Что такое народная поэтическая речь
НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Древнейшие виды словесного творчества возникли в процессе формирования человеческой речи, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита. В доклассовом обществе поэтическое творчество развивалось в устной форме, для которой было характерно сочетание словесных элементов с музыкальными, хореографическими, мимическими. Поэтическое творчество на этой стадии было тесно связано с трудом, отражало начатки знаний, религиозные, мифические и исторические представления человека. В дальнейшем возникли различные виды и формы устного творчества, отразившие социально-классовую дифференциацию общества. Важнейшую роль в развитии устной поэзии играло поэтическое творчество трудовых народных масс. С появлением письменности возникла литература. Исторически связанная с устным поэтическим творчеством, она, однако, оказалась достоянием преимущественно верхних слоев общества. В то же время эстетические потребности общества в целом еще долгое время (отчасти и до настоящего времени) были связаны не только с литературной, но и с устной традицией. Социальные различия среды, создававшей произведения литературы и Н. п. т., привели в том и в другом случае к выработке определённого круга идей и художественных вкусов, а вслед за ними — специфических систем литературных и фольклорных жанров и их поэтики.
На протяжении многих столетий у всех народов преобладал фольклорный тип поэтического творчества. Его характерные черты — устность, традиционность, непосредственная народность, вариантность, сочетание слова с художественными элементами других видов искусства, непосредственность контакта творца (исполнителя) со слушателем, наконец, коллективность создания и распространения.
Произведение Н. п. т. возникало обычно на основе поэтики, выработанной коллективом, предназначалось для известного круга слушателей и обретало историческую жизнь, если было принято коллективом. Текст фольклорного произведения мог быть использован каждым, и притом так, как ему нравилось. Это обусловливало изменчивость текстов в процессе бытования. Изменения могли быть различными — от незначительных стилистических вариаций до существенной переработки замысла. В запоминании, а также в варьировании текстов значительную роль играют своеобразные стереотипные формулы — «общие места» (напр., в былинах — формулы описания княжеского пира, седлания богатырского коня, скачки богатыря и т. п.). В процессе бытования фольклорное произведение совершенствовалось, однако изменения могли приводить и к разрушению его художественной цельности. Изменения зависели от поэтической специфики жанра, от степени одаренности исполнителя, от соответствия произведения мировоззрению и художественным вкусам последующих поколений и в конечном счете от характера социальных и культурных сдвигов в обществе. Каждый текст и жанр переживает при этом продуктивный и непродуктивный периоды («возрасты») своей исторической жизни (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание). Устойчивость классического фольклорного репертуара объясняется не только его художественной ценностью, но и медленностью изменений в быту, в сознании и вкусах народных масс в докапиталистических обществах. Резкие изменения социальных условий приводили, как правило, к замене бытовавших произведений новыми.
Подвижность фольклорных текстов и, с другой стороны, их устойчивость, способность веками удерживаться в устной традиции определяют специфическую особенность Н. п. т.: фольклорное произведение имеет обычно не один, а множество равноценных текстов. То обстоятельство, что изменения могут развиваться в нескольких направлениях и в различном темпе, позволяет исследователям группировать варианты в несколько «версий», существенно отличающихся в трактовке сюжета, и внутри групп различать «редакции» («изводы»), объединенные менее значительными признаками. Наибольшей устойчивостью текстов отличаются те жанры, в которых слово наделено функцией магической или религиозной (заговоры, обрядовые песни, духовные стихи). Устойчивости текстов способствует также коллективная форма исполнения (напр., хоровые песни). Повышенной подвижностью текста отличаются предания, легенды, устные рассказы, причитания и т. д. В них традиционными являются образ и поступки героя, обрядовые представления либо отдельные поэтические формулы; конкретный же текст зависит от реальных условий общения исполнителя и слушателей.
Коллективность творческого процесса в фольклоре не означает его обезличенности. Талантливые мастера не только создавали новые песни, сказки и т. д., но и оказывали влияние на процесс совершенствования или приспособления традиционных текстов к исторически изменившимся потребностям.
Возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических, музыкальных и других произведений (древнегреческие рапсоды и аэды, римские мимы и гистрионы, русские скоморохи, французские жонглеры, немецкие шпильманы, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, азербайджанские ашуги, французские шансонье и т. п.). В раннефеодальное время возникает особый переходный тип певца-поэта, тесно связанного с рыцарством (французские трубадуры, немецкие миннезингеры), позже — с бюргерством (напр., немецкие мейстерзингеры) или клерикально-студенческой средой (напр., французские, итальянские и немецкие ваганты, польские, украинские и белорусские вертепники). В некоторых странах в условиях патриархально-феодального уклада (напр., Ближний Восток, Средняя Азия) складываются формы своеобразной устной литературы. Поэтические произведения распространяются изустно, но традиция сохраняет имена их создателей, возникает стремление к максимальному сбережению текста (напр., Токтогул Сатылганов в Киргизии, Кемине, Молланепес в Туркмении, Саят-Нова в Армении). У русских профессионализация певцов не получила развития. Сказочники, сказители былин, вопленицы оставались крестьянами, рыбаками, охотниками, ремесленниками и т. п. Некоторые жанры Н. п. т. имели массовое распространение, исполнение других требовало известной выучки, особого музыкального или мимического дара. Наука сравнительно поздно обратилась к изучению фольклора и не сразу отнеслась с достаточным вниманием к талантливым людям из народа. Вместе с тем обилие известных нам имен выдающихся русских сказителей не случайно. В народной среде все более развивалось осознание ценности и прав личности и в связи с этим не могла не возрастать роль сказителя-мастера в процессе коллективного творчества.
Каждое фольклорное произведение являлось фактом словесного искусства и одновременно народного быта, выполняло определённую социально-бытовую функцию. Эта определенность назначения вызывала к жизни различные жанры, обособляла свойственные им темы, образы, поэтику, стиль. Исторические изменения народной жизни вели к изменению, исчезновению или появлению определенных эстетических или бытовых потребностей, обычаев, обрядов и т.д., а вслед за ними — и соответствующих жанров. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Позже, на рубеже перехода к классовому обществу, возникают современные виды сказок (волшебные, бытовые, анекдотические и др.) и архаические формы эпоса. В период формирования раннефеодальных государств складывается героический (классический) эпос; как правило, затем возникают эпические песни исторического и балладного характера, исторические предания. Позже других жанров классического фольклора формируются внеобрядовая лирическая песня и романс, поздние виды народной драмы, частушка и жанры рабочего фольклора — революционные песни, устные рассказы и т. д.
Возникновение отдельных жанров, их развитие у того или иного народа определяются особенностями исторического развития этого народа, характером взаимодействия фольклора и литературы в общей системе национальной культуры, степенью и характером влияния фольклора других народов. Различны, например, состав и форма обрядовых песен; они могут быть приурочены к разным периодам земледельческого, скотоводческого, охотничьего или рыболовецкого календаря (см. Календарная поэзия), вступать в разнообразные отношения с обрядами христианской, мусульманской, буддийской или других религий. Возникая в разных условиях, эпос может быть больше или меньше пропитан мифологическими представлениями (нартовские сказания народов Кавказа, карело-финские руны, древнегреческий эпос), сравнительно рано уйти из устного бытования (германский и романский эпосы) или бытовать долго и приобрести поздние формы (эпосы южных и восточных славян). Различные жанровые варианты имеет сказка у африканских, австралийских, азиатских и европейских народов. Баллада у некоторых народов (напр., шотландцев) приобрела четкое жанровое своеобразие, у других (напр., русских) близка к лирической или исторической песне. У некоторых народов (напр., сербов, русских) значительное развитие получили стихотворные обрядовые причитания, у других они существовали в виде более простых прозаических восклицаний (напр., у украинцев). Фольклору каждой эпохи и каждого народа было свойственно свое сочетание жанров и определённая роль каждого из них в общей системе, но он всегда был многослойным и разнородным.
Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных текстов, принадлежащих разным народам, многие мотивы, образы и даже сюжеты поразительно сходны. Так, сравнительное изучение сюжетов европейского фольклора привело к выводу, что в среднем около двух третей сюжетов сказок каждого народа имеют параллели в сказках других народов. Одна треть, не имеющая параллелей, падает главным образом на сказки бытовые и анекдотические, менее традиционные, чем волшебные сказки или сказки о животных (см. Животный эпос). Это сходство — результат либо развития из одного общего источника, либо культурного взаимодействия народов, либо самостоятельного возникновения под влиянием общих закономерностей социального развития. Международная повторяемость фольклорных сюжетов позволяет описать их по единой системе (в частности, по системе, предложенной финским фольклористом А. Аарне и американским литературоведом С. Томпсоном).
В позднефеодальное время и в период капитализма в народную среду активнее, чем прежде, проникают литературные произведения; некоторые формы литературного творчества начинают приобретать массовый характер (романсы и песни литературного происхождения, т. н. народные книги, русский «лубок», немецкий «бильдербоген» и др.). С другой стороны, творчество народных сказителей приобретает некоторые черты литературного творчества (индивидуализация, психологизм и т. п.). В социалистическом обществе в тесном контакте с литературой развиваются разнообразные современные формы массовой словесно-художественной культуры — клубная самодеятельность, сочинение самодеятельных интермедий и сатирических сценок и др.
Н. п. т. — существенная часть национальной культуры каждого народа. Для древнейших времен оно порой оказывается единственным источником познания истории народа и его общественного сознания; для более позднего времени — важнейшим источником изучения идеологии и эстетических представлений народных масс (см. Фольклористика). Марксистское литературоведение видит в Н. п. т. сокровищницу художественного опыта народа. М. Горький говорил: «…Начало искусства слова — в фольклоре» («О литературе», 1961, с. 452). Стремясь глубже проникнуть в смысл и ход народной жизни, многие писатели черпали из фольклора не только сведения о быте народа, но и темы, сюжеты, образы, поэтические краски, эстетические нормы и идеалы. Литература всегда испытывала то большее, то меньшее воздействие Н. п. т. Большинству литератур мира присущи жанры, в которых литературными средствами пересоздается художественная система соответствующих фольклорных жанров: песня, баллада, романс, сказка и т. п. Известны также случаи вовлечения текстов литературного произведения в устное бытование (напр., рубайяты Хафиза и Омара Хайяма, некоторые русские повести XVII в., «Узник» и «Черная шаль» А. С. Пушкина, первые строфы «Коробейников» Н. А. Некрасова, песни П. Ж. Беранже, Т. Г. Шевченко, М. В. Исаковского, многие строки И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, А. Т. Твардовского и др.). О Н. п. т. отдельных народов в статьях о национальных литературах.
Литература:
Соколов Ю. М., Рус. фольклор, М., 1941;
Чичеров В. И., Вопросы теории и истории народного творчества, М., 1959;
Азадовский М. К., История рус. фольклористики, т. 1—2, М., 1958—1963;
Гусев В. Е., Эстетика фольклора, Л., 1967.
Статья «НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО КАК СПОСОБ И СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЭТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
УДК 792.028:378.147 З.Н.Бугаева
НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО КАК СПОСОБ И
СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
В ЭТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Принимая во внимание гуманитарные проблемы современного общества и требования, которые выдвигает жизнь и время к специалистам, работающим в сфере культуры, искусства, дополнительного образования для детей и юношества, возрастает роль профессионального образования специалистов в области народного художественного творчества, требования к качеству профессиональной подготовки кадров: расширению и углублению профессиональных компетенций, внедрению в традиционный образовательный процесс инновационных методов и современных технологий.
Учебная дисциплина «Народное поэтическое слово» является неотъемлемой частью профессионального модуля «Исполнительская подготовка» для обучающихся специальности «Народное художественное творчество» по виду этно-художественное творчество в Донецком колледже культуры и искусств. Программа практического курса направлена на овладение навыками и умением работать над словом и словесным действием в этно-художественном номере, в представлении, в работе с участниками творческого коллектива, поэтому программа включает следующие разделы: методы работы над словом и речью с участниками творческого коллектива; культура и техника сценического произношения; интонационная выразительность народного поэтического слова; выразительное чтение и словесное действие исполнителя в произведениях различных видов, жанров и форм. Основная концепция и цель программы – овладение практическими методами и приемами работы над словом в этно-художественном творчестве.
В контексте данной статьи рассмотрим ряд практических вопросов, связанных с методикой работы над текстом и словом в песне, приемам воспитания навыка исполнительского анализа, речевой культуры, интонационной и логической выразительности исполнителя.
Приступая к освоению элементов словесного действия исполнителя, обсудим принципы поведения и кейс задач. Наметим дорожную карту исполнителя. Каждый студент самостоятельно может обозначить для себя вехи, которые, по его мнению, могут привести исполнителя к успеху:
· Владение мастерством и техникой произношения;
· Готовность к взаимодействию;
· Органичность и естественность в общении;
· Целенаправленность словесного действия;
· Образность и эмоциональная выразительность;
· Логическая перспектива мысли;
· Убедительность и действенность слова.
Возможны ли дополнения к данному перечню? Ну, конечно возможны и даже необходимы. Есть над чем подумать студенту. Интересно вернуться к этому списку на одном из итоговых занятий, провести его за «круглым столом», обсудить и дополнить, исходя из собственного опыта.
На следующем этапе определяем последовательность творческого процесса.
1. Познавание. Анализ текста и музыкальной формы.
2. Переживание. Осмысление исполнительского замысла, «вживание» в образ.
3. Воплощение. Процесс «присвоения» авторского слова, воплощения замысла в слове и в психофизическом действии.
4. Воздействие. Исполнение произведения, общение со зрителем, воздействие словом и мыслью, убеждение зрителя. [4, т. 4, c. 58-62].
Приступая к анализу текста оговорим, что исполнитель является посредником между автором и зрителем, он посланник автора, единомышленник, исполняющий свою миссию, он должен донести до зрителя идею и волю автора. Для исполнения этой миссии он должен досконально изучить текст своего послания.
Первое прочтение имеет значение. Потому что именно в первом прослушивании и прочтении текста интуитивно улавливаем настроение и характер произведения. Важно запомнить свое первое впечатление, оно, как правило, не обманывает тонко чувствующего человека. Однако, к сожалению, мы сталкиваемся здесь с проблемой: не каждый студент в настоящее время свободно может прочитать текст «с листа», что, разумеется, затрудняет его восприятие. Поэтому первое прочтение иногда продолжается вторым, а возможно и третьим.
Начинаем обсуждение текста с постановки простых вопросов. Первый вопрос: о чем я хочу поговорить со зрителем? Какой бывает зритель? Дети, взрослые, подростки, однокурсники, мужчины, женщины и т.д. Представляем предполагаемых зрителей. Захотят ли они слушать исполнителя? Почему да, и почему нет?
Чтобы стать ведущим в такой игре требуется и мастерство, и техника, и умение и вдохновение. На практических групповых занятиях осваиваем выразительные средства и технику речи, добиваемся мастерства произношения и общения.
В речевых разминках и упражнениях овладеваем приемами выразительной интонации и убеждения, общения и целенаправленного обращения. Постепенно формируем навык восприятия народного поэтического слова, авторского слова, умение воспринимать и относиться к ситуации, оценивать событие с точки зрения автора или условного персонажа, улавливать образы и мысли автора.
Ответ на вопрос: о чем я хочу поговорить, определяет круг проблем – тему будущего разговора со зрителем. Следует называть тему просто и коротко – одним двумя словами. Следующие вопросы требуют уже более детального обдумывания. Почему об этом надо говорить? Что меня вынуждает говорить об этом? Так мы определяем главную проблему произведения. Обсуждаем насколько эта проблема важна для зрителя, насколько затрагивает интересы зрителя и т.д. Ищем ответ на следующие вопросы: что я хочу сказать зрителю? Какой реакции жду от зрителя? Для чего зритель должен знать об этом? И т.д.
Здесь берет начало сложный процесс осмысления содержания и «вживания» в образ. На этом этапе студенту приходится преодолевать внутренний психологический барьер, отождествляя себя с автором. Некоторым это дается легко, некоторые с трудом отказываются от школьных формул: «автор хочет сказать…» и т.п. Поэтому необходима четкая установка: я хочу сказать, это мои мысли, моя цель, мои будущие действия. Важно, чтобы текст произведения нравился исполнителю. Для того чтобы воспринять текст, надо его понять, чтобы понять, надо его познать. [3, c. 130-132]
Воспитание навыка «познавания» и анализа текста происходит в упражнениях с текстами. У нас есть богатейшая копилка малых фольклорных форм, которые являются прекрасным материалом для такого тренинга. Начиная с простых текстов на бытовые темы постепенно подходим к анализу более сложных по содержанию и смыслу произведений. Изучая особенности стихотворного жанра обращаем особое внимание на литературный анализ текста, тропы, синтаксические фигуры и структурные элементы поэтического языка. [5, c. 116-177].
Глубокое и всестороннее познавание текста невозможно без культурологического изучения эпохи, литературных течений, жанра и бытования народной песни и т.д. Исполнителю требуется духовное насыщение творческой среды сознания, в которой он будет культивировать свой замысел и выращивать из него словесное древо-действие. В процессе осмысления содержания, конкретизируем проблему, уточняем идею и сверхзадачу, определяем отношение и внутренние видения исполнителя. [1, c. 47-65]
Определение конфликта в произведении важная ступень в творческом процессе познания. К пониманию конфликта мы подходим через текстовые упражнения с пословицами, скороговорками, частушками и др. малыми фольклорными формами.
Конфликт может иметь зримую и скрытую форму. Открытый конфликт в сюжетных произведениях выражается в столкновении противоположных персонажей. Здесь же имеются и скрытые формы противоречий, они выражаются во взаимоотношениях человека и общества, человека и природы, в отношении человека к историческим событиям, к окружающему миру и т.д. В лирическом произведении, где чаще всего сюжет отсутствует, скрытая конфликтность содержится во внутренних переживаниях лирического героя. Если есть проблема, наличие которой мы уже зафиксировали, значит, существует некое противоречие, которое требует разъяснения, разрешения и умиротворения. Чтобы приступить к этому процессу мы должны выяснить предлагаемые обстоятельства, стороны конфликта, проследить процесс и диалектику развития, найти приспособления для его разрешения. Вот она, действенная задача исполнителя. [2, c. 5-18]
Развитие конфликта формирует композиционную структуру произведения. Определяя структурные элементы композиции, анализируем куплетную форму песни, наличие припевов, повторов рефрена и т.д.
Часто студенты, прочитывая текст песни, совершают ошибку, опуская повторы строк, куплетов или припева. Тем самым они разрушают логическую перспективу действия, целостность композиции. Небрежное отношение к тексту не способствует его творческому осмыслению, препятствует поиску выразительной формы воплощения. [4, т. 3, c. 343].
На этапе творческого воплощения осуществляем «присваивание» авторского текста, в каждом структурном эпизоде уже определена действенная задача, остается найти выразительные средства и приспособления для выражения мысли и подтекста. Внутреннее видение, отношение и подтекст отражаются не только в слове и интонации исполнителя, подтекст выражается в мимике и в позе, в мимолетном движении руки и во внешнем облике. В процессе воздействия наиболее проявляется творческая индивидуальность исполнителя народной песни. Профессиональное умение дает человеку уверенность, владение знанием и техникой исполнения порождает убежденность, уверенность и убежденность способствуют убедительности исполнителя. Активность, увлеченность, творческая инициатива и чувство меры приводят творческую личность к вершинам профессионального мастерства.
Поэтическая речь
Смотреть что такое «Поэтическая речь» в других словарях:
поэтическая речь — см. художественная речь … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Речь — Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь
речь — 1) Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. Речь звучащая. Речь внутренняя. см. также язык. 2) Разновидность (обычно… … Словарь лингвистических терминов
речь художественная — (речь поэтическая), реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи в максимальной организованности и выразительно смысловой значимости каждого её элемента. Формируется в устном народном поэтическом творчестве при… … Энциклопедический словарь
РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — (речь поэтическая) реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи в максимальной организованности и выразительно смысловой значимости каждого ее элемента. Формируется в устном народном поэтическом творчестве при… … Большой Энциклопедический словарь
речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов
РЕЧЬ — действие по выражению своей мысли через артикулированный язык. Живая речь, устная или поэтическая, противостоит организованному, письменному, прозаическому или техническому языку. Платон определял мысль как внутреннюю речь; по мнению других… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
РЕЧЬ — действие по выражению своей мысли через артикулированный язык. Живая речь, устная или поэтическая, противостоит организованному, письменному, прозаическому или техническому языку. Платон определял мысль как внутреннюю речь; по мнению Эггера и… … Философский словарь
художественная речь — речь художественных произведений, реализация эстетической функции языка. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: поэтическая речь Антоним/коррелят: Язык художественной литературы Род … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Художественная речь — речь, реализующая эстетические функции языка. Художественная речь подразделяется на прозаическую и стихотворную. Художественная речь: формируется в устном народном творчестве; позволяет переносить признаки с предмета на предмет по сходству… … Финансовый словарь