка, но и его практических умений и навыков изобразительной деятельности являются:
• вариативный подход к постановке и решению художественно-творческих задач,
• национально ориентированное обучение изобразительному искус-ству,
• стимулирование самостоятельности младших школьников в выборе художественных материалов и средств выразительности в процессе создания изобразительных образов,
• стремление учителя к педагогическому творчеству и совершенствованию учебного процесса и др.
Учителю изобразительного искусства в начальной школе всегда следует помнить о том, что изменяющиеся общественные ценности, все более насыщенные информационные потоки всегда находят свое отражение в изобразительном искусстве. Только истинно духовные произведения искусства становятся бессмертными. Поэтому классические образцы живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства должны составлять основу содержания предметной области «Искусство», так как им время не подвластно. Аналогичные процессы можно проследить и в развитии методики преподавания. В то время как самые современные методики преподавания могут постепенно устаревать, те из них, которые начинающий учитель сам проверил на практике, и которые не один раз показали себя успешными, составят основу его педагогической деятельности в будущем.