Что такое народный мотив
Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить
В детстве мне казалось, что русские народные промыслы остались в далеком прошлом вместе с лаптями, коромыслами и балалайкой.
На самом деле многие промыслы процветают и сегодня, а некоторые из них — вовсе не такие древние, какими казались на первый взгляд.
В этом материале — популярные и известные примеры русской народной культуры: расскажу, когда они появились, где их купить и как увидеть процесс создания.
Гжель
Когда появилось: в 1944 году
Где делают: в Раменском районе Московской области
Где купить: на сайте Гжельского фарфорового завода
Гжель — голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в одноименном селе и близлежащих деревнях: всю эту местность называют гжельским кустом.
Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.
Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.
Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.
Посмотреть на производство гжели можно на экскурсиях по Гжельскому фарфоровому заводу: там покажут, как создают посуду необычной формы, а на мастер-классе предложат расписать заготовку характерным гжельским рисунком.
Например:
✨ Тарелка «Синички» — 1290 Р
✨ Кашпо — 1790 Р
✨ Чайник — 3280 Р
Хохлома
Когда появилось: в 17 веке
Где делают: в городе Семенове Нижегородской области
Где купить: на сайте фабрики «Хохломская роспись»
Хохлома — яркая роспись по дереву, известная своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другие характерные цвета хохломы — красный и черный, хотя встречаются и дополнительные: например, зеленый или голубой.
Традиция так расписывать деревянную утварь появилась на севере нижегородских земель, где было много леса и мало плодородных земель: товары со всей округи продавали в селе Хохлома. Теперь центр производства хохломы располагается в городе Семенов, где работает крупнейшая хохломская фабрика. Мастера там работают по старинным технологиям, вручную контролируя каждый этап — от изготовления основы до финального покрытия лаком.
Для туристов фабрика «Хохломская роспись» проводит экскурсии на предприятия и в музеи. Там можно увидеть образцы-эталоны, коллекцию росписи конца 19 — начала 20 века, а в Музее народного быта покажут, как жили и работали мастера, стоявшие у истоков хохломской росписи. Попробовать свои силы в создании хохломы тоже можно: художники фабрики проводят для посетителей экспресс-уроки и мастер-классы.
Например:
✨ Ложка — 150 Р
✨ Детский стул как в садике — 1725 Р
✨ Ковш-утка — 5070 Р
Городецкая роспись
Когда появилось: в середине 19 века
Где делают: в Городце Нижегородской области
Где купить: на «Вайлдберриз»
Городецкая роспись — еще один вид украшения деревянной утвари родом из нижегородских земель. Главные отличительные черты этого промысла — яркие, разнообразные цвета и сюжетные сценки. В отличие от растительных узоров хохломы, городецкая роспись изображает людей, животных и знакомые элементы деревенской жизни: избы, колодцы и увитые цветами заборы.
Этот стиль росписи заменил традиционную резьбу по дереву, которой украшали донца прялок: когда инструмент не использовали, донца снимали и вешали на стену в качестве декора. А потом стали расписывать и другие бытовые предметы из дерева: например, сундуки, разделочные доски и шкатулки.
Сейчас такие изделия производит фабрика «Городецкая роспись»: в ее стенах мастера вручную украшают каждый предмет. На экскурсии туристам покажут рабочие места художников и проведут по музею: в экспозиции собраны разные изделия с городецкой росписью — от подсвечников и ложек до столов, ваз и картин.
Например:
✨ Шкатулка — 604 Р
✨ Сахарница — 1100 Р
✨ Фигурки купца и купчихи — 1260 Р
Как победить выгорание
Федоскинская миниатюра
Когда появилось: в конце 18 века
Где делают: в селе Федоскино Московской области
Где купить: в магазине Федоскинской фабрики миниатюрной живописи
Федоскинская миниатюра — техника лаковой живописи, которую наносят поверх заготовок из папье-маше, в основном небольших шкатулок и табакерок. Мастера пишут миниатюры масляными красками в несколько слоев, чтобы картины выглядели объемно, а для эффекта свечения заранее наносят на заготовку светоотражающие материалы — металлический порошок и сусальное золото — или делают перламутровые вставки.
Такие изделия появились в конце 18 — начале 19 века и переняли стилевые особенности живописи того времени. В основном федоскинская миниатюра изображает пейзажи или бытовые сюжеты в реалистическом стиле: например, скачущую тройку с пассажирами, беседу соседок у колодца или игры молодых крестьян друг с другом. На современных изделиях кроме традиционных деревенских мотивов появляются и приметы 20—21 веков: танки или Красная площадь с мавзолеем.
На фабрику можно попасть с экскурсией: посмотреть на производственные цеха и экспозицию образцов, а еще попробовать самостоятельно расписать шкатулку на мастер-классе.
Например:
✨ Шкатулка «Цапли» — 13 400 Р
✨ Шкатулка «Пляски» — 25 000 Р
✨ Шкатулка «Садко» — 27 000 Р
Жостовская роспись
Когда появилось: в начале 19 века
Где делают: в деревне Жостово Московской области
Где купить: на сайте Жостовской фабрики
Все, что вы хотели знать о музыке в стиле фолк
Фолк музыка – это не что иное как народное музыкальное направление. Ведь, слово «фолк» в переводе означает «народ». А вот если искать интерпретацию с русским языком, то можно отметить, что фолк – это сокращение от слова «фольклор». Т.е., это может быть и баллада, и напевы, которые могут исполняться как в изначальном виде, так и с примесью более современных веяний.
Фолк музыка, этно фолк, этно фьюжн – эти направления очень схожи между собой. Однако есть чистое направление этно фолк, а есть этно фьюжн, которая отличается смесью этнических и более современных музыкальных стилей.
Характерные особенности музыкального стиля
Распространено это направление повсеместно и одинаково популярно как в иностранных странах, так и у нас на Родине. Наиболее запоминающимися отличительными чертами этно фолк являются:
Традиционные инструменты в этно фолк музыке
[ot-video]
[/ot-video]Исполнение в стиле славянского этно фолка
[ot-video]
[/ot-video]Грузинский этно фолк
[ot-video]
[/ot-video]Индейская этно музыка
[ot-video]
[/ot-video]Этно фьюжн Дживана Гаспаряна
[ot-video]
[/ot-video]Фолк-рок
[ot-video]
[/ot-video]Интересный факт: в зарубежных странах Европы и США к представителям стиля этно фьюжн относят тех людей, которые самостоятельно сочиняют песни и исполняет их под гитару. Русский этно фолк же представляет собой несколько другое.
Парадокс также заключается в том, что всевозможная музыка в этом стиле была задолго до того, как было придумано этому стилю название. Наименование направления (фолк, этно фьюжн) появились только в 19-м веке. Музыка же существовала с незапамятных времен и у каждой народности она была своя. В зависимости от периода делают различия на:
Кроме того, отдельно можно выделить, так сказать, мифологическую фолк музыку.
Фолк из к/ф «Хоббит»
[ot-video]
[/ot-video]Всемирно известные исполнители в стиле современного фолка
Есть огромное количество исполнителей, которые известны направлением этно фьюжн. Именно они помогают сохранять тот традиционный колорит для своей страны, который был известен нашим предкам. Но современное направление использует не только народную «базу» и дополнительные направления музыки: рок, поп, дапстеп и многие другие.
Особенно популярным является фолк-рок. Первая группа, которая исполняла музыкальные композиции в этом смешении стилей, была Unit 4+2.
Unit Four Plus Two — Concrete And Clay (1965)
[ot-video]
[/ot-video]Изначально она не получила широкого распространения, но чуть позже, в 60-х, американский коллектив «The Byrds» смогла поднять это направление на пик популярности и приобрести почитателей по всему миру.
The Byrds — The Times They Are A Changin (1965 г.)
[ot-video]
[/ot-video]К наиболее популярным исполнителям современного этнического стиля относятся:
AR Rahman — Zikr-e-Allahu
[ot-video]
[/ot-video]Oi Va Voi — Dusty Road (live)
[ot-video]
[/ot-video]Нино Катамадзе и Дживан Гаспарян — Once On The Street
[ot-video]
[/ot-video]Naragonia — Lilac / Dave The Watchman
[ot-video]
[/ot-video]Manu Chao — Me gustas tu
[ot-video]
[/ot-video]Asian Dub Foundation Ft NAGA — ZIG ZAG NATION
[ot-video]
[/ot-video]И это лишь малая толика тех талантливых и известных исполнителей этно фьюжн, которые сохраняют частички культуры разных стран, интерпретируют их к современным веяниям и продвигают в массу.
Русское фолк направление
В общем направлении этно фьюжн стоит отдельно выделить русский этно фолк. В нем может встретиться абсолютно все: от «а капелла» до агрессивного металла.
Русский этно фолк стал наиболее популярен в первых годах прошлого столетия. Именно тогда многие страны охватила «ностальгия» за традиционными культурными особенностями. Теперь многие регионы могут похвастаться регулярным проведением музыкальных фестивалей, где не только можно насладиться традиционными народными мотивами в стиле «русский этно фолк», но и поучиться играть на музыкальных инструментах.
Этно фолк фестиваль «Наследие» в Тамбове (2015 г)
[ot-video]
[/ot-video]Современный русский этно фолк представлен многими ответвлениями, но наиболее популярным является фолк-рок. Известными представителями этого стиля являются такие группы как «Кукуруза», «Калинов Мост», «Адо», «Рада и Терновник», «Мельница», «Аллегория» и многие другие. Более подробно о славянской музыке можно прочитать в этой статье.
Светлана Шебеко и группа Кукуруза
[ot-video]
[/ot-video]Этническая музыка, в том числе и русский этно фолк представляет собой невероятно интересное смешение различный стилей, которое имеет поклонников во всех уголках нашей планеты. Главная их особенность в том, что они не только исполняют хорошую музыку, но и сохраняют те частички древних традиций, которые отождествляют дух культуры различных стран и народностей.
Фольклорные мотивы, образы и традиции в «Слове о полку Игореве»
Фольклорные мотивы, образы и традиции в «Слове о полку Игореве»
Несмотря на реальные исторические события, описанных в «Слове…», его сюжет соткан из русских народнопоэтических мотивов, в основе которых лежит любовь к Родине и природе.
История нашей страны начинается с Киевской Руси, которую в XI веке буквально раздирали феодальные войны. Эти междоусобицы и стали причиной ослабления Киевской Руси и сделали ее легкой добычей для врагов. В «Слове…» есть призыв к единению русских князей, мольба о пощаде родной земли, которая изнывает от братоубийственных войн. И автор, вероятно, участвующий в походе князя Игоря на половцев, не просто описывает исторические события, а иногда даже и намеренно пропускает факты, оставляя только значимые. Цель автора – дать художественную оценку событиям. Возможно, это решение стало причиной некоторой нецелостности сюжетной линии и переплетения исторических фактов с народными мотивами. Так, плач Ярославны звучит по-фольклорному лирично, нарушает реалистичную картину мира. Обращение Ярославны к природе как к главному помощнику и покровителю – само по себе основа фольклорного сюжета. Но плач нужен автору «Слова…» не только для того, чтобы подчеркнуть лиричность и художественность произведения, отправляя читателя к народным истокам литературы. Он имеет большую мистическое значение, способную собрать все силы природы для помощи в побеге князя Игоря.
Участие природы в жизни человека тоже отправляет нас к мифологии и сюжетам фольклорных жанров. Природа посылает войску Игоря сигнал в виде солнечного затмения, предупреждающий о беде, природа помогает сбежать Игорю, укрывает его от врагов, указывает путь. Так и в сказке животные, птицы, солнце и ветер помогают положительным героям в их спасении.
Князя Всеволода автор рисует былинным героем, преувеличивая его силу и физические возможности. Сразу вспоминаются читателям образы русских богатырей.
В конце произведения звучит Слава в честь Игоря, Всеволода, Владимира, Игоря и их дружины. Слава, как и плач, – жанры русского фольклора, они придают лиричность и поэтичность произведению.
Богато «Слово…» фольклорными образами. Так, образ приклоняющегося к земле дерева, травы, которая полегла от скорби за погибших воинов, сравнение битвы с пиром и жатвой носят характер народного творчества. Фольклорные образы создаются с помощью отрицательных метафор: «у Немиги кровавые берега не добром были засеяны — засеяны костьми русских сынов», сравнений людей с животными, солнцем и месяцем. Так, например, Игорь – волк, горностай, сокол. Ярославна – кукушка. Серым волком бежит Гзак. Фольклорные мотивы создаются за счет постоянных эпитетов, характерных для русских народных сказок: «чистое поле», «острые мечи», «каленые стрелы», «синее море», «черный ворон», «красные девы».
Характерное для фольклора создание символов с помощью средств художественной выразительности мы отчетливо видим в «Слове о полку Игореве». Так, читателю созданная яркая характеристика героев помогает лучше понять их внутренний мир. Наверное, самым примечательным образом-символом можно назвать Солнце. В начале произведения солнечное затмение предупреждает Игоря о грозящей опасности. Через этот образ автор дает оценку действиям князя и дополняет его образ упрямством и непослушанием высших сил. «Два солнца затмила тень, два красных столба пропали», обозначая символ скорби по погибшим воинам, когда Игорь потерпел поражение в битве. И радостно «солнце светится на небесе», когда князю удается сбежать из плена и добраться до родной земли.
Особенная манера повествования в «Слове о полку Игореве» напоминает напевные былины. Рассказы автора о происходящих событиях прерываются обращениями к современникам. Время от времени возвращается автор и к предкам, возможно, ищет у них поддержки и ждет доброго совета, заглядывает осторожно в будущее, которое не предвещает ничего хорошего, если распри внутри страны не прекратятся.
Стиль языка «Слова…» перекликается со стилем русской народной сказки, а схожесть с русскими былинами и народными песнями придают произведению мелодичность и лиричность. Возможно, автор хотел, чтобы его творение исполнялось под аккорды какого-нибудь музыкального инструмента, например, под гусли.
Фольклорные образы, мотивы и символы, положенные автором в основу создания сюжета «Слова о полку Игореве», делают произведение, в целом эпическое, более лиричным, музыкальным. Обращение к устному народному творчеству определяют поэтичность и образность воссоздаваемых исторических картин в «Слове…». Фольклорные традиции, такие близкие людям Древней Руси и любимые им, делают «Слово…» по-настоящему народным произведением.
Сочинение 9 класс. Фольклорная традиция в «Слове о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» было создано в XII веке. Это время, когда оригинальная литература на Руси только зарождалась и, следовательно, имела много общего с устным народным творчеством.
До сих пор ученые-литературоведы спорят о жанровой принадлежности «Слова…». Хотя это произведение литературное, оно содержит фольклорные элементы. Д. С. Лихачев считает, что произведение создано на основе двух жанров устного народного творчества – «плачей» и «слав», или восхвалений. Элементы «плача» находят прежде всего в лирической песни Ярославны. Как и плакальщицы, она обращается к силам природы: к ветру, солнцу, реке. «Славой» же «Слово о полку Игореве» заканчивается: автор восхваляет князей Игоря, Всеволода, Святослава.
Хотя современные читатели не знакомы с «плачами» и «славами», уловить связь «Слова…» с фольклором несложно. Основное их сходство – в языке. Он богат постоянными эпитетами: «синий Дон», «золотое стремя», «чистое поле». Многие сравнения в «Слове…» заимствованы из народной поэзии. Битва тут сравнивается с жатвой: «На Немизе стелют снопы головами, молотят цепами булатными, жизнь на току кладут, веют душу от тела». В духе народных традиций и сравнение битвы с пиром: «Тут кровавого вина недостало, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю русскую».
Связаны с фольклором и некоторые образы «Слова…». В народных песнях и сказках чувства людей олицетворяются. Также и в «Слове…» как о живых существах говорится об обиде («Дева Обида»), жалости и горе («Желя и Карна пошли по земле Русской»).
О былинах заставляет вспомнить битва Всеволода с половцами. Преувеличивается его мужество, при описании его подвигов автор использует прием гиперболы: «Буй тур Всеволод, бьешься ты в самой гуще боя, прыщешь ты стрелами; куда, буй тур, поскачешь, там лежат поганые головы половецкие…»
В «Слове…», как и в фольклоре, большое место отводится описанию природы. Она активна, помогает Игорю, препятствует его врагам: затмение солнца предупреждает русских воинов о неудаче в походе; помогая Игорю бежать из плена, «кликнула, стукнула земля, зашумела трава», «галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали».
В этом произведении присутствуют также элементы сказки, волшебные превращения. Когда Игорь убегает из плена, он оборачивается птицей, Овлур превращается в зверя: «И побежал к излучине Донца, и полетел соколом под облаками… тогда Овлур волком побежал, стряхивая собою студеную росу».
Манера повествования в «Слове…» тоже перекликается с народным творчеством. Автор часто прерывает рассказ обращением к своим современникам или деятелям прошлого. Когда древние певцы исполняли былины, они тоже отступали от повествования и взывали к своим слушателям. Возможно, что и «Слово…» было написано для исполнения под музыку, как народные песни и былины.
Устное народное творчество – источник, из которого «Слово о полку Игореве» черпало язык, образы, сюжеты. Это произведение было близко жителям Древней Руси и интересно нашим современникам, ведь оно имеет кровную связь с фольклором, а значит, по-настоящему народно.
Фольклорная основа «Слова о полку Игореве»
Сходство с фольклором сказывается в художественных средствах: в использовании отрицания в строении метафор («не буря соколы занесе черезъ поля широкая»), в постоянстве эпитетов («чистое поле», «злато слово», «острые мечи» и т. д.), в песенной символике (герой — сокол; кукушка — тоскующая женщина; ворон — символ грубой силы), в приеме противопоставления положительного и отрицательного (не десять соколов пускает Боян — вещие персты налагает), в сравнении с природными образами (Всеволод — буй-тур, Боян — соловей и т. д.), в фольклорных образах (сравнение битвы с жатвой, с посевом; смерти — с брачным союзом), повторах («трубы трубят», «песнь пояше», «думою сдумати»), наличии рефренов («О Русская земля, ты уже за холмом»; «Ярославна рано плачет…»), в приеме олицетворения природы, звуковой и цветовой образности (золотое седло, ожерелье, слово, стол; серебряная седина, берега, струи; синее море, Дон, мгла, вино, серые волки и т. д.). Но художественная форма «Слова о полку Игореве» не лишена и книжной стихии. Это проявляется в изысканной конструктивности как всего произведения, так и отдельных его частей, в риторизме, книжной фразеологии («вещиа пръсты на живая струны въскладаше»).
Языческие боги, упоминаемые в «Слове о полку Игореве», — это художественные образы, обладающие для автора сильной поэтической окраской, а не культовым содержанием. Автор — христианин, а не язычник. Называя ветры «стрибожьими внуками», говоря о русском народе как о «дажьбожьем внуке», а о Бояне как о «Велесовом внуке», он поэтически одухотворяет природу, считая человека ее частью. А.Н. Робинсон обращал внимание на то, что в произведении перемешаны образы языческих славянских богов и шаманских половецких тотемов. Славянский Стрибог стал в «Слове о полку Игореве» покровителем половцев: «ветри, Стрибожи внуци, веют… стрелами на… плъкы Игоревы» (а Стрибог, как известно, стоял в языческом пантеоне рядом с Даждьбогом, внуками которого называются силы Игоря). Русские князья получают героические характеристики, связанные с символикой половецких тотемов волка и быка. Во время побега Игорь пользовался покровительством волшебного тюркского волка — «скочи… босым влъком». Храбрый князь Всеволод получает прозвище «Буй Тур», восходящее к другому половецкому тотему. Все это свидетельствует о стадии поэтической символизации старых родовых верований.
Можно говорить о «звучности», музыкальности «Слова о полку Игореве» (половцы наступают «с кликом», гремят мечи о шеломы, трещат копья, трубят трубы, кричат телеги в полночь, звенит слава). Здесь особую важность приобретают аллитерации (чаще на начальную согласную: «пороси поля прикрываютъ», «князи сами на себе крамолу коваху») и ассонансы (создающий напевность на о: «не было оно обидь порождено, ни соколу, ни кречету, ни тебь, чрърный воронъ, поганый Половчине). Живописный талант автора проявляется в описании блеска доспехов, освещенных солнцем, кровавых зорь, синих молний, мглистых туманов, красных щитов русских. Каждая из тематических частей «Слова о полку Игореве» распадается на законченные строфы, музыкальные по строению, частью даже наделенные повторным припевом, рефреном («о Руская земля, уже за шеломянемъ еси», «а Игорева храбраго плъку не кресити»).
Источник: Юрина Н.Г. История древнерусской литературы. — М: ФЛИНТА, 2015
Фольклорные элементы в «Слове о полку Игореве»
Уникальный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» сочетает в своей структуре два контрастирующих стилистических элемента: книжный и фольклорный. Фольклорные мотивы восходят к народной поэзии, былинам, сказкам и преданиям, они особенно важны для понимания и восприятия различных художественных образов и поэтических картин. Особенно близки к народным образы природы, а также те эпитеты и сравнения, которые употребляются для их описания. Природа выступает в качестве самостоятельно действующего лица. Природа сочувствует и сопереживает героям, живо отзывается на все происходящее. Перед трагической битвой князя Игоря с половцами природа не менее трагична:
Ирана на другой день кровавые зори свет поведают: Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, И в них трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого!
Животные также сочувствуют Игорю и его дружине, стараются предупредить их об опасности:
Игорь ратных к Дону ведет! Уже беда его птиц скликает, И волки угрозою воют по оврагам, Клекотом орлы на кости зверей зовут, Лисицы брешут на червленые щиты…
Фольклорные мотивы просматриваются и в сравнении битвы с пиром, с жатвой.
Описание Всеволода Буй-тура в разгар схватки восходит к былинным традициям, герой своим поведением напоминает читателю богатыря Илью Муромца:
Ярый тур Всеволод! Стоишь на обороне, Прыщешь на ратных стрелами, Гремишь по шеломам мечом харалужным; Где ты, тур, ни проскачешь, шеломом златым посвечивая, Там лежат нечестивые головы половецкие, Порубленные калеными саблями шлемы аварские От тебя, ярый тур Всеволод!
Поэтический, нежный, трогательный и проникнутый трепетным лиризмом плач Ярославны близок к традиционным народным плачам. В народных плачах обращение к силам природы — к ветру, к реке, к солнцу — характерны и аутентичны. Именно они и встречаются в плаче Ярославны.
Бегство князя Игоря из половецкого плена имеет сказочные мотивы: герой, спасаясь от преследования, оборачивается в сокола, бьет к завтраку гусей и лебедей, силы природы помогают ему, река Донец разговаривает с ним.
Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» очень сильны. Именно они во многом определяют красоту и поэтичность созданных автором картин и образов. Народно-поэтические мотивы естественно и гармонично входят в композицию произведения, делая его уникальным и неповторимым.