Что такое настроение произведения в литературе
Лирическое настроение. Характеристики и специфические особенности жанра
Лирика. Как часто мы слышим это слово, ассоциирующееся у нас с любовными переживаниями! Лирика – это и тихая печаль, освещенная прекрасным чувством, и сладкая боль в предвкушении чего-то неведомого! Само название «лирическая поэзия» происходит от греческого λυρικός, то есть «чувственный и звучащий под аккомпанемент лиры».
Характеристики
Лирика является одним из литературных жанров, который передает личные переживания и настроения самого автора. В русских толковых словарях можно найти следующие описания лиризма. Это:
Манера изложения
В лирических произведениях суть построения характера главного героя основывается на эмоциях и чувствах. То есть, если фундамент драматической истории основан на непростых взаимоотношениях с окружающими в течение жизненного пути, то роль главного персонажа становится образом-переживанием. Причем его эмоции при этом выходят за рамки личности самого писателя и приобретают социальное значение, не теряя при этом автобиографичности.
Лирическое настроение по праву является важным в эстетическом плане переживанием, которое приходит из глубины души автора, который дает каждому из нас возможность увидеть отражение собственных чувств в его творениях. Даже если поэт не испытал описанных чувств в действительности, на чувственность восприятия это никоим образом не влияет, так как переживания вполне реальны.
Принято смотреть на лирику как на увлеченность автора собственным внутренним миром, поэтому зачастую эту манеру изложения называют «творческой исповедью» или «самораскрытием». И это вполне подходящие термины.
Какие направления можно отнести к лирике?
Так как этот жанр основывается на умении чтеца (певца) передавать описанные эмоции посредством голоса, произнесение каждого слова должно подтверждаться интонацией, многозначительной паузой и рифмой. К лирике можно отнести такие направления, как:
На протяжении всего произведения мы можем отследить, как меняется настроение лирического героя в ходе повествования. От эпических творений такие отличает то, что пишутся они всегда в настоящем времени, поэтому бесполезно задаваться вопросом: «Чем все закончилось?». Лирическое стихотворение – есть мгновение из жизни человека, происходящее здесь и сейчас, и, читая, мы невольно представляем себя на месте главного героя, с головой погружаясь в океан чужих чувств.
Что такое настроение произведения в литературе
Место действия, например, квартира, дом, парк или вагон метро, многое даёт повествованию. Хороший сеттинг служит каркасом, к которому крепятся другие элементы сюжета. Если вы создаёте яркое описание места, в котором разворачивается действие, то буквально переносите туда читателя.
Грамотное описание места действия задаёт нужную атмосферу и настраивает на требуемый лад, придаёт контекст происходящему и добавляет необходимые детали.
В определённых случаях сеттинг способен и сам стать двигателем сюжета. Например, в «Убийстве в «Восточном экспрессе» Агаты Кристи все персонажи оказываются заперты в поезде, застрявшем на горном перевале. С одной стороны, передвижения персонажей ограничены десятком вагонов, но с другой стороны, замкнутая локация значительно нагнетает напряжение. Эркюль Пуаро отчётливо понимает, что убийца Рэтчетта где-то в поезде.
Для того, чтобы локация работала на атмосферу, требуется:
Начинайте сцены с описания локации, в которой разворачивается действие — читатель должен понимать, в какой обстановке находятся герои. Нарисуйте общий план и дайте максимально широкое описание места, затем переходите к крупному плану и переключайтесь на детали, не видные издалека.
Если герои никуда не уходили, вам следует время от времени напоминать, что действие всё ещё разворачивается в том же месте. Если протагонист периодически будет возвращаться в локацию, то подробное описание следует давать только в первый раз. В последующие достаточно будет подчеркивать наиболее заметные детали.
Избегайте общих фраз и описаний (дом был большим, а город не очень). Старайтесь выделять те конкретные детали, которые присущи этому конкретному месту. Посмотрите, как одним предложением характеризует место действия «Ста лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркес:
«Макондо был тогда небольшим поселком из двадцати глинобитных, с камышовыми кровлями домишек, стоявших на берегу реки, которая несла свои прозрачные воды по ложу из белых, гладких и огромных, как доисторические яйца, валунов».
Вот так начинает описание французского городка Джоан Харрис в романе «Шоколад»:
«Нас пригнал ветер, не по-февральски тёплый ветер, полнящийся горячими сальными запахами жарящихся лепёшек, колбасы и посыпанных сладкой пудрой вафель, которые пекут на раскалённой плите прямо у обочины дороги. В воздухе, словно некое жалкое противоядие от зимы, вихрятся кружочки конфетти, скользящие по рукавам, манжетам и в конце концов оседающие в канавах».
А вот Герман Мелвилл описывает будни американских китобоев в «Моби Дике»:
«Однако из кухни потянул горячий дымный аромат, в значительной мере опровергавший мои безрадостные опасения. Когда же дымящееся блюдо очутилось перед нами, загадка разрешилась самым восхитительным образом. О любезные други мои! Послушайте, что я вам расскажу! Это были маленькие, сочные моллюски, ну не крупнее каштана, перемешанные с размолотыми морскими сухарями и мелко нарезанной соленой свининой! Все это обильно сдобрено маслом и щедро приправлено перцем и солью!»
Не стоит включать в начало каждой главы несколько абзацев описания локации, и только потом переключаться на действие. Персонажи и сеттинг не должны существовать отдельно друг от друга, они должны взаимодействовать. Если персонаж едет в поезде, то пусть описания окружающего мира перемежаются с его мыслями, наблюдениями и действиями. Если действие разворачивается в кафе, пусть герой закажет кофе, изучит меню, осмотрится по сторонам, присмотрится к посетителям или поищет глазами свободный столик.
Хороший сеттинг поддерживает экшен, помогает нагнетать напряжение или поддерживает развитие персонажей. Почему действие многих триллеров разворачивается на тёмных улицах или заброшенных складах? Потому что подобные места нервируют сами по себе. Однако одна и та же локация в зависимости от нужд сюжета может как навевать благостные чувства, так и приводить в ужас. Самая обычная съёмная квартира, такая уютная и желанная после тяжелого трудового дня, может превратиться в комнату ужасов, если герой заметит, что в его отсутствие в ней кто-то побывал: слегка приоткрыта створка шкафа, вещи стоят несколько иначе. А если ещё где-то послышится шорох или скрип…
Что такое настроение произведения в литературе
Любое литературное произведение заключает в себе определённое эмоциональное настроение, передающееся читателю. Одни произведения вызывают у читателя грусть, другие — заставляют его смеяться, третьи — испытывать гордость, словно читатель, а не герой прочитанного произведения совершил описываемые в книге деяния. Возникающие при чтении чувства заставляют читателя оценивать всё происходящее в художественном мире литературного произведения под особым углом зрения, определяют его заинтересованность, личное участие в судьбах персонажей, сопереживание. Такая особенность произведений литературы называется пафосом произведения.
1 Есин А. Б. «Литературное произведение: типологический анализ». — М., 1992.
Пафос — это основной эмоциональный тон, основное эмоциональное настроение произведения, а также эмоционально-оценочное освещение того или иного персонажа, события, явления автором. Из этого определения сразу же становится ясным, что пафос непосредственно связан с авторской позицией и идейным звучанием произведения. Пафос помогает писателю одушевить создаваемый им художественный мир, а читателя настраивает на то или иное эмоциональное восприятие персонажей и событий, происходящих в художественном мире литературного произведения.
Общее настроение, эмоциональная «атмосфера» произведения организуют читательское восприятие, концентрируют его внимание на акцентах, расставляемых автором при описании своих персонажей и событий.
1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.,1979.
В литературном произведении сам пафос всегда выполняет оценочную роль, выражает одобрение или неодобрение, сострадание или насмешку, восхищение или ужас, поэтому ощущение, понимание пафоса во многом способствуют пониманию авторской позиции по отношению к создаваемому писателем художественному миру. В пафосе скрыто пристрастно-заинтересованное отношение творца к своему творению.
Существует несколько основных видов пафоса: героика, трагизм, романтика, сентиментальность, драматизм, юмор, сатира, инвектива. Прежде чем обратить внимание на особенности каждого из этих видов, следует заметить, что иногда (случается это нечасто) автор сознательно и старательно скрывает своё личное отношение к описываемому, стремится избегать эмоциональной окраски, надевая маску незаинтересованного, стороннего наблюдателя. Так, например, написана новелла И. А. Бунина «На пути в Рим». В искусстве не бывает ничего случайного, такая «нейтральность» повествования — это особый художественный приём. Здесь мы имеем дело не с отсутствием пафоса, а с особой его разновидностью, которую можно назвать нулевым пафосом.
Героика, или героический пафос, связана с активным, действенным утверждением возвышенных идеалов, во имя достижения которых героям приходится преодолевать очень серьёзные препятствия, рисковать собственным благополучием, а нередко и жизнью. Героическим пафосом пронизана баллада М. Ю. Лермонтова «Бородино». Это пафос подвига, но его обязательным условием является не личная, а общественно значимая цель и жизнеутверждение.
Трагизм, или трагический пафос, выражает страдание, невыносимую скорбь. Как правило, он связан с ситуациями, в которых любое решение героя неизбежно приведёт его к несчастью, а его выбор — это выбор «из двух зол». Трагический пафос опирается на конфликт, не имеющий благополучного разрешения (таков конфликт между Данилой Бурульбашем и Колдуном в «Страшной мести» Н. В. Гоголя). Трагическим пафосом характеризуется новелла И. А. Бунина «Лапти».
Романтика, или романтический пафос, по своим проявлениям очень похожа на пафос героический, поскольку передаёт сильное эмоциональное переживание, устремлённость к возвышенному и значительному идеалу. Но романтический пафос основан не на деятельном воплощении поставленной цели, а на переживании мечты (часто недостижимой), на поисках средств воплощения этой мечты в действительность. На романтическом пафосе базируется поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
Здесь нам необходимо сделать важное уточнение: романтику (пафос) ни в коем случае нельзя путать с романтизмом (творческим методом), к чему иногда приводит внешнее сходство двух терминов.
Сентиментальность, или сентиментальный пафос, возникает, когда в произведении автор намеренно подчёркивает своё эмоциональное отношение к изображаемому и настойчиво стремится вызвать сходные эмоции у читателя. Этот вид пафоса присутствует, например, в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».
Драматизм, или драматический пафос, проявляется в произведениях, где взаимоотношения персонажей или отношения персонажа с окружающим миром характеризуются особой напряжённостью, конфликтностью, но в отличие от трагических ситуаций здесь возможен благоприятный исход, хотя он и требует от персонажей принятия правильных решений и активности, решительных действий. Драматизм отчётливо проявляется в новелле В. Г. Распутина «Уроки французского».
Юмор, или юмористический пафос, мы ощущаем в произведениях, представляющих нам комические характеры и ситуации. Этот пафос, как правило, сопровождается добродушной улыбкой читателя. Вспомните пронизанный искромётным юмором водевиль А. П. Чехова «Медведь», и вы легко представите себе силу воздействия на читателя этого вида пафоса.
А вот сатира, или сатирический пафос, вовсе не безобидна, хотя также основана на присутствии в произведении элементов комического. Сатира направлена против пороков, которые «бичуются» смехом, вызывающим не столько веселье, сколько возмущение читателя. Ещё раз обратимся к творчеству А. П. Чехова. Его новелла «Хамелеон», конечно же, веселит нас, но вряд ли кто-нибудь из читателей сочувствует Очумелову, вызывающему лишь презрение и явное неприятие.
Инвектива как вид пафоса предполагает откровенное выражение обвинения в адрес людей или событий. Вот одно из стихотворений А. С. Пушкина:
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич,
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Здесь поэт ясно высказывает своё негодование в адрес людей, наделённых рабской психологией, лишённых понятия чести.
Иногда в литературе выделяют вид пафоса, который называют лирическим. Лирический пафос предполагает создание в произведении особой атмосферы, настраивающей читателя на проявление субъективно-заинтересованного отношения к описываемому автором. Добиться подобной атмосферы можно с помощью лирических пейзажей, лирических отступлений и комментариев, лирических портретов и т. п. Её задача — создать у читателя такое настроение, которое помогло бы ему почувствовать (не понять, не осознать, а именно почувствовать) душевное состояние автора в момент создания им произведения (А. С. Пушкин «К***» «Я помню чудное мгновенье. »).
Следует иметь в виду, что нередко в одном произведении могут сочетаться несколько видов пафоса. Например, в романе А. С. Пушкина «Дубровский» в отдельных эпизодах проявляется трагический пафос (смерть Андрея Дубровского), сатирический пафос (образ Шабашкина), романтический пафос (тема «благородного разбоя») и пр., но основным, проходящим через всё произведение, конечно, является драматический пафос.
Возможность менять настроение читателя, сопоставлять персонажей, вызывающих различное к себе отношение, — это тоже эффективное средство погружения в художественный мир произведения, которым писатели охотно пользуются. Изменение пафоса, его варьирование в процессе повествования помогает читателю ощутить авторскую позицию, глубже проникнуть в его творческий замысел.
Самое главное
Пафос — это основной эмоциональный тон, основное настроение произведения, а также эмоционально-оценочное освещение того или иного персонажа, события, явления автором. Существует несколько основных видов пафоса: героика, трагизм, романтика, сентиментальность, драматизм, инвектива, юмор, сатира, ирония, лиризм.
Литературное чтение. Тема: «Основное настроение и его оттенки. Сонное настроение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Малышева Валентина Николаевна
Конспект урока по литературному чтению
Цель : «Открытие» оттенков сонного настроения».
Сегодня мы вернемся к стихотворениям, которые мы принесли из Сонного царства. У нас там было много стихов.
А какие стихи мы пропускали в Сонное царство?
Которые вызывали сонное настроение .
Посмотрите свой словарик настроений. Есть ли у вас карточки с таким словом?
Нет, такого слова нет.
Придется нам пополнить свой словарь. Запишите слово «СОННОЕ».
Итак, мы пропускали в сонное царство только сонные стихи. Вот одно из них- стихотворение Т. Белозерова «Что за шуба». Мне это стихотворение кажется самым сонным. Догадайтесь, почему?
В изголовье – край полы.
Кот мурлычит прямо в ухо.
Воссоздают ситуацию и настроение, которое она вызывает у рассказчика. У него удовольствие от шубы, он на ней лежит. Возле головы лежит кот, который «мурлычит» прямо в ухо. Песня кота доставляет удовольствие рассказчику. Последнее слово не закончено, мысль рассказчика обрывается, он заснул. Поэтому стихотворение можно считать самым сонным.
А кроме сонного, вызывает ли это стихотворение еще какое-нибудь настроение?
А можно ли в тексте найти слова, которые подтверждают возможность такого настроения?
Герой находится в тепле, в уюте-шуба, кот, поет.
Запишите эти слова в словарь . СПОКОЙНОЕ, УЮТНОЕ.
А теперь вспомним другое стихотворение- Афанасий Фет.
Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
«Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай».
Мальчик встал. А кот глазами
Проводил и все поет;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
Давайте вчитаемся в текст. Какую картину рисует рассказчик, какое настроение хочет передать?
А на дворе неспокойно, холодно, БУРНОЕ НАСТРОЕНИЕ (буря, ветер свищет)
Мальчик весело проводил время. А теперь ушел спать. Дома по-прежнему спокойно. Сонное настроение. А во дворе- снег, буря. Тревога, буря, беспокойство.
Дается две разные картины, каждая со своим настроением.
В чем сходство этих произведений? (сонное настроение, спокойное, уютное.)
А в чем разница? (В первом сам мальчик говорит, а во втором про него рассказывает взрослый. Настроение домашнее, уютное, сонное, а буря за окном вызывает настроение тревожное, неуютное.)
Запишите новые слова: ДОМАШНЕЕ, УЮТНОЕ ;
ТРЕВОЖНОЕ, НЕУЮТНОЕ, БЕСПОКОЙНОЕ, БУРНОЕ.
Вспомните еще одно произведение- стих.
-Сыграем в прятки,- сказала луна,
С неба скатившись в лес.
— Сыграем в прятки,- сказал ветерок
-Сыграем в прятки,- увидев звезду,-
— Сыграем в прятки,- сказала волна
— Сыграем в прятки,-сказали часы,-
— Сыграем в прятки,-сказал я себе
И погрузился в сон.
Рассказчик, предложил «сыграть в прятки» и уснул. Все спряталось. Это он пошутил.
Здесь герой засыпает с ШУТЛИВЫМ, ШАЛОВЛИВЫМ НАСТРОЕНИЕМ.
В предыдущих произведениях ЛЕНИВОЕ, СПОКОЙНОЕ НАСТРОЕНИЕ.
Запишите новые слова : ШУТЛИВОЕ, ЛЕНИВОЕ, СПОКОЙНОЕ, ШАЛОВЛИВОЕ НАСТРОЕНИЕ.
Достаточно ли говорить, что настроение бывает только сонное?
СОННОЕ- СПОКОЙНОЕ, СОННОЕ – УЮТНОЕ, СОННОЕ- ШУТЛИВОЕ, СОННОЕ- ТРЕВОЖНОЕ, БУРНОЕ.
Вот мы и сделали еще один шаг на пути «открытий». Настоящий читатель должен уметь чувствовать, вычитывать разные настроения в произведениях.
И еще мы пополнили «словарь настроений»
1. Выучите наизусть понравившееся стихотворение.
2. Сделайте карточки для нашего словаря.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-133623
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Эмоциональные переживания в произведениях художественной литературы и искусства
Содержание:
Предмет: | Психология |
Тип работы: | Курсовая работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 09.03.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Каждый взрослый знает, что такое эмоции, поскольку они неоднократно испытывали их с раннего детства. Однако когда его просят описать какую-то эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие трудности. Опыт, чувства, сопровождающие эмоции трудно описать формально. Несмотря на это, много написано об эмоциях как в художественной, так и в научной литературе; они вызывают интерес у философов, физиологов и психологов. Однако проблема эмоций остается загадочной и в значительной степени неясной. Между тем роль эмоций в управлении человеческим поведением велика, и не случайно почти все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. Эмоции выполняют различные функции, участвуют в управлении поведением человека как непроизвольный компонент, вмешиваясь в него как на этапе осознания необходимости и оценки ситуации, так и на этапе принятия решений и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания эмоциональной сферы человека, его роли в этом управлении.
Эмоции
преступления, подразумевающие, что «сильное эмоциональное нарушение» или аффект приводят к потере контроля над своими действиями.
Однако К. Дарвин уже говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным, человек наиболее эмоциональный среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, полезно для выживания и развития человечества.
Компонент эмоций
Таким образом, компоненты эмоций включают в себя:
Сам по себе ни один из этих компонентов не является эмоцией. Когда возникает определенная эмоция, все эти компоненты действуют вместе. Кроме того, каждый из компонентов может влиять на другие компоненты. Например, когнитивная оценка ситуации может вызвать определенные эмоции: если вы думаете, что продавец в универмаге пытается вас обмануть, то вы, вероятно, будете злиться. Но если вы входите в эту ситуацию уже злой, то вероятность того, что вы оцените поведение продавца как нечестное, будет еще выше.
10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе), страх, вина, интерес, радость, стыд, удивление.
Компоненты эмоций включают в себя: субъективный опыт эмоций, автономное возбуждение, когнитивную оценку, эмоциональное выражение, общие реакции на эмоции и склонности к определенным действиям.
Функции эмоций
Функции эмоций:
Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций
Нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложны и тонки, чем отрицательные. «Позитивные» эмоции имеют самостоятельную адаптивную ценность, то есть роль «позитивных» эмоций отличается от роли «негативных» эмоций: «позитивные» эмоции заставляют живые системы активно нарушать достигнутый «баланс» с окружающей средой: активное нарушение спокойствия, комфорта, знаменитая «балансировка тела с окружающей средой». «Отрицательные эмоции, как правило, обеспечивают сохранение того, что уже было достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Позитивные эмоции революционизируют поведение, побуждая к поиску новых, но неудовлетворенных потребностей, без которых немыслимо удовольствие. Это не указывает на абсолютную ценность положительных эмоций. Они могут быть вызваны примитивными, эгоистичными, социально неприемлемыми потребностями. В таких случаях мы, несомненно, отдадим предпочтение таким негативным эмоциям, как беспокойство о судьбе другого человека, сострадание к тем, кто терпит бедствие, и возмущение несправедливостью. Социальная ценность эмоций всегда определяется мотивом, который привел его в чувство. »
Типы эмоциональных состояний
В зависимости от глубины, интенсивности, продолжительности и степени дифференциации можно выделить следующие типы эмоциональных состояний: чувственный тон, сами эмоции, аффект, страсть, настроение.
Разделение эмоций на положительные и отрицательные считается традиционным. Однако такие эмоции, как гнев, страх, стыд, нельзя безоговорочно классифицировать как негативные, негативные. Гнев иногда напрямую связан с адаптивным поведением и чаще с защитой и подтверждением личной неприкосновенности. Страх также связан с выживанием и, наряду со стыдом, способствует регулированию вседозволенности и установлению общественного порядка.
Основные признаки патологического аффекта: изменение сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реакции, интенсивность раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффективной амнезии.
Разнообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью их более четкой дифференциации. По традиции русской психологии принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Чувство переживается и обнаруживается в определенных эмоциях. Однако, в отличие от эмоций и собственно влияющих эмоций, связанных с конкретными ситуациями, чувства испускают в окружающей действительности явления, имеющие устойчивое потребность-мотивационное значение. Содержание доминирующих чувств человека выражает свои взгляды, идеалы, интересы и т.д. Таким образом, чувства являются устойчивые эмоциональные отношения, действуя как своего рода «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как постоянный фокус на них как известная им «ловушка». В процессе регулирования поведения чувствам отводится роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.
Эмоциональные реакции (гнев, радость, тоска, страх) подразделяются ими на эмоциональную реакцию, эмоциональную вспышку и эмоциональную вспышку (аффект). По мнению авторов, эмоциональный отклик является наиболее динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека, отражающим быстрое и поверхностное переключение систем человеческих отношений на рутинные изменения в повседневных жизненных ситуациях. Интенсивность и продолжительность эмоционального отклика невелики, и он не способен существенно изменить эмоциональное состояние человека. Более выраженная интенсивность, напряжение и продолжительность переживания характеризуются эмоциональной вспышкой, которая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с потерей самоконтроля. Эмоциональный всплеск характеризуется быстро развивающейся эмоциональной реакцией высокой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и более легким переходом к действию. Это кратковременное явление, после которого наступает срыв или даже полное безразличие, сонливость.
Мы можем говорить об эмоциональных переживаниях различной продолжительности: мимолетных, нестабильных, длительных, длящихся несколько минут, часов и даже дней) и хронических. В то же время необходимо понимать условность такого разделения. Эти три группы эмоциональных реакций можно назвать по-разному: оперативные (появляющиеся после однократного воздействия), текущие и постоянные (продолжающиеся недели и месяцы). Однако эмоциональная реакция (тревога, страх, разочарование, однообразие и т. д.) При определенных условиях может быть как операционной (мимолетной), так и текущей (долгосрочной), а также постоянной (хронической). Поэтому использование этой характеристики при выделении класса эмоциональных реакций весьма условно.
Характеристика эмоционального отклика
Эмоциональный отклик характеризуется признаком (положительный или отрицательный опыт), влиянием на поведение и активность (стимулирующее или подавляющее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), продолжительностью курса (короткий или длинный), объективностью (степень осознание и связь с конкретным объектом).
Продолжительность эмоционального отклика. Эмоциональная реакция может быть различной продолжительности: от мимолетных переживаний до состояний, которые длятся часами и днями.
Объективность как характеристика эмоционального отклика. Мы полны энтузиазма или возмущены, опечалены или обязательно гордимся кем-то или чем-то. То, что мы чувствуем, воспринимаем, думаем, приятно или болезненно. Так называемые бессмысленные эмоции обычно также имеют объект, который только менее определен (например, ситуация в целом может вызвать беспокойство: ночь, лес, недружественная атмосфера) или неосознанный (когда настроение портит неудачу, в которой человек не может допустить) ). Там плохое настроение, которое сложно объяснить. И если я не могу этого сделать, то я не могу ограничить это каким-то предметом, объектом.
Уровни эмоциональной реакции по С.Л. Рубинштейн
С.Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня.
Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений состоит из субъективных чувств (эмоций). Беспричинное беспокойство сменяется страхом перед чем-то. Человек осознает причину эмоционального переживания. Объективность чувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства дифференцированы в зависимости от предметной области, к которой они принадлежат, интеллектуальной, эстетической и моральной. Этот уровень связан с восхищением одним объектом и отвращением к другому, любовью или ненавистью к конкретному человеку, возмущением любого человека или события и т. д.
Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, сходными по уровню обобщения с абстрактным мышлением. Это чувство юмора, ирония, чувство возвышенного, трагического и т. д. Они также могут иногда выступать в качестве более или менее конкретных состояний, посвященных конкретному случаю, но чаще всего они выражают общие устойчивые идеологические установки человека, называют их мировоззренческие чувства.
Компоненты эмоциональных явлений
Эмоции по праву считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней активности, а также состояния организма, всех его систем.
Сами эмоциональные явления включают в себя компоненты различных видов:
Художественное творчество
Чтобы подчинить образ концепции, идее и композиции произведения искусства, необходимо трансформировать те впечатления, которые художник внимательно наблюдает. Здесь творческое воображение художника вступает в свои права с разнообразными, в процессе творчества, разработанными приемами и методами трансформации.
Такое включение воображения на одном из этапов художественного творчества означает лишь то, что на этом этапе его роль обычно особенно выражена в относительной независимости.
Можно даже утверждать, что восприятие художника как художественного восприятия не только проявляется, но и формируется в процессе художественного образа воспринимаемого. Художник учится видеть, воспринимать реальность в соответствии с требованиями, вытекающими из условий его образа. Поэтому в определенном смысле можно сказать, что восприятие художника в его художественной специфике отчасти обусловлено техникой художественного образа. В самом изображении, в создании художественного произведения техник, во всяком случае, играет, конечно, не самодостаточную, а существенную роль.
Творческое развитие художника часто осуществляется в своеобразной диалектике творческих идей и технологий: новые творческие идеи иногда требуют овладения новыми техническими средствами для их реализации; освоение новых технических средств создает новые творческие возможности, открывает пространство для новых творческих идей, а новые творческие идеи требуют дальнейшего развития и совершенствования технологий и т. д.
В целом утверждение о том, что художественное творчество включает в себя настойчивые, интенсивные, зачастую кропотливые работы, не исключает того факта, что процесс создания значительного произведения искусства, его дизайн часто является относительно кратковременным актом наибольшего напряжения и подъема всех сил. духовные и физические силы. Только в моменты или периоды такой большой концентрации, самообладания и подъема может быть создано что-то действительно значительное.
Таким образом, персонажи произведения искусства в силу внутренней необходимости, с которой развивается действие и раскрывается их характер, живут собственной жизнью, которую сам художник считает независимой от него. С этим восприятием объективности естественно сочетаются подлинность мира, созданного художником, реальность и интенсивность чувств художника по отношению к актерам, живущим в его творениях. Есть немало свидетельств того, насколько яркими иногда бывают эти чувства.
Роль эмоций в творчестве
Роль эмоций в творческом процессе разнообразна. Это мука творчества и радость открытия. Из воспоминаний также следует, что эмоции, лирическое настроение или вдохновение способствуют творческому воображению, фантазии, поскольку в уме легко возникают многочисленные яркие образы, мысли, ассоциации. Но вот что характерно: это вдохновение, радость творческого успеха не надолго.
Особая роль принадлежит эмоциям в различных видах искусства.
Роль художественного творчества и воображения
Роль воображения и его характер в основном определяются тем, что его продукты. Некоторые находят себе легкое и непродуктивное удовлетворение в мимолетных и праздных снах, прячась за занавесом своего воображения от реальной вещи. Другие, наделенные достаточными творческими способностями, превращают воплощение своего воображения в настоящую творческую работу. Их творения привносят новое измерение в реальный мир. В произведениях искусства, созданных искусством, люди созерцают трансформированный, глубокий образ мира, который выходит далеко за ограниченные рамки их зачастую узкого личного существования; в практической жизни они нарушают устаревшие нормы и действительно меняют реальность.
Воображение играет важную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в искусстве. Каждое произведение искусства, достойное этого названия, имеет идеологическое содержание, но, в отличие от научного трактата, оно выражает его в конкретно-образной форме. Если художник вынужден выводить идею своего произведения в абстрактные формулы, чтобы идеологическое содержание произведения искусства появлялось вместе с его изображениями, не получая адекватного и достаточно яркого выражения внутри них, его произведение теряет свою артистичность. Наглядно-образное содержание произведения искусства и только оно должно быть носителем его идеологического содержания. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в способности создавать новые образы, которые могут быть пластиковым носителем идеологического содержания. Особая сила художественного воображения заключается в создании новой ситуации не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.
В основе этой ошибки лежит идея о том, что чем более причудливым и диковинным является произведение, тем больше у него силы воображения. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара Аллана По. Это просто другое воображение. Чтобы создавать новые образы и рисовать широкую картину на большом холсте, максимально соблюдая условия объективной реальности, необходимы особая оригинальность, пластичность и творческая независимость воображения. Чем реалистичнее произведение искусства, в нем наблюдается более строгая жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы создать визуально-образный контент, которым художник оперирует, с пластическим выражением его художественного замысла.
Невозможно лучше выразить, в чем суть художественного творчества. Даже на портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преображает воспринимаемое.
Воображение в искусстве допускает, конечно, значительное отклонение от реальности, более или менее существенное отклонение от нее. Художественное произведение выражается не только в портретной живописи; это включает и сказку и фантастическую историю. В сказке, в фантастической истории отклонения от реальности могут быть очень большими. Творческое воображение прибегает к художественной литературе, отклоняющейся от некоторых аспектов реальности, чтобы дать образную визуализацию реальности, главной идеи или идеи, которая косвенно отражает какой-то существенный аспект реальности.
Способности и степени их развития в искусстве
Характерной чертой этих решений является то, что они сами не направлены ни на что. Склонности влияют, но не решительно, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются интравитально в процессе жизнедеятельности и воспитания.
Придумки неоднозначны, они определяют: разные способы формирования способностей, влияют на уровень достижений, скорость развития.
На формирование способностей влияет целый ряд условий. Это теоретический и практический опыт, знания; физическая и умственная деятельность, связанная с выполнением конкретных задач и ознакомлением с различными видами игр, учений, труда; Наблюдение, хорошая память, живое воображение.
Способности в постоянном развитии. Способности, которые не развиваются на практике, со временем исчезают. Только постоянно совершенствуясь в музыке, рисовании, техническом творчестве, математике, вы можете поддерживать и развивать способности в соответствующих видах деятельности.
Способность характеризуется сменяемостью, большими компенсаторными возможностями. В связи с этим обычно различают:
общие способности (такие индивидуальные черты личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и выполнении различных видов деятельности);
специальные способности (система личностных качеств, которые помогают достичь высоких результатов в любой сфере деятельности). Специальные способности органически связаны с общими.
Каждая способность имеет свою структуру, она различает ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущие свойства в литературных, математических, педагогических и художественных способностях:
В литературе: особенности творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; чувство языка.
По математике: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямых к обратным мыслям.
В педагогическом: педагогический такт; наблюдение; любовь к детям; необходимость передачи знаний.
В искусстве: особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества личности, обеспечивающие реализацию плана в реальность.
Различаются следующие уровни способностей:
Однако следует иметь в виду, что любая репродуктивная деятельность включает в себя элементы творчества, а творческая деятельность включает репродуктивную деятельность, без которой это невозможно.
Одна и та же способность может отличаться по степени развития.
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значимой, чем другие. С другой стороны, разные люди имеют одинаковые способности, но различаются по уровню развития.
С.Л. Рубинштейн в одаренности видит комбинацию способностей наряду с комбинацией личностных качеств. Интересным аспектом проблемы одаренности является проблема гиперактивности. Этот термин относится к высоким и, самое главное, необычным способностям. Таким образом, абсолютный музыкальный слух не считается сверхдержавой. Напротив, особенно острое обоняние специалистов-дегустаторов запахов можно назвать гиперчувствительностью.
Особенности творческого мышления и художественного творчества
Креативное мышление, во-первых, пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти только один или два. Творческое мышление мобильно: ему нетрудно перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения. И, наконец, главное, что креативное мышление оригинально. Это порождает неожиданные, небанальные и необычные решения.
Создатель, как и интеллектуал, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружающая среда для реализации потенциала, который присущ каждому из нас в той или иной степени и в той или иной форме.
Реализация замысла художника обычно включает в себя более или менее продолжительный сбор и поглощение или поглощение разнообразных впечатлений. Иногда этот материал собирают «на будущее», иногда это специальная работа по сбору материалов для реализации определенного плана.
Чтобы подчинить образ концепции, идее и композиции произведения искусства, необходимо трансформировать те впечатления, которые художник внимательно наблюдает. Здесь творческое воображение художника вступает в свои права с разнообразными, в процессе творчества, разработанными приемами и методами трансформации. Такое включение воображения на одном из этапов художественного творчества означает лишь то, что на этом этапе его роль обычно особенно выражена в относительной независимости. Но, конечно, в восприятии художника реальность оказывается трансформированной. И только потому, что художник воспринимает ее трансформированную, раскрывая в ней новые, не тривиальные и в то же время существенные черты, которые художественно невосприимчивый наблюдатель, привыкший к обычному обыденному и часто случайному, не уловил, он способен изобразить ее таким образом.
Если мы говорим о музыкальном творчестве, то деятельность воображения предполагает, с одной стороны, наличие достаточно ярких, насыщенных, тонких оттенков ощущений и репрезентаций, с другой стороны, эта деятельность требует специального оборудования для его осуществления, которое формируется и развивается на основе исторического развития музыки. Развитие творческого воображения музыканта как особой способности может быть ограничено недостаточным или неадекватным оснащением, и только овладение художником новыми техническими средствами создает возможность дальнейшего развития творческих музыкальных способностей. Таким образом, конечно, не совпадая со способностями, навыками и техниками этой деятельности, навыки, знания, связанные с ней, являются, однако, существенным условием развития соответствующих способностей, так же как наличие соответствующих способностей. это условие для овладения этими навыками и так далее. Способности формируются как личность, осваивая их, осваивая навыки, необходимые для деятельности.
Вывод:
В зависимости от степени выраженности и преобладания эмоций и чувств той или иной модальности можно различать эмоциональные типы: оптимисты и пессимисты, тревожные, застенчивые, обидчивые, мстительные (сердитые), эмпатичные, сентиментальные, добросовестные, любознательные.
Что касается роли эмоций в управлении человеческим поведением и деятельностью, то она очень разнообразна. Это сигнал о потребности, которая возникла и испытывала чувства от внешних раздражителей, и сигнал о ситуации во время принятия решения, и реакция на прогноз удовлетворения потребности и само это удовлетворение, которое способствует гасить существующую потребность. Эмоциональный отклик также способствует регулированию потока энергии, питая их мотивационным процессом и способствуя подготовке организма к действиям в конкретной значимой ситуации. Важные переживания эмоций для художника в процессе изобразительного акта.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.