Что такое национальная государство история 8 класс

Национальное государство

Положение о национальном характере государства закреплено в конституциях некоторых государств, как, например, в статье 1-й Конституции Румынии. В идеале такое государство предполагает, что все его граждане (или подданные) имеют общий язык, культуру и ценности, а также что все они являются частью единого общества, с его институтами и его проблемами.

Стран, отвечающих всей строгости данного определения, менее 10 %, однако большинство современных государств включают многие его элементы.

Современные государства управляют множеством городов и соприкасающихся регионов посредством централизованных, дифференцированных и автономных структур. Они обладают монополией на формулирование обязательных к исполнению правил и на применение силы в пределах своей территории. Таким образом они распространяют своё прямое правление на всё население на своей территории и стремятся организовать жизнь всех людей определённым образом для экономического развития или обороны. Этим они отличаются от городов-государств, которые не стремятся к интеграции глубинки, и от империй, которые не пытаются надзирать над повседневными делами всех жителей. Кроме того, национальное государство стремится к добровольной интеграции народов, и этим также отличается от империи, которая ставит целью захват новых территорий, их удержание и колонизацию.

Национальное государство ассоциируется с его гражданами, однако на внутренней и международной арене его обычно представляет один государственный лидер. Так, Шарль де Голль утверждал, что глава французского государства должен олицетворять «некую идею о Франции» (фр. une certaine idée de la France).

Несмотря на схожесть понятий «нация» и «национальное государство», национализм делает между ними некоторое различие. Понятия «нация», «государство» и «общество» относятся к различным уровням: культурному, политическому и социальному. Например, принято считать, что армия защищает не государство, а народ.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Большинство политических и культурных явлений до нового времени имело универсальный, а не национальный характер. Громко заявив о себе в конце XVIII века в связи с революциями в Америке и Франции и приведя к распаду европейские империи и колониальные системы в XIX и XX веках, национализм по сей день остаётся одной из ведущих мировых идеологий.

Источник

Понятие национального государства

Национальное государство — это государство, образованное этносом (нацией) на базе этнической территории и воплощающее политическую независимость и самостоятельность народа. Теоретической и идеологической основой такого государства стал принцип национальности, под флагом которого экономически и политически окрепшая буржуазия боролась с отжившим феодализмом. Стремление к созданию национального государства в значительной мере объясняется тем, что сохранение социально-экономической (или в конечном счете этнической) целостности нации возможно лишь при условии нахождения ее в рамках одного государства. Образование национального государства более всего удовлетворяет этим требованиям общественного развития и поэтому является тенденцией всякого национального движения.

Национальные государства обычно складывались в условиях, когда формирование наций и образование государства происходило одновременно, в связи с чем политические границы чаще всего совпадали с этническими. Таким образом возникли государства Западной Европы, Латинской Америки. Это было типичным, нормальным для капиталистического периода развития. Так как в странах Западной Европы, где впервые в истории началось формирование наций, этот процесс совпал с возникновением и централизацией государств, сложившихся на территориях с преимущественно этнически однородным населением, сам термин «нация» приобрел здесь политический смысл — принадлежность людей к одному, «национальному», государству. Принцип «одна нация — одно государство» начал пропагандироваться в Европе еще во времена Французской революции. В Европе долгое время существовала точка зрения, что национальное государство является оптимальной моделью организации общества. Национальные государства
сложились здесь в форме монархии, парламентских и президентских республик.

После Первой мировой войны по инициативе президента США Вудро Вильсона принцип «одна нация — одно государство» применяется в Центральной и Восточной Европе. Границы новых стран нарезаются по национальному признаку. Это помогло снять многие прежние противоречия, но породило новые. Фундаментальная трудность успешного применения такого подхода проявляется в том, что даже при попытке объективного определения разграничительных линий между нациями сделать это последовательно невозможно. Почти не существует этнически гомогенных массивов, которые бы не смешивались на значительной части своих пограничных или глубинных территорий и иными национальными границами, которые, оказавшись заключенными в границы иного национального государства, не превращались бы в национальные меньшинства. Так, раздел Османской империи и распад империи Габсбургов в Европе прошли под знаком создания небольших государств, процесс дробления на которые получил название «балканизации», причем с отрицательным смыслом.

Государства Европы и других континентов в тех границах, которые мы знаем, формировались на протяжении нескольких веков. Большинство из них стали мононациональными. В связи с этим сам термин «нация» приобрел политический смысл — принадлежность людей к одному «национальному» государству. В данном случае термин «нация» используется в этатистском значении и относится к государствам, возникшим по принципу «одна нация — одно государство». Следовательно, понятие «нация — государство» справедливо лишь для мононациональных государств.

Национальное государство создает необходимые условия для экономического, социального, культурного прогресса народа, для сохранения национального языка, традиций, обычаев и т. п. Поэтому создание своей государственности является желанной целью каждого этноса. Однако реализовать эту цель все этносы не могут. Для этого необходимы, по меньшей мере, два условия: компактность проживания и немалочисленность.

В связи с этим не раз в научной литературе обсуждался вопрос о том, является ли государственность обязательным, необходимым признаком нации. Большинство исследователей считают, что нет. На практике же при отнесении той или иной этнической общности к нации нередко особое значение придается наличию у нее своего государства. Это в значительной мере объясняется тем, что сохранение социально-экономической (и в конечном счете этнической) целостности нации возможно лишь при условии нахождения ее в рамках одного государства. Однако «свое» государство является далеко не обязательным признаком нации. Истории известно немало примеров наличия в составе одного государства нескольких наций. В состав Австро-Венгерской, Османской, Российской империй входили различные нации, не имеющие своей государственности. Известно также, что польская нация надолго была лишена своей государственности, однако не перестала быть нацией.

В современных условиях понятие «национальное государство» используется в двух значениях. Во-первых, для обозначения государств с абсолютным большинством этнически однородного состава населения. К таким национальным государствам относятся Япония, Италия, ФРГ, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Греция, Польша, Венгрия, Франция, большинство арабских и латиноамериканских стран, где представители титульной нации составляют 90 и более процентов населения этих государств. Во-вторых, понятие национальное государство употребляется и в отношении тех государств, где кроме титульной нации, проживают значительные группы других этнических образований. Однако исторически на данной территории образовалось государство, носящее наименование самого крупного этноса, расселенного на этой территории. В числе таких государств — Румыния, Швеция, Финляндия, Сирия, Ирак, Чехия, Словакия, Болгария, Македония и др. В связи с ростом межгосударственных миграций и полиэтничности населения число таких национальных государств будет постепенно увеличиваться.

Необходимо отметить, что, хотя в Российской Федерации государствообразующая нация — русские — составляет 82% состава населения, она не относится к категории национальных государств, а является многонациональным государством. Это связано с тем, что на территории России, кроме русских, проживают десятки коренных народов, многие из которых здесь же сформировались в нации и имеют свою национальную государственность, находясь в составе Российской Федерации. Поэтому Россия является этнической территорией многих нерусских народов, составляющих вместе с русскими многонациональный народ.

После Октябрьской революции большинство народов, живущих на территории Российской империи, создали различные формы национально-государственных образований и национальные государства. Причем избранные этносами формы национальной государственности не оставались неизменными: они совершенствовались, развивались. Большинство народов перешло от первоначальной низшей формы к более высокой форме национальной государственности. Например, киргизский этнос за короткий период прошел путь от автономной области к союзной республике в составе СССР.

По Конституции 1977 г. в СССР было 53 национальных государства и национально-государственных образования: 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. в составе Российской Федерации находится 21 республика (национальное государство), некоторые из них являются двунациональными, например, Кабардино-Балкария, и даже многонациональными (Дагестан); одна автономная область и 10 автономных округов. Фактически все республики и национально-государственные образования являются полиэтничными. Поэтому республики в составе РФ являются государственностью не только «титульной» нации, а всего полиэтничного народа данной республики, граждан всех национальностей, живущик на их территории.

Источник

НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

По­ня­тие «национальное государство» от­но­сит­ся к чис­лу дис­кус­си­он­ных, его еди­но­го тол­ко­ва­ния не су­ще­ст­ву­ет. В ка­че­ст­ве си­но­ни­ма это­го по­ня­тия час­то при­ме­ня­ют тер­мин «го­су­дар­ст­во-на­ция» (английский nation-state, франц. ́etat-nation), од­на­ко та­кой под­ход под­час под­вер­га­ет­ся кри­ти­ке. Под национальным государством не­ред­ко по­ни­ма­ет­ся мо­но­эт­нич­ное, мо­но­на­цио­наль­ное го­су­дар­ст­во, ко­то­рое про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся мно­го­на­цио­наль­но­му го­су­дар­ст­ву. Про­тив­ни­ки та­кой точ­ки зре­ния ука­зы­ва­ют на слож­ность вы­де­ле­ния кри­те­ри­ев на­ции, а так­же на воз­мож­ность по­ли­тического ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния при раз­де­ле­нии го­су­дарств на на­цио­наль­ные и мно­го­на­цио­наль­ные. По мне­нию ря­да учё­ных, по­ня­тие «национальное государство» яв­ля­ет­ся си­но­ни­мом тер­ми­на «пра­во­вое го­су­дар­ст­во».

По­след­нее, при­шед­шее на сме­ну со­слов­но­му го­су­дар­ству, от­ли­ча­ет пра­во­вое ра­вен­ст­во лю­дей не­за­ви­си­мо от их эт­нической, со­слов­ной и иной при­над­леж­но­сти, оди­на­ко­вое об­ра­ще­ние со все­ми чле­на­ми на­ции. Национальное государство в этом слу­чае про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся и кон­крет­но-ис­то­рическим фео­даль­но-аб­со­лю­ти­ст­ским об­ра­зо­ва­ни­ям (например, им­пе­рии Габс­бур­гов), и им­пе­рии как осо­бо­му ти­пу го­су­дар­ст­ва, строя­ще­му­ся на по­ли­тическом не­ра­вен­ст­ве ме­ж­ду со­об­ще­ст­ва­ми и ин­ди­ви­да­ми. Спе­циа­ли­сты по тео­рии ме­ж­ду­народных от­но­ше­ний счи­та­ют ха­рак­тер­ным при­зна­ком национального государства «национальный су­ве­ре­ни­тет», под ко­то­рым по­ни­ма­ют мо­но­по­лию на власть внут­ри го­су­дар­ства и не­за­ви­си­мость по от­но­ше­нию к др. ак­то­рам, дей­ст­вую­щим на ме­ж­ду­народной аре­не. В на­учных кру­гах вы­ска­зы­ва­ет­ся так­же мне­ние, что тер­мин «национальное государство» яв­ля­ет­ся не­про­дук­тив­ным и от не­го сле­ду­ет от­ка­зать­ся, по­сколь­ку по­ня­тие «на­цио­наль­ное» не от­ра­жа­ет не­кое но­вое ка­че­ст­во го­су­дар­ст­ва, а лишь ха­рак­те­ри­зу­ет его ус­пех в фор­ми­ро­ва­нии «еди­ной на­ции».

Рас­хо­дясь в ин­тер­пре­та­ции сущ­но­сти национального государства, учё­ные при­дер­жи­ва­ют­ся так­же различных взгля­дов на его ге­не­зис и эво­лю­цию. Од­ни от­но­сят ста­нов­ле­ние национального государства к XV веку и свя­зы­ва­ют его со скла­ды­ва­ни­ем цен­тра­ли­зованных го­су­дарств и фор­ми­ро­ва­ни­ем национального са­мо­соз­на­ния (клас­сическим при­ме­ром, по их мне­нию, яв­ля­ет­ся Фран­ция конца XV-XVI веков). Ис­сле­до­ва­те­ли, стоя­щие на мар­кси­ст­ских по­зи­ци­ях, и учё­ные, раз­де­ляю­щие взгля­ды М. Ве­бе­ра, счи­та­ют воз­ник­но­ве­ние национальных государств и скла­ды­ва­ние на­ций про­дук­том ка­пи­та­ли­стических от­но­ше­ний. По­яв­ле­ние национального государства рас­смат­ри­ва­ет­ся ими как «нор­маль­ное» и за­ко­но­мер­ное яв­ле­ние ста­дии ка­пи­та­ли­стических раз­ви­тия. Ис­то­ри­ки и по­ли­то­ло­ги, де­лаю­щие ак­цент на по­ня­тии «национальный су­ве­ре­ни­тет», счи­та­ют, что национальное государство воз­ник­ло в середине XVI века как ре­зуль­тат функ­цио­ни­ро­ва­ния Вест­фаль­ской сис­те­мы ме­ж­ду­народных от­но­ше­ний (от названия Вест­фаль­ско­го ми­ра 1648 года), за­кре­пив­шей в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми прин­цип тер­ри­то­ри­аль­но­го су­ве­ре­ни­те­та. Со­глас­но ещё од­ной точ­ке зре­ния, национальное государство, в ко­то­ром по­ня­тия «на­ция» и «го­су­дар­ст­во» сли­ты во­еди­но, в стро­гом смыс­ле сло­ва сло­жи­лось лишь по­сле Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции XVIII века.

В конце XX века в свя­зи с окон­ча­ни­ем «хо­лод­ной вой­ны» и раз­ви­ти­ем про­цес­сов ин­те­гра­ции и гло­ба­ли­за­ции в на­учной литературе ста­ло вы­ска­зы­вать­ся мне­ние о «раз­мы­ва­нии» национального су­ве­ре­ни­те­та и «кон­це национального государства», на­ча­ли зву­чать пред­ло­же­ния рас­смат­ри­вать национальное государство как «ис­то­ри­че­ски прой­ден­ный этап» раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства. Та­кая по­зи­ция под­вер­глась кри­ти­ке со сто­ро­ны при­вер­жен­цев т. н. реа­ли­стической тра­ди­ции в тео­рии ме­ж­ду­народных от­но­ше­ний, счи­таю­щих, что национальное государство про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся главным ак­то­ром на ме­ж­ду­народной аре­не. В то вре­мя как «функ­цио­на­листы» и «ин­сти­ту­цио­на­ли­сты» (смотрите Най Дж.) рас­смат­ри­ва­ют ме­ж­ду­народные ор­га­ни­за­ции и ин­те­грационные струк­ту­ры как ка­че­ст­вен­но но­вый фе­но­мен, при­шед­ший на сме­ну национального государства, «реа­ли­сты» по­ла­га­ют, что эти ор­га­ни­за­ции и струк­ту­ры яв­ля­ют­ся лишь фор­мой объ­е­ди­не­ния национальных государств под эги­дой силь­ней­ших из них, ко­то­рым и при­над­ле­жит ре­аль­ная власть как в ин­те­гра­ци­он­ных объ­е­ди­не­ни­ях, так и в ми­ре в це­лом.

Дополнительная литература:

Mearsheimer J.J. The False Promise of In­ternational Institutions // International Security. Winter 1994/95. Vol. 19. № 3;

На­цио­наль­ное го­су­дар­ст­во: что это та­кое? // Сво­бод­ное сло­во: ин­тел­лек­ту­аль­ная хро­ни­ка де­ся­ти­ле­тия, 1985–1995 / Ред.-сост. А. А. Гу­сей­нов и др. М., 1996;

Яко­вен­ко И.Г. От им­пе­рии к на­цио­наль­но­му го­су­дар­ст­ву: (по­пыт­ка кон­цеп­туа­ли­за­ции про­цес­са) // По­лис. 1996. № 6;

Evans G., Newnham R. The Penguin dic­tionary of international relations. L., 1998.

Источник

Что такое национальная государство история 8 класс

Подробное решение параграфы § 3 по истории для учащихся 8 класса, авторов Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. 2019

Вспомните, когда появились национальные государства.

В 16 — 17 вв. в рамках абсолютистских государств, имеющих чёткие национальные границы, одну государственную религию, один язык и общую культуру, традиционные занятия населения, складываются централизованные национальные государства.

1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились?

Нацией принято называть историческую общность людей, объединённую — в зависимости от страны — общей историей, культурой, языком, верой, территорией, правителем и т. д.

Английская нация — одна из самых старых в Европе. Её становлению способствовал ряд факторов: Столетняя война, возникновение англиканской церкви, вера в то, что англичане — это избранный богом народ. В XVIII в., когда Англия, Уэльс и Шотландия объединились в Великобританию, англичанам пришлось привыкать к тому, что они лишь часть нового королевства, и учиться им гордиться. Ставшая широко известной английская патриотическая песня (1740) во многом отражала их мироощущение: «Правь, Британия, морями и волнами! Англичанам никогда не быть рабами!» Англичане прославляли свои язык и культуру, научные достижения и успехи в торговле.

Французская нация формировалась в тесной связи с понятиями «государство» и «родина». В годы Столетней войны возникло представление о том, что все французы должны любить свою страну и подчиняться своему государю.

Итальянцы видели себя наследниками Древнего Рима, жителями единой Италии, которой только предстоит вновь возникнуть на географической карте, возродиться. Они гордились своим культурным превосходством.

В раннее Новое время сформировалась мысль о превосходстве немецкого языка как самого древнего и самого богатого. Немецким национальным характером считали особый набор существовавших с древности моральных качеств — простоту, чистоту, верность, мужественность.

2. Что изменилось в положении сословий в XVIII в.?

Дворянство, которое составляло всего несколько процентов населения, оставалось самым влиятельным сословием, видевшим своё предназначение в службе государю, прежде всего военной. Как правило, именно дворяне занимали ключевые посты в государстве, из них формировался офицерский корпус.

Однако появлялось и немало нового. Вследствие революции цен провинциальное дворянство повсеместно сталкивалось с финансовыми трудностями. Переход к бюрократии отодвигал его от управления на местах, приход капитализма в деревню разрушал традиционный сеньориальный порядок. Желая пополнить казну, государство во многих странах начинало отменять налоговые привилегии дворянства, но одновременно, стали разрешать дворянам заниматься предпринимательством.

В положении духовенства в XVIII в. изменилось немногое. А вот в третьем сословии верхний слой, буржуазия — городское непривилегированное население, не занимающееся физическим трудом, — богатела за счёт активизации торговли, развития мануфактур, а затем и фабрик, а на селе — за счёт капиталистической аренды. Во многих европейских странах она стремилась к приобретению земли, которая позволяла вести «благородный» образ жизни.

Увеличивалось и число бедняков. Разоряясь, крестьяне превращались в наёмных работников на селе или перемещались в города, где пополняли число слуг.

3. Для чего была нужна политика просвещённого абсолютизма?

В большинстве европейских стран происходит соединение идей Просвещения и абсолютизма. Европейские монархи осознавали необходимость модернизации экономической и политической системы общества. Однако стремление к увеличению налогов и распространению их на все сословия, к унификации подвластных им территорий, к построению эффективного государственного аппарата наталкивалось на сопротивление традиций: традиционных общественных институтов и форм пополнения казны, традиционных сословий и земельных отношений. На помощь монархам пришли идеи Просвещения, провозглашавшие отказ от традиций.

Просветители призывали к свободе, и просвещённые монархи не ограничились одной лишь свободой вероисповедания. Выводя народ из — под опеки церкви, проводя в жизнь идею верховенства закона, ограничивая власть сеньоров, просвещённые монархи способствовали развитию свободы личности. Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы: в Дании, Франции, Флоренции упразднили средневековые цеховые корпорации, в Швеции и Саксонии ввели свободу торговли, в Дании была отменена цензура. В наследственных землях Габсбургов и на Сицилии отменили крепостное право, в Дании помещикам запретили физические наказания крестьян, создали независимые от помещиков суды. Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. В Пруссии и Баварии появились академии наук, в Австрии были созданы начальные школы, а средние и высшие учебные заведения полностью переходили под контроль государства. Итогом реформ просвещённого абсолютизма стала модернизация государственных институтов и экономики, укрепление государственной власти, усиление централизации, во многих странах они способствовали экономическому и культурному процветанию.

4. В какой стране реформы были реализованы наиболее полно?

Реформы были реализованы наиболее полно в Пруссии.

Активнее всего эти реформы проходили в наиболее отсталых странах.

1. Что послужило причиной складывания наций?

Для многих европейских государств одной из важных проблем было отсутствие внутреннего единства. Исторически они складывались как ряд территорий, объединённых в результате браков, присоединений, завоеваний — на совершенно разных условиях и нередко с сохранением прежних прав, вольностей, представительных органов. Жители этих провинций ощущали свою историческую и культурную обособленность. Порой изначально разные страны объединяла только личность монарха: так, к примеру, складывалась Испания. И всё же в ряде стран к XVIII в. появился мощный объединяющий фактор — национальное самосознание: их население постепенно осознавало себя единой нацией.

2. Каковы были последствия этого явления?

Складывались европейские нации: английская, французская, немецкая, итальянская. Складывались они по — разному, для одних важнее оказывалась единая вера, для других — единый правитель, у третьих возникало представление об особом национальном характере. Таким образом, народы могли иметь разную веру и при этом считать себя нацией или иметь одного монарха, но относить себя к разным нациям.

3. Чем национальное государство отличается от существовавшего до него? Запишите ответ в тетради в виде таблицы.

Что такое национальная государство история 8 класс. Смотреть фото Что такое национальная государство история 8 класс. Смотреть картинку Что такое национальная государство история 8 класс. Картинка про Что такое национальная государство история 8 класс. Фото Что такое национальная государство история 8 класс

4. Используя Интернет и другие источники, подготовьте рассказ о реформах просвещённого абсолютизма в одной из стран.

Реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и Австрии и в других немецких государствах

В 50 — 80 — е годы XVIII в. почти вся Европа была охвачена движением за реформы. Как уже отмечалась, в немецких государствах царили идеологические концепции Просвещения, которые были востребованы политикой просвещенного абсолютизма. Австрийский вариант просвещенного абсолютизма — йозефинизм — отличается безоговорочным приоритетом практики над теорией.

Начало реформ просвещенного абсолютизма в Пруссии относится к 1740 г., когда на престол вступил Фридрих II (17401786), вошедший в историю под именем Великого, философ, литератор, оставивший после себя 30 — томное литературное наследие. Фридрих рос под влиянием французской образованности и прусского милитаризма. Любовь к французской философии и литературе в какой — то момент настолько овладела юным принцем, что в 1730 г. он попытался бежать из Пруссии в Англию. Попытка закончилась неудачей, его чуть не отстранили от наследования престола, сослали в крепость Кюстрин, где Фридрих на собственном опыте познакомился с жесткостью прусской бюрократической машины.

Первые реформы Фридриха II вызвали в Европе сенсацию. Казалось, что в Пруссии началась новая эпоха: было объявлено о восстановлении Академии наук, отменялась цензура, устанавливалась веротерпимость. Но в королевстве сохранился культ армии, которая занимала третье место по численности в Европе, и на нее расходовалось от 70 до 80 % бюджета страны. Фридрих Великий вел две войны: за австрийское наследство (1740 — 1748) и Семилетнюю (1756 — 1763). Он сам был первоклассным полководцем. В плане приращения территории королевства особенно удачной была первая война, в результате которой Пруссия обрела Силезию.

Но там, где не затрагивалось существо Старого порядка, Фридрих Великий охотно вступал на путь, указанный философами XVIII в. В области экономики он продолжал проводить меркантилистскую политику: ввозимая готовая продукция облагалась высокими таможенными пошлинами, а после Семилетней войны был запрещен импорт около 500 наименований товаров. О свободе предпринимательства говорить не приходится: продолжалась мелочная опека мануфактур, общепрусский рынок создан не был.

Затронуты были реформами просвещенного абсолютизма Бавария и Саксония. Принципы Просвещения стали востребованными в Баварии после неудачной Войны за австрийское наследство, а в Саксонии — после Семилетней войны. В Саксонии была введена свобода торговли, отменены монополии, проведена перепись населения, упорядочена деятельность администрации, обновлены школы и академии. В Баварии заинтересованность реформами выказывал курфюрст Максимилиан III. Были проведены финансовая реформа, перепись населения, разработаны и приняты гражданский и уголовный кодексы, создана Баварская Академия наук, но принципы естественного права нигде в полной мере осуществить не удалось.

Многие германские правители, отдавая дань модным веяниям, становились покровителями сельского хозяйства, ремесел, торговли, образования. Просветительские реформы начались в 40 — е годы и в державе Габсбургов. Здесь они отличались особым размахом и последовательностью.

Война за австрийское наследство обернулась для Габсбургов не только потерей Силезии: она выявила плачевное состояние Австрии. Королева Мария Терезия (1740 — 1780) с энергией взялась за восстановление международного престижа страны. Она была настроена решительно, заявляя, что отдаст последнюю юбку, но вернет Силезию. Добиться этого так и не удалось, но Мария Терезия начала целую серию важных внутренних реформ. Страна была разделена на 37 военных округов и на основе списков населения была введена пожизненная служба в армии. В рамках финансовых преобразований устанавливался всеобщий подоходный налог, вводился подушный налог, размер которого определялся в зависимости от размеров имущества. Предпринимались усилия для упорядочения денежного обращения, а в 1760 г. впервые были напечатаны бумажные деньги. Реформа государственного аппарата усиливала централизацию и упорядочивала системы учета и контроля. Произошло отделение юстиции от администрации и политических дел, учреждался высший орган правосудия. Мария Терезия проводила протекционистскую политику: она поддерживала мануфактурное производство и разрушала цехи, запретив в 1755 г. создавать новые цехи и разрешив выход из них.

Просветительские тенденции переплетались со стремлением не допустить свободомыслия в духовной жизни. В 1752 — 1757 гг. из Верхней Австрии были изгнаны протестанты. Одновременно королева усилила давление и на католическую церковь, введя предварительную цензуру на папские указы и оттеснив иезуитов от руководства университетами, что позволило прийти туда ученикам Лейбница и Вольфа. Официально протестанты были допущены в университеты в 1778 г. Но реформа университетского образования предусматривала также назначение монархом профессоров, а вместо избираемого декана — директора как контролера. Никак не была ограничена цензура и в области печати. Среди запрещенных книг в 1750 г. значилось и произведение Монтескье «О духе законов». Но по мере ослабления влияния иезуитов все меньше запретов оставалось в области печати.

В 1764 г. последние иезуиты были изгнаны из Австрии. Официально Папа распустил этот орден в 1773 г., тогда же он был запрещен и в Австрии. В 1774 г. был принят закон о школьной реформе: в городах и селах открывались начальные школы, которые финансировались государством.

Император Священной Римской империи германской нации Иосиф II занимал австрийский престол с 1780 по 1790 г. В историю этот период вошел как «бешеное десятилетие», а сам монарх — как «революционер на троне». Иосиф II с большим пиететом относился к французским просветителям, он проникся идеями физиократов, хотя и от принципов меркантилизма также не отказывался.

Объективно реформы Иосифа II усиливали роль государства, но для короля это не было самоцелью. Он полагал, что только с помощью сильного государства может быть проложен путь к идеалам Просвещения. В первую очередь король стремился освободить церковь от папства и усилить роль государства в церковных делах. Эта политика привела в итоге к утверждению в Австрии йозефинизма. 13 октября 1781 г. был принят патент о веротерпимости, который отменял различия в гражданских и политических правах между католиками и некатоликами. Но права других церквей не приравнивались к католической: лютеранам, кальвинистам, православным разрешалось открывать церкви только там, где их было больше 100 человек: их церкви должны быть без колоколов и без входа с улицы. В отношении сект Иосиф проявлял строгость. Некоторые права были предоставлены евреям: им разрешили заниматься ремеслом и поступать в университеты.

Король стремился освободить католическую церковь от внешних влияний. Все монахи подлежали надзору австрийских епископов, права монастырей были ограничены, запрещен постриг лицам, не достигшим 24 лет, а также тем, кто не имел свидетельства об окончании нормальной школы. Указ от 12 января 1782 г. положил начало секуляризации монастырей, в которых монахи не занимались полезным трудом. На основании этого указа в Австрии было ликвидировано около 400 монастырей, казна получила недвижимость и наличные деньги. Этот указ — проявление компромисса, который в итоге был скорее выгоден государству.

Идеалом для Иосифа II являлось французское унитарное государство, и он стремился превратить габсбургскую монархию в централизованное государство с единой нацией, поэтому хотел уничтожить все остатки сепаратизма не только в собственно австрийских землях, но и в Чехии, и даже в Венгрии. Он отказался признавать Чехию и Венгрию отдельными королевствами, приказал доставить их короны в Вену, где Иосиф и короновался. За годы его правления государственное собрание Венгрии не созывалось ни разу. В 1782 г. в Австрии были упразднены 12 земель и вместо них создано 6 земель, в 1785 г. вся Венгрия была поделена на 10 округов с королевскими комиссарами во главе, такая же реформа осуществлена в австрийских Нидерландах (Бельгии). С 1 октября 1788 г. запрещался созыв сословных ландтагов, исключение допускалась только в случае получения специального разрешения.

Вершиной настойчивой централизаторской политики Иосифа II являлся декрет от 18 мая 1784 г., который обязывал вести все делопроизводство на немецком языке, а все чиновники должны были до 1 ноября этого же года научиться языку. С 1787 г. немецкий стал языком преподавания в средней и высшей школах, хотя сам Иосиф II предпочитал для общения и чтения французский язык. В интересах централизации было реформировано высшее государственное управление. Число членов Государственного совета уменьшилось до четырех, укреплялась полиция, вырос бюджет тайной полиции, хорошо оплачивалась тайная агентура. В 1789 г. было создано министерство полиции, которое стало полностью бесконтрольным.

Как просвещенный правитель Иосиф II постарался смягчить цензуру, был пересмотрен каталог запрещенных книг: если при Марии Терезии в нем было 4476 названий, то в новом — всего 900, в том числе некоторые произведения Юма, Вольтера, Гете, Клопштока, Мирабо, Лессинга. Запрещалась порнографическая литература, книги, содержащие различные предрассудки, колдовство, а также атеистическая литература. В 1786 г. было разрешено печатание книг без предварительной цензуры и тогда же исключено из каталога запрещенных книг произведение Гете «Страдание юного Вертера».

Просветительская политика распространялась в основном на начальную и среднюю школу. Иосиф II ввел обязательное семилетнее образование. Если кто — то из подданных отказывался посылать своих детей в школы, то был вынужден платить двойной налог на образование. Все школы были государственными, частные и общественные учебные заведение закрывались. К концу правления Иосифа II школы посещало 208588 детей из 730000, больше, чем в любом другом государстве того времени. В школах запрещалось применять розги. К высшим учебным заведениям Иосиф II относился с опаской, а интеллигенции не доверял. Король полагал что университеты — это учебные заведения для подготовки чиновников, а не научные центры. Поэтому были закрыты все университеты за исключением двух — Венского и Пражского, остальные — превращены в лицеи.

В социально — экономической области яркая страница правления Иосифа — отмена крепостного права. 1 ноября 1781 г. отменялась крепостная зависимость крестьян в Чехии, Силезии, Галиции, позже его действие распространялось на Штирию, Каринтию, Крайну, Венгрию, Трансильванию. Закон объявлял крестьян подданными монархии, что означало выход их из подчинения дворянству. Дворяне проявили недовольство, особенно в Трансильвании, где в 1784 г. вспыхнуло восстание, но потерпело поражение. В 1789 г. барщина была заменена денежной компенсацией землевладельцу. Крестьяне стали свободным сословием: они могли уходить в город, заниматься ремеслом, заключать сделки, вступать в брак. Однако выкуп земли осуществлялся только по договоренности с помещиком. Эти реформы серьезно затрагивали интересы дворянства, но высшие сановники не пострадали.

Просвещенная политика Иосифа в области образования, церкви имела огромное значение для истории всей Европы. Объективно его реформы вдохнули новые силы в государственные структуры габсбургской монархии, но после смерти «революционера на троне» плавно сошли на нет.

В целом, политика просвещенного абсолютизма в Австрии, Пруссии и других германских государствах дала серьезный толчок социально — экономическому, политическому и культурному развитию. Однако ее результаты оказались недостаточно масштабны, чтобы предотвратить угрозу государственному суверенитету в период наполеоновских войн.

5. Сравните реформы просвещённого абсолютизма в различных странах.

Что такое национальная государство история 8 класс. Смотреть фото Что такое национальная государство история 8 класс. Смотреть картинку Что такое национальная государство история 8 класс. Картинка про Что такое национальная государство история 8 класс. Фото Что такое национальная государство история 8 класс

Основные реформы, которые были общими для европейских стран:

реформа управления. В эти века многое изменилось в принципах управления государствами. Были созданы представительные народные органы. Они назывались по — разному, но все они были необходимы для ограничения королевской власти. Многие монархи Европы перестали быль самодержцами, их власть была ограничена властью представительных органов;

важную роль играла образовательная реформа. Получение образования стало более доступным. Власти необходимы были образованные рабочие и мастера. В условиях активной промышленной индустриализации именно квалифицированные рабочие становились главными фигурами на заводах.

Таким образом, были проведены реформы систем управления, изменения затронули армию и образование. Данные реформы изменили жизнь многих людей. Они сформировали принципы жизни европейцев, которые являются актуальными и сегодня.

Из книги аббата Э. — Ж. Сийеса «Что такое третье сословие?» (1789)

1. Как Сийес доказывает ненужность привилегированных сословий?

Автор говорит о том, что третье сословие выполняет девятнадцать двадцатых любой деятельности с той лишь особенностью, что на него возложено все, что есть в ней самого трудного и от чего отказывается привилегированное сословие. Одни только доходные и почетные места заняты членами привилегированного сословия. Привилегированные не только не приносят пользы народу, но ослабляют его и вредят ему.

2. Как вы считаете, к каким переменам в обществе призывал автор?

Кем желает быть третье сословие? — ставит Сийес вопрос и отвечает на него весьма скромно: «чем — нибудь». «Но в стране, где духовенство и дворянство составляли меньшинство, а буржуазия, которая, отождествляла себя со всем остальным «народом» и олицетворяла собою поэтому самое понятие «нации», исчисляла себя десятками миллионов, в такой стране и при таких обстоятельствах» это скромное «чем — нибудь» должно было в самом процессе борьбы измениться весьма решительно и замениться желанием быть «всем». Так оно и случилось.

Из текста императора Леопольда II «Изложение политических принципов» (1790)

1. Как Леопольд II в новых условиях видел права и обязанности государя?

Он считал, что государь есть лишь уполномоченный народа, он им поставлен и ему должен посвящать все свои заботы, труды и бдения; что каждая страна должна иметь основной закон или договор, заключённый между народом и государем, который ограничивает влияние и власть последнего; что если государь не держится закона, он фактически отказывается от своего места, которое было ему даровано при этом условии, и что ему больше не обязаны подчиняться; что исполнительная власть должна принадлежать государю, однако законодательная народу и его представителям, и что народ при каждой смене монарха вправе выставлять новые условия. Государь не вправе прямо или косвенно вмешиваться в суды гражданские и уголовные, определять их форму и наказания. Монарх должен каждый год давать народу точный отчёт об использовании общественных доходов и финансов.

2. Какие идеи эпохи Просвещения вы видите в словах императора?

— равенство всех людей не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми;

— исторический оптимизм — веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *