Что такое национальное законодательство

Федеральный закон от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О национально-культурной автономии

Принят Государственной Думой 22 мая 1996 года

Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года

(В редакции федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 10.11.2003 № 136-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.11.2005 № 146-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 09.02.2009 № 11-ФЗ, от 09.02.2009 № 14-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 04.11.2014 № 336-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

Статья 2. Принципы национально-культурной автономии

Национально-культурная автономия основывается на принципах:

свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;

самоорганизации и самоуправления;

многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии;

сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;

уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;

Статья 3. Правовое регулирование национально-культурной автономии

Правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

(Статья в редакции Федерального закона от 10.11.2003 № 136-ФЗ)

Статья 4. Права национально-культурной автономии

Национально-культурная автономия имеет право:

получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов; (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 336-ФЗ)

обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;

создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

создавать частные образовательные организации и научные организации, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;

устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.

Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.

Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.

ГЛАВА II. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ. ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ

Статья 5. Организационные основы национально-культурной автономии

Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий.

Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной. (В редакции Федерального закона от 10.11.2003 № 136-ФЗ)

Местные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. (В редакции Федерального закона от 10.11.2003 № 136-ФЗ)

Региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями. (В редакции Федерального закона от 10.11.2003 № 136-ФЗ)

Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. (В редакции Федерального закона от 10.11.2003 № 136-ФЗ)

Федеральные, региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Порядок образования, государственной регистрации, реорганизации и (или) ликвидации национально-культурной автономии

Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами.

Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.

Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.

Национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.

Государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.

Федеральный орган исполнительной власти в области государственной регистрации осуществляет ведение реестра национально-культурных автономий. Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 10.11.2003 № 136-ФЗ)

Статья 7. Консультативные советы по делам национально-культурных автономий

(Наименование статьи в редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, при котором создается консультативный совет по делам национально-культурных автономий, действующий на общественных началах. (В редакции Федерального закона от 30.11.2005 № 146-ФЗ)

Консультативный совет по делам национально-культурных автономий: (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

осуществляет согласование деятельности национально-культурных автономий, содействует установлению и укреплению связей между ними;

представляет и защищает в органах государственной власти Российской Федерации культурные и социальные интересы этнических общностей, находящихся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории; (В редакции Федерального закона от 10.11.2003 № 136-ФЗ)

участвует в подготовке программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры, проектов нормативных правовых актов, а также в подготовке других решений, затрагивающих права и законные интересы граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, находящимся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории; (В редакции федеральных законов от 10.11.2003 № 136-ФЗ; от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

осуществляет консультирование Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по национальным проблемам граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, находящимся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории. (В редакции Федерального закона от 10.11.2003 № 136-ФЗ)

Консультативный совет по делам национально-культурных автономий состоит из делегированных на определенный срок представителей каждой федеральной национально-культурной автономии. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

При органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований.

ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО (РОДНОГО) ЯЗЫКА

Статья 8. Государственная защита национальных (родных) языков

Российская Федерация обеспечивает социальную, экономическую и правовую защиту национальных (родных) языков на территории Российской Федерации.

Право граждан Российской Федерации на сохранение, развитие национального (родного) языка, свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Обеспечение права на сохранение и развитие национального (родного) языка

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечивают проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных (родных) языков;

оказывают организационную и иную поддержку национально-культурным автономиям в разработке и реализации государственных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут содействовать национально-культурным автономиям в: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

издании книг, выпуске периодической печати, организации телерадиовещания, создании средств массовой информации как на русском, так и на национальных (родных) языках;

обмене теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между субъектами Российской Федерации, а также между Российской Федерацией и иностранными государствами.

Статья 10. Право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения

Граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 11. Обеспечение национально-культурными автономиями права на выбор языка воспитания и обучения и на получение основного общего образования на национальном (родном) языке

В целях обеспечения права на выбор языка воспитания и обучения и на получение основного общего образования на национальном (родном) языке национально-культурные автономии могут:

создавать частные дошкольные образовательные организации или группы в таких организациях, обучение и воспитание в которых осуществляются на национальном (родном) языке;

создавать частные общеобразовательные организации, частные профессиональные образовательные организации и частные образовательные организации высшего образования, обучение в которых осуществляется на национальном (родном) языке;

учреждать иные частные образовательные организации, обучение в которых осуществляется на национальном (родном) языке;

участвовать в разработке образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, созданными национально-культурными автономиями, издавать учебники, учебные пособия и другую учебную литературу, необходимые для обеспечения права на получение образования на национальном (родном) языке;

вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, органы местного самоуправления муниципальных округов, органы местного самоуправления городских округов о создании классов, учебных групп в государственных и муниципальных образовательных организациях, обучение в которых осуществляется на национальном (родном) языке, а также государственных и муниципальных образовательных организациях, в которых осуществляются обучение на государственном языке Российской Федерации и углубленное изучение национального (родного) языка, национальной истории и культуры; (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 114-ФЗ)

участвовать в соответствии с законодательством об образовании в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, а также примерных основных образовательных программ, реализуемых на национальном (родном) языке и иных языках;

организовывать подготовку и дополнительное профессиональное образование педагогических и иных работников для частных образовательных организаций;

заключать договоры с неправительственными организациями за пределами Российской Федерации о создании условий для реализации права на получение образования на национальном (родном) языке, в частности договоры о подготовке педагогических работников, об обеспечении учебно-методическими материалами, учебниками и учебными пособиями, художественной литературой и аудиовизуальными средствами обучения на национальном (родном) языке;

осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации другие мероприятия по обеспечению права на выбор языка воспитания и обучения и на обучение на национальном (родном) языке.

Частные образовательные организации, осуществляющие

Источник

Национальное законодательство РФ

В 1970-х годах в СССР разрабатывались несколько проектов закона о международном частном праве, но до сегодняшнего дня данный закон в России отсутствует. В российской правовой системе существует кодификация между отраслями. В кодексах, Гражданском разд. VI, Семейном разд. VII, Гражданско-процессуальном разд.V, Торгового мореплавания разд. XXVI, Административно-процессуальном гл. 31-33, имеются статьи и разделы, которые регулируют международные отношения частного права.

Глава «Пременимое право» КТМ объясняет действие коллизионных норм в отношении флага судна, столкновения судов, загрязнения морей, которые складывались на протяжении истории международного торгового мореплавания. Семейный кодекс имеет главу «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства». Здесь определяются нормы брачно-семейных отношений.

Гражданский кодекс РФ является основным документом, регламентирующим международно-правовые отношения. Три главы IV раздела группируют нормы общего плана, применяемые при определении правового положения лиц, применяемые к отношениям имущественного и неимущественного характера.

Общие положения применения норм иностранного права

В гл. 66 ГК РФ изложены положения, носящие общий характер, касающиеся прав иностранных граждан на территории России ст. 1186-1194:

В данном документе легализована, вытекающая из доктрины, конструкция «отношение, осложненное иностранным элементом». Тем не менее это понятие в разных документах трактуется по-разному. Некоторые страны вообще отказались от понятия «иностранный элемент» в МЧП.

Принцип примата международного права лежит в основе коллизионного метода регулирования национального законодательства. Это означает, что нормы международного права выше, чем национальные, и при возникновении конфликта между государством и международным договором преимущество имеет международный договор.

Нормы российского права также включаются при установлении норм применимого права. Если это сделать невозможно, применяется право той страны, с которой определенный вид отношений наиболее связан. Понятие «наиболее тесной связи» является существенным прорывом в области отечественного права.

В ст. 1192 внимание обращено на понятие «императивные нормы». Нормы применяются в обязательном порядке независимо от коллизионной нормы или нормы, выбранной сторонами договора. Суд может руководствоваться и императивными нормами другой страны, если отношения находятся в тесной связи. Определения императивных норм в отечественном законодательстве нет.

Оговорка о публичном порядке

В оговорке о публичном порядке подчеркнуты основания для отказа в применении иностранного права:

В других документах оговорка о публичном порядке трактуется по иному, в связи с этим возникают трудности. Непонятно, как суд должен применять оговорку о публичном порядке в случаях брачно-семейных отношений. Например, усыновления детей российскими гражданами за границей. В Семейном кодексе нет таких регулятивных норм. Следует использовать ст. 1193 ГК РФ, исходя из смысла, но СК РФ является специальным документом, регламентирующим определенный вид отношений частного права. По принципу lex specialis derogat lex generalis (закон последующий отменяет закон предыдущий) применять нужно статью из СК РФ.

Нормы публичного порядка в СК РФ присутствуют, но они имеют формулировку, отличную от норм ГК РФ. В Семейном кодексе не указано, что исключительный случай является основанием для отказа от применения норм иностранного права. Проблема оговорки о публичном порядке наиболее часто встречается в регулировании семейно-брачных отношений, связанных с правопорядком другого государства.

В Советском Союзе действовал принцип определения национальной принадлежности юридических лиц, он же закреплен в ГК РФ. Национальность юридического лица устанавливается по месту его регистрации. Современный экономический оборот требует другого подхода, распространены оффшорные компании и т.д. Так по законам России все компании, учрежденные за границей, будут иностранными.

Вещные права определяются на основе норм императивного коллизионного характера. В ГК РФ общие принципиальные особенности по праву собственности сохранены. Право собственности на имущество определяется по праву страны места нахождения имущества. В ст. 1206 оговорены специальные подходы к применению вещных прав.

Гибкая коллизионная привязка действует в тех случаях, если стороны не договорились о применимом праве. Действует право государства, с которым договор наболее тесно связан. Это может быть место жительства, место деятельности стороны, осуществляющей исполнение.

Если в договор включены международные термины торгового оборота, к сторонам будет применяться обычаи делового оборота.

Недостатки отраслевой кодификации МЧП

Большинство отечественных ученых утверждают, что российская кодификация МЧП не устранила существующих проблем, а во многих случаях даже усложнила их разрешение.

В национальном законодательстве как источнике международного частного права существуют разрозненность и множественность. Это касается прав интеллектуальной собственности, трудовых, валютных, земельных, транспортных, таможенных отношений. Необходим единый акт, который охватывал бы все стороны отношений, связанных с иностранным правом. Включение МЧП в Гражданский кодекс привело к тому, что сфера действия МЧП трактуется произвольно и искаженно.

Отдельный закон будет иметь положения, не относящиеся к отдельным видам отношений, а общие нормы, которые не будут повторяться в разных законодательных актах.

Сегодня оговорка о публичном праве дублируется в Гражданском, Семейном, Административно-процессуальном и Гражданско-процессуальном кодексах РФ; установление содержания иностранного права в Гражданском, Семейном, Административно-процессуальном. При этом положения имеют разные трактовки. Практически у всех законодательных актов, касающихся МЧП имеются пробелы и недоработки. К основным недостаткам можно отнести: размытые формулировки, наличие «отсылочных» и «бланкетных» коллизионных норм, отсутствие регулятивных норм валютных, земельных, трудовых отношений.

Вместе с этим следует сказать, что российское законодательство по МЧП довольно устойчиво. Незначительное количество изменений вносилось в период с 1997 года по настоящее время.

В Концепции развития гражданского законодательства РФ говорится о том, что коллизионное регулирование не так быстро меняется, как материально-правовая регламентация. На практике подтверждена правильность основных подходов российских законодателей. Однако развитие положений раздела Международного частного права и их коррекция необходимы. Например, в регламентах ЕС Рим I и Рим II воплощен ряд новых подходов, представляющих серьезный интерес с точки зрения совершенствования российского законодательства.

Внесение изменений и дополнений в раздел нужно для того, чтобы:

Необходим сопоставительный анализ норм МЧП в разных документах, в случае необходимости приведение их к единообразию. Большие изменения для внесения в ГК РФ подготовлены Советом при Президенте РФ. Они не приведут к принятию закона о МЧП, но изменят многие положения в лучшую сторону.

Полномасштабная кодификация МЧП, которой придерживается большинство развитых стран, имеет массу преимуществ перед отраслевой. В ней меньше пробелов, нет взаимных отсылок, она конкретна и объективна. К сожалению, российские законодатели решили вновь опираться на межотраслевую кодификацию МЧП.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *