Что такое национализм в истории 9 класс кратко
Национализм
Что такое национализм
Национализм — это идеология национального превосходства, которая превозносит одну нацию над всеми другими; согласно ей преданность индивида национальному государству превосходит интересы всех других индивидов, других наций.
Основной упор делается на продвижении национальной культуры и часто сопровождается ненавистью и нетерпимостью к другим нациям.
Интернационализм — антоним национализма.
Национализм, как идеология, появился относительно недавно, он зародился во Франции конца ХVIII века. В самом начале он выполнял политические задачи, прежде всего для дестабилизации «устаревшей» монархии и для узаконения нового общественного строя. Тогда эта идеология смотрела в будущее, была расчётливой и разумной.
Кто такие националисты?
Националисты — это люди, поддерживающие идеологию национализма, которые твёрдо убеждены в том, что их нация лучше других. Иногда националистами также называют людей, которые хотят, чтобы их страна была политически независимой.
Виды национализма
Самые распространённые типы: этнический (или этнонационализм), гражданский, цивилизационный, расизм и нативизм.
Этнический национализм
Это безоговорочное превосходство одной этнической группы над другими.
Гражданский национализм
Конституционно-политическое единство граждан одной нации, когда игнорируется расовое или этническое происхождение. Считается менее агрессивной формой национализма.
Цивилизационный национализм
Эта идеология утверждает, что всё человечество поделено на некие автономные единицы, которые отличаются «культурным кодом». Здесь выходит на первый план именно культурное превосходство нации.
Расизм
Идеология предполагающая превосходство одной расы над другими.
Нативизм
Теория о том, что те, кто родился какой-то в стране, превосходят тех, кто туда иммигрировал.
Национализм и патриотизм
Патриоты любят свою страну, они горды за неё и всегда готовы её защищать. Националистам же нужно показывать своё превосходство либо доминировать над другими странами. Эта националистическая потребность быть лучшей нацией и доминировать над другими иногда приводит к военной агрессии.
Например, Французская революция, когда Наполеон Бонапарт силой пытался распространить идеалы Франции по всей Европе.
Нацизм и национализм
Националисты настаивают на независимости своей страны (политической, экономической и пр.). Нацизм — это намного более радикальная форма национализма, где нацисты, настаивая на превосходстве своей расы и нации, ненавидят всех остальных.
Нацизм — это форма фашизма (германский фашизм); националистическая диктатура, где проявляется:
Шовинизм и национализм
Шовинизм — это самая радикальная форма национализма, это дискриминация по национальному признаку и враждебность к представителям других наций. Шовинисты допускают угнетение и эксплуатацию других наций во благо своей.
Проблема национализма
На протяжении истории человечества национализм нанёс огромный ущерб многим народам мира, когда был совмещён с расизмом, фашизмом или нацизмом.
Именно национализм зачастую винят в нанесении ущерба или разрушении таких империй, как:
Также национализм использовался диктаторскими режимами таких стран, как:
Национализм — это что такое и кто такие националисты.
Национализм — это идеология, основана на верности и преданности индивида своему национальному государству. Национализм строится вокруг общего языка, религии, культуры или набора социальных ценностей. Некоторые исследователи концепта национализма акцентируют на том, что его элементом также является чувство национального самосознания, превозносящего одну нацию над всеми другими и делающего основной упор на продвижение ее культуры и интересов в отличие от других наций.
Что такое НАЦИОНАЛИЗМ – значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Национализм – это дух или стремления к национальному прогрессу или политической независимости, общие для всей нации. Согласно доктрине национализма, государство и нация должны быть едины. Крайне правая политика характеризуется «радикальным национализмом», в котором группы исключаются по расовым, этническим или культурным причинам.
Имея множество значений, термин в основном охватывает два явления:
Национализму характерны и другие признаки, которые зависят от того, о каком его виде иле форме мы говорим, ведь очевидно, что национализм Джорджа Вашингтона отличается от кровопролитного национализма Адольфа Гитлера, превратившегося в нацизм.
Элементы национализма.
Согласно Майклу Фридену, существует пять элементов, составляющих основную структуру национализма:
Национализм, нацизм и патриотизм: где грань и в чем различия?
Среди исследователей существует терминологический и концептуальный вопрос о различении национализма и патриотизма. Национализм и патриотизм похожи, поскольку оба слова подчеркивают сильные чувства к своей стране. Однако эти два слова не являются синонимами.
Другой контраст – это контраст между сильной и несколько агрессивной привязанностью (национализм) и мягкой (патриотизм).
История возникновение национализма.
Термин впервые был упомянут в 1409 г. в Лейпцигском университете. В политическом языке слово появилось после 1840 г., его значение значительно выросло в 19 веке в связи с революциями в Европе. Но наиболее значимое событие, связанное с национализмом, произошло в 1914 году, когда страх перед славянским национализмом привел к убийству эрцгерцога Франца Фердинанда, что стало Казусом Белли к развязыванию Первой мировой войны. После нее в Версальском договоре упоминались понятия «национальные государства».
Но есть и другие точки зрения. По одной из них, национальное самоопределение было ответом на колонизацию государств, которые в конечном итоге потребовали национального освобождения. Более того, самоопределение порождает не только национализм, но и этническое и юридическое гражданство, а вместе с ним и способность нации к самоуправлению. В результате выходит, что это особое требование самоопределения. Таким образом, можно утверждать, что понятия самоуправления и самоопределения связаны с возникновением национализма и впоследствии с его определением.
Основные формы национализма.
Национализм может проявляться как государственная идеология или как негосударственное народное движение. Эти проявления порождают пять основных форм национализма:
Целью некоторых видов национализма – единство и самоуправление для людей определенных этнических групп, в то время как другие стремятся к расширению и экономическому росту наций против глобального сообщества. Одни формы национализма подвергались критике за сокрытие расизма (например, национализм правых, поддерживающий превосходство белых), в то время как другие формы национализма стремятся принести социальное единство и равенство независимо от этнической принадлежности (например, левый национализм). Рассмотрим более подробно формы национализма:
Что такое Этнический национализм?
Нацию можно определить только по ее этнической связи, которая включает общий язык, культуру, наследие и родословную. Иногда эту форму национализма описывают как нетерпимую и описывающую авторитарные режимы. Исследования, изучающие эту концепцию, пришли к выводу, что, что этнический национализм нередко ведет к конфликту. Именно этот вид национализма породил нацизм.
Что такое Религиозный национализм?
Религиозный национализм опирается на центральную религию или догму, имеющую значение в политике и государственных делах. Его часто описывают как иррациональную форму национализма. Примером такой формы национализма есть несветские государства, такие как Иран, Саудовская Аравия или Афганистан, где религиозный закон (закон шариата или исламский закон) является высшим законом государства.
Что такое Гражданский национализм?
Гражданский национализм (также называемый прогрессивным национализмом) выступает за социальное единство, права и свободы личности. Эта форма национализма основана на идее не ксенофобского и толерантного общества, которое проявляет терпимость ко всем своим людям и стремится обеспечить равенство и социальную справедливость. Практический пример этого можно найти в Сингапуре, где стратегия развития правительства напрямую вытекает из гражданского национализма и глобализации. Исследования показывают, что, хотя гражданский национализм является движущей силой глобализации, он также приводит к размыванию внутренних ценностей в высоко традиционных обществах (например, в Китае).
Что такое Культурный национализм?
У гражданского и этнического национализма есть точка соприкосновения, а именно элемент общей культуры. Таким образом, культурная форма национализма определяет золотую середину между гражданским национализмом и этническим национализмом. Исторические примеры арабских, еврейских и индуистских народов доказывают, что культурный национализм играет важную роль в построении наций, поскольку это общие убеждения, ценности и традиции наряду с этническим наследием, которые могут привести к консолидации государств.
Что такое Идеологический национализм?
Наконец, идеологический национализм отстаивает способность наций к самоуправлению. Глядя на историю национализма, можно сделать два основных вывода.
Что такое современный национализм?
Сегодня национализм, похоже, набирает обороты. Это политическое движение, которое в последние годы добилось серьезных успехов, проповедуя иммиграционный ограничительный подход, торговый протекционизм и более сильное правительство, приверженное к защите граждан от (в основном) мнимого вреда. Ярким примером такого национализма является политика Дональда Трампа.
Современный национализм обычно оформляется как оппозиционная идеология, которая узаконивает борьбу этнических меньшинств за политический суверенитет или, альтернативно, оправдывает ксенофобские претензии националистических маргинальных групп. Иногда это приводит к жестоким и кровавым конфликтам, как, например, в результате распада Югославии.
В итоге про национализм – это хорошо или плохо?
Итак, нельзя рассматривать национализм как абсолютное зло или абсолютное добро. Определение национализма и его сути лежит в плоскости истории, политики и философии. Негативные или позитивные аспекты национализма определяются его формой и степенью проявления тех или иных признаков.
НАЦИОНАЛИЗМ
С последней трети 19 в., когда капитализм начал перерастать в империалистич. стадию своего развития и между крупнейшими капиталистич. странами возникли острые противоречия в связи с развернувшейся борьбой за колонии, Н. в этих странах утратил всякое прогрессивное содержание; он стал принимать крайние формы нац. и расовой нетерпимости (см. Шовинизм, Расизм), сделался идеологич. обоснованием империалистич. политики и милитаризма, дискриминации и преследований нац. меньшинств. С этого времени получают особенно широкое распространение расистские теории о превосходстве белой расы (миф о «бремени белого человека», деление народов на «исторические», «неисторические» и т. д.). Дикие, изуверские формы принял II. в фаш. гос-вах, особенно во время 2-й мировой войны. Гитлеровская Германия, под флагом Н. развязавшая эту войну и вставшая на путь истребления в лагерях смерти целых народов, наглядно продемонстрировала, к чему может привести разгул Н. После войны особенно реакц. характер приобретает Н. империалистов США, выступающих с претензиями на «руководство» миром. Во внутр. плане Н. амер. империалистич. буржуазии особенно открыто проявляется в расистской политике сегрегации, направленной против 20-миллионного негритянского населения. Иногда Н. правящей верхушки империалистич. гос-в, стремящихся удержать в подчинении малые народы и народы развивающихся стран, принимает форму космополитизма, выступая под лозунгами ограничения нац. суверенитета, создания наднациональных пр-в, «Объединенной Европы» и т. д.
Реакц. Н. использует невежество, эксплуатирует реваншистские настроения, получившие распространение после 2-й мировой войны в побежденных странах. Особенно восприимчива к Н., как показала история, мелкобурж. среда. Националистич. угар способен охватить и отд. группы трудящихся и даже рабочих. Иную роль играет Н. в странах Азии, Африки и Лат. Америки, ведущих антиимпериалистич. освободит. борьбу. Н. народов этих стран нередко имеет антиимпериалистич. и зачастую антифеод. содержание (в разной степени в разных странах) и выступает здесь как первоначальная, неразвитая форма антиимпериалистич. сознания, вырабатывающегося в борьбе с колонизаторами. В нем находит известное отражение стремление к нац. независимости и обществ. прогрессу той части масс, к-рая еще не поднялась до клас. сознания. Вместе с тем и в освобождающихся странах Н. может иметь консервативные и даже реакц. черты, т. к. нередко под флагом защиты «нац. интересов» выступает против клас. борьбы и не свободен от идеи нац. и расового превосходства.
Марксисты-ленинцы, всемерно поддерживая общедемократич. содержание Н. угнетенных наций, выступают против попыток буржуазии затемнить клас. сознание трудящихся националистич. предрассудками, разъясняя, что окончат. решение нац. вопроса может принести только социализм. Вместе с тем коммунисты не откладывают рассмотрения нац. проблем до победы социалистич. революции во всем мире и предлагают конкретную программу их решения (самоопределение, юридич. и экономич. равноправие наций и народов, демократизация обществ. жизни и т. д.; см. Национальный вопрос).
Сов. Союз, другие социалистич. гос-ва, коммунисты капиталистич. стран решительно поддержали широко развернувшееся после 2-й мировой войны в колониальных и зависимых странах нац.-освободит. движение, под ударами к-рого развалилась колониальная система империализма. Коммунисты стран Азии, Африки и Лат. Америки героически сражались в первых рядах этого движения.
В социалистич. гос-вах последоват. осуществление ленинской нац. программы, базирующейся на принципах интернационализма, самоопределения, фактического нац. равноправия, социалистич. федерации и автономии, устраняет причины возникновения антагонистич. нац. противоречий, а следовательно, здесь нет почвы и для Н. Однако поскольку нац. различия сохраняются, а в сознании нек-рых людей еще не изжиты националистич. предрассудки, и здесь возможно возникновение противоречий, связанных с рецидивами Н. (великодержавного шовинизма, сепаратизма, антисемитизма и т. п.). Но нац. противоречия в условиях социализма успешно преодолеваются в результате развития социалистич. демократии, интернационалистич. воспитания трудящихся, правильного руководства со стороны правящих коммунистич. партий.
Образование после 2-й мировой войны мировой социалистич. системы поставило новые проблемы перед коммунистич. и рабочими партиями социалистич. стран. Глубокие коренные потребности социалистич. гос-в требуют сплочения мирового социалистич. содружества. Такое сплочение диктуется и интересами развития экономики каждой страны, и задачами обороны социалистич. мира от агрессивного империализма, и объективной потребностью углубления междунар. разделения труда и расширения экономич. связей между социалистич. странами, и необходимостью широкого взаимного обмена опытом в различных областях хоз., культурного, парт. строительства. Но объективная тенденция к сплочению мирового социалистич. содружества реализуется не автоматически, а достигается лишь путем решит. преодоления проявлений нац. ограниченности.
Н., как свидетельствует ист. опыт и, в частности, политическая линия, проводимая руководством компартии Китая в последние годы, может проникать и в междунар. рабочее движение. Люди, попавшие под его влияние, нередко маскируют националистич. идеи марксистской фразеологией; они выхватывают из цельной марксистской программы по нац. вопросу лишь отд. положения, извращая тем самым ее в целом. Проникновение Н. в рабочее движение ведет к разъединению и противопоставлению друг другу его различных нац. отрядов. Решительно выступая против националистич. взглядов, способных нанести огромный ущерб междунар. рабочему классу, В. И. Ленин писал: «. Кто встал на точку зрения национализма, тот, естественно, доходит до желания окружить китайской стеной свою национальность, свое национальное рабочее движение, того не смущает даже и то. что своей тактикой разъединения и раздробления он превращает в ничто великий завет сближения и единения пролетариев всех наций, всех рас, всех языков» (там же, т. 7, с. 325 (т. 6, с. 474-75)). То, что сближает различные отряды рабочего класса и разные коммунистич. партии, значительно превосходит то, что их разъединяет. Это основа, на к-рой базируется единство междунар. коммунистич. и рабочего движения и ведется борьба против Н. в его рядах.
Большой вред интернац. сплочению трудящихся могли бы принести попытки насильств. объединения и слияния наций. В ходе коммунистич. и социалистич. строительства при строгом соблюдении нац. равноправия во всех областях жизни, внимательном отношении к нуждам и особенностям малых народов обеспечивается успех в борьбе со всеми видами Н. и его пережитками.
Лит.: Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе, М., 1956; его же, Демократия и народничество в Китае, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21 (т. 18); его же, Рабочий класс и национальный вопрос, там же, т. 23 (т. 19); его же, Отсталая Европа и передовая Азия, там же; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24 (т. 20); его же, Социалистическая революция и право наций на самоопределение, там же, т. 27 (т. 22); его же, О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме», там же, т. 30 (т. 23); его же, Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводу победы над Деникиным, там же, т. 40 (т. 30); Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий 1960 г., в сб.: Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, M., 1961, Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Ананова Е. В., Антинациональная сущность панамериканизма, в кн.: Нации Латинской Америки, М., 1964; Брутенц К., Против идеологии современного колониализма, М., 1961; Модржинская Е. Д., Распад колониальной системы и идеология империализма, М., 1965; Потехин И. И., Африка смотрит в будущее, М., 1960; Старушенко Г. Б., Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Советского государства, М., 1960; Современное освободительное движение и нац. буржуазия, Прага, 1961; Northrop F. S. С, Taming of the Nations. N. Y., 1952; Kohn Н., Nationalism: its meaning and history, Toronto, 1955; Shafer В., Nationalism: myth and reality, N. Y., 1955; Thayer P. W. and Phillips W. T. (eds), Nationalism and progress in free Asia, Oxf., 1956; Hodgkin T., Nationalism in colonial Africa, L., 1956; Emerson R., From Empire to nation. L., 1960; Manger W., Pan America in crisis, Wash., 1961; Legum С., Pan-Africanism. A short political guide, L., 1962.
НАЦИОНАЛИЗМ
Степень распространения государственного национализма в разных странах зависит от состава населения, исторической традиции, формы правления, статуса и политического положения страны. Государства со сложным составом населения стараются утверждать разные формы государственного (общегражданского) национализма, даже если это экономически развитые с демократической формой правления общества (например, США, Испания, Канада). В странах с неразвитой экономикой и демократией, с большим этническим разнообразием и наличием сепаратистских движений государственный национализм служит одним из средств обеспечения власти центра, общественной консолидации и сохранения целостности государства (например, Индия, Индонезия, Китай, некоторые арабские страны).
Государственный национализм (или патриотизм) обретает особый размах и крайние формы шовинизма и экспансионизма в условиях межгосударственных войн и внутренних кризисов. Государственный национализм особо заметен во вновь образовавшихся странах, где он выполняет функции дистанцирования от прежних государств, политической мобилизации и нового «нациестроительства». Это имеет место в постсоветских государствах, но в специфической форме симбиоза с этническим национализмом. Вместе со становлением гражданских наций, объявленных источником суверенной власти (французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года), ранний национализм утверждал право наций на самоопределение (смотрите Самоопределение народов) и провозглашал равенство всех граждан перед законом. В экономической области национализм проводил политику протекционизма, а своим идеалом видел автаркию (экономический национализм). Наконец, единство и сплочённость нации утверждались общими языком (смотрите Национальный язык) и культурой, а также версией общей истории.
Этнический национализм получил широкое распространение во всех регионах мира по мере социальной и политической модернизации государств и развития локальных культур и этнополитических организаций. В России этнический национализм возник в рамках почвеннического варианта славянофильства в противопоставлении либеральному западничеству, а также в среде этнической периферии как движение за повышение статуса «инородцев» или за обладание собственной государственностью нерусскими народами, находившимися под властью российской короны. В конце XX века этнонационализм усилился в странах коммунистического блока, особенно в СССР, где поддерживалось развитие этнических культур, а этнонационализм был частью официальной идеологии и основой т. н. социалистического федерализма. В ситуации кризиса коммунистической идеологии и политической системы этнонационализм сыграл важную роль в распаде многоэтничных государств (СССР, Югославии, Чехословакии).
В любом случае этнический национализм основывается на упрощённых трактовках истории, узурпации культурного наследия в пользу одной группы, на конфликтных территориальных интерпретациях («этническая территория», «исконные земли», «историческая родина» и т. п.). Он заключает в себе негативные стереотипы в отношении др. народов и антиэтатистские установки. Политический этнонационализм со стороны доминирующих групп носит дискриминационный характер по отношению к меньшинствам и мигрантам. Радикальный этнонационализм меньшинств может обретать сепаратистский характер с требованием изменения внутренних границ или создания отдельного «национального государства». Он становится причиной затяжных и разрушительных этнических конфликтов (Северная Ирландия, Биафра, Катанга, Карабах, Эритрея, Шри-Ланка, Чечня и др.).
Существует длительная традиция изучения национализма. В основе исторического (веберианского) подхода лежало представление о национализме как долговременном историческом явлении-организме со своими корнями, стадиями роста и основными чертами, которое порождается нациями (Дж. Армстронг, Л. Гринфельд, Э. Смит, Э. Хобсбаум, М. Хрох). Этот подход воспринимает нацию как коллективное тело, обладающее свойствами отдельной личности, включая местожительство (территорию), судьбу (историю) и характер (культуру). Из этого следует, что у каждой нации имеется своё историческое предназначение, которое она должна реализовать. Поэтому нации не должны смешиваться, а государства, охватывающие более одной нации, являются «неестественными» и нежизнеспособными. В крайнем виде нация представляется постоянным неисторическим («примордиальным») единством (смотрите Примордиализм). В последние два десятилетия имеет место апология этнонационализма как «либерального национализма» или как форма национального возрождения и самоопределения (У. Коннор, М. Линд, Ю. Тамир и др.).
Некоторые исследователи связывают явление национализма с процессом модернизации и трактуют его как условие модернизации (Э. Геллнер). К этому направлению примыкает конструктивистский подход, трактующий национализм как механизм реконцептуализации политической общности, которая до этого могла категоризоваться как империя, колониальная администрация или племенное образование (Б. Андерсон). Оппонентами этого подхода выступают учёные стран Азии и Африки, которые прослеживают «индигенный национализм» в своих странах до возникновения современных наций и гражданского ационализма типа индийского Дж. Неру и И. Ганди (П. Чаттерджи). В западной науке под воздействием постсоветских трансформаций изменения в трактовке национализма произошли в пользу политизированной концепции «распада империи» и «триумфа наций» (Э. Каррер д’Анкосс).
В российском обществознании продолжает господствовать традиция изучения национализма как идеологии превосходства одной нации над другой и как проповеди национальной исключительности или же распространяются сочинения паранаучного и расистского характера, авторами которых выступают представители т. н. национальных элит, включая представителей т. н. русского национализма. В целом понятие национализм относится к своего рода элитному политическому проекту, и национализм можно рассматривать как метакатегорию «бытового» политического и научного мышления, как дискурсивную практику в системе отношений власти в современных государствах и в системе отношений власти и знания.
Дополнительная литература:
Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991
Национализм: (взгляд из-за рубежа). М., 1995
Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг. М., 1996
Тишков В. А. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. № 3; он же. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997
Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997
Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 г. СПб., 1998
Коротеева В. В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999; она же. Экономические интересы и национализм. М., 2001
Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2000
Малинова О. Ю. Либеральный национализм: (середина XIX – начало XX в.). М., 2000
Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001
Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс: двусмысленные идентичности. М., 2003
Мухаметшина Н. С. Трансформации национализма и «символьная элита»: российский опыт. Самара, 2003
Смит Э. Д. Национализм и модернизм: критический обзор современных теорий наций и национализма. М., 2004
Калхун К. Национализм. М., 2006
Национализм в мировой истории / Под ред. В. А. Тишкова, В. А. Шнирельмана. М., 2007
Гринфельд Л. Национализм. М., 2008
Кедури Э. Национализм. 4-е изд. СПб., 2010.