Что такое научная этика
Научная этика
Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями.
В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах. Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать чёткую селекцию уже известного в науке и новых результатов. Существуют детально разработанные правила о том, каким условиям должны отвечать соавторы научной статьи. Ниже приведена выдержка из правил, разработанных в Гарвардском Университете:
Каждый, кто перечислен в качестве автора, должен внести существенный прямой интеллектуальный вклад в работу. Например, должен внести вклад в концепцию, дизайн и/или интерпретацию результатов. «Почетное» соавторство запрещено. Предоставление финансирования, технической поддержки, пациентов или материалов, как бы это ни было важно для работы, само по себе не является достаточным вкладом в работу, для того чтобы стать соавтором. Каждый, кто внес существенный вклад в работу, должен быть соавтором. Каждый, кто внес менее значительный вклад в работу, должен быть перечислен в списке людей, которым выносится благодарность в конце статьи.
Данные моральные принципы в реальности часто нарушаются. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жёсткость санкций за нарушение этических принципов науки. Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведёт к макулатурной науке, идеологизации науки и коммерциализации науки (когда основной целью является гонка за финансированием). Одним из рычагов контроля за выполнением научной этики является анонимное рецензирование научных статей, проектов и отчетов.
Научная этика — это не только административные правила, но также и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.
Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:
Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.
Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от характеристик её автора, например, его социального статуса.
Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.
Организованный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигаемым их коллегами.
Этические проблемы современной науки
Этика в современной науке и ее проблемы
Она делится на два раздела: учение о морали и учение о нормах этики. Если такую классификацию применить к науке, то стоит рассмотреть главные виды научного познания и нормы, что при этом возникают. Для рационального понимания вопроса стоит рассмотреть такие понятия как научное деяние и объект научного деяния.
Научные объекты и научные деяния делятся на этически оцениваемые и этически нейтральные. К этически оцениваемым относятся само исследование, которое может быть небезопасным для его участников и требовать серьезных финансовых затрат, обсуждение исследований и их результатов, а также их обнародование. Этически нейтральными являются такие деяния, в которых практически не наблюдается взаимодействия участников. Таковыми являются анализ материалов, выбор методики исследования, оборудования и прочее.
Объекты научного деяния делят на такие группы:
В процессе научного исследования этически оцениваемые объекты проводят этически оцениваемые деяния, порождающие этически оцениваемые взаимоотношения, в результате чего объекты превращаются в субъекты.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Различают три вида этически оцениваемых взаимоотношений, каждый из них рассматривается отдельным разделом в научной этике. Разберем подробнее каждый из них:
Основные научные нормы этики
Разберем основные научные нормы этики. Одной из самых важных норм есть этика научной дискуссии. Эта норма подразумевает ряд обязательных требований, а именно:
Еще одной научной нормой этики является этика публикации. Она включает следующие требования:
Рассуждая о поведенческих нормах этики, ученые приходят к вопросам о главных ценностях, которыми должен руководствоваться ученый в своей научной деятельности, чтобы добиться результатов и авторитета среди коллег. Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) в своих работах представил учение о данных ценностях. Он предложил такие нормативные регуляторы научной деятельности:
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Проблема использования научных результатов
Что касается этически оцениваемых взаимоотношений, то данная проблема является особо актуальной и составляет предмет исследования социальной научной этики. Социальной научной этикой изучаются проблемы влияния практически используемых научных достижений на жизнедеятельность общества и окружающей среды.
Первая мировая война была лишь первым признаком осложнения взаимоотношений между наукой и общественностью. Впоследствии человеческое общество неоднократно претерпевало проблемы, вызванные сознательным использованием научных открытий на практике или случайным выходом из-под контроля тех или иных процессов. Именно это все способствовало появлению социальной этики.
И в заключение стоит заметить, что соблюдение этических норм не гарантирует ученым быстрых результатов, но их несоблюдение точно лишает шанса добиться хоть какого-нибудь успеха в научной деятельности.
Этика ученых
Каждому человеку, интересующемуся наукой, будет полезно знать, каковы основные положения этики ученых — особенно если он собирается посвятить науке свою жизнь и начать заниматься научной деятельностью. Ведь вопросы, связанные со значительным количеством разнообразных исследований, не могут не затрагивать тематику морали и нравственности. Именно поэтому существует большое количество международных и локальных законодательных актов относительно этики ученого. Ведь необходимо обеспечивать развитие науки в таком виде, чтобы она не становилась сама по себе целью, достижение которой оправдывало использование любых средств.
Этика ученого — что это такое
Наука — это основа развития человечества, и именно благодаря научно-техническому прогрессу люди стали чем-то большим, чем просто представителями животного мира. Однако сама по себе наука порождает множество морально-этических проблем и вопросов. Именно из-за этого еще в древности возникла необходимость формирования определенных принципов профессиональной этики ученых.
Таким образом, можно определить само понятие этики ученых. Профессиональная научная этика — это комплекс моральных и нравственных принципов и норм, которых следует придерживаться научному сообществу в рамках проведения исследований, экспериментов и изысканий. Кроме этого, под научной этикой также подразумевают непосредственно дисциплину, изучающую вопросы возникновения, развития, взаимодействия и исчезновения моральных и нравственных нормативов в сфере науки и исследовательской деятельности.
Профессиональная этика ученого призвана установить определенные границы в вопросах целесообразности проведения научных изысканий, привязать научные исследования и эксперименты к действующим принципам общественной морали, а также разрешить самые базовые конфликты общественных нравственных принципов с необходимостью проведения научных исследований. Соответственно этому, профессиональная научная этика формируется под действием двух основных факторов:
Таким образом, научная этика не является целиком стабильной. Она адаптируется к общественному мнению, а также опирается на текущие идеи и достижения научно-технического прогресса и научной мысли. Так, астрономические изыскания в Средние века часто осуждались общественной моралью, равно как и попытки пересмотреть достижения греческих ученых, однако впоследствии стали нормой.
Соответственно и многие запретные на сегодняшний день темы и направления исследований могут стать допустимыми в будущем. И напротив — когда в середине 20-го века некоторые ученые и медики считали допустимыми исследования, проводимые над людьми без их согласия, то сейчас такие действия считаются недопустимыми. А значит — ряд нынешних нормативов морали и нравственности могут считаться для будущего человечества чем-то аморальным и неприменимым в их жизни.
Критика концепции этики науки — тезис ценностной нейтральности
Один из самых распространенных в научной среде тезисов, которым пользуются критики концепции этики в науке в целом — это тезис ценностной нейтральности науки. Согласно мнению сторонников этого мнения, любые попытки применения каких-либо моральных и этических принципов к научным исследованиям являются излишними и даже вредными, так как наука сама по себе — абсолютно нейтральный процесс, который не следует оценивать моральными и этическими критериями.
Дополнительные аргументы этому тезису придает также историческая парадигма развития науки и общественной морали. В течение многих лет различные установленные обществом моральные и нравственные препятствия и ограничения приводили к значительному торможению скорости научного прогресса — и спорить с этим фактом нельзя. Сторонники тезиса ценностной нейтральности науки также считают, что любая ответственность за неэтичное использование достижений научного прогресса не может быть возложена непосредственно на ученых и исследователей — ведь фактически в деструктивных целях используются достижения науки не ими.
В то же время, данный тезис сам по себе имеет куда большее количество противников, чем сторонников. К главным аргументам против использования тезиса нейтральности науки можно отнести следующие факты:
Таким образом, в большинстве официальных научных кругов все же имеет место принятие хотя бы базовых принципов научной этики, и очень малое количество известных ученых и тем более представителей ненаучной общественности, согласны с абсолютным отказом от внедрения понятий нравственности и морали в рамках научных исследований и изысканий.
Зачем необходима научная этика
замещающих государственные должностиМожно выделить следующие задачи профессиональной этики ученых:
Основные положения этики ученых
Можно выделить основные положения этики ученых, принимаемые подавляющим большинством стран мира и специалистов в сфере научной деятельности:
Правовое регулирование этики ученых в разных странах мира
С точки зрения мирового законодательства, существует ряд нормативных документов, касающихся и вопросов проведения научных исследований. Так, есть международные документы, принятые в рамках ООН и ВОЗ, которые определяют принципы проведения научных исследований и устанавливают ряд запретов именно по этическими и нравственным критериям. В частности, одним из наиболее часто обсуждаемых в современном обществе вопросов является международно одобренный запрет на клонирование человека.
При этом необходимо понимать, что помимо международного законодательства, различные направления исследований могут ограничиваться также национальными законами и иметь разные степени правового регулирования в различных странах. Так, например, исследования рядя наркотических веществ на территории РФ могут быть ограничены, в то время как в США проведение таких исследований может быть целиком и полностью законно с минимальными ограничениями.
Более того, различные законодательные нормативы в разных странах мира могут предполагать разный порядок регулирования исследований в различных сферах деятельности, что тоже следует учитывать при рассмотрении принципов профессиональной этики ученого.
этика науки
Полезное
Смотреть что такое «этика науки» в других словарях:
ЭТИКА НАУКИ — ЭТИКА НАУКИ область философской и внутринаучной рефлексии о моральных аспектах как собственно научной деятельности, включая взаимоотношения внутри научного сообщества, так и взаимоотношений науки и научного сообщества с обществом в целом.… … Философская энциклопедия
ЭТИКА НАУКИ — совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к: 1) научному знанию (когнитивная свобода и ответственность); 2) друг другу (коммуникационная свобода и ответственность; 3) обществу и государству (социальная свобода и… … Философия науки: Словарь основных терминов
ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия
Этика — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
ЭТИКА — (греч. ethika: от ethos нрав, обычай, характер, образ мысли) 1 ) на уровне самоопределения теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; 2) практически на протяжении всей истории Э. обоснование той или иной конкретной… … История Философии: Энциклопедия
НАУКИ О ДУХЕ — термин, употребляемый с сер. 19 в. и обозначающий примерно то же самое, что и науки о культуре (см. НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ ) или идиографическая наука. Выражение «Н. о д.» является переводом термина англ. философии «moral science». К… … Философская энциклопедия
этика — 1. Учение о морали как одной из форм общественного сознания о ее сущности, роли, законах развития. Одна из форм идеологии. 2. Совокупность, система норм нравственного поведения отдельной личности, общественной или профессиональной группы. Словарь … Большая психологическая энциклопедия
ЭТИКА — (греч. ethos нрав, обычай, привычка) проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения которой является мораль, нравственность. Содержательные и формальные особенности Э. заданы тремя константами: сущностью морали как объекта … Новейший философский словарь
ЭТИКА ЭВОЛЮЦИОННАЯ — направление в бурж. этике, в к ром происхождение, природа и назначение морали трактуются с позиций биологич. эволюционизма. Отд. идеи такого рода высказывал еще Ч. Дарвин, к рый определял всеобщее благо как то, что способствует воспитанию… … Философская энциклопедия
ЭТИКА — (греч. ethika, от ethos обычай) философская наука, объектом изучения к рой является мораль. Э. одна из древн. теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого об ва. Для обозначения учения о… … Словарь по этике
Глава 1.5. Этика в науке
Этическая сторона деятельности учёного
Деятельность учёного условно делится на когнитивную и социализирующую. Когнитивная деятельность связана с его внутренней умственной работой, когда он находится в исследовании, научном поиске. Пример такой деятельности показан в фильме «Игры разума». Социализирующая деятельность учёного связана с его общением с коллегами, участием в научных конференциях, конгрессах, публикацией своих трудов. Это две разные деятельности.
Когнитивная активность включает в себя ассимиляцию и аккомодация. При ассимиляции какие-либо факты подгоняются по теорию и в ней интерпретируются. При аккомодации теория адаптируется к фактам или осуществляется выбор теории, которая согласуется с теми или иными фактами.
Основные принципы этики науки достаточно ясно представлены в трудах ИмреЛакатоса. Он считал, что решение научных программ возможно только при наличии другой конкурирующей программы в данной отрасли науки.
Вопрос о значении этики для учёного кажется очевидным сам по себе, поскольку у учёного есть знания, посредством которых можно погубить или спасти других людей. От нравственного развития учёного будут зависеть то, каким образом знание употребится. Однако же в ХХ веке на фоне антропологического кризиса этот вопрос не всегда рассматривался однозначно. Есть точка зрения, согласно которой учёные являются обычными заурядными людьми, перед которыми не стоят задачи связанные с воплощением этических идеалов.
Важнейшей чертой учёного является скромность и благородство. Исследователь должен знать, что ни одна из теорий не является вечной и её триумф не гарантирован. В то же время другие теории могут быть более успешными.
Другим теоретиком научной этики был американский социолог Роберт Мертон (1910-2003). Он в своих трудах использовал понятие этос науки, что значит систему норм жизни научного сообщества. Именно из этой системы должны проистекать установки, способные ориентировать учёного на поиск истины. Среди качеств научного работника Мертон выделил такие, как личную незаинтересованность (бескорыстие); скептицизм как критическое отношение ко всем концепциям, в том числе собственным; коммунизм, под которым следует понимать признание результата научной работы в качестве достояния всего научного сообщества. Иными словами, всякий учёный должен понимать ценность того научного опыта, который был сделан его коллегами в предшествующие периоды развития науки и уважать научный труд своих современников. В качестве критерия ценности научной теории он выделял универсализм, как путь оценки научного знания по принципу её содержания, а не авторства.
Очень часто достижения науки используют для манипуляций религиозным сознанием людей и общественным мнением. «В апреле 1982 года сотни кубинцев на набережной Гаваны могли наблюдать поразительную картину. Над водой на несколько десятков секунд появилась улыбающаяся и протягивающая руки Дева Мария… Несколько лет спустя стало известно, что «явление облика Богоматери» было делом рук ЦРУ для воздействия на умы впечатлительных и восприимчивым к подобным чудесам кубинцев. С борта американской подводной лодки, находившейся вблизи острова, передавалась голограмма с изображением одного из самых известных в религиозном мире ликов Девы Марии».[1]
Во многих сферах научного знания тема этики носит принципиально важный характер. Существует профессиональная этика, например, в сфере государственного права, медицины. Профессиональная мораль – это совокупность моральных норм, ценностей и идеалов, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная этика формирует нормы, стандарты, требования, характерные для определённых видов профессиональной деятельности.
Этика в области медицины и здравоохранения
В системе медицинского образования сформировалась такая самостоятельная дисциплина, как биомедицинская этика–наука, изучающая противоречия между интересами людей в области здоровья и достижениями медицинских дисциплин, которые могут нанести ущерб качеству жизни.
Сам термин биоэтика впервые употребил онколог Ван Ренсселер Поттер в 1970 году, назвав биоэтику наукой выживания, при этом отмечалось то, что эта наука основана на любви к мудрости. Поттер, вводя в научный обиход термин биоэтика, подчёркивал необходимость единения биологического знания с системой человеческих ценностей. В статье «Bioethics: thescienceofsurvival» учёный пишет: «Я выбрал корень bio для символизации биологического знания, науки о живых системах, и ethics для символизации познания системы человеческих ценностей». Поттер обратил внимание на опасность развития биомедицинского знания отдельно от этического. В следующем году (1971) он опубликовал книгу «Bioethics: bridgetothefuture» («Биоэтика: мост в будущее»). В ней Поттер отстаивал уже существующее мнение, согласно которому применение этических принципов следует распространить не только на сферу человеческого бытия, но и на всю биосферу. Этот вопрос весьма существенен, тем более что сущность человека, степень его духовной развитости достаточно ярко проявляется в отношении к окружающему миру, включая не только других людей и среду их обитания, но и дикую природу. Также Поттер отмечает то, что человек сам является частью природы, стало быть, нуждается в чистом воздухе, воде, здоровой пище, он не может существовать в отрыве от фауны и флоры, которые являются не только экологическими ресурсами, но и важным условием выживания человечества.
Этика в области государственного права
В области права существует кодекс чести судьи, действительный как для работающих судей, так и для тех, кто находится в отставке, но сохраняет звание судьи. За нарушение Кодекса судьи, за совершение должностного или иного проступка судья несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством при соблюдении гарантий его неприкосновенности. Нарушение требований Кодекса чести судьи рассматривается квалифицированной коллегией судей. При этом рассматриваются обстоятельства проступка и ущерб, причинённый авторитету судебной власти. За совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи, умалившего авторитет судебной власти, полномочия судьи могут быть прекращены по решению квалифицированной коллегией судей в порядке, предусмотренным Законом РФ «О статусе судей РФ».
Этические требования к прокурору содержатся в тексте присяги Федерального Закона «О прокуратуре РФ». В целом этические требования, которые выдвигаются и к прокурору, схожи с требованиями к судье. Однако есть и особенности, связанные с тем, роль обвинителя принадлежит в основном прокурору. Прокурор должен обвинять не только по доказательствам, но и по убеждению, т.е. по совести, с учётом норм естественного права. В обязанности прокурора входит сохранение законности при разбирательстве судебного дела.
Нравственные аспекты профессиональной деятельности адвоката регулируются «Кодексом профессиональной этики адвоката». Существует также ряд этических требований к следователю. Значительную роль в судопроизводстве играет судебная экспертиза. В отличие от работников медицины, интересующихся в целом общими закономерностями, свойственных большой группе больных, судебный эксперт разбирает частные случаи, в которых каждая особенность может иметь значение. Судебный эксперт имеет дело не с абстрактными идеями, а с конкретным материалом, который вязан с человеческими судьбами и защитой духовных ценностей человечества.
Этика теолога
Теолог, как представитель религиозного знания, не может обойти стороной тему этических норм. Для религии органично свойственны правила морали и нравственности, вне которых она легко мутирует в секту. Стало быть, теолог может осуществлять успешно свою профессиональную деятельность только при условии соблюдения этических правил. Всегда необходимо помнить о «золотом правиле» педагогики, сформулированном Яном Амосом Каменским – наглядность. Теолог, воплощая высшие нормы нравственности в собственном образе жизни, придаёт большую силу и своим словам о религии и этике. Вместе с тем в случае сильного расхождения поступков теолога и правилами, которые декларируются в Книгах Священного Писания, теолог сам обвиняется в лицемерии, а его слова о Боге и религии теряют силу. Более того, теолог своим негативным поведением может дискредитировать не только себя, но и дать повод злословить Церковь. Стало быть, мера ответственности у теолога особенно велика.
Теолог, будучи частью общества, не может соучаствовать в пороках, в том числе таких, которые многие люди принимают в качестве нормы. Напротив, ему следует находить в себе силы грех назвать грехом, даже если он стал массовым явлением. При этом теолог сам может навлечь на себя агрессию со стороны особенно грешных людей, хотя именно твёрдость в нравственных устоях, умение терпеливо и с сохранением любви к людям выдерживать стороннее давление позволит теологу стать в социуме человеком, с которым будут считаться, которого будут слушать. В тоже время теологу важно избегать осуждения, понимая, что обычно осуждается не сам человек, а порок, от которого можно и избавиться.
В общении с людьми, тем более во время проповеди, разъяснении сути религиозного вероучения, теологу лучше всего придерживаться литературных речевых норм, избегать жаргонизмов, тем более пошлых и циничных выражений. Сленг может быть в некоторых случаях и в определённых границах возможен, сообразуясь с особенностями слушающей стороны.
В отношении своих коллег, даже, сели они представляют иные церкви, теологу важно быть уважительным и бережным. В случае поступления информации, которая в чём-то порочит коллегу, необходимо, прежде всего, внимательно проверить достоверность такой информации, дабы не стать соучастником клеветы, ибо «кто на брата своего скажет напрасно «безумный», тот подлежит синедриону и геенне огненной». Вместе с тем, если таковая информация подтвердится, то следует провести частную беседу с добрым увещеванием и братским призывом к покаянию. В случае отсутствия добрых результатов от приватной беседы порочный человек обличается в присутствии двух-трёх братьев по вере, однако, если и это не разрешило проблемы, то человек, упорствующий в грехе, обвиняется публично и на соборе Церковь может его исключить из своих членов.
В отношении бесед доверительного характера теолог должен оправдывать доверие, оказанное ему со стороны. Если теолог является священником, принимающим исповедь, то любая информация, которую он получает, не может быть разглашена кому-либо даже родственникам исповедуемого человека. Если сведения, полученные на исповеди, связаны с угрозой для общества, например, с планируемым терактом, то священник может сообщить правоохранительным органам лишь место и время вероятного преступления, но не раскрывать сведений о человеке, который приносил покаяние. В ряде стран Западной Европы священник в таких случаях обязуется сообщить правоохранительным органам всю полноту информации, включая её конкретные источники, что противоречит правилам христианской исповеди.
[1] Макарычев М. Фидель Кастро. М.: АСТ. С. 294.