Что такое национальное государство в каких странах оно появилось в 18 веке
НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Понятие «национальное государство» относится к числу дискуссионных, его единого толкования не существует. В качестве синонима этого понятия часто применяют термин «государство-нация» (английский nation-state, франц. ́etat-nation), однако такой подход подчас подвергается критике. Под национальным государством нередко понимается моноэтничное, мононациональное государство, которое противопоставляется многонациональному государству. Противники такой точки зрения указывают на сложность выделения критериев нации, а также на возможность политического манипулирования при разделении государств на национальные и многонациональные. По мнению ряда учёных, понятие «национальное государство» является синонимом термина «правовое государство».
Последнее, пришедшее на смену сословному государству, отличает правовое равенство людей независимо от их этнической, сословной и иной принадлежности, одинаковое обращение со всеми членами нации. Национальное государство в этом случае противопоставляется и конкретно-историческим феодально-абсолютистским образованиям (например, империи Габсбургов), и империи как особому типу государства, строящемуся на политическом неравенстве между сообществами и индивидами. Специалисты по теории международных отношений считают характерным признаком национального государства «национальный суверенитет», под которым понимают монополию на власть внутри государства и независимость по отношению к др. акторам, действующим на международной арене. В научных кругах высказывается также мнение, что термин «национальное государство» является непродуктивным и от него следует отказаться, поскольку понятие «национальное» не отражает некое новое качество государства, а лишь характеризует его успех в формировании «единой нации».
Расходясь в интерпретации сущности национального государства, учёные придерживаются также различных взглядов на его генезис и эволюцию. Одни относят становление национального государства к XV веку и связывают его со складыванием централизованных государств и формированием национального самосознания (классическим примером, по их мнению, является Франция конца XV-XVI веков). Исследователи, стоящие на марксистских позициях, и учёные, разделяющие взгляды М. Вебера, считают возникновение национальных государств и складывание наций продуктом капиталистических отношений. Появление национального государства рассматривается ими как «нормальное» и закономерное явление стадии капиталистических развития. Историки и политологи, делающие акцент на понятии «национальный суверенитет», считают, что национальное государство возникло в середине XVI века как результат функционирования Вестфальской системы международных отношений (от названия Вестфальского мира 1648 года), закрепившей в отношениях между государствами принцип территориального суверенитета. Согласно ещё одной точке зрения, национальное государство, в котором понятия «нация» и «государство» слиты воедино, в строгом смысле слова сложилось лишь после Французской революции XVIII века.
В конце XX века в связи с окончанием «холодной войны» и развитием процессов интеграции и глобализации в научной литературе стало высказываться мнение о «размывании» национального суверенитета и «конце национального государства», начали звучать предложения рассматривать национальное государство как «исторически пройденный этап» развития человечества. Такая позиция подверглась критике со стороны приверженцев т. н. реалистической традиции в теории международных отношений, считающих, что национальное государство продолжает оставаться главным актором на международной арене. В то время как «функционалисты» и «институционалисты» (смотрите Най Дж.) рассматривают международные организации и интеграционные структуры как качественно новый феномен, пришедший на смену национального государства, «реалисты» полагают, что эти организации и структуры являются лишь формой объединения национальных государств под эгидой сильнейших из них, которым и принадлежит реальная власть как в интеграционных объединениях, так и в мире в целом.
Дополнительная литература:
Mearsheimer J.J. The False Promise of International Institutions // International Security. Winter 1994/95. Vol. 19. № 3;
Национальное государство: что это такое? // Свободное слово: интеллектуальная хроника десятилетия, 1985–1995 / Ред.-сост. А. А. Гусейнов и др. М., 1996;
Яковенко И.Г. От империи к национальному государству: (попытка концептуализации процесса) // Полис. 1996. № 6;
Evans G., Newnham R. The Penguin dictionary of international relations. L., 1998.
ruskom
Русский коммунист
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы
Рассмотрение вопроса о противоречии классических принципов формирования национальных государств и сегодняшнего их состояния не может не адресовать к истокам их зарождения. Кроме важности самого вопроса, время зарождения национальных государств настолько исторически интересно, что пропустить этот период нельзя ни по рациональным, ни по эстетическим причинам. Как не может пропустить каждый мальчишка в своей юности время, когда он увлекался парусниками, мечтал о великих морских походах, и, чего скрывать, мечтал быть великим пиратом (или охотником на пиратов).
Предпосылки для формирования национальных государств в Европе были и политическими, и экономическими и социальными. О политических мы поговорим сейчас, экономические и социальные пойдут отдельными постами. Конечно, нельзя выделить главную предпосылку, как и тяжело выделить «в чистую» каждую из этих предпосылок. Но, для классификации мы будем определять предпосылки по этим трем группам, напомнив, что они работали смешано и нет смысла выделять ведущую предпосылку.
Европу до XIII века принято называть Европой феодальной, историческую эпоху с XIII по XVII века называют эпохой Возрождения. Эпоха Возрождения содержала в себе не только расцвет интеллектуальный, художественный и культурный. Так уж исторически получилось, что именно эпоха Возрождения своим отрицанием предыдущего феодального этапа подготовила основательную почву для построения в последующие века национальных государств. Парадоксально то, что эпоха Возрождения со своим универсализмом привела к новому времени, Модерну, одним из столпов которого является специализация.
Именно в течение эпохи Возрождения в Европе вместо разрозненных, часто конфликтующих между собой феодов произошло формирование крупных, сильных, централизованных государств. Как это происходило? Главными политическими субъектами того времени были империя, церковь, вольные города и крупные протонациональные феодалы, на основании которых впоследствие сформировались национальные государства Англия, Франция, Испания, Португалия. Между этими силами находилась масса мелких феодалов, за которых и шла политическая борьба.
В политической (и отчасти, экономической) плоскости появление Лютера и Реформация была выгодна феодалам, которые могли в этом процессе изъять у церкви огромные земельные и денежные богатства. Именно поэтому германские княжества массово переходили в лютеранство. Протонациональные государства не остались в стороне от процесса, например Англия вообще конфисковала все церковное имущество в пользу короны, Франция поступила тоньше, и реквизировала многое у церкви под предлогом ее защиты от Реформации.
В результате этого процесса протонациональные государства с помощью своей военной силы, своих финансов и финансов вольных городов (читай, денег зародившейся уже тогда торговой буржуазии), процессов церковной реформации решили вопрос с феодальной раздробленностью и образовали государства с абсолютной властью монарха. Впоследствии, однако, эти государства стали национальными, урезав или уничтожив власть монарха вообще. Парадокс? Посмотрим. Читайте следующие посты.
В этой статье в основном обсуждается более конкретное определение национального государства как типично суверенной страны, в которой доминирует определенная этническая принадлежность.
СОДЕРЖАНИЕ
Сложность
Уокер Коннор обсуждает впечатления от персонажей « нация », « (суверенное) государство », «национальное государство» и « национализм ». Коннор, широко использовавший термин « этнонационализм », также обсуждает тенденцию смешивать нацию и государство и отношение ко всем государствам как к национальным государствам.
История и происхождение
По словам Андреаса Виммера и Юваля Файнштейна, национальные государства имели тенденцию возникать, когда смена власти позволяла националистам свергать существующие режимы или поглощать существующие административные единицы. Сюэ Ли и Александр Хикс связывают частоту создания национальных государств с процессами распространения, исходящими от международных организаций.
Перед национальным государством
Характеристики
«Законные государства, которые управляют эффективно и динамично развивающейся индустриальной экономикой, сегодня широко рассматриваются как определяющие характеристики современного национального государства».
Наиболее заметной характеристикой является степень, в которой национальные государства используют государство как инструмент национального единства в экономической, социальной и культурной жизни.
На практике
В некоторых случаях географические границы этнического населения и политического государства во многом совпадают. В этих случаях иммиграция или эмиграция незначительны, мало представителей этнических меньшинств и мало представителей «домашней» этнической принадлежности, проживающих в других странах.
Национальные государства, в которых одна этническая группа составляет более 85% населения, включают следующее:
Бесчисленные конфликты возникают там, где политические границы не совпадают с этническими или культурными границами.