Что такое нация история 8кл
Вопросы по истории 8 класс учебник Юдовская, Баранов параграф 3
Вспомните, когда появились национальные государства.
1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились?
Нация- это определённая человеческая общность, которая объединена общей для всех землёй, язык общения внутри этой общности идентичен, культурные ценности этого народа имеет одинаковый смысл и значение.
Англичане, французы, немцы, итальянцы представляли себя, как верхушка всего европейского общества. Они считали себя более развитыми и крепкими в плане национального достоинства. Предметом их гордости являлась многовековая история их наций и древние корни их родов.
2. Что изменилось в положении сословий в XVIII в.?
Дворянство и духовенство в 18 веке получили ещё большее количество привилегий. Эти два сословия и раньше не бедствовали, но в период экономического подъема в Европе они обрели ещё более выгодное положение. Сословием торговцев в условиях подъема экономики постепенно перерождалось в буржуазное сословие. Ничего не изменилось лишь в положении крестьян и мелких ремесленники. Они по-прежнему зависли от дворян, а также находились в их подчинении.
3. Для чего была нужна политика просвещённого абсолютизма?
Политика просвещённого абсолютизма в 18 веке была нужна для модернизации и развития европейских стран. Благодаря ей было покончено с феодализмом, свойственным средним века. Европа была направлена на капиталистический тип развития экономики. Монархи ведущих европейских держав издавали новые законы которые помогали развиваться их странам. Повсеместно проводились реформы, оптимизирующие управление в соответствии с просветительскими учениями того времени. Стабилизировалось внутреннее положение общества в странах. Бунты и возмущения предотвращались. В ряде новых целей достижения для общества стояли всеобщее равенство, право владеть частной собственностью, свобода членов общества, неприятие любых форм насилия.
4. В какой стране реформы были реализованы наиболее полно?
Пруссия стала страной, в которой в наиболее полной мере были реализованы реформы просвещённого абсолютизма.
1. Что послужило причиной складывания наций?
Возможно, потому что в народах было слишком много членов общества, вот они и решились разбиться на большие группы, то есть на нации.
2. Каковы были последствия этого явления?
Все стали организовывать свои законы и правила, стали общаться на разных языках.
3. Чем национальное государство отличается от существовавшего до него? Запишите ответ в тетради в виде таблицы.
В национальных государствах, все общаются на одном языке, у каждого жителя своей нации свои государственные законы и правила, а раньше, все общались на одном языке, у них не было правил, раньше были родовые общины, в которых жили только близкие и дальние родственники.
4. Используя Интернет и другие источники, подготовьте рассказ о реформах просвещённого абсолютизма в одной из стран.
5. Сравните реформы просвещённого абсолютизма в различных странах.
Из книги аббата Э. — Ж. Сийеса «Что такое третье сословие?» (1789)
1. Как Сийес доказывает ненужность привилегированных сословий?
2. Как вы считаете, к каким переменам в обществе призывал автор?
Из текста императора Леопольда II «Изложение политических принципов» (1790)
1. Как Леопольд II в новых условиях видел права и обязанности государя?
2. Какие идеи эпохи Просвещения вы видите в словах императора?
ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § Стр 45
Вопросы в конце параграфа
1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились?
Нация – историческая общность людей, объединенная – в зависимости от страны – общей историей, культурой, языком, верой, территорией, правителем и т.д.
Становлению английской нации способствовали Столетняя война, возникновение англиканской церкви, веры в то, что англичане – это избранный богом народ. Англичане привыкали к тому, что они лишь часть нового королевства Великобритания, и учились им гордиться. Они прославляли свои язык и культуру, научные достижения и успехи в торговле.
Французская нация формировалась в тесной связи с понятиями «государство» и «родина». Эта нация воспринималась как территориальная и политическая общность, но у всех, кто входит в нацию, есть свои права, они равны между собой. Своей миссией образованные французы считали задачу нести свет культуры остальному миру.
Итальянцы видели себя наследниками Древнего Рима, жителями единой Италии, которой только предстоит вновь возникнуть на географической карте, возродиться. Они гордились своим культурным превосходством.
Немцы поднимали на щит общую историю, восходящую к древним германцам, жившим в лесах во времена Римской империи. В ранее Новое время сформировалась мысль о превосходстве немецкого языка как самого древнего и богатого. Немецким национальным характером считали особый набор существовавших с древности моральных качеств – простоту, чистоту, верность, мужественность.
2. Что изменилось в положении условий в XVIII в.?
Дворянство оставалось самым влиятельным сословием. Вследствие революции цен провинциальное дворянство повсеместно сталкивалось с финансовыми трудностями. Переход к бюрократии отодвигал его от управления на местах, приход капитализма в деревню разрушал традиционный сеньориальный порядок. Дворянство постепенно утрачивало свою историческую роль и осваивало новые роли. Буржуазия – верхний слой третьего сословия – богатела за счет активизации торговли, развития мануфактур, а затем и фабрик, а на селе – за счет капиталистической аренды. Разоряясь, крестьяне превращались в наемных работников на селе или перемещались в города, где пополняли число слуг. В городах росла численность плебса – горожан, не обладавших политическими правами.
3. Для чего была нужна политика просвещенного абсолютизма?
Политика просвещенного абсолютизма нужна была для модернизации экономической и политической системы общества, что наталкивалось на сопротивление традиций. Идеи Просвещения провозглашали отказ от традиций, что позволяло изменить основы государственного, экономического и общественного строя.
4. В какой стране реформы были реализованы наиболее полно?
Наиболее полно реформы были реализованы в Пруссии, где монархом был Фридрих II, сторонник идей Просвещения и наиболее активно их использовавший.
Стр. 45. Подумайте
1. Что послужило причиной складывания наций?
Причиной складывания наций послужила необходимость внутреннего единства в государствах Европы. Складывание национальной идеи стало основой формирования наций.
2. Каковы были последствия этого явления?
Национальные идеи сыграли огромную роль в складывании единых национальных государств, подтолкнули немцев и итальянцев к объединению в рамках своих национальных государств, которое произойдет уже в XIX в.
3. Чем национальное государство отличается от существовавшего до него? Запишите ответ в тетради в виде таблицы.
Линии сравнения | Средневековые государства | Национальные государства |
---|---|---|
Носитель верховной власти | Светская власть принадлежала императору, духовная – папе римскому | Верховная власть в руках монарха |
Границы государства | Не существовало четких границ, многие государства состояли из разрозненных областей и территорий | Четкие границы государства, окруженные иными государствами той же природы |
Основы государственных интересов | Расширение государства в пространстве | Борьба с привилегиями отдельных провинций, с дворянской вольницей, с могущественными аристократами |
Особенности государства | В государствах и провинциях существовали свои законы, армии, налоги и повинности, денежные системы | Унификация законодательства, налоговой, финансовой системы |
Язык государства | Латынь | Национальные языки |
4. Используя Интернет и другие источники, подготовьте рассказ о реформах просвещенного абсолютизма в одной из стран.
В силу разного рода причин «просвещенный абсолютизм» наиболее полное свое выражение получил в германских государствах – в Пруссии, Бадене, Баварии, Австрии. В Пруссии преобразования в направлении «просвещенного абсолютизма» приобрели двойное воплощение: и в государственных реформах и в изменении политического режима правления. Последнее было для XVIII в. не менее значимым, чем конкретные правовые преобразования, однако этот режим был связан только с личностными качествами прусского короля Фридриха II.
В правление Фридриха II завершилась централизация высшего управления. Сформировались полновесные ведомства высшей администрации, которые охватили новые сферы центрального государственного регулирования. Высшим административным органом номинально сохранялся Генерал-директорат (финансовых, военных и домениальных дел), учрежденный еще в 1722 г. В нем наряду с четырьмя территориальными департаментами (по историческим областям королевства) возникли несколько специализированных: торговли и ремесел (1740), военного управления (1746), акцизов и таможен (1766), горного дела и металлургии (1768), лесной (1771). Управление было полностью освобождено от остатков сословно-провинциального управления с тем, чтобы в нем единственным началом была централизованная законность. Было упорядочено верховное управление монарха. При короле сложился постоянный кабинет из нескольких секретарей (после 1763 г. – 6 секретарей), каждому из которых поручались дела собственного направления. Практика королевских кабинет-указов постепенно вводилась в правовые границы – с тем, чтобы не нарушать обычной работы учреждений (если она не нарушала новых политических представлений о «справедливости» и «гражданской вольности»).
В социально-правовой сфере законодательство «просвещенного абсолютизма» стремилось упорядочить сословный строй, закрепив каждому сословию его собственные полезные для государства и общества занятия, а вместе с тем права и привилегии. За дворянством были сохранены привилегии на доступ к военной и гражданской государственной службе. Офицерами в армии могли быть только потомственные дворяне. За дворянством закреплялись исключительные вотчинные права, вместе с тем им запрещались занятия торговлей и финансовыми спекуляциями. Как на особое почетное сословие на дворян была возложена повышенная ответственность за разного рода «позорные» преступления и моральные правонарушения. Запрещалось продавать родовые имения в руки недворян. Для поощрения дворянских занятий аграрным производством были организованы специальные банки, а также провинциальные кредитные общества, где давались займы исключительно под залог поместий. За городским сословием было признано исключительное право торговли и промышленных предприятий. Для поддержания отечественной промышленности законодательно были установлены повышенные таможенные и торговые пошлины на импорт. В экономической политике в целом возросло значение протекционизма. В 1763 – 1765 гг. по личной инициативе короля были предприняты попытки видоизменить формы крепостной зависимости, однако реализовать удалось только частичные ограничения на размеры крестьянских повинностей в пользу землевладельцев. В 1777 г. были закреплены законодательно права владения и наследования земель для крестьян королевского домена.
5. Сравните реформы просвещенного абсолютизма в различных странах.
Линии сравнения | Крупнейшие деятели | Основные реформы |
---|---|---|
Пруссия | Фридрих Вильгельм I, Фридрих II | Провозглашение равенства всех сословий перед законом; судебная реформа, провозглашение принципа веротерпимости; отмена цензуры |
Держава австрийских Габсбургов | Мария Терезия, Иосиф II | Кодификация законов, начало разделения судебной и административной власти, ограничение феодальной власти помещиков; закон о печати (отмена цензуры); освобождение крестьян от крепостной зависимости, реформы судопроизводства |
Испания | Карл III | Установление свободы хлебной торговли, восстановление флота, основание учебных учреждений |
Великое герцогство Тосканское | Леопольд II | Издание конституции, отмена смертной казни |
Все реформы проводились в духе просвещенного абсолютизма. Проводились реформы управления государством, проводилась кодификация законов, отменялась цензура, активно проводилась политика в области просвещения.
Реформы не затронули или лишь косвенно экономическую и социальную сферу, так как основное внимание уделялась изданию законов в духе времени. Там, где были предприняты попытки внести изменения в социальную сферу, было встречено сопротивление, и все действия сошли на нет.
Стр. 45. Из книги аббата Э.-Ж. Сийеса «Что такое третье сословие?» (1789)
1. Как Сийес доказывает ненужность привилегированных сословий?
Сийес считает, что без привилегированного сословия все самое трудное служение обществу берет на себя третье сословие; высшие должности замещались бы несравненно лучше.
2. Как вы считаете, к каким переменам в обществе призывал автор?
Автор призывает к избавлению от привилегированного сословия, формированию нации из третьего сословия, которое должно привести к процветанию государства.
1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились?
2. Что изменилось
в положении сословий в XVIII в?
3. Для чего была нужна политика просвещенного абсолютизма?
4. В какой стране реформы были реализованы наиболее полно?
1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились?
Нация- это определённая человеческая общность, которая объединена общей для всех землёй, язык общения внутри этой общности идентичен, культурные ценности этого народа имеет одинаковый смысл и значение.
Англичане, французы, немцы, итальянцы представляли себя, как верхушка всего европейского общества. Они считали себя более развитыми и крепкими в плане национального достоинства. Предметом их гордости являлась многовековая история их наций и древние корни их родов.
2. Что изменилось в положении сословий в XVIII в?
Дворянство и духовенство в 18 веке получили ещё большее количество привилегий. Эти два сословия и раньше не бедствовали, но в период экономического подъема в Европе они обрели ещё более выгодное положение. Сословием торговцев в условиях подъема экономики постепенно перерождалось в буржуазное сословие. Ничего не изменилось лишь в положении крестьян и мелких ремесленники. Они по-прежнему зависли от дворян, а так же находились в их подчинении.
3. Для чего была нужна политика просвещенного абсолютизма?
Политика просвещённого абсолютизма в 18 веке была нужна для модернизации и развития европейских стран. Благодаря ей было покончено с феодализмом, свойственным средним века. Европа была направлена на капиталистический тип развития экономики. Монархи ведущих европейских держав издавали новые законы которые помогали развиваться их странам. Повсеместно проводились реформы, оптимизирующие управление в соответствии с просветительскими учениями того времени. Стабилизировалось внутреннее положение общества в странах. Бунты и возмущения предотвращались. В ряде новых целей достижения для общества стояли всеобщее равенство, право владеть частной собственностью, свобода членов общества, неприятие любых форм насилия.
4. В какой стране реформы были реализованы наиболее полно?
Пруссия стала страной, в которой в наиболее полной мере были реализованы реформы просвещённого абсолютизма.
Нация в обществознании что такое, определение понятия с примерами кратко (8 класс)
В современном мире насчитывается более 2 тысяч наций и народностей. Люди, относящиеся к ним, говорят на разных языках, сохраняют специфические традиции, обладают уникальной культурой. Часто к нации относят представителей отдельно взятого государства. Рассмотрим, что такое нация, как она появляется, какими могут быть отношения между представителями разных наций.
Понятие нации
В науке выделяется два толкования термина «нация». Кратко рассмотрим каждое из них.
Рис. 1. Представители разных наций.
Как складывается нация
Первой в истории человечества общностью людей считается род. Он объединял кровных родственников. Тяжёлые условия проживания способствовали тому, что представители разных родов стали объединяться в племена. Такой уклад жизни был характерен для первобытного общества.
Рис. 2. Первобытные люди.
Со временем племена стали объединяться в государства, вырабатывая при этом общий язык, схожие традиции. Так зародились государства. Территориальное объединение народностей, их сближение в экономике и культуре способствовало образованию наций.
Межнациональные отношения
Под межнациональными отношениями понимаются отношения между представителями разных наций в рамках одного государства или отношения между жителями разных стран. Их развитие может сопровождаться сотрудничеством или конфликтами.
Выделяются следующие формы мирного взаимодействия:
Межнациональный конфликт — это противостояние наций. Причин можно выделить множество. Наиболее распространённые из них:
Рис. 3. Война.
От того, каким образом разрешаются конфликты между государствами, зависит благополучие всего мира.
Что мы узнали?
Нации, изучаемые в 8 классе, — это этнические общности людей, проживающих на одной территории, имеющих общий язык, культуру, традиции. Они складывались в течении длительного времени. Между нациями могут быть отношения мирного сотрудничества или противостояния.
Нации и межнациональные отношения
Что в тексте Конституции нашей страны означают слова «многонациональный народ России»?
Как определяется национальность человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?
На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племён. Среди них есть многочисленные и малочисленные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят в состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.
Этнос, нация, национальность
Вероятно, вы не раз слышали слово «национальность». Оно означает осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической (от греч. ethnos — народ) общности. Собственно, важнейшим признаком такой общности как раз и является сознание общей культурной идентичности (слово «идентичный» происходит от латинского слова, означающего «тождественный, одинаковый»), использование её членами общего языка, приверженность общим традициям.
Слово «нация» тоже нередко используется для обозначения этноса (в этом случае можно употреблять термин «этно- нация»). Однако правильнее словом «нация» (гражданская нация) обозначать всех граждан определённой страны, независимо от их этнических различий. Во многих странах проживают люди, принадлежащие к различным этническим группам. Но всех граждан, например, США, говорящих не только на английском языке, но и на испанском или на языках индейцев, а также на других языках, принято считать американской гражданской нацией.
Из курса истории вы знаете, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления государств (в период рабовладельческого и феодального обществ) складываются народности; на основе усиления межплеменных связей и смешения племён формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность. Развитие экономических связей внутри народности и между народностями, их сближение в границах тех или иных государств, гражданами которых они становились, привело к их превращению в нации. Люди, принадлежащие к одной гражданской нации, объединены экономическими и культурными связями, проживанием на территории определённого государства, которое они признают своим отечеством.
Сотрудничество и взаимопонимание между народами, достигнутое в любой многонациональной стране, — великое завоевание, которое нужно всячески сохранять.
Общепризнано, что Российская Федерация — одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста пятидесяти народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В преобладающем большинстве народы нашей страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. В России благодаря объединяющей роли русского народа сохранилось уникальное единство и многообразие, духовная общность и сотрудничество различных народов. Сложился многонациональный народ Российской Федерации, который становится единой российской нацией. Присущее россиянам чувство принадлежности к своей стране — России, к российскому народу есть проявление их национальной идентичности.
Фрагмент из работы российского учёного В. А. Тишкова:
«Пока мы не начнём наряду с понятием «народы России» утверждать понятие «российский народ», ничего путного не получится. Речь идёт не о том, чтобы переделать татар или бурят в россиян, и тем более в русских. Задача ответственных экспертов, учёных и педагогов — терпеливо и настойчиво объяснять, что «российскость» как идентичность и российский народ-нация не результат внутренней унификации, а естественное наложение более широкой историко-культурной и социально- политической идентичности на множество внутренних этнокультурных различий, которые существуют среди населения страны».
Как видим, любой россиянин может одновременно сознавать себя принадлежащим как к одному из многочисленных этносов, так и к более широкой общности — российскому народу-нации.
Отношения между нациями
История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали кровавые распри. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На Ближнем Востоке многие годы происходят вооружённые столкновения между арабами и израильтянами. Нередки национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде. Затяжной конфликт происходил между народами бывшей Югославии, что повлекло за собой гибель множества её граждан и распад этой страны на несколько небольших государств. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР.
Мечтой лучших людей всех времён и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии, в котором, как писал А. С. Пушкин, «народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».