Что такое народный вокал

Вокал академический, эстрадный, народный – в чем разница?

Прежде чем обучаться вокалу, необходимо выбрать, как именно вы хотите петь. Народный, академический, эстрадный вокал – каждое направление по-своему интересно и перспективно. Разберемся в их основных особенностях.

Народный вокал

В его основе – вокальные традиции конкретного народа. Зачастую народные исполнители демонстрируют слушателю особую «разговорную» манеру пения и горловой, «плоский» звук. Отголоски народного пения можно услышать в любой музыке, начиная от классической и заканчивая эстрадной.

Пробный урок

4 урока

8 уроков

Академический вокал

Иначе называется классическим или оперным. Классический вокал можно услышать в опере, капелле, он звучит в сопровождении симфонического оркестра. Основным отличительным признаком академической вокальной школы является строго классическая позиция.

Исполнители, работающие в классической манере, руководствуются многолетними наработками и опытом. Академический вокал строится лишь на вокальных данных самого певца, никакие усилители голоса не используются. При этом данная вокальная техника характеризуется жесткими рамками, затрудняющими освоение исполнителем иных музыкальных направлений. Так, певец развивает вокальную позицию, в которой голос приобретает ярко выраженную силу и объем, не вписывающиеся в рамки эстрадной песни.

Эстрадный вокал

Наиболее многогранное направление, объединяющее в себе бесчисленное множество музыкальных направлений и течений. Под эстрадным вокалом зачастую подразумевается легкая музыка, ориентированная на массового слушателя. Данное направление проще для понимания, звук получается более естественным и открытым. Однако добиться действительно грамотного эстрадного вокала ничуть не проще, чем работать в академической манере. Здесь также необходимо выработать правильную вокальную позицию и опору звука. К примеру, в музыкальной школе Artvocal.ru используется современная методика преподавания эстрадного вокала, позволяющая ученику быстро прогрессировать в выбранном направлении при сохранении неизменно высокого интереса к проводимым занятиям.

Куда податься?

Не смотря на то, что каждое из упомянутых выше вокальных направлений имеет свои специфические особенности, есть у них и общие черты. Так, для того, чтобы достичь профессионализма в выбранной технике, недостаточно одних лишь природных данных. Краеугольным камнем успеха любого исполнителя является развитие и совершенствование вокального потенциала. Наиболее эффективным и хорошо зарекомендовавшим себя способом обучения вокалу являются индивидуальные занятия с педагогом. Грамотный преподаватель способен учесть опыт, природные данные, работоспособность своего ученика и разработать для него действенный алгоритм обучения.

Источник

Что такое народный вокал

Что такое народный вокал. Смотреть фото Что такое народный вокал. Смотреть картинку Что такое народный вокал. Картинка про Что такое народный вокал. Фото Что такое народный вокал

Для народного пения характерна прежде всего разговорная манера исполнения, а значит и сохранение интонаций, присущих этому народу. Поэтому, можно сказать, что интонационная выразительность является основной чертой народного пения. Народное пение в том числе и русский-народный вокал, как и плавная ровная речь обладает особыми музыкальными свойствами. Для овладения техникой пения нужно выработать высокую позицию звука.

Конечно же, нельзя забывать и о распевках, распевки для народного вокала не отличаются от обычных вокальных распевок. Мы знаем, что мелодия состоит из звуков разной высоты, различных мелодических скачков, и переход от одного звука к другому являет собой сложность исполнения, ведь в человеческом голосе несколько регистров, которые имеют свою механику звукообразования, и переходы от одного к другому у непрофессиональных и начинающих вокалистов очень заметны. В голосе могут появиться лишние призвуки, и изменение регистров на слух может быть очень заметным. Это одна из самых больших трудностей в пении – добиться плавного и ровного звучания в любых регистрах, и при переходах из одного регистра к другому. В народном пении это достигается путём округления звука, который возможен при высокой позиции пения. Все гласные звучат приближенно к звуку «о». При этом звук должен быть на опоре, как и при любой другой манере пения. Почему высокая позиция так важна для народного пения? Потому что именно благодаря ей появляется то характерное народное звучание – яркое, звонкое, острое – вот что отличает русский народный вокал. Песни, написанные в таком стиле и спетые в такой манере являются неотъемлемой частью русской культуры и культуры пения в целом.

Что такое народный вокал. Смотреть фото Что такое народный вокал. Смотреть картинку Что такое народный вокал. Картинка про Что такое народный вокал. Фото Что такое народный вокал

Русский народный вокал имеет характерное открытое звучание голоса. Хотя, манера исполнения варьируется, в зависимости от региона. В отличие от академических певцов, в народном пении связки смыкаются сильнее и в большей степени используется грудной резонатор. И с этим связано то, что народные певцы исполняют произведения в удобном регистре, и часто диапазон произведений не превышает одной октавы.

Ещё одной особенностью народного пения является атака и дыхание. Очень важно не перебрать дыхание, такой вдох считается непригодным для пения. Вдох должен быть коротким, а выдох долгим и контролируемым. Этого добиваются путём долгих занятий над певческим дыханием. В народном пении чаще используется близкий к природе человека вдох – грудной или нижне-рёберный.

Механизм образования звука при пении – это очень тонкий аппарат, который зависит от многих факторов и сугубо индивидуален. Голос настолько подвижен, и при любых даже небольших изменениях меняет краски, и именно благодаря этому, у человека есть возможность создавать самые разнообразные манеры исполнения и комбинации звуков

Источник

Что такое народный вокал и его отличия от эстрадного

В противовес другим музыкальным стилям, народный вокал – это направление с древней историей, передающее ценности культурного наследия. Чтобы выразить самобытность, эмоциональность и многогранность народного творчества, фольклорный вокалист должен разбираться в этнических обычаях и традициях. Певца-народника отличает искренность, с которой он старается донести до слушателей глубину музыки и смысл текста.

Выражение «поет сердцем», как нельзя более подходит исполнителям народных песен.

Особенности народного пения

Кроме эмоциональной окраски, вокалист должен владеть техниками и приемами пения, свойственными этносу, который он представляет. Особенностью русского песенного фольклора считается разговорная манера исполнения, с сохранением традиционного диалекта и выразительности интонаций. В основе фольклорной песни лежит живая человеческая речь. Можно сказать, что народный вокал – это умение «разговаривать пением» или «петь разговором». Приемы и способы исполнения народной песни передавались из поколения в поколение, при этом высоко ценилось «перенимание с голоса». Мастера русского певческого искусства отличаются навыками:

Что такое народный вокал. Смотреть фото Что такое народный вокал. Смотреть картинку Что такое народный вокал. Картинка про Что такое народный вокал. Фото Что такое народный вокал

Народный голос звучит естественно, а слова передаются выразительно – это то, чем отличается народный вокал от эстрадного пения.

Что такое народный вокал. Смотреть фото Что такое народный вокал. Смотреть картинку Что такое народный вокал. Картинка про Что такое народный вокал. Фото Что такое народный вокал

Современная народная песня

Сегодня народный вокал перешел из обрядового песнопения в публичное исполнение. Начало было положено в середине прошлого века, когда появился Ансамбль народной музыки Росконцерта, народно-эстрадные коллективы «Русская песня» и «Казачий круг». Постепенно границы между стилями стираются.

О занятиях эстрадным вокалом

Чтобы войти в «формат», новая фольклорная волна сочетает традиции народного пения с эстрадной подачей выступления. Исполнители используют современные примы аранжировки, импровизируют, на концертах вовлекают слушателей в происходящее на сцене. Истинно народное пение, с продуманным содержанием, с манерой исполнения в форме льющегося разговора становится редкостью.

Традиционному исполнению фольклора лучше учится с юного возраста. Если есть любовь к русской песне, опытный педагог по вокалу сформирует и навыки пения. Дополнить занятия можно препаратом «Гомеовокс», который разрешен детям. Гомеовокс поможет сохранить здоровье голосовых связок и сильный голос.

Источник

Вокально-стилевые особенности народного пения.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вокально-стилевые особенности народного пения.

Что такое народный вокал. Смотреть фото Что такое народный вокал. Смотреть картинку Что такое народный вокал. Картинка про Что такое народный вокал. Фото Что такое народный вокал

И, хотя, курс обучения народного пения включает направления, такие же, как и в классическом курсе вокального искусства:

обучение технике правильного дыхания;

постановка вокальной позиции;

постановка манеры звукообразования;

упражнения для получения мягкой атаки звука.

народная манера исполнения сильно отличается от классической.

Сравнительная таблица особенностей народного и классического пения.

Открытый способ голосообразования

вибрато как следствие естественного (в

речи) колебания голосовых складок

вибрато как вокально-акустический

прием, следствие искусственного условно рефлекторного колебания голосовых складок

однорегистровое пение в пределах октавы

пение на соединении регистров в

диапазоне не менее двух октав

пение на местном наречии пение, фольклорный говор

пение на (литературном) языке

Фольклорный звук характеризуется высоким уровнем плотности и объемности, что возникает в результате применения грудного голосового регистра. Для народной манеры исполнения характерны интенсивность, звонкость и подвижность. На это стоит обращать внимание с самых первых уроков обучения вокалу. Стоит отметить, что интенсивности звучания можно достигнуть при использовании опоры дыхания, точного направления резонанса и звукового столба, а также применении характерной артикуляции. Что такое народный вокал. Смотреть фото Что такое народный вокал. Смотреть картинку Что такое народный вокал. Картинка про Что такое народный вокал. Фото Что такое народный вокал

Характер взаимосвязи диалекта с вокальной техникой специфичен в каждой региональной традиции, что объясняется отсутствием каких-либо готовых, единых методик. Тем не менее, можно обозначить некоторую основу. Важно обращать внимание на следующие моменты:

Народную манеру исполнения можно назвать условием правильного пения, поскольку здесь выявляются органическое сочетание слова и звука; ясная дикция, свободная артикуляция, звонкость гласных, мягкая «огласовка» согласных; легкий, свободно льющийся открытый звук. Все это вместе и есть народная манера пения, отличная от «академической» манеры.

Определяющим принципом обучения народному пению является сохранение признаков певческой традиции:

• естественный, близкий звук;

• незначительная вибрация голоса, придающая лишь тембровую окраску;

• дикция, близкая разговорной речи;

• естественное головное резонирование, без яркого прикрытия голоса;

• плотное грудное звучание.

Естественно-речевая интонация является важнейшим проявлением народной манеры исполнительского мастерства, проявляющееся в специфическом, речевом звуковедении, и способе артикуляции. Именно это лежит в основе обучения народному пению, с близостью вокальной фонетики речевой и в этом смысле, особая правдивость звучания. В реальной действительности в человеческой речи раскрывается безграничность смысловых интонационных возможностей голоса. Человек в повседневной жизни пользуется всеми интонационными ресурсами своего голоса красивыми и некрасивыми, отталкивающими, пугающими, нежными и дразнящими и т.д. и т.п. Все эти речевые возможности легко воспроизводятся и в бытовом пении. Стремление «выговорить», «сказать» песню характеризует звуковедение в народно-певческом исполнении, как близкое к речевому. Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, а также умений изменять силу и высоту голоса.

Источник

Что такое народный вокал. Смотреть фото Что такое народный вокал. Смотреть картинку Что такое народный вокал. Картинка про Что такое народный вокал. Фото Что такое народный вокалru_bratynya

Фольклорно-этнографический театр «Братыня»

Речь, как и пение, осуществляется только на основе дыхания. Хорошо звучащая речь всегда певучая, звуч-
ная, мягкая, в ней присутствует тот элемент распевности, который при упражнении и развитии может вплотную
сопоставляться с пением.
Разговор обычно осуществляется в среднем регистре, на наиболее удобных примарных звуках. Но при
эмоциональных подъемах, при удивлении, гневе, радости и других сильных внезапных чувствах возгласы, ре-
чевые интонации свободно переносятся на другие регистры, более высокие или низкие. Поэтому речь в зависи-
мости от смысла принимает самую разнообразную окраску. Речевые навыки развиваются с рождения человека,
люди разговаривают совершенно свободно, непринужденно, не задумываясь над тем, как произносятся звуки.
Дыхание при разговоре берут, расходуют и задерживают автоматически: воздуха берется ровно столько, сколь-
ко нужно для задуманной фразы. И сам разговаривающий, и слушатели не замечают и не слышат этого дыха-
ния, хотя фразы бывают очень длинные. Если эти естественные, годами выработанные навыки звукообразова-
ния приблизить к пению так, чтобы человек пел тем же способом, каким разговаривает, то успех обеспечен: в
пении он будет сохранять ту же естественность и непринужденность, как и в разговорной речи. Пению хоро-
ших народных певцов всегда свойственна эта непринужденность. Пение отличается от разговорной речи тем,
что оно связано с музыкальными звуками определенной высоты, длительности и последовательности.
В разговорной речи обычно растягиваются только смысловые – «ударные» гласные, остальные буквы про-
износятся скороговоркой, то есть неударные гласные как бы «съедаются». На этом построена механика вырази-
тельности человеческой речи. В пении певец должен подчиняться другим законам, которые отводят каждому
звуку и буквам определенное время звучания. Иногда это не совпадает с логикой речи, другими словами, во
время пения необходимо сохранять разговорный смысл звука, идущий от слова. Но, произнося слово, оно будет
мертво, если мы не сообщим ему верную интонацию. Интонация и есть смысловой посыл звучащего слова,
желание человека выразить определенную мысль или чувство при помощи слова, то есть разговорная речь на-
сыщена смысловыми интонациями. «Разговорная» манера пения, характерная для народных певцов, подразуме-
вает, прежде всего, сохранение этих интонаций.
Интонационная выразительность – основа искусства народного пения.
Пение как распевная музыкальная речь обладает особыми вокальными свойствами. Во время пения певец
должен поддерживать непрерывность, полноценность и ровность звучания голоса.
Особое значение в овладении техникой пения имеет выработка высокой позиции звука. Мелодия состоит из
звуков разной высоты, и переход с одного звука на другой всегда составляет для певца трудность, особенно при
больших скачках снизу вверх и наоборот. Трудность усугубляется тем, что в голосе человека несколько регист-
ров, которые имеют разную механику звукообразования. У опытных певцов изменение в звукообразовании

происходит постепенно и незаметно, регистровые переходы как бы сглаживаются, и на слух голос звучит сво-
бодно и ровно.
У неопытного певца в голосе происходят неприятные на слух изменения, а на переходах одного регистра в
другой голос «ломается», после этого звучит совсем по-другому. Выравнивание звучания голоса на регистровых
переходах является одной из главных трудностей пения. Преодоление этих трудностей и в народном пении
достигается путем округления звука, позволяющего певцу найти наилучшую позицию звучания голоса – высо-
кую. Однако округление в народном пении допустимо только в известной степени, когда оно не очень глубо-
кое. Округление улучшает звучание народного голоса и помогает ему преодолевать регистровые трудности. В
основном этот прием используется при исполнении обработок и авторских сочинений.
Исполнить гласную с округлением – несколько приблизить при фонации позицию других гласных (а, я, э,
е, у, ю) к гласной «о». В удобной тесситуре пропеть гласную «о», затем все остальные гласные, приблизив их к
вокальной позиции «о».
При округлении звука мягкое небо имеет более высокое положение, а звук становится более объемным,
однако необходимо следить, чтобы звук оставался близким разговорному, поскольку при неумелом использо-
вании приема округления утрачивается характер народной певческой манеры, основанной на речевой позиции.
Необходимо подчеркнуть особую важность, обязательность высокой позиции звука для качественного
звучания народного голоса. Высокая позиция – это наилучшая пропорция звучания в голосе высоких, головных
обертонов. Ясно слышимые при высокой позиции верхние призвуки придают голосу особую заостренность и
точность звучания, полетность.
В народном пении высокая позиция сочетается с близким посылом звука, при котором он вместе со словом
как бы слетает с кончика языка. При работе над высокой позицией звука нельзя забывать об одновременной опоре
на «столб», так как процесс пения – это, прежде всего, взаимодействие. Нужно не упустить основную задачу: мяг-
кое, точное, ровное движение голоса по звукам мелодии на всем диапазоне песни. Механика звукообразования
при этом одна и та же в любом пении, но устройство певческого аппарата так сложно и индивидуально, а органы
звукообразования так гибки и подвижны, что различные, даже небольшие изменения их могут создавать новые
комбинации образования звука. В этом и заключается возможность образования различных манер пения.
Для русской народной манеры звукообразования характерно натуральное открытое звучание голоса, хотя в
разных областях России манера пения варьируется: в северных русских областях, в Поволжье, в некоторых
районах Урала и Сибири поют более округленным «узким» и легким звуком. Но округлением народные певцы
пользуются ровно столько, сколько необходимо для сглаживания регистровых изменений в голосах при боль-
шом диапазоне хоровой партитуры, оставляя звучание открытым.
У народных певцов связки смыкаются более плотно, чем у академических и в значительно большей степе-
ни используется грудной резонатор, так как народное пение преимущественно грудное. Обычно народные пев-
цы поют в удобном для них регистре, примерно в пределах октавы, хотя встречаются народные голоса, диапа-
зон которых превышает полторы октавы.
Специфические особенности в народном пении имеют певческое дыхание и атака звука. Грудная клетка
человека, как меха баяна, постоянно и ритмично сжимается и расширяется в силу необходимости жизненного
дыхания. Этот процесс ритмичен и автоматичен. Но певческое дыхание требует короткого вдоха и возможно
долгого выдоха. В результате этого постепенного выдоха грудной воздух снизу равномерно давит на сомкну-
тые в гортани связки и, прорываясь короткими толчками, заставляет их вибрировать и звучать. Если во время
пения выдох произвести быстро и резко – получится резкий выкрик, после чего звучание иссякнет до следую-
щего вдоха.
Для поддержания ровного, плавного звучания голоса необходимо сознательное регулирование вдоха и вы-
доха.
За выдох и вдох в организме человека отвечают мышцы-вдыхатели и мышцы-выдыхатели. Мышцы-
выдыхатели, помимо своей основной роли расширения грудной клетки при вдохе, играют роль своеобразного
тормоза, замедляющего выдох. Равномерное противодействие сомкнутых связок давящему на них снизу груд-
ному воздуху создает ощущение звучащего «столба» и опоры голоса на этот «столб». Певец при этом чувствует,
что звучащий «столб» основанием своим опирается на диафрагму, а вершиной уходит в голову, у народных пев-
цов – где-то вблизи верхних зубов и переносицы. Ощущение «столба» при хорошем и удобном звучании голоса
возникает как у народных певцов, так и у академических.
Опыт работы с народными певцами показывает, что лучше сохранить непроизвольный, естественный для
данного человека тип вдоха: грудной, нижне-реберный, смешанный, исключая верхне-грудной или ключичный
как непригодный для пения.
Вдох должен быть легким, беззвучным, но достаточно глубоким. Для этого необходимо следить, чтобы
певец не хватал воздух ртом, а делал как бы «внутренний» вдох, то есть набирал воздух при помощи расшире-
ния брюшных мышц и через нос.
Очень опасен перебор воздуха. Это явление очень распространено у многих певцов, даже профессиональ-
ных.
При большом количестве набранного воздуха трудно регулировать выдох. При излишнем и шумном вдохе
певцы почти всегда форсируют звук, что ни в коем случае нельзя допускать. «Опора» голоса при выдохе произ-
водится только на опустошенную диафрагму. Внешне при этом наблюдается ощутимое движение грудной
клетки вниз, одновременно напряжение мышц в области диафрагмы (в поясе). При высоких и сильных звуках
это движение мышцы очень заметно и ощутимо.

Во время пения найденное ощущение опоры нужно зафиксировать на все время звучания голоса. Иногда
неопытные певцы, желая задержать дыхание, от излишнего старания как бы запирают воздух в груди. В таком
случае взаимодействие голосовых связок и грудного воздуха нарушается. Мышцы груди и живота напряжены, но
голос не звучит. Чтобы предотвратить искусственность в работе певческого аппарата, следует всегда искать в
жизненной практике естественный отправной момент, при котором нужное звучание проявляется как бы само
собой, например: воспроизведение ауканья и перекличек в лесу; ощущение опорности звука можно найти путем
естественного вздоха «ох», который как бы снимает усталость. При многократном повторении «ох» на различной
звуковой высоте довольно скоро начинающий певец начинает понимать процесс опорности дыхания. При этом
хорошо распевается голос, если помнить о том, что он должен звучать на свободной гортани в грудном резонато-
ре, и главное, эти звуки должны произноситься, а не пропеваться.
Многолетний опыт работы с народным хором показал (особенно с начинающими певцами), как важно сра-
зу научить коллектив правильному вокальному дыханию, потому что от этого зависит звучание каждого певца
и хора в целом. Для этого необходимо в начале каждой репетиции уделять некоторое время упражнениям для
вокального дыхания, опорности звука. Например, активно вдохнуть через нос, направляя дыхание вниз живота
и также активно вытолкнуть дыхание через рот – это упражнение для работы диафрагмы (следить, чтобы дыха-
ние не направлялось в грудь). Так подышать полминуты и дать успокоиться организму – также глубоко ды-
шать, но выпускать дыхание, как будто «тушишь свечу»; при этом закрепляется опорность воздушного «стол-
ба»; также активно брать дыхание через нос, при этом поработать руками (поиграть в бокс): на вдох – движение
одной руки, на выдох – другой. Потом снова «потушить свечу». Такое дыхание очень полезно и для кровообра-
щения, это как гимнастика перед пением, снимает физическую усталость, особенно перед вечерней репетицией.
Далее, закрепляя ощущение опоры на «тушение свечи», повторить это много раз, изображая проколотый мяч – на
сочетании букв тссс. выпускать запас дыхания, которое должно поступать само собой, без нажима. Потом,
сохраняя это ощущение, перевести на звук «ми». Но опять же не петь этот звук, а как бы поставить голос на
опору, на эту высоту, и освободить его, голос звучит сам, опираясь на дыхание. На этом упражнении хорошо
отрабатывается цепное дыхание в хоре, а также филировка звука (р, мр, ф, фф), то есть (крещендо, диминуэн-
до), нюанс, который возможен только при владении вокальным дыханием. В хоре это можно делать на октав-
ном унисоне или квинтовом сочетании женских и мужских голосов.
В следующем упражнении, закрепляя навык дыхательной опоры, дается задание произносить (в октавном
унисоне) гласные буквы «ё», «е», «я» близко, на зубах формируя каждую букву, открыто, звучно. Но опять же не
пропевать буквы, а восклицать, опирая звук каждой буквы на грудной резонатор и «сбрасывая» его, тренировать
этим самым вокальный прием, который используют народные певцы.

Исполняя это упражнение, необходимо направлять внимание певца на грудное резонирование голоса, по-
ложив руку на грудь, постараться запомнить это ощущение и сохранять его при пении, как бы направляя голос
на грудь. Поднимаясь по полутонам вверх, примерно с ноты соль, необходимо подключать головной регистр,
как бы направляя голос в голову, при этом не отключая грудного резонатора.
Каждый певец должен представлять себе работу связок во время пения. Когда голос звучит в среднем ре-
гистре, связки смыкаются срединой, верхние края связок звучат на высоких тонах, на низких звуках смыкаются
нижние края связок. Когда голос звучит ровно, мягко, выразительно, значит певец владеет регистрами во время
пения, связки его пластичны, гибки и подчиняются воле певца.

Данное упражнение дает возможность выработать пластичность голоса в верхнем регистре, укрепить опо-
ру звуками, расширить диапазон голоса.
На ощущении е, ё, я произносить (а не петь) сочетание букв «гу», посылая голос на расстояние, далеко. Ни
в коем случае не снимать голос с грудного резонатора. Подниматься по полутонам вверх до и выше, также
вниз. Это упражнение научит пользоваться смешанным регистром, микстом.
Для закрепления опоры звука и грудного резонатора, речевой интонации необходимы упражнения, по-
строенные на разговорности. Также, начиная с миЬ, сказать: «Ты, зря ль моя зорюшка, зорюшка вечерняя», –
поднимаясь по полутонам вверх и опускаясь вниз. Говорить нужно в резонаторе, соблюдая при этом логиче-
ский акцент в предложении, подчеркивая ударные слоги, открывая при этом гласные буквы, озвучивая их.
Свободное резонирование голоса – залог хорошего пения. Качество звучания музыкального инструмента
зависит от устройства корпуса, который является резонатором звука.
В человеческом голосе роль резонатора выполняет грудь, диафрагма, гортань, так называемые нижние
грудные резонаторы (расположенные ниже голосовых связок), а также верхние головные резонаторы: глотка,
полость рта, носоглотка и ее придаточные полости. Для того чтобы хорошо звучал голос, необходимо его на-
править в естественные резонаторы. Достаточно проговорить какую-то фразу на высоких и низких звуках, как
вы почувствуете резонирование голоса в головном и трудном регистре.

Непрерывность и ровность звучания голоса – непременное условие народного пения. У хороших певиц го-
лоса звучат всегда ровно и непрерывно. Произношение слов и непрерывность звучания голоса органично слиты
и составляют единое целое.
В художественной самодеятельности руководителю часто приходится сталкиваться с певцами, которые не
владеют народной техникой пения, а еще чаще имеют неправильные навыки пения. Какие же дефекты в пении
мешают руководителю добиться плавного пения и как их исправить? Самый распространенный недостаток –
это пение толчками, когда голос резко выталкивается из горла и гаснет, прежде чем кончилась музыкальная
длительность звука. Это зависит, прежде всего, от атаки звука. Атака бывает жесткая, мягкая, придыхательная.
При жесткой атаке голосовые связки резко и напряженно смыкаются, выдох также автоматически становится
резким; значительно труднее достигнуть плавности пения, она может привести к перенапряжению и прежде-
временному износу голосовых связок.
При мягкой атаке в народном пении связки смыкаются плотно, но мягко. Мягкая атака щадящая – она не
травмирует и не утомляет связки, поэтому она и может быть рекомендована как основной способ звукообразо-
вания в народном пении.
При придыхательной атаке связки смыкаются не плотно, грудной воздух свободно вытекает сквозь них, не
заставляя связки активно вибрировать. Звучание голоса при этом сиплое, вялое Придыхательная атака в народ-
ном пении практически мало применима. Она встречается в колыбельных песнях и плачах.
Работе над плавностью пения очень мешает дурная привычка скандирования – отбивать слоги. Иногда
ударные, иногда все подряд. Чаще всего в хоровом пении это делается в целях ансамбля – одновременного про-
изношения слов и четкости ритма.
Для достижения отчетливости этот способ самый быстрый, но далеко не самый верный, так как он искус-
ственен, он не позволяет певцу петь плавно, даже если он захочет. В народе четкость достигается точностью
пения, а необходимая акцентировка – артикуляционными средствами, не нарушающими вокальной линии.
Наиболее часто встречающимися недостатками звучания голоса певцов являются следующие:
1. «Белый звук» – это бестембровый, плоский, невыразительный звук. Он возникает, когда певец не умеет
пользоваться естественными резонаторами. Небная занавеска в таком случае неподвижна, маленький язычок
низко нависает над корнем языка.
Путь к исправлению – развитие певческой инициативы, нахождение опоры естественного резонирования и
высокой позиции.
2. Глоточный звук – тяжелый, глухой, как бы выдавленный снизу из груди, крайне неприятный по тембру
и совершенно бесперспективный с точки зрения развития голоса. Это грудной, открытый звук, направляемый
певцом в глубину расширенной глотки и совершенно лишенный головных обертонов, так как при таком спосо-
бе звукообразования голос не может найти к ним пути. На глоточный звук чаще всего сбиваются певцы, кото-
рые не владели до этого манерой и при поисках грудного открытого звука «нашли» звучание, которое им кажет-
ся очень ярким и сильным. Петь при таком звуке нетрудно, потому что они пользуются исключительно только
грудным регистром. Звучание им нравится своей силой и кажущейся яркостью (ведь они слушают себя изнут-
ри, а не снаружи). Этот звук очень навязчив и заразителен. Если хоть один певец в хоре поет таким звуком, все
другие также переходят на него, потому что петь рядом с ним легким и правильным звуком невозможно. Ис-
правлять его очень трудно, но допускать продолжения пения таким звуком нельзя.
3. Сиплое, слабое звучание голоса зависит, чаще всего, от отсутствия певческих навыков, вялости певче-
ского аппарата. Этот недостаток можно исправить, развивая певческие навыки, преимущественно «опору», ак-
тивизируя певческий тонус. Полезно в качестве упражнения многократно проговаривать распевной скорого-
воркой фразу плясового или шуточного характера, например: «подвернулся, подломился каблучок, да пала де-
вушка на правый на бочок» и др.
4. Сиплое и слабое звучание голоса на низких и средних звуках диапазона, более звучное и яркое на вы-
соких зависит от неумения пользоваться грудным резонатором, неразвитой «опорой» на диафрагму. Для ис-
правления нужно «искать» грудной тембр в голосе, сначала в разговоре, потом в пении. Иногда при поисках
грудного звучания теряется высокая позиция и «пропадает» верхний регистр, чего допускать нельзя.
5. Крикливое звучание голоса на верхних звуках при звучном и сочном на нижних зависит от неумения
сглаживать регистровые переходы. Главную помощь при исправлении недостатка окажет нахождение высокой
позиции. Она должна присутствовать на всем протяжении диапазона. По мере движения вверх должно усили-
ваться звучание головных обертонов.
Необходимо подчеркнуть, что весь процесс вокальных занятий должен быть живым, увлекательным и раз-
нообразным. А руководитель должен своим «вокальным ухом» контролировать звучание голоса певца, замечать
малейшие изменения в нем и правильно определить их характер. Развитие вокального слуха – одно из главных
условий повышения квалификации руководителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *