Что такое народные образы

Зеркало души русского человека или всё, то вы хотели узнать о народном фольклоре

Фольклор каждого народа уникален и своеобразен. Русское творчество – это культурное наследие страны, которое передается от старшего поколения к младшему. Произведения, относящиеся к фольклору, не имеют конкретного автора. Сочиняли сказки, песни, поговорки и танцы все славяне. Творчество русского народа имело общие черты и одновременно обладало региональными отличиями.

Что такое фольклор?

Что такое народные образы. Смотреть фото Что такое народные образы. Смотреть картинку Что такое народные образы. Картинка про Что такое народные образы. Фото Что такое народные образы

Это одна из разновидностей искусства, которое выражается в сказках, потешках, частушках и т.п. Отличительная черта творчества отсутствие автора. Русский народный фольклор формируется путем передачи знаний и умений от старшего поколения к младшему. В итоге получается полноценное творчество либо зачатки для его дальнейшего развития.

Слово «фольклор» в переводе обозначает «этническое знание». На протяжении тысячелетий он являлся единой формой самовыражения для славян.

Характерной особенностью подобного искусства считается коллективность. Иными словами, над созданием песни, поговорки и танца трудится не один человек, а сразу несколько. Многие эпические вещи зарождались во время народных гуляний и ярмарок.

Термин объединил в себе несколько разновидностей творчества:

Жанры фольклора

Что такое народные образы. Смотреть фото Что такое народные образы. Смотреть картинку Что такое народные образы. Картинка про Что такое народные образы. Фото Что такое народные образы

Чтобы лучше разобраться с искусством российского народа стоит поближе познакомиться с его разновидностями, которых огромное множество.

Пословицы и поговорки

Широко используются в обиходе и в наши дни. Это один из самых интересных жанров. Доподлинно неизвестно, когда впервые появились пословицы и поговорки. Неоспоримым фактом является то, насколько точно лаконичное и образное выражение отражает ум славян и их опыт, накопленный за десятилетия.

Многие ошибочно считают, что эти два определения идентичны. Это не так! Пословица является законченным выражением, содержащим мудрость народа. Пишется простым и доступным языком. Например, «Мал золотник, да дорог» или «Копейка рубль бережет».

Поговорка – это устоявшаяся веками фраза или сочетание слов. Их используют для украшения речи.

Приметы

Еще одна разновидность фольклора, которая за время своего существования претерпела немало изменений. Однако они не растеряли народной мудрости и порой актуальны в наши дни. Корни примет находятся в глубокой древности, когда славяне ощущали максимальное единение с природой. Они внимательно следили за событиями, происходившими в окружающей среде и связывали их между собой.

Спустя время свои наблюдения наши предки оформили словесно. Таким образом и появились приметы, которые через века перенесли знания, собранные в древности.

Несколько поверий, связанных с погодными явлениями:

До современности дошло ряд примет, связанных с жилищем и бытом. Самая распространённая «Рассыпанная соль – к слезам». Существует мнение, что примета сформировалась в середине семнадцатого столетия, когда Русь накрыла волна бунтов и восстаний. В то тяжелое для страны время, соль была на вес золота.

Отсюда и появилось подобное выражение, просыпание дорогостояще приправы означало горькие слезы и ссору. Также существует еще ряд бытовых примет, которые известны каждому россиянину.

Сказки

Что такое народные образы. Смотреть фото Что такое народные образы. Смотреть картинку Что такое народные образы. Картинка про Что такое народные образы. Фото Что такое народные образы

С древних времен сохранились и элементы детского фольклора. Позднее жанр сильно изменился под влиянием эстетических и педагогических функций, но своего существования сказки не прекратили.

Некоторые разновидности фольклора со временем отмирают и люди забывают о них. Это естественный процесс, никак не свидетельствующий об упадке русской культуры. Наоборот, «отмирание» является признаком изменения условий быта людей в результате развития коллективного творчества народа. Как итог, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

Ранее их называли старины. Это русские героические песни, в основе сюжета исторические события или подвиги богатырей. Жанр зародился в Древней Руси и просуществовал вплоть до средних веков.
Однако, к девятнадцатому столетию утратил свою актуальность.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Еще один забытый жанр народного творчества. Он возник в связи с потребностью отслеживать сельскохозяйственный цикл и изменения в природе. Огромное количество пословиц, поговорок и примет сложилось именно в календарном фольклоре. Например, «Март и снегом сеет, и солнцем греет».

Множество песен народ сложил для годового цикла. На Масленицу люди пекли блины, выполняли обряды для проводов зимы и пели особые песни. Некоторые из этих традиций живы и в наши дни.

Семейный фольклор

Включает в себя малые жанры, такие как потешки, колыбельные, свадебные песни и поминальные причитания. Наименование раздела говорит само за себя. Данный фольклор существует с незапамятных времен. Причем его формирование происходит обособленно, в рамках одной семьи или близкого окружения.

Отличительная черта жанра – создание уникальных выражений, которые понятны только тем, кто присутствовал на их «рождении». Например, в семействе Толстых в обиходе была фраза «архитектор виноват».

Хотите знать, как появилось это выражение? Тогда слушайте! Когда будущему классику исполнилось пять лет, на Новый год ему презентовали чашку, которую парнишка просил в течение долгого времени. Обрадованный малыш поспешил рассказать всем о полученном презенте.

Перебегая через порог, будущий граф споткнулся и упал. Чашка разлетелась вдребезги. Маленький Илюша оправдывался, утверждая, что он ни причем, вина лежит на архитекторе, который спроектировал злосчастный порог. С тех пор в семье Толстых постоянно использовали данное выражение, которое было равноценно крылатой фразе «стрелочник виноват».

Колыбельные песни

Что такое народные образы. Смотреть фото Что такое народные образы. Смотреть картинку Что такое народные образы. Картинка про Что такое народные образы. Фото Что такое народные образы

Еще один интересный жанр семейного фольклора. Во времена наших предков умение красиво петь считали особым талантом. Играя, мама всегда обучала дочку правильно «баюкать» малышей. Эта способность требовалась для того, чтобы старшие дети с шести лет могли присматривать за младшенькими, исполняя роль нянечки.

Колыбельная использовалась не только для успокоения дитя, но и для его защиты. Многие песни были своеобразными «заговорами». Они оберегали кроху от неприятностей, которые подстерегали его в будущем. Часто колыбельная обращалась к духам и волшебным существам, носителям сновидений – Дреме и Сну.

Мифических созданий призывали для убаюкивания малышей. В наши дни это искусство практически забыто.

Пестушки и потешки

Коротенькие напевы, помогающие ребенку в развитии и познании окружающей природы. Помните, как мама вас учила «Сорока-ворона…».

Свадебные песни

Данная разновидность фольклора разительно отличалась от остальных жанров. Причем исполняли их исключительно на свадебном торжестве. С функциональной точки зрения, песнопения были необычайно важны, выполняя «юридическую роль» в процедуре.

Также большое значение уделяли причитаниям. Они стали неотъемлемой частью праздника и представляли собой лирические повествования, описывающие переживания невесты, родителей и её подружек.

Немалую роль играли величания. В них гости свадебного мероприятия восхваляли виновников торжества, желали им долгих лет счастья и благосостояния. Ни один праздник не обходился без корильных песенок в шутливом тоне. Чаще всего их арестовывали сватам, которые стали «причиной» того, что девушка покинула отчий дом и утратила волю.

Причитания и плачи в день похорон еще одно направление фольклора. Когда он зародился до сих пор неизвестно. Жанр до наших дней дошел «обрывочно», но из названий можно разобрать, о чем идет речь.

Характерная черта данного творчества – наличие строгой последовательности, которую плакальщик «украшал» собственными оригинальными элементами. Например, рассказывал о жизни или любви усопшего. Очень ярко обряд отражен в картине «Вий» (1967 года).

Окказиональный фольклор

Не соответствует классическим понятиям о народном творчестве. Носит индивидуальный характер, обусловленный специфическим поводом.

Заклички

Что такое народные образы. Смотреть фото Что такое народные образы. Смотреть картинку Что такое народные образы. Картинка про Что такое народные образы. Фото Что такое народные образы

Небольшие песенки, часто наполнены юмором и сопровождаются игровыми действиями. Фольклор русского народа богат на заклички. Сюжеты жанра разнообразны: о природе, погодных явлениях, магических существах, животных.

Дождик, лей! Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке.
На людей по плошке.
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!

Считалки

Что такое народные образы. Смотреть фото Что такое народные образы. Смотреть картинку Что такое народные образы. Картинка про Что такое народные образы. Фото Что такое народные образы

Еще одна разновидность словесного творчества. Зародился много веков назад, но практически изжил себя в наши дни. Вам покажется удивительным и странным, но ранее считалки активно использовали взрослые. Таким образом они распределяли обязанности.

И не надо смеяться! Ведь в давние времена, многие работы были непросто тяжелыми, а опасными для жизни. Мало кто по собственной воле хотел браться за подобную деятельность. Поэтому на помощь приходили считалки. В итоге работа по-честному распределялась между всеми.

Сейчас эта «важная» роль утрачена, но детвора до сих пор иногда использует их для игр.

Заговор

Самый удивительный и одновременно сложный по структуре вид фольклора. Он актуален и в наши дни, причем его функциональное предназначение не изменилось. Заговор считается «магическим орудием», помогающим выполнить желание человека.

Заключение

Народный фольклор – это тема, на которую можно рассуждать бесконечно долго, поскольку каждое направление уникально и интересно. Наши прадеды обладали колоссальными знаниями. Задача современников не растерять опыт, накопленный годами и по возможности возродить забытые традиции.

Посмотрите интересный видеоролик о русском фольклоре.

Источник

В поэме Н.А.Некрасова странники ищут счастливых. За поиском их скрывается сложная тема народного счастья.

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представлены несколькими персонажами. Каждого из них автор представляет по-своему, но все они близки и понятны поэту. На них он надеется, им доверяет русскую землю.

Яким Нагой

Некрасов удивительно талантлив: он завершает рассказ о Якиме песней о вольности. Великая река Волга – это символ широты и мощи народа, сила мужиков неисчерпаема, ее невозможно спрятать, остановить. Она как речной поток вырвется наружу.

Ермил Гирин

Некрасов показывает, что среди народа появляются лидеры, вожаки, которым доверяют. Если они поднимут народ, за ними пойдут. Ермил молод, но мужики доверяют ему. Они доказывают свою безграничную преданность, когда отдают ему последний грош. Поэт одним эпизодом раскрывает всю суть русского человека. Нет у него стремления к достатку любыми способами, он стремится получить все честно, заслуженно. Мужик открыт для общения, он делится своей бедой, не боится быть высмеянным. Сила русского народа – в единении. Как стал умным молодой парень? Автор подсказывает: он служил писарем. Сникал в каждую историю, ценил копейку. Ермил помогал безвозмездно, понимая, что нет лишних денег у нищих и обездоленных крестьян. Судьба дарит мужику власть. Не выдерживает он проверки, совершает грех и раскаивается. Дальше он не может пользоваться подарками судьбы. Гирин берет в аренду мельницу. Но и здесь характер его не меняется. Для мельника все равны: нищий и богатый. Жизнь того времени не дает Ермилу возможности стать счастливым в одиночку, когда все вокруг бедствуют. Он не идет против бунтующих и оказывается на каторге. Так завершается судьба многих народных заступников.

Старик Савелий

Григорий Добросклонов

Источник

Что такое Фольклор (4 фото + 1 видео)

Что такое народные образы. Смотреть фото Что такое народные образы. Смотреть картинку Что такое народные образы. Картинка про Что такое народные образы. Фото Что такое народные образы

Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.

Синонимы слова фольклор: устное народное творчество, произведение, творчество, наследие, фольклористика.

Правильное произношение и использование слова «фольклор»

Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения («фольклёр» и «фольклор») допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

В обиходе широко используется словосочетание «народный фольклор». Однако это использование термина не совсем правильное, ведь «фольк» из слова фольклор уже означает «народное», таким образом, если говорить «народный фольклор», то мы повторяем «народный» дважды, получается речевая избыточность.

Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.

Примеры фольклора- Золушка

Что такое народные образы. Смотреть фото Что такое народные образы. Смотреть картинку Что такое народные образы. Картинка про Что такое народные образы. Фото Что такое народные образы

Кровавая Мэри

Что такое народные образы. Смотреть фото Что такое народные образы. Смотреть картинку Что такое народные образы. Картинка про Что такое народные образы. Фото Что такое народные образы

Легенда о «Кровавой Мэри» (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя («Кровавая Мэри») перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.

Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.

Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.

Фольклорист и фольклористика

Русский фольклор

Что такое народные образы. Смотреть фото Что такое народные образы. Смотреть картинку Что такое народные образы. Картинка про Что такое народные образы. Фото Что такое народные образы

Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.

Например, такие незабываемые сказки, как: «Петушок — золотой гребешок», «Курочка Ряба» или «Колобок».

Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.

Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.

Основные жанры русского фольклора

Жанры русского фольклора делятся на:

Эпические произведения
В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:

былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с «городской легендой»);
былички (рассказ «очевидца» о якобы реальной встрече с нечистой силой);
небылицы;
поговорки;
сказки;
исторические песни;
предания;
легенды;
сказы;
пословицы.
Лирические произведения
Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.

Драматические произведения
Это: народные драмы.

Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.

В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.

Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.

Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Народные образы в орнаментах

Древние образы в народном искусстве.

Что такое народные образы. Смотреть фото Что такое народные образы. Смотреть картинку Что такое народные образы. Картинка про Что такое народные образы. Фото Что такое народные образыСказочная птица, горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги.

Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век?

Что они значили?

Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами.

Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному.

Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ.

Что такое народные образы. Смотреть фото Что такое народные образы. Смотреть картинку Что такое народные образы. Картинка про Что такое народные образы. Фото Что такое народные образыТаким образом человек выражал свои представления о мире в образах.

Что такое народные образы. Смотреть фото Что такое народные образы. Смотреть картинку Что такое народные образы. Картинка про Что такое народные образы. Фото Что такое народные образы
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери.

Что такое народные образы. Смотреть фото Что такое народные образы. Смотреть картинку Что такое народные образы. Картинка про Что такое народные образы. Фото Что такое народные образы

Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

Источник

Реферат на тему: «Фольклорные образы в литературе, живописи и музыке, как средство патриотического воспитания»

Что такое народные образы. Смотреть фото Что такое народные образы. Смотреть картинку Что такое народные образы. Картинка про Что такое народные образы. Фото Что такое народные образы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тогурская начальная общеобразовательная школа»

на тему: «Фольклорные образы в литературе, живописи и музыке,

как средство патриотического воспитания»

Рожкова Ксения, ученица 4 Г класса

2.2. Образ Добрыни Никитича – древнейший в русском эпосе

2.3. Алёша Попович – противоречивый герой

3. Фольклорные мотивы в былине-балладе

5. Богатырские образы в русской музыкальной культуре 19- 21

5.1. “Богатырская тема” в произведении

В 19 веке к народной поэзии обращаются люди, разные по своим взглядам и политическим убеждениям. Некоторые из них поэтизируют архаику, другие ищут в фольклоре утверждение своих взглядов. Ещё указал на воплощение в фольклоре народного оптимизма, на огромную идейную и художественную ценность его образов, на познавательное значение фольклора, своеобразно и неотступно сопутствующего истории народа. II половина XIX века – это время поиска национального стиля в искусстве, пристального интереса к истории народа, к фольклору. И в XXI веке не ослабевает, а скорее возрастает, внимание к русскому фольклору.

Обратимся к устному народному творчеству в нашей работе и мы. Русским людям сейчас, как никогда, необходимо осознать неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего. Нам необходима национальная объединяющая идея, которая сплотила бы народы нашей страны. Поворотным моментом в этом вопросе может стать обращение к культурному наследию, которое ценно до сих пор и, несомненно, выдержало испытание временем. Проблема воспитания патриотизма актуальна во все времена. И начинать это необходимо с раннего возраста.

Одним из средств воспитания чувства любви к Родине, чувства гордости за наше героическое прошлое является знакомство с произведениями литературы и живописи. Своим исследованием мы попытаемся доказать, что образ былинного богатыря, действительно, является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов. В последние годы с возвращением к национальным и историческим корням образ русского славного богатыря Ильи Муромца всё больше привлекает внимание самых разнообразных политических и общественных сил и движений страны. Знаменитый богатырь является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нём с ещё большей силой внутренней и тишиной его духа, кротостью, не желанием убивать, а лишь защищать и охранять землю Русскую. Такой герой может объединить всех живущих в России: стариков и детей, верующих и неверующих, правых и левых, всех любящих свою страну и желающих её возрождения».

Сложность нашего исследования состоит в том, что до сих пор, несмотря на довольно богатую литературу вопроса о былинах, мы не имеем ни одной книги, в которой бы богатыри рассматривались каждый во всех обстоятельствах, при каких он является в былинах. Все имеющиеся сочинения посвящены только изучению некоторых сторон их деятельности.

Тема нашей работы – фольклорные образы в литературе и живописи как средство патриотического воспитания.

Задачи, которые мы поставили перед собой:

1. Изучить литературу по данному вопросу.

2. Дать определение понятиям «богатырь», «былина».

3. Выявить характерные черты образа богатыря.

Объект нашего исследования – фольклорные традиции в создании былинных персонажей.

В работе мы использовали

· метод теоретического анализа и синтеза,

Наша работа может быть использована на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, истории и классных часах.

1. О чём рассказывают русские былины

… Выезжал ли Святого гулять в чисто поле,

Никого-то Святогор он не нахаживал,

С кем бы силой богатырскою помериться;

А сам чует в себе силу он великую,

Чует – живчиком по жилкам разливается..

Вот как описывает богатыря Илью Муромца:

…Он подобен мирту нежному:

Тонок, прям и величав собой.

Взор его быстрей орлиного,

И светлее ясна месяца.

Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.

Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно. Рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Своих любимых богатырей народ не сравнивал с богами. Сравнения черпались из природы видимых ими вещей. Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говорили, что у ней «очи соколиные, брови соболиные, походка павлинья, по двору идет, как лебедь плывет». Для былин характерны не только образность языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гиперболы и постоянные эпитеты, но и герои-богатыри. Они выстраиваются в стройную систему образов. Каждый богатырь занимает своё место, играет определённую роль, действия каждого предсказуемы. Задача былин не в том, чтобы удивить слушателей неожиданностью сюжетного поворота, а чтобы слушатели ещё раз восхитились силой, удалью, мудростью, самоотверженностью былинных героев, в том, чтобы напомнить слушателям об идеале. Система образов в былинах иерархична: богатыри подчинены князьям. Они служат князю и всему государству. В русских былинах можно выделить трёх основных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Число их подвигов превышает число богатырских похождений героев других былин. Образы богатырей являются художественным обобщением, воплощением в одном человеке силы народа.

2. Герои русского эпоса и их исторические прототипы

2.1. Самый загадочный герой русских былин

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 году. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст – сорок – пятьдесят пять лет, выявлены такие дефекты позвоночника, кото­рые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей. Установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно – XI-XII века. Для уточнения требуются дополнительные работы. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 году. Таким образом, пока подтверждается мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире «Красное солнышко», как повествуется в былинах.

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь» в исполнении сказителя Щеголенкова: «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как показала экспертиза мощей, пророчество калик, к сожалению, не свершилось.

Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития. Зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Ему посвящено самое большое количество былин во всем русском фольклоре. Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе.

Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова», казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомнения в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев, и где также бытуют предания об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эти два города разделяют сотни километров и говорить о «Моровийском городе Карачеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка прямоезжая», которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев «через те леса, Брынские, через речку Смородинную», через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.

На местные предания, рассказывающие о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы, ссылаются известные исследователи фольклора прошлого века Орест Миллер и Федор Буслаев[3]. Причем записи сказаний были присланы им непосредственно из Мурома. Местные жители особо почитали родники, которые по преданию возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Их насчитывалось множество, но особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил по легенде сам Илья. Этy церковь народ почитал Ильинской не в память библейского пророка, а в память своего любимого героя. Надо отметить, что даже существует поверье, «что гром происходит оттого, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит». Троицкая церковь в селе Карачарове по преданию также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору. На родине Ильи Му­ромца бытовали рассказы о его борьбе с драконом. В былинах такого сю­жета нет, он известен только в сказочном варианте. Местный краевед в конце 1960-х гг. записал интересную версию данного сюжета, по которой Илья Муромец совершает подвиг, убив дракона в другом государстве, а затем возвращается на родину и женится на красавице, дочери муромского князя Глеба. В газете «Муромский край» (№ 000, 8 мая 1914 г.) была опубликована «Повесть о сильном и славном витязе Илье Муромце», где ему приписывается истребление драконов – доисторических животных, чьи кости находят в окрестностях города. Здесь же рассказывается, что Илья Муромец, по прозвищу Гущин, проживал неподалеку от села Карачарова в лесу, бывшем в то время непроходимым. Это прозвище – Гущины, стало родовым, а затем фамильным для части крестьян этого села, которые до сих пор носят его с гордостью и считают себя потомками славного богатыря. В XIX веке бытовало мнение, что карачаровские крестьяне по фамилии Ильюшины также являются потомками известного героя. Такая генетическая память нынешних жителей села Карачарова о своем далеком предке свидетельствует об органичном и живом отношении к своей истории.

Надо отметить, что церковное почитание святого Ильи Муромца на его родине, как в прошлом столетии, так и до самого последнего времени, ограничивалось лишь обычным упоминанием его в день памяти наряду с другими киево-печерскими угодниками. В последние годы с возрождением Церкви и местных святынь церковное почитание Ильи Муромца значительно усилилось и получило особое распространение, как на родине богатыря, так и по всей стране. Так в селе Карачарове был восстановлен храм Гурия, Самона и Авива, где 1 января 1993 года в день памяти святого была торжественно установлена икона святого с частицей мощей Ильи Муромца. Образ был исполнен муромским художником-иконописцем И. Суховым по заказу потомков богатыря, многочисленных Гущиных. Частица мощей преподобного была передана из местного музея. В 1994 году на городском кладбище заложена часовня во имя святого богатыря (освящена в 1998 г.). вошел в собор местных муромских святых и изображается на иконах для монастырей и храмов. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 гогу на территории воинской части в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

Рассмотрим, как изображён Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Эта былина относится к Киевскому циклу. Основная тема – защита отечества от насильников, охрана покоя и благополучия жителей земли русской. Главный герой былины – Илья – равнодушен к почестям и наградам. Богатырь направляется в Киев прямоезжей дорогой. А дорога та «прямоезжая» пролегала в лесном краю, где находились разбойники, грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет в былине эти разбойничьи силы. Его сила губительна. С помощью гипербол показан страшный посвист, то которого «…Все травушки-муравушки уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все приклонялися». Используя эпитеты и сравнения, автор рисует силу врага: «…черным-черно, как черна ворона»; преступный, злой, мрачный, печальный, безотрадный «…не прохаживает…не пролетывает». Но прославленному богатырю удаётся победить Соловья-разбойника. В этом ему помогает богатырская сила и желание помочь людям. Автор подчёркивает его дородство, т. е. рост, силу и мощь. Богатырь вооружён копьём, луком со стрелами. В былине нет портрета Ильи, потому что главные черты его характера проявляются в поступках: освобождении Чернигова от неприятеля, победе над Соловьём-разбойником, поведении в Киеве. Илья смел, могуч, благороден. Он защитник русских людей, страдающих от внешних врагов и разбойников. Народ благодарен своему герою. Истинно, по-былинному преувеличено богатырство Ильи через описание движений его коня: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спускал…». В былине используется важный художественный приём, необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя, сложность победы над самыми разными врагами.

2.2 Образ Добрыни Никитича – древнейший в русском эпосе

Добрыня Никитич – один из древнейших героев русского эпоса. С именем Добрыни Никитича связывают обычно три сюжета: борьба со змеем, женитьба и последствия женитьбы.

Былинного Добрыню Никитича очень часто отождествляют с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича, и считают его представителем высшего русского общества, типом князя-дружинника. Его отличительные черты – мягкость, «вежество, не учёное, а прирождённое», вызывающее к нему расположение. Добрыня умел держать себя с достоинством, был талантливым: играл на гуслях, пел. В бою он не знал страха. После Ильи Муромца Добрыня – самый симпатичный народу богатырь. Он также совершает славные подвиги. Исследователь Халанский видит в нём отражение не только дяди Владимира, но и другого летописного лица, рязанского богатыря Добрыни или Тимона Золотой-пояс. Таким образом, : одна южно-русская, другая северно-русская.

Не летать Змеищу на Святую Русь,

Не носить людей больше русских.

А Добрыне не ездить далече в чисто поле,

Не топтать молодых змеёнышей.

Богатырская сила Добрыни раскрывается в его поступках. Первый раз он вступает в схватку со змеем безоружным, так как «не случилось ничего во белых ручушках…». В былине молодой богатырь изображён смелым и сноровистым, «вскочил-то он Змеищу на белы груди, // Распластать-то хочет ему груди белые, // А и хочет срубить да буйны головы!» Подчёркивая молодость героя-защитника пленников, автор былины использует повторяющийся эпитет «молоденький». Но, несмотря на свою молодость, Добрыня всё-таки побеждает, освобождая Забаву, племянницу Владимира. Традиционно в былине снаряжение богатыря: « крепкие доспехи, сабля вострая, копьё мурзамецкое, палица булатная». Конь у Добрыни Никитича под стать хозяину, «по целой версте помахивает, // По сенной копне земельку вывертывает, // За три выстрела он камешки откидывает!»

2.3. Алёша Попович – противоречивый герой

Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитичем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни. Именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом. Исходя из этого, Орест Миллер сравнивает Алёшу и Добрыню с индийским Индрой, считает их общеарийским достоянием, перешедшим к нам путём традиции, и видит в них первоначальное олицетворение солнца. Таким образом, и борьба его с Тугарином принимает естественно мифологическое освещение. Самого считает мифическим существом, Веселовский склонён признать в нём половецкого хана Тугархана, Халанский же доказывает, что он стоит в ближайшей связи с южнославянскими народными верованиями в чудовищных змеев. Он тоже признаёт в Тугарине мифическую основу, затемнённую заимствованными из книжных сказаний чертами; сближение его имени с именем Тугархана он считает шатким и принимает здесь просто случайное созвучие. По Майкову, Алёша Попович представляется воплощением целого ряда порочных свойств: хитрости, эгоизма, корыстолюбия. Его характеристику определило, вероятно, его сословное прозвище. В нём, действительно, мы находим смешение различных черт. Он, прежде всего, отличается смелостью. Но, кроме того, он горделив, спесив, бранчив, задорен и груб, в бою вёрток, хитёр. Он, наконец, женский пересмешник. Таким его видит народ в былинах, таким былинного героя изобразил в былине «Алёша Попович». Хитростью Алёша заманивает полоненную царевну в лодку и против её воли принуждает остаться с ним. Приблизительно то же говорит Веселовский: «смелый, зарывчивый, дерзкий Алёша». По отзывам других богатырей, «его глаза завидущие, поповские руки загребущие», он коварен: где силой взять не может, там возьмёт хитростью, а порой ведёт себя недобросовестно. Подвигов Алёши гораздо меньше, чем подвигов других богатырей.

Халанский в Алёше Поповиче видит упоминаемого в Летописях ростовского богатыря Александра Поповича, жившего в конце XII и в начале XIII века. Былины о нём вошли в поздние летописи, но в былинах отразились областные ростовские сказания о нём. Таким образом, по Халанскому, Алёша является северно-русским богатырём. С этим не согласен Веселовский, который говорит: «упоминания богатырей Алёши и Добрыни растянуты на таком значительном хронологическом пространстве, что вероятным представляется вторжение песни в летописный рассказ». Халанский допускает это вторжение только в позднейшие летописи. Далее Веселовский говорит: «Алёша Попович под влиянием былины, включённый на севере в летопись, приурочился к Ростову и это повлияло несколько на изменение его тона, который в былинах сложился из ряда разновременных наслоений».

3. Фольклорные мотивы в былине-балладе

Русская история – излюбленный материал Толстого-художника.

Древняя черниговская земля, её дремучие леса, сохранившие, казалось, дух былинных времен, и ее степи, помнившие древнерусских витязей, запечатлелись и в поэзии, и в самом характере Алексея Константиновича Толстого, жившего в детстве на этой земле.

Особую симпатию, даже некое родственное влечение испытывает поэт к героическому, богатырскому русскому прошлому: там он хотел найти свой человеческий идеал, в котором любовь к «дикой воле» сочеталась бы с чуткостью к красоте, душевная прямота – с физической мощью, нравственная чистота – с мужеством и человечностью. Поэт от природы был наделен богатырской силой (шутя, сплетал зубцы вилки, как женскую косу), любил езду верхом, а страсть к охоте соперничала в нем со страстью к поэзии. Обращаясь к далекой старине, поэт менее всего был склонен становиться бесстрастно-объективным историком – он судил и оценивал прошлое на свой лад. Он сделал древнюю Русь неким символом своих симпатий и убеждений и искал там не только человеческий, но и общественный идеал: «Не в Москве надо искать Россию, а в Новгороде и в Киеве». В этом противопоставлении Толстой хочет вернуться к тем духовным заветам, которые были положены некогда в основу русской культуры, и найти в них опору своим идеалам Свободы, Любви и Красоты. Киевская Русь, времена Владимира Мономаха и русских богатырей, Новгород представлены в творчестве Толстого в светлых, радужных тонах. В некоторых своих исторических балладах он усиленно отмечает родственные связи русских князей того времени с европейскими государями. Не раз он подчёркивал «нашу общность в то время с остальной Европой. Путешествуя в 1867 году по странам Европы, он писал жене: «У меня забилось и запрыгало сердце в рыцарском мире, и я знаю, что прежде к нему принадлежал».

В его исторических «балладах» и «былинах» сюжет отведен на второй план, но зато полная свобода дана лирической стихии.

Любовь к народному творчеству, интерес к фольклору отразились в произведениях Толстого. Обращение поэта к былине, к излюбленному романтиками жанру баллады объясняется его внимание к народной поэзии, к её древним корням. В былине «Илья Муромец» (июнь,1871) Толстой воспроизводит образ знаменитого богатыря, «дедушки Ильи», жаждущего даже в старости свободы и независимости и поэтому покидающего княжеский двор Владимира Красное Солнышко. В основе былины-баллады не столько заимствованная из былин основная сюжетная ситуация, сколько лирическое толкование образа богатыря, знаменитого и любимого народом представителя русского богатырства – Ильи Муромца.

Первые же строфы стихотворения создают выразительную картину, в которой каждый элемент превращается в значащую деталь (броня «с простым набором», «хлеба кусок», «богатырский конь»), помогающую представить сильную фигуру Ильи Муромца.

Летопись сохранила описание ссоры, некогда происшедшей между Ильей Муромцем и князем Владимиром. Богатырь угрожал поднять против князя народ, грозил, что если Владимир по его не сделает, то «проживет только до утрия». Основная часть баллады посвящена конфликту между князем Владимиром и Ильёй Муромцем. Толстой представляет душевное состояние Ильи в ином свете, чем это представлено в былинах.

Герой былины обижен на князя Владимира за то, что тот обнёс его на пиру чаркой вина. Илья раздосадован, его заслуги не оценены по достоинству. Он хочет доказать всем, что ещё способен защищать Русь от врагов. Толстого подкупает душевная прямота Ильи Муромца, который, не боясь расправы со стороны князя, покидает княжеский двор. Монолог Ильи является важным средством характеристики богатыря. Илья восклицает:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *