Что такое натурная материальная модель
«Понятие модели; модели натурные и информационные. Виды информационных моделей»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Понятие модели; модели натурные и информационные.
Виды информационных моделей»
познакомить с правилами поведения, гигиеной и охраной труда в компьютерном классе; ввести понятия «моделирование», «формализация», «визуализация».
обеспечить усвоение учащимися понятий “модель”, “моделирование”;
рассмотреть различные классификации моделей;
сформировать у учащихся понятие «информационная модель»;
научить учащихся описывать информационные модели;
содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
развивать у учащихся умения анализировать, выделять существенные признаки и свойства объектов.
осуществление эстетического воспитания;
способствовать обогащению внутреннего мира школьников.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
правила поведения в компьютерном классе;
правила использования компьютерной техники;
основные понятия “модель”, “моделирование”;
зависимость между правильным выбором модели и получением верного результата
что такое моделирование;
понятия «модель», «материальная (натурная) модель», «информационная модель»;
что такое формализация;
что такое визуализация.
Учащиеся должны уметь:
работать с одним из браузеров по поиску требуемой информации в Интернете;
приводить примеры моделирования;
приводить примеры информационных и натурных моделей объектов; приводить примеры различных моделей;
знать отличительные признаки различных моделей;
классифицировать модели по различным признакам.
В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое.
Вопросы, на которые мы сегодня будем искать ответы:
Для чего нужны модели?
Что такое моделирование?
Как классифицируют модели?
Изучение нового материала:
С понятием “модель” мы сталкиваемся с детства. Игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками равно как и плюшевый медвежонок или кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т.д.).
Почему не исследовать сам оригинал?
К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект либо велик (Солнечная система), либо очень мал (атом), когда процесс протекает очень быстро (двигатель внутреннего сгорания), или очень медленно (геологические модели), исследования очень дороги (запуск ракеты), в реальном времени оригинал уже не существует (теория вымирания динозавров).
— копии архитектурных зданий;
— копии художественных сооружений;
— модель атома водорода или солнечной системы;
1) Моделирование, при котором в модели узнается моделируемый объект, то есть натурная (материальная) модель всегда имеет визуальную схожесть с объектом-оригиналом.
2) Создание математических формул, описывающих форму или поведение объекта-оригинала.
3) Моделирование, при котором в модели узнается какой-либо отдельный признак объекта-оригинала.
4) Совокупность данных, содержащих текстовую информацию об объекте-оригинале.
5) Создание таблицы, содержащей информацию об объекте-оригинале.
Вариант 4
1. Информационной моделью объекта нельзя считать:
1) Описание объекта-оригинала с помощью математических формул.
2) Другой объект, не отражающий существенных признаков и свойств объекта-оригинала.
3) Совокупность данных в виде таблицы, содержащих информацию о качественных и количественных характеристиках объекта-оригинала.
4) Описание объекта-оригинала на естественном или формальном языке.
5) Совокупность записанных на языке математических формул, описывающих поведение объекта-оригинала.
1) Созданная из какого-либо материала модель, точно отражающая внешние признаки объекта-оригинала.
2) Описание в виде схемы внутренней структуры изучаемого объекта.
3) Совокупность данных, содержащих информацию о количественных характеристиках объекта и его поведении в виде таблицы.
4) Совокупность записанных на языке математики формул, отражающих те или иные свойства объекта-оригинала или его поведение.
5) Последовательность электрических сигналов.
3. К числу математических моделей относится:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Полицейский протокол.
2) Правила дорожного движения.
3) Формула нахождения корней квадратного уравнения.
4) Кулинарный рецепт.
5) Инструкция по сборке мебели.
4. К числу документов, представляющих собой информационную модель управления государством, можно отнести:
2) Географическую карту России.
3) Российский словарь политических терминов.
5) Список депутатов государственной Думы.
5. К информационной модели, описывающей организацию учебного процесса в школе, можно отнести:
2) Расписание уроков.
3) Список учащихся школы.
4) Перечень школьных учебников.
5) Перечень наглядный учебный пособий.
6. Динамической (описывающей изменение состояния объекта) моделью является:
1) Формула химического соединения.
2) Формула закона Ома.
3) Формула химической реакции.
4) Закон всемирного тяготения.
7. Информационной моделью, которая имеет табличную структуру, является:
1) Файловая система компьютера.
2) Расписание авиарейсов.
3) Генеалогическое древо семьи.
4) Функциональная схема компьютера.
5) Модель компьютерной сети Интернет.
8. Информационной моделью, которая имеет сетевую структуру, является:
1) Файловая система компьютера.
2) Таблица Менделеева.
3) Генеалогическое древо семьи.
4) Модель компьютерной сети Интернет.
5) Расписание движения поездов.
5) Все перечисленное выше
10. Расписание движения поездов может рассматриваться как пример:
1) Натурной (материальной) модели.
2) Математической модели.
3) Графической модели.
4) Компьютерной модели.
5) Табличной модели.
11. Географическую карту следует рассматривать скорее всего как:
1) Математическую информационную модель.
2) Знаковую информационную модель.
3) Табличную информационную модель.
4) Графическую информационную модель.
5) Натурную (материальную) модель.
Целями моделирования можно считать
1) Исследование оригинала
5) Клонирование объекта
13. Статическими моделями являются:
1) Формула вещества.
2) История болезни пациента
3) Формула химической реакции.
4) Закон всемирного тяготения.
14. Модели по области применения можно разделить на:
15. Динамическими моделями являются:
1) Модель землетрясения
2) История болезни пациента
3) Уравнение химической реакции.
5) Географическая карта
Ответы:
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | |
1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | 4 | 4 | 4 | 4 |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | 2 | 1 | 2 | 1 |
5 | 3 | 2 | 3 | 2 |
6 | 3 | 3 | 3 | 3 |
7 | 2 | 4 | 4 | 2 |
8 | 4 | 3 | 3 | 4 |
9 | 2 | 1 | 1 | 2 |
10 | 5 | 3 | 3 | 5 |
11 | 1 | 4 | 1 | 4 |
12 | 3 | 1,2,3,4 | 3 | 1,2,3,4 |
13 | 2 | 1,4,5 | 2 | 1,4,5 |
14 | 2 | 1,2,3 | 2 | 1,2,3 |
15 | 1 | 1,2,3 | 1 | 1,2,3 |
Критерий оценки:
— оценка «5» выставляется студенту, если студент набрал баллы: от 13 до 15;
— оценка «4» выставляется студенту, если студент набрал баллы: от 10 до 12;
— оценка «3» выставляется студенту, если студент набрал баллы: от 7 до 9;
— оценка «2» выставляется студенту, если студент набрал баллы ниже 7.
Тест по теме 1.2 «Классификация моделей»
1. Что человечество использует и создает в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной)?
2) модели окружающего мира
3) умственные способности
2. Что позволяют представить модели в наглядной форме?
1) объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия
2) бытовые предметы
3. Для чего модели имеют чрезвычайно важную роль?
1) для наблюдения за погодой
2) для проектирования и создания различных технических устройств и механизмов
3) для приготовления пищи
4. Без чего невозможно развитие науки, отражающее строение, свойства и поведение реальных объектов?
1) без теоретических моделей
3) без научных знаний
5. С помощью чего проверяется истинность теоретических моделей, т. е. их соответствие с законами реального мира?
1) с помощью наблюдений
3) с помощью опытов и экспериментов
6. Что такое моделирование?
1) метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
2) создание новых моделей одежды
3) процесс изменения окружающего мира
7. Что не может заменить модель?
8. Из чего состоит окружающий нас мир?
1) из атомов и молекул
2) из объектов, имеющих разнообразные свойства
3) из органических веществ
9. Какой важный признак есть у системы?
2) целостное функционирование
3) независимая работа одной части от другой
10. Чем характеризуется состояние системы?
2) ее структурой, т. е. составом и свойствами элементов
3) ее отдельной составляющей
Вариант 2
1.Что такое статическая информационная модель?
1) модель, описывающая состояние системы в данный момент
2) модель, описывающая нахождение системы в пространстве
3) модель, описывающая качества системы
2. Что такое динамическая информационная модель?
1) модель, описывающая нахождение системы в пространстве
2) модель, описывающая составляющие системы
3) модель, описывающая процессы изменения и развития системы
3. Что человечество использует и создает в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной)?
5) модели окружающего мира
6) умственные способности
4. Что позволяют представить модели в наглядной форме?
4) объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия
5) бытовые предметы
5. Для чего модели имеют чрезвычайно важную роль?
4) для наблюдения за погодой
5) для проектирования и создания различных технических устройств и механизмов
6) для приготовления пищи
6. Без чего невозможно развитие науки, отражающее строение, свойства и поведение реальных объектов?
4) без теоретических моделей
6) без научных знаний
7. С помощью чего проверяется истинность теоретических моделей, т. е. их соответствие с законами реального мира?
4) с помощью наблюдений
6) с помощью опытов и экспериментов
8. Что такое моделирование?
4) метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
5) создание новых моделей одежды
6) процесс изменения окружающего мира
9. Что не может заменить модель?
10. Из чего состоит окружающий нас мир?
4) из атомов и молекул
5) из объектов, имеющих разнообразные свойства
6) из органических веществ
Вариант 3
1. Для чего модели имеют чрезвычайно важную роль?
7) для наблюдения за погодой
8) для проектирования и создания различных технических устройств и механизмов
9) для приготовления пищи
2. Без чего невозможно развитие науки, отражающее строение, свойства и поведение реальных объектов?
7) без теоретических моделей
9) без научных знаний
3. С помощью чего проверяется истинность теоретических моделей, т. е. их соответствие с законами реального мира?
7) с помощью наблюдений
9) с помощью опытов и экспериментов
4. Что такое моделирование?
7) метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
8) создание новых моделей одежды
9) процесс изменения окружающего мира
5. Что не может заменить модель?
6. Из чего состоит окружающий нас мир?
7) из атомов и молекул
8) из объектов, имеющих разнообразные свойства
9) из органических веществ
7. Какой важный признак есть у системы?
5) целостное функционирование
6) независимая работа одной части от другой
8. Чем характеризуется состояние системы?
5) ее структурой, т. е. составом и свойствами элементов
6) ее отдельной составляющей
9.Что такое статическая информационная модель?
4) модель, описывающая состояние системы в данный момент
5) модель, описывающая нахождение системы в пространстве
6) модель, описывающая качества системы
10. Что такое динамическая информационная модель?
4) модель, описывающая нахождение системы в пространстве
5) модель, описывающая составляющие системы
6) модель, описывающая процессы изменения и развития системы
Вариант 4
1. Что человечество использует и создает в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной)?
8) модели окружающего мира
9) умственные способности
2. Что позволяют представить модели в наглядной форме?
7) объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия
8) бытовые предметы
3. Для чего модели имеют чрезвычайно важную роль?
10) для наблюдения за погодой
11) для проектирования и создания различных технических устройств и механизмов
12) для приготовления пищи
4. Без чего невозможно развитие науки, отражающее строение, свойства и поведение реальных объектов?
10) без теоретических моделей
12) без научных знаний
5. С помощью чего проверяется истинность теоретических моделей, т. е. их соответствие с законами реального мира?
10) с помощью наблюдений
12) с помощью опытов и экспериментов
6. Из чего состоит окружающий нас мир?
10) из атомов и молекул
11) из объектов, имеющих разнообразные свойства
12) из органических веществ
7. Какой важный признак есть у системы?
8) целостное функционирование
9) независимая работа одной части от другой
8. Чем характеризуется состояние системы?
8) ее структурой, т. е. составом и свойствами элементов
9) ее отдельной составляющей
9.Что такое статическая информационная модель?
7) модель, описывающая состояние системы в данный момент
8) модель, описывающая нахождение системы в пространстве
9) модель, описывающая качества системы
10. Что такое динамическая информационная модель?
7) модель, описывающая нахождение системы в пространстве
8) модель, описывающая составляющие системы
9) модель, описывающая процессы изменения и развития системы
Ответы:
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | |
1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
2 | 1 | 3 | 1 | 1 |
3 | 2 | 2 | 3 | 2 |
4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | 3 | 2 | 3 | 3 |
6 | 1 | 1 | 2 | 2 |
7 | 3 | 3 | 2 | 2 |
8 | 2 | 1 | 2 | 2 |
9 | 2 | 3 | 1 | 1 |
10 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Критерий оценки:
— оценка «5» выставляется студенту, если студент набрал баллы: от 9 до 10;
— оценка «4» выставляется студенту, если студент набрал баллы: от 7 до 9;
— оценка «3» выставляется студенту, если студент набрал баллы: от 5 до 6;
— оценка «2» выставляется студенту, если студент набрал баллы ниже 5.
Тест по теме 2.1 «Системный подход в моделировании»
2. В информационной модели жилого дома, представленной в виде чертежа (общий вид), отражается его:
3. стоимость 4.надежность
3. Информационной моделью объекта нельзя считать описание объекта-оригинала:
4. Признание признака объекта существенным при построении его информационной модели зависит от:
5. В биологии классификация представителей животного мира представляет собой модель следующего вида:
1. иерархическую 2. табличную
3. графическую 4. математическую
6. Сколько моделей можно создать при описании Земли:
7. Географическую карту следует рассматривать, скорее всего, как модель следующего вида:
8. В информационной модели компьютера, представленной в виде схемы, отражается его:
10. К информационным моделям, описывающим организацию учебного процесса в школе, можно отнести:
3. список учащихся школы 4. перечень школьных учебников
1. Иерархический тип информационных моделей применяется для описания ряда объектов:
2. Модель человека в виде детской куклы создана с целью:
3. Сколько моделей можно создать при описании Луны:
5. Табличная информационная модель представляет собой описание моделируемого объекта в виде:
6. К числу математических моделей относится:
7. Компьютерная имитационная модель ядерного взрыва не позволяет:
8. Макет скелета человека в кабинете биологии используют с целью:
9. С помощью имитационного моделирования нельзя изучать:
10. В информационной модели автомобиля, представленной в виде такого описания: «по дороге, как ветер, промчался лимузин», отражается его:
2. Удобнее всего использовать при описании траектории движения объекта (физического тела) информационную модель следующего вида:
3. текстовую 4. графическую
3. Расписание движения поездов может рассматриваться как пример модели следующего вида:
3. графической 4. компьютерной
4. В информационной модели облака, представленной в виде черно-белого рисунка, отражается его:
3. форма 4. плотность
5. При описании внешнего вида объекта удобнее всего использовать информационную модель следующего вида:
6. Модель человека в виде манекена в витрине магазина используют с целью:
3. развлечения 4. описания
7. К числу документов, представляющих собой информационную модель управления государством, можно отнести:
8. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой модели следующего вида:
10. Генеалогическое дерево династии Рюриковичей представляет собой модель следующего вида:
3. графическую 4. табличную
1 визуальный объект;
2 свойство процесса или явления;
3 упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении;
4 материальный объект.
2. Моделирование, при котором реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия, называется
1 арифметическим; 2 аналоговым;
3 математическим; 4 знаковым.
4. Моделирование, основанное на мысленной аналогии, называется
1 мысленным; 2 идеальным;
3 знаковым; 4 физическим.
5. Какая из моделей не является знаковой?
2 музыкальная тема;
2 вербальная модель;
3 материальная модель;
1 одномоментный срез по объекту;
2 изменение объекта во времени;
3 интегральная схема;
1 информационная модель, выраженная специальными знаками;
2 комбинация 0 и 1;
3 модель, реализованная средствами программной среды;
4 физическая модель.
1 компьютерная модель;
2 информационная модель в мысленной или разговорной форме;
3 информационная модель, выраженная специальными знаками;
4 материальная модель.
10. Что является моделью объекта яблоко?
3 варенье; 4 компот.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | |
1 | 3 | 4 | 2 | 3 |
2 | 1 | 3 | 4 | 3 |
3 | 2 | 1 | 2 | 3 |
4 | 1 | 2 | 3 | 2 |
5 | 1 | 1 | 2 | 2 |
6 | 2 | 1 | 2 | 3 |
7 | 2 | 2 | 1 | 2 |
8 | 2 | 1 | 4 | 3 |
9 | 3 | 1 | 3 | 2 |
10 | 1 | 4 | 2 | 1 |
Критерий оценки:
— оценка «5» выставляется студенту, если студент набрал баллы: от 9 до 10;
— оценка «4» выставляется студенту, если студент набрал баллы: от 7 до 9;
— оценка «3» выставляется студенту, если студент набрал баллы: от 5 до 6;
— оценка «2» выставляется студенту, если студент набрал баллы ниже 5.
Тест по теме 3.1 «Разнообразие моделей»
1. Путь по вершинам и рёбрам граф, в который любое ребро графа входит не более одного раза, называется:
2. Граф, в котором нет циклов, называется:
4. Шесть торговых точке, соединены дорогами. Необходимо перевезти груз из точки А в точку Е.
Какой маршрут самый короткий?
5. Какая форма отображения графической модели применима для отображения процессов, происходящих во времени?
6. Какие из моделей не относятся к графическим?
7. Какая из следующих моделей не является информационной моделью:
1) расписание электропоездов
2) оглавление книги
4) макет скелета человека
5) географический атлас
8. Информационной (знаковой) моделью является:
2) анатомический муляж
10. Какие из следующих моделей не являются натурными?
2) модель автомобиля
3) расписаниие занятий
1. Какие из моделей не относятся к графическим?
2. Какая из следующих моделей не является информационной моделью:
1) расписание электропоездов
2) оглавление книги
4) макет скелета человека
5) географический атлас
3. Информационной (знаковой) моделью является:
2) анатомический муляж
5. Какие из следующих моделей не являются натурными?
2) модель автомобиля
3) расписаниие занятий
6. Путь по вершинам и рёбрам граф, в который любое ребро графа входит не более одного раза, называется:
7. Граф, в котором нет циклов, называется:
9. Шесть торговых точке, соединены дорогами. Необходимо перевезти груз из точки А в точку Е.
Какой маршрут самый короткий?
10. Какая форма отображения графической модели применима для отображения процессов, происходящих во времени?
1. Шесть торговых точке, соединены дорогами. Необходимо перевезти груз из точки А в точку Е.
Какой маршрут самый короткий?
2. Какая форма отображения графической модели применима для отображения процессов, происходящих во времени?
3. Какие из моделей не относятся к графическим?
4. Путь по вершинам и рёбрам граф, в который любое ребро графа входит не более одного раза, называется:
5. Граф, в котором нет циклов, называется:
7. Какие из следующих моделей не являются натурными?
2) модель автомобиля
3) расписаниие занятий
8. Какая из следующих моделей не является информационной моделью:
1) расписание электропоездов
2) оглавление книги
4) макет скелета человека
5) географический атлас
9. Информационной (знаковой) моделью является:
2) анатомический муляж
5) одежда – выкройка
2. Какие из следующих моделей не являются натурными?
2) модель автомобиля
3) расписаниие занятий
3. Какая из следующих моделей не является информационной моделью:
1) расписание электропоездов
2) оглавление книги
4) макет скелета человека
5) географический атлас
4. Информационной (знаковой) моделью является:
2) анатомический муляж
5) одежда – выкройка
6. Путь по вершинам и рёбрам граф, в который любое ребро графа входит не более одного раза, называется:
7. Граф, в котором нет циклов, называется:
9. Шесть торговых точке, соединены дорогами. Необходимо перевезти груз из точки А в точку Е.
Какой маршрут самый короткий?
10. Какая форма отображения графической модели применима для отображения процессов, происходящих во времени?
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | |
1 | 1 | 5 | 3 | 3 |
2 | 1 | 4 | 2 | 3,5 |
3 | 3 | 1 | 5 | 4 |
4 | 3 | 4 | 1 | 1 |
5 | 2 | 3,5 | 1 | 4 |
6 | 5 | 1 | 3 | 1 |
7 | 4 | 1 | 3,5 | 1 |
8 | 1 | 3 | 4 | 3 |
9 | 4 | 3 | 1 | 3 |
10 | 3,5 | 2 | 4 | 2 |
Критерий оценки:
— оценка «5» выставляется студенту, если студент набрал баллы: от 9 до 10;
— оценка «4» выставляется студенту, если студент набрал баллы: от 7 до 9;
— оценка «3» выставляется студенту, если студент набрал баллы: от 5 до 6;
— оценка «2» выставляется студенту, если студент набрал баллы ниже 5.
Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 3542 ; Мы поможем в написании вашей работы!