Что такое национализм в истории 9 класс кратко

Национализм

Что такое национализм

Национализм — это идеология национального превосходства, которая превозносит одну нацию над всеми другими; согласно ей преданность индивида национальному государству превосходит интересы всех других индивидов, других наций.

Основной упор делается на продвижении национальной культуры и часто сопровождается ненавистью и нетерпимостью к другим нациям.

Интернационализм — антоним национализма.

Национализм, как идеология, появился относительно недавно, он зародился во Франции конца ХVIII века. В самом начале он выполнял политические задачи, прежде всего для дестабилизации «устаревшей» монархии и для узаконения нового общественного строя. Тогда эта идеология смотрела в будущее, была расчётливой и разумной.

Кто такие националисты?

Националисты — это люди, поддерживающие идеологию национализма, которые твёрдо убеждены в том, что их нация лучше других. Иногда националистами также называют людей, которые хотят, чтобы их страна была политически независимой.

Виды национализма

Самые распространённые типы: этнический (или этнонационализм), гражданский, цивилизационный, расизм и нативизм.

Этнический национализм

Это безоговорочное превосходство одной этнической группы над другими.

Гражданский национализм

Конституционно-политическое единство граждан одной нации, когда игнорируется расовое или этническое происхождение. Считается менее агрессивной формой национализма.

Цивилизационный национализм

Эта идеология утверждает, что всё человечество поделено на некие автономные единицы, которые отличаются «культурным кодом». Здесь выходит на первый план именно культурное превосходство нации.

Расизм

Идеология предполагающая превосходство одной расы над другими.

Нативизм

Теория о том, что те, кто родился какой-то в стране, превосходят тех, кто туда иммигрировал.

Национализм и патриотизм

Патриоты любят свою страну, они горды за неё и всегда готовы её защищать. Националистам же нужно показывать своё превосходство либо доминировать над другими странами. Эта националистическая потребность быть лучшей нацией и доминировать над другими иногда приводит к военной агрессии.

Например, Французская революция, когда Наполеон Бонапарт силой пытался распространить идеалы Франции по всей Европе.

Нацизм и национализм

Националисты настаивают на независимости своей страны (политической, экономической и пр.). Нацизм — это намного более радикальная форма национализма, где нацисты, настаивая на превосходстве своей расы и нации, ненавидят всех остальных.

Нацизм — это форма фашизма (германский фашизм); националистическая диктатура, где проявляется:

Шовинизм и национализм

Шовинизм — это самая радикальная форма национализма, это дискриминация по национальному признаку и враждебность к представителям других наций. Шовинисты допускают угнетение и эксплуатацию других наций во благо своей.

Проблема национализма

На протяжении истории человечества национализм нанёс огромный ущерб многим народам мира, когда был совмещён с расизмом, фашизмом или нацизмом.

Именно национализм зачастую винят в нанесении ущерба или разрушении таких империй, как:

Также национализм использовался диктаторскими режимами таких стран, как:

Источник

Национализм — это что такое и кто такие националисты.

Национализм — это идеология, основана на верности и преданности индивида своему национальному государству. Национализм строится вокруг общего языка, религии, культуры или набора социальных ценностей. Некоторые исследователи концепта национализма акцентируют на том, что его элементом также является чувство национального самосознания, превозносящего одну нацию над всеми другими и делающего основной упор на продвижение ее культуры и интересов в отличие от других наций.

Что такое НАЦИОНАЛИЗМ – значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Национализм – это дух или стремления к национальному прогрессу или политической независимости, общие для всей нации. Согласно доктрине национализма, государство и нация должны быть едины. Крайне правая политика характеризуется «радикальным национализмом», в котором группы исключаются по расовым, этническим или культурным причинам.

Имея множество значений, термин в основном охватывает два явления:

Национализму характерны и другие признаки, которые зависят от того, о каком его виде иле форме мы говорим, ведь очевидно, что национализм Джорджа Вашингтона отличается от кровопролитного национализма Адольфа Гитлера, превратившегося в нацизм.

Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Смотреть фото Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Смотреть картинку Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Картинка про Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Фото Что такое национализм в истории 9 класс кратко

Элементы национализма.

Согласно Майклу Фридену, существует пять элементов, составляющих основную структуру национализма:

Национализм, нацизм и патриотизм: где грань и в чем различия?

Среди исследователей существует терминологический и концептуальный вопрос о различении национализма и патриотизма. Национализм и патриотизм похожи, поскольку оба слова подчеркивают сильные чувства к своей стране. Однако эти два слова не являются синонимами.

Другой контраст – это контраст между сильной и несколько агрессивной привязанностью (национализм) и мягкой (патриотизм).

Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Смотреть фото Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Смотреть картинку Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Картинка про Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Фото Что такое национализм в истории 9 класс кратко

История возникновение национализма.

Термин впервые был упомянут в 1409 г. в Лейпцигском университете. В политическом языке слово появилось после 1840 г., его значение значительно выросло в 19 веке в связи с революциями в Европе. Но наиболее значимое событие, связанное с национализмом, произошло в 1914 году, когда страх перед славянским национализмом привел к убийству эрцгерцога Франца Фердинанда, что стало Казусом Белли к развязыванию Первой мировой войны. После нее в Версальском договоре упоминались понятия «национальные государства».

Но есть и другие точки зрения. По одной из них, национальное самоопределение было ответом на колонизацию государств, которые в конечном итоге потребовали национального освобождения. Более того, самоопределение порождает не только национализм, но и этническое и юридическое гражданство, а вместе с ним и способность нации к самоуправлению. В результате выходит, что это особое требование самоопределения. Таким образом, можно утверждать, что понятия самоуправления и самоопределения связаны с возникновением национализма и впоследствии с его определением.

Основные формы национализма.

Национализм может проявляться как государственная идеология или как негосударственное народное движение. Эти проявления порождают пять основных форм национализма:

Целью некоторых видов национализма – единство и самоуправление для людей определенных этнических групп, в то время как другие стремятся к расширению и экономическому росту наций против глобального сообщества. Одни формы национализма подвергались критике за сокрытие расизма (например, национализм правых, поддерживающий превосходство белых), в то время как другие формы национализма стремятся принести социальное единство и равенство независимо от этнической принадлежности (например, левый национализм). Рассмотрим более подробно формы национализма:

Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Смотреть фото Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Смотреть картинку Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Картинка про Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Фото Что такое национализм в истории 9 класс кратко

Что такое Этнический национализм?

Нацию можно определить только по ее этнической связи, которая включает общий язык, культуру, наследие и родословную. Иногда эту форму национализма описывают как нетерпимую и описывающую авторитарные режимы. Исследования, изучающие эту концепцию, пришли к выводу, что, что этнический национализм нередко ведет к конфликту. Именно этот вид национализма породил нацизм.

Что такое Религиозный национализм?

Религиозный национализм опирается на центральную религию или догму, имеющую значение в политике и государственных делах. Его часто описывают как иррациональную форму национализма. Примером такой формы национализма есть несветские государства, такие как Иран, Саудовская Аравия или Афганистан, где религиозный закон (закон шариата или исламский закон) является высшим законом государства.

Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Смотреть фото Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Смотреть картинку Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Картинка про Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Фото Что такое национализм в истории 9 класс кратко

Что такое Гражданский национализм?

Гражданский национализм (также называемый прогрессивным национализмом) выступает за социальное единство, права и свободы личности. Эта форма национализма основана на идее не ксенофобского и толерантного общества, которое проявляет терпимость ко всем своим людям и стремится обеспечить равенство и социальную справедливость. Практический пример этого можно найти в Сингапуре, где стратегия развития правительства напрямую вытекает из гражданского национализма и глобализации. Исследования показывают, что, хотя гражданский национализм является движущей силой глобализации, он также приводит к размыванию внутренних ценностей в высоко традиционных обществах (например, в Китае).

Что такое Культурный национализм?

У гражданского и этнического национализма есть точка соприкосновения, а именно элемент общей культуры. Таким образом, культурная форма национализма определяет золотую середину между гражданским национализмом и этническим национализмом. Исторические примеры арабских, еврейских и индуистских народов доказывают, что культурный национализм играет важную роль в построении наций, поскольку это общие убеждения, ценности и традиции наряду с этническим наследием, которые могут привести к консолидации государств.

Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Смотреть фото Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Смотреть картинку Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Картинка про Что такое национализм в истории 9 класс кратко. Фото Что такое национализм в истории 9 класс кратко

Что такое Идеологический национализм?

Наконец, идеологический национализм отстаивает способность наций к самоуправлению. Глядя на историю национализма, можно сделать два основных вывода.

Что такое современный национализм?

Сегодня национализм, похоже, набирает обороты. Это политическое движение, которое в последние годы добилось серьезных успехов, проповедуя иммиграционный ограничительный подход, торговый протекционизм и более сильное правительство, приверженное к защите граждан от (в основном) мнимого вреда. Ярким примером такого национализма является политика Дональда Трампа.

Современный национализм обычно оформляется как оппозиционная идеология, которая узаконивает борьбу этнических меньшинств за политический суверенитет или, альтернативно, оправдывает ксенофобские претензии националистических маргинальных групп. Иногда это приводит к жестоким и кровавым конфликтам, как, например, в результате распада Югославии.

В итоге про национализм – это хорошо или плохо?

Итак, нельзя рассматривать национализм как абсолютное зло или абсолютное добро. Определение национализма и его сути лежит в плоскости истории, политики и философии. Негативные или позитивные аспекты национализма определяются его формой и степенью проявления тех или иных признаков.

Источник

НАЦИОНАЛИЗМ

С последней трети 19 в., когда капитализм начал перерастать в империалистич. стадию своего развития и между крупнейшими капиталистич. странами возникли острые противоречия в связи с развернувшейся борьбой за колонии, Н. в этих странах утратил всякое прогрессивное содержание; он стал принимать крайние формы нац. и расовой нетерпимости (см. Шовинизм, Расизм), сделался идеологич. обоснованием империалистич. политики и милитаризма, дискриминации и преследований нац. меньшинств. С этого времени получают особенно широкое распространение расистские теории о превосходстве белой расы (миф о «бремени белого человека», деление народов на «исторические», «неисторические» и т. д.). Дикие, изуверские формы принял II. в фаш. гос-вах, особенно во время 2-й мировой войны. Гитлеровская Германия, под флагом Н. развязавшая эту войну и вставшая на путь истребления в лагерях смерти целых народов, наглядно продемонстрировала, к чему может привести разгул Н. После войны особенно реакц. характер приобретает Н. империалистов США, выступающих с претензиями на «руководство» миром. Во внутр. плане Н. амер. империалистич. буржуазии особенно открыто проявляется в расистской политике сегрегации, направленной против 20-миллионного негритянского населения. Иногда Н. правящей верхушки империалистич. гос-в, стремящихся удержать в подчинении малые народы и народы развивающихся стран, принимает форму космополитизма, выступая под лозунгами ограничения нац. суверенитета, создания наднациональных пр-в, «Объединенной Европы» и т. д.

Реакц. Н. использует невежество, эксплуатирует реваншистские настроения, получившие распространение после 2-й мировой войны в побежденных странах. Особенно восприимчива к Н., как показала история, мелкобурж. среда. Националистич. угар способен охватить и отд. группы трудящихся и даже рабочих. Иную роль играет Н. в странах Азии, Африки и Лат. Америки, ведущих антиимпериалистич. освободит. борьбу. Н. народов этих стран нередко имеет антиимпериалистич. и зачастую антифеод. содержание (в разной степени в разных странах) и выступает здесь как первоначальная, неразвитая форма антиимпериалистич. сознания, вырабатывающегося в борьбе с колонизаторами. В нем находит известное отражение стремление к нац. независимости и обществ. прогрессу той части масс, к-рая еще не поднялась до клас. сознания. Вместе с тем и в освобождающихся странах Н. может иметь консервативные и даже реакц. черты, т. к. нередко под флагом защиты «нац. интересов» выступает против клас. борьбы и не свободен от идеи нац. и расового превосходства.

Марксисты-ленинцы, всемерно поддерживая общедемократич. содержание Н. угнетенных наций, выступают против попыток буржуазии затемнить клас. сознание трудящихся националистич. предрассудками, разъясняя, что окончат. решение нац. вопроса может принести только социализм. Вместе с тем коммунисты не откладывают рассмотрения нац. проблем до победы социалистич. революции во всем мире и предлагают конкретную программу их решения (самоопределение, юридич. и экономич. равноправие наций и народов, демократизация обществ. жизни и т. д.; см. Национальный вопрос).

Сов. Союз, другие социалистич. гос-ва, коммунисты капиталистич. стран решительно поддержали широко развернувшееся после 2-й мировой войны в колониальных и зависимых странах нац.-освободит. движение, под ударами к-рого развалилась колониальная система империализма. Коммунисты стран Азии, Африки и Лат. Америки героически сражались в первых рядах этого движения.

В социалистич. гос-вах последоват. осуществление ленинской нац. программы, базирующейся на принципах интернационализма, самоопределения, фактического нац. равноправия, социалистич. федерации и автономии, устраняет причины возникновения антагонистич. нац. противоречий, а следовательно, здесь нет почвы и для Н. Однако поскольку нац. различия сохраняются, а в сознании нек-рых людей еще не изжиты националистич. предрассудки, и здесь возможно возникновение противоречий, связанных с рецидивами Н. (великодержавного шовинизма, сепаратизма, антисемитизма и т. п.). Но нац. противоречия в условиях социализма успешно преодолеваются в результате развития социалистич. демократии, интернационалистич. воспитания трудящихся, правильного руководства со стороны правящих коммунистич. партий.

Образование после 2-й мировой войны мировой социалистич. системы поставило новые проблемы перед коммунистич. и рабочими партиями социалистич. стран. Глубокие коренные потребности социалистич. гос-в требуют сплочения мирового социалистич. содружества. Такое сплочение диктуется и интересами развития экономики каждой страны, и задачами обороны социалистич. мира от агрессивного империализма, и объективной потребностью углубления междунар. разделения труда и расширения экономич. связей между социалистич. странами, и необходимостью широкого взаимного обмена опытом в различных областях хоз., культурного, парт. строительства. Но объективная тенденция к сплочению мирового социалистич. содружества реализуется не автоматически, а достигается лишь путем решит. преодоления проявлений нац. ограниченности.

Н., как свидетельствует ист. опыт и, в частности, политическая линия, проводимая руководством компартии Китая в последние годы, может проникать и в междунар. рабочее движение. Люди, попавшие под его влияние, нередко маскируют националистич. идеи марксистской фразеологией; они выхватывают из цельной марксистской программы по нац. вопросу лишь отд. положения, извращая тем самым ее в целом. Проникновение Н. в рабочее движение ведет к разъединению и противопоставлению друг другу его различных нац. отрядов. Решительно выступая против националистич. взглядов, способных нанести огромный ущерб междунар. рабочему классу, В. И. Ленин писал: «. Кто встал на точку зрения национализма, тот, естественно, доходит до желания окружить китайской стеной свою национальность, свое национальное рабочее движение, того не смущает даже и то. что своей тактикой разъединения и раздробления он превращает в ничто великий завет сближения и единения пролетариев всех наций, всех рас, всех языков» (там же, т. 7, с. 325 (т. 6, с. 474-75)). То, что сближает различные отряды рабочего класса и разные коммунистич. партии, значительно превосходит то, что их разъединяет. Это основа, на к-рой базируется единство междунар. коммунистич. и рабочего движения и ведется борьба против Н. в его рядах.

Большой вред интернац. сплочению трудящихся могли бы принести попытки насильств. объединения и слияния наций. В ходе коммунистич. и социалистич. строительства при строгом соблюдении нац. равноправия во всех областях жизни, внимательном отношении к нуждам и особенностям малых народов обеспечивается успех в борьбе со всеми видами Н. и его пережитками.

Лит.: Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе, М., 1956; его же, Демократия и народничество в Китае, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21 (т. 18); его же, Рабочий класс и национальный вопрос, там же, т. 23 (т. 19); его же, Отсталая Европа и передовая Азия, там же; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24 (т. 20); его же, Социалистическая революция и право наций на самоопределение, там же, т. 27 (т. 22); его же, О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме», там же, т. 30 (т. 23); его же, Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводу победы над Деникиным, там же, т. 40 (т. 30); Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий 1960 г., в сб.: Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, M., 1961, Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Ананова Е. В., Антинациональная сущность панамериканизма, в кн.: Нации Латинской Америки, М., 1964; Брутенц К., Против идеологии современного колониализма, М., 1961; Модржинская Е. Д., Распад колониальной системы и идеология империализма, М., 1965; Потехин И. И., Африка смотрит в будущее, М., 1960; Старушенко Г. Б., Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Советского государства, М., 1960; Современное освободительное движение и нац. буржуазия, Прага, 1961; Northrop F. S. С, Taming of the Nations. N. Y., 1952; Kohn Н., Nationalism: its meaning and history, Toronto, 1955; Shafer В., Nationalism: myth and reality, N. Y., 1955; Thayer P. W. and Phillips W. T. (eds), Nationalism and progress in free Asia, Oxf., 1956; Hodgkin T., Nationalism in colonial Africa, L., 1956; Emerson R., From Empire to nation. L., 1960; Manger W., Pan America in crisis, Wash., 1961; Legum С., Pan-Africanism. A short political guide, L., 1962.

Источник

НАЦИОНАЛИЗМ

Сте­пень рас­про­стра­не­ния государственного национализма в раз­ных стра­нах за­ви­сит от со­ста­ва на­се­ле­ния, ис­то­рической тра­ди­ции, фор­мы прав­ле­ния, ста­ту­са и по­ли­тического по­ло­же­ния стра­ны. Го­су­дар­ст­ва со слож­ным со­ста­вом на­се­ле­ния ста­ра­ют­ся ут­вер­ждать раз­ные фор­мы государственного (об­ще­гра­ж­дан­ско­го) национализма, да­же ес­ли это эко­но­ми­че­ски раз­ви­тые с де­мокра­тической фор­мой прав­ле­ния об­ще­ст­ва (например, США, Ис­па­ния, Ка­на­да). В стра­нах с не­раз­ви­той эко­но­ми­кой и де­мо­кра­ти­ей, с боль­шим эт­ническим раз­но­об­ра­зи­ем и на­ли­чи­ем се­па­ра­ти­ст­ских дви­же­ний государственный национализм слу­жит од­ним из средств обес­пе­че­ния вла­сти цен­тра, об­ще­ст­вен­ной кон­со­ли­да­ции и со­хра­не­ния це­ло­ст­но­сти го­су­дар­ст­ва (например, Ин­дия, Ин­до­не­зия, Ки­тай, не­ко­то­рые арабские стра­ны).

Государственный национализм (или пат­рио­тизм) об­ре­та­ет осо­бый раз­мах и край­ние фор­мы шо­ви­низ­ма и экс­пан­сио­низ­ма в ус­ло­ви­ях меж­го­су­дарственных войн и внутренних кри­зи­сов. Государственный национализм осо­бо за­ме­тен во вновь об­ра­зо­вав­ших­ся стра­нах, где он вы­пол­ня­ет функ­ции дис­тан­ци­ро­ва­ния от преж­них го­су­дарств, по­ли­тической мо­би­ли­за­ции и но­во­го «на­цие­строи­тель­ст­ва». Это име­ет ме­сто в пост­со­вет­ских го­су­дар­ст­вах, но в спе­ци­фической фор­ме сим­био­за с эт­ни­че­ским национализмом. Вме­сте со ста­нов­ле­ни­ем гражданских на­ций, объ­яв­лен­ных ис­точ­ни­ком су­ве­рен­ной вла­сти (французская Дек­ла­ра­ция прав че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на 1789 года), ран­ний национализм ут­вер­ждал пра­во на­ций на са­мо­оп­ре­де­ле­ние (смотрите Са­мо­оп­ре­де­ле­ние на­ро­дов) и про­воз­гла­шал ра­вен­ст­во всех гра­ж­дан пе­ред за­ко­ном. В эко­но­мической об­лас­ти национализм про­во­дил по­ли­ти­ку про­тек­цио­низ­ма, а сво­им идеа­лом ви­дел ав­тар­кию (эко­но­мический национализм). На­ко­нец, един­ст­во и спло­чён­ность на­ции ут­вер­жда­лись об­щи­ми язы­ком (смотрите На­цио­наль­ный язык) и куль­ту­рой, а так­же вер­си­ей об­щей ис­то­рии.

Эт­нический национализм по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние во всех ре­гио­нах ми­ра по ме­ре со­ци­аль­ной и по­ли­тической мо­дер­ни­за­ции го­су­дарств и раз­ви­тия ло­каль­ных куль­тур и эт­но­по­ли­тических ор­га­ни­за­ций. В Рос­сии эт­нический национализм воз­ник в рам­ках поч­вен­ни­че­ско­го ва­ри­ан­та сла­вя­но­филь­ст­ва в про­ти­во­по­став­ле­нии ли­бе­раль­но­му за­пад­ни­че­ст­ву, а так­же в сре­де эт­нической пе­ри­фе­рии как дви­же­ние за по­вы­ше­ние ста­ту­са «ино­род­цев» или за об­ла­да­ние соб­ст­вен­ной го­су­дар­ст­вен­но­стью не­рус­ски­ми на­ро­да­ми, на­хо­див­ши­ми­ся под вла­стью российской ко­ро­ны. В конце XX века эт­но­на­цио­на­лизм уси­лил­ся в стра­нах ком­му­ни­стического бло­ка, осо­бен­но в СССР, где под­дер­жи­ва­лось раз­ви­тие эт­нических куль­тур, а эт­но­на­цио­на­лизм был ча­стью официальной идео­ло­гии и ос­но­вой т. н. со­циа­ли­стического фе­де­ра­лиз­ма. В си­туа­ции кри­зи­са ком­му­ни­стической идео­ло­гии и по­ли­тической сис­те­мы эт­но­на­цио­на­лизм сыг­рал важ­ную роль в рас­па­де мно­го­эт­нич­ных го­су­дарств (СССР, Юго­сла­вии, Че­хо­сло­ва­кии).

В лю­бом слу­чае эт­нический национализм ос­но­вы­ва­ет­ся на уп­ро­щён­ных трак­тов­ках ис­то­рии, узур­па­ции куль­тур­но­го на­сле­дия в поль­зу од­ной груп­пы, на кон­фликт­ных тер­ри­то­ри­аль­ных ин­тер­пре­та­ци­ях («эт­ни­че­ская тер­ри­то­рия», «ис­кон­ные зем­ли», «ис­то­ри­че­ская ро­ди­на» и т. п.). Он за­клю­ча­ет в се­бе не­га­тив­ные сте­рео­ти­пы в от­но­ше­нии др. на­ро­дов и ан­ти­эта­ти­ст­ские ус­та­нов­ки. По­ли­тический эт­но­на­цио­на­лизм со сто­ро­ны до­ми­ни­рую­щих групп но­сит дис­кри­ми­на­ци­он­ный ха­рак­тер по от­но­ше­нию к мень­шин­ст­вам и ми­гран­там. Ра­ди­каль­ный эт­но­на­цио­на­лизм мень­шинств мо­жет об­ре­тать се­па­ра­ти­ст­ский ха­рак­тер с тре­бо­ва­ни­ем из­ме­не­ния внутренних гра­ниц или соз­да­ния от­дель­но­го «на­цио­наль­но­го го­су­дар­ст­ва». Он ста­но­вит­ся при­чи­ной за­тяж­ных и раз­ру­шительных эт­ни­че­ских кон­флик­тов (Северная Ир­лан­дия, Би­аф­ра, Ка­тан­га, Ка­ра­бах, Эрит­рея, Шри-Лан­ка, Чеч­ня и др.).

Су­ще­ст­ву­ет дли­тель­ная тра­ди­ция изу­че­ния национализма. В ос­но­ве ис­то­ри­че­ско­го (ве­бе­ри­ан­ско­го) под­хо­да ле­жа­ло пред­став­ле­ние о национализме как дол­го­временном ис­то­рическом яв­ле­нии-ор­га­низ­ме со свои­ми кор­ня­ми, ста­дия­ми рос­та и основными чер­та­ми, ко­то­рое по­ро­ж­да­ет­ся на­ция­ми (Дж. Арм­ст­ронг, Л. Грин­фельд, Э. Смит, Э. Хоб­сба­ум, М. Хрох). Этот под­ход вос­при­ни­ма­ет на­цию как кол­лек­тив­ное те­ло, об­ла­даю­щее свой­ст­ва­ми отдельной лич­но­сти, вклю­чая ме­сто­жи­тель­ст­во (тер­ри­то­рию), судь­бу (ис­то­рию) и ха­рак­тер (куль­ту­ру). Из это­го сле­ду­ет, что у ка­ж­дой на­ции име­ет­ся своё ис­то­рическое пред­на­зна­че­ние, ко­то­рое она долж­на реа­ли­зо­вать. По­это­му на­ции не долж­ны сме­ши­вать­ся, а го­су­дар­ст­ва, ох­ва­ты­ваю­щие бо­лее од­ной на­ции, яв­ля­ют­ся «не­ес­те­ст­вен­ны­ми» и не­жиз­не­спо­соб­ны­ми. В край­нем ви­де на­ция пред­став­ля­ет­ся по­сто­ян­ным не­ис­то­ри­че­ским («при­мор­ди­аль­ным») един­ст­вом (смотрите При­мор­диа­лизм). В по­след­ние два де­ся­ти­ле­тия име­ет ме­сто апо­ло­гия эт­но­на­цио­на­лиз­ма как «ли­бе­раль­но­го национализма» или как фор­ма национального воз­ро­ж­де­ния и са­мо­оп­ре­де­ле­ния (У. Кон­нор, М. Линд, Ю. Та­мир и др.).

Некоторые ис­сле­до­ва­те­ли свя­зы­ва­ют яв­ле­ние национализма с про­цес­сом мо­дер­ни­за­ции и трак­ту­ют его как ус­ло­вие мо­дер­ни­за­ции (Э. Гелл­нер). К это­му на­прав­ле­нию при­мы­ка­ет кон­ст­рук­ти­ви­ст­ский под­ход, трак­тую­щий национализм как ме­ха­низм ре­кон­цеп­туа­ли­за­ции по­ли­тической общ­но­сти, ко­то­рая до это­го мог­ла ка­те­го­ри­зо­вать­ся как им­пе­рия, ко­ло­ни­аль­ная ад­ми­ни­ст­ра­ция или пле­мен­ное об­ра­зо­ва­ние (Б. Ан­дер­сон). Оп­по­нен­та­ми это­го под­хо­да вы­сту­па­ют учё­ные стран Азии и Аф­ри­ки, ко­то­рые про­сле­жи­ва­ют «ин­ди­ген­ный национализм» в сво­их стра­нах до воз­ник­но­ве­ния современных на­ций и гражданского ационализма ти­па ин­дий­ско­го Дж. Не­ру и И. Ган­ди (П. Ча­ттерд­жи). В западной нау­ке под воз­дей­ст­ви­ем пост­со­вет­ских транс­фор­ма­ций из­ме­не­ния в трак­тов­ке национализма про­изош­ли в поль­зу по­ли­ти­зи­ро­ван­ной кон­цеп­ции «рас­па­да им­пе­рии» и «три­ум­фа на­ций» (Э. Кар­рер д’Анкосс).

В российском об­ще­ст­воз­на­нии про­дол­жа­ет гос­под­ство­вать тра­ди­ция изу­че­ния национализма как идео­ло­гии пре­вос­ход­ст­ва од­ной на­ции над дру­гой и как про­по­ве­ди национальной ис­клю­чи­тель­но­сти или же рас­про­стра­ня­ют­ся со­чи­не­ния па­ра­на­уч­но­го и ра­си­ст­ско­го ха­рак­те­ра, ав­то­ра­ми ко­то­рых вы­сту­па­ют пред­ста­ви­те­ли т. н. национальных элит, вклю­чая пред­ста­ви­те­лей т. н. русского на­цио­на­лиз­ма. В це­лом по­ня­тие национализм от­но­сит­ся к сво­его ро­да элит­но­му по­ли­тическому про­ек­ту, и национализм мож­но рас­смат­ри­вать как ме­та­ка­те­го­рию «бы­то­во­го» по­ли­тического и на­учного мыш­ле­ния, как дис­кур­сив­ную прак­ти­ку в сис­те­ме от­но­ше­ний вла­сти в современных го­су­дар­ст­вах и в сис­те­ме от­но­ше­ний вла­сти и зна­ния.

Дополнительная литература:

Гелл­нер Э. На­ции и на­цио­на­лизм. М., 1991

На­цио­на­лизм: (взгляд из-за ру­бе­жа). М., 1995

Де­мо­кра­ти­за­ция и об­ра­зы на­цио­на­лиз­ма в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции 90-х гг. М., 1996

Тиш­ков В. А. О на­ции и на­цио­на­лиз­ме // Сво­бод­ная мысль. 1996. № 3; он же. Очер­ки тео­рии и по­ли­ти­ки эт­нич­но­сти в Рос­сии. М., 1997

Лейп­харт А. Де­мо­кра­тия в мно­го­со­став­ных об­ще­ст­вах. М., 1997

Хоб­сба­ум Э. На­ции и на­цио­на­лизм по­сле 1870 г. СПб., 1998

Ко­ро­тее­ва В. В. Тео­рии на­цио­на­лиз­ма в за­ру­беж­ных со­ци­аль­ных нау­ках. М., 1999; она же. Эко­но­ми­че­ские ин­те­ре­сы и на­цио­на­лизм. М., 2001

Аль­тер­матт У. Эт­но­на­цио­на­лизм в Ев­ро­пе. М., 2000

Ма­ли­но­ва О. Ю. Ли­бе­раль­ный на­цио­на­лизм: (се­ре­ди­на XIX – на­ча­ло XX в.). М., 2000

Ан­дер­сон Б. Во­об­ра­жае­мые со­об­ще­ст­ва: раз­мыш­ле­ния об ис­то­ках и рас­про­стра­не­нии на­цио­на­лиз­ма. М., 2001

Ба­ли­бар Э., Вал­лер­стайн И. Ра­са, на­ция, класс: дву­смыс­лен­ные иден­тич­но­сти. М., 2003

Му­ха­мет­ши­на Н. С. Транс­фор­ма­ции на­цио­на­лиз­ма и «сим­воль­ная эли­та»: рос­сий­ский опыт. Са­ма­ра, 2003

Смит Э. Д. На­цио­на­лизм и мо­дер­низм: кри­ти­че­ский об­зор со­вре­мен­ных тео­рий на­ций и на­цио­на­лиз­ма. М., 2004

Кал­хун К. На­цио­на­лизм. М., 2006

На­цио­на­лизм в ми­ро­вой ис­то­рии / Под ред. В. А. Тиш­ко­ва, В. А. Шни­рель­ма­на. М., 2007

Грин­фельд Л. На­цио­на­лизм. М., 2008

Ке­ду­ри Э. На­цио­на­лизм. 4-е изд. СПб., 2010.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *