Что такое научная область

Области науки

Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Определяют несколько основных сфер научного знания, которые различаются по предмету и методологии. В настоящее время в науке существует шесть главных областей.

Что такое научная область. Смотреть фото Что такое научная область. Смотреть картинку Что такое научная область. Картинка про Что такое научная область. Фото Что такое научная область

Рисунок 1. Области науки

Математика и логика

В область математики входят все дисциплины, связанные с количественными отношениями объектов.

Математика – наука исторически основанная на решении задач о количественных и пространственных соотношениях реального мира путем идеализации необходимых для этого свойств объектов и формализации этих задач.

Математика – фундаментальная наука, методы которой активно применяются во многих естественных дисциплинах. Сама по себе, эта область науки оперирует абстрактными отношениями и взаимосвязями. Но стоит математике вступить в область любой науки о мире, она сразу становится описанием, моделированием и предсказанием вполне конкретных природных процессов.

Логика – наука о правильном мышлении, исследующая общезначимые формы и средства мысли, является основой логического (дискурсивного) познания. Сюда относятся: силлогистика, исчисление высказываний, исчисление предикатов, модальная, вероятностная, многозначная логика.

Логика – комплекс наук, изучающих формы и законы человеческой мысли, законы доказательных рассуждений, методы доказательств и опровержений, как устанавливается истинность или ложность одних высказываний на основе истинности или ложности других.

Естествознание и технонауки

Естествознание – науки, изучающие явления и законы природы, разнообразные свойства объектов, которые рассматриваются как целостная взаимосвязанная система.

Технонауки – системное явление, возникающее вследствие взаимодействия нескольких видов деятельности: научной, производственной и пр. Целью является получение эффекта, который может быть воплощен в пользующиеся спросом технологии.

Сегодня научное познание более глубоко встроено в процесс создания и продвижения новых технологий.

Социальные и гуманитарные науки

Социальные науки вбирают в себя дисциплины об обществе, его различных областях, социальных структурах. Наиболее общие знания об обществе дают философия и социология. Конкретные сферы общественной жизни раскрывают экономика, политология, культурология, эстетика. Все сферы общественной жизни пронизывают история и правоведение.

Социальные науки – комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество.

Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Предметами гуманитарных наук являются: искусствоведение, история, литература, музыковедение, литературоведение, филология и многие другие.

Уровни научного знания

Уровни научного знания – качественно различающиеся по предмету и модели знания, которые сосредоточены в рамках одной дисциплины и образуют ступени познания ее объектов: от явления к сущности, от сущности и законов первого порядка к сущности и законам более высокого порядка.

Это вертикальная структура организации научного знания.

Что такое научная область. Смотреть фото Что такое научная область. Смотреть картинку Что такое научная область. Картинка про Что такое научная область. Фото Что такое научная область

Рисунок 2. Уровни научного знания

Первым уровнем является чувственное знание. Вид познания, к которому относят ощущения, восприятия, представления. Сюда причисляют данные наблюдения и эксперимента.

Второй уровень – эмпирическое знание, низшая ступень рационального, возникающее на начальном этапе познавательного процесса. Это знания об абстрактных объектах.

Третьим уровнем является теоретическое знание. Знание об идеализированных объектах, являющихся продуктами конструктивной, творческой мыслительной деятельности. Теоретическое знание предполагает описание принципов и законов их поведения и изменения, выведение различного рода частных следствий из таких систем знания и их проверка на опыте.

Четвертый уровень – метатеоретическое знание: парадигмальные теории, частнонаучная и общенаучная картины мира, общенаучные методы, философские основания науки.

Методы получения обоснования и проверки знаний у каждого уровня разные. Логически вывести один уровень из другого невозможно, это может произойти только после интерпретации одного уровня знания в терминах другого. Для этого существуют правила соответствия (редукционные предложения). Внутри возможна логическая выводимость. Между собою уровни связаны содержательно-интерпретационными отношениями.

Источник

Что такое научная область

к форме федерального

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ НАУКИ

(в соответствии с Номенклатурой научных специальностей,

по которым присуждаются ученые степени, утвержденной

приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 23 октября 2017 г. N 1027

(зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2017 г.,

регистрационный N 48962)

Группы научных специальностей, научные специальности

1. Естественные науки

Клеточная биология, цитология, гистология (03.03.04)

Науки о Земле (25.00.00) (кроме экономической, социальной, политической и рекреационной географии (25.00.24), обогащения полезных ископаемых (25.00.13), технологии и техники геологоразведочных работ (25.00.14), технологии бурения и освоения скважин (25.00.15), горнопромышленной и нефтегазопромысловой геологии, геофизики, маркшейдерского дела и геометрии недр (25.00.16), разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений (25.00.17), технологии освоения морских месторождений полезных ископаемых (25.00.18), строительства и эксплуатации нефтегазопроводов, баз и хранилищ (25.00.19), геомеханики, разрушения горных пород, рудничной аэрогазодинамики и горной теплофизики (25.00.20), теоретических основ проектирования горнотехнических систем (25.00.21), геотехнологии (подземной, открытой и строительной) (25.00.22)

2. Технические науки

Инженерная геометрия и компьютерная графика (05.01.00)

Машиностроение и машиноведение (05.02.00)

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение (05.04.00)

Транспортное, горное и строительное машиностроение (05.05.00)

Авиационная и ракетно-космическая техника (05.07.00)

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы (05.11.00)

Радиотехника и связь (05.12.00)

Информатика, вычислительная техника и управление (05.13.00)

Металлургия и материаловедение (05.16.00)

Технология продовольственных продуктов (05.18.00)

Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности (05.19.00)

Процессы и машины агроинженерных систем (05.20.00)

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева (05.21.00)

Строительство и архитектура (05.23.00) кроме теории и истории архитектуры, реставрации и реконструкции историко-архитектурного наследия (05.23.20)

Безопасность деятельности человека (05.26.00)

Обогащение полезных ископаемых (25.00.13)

Технология и техника геологоразведочных работ (25.00.14)

Технология бурения и освоения скважин (25.00.15)

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика, маркшейдерское дело и геометрия недр (25.00.16)

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (25.00.17)

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых (25.00.18)

Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ (25.00.19)

Геомеханика, разрушение горных пород, рудничная аэрогазодинамика и горная теплофизика (25.00.20)

Теоретические основы проектирования горнотехнических систем (25.00.21)

Геотехнология (подземная, открытая и строительная) (25.00.22)

3. Медицинские науки

Физиология (03.03.00), кроме клеточной биологии, цитологии, гистологии (03.03.04)

4. Сельскохозяйственные науки

Ветеринария и зоотехния (06.02.00)

5. Общественные науки

Психология (19.00.00), кроме психофизиологии (19.00.02)

Другие общественные науки: экономическая, социальная, политическая и рекреационная география (25.00.24); журналистика (10.01.10)

6. Гуманитарные науки

История и археология (07.00.00)

Литературоведение (10.01.00), кроме журналистики (10.01.10)

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (05.23.20)

Источник

Список наук

Основные виды наук, классификация наук, научные дисциплины

О науке

Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа.
На этой основе выполняется синтез новых знаний или обобщения, которые описывают наблюдаемые природные или общественные явления и указывают на причинно-следственные связи, что позволяет осуществить прогнозирование. Те гипотезы, которые описывают совокупность наблюдаемых фактов и не опровергаются экспериментами, признаются законами природы или общества.

Основные признаки науки
Наука есть знание, зафиксированное в определённой системе знаков, построенной на основании точных правил.
Наука всегда фиксируется в максимально определённом (для каждого исторического уровня) языке.
Наука является системой знаний о законах функционирования и развития объектов.
Наука представляет собой знание, эмпирически проверяемое и подтверждаемое.
Наука представляет собой систему непрерывно возрастающих и пополняющихся знаний. Это пополнение осуществляется при помощи наиболее совершенных методов.
Наука обладает составом, в который входят предмет, теория и гипотеза, метод и факт, описание эмпирического материала.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:
— разделение и кооперацию научного труда;
— научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
— методы научно-исследовательской работы;
— понятийный и категориальный аппарат;
— систему накопления, хранения и использования информации.

Три основных направления в научных исследованиях
1. Фундаментальные научные исследования — это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей изучаемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Термин фундаментальность (лат. fundare — «основывать») отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы.
2. Прикладные научные исследования — это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.
3. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) — здесь соединяется наука с производством, тем самым обеспечивая как научные, так и технические и инженерные проработки данного проекта. Иногда полученные результаты могут привести к научно-технической революции.

Области науки, система наук

Распространенные классификации наук

По ориентации на практику выделяют

По объекту изучения отрасли фундаментальные науки обычно делятся на три основные группы:

Естественные, социальные и формальные науки составляют фундаментальные науки, которые составляют основу междисциплинарных и прикладных наук, таких как инженерия, медицина и пр.
Специализированные научные дисциплины, которые существуют в нескольких категориях, могут включать части других научных дисциплин, но часто обладают собственной терминологией и опытом.

Иногда используют более расширенную классификацию (с учетом прикладных наук)

Основные вид наук
(прикладные науки выделены в отдельную категорию)

Взаимосвязи между отраслями науки

Формальная наука

Эмпирические науки

Естественные науки

Обществознание

Основа

Логические; Математика; Статистика

Физика; Химия; Биология;
Наука о Земле; Астрономия

Экономика; Политология;
Социология; Психология

Приложение

Инженерное искусство; Сельскохозяйственная наука;
Препарат; Лечение зубов; Аптека

Деловое администрирование;
Судебная практика; Педагогика

Источник

Области науки, их виды и характеристики

Современная наука состоит из шести областей: математика, логика, естествознание, технонауки, социальные науки, гуманитарные науки.

Области науки

Области науки – это сферы научного знания, которые сформировались в результате разделения труда в науке, они в значительной степени отличаются друг от друга по предметному основанию и методологическому инструментарию.

Математика – совокупность дисциплин, которые изучают возможные количественные отношения объектов. Здесь представлены арифметика, геометрия, математический анализ, теория структур, алгебра, теория вероятности, математическая статистика, теория графов, вычислительная математика, информатика и т.п.

Логика – совокупности дисциплин, которые изучают возможные логические отношения между понятиями и высказываниями, а также о правилах вывода одних высказываний из других. Эта область представлена силлогистикой, исчислением высказываний, исчислением предикатов, модальной логикой, вероятностной логикой, многозначной логикой и пр.

Естествознание – совокупность дисциплин, которые занимаются изучением различных объектов и аспектов неживой и живой природы. Эта область представлена такими науками, как физика, химия, биология, география, физхимия, молекулярная биология, генетика, астрономия, почвоведение, космология и др.

Технонауки – это совокупность дисциплин о видах техники, приборов, измерительных инструментов, строительных конструкций, технологических процессов. Сюда относятся теория машин и механизмов, сопромат, детали машин, металлургия, строительство, теория связи, космонавтика, фармацевтика, навигация, судостроение, военное дело и т.п.

Социальные науки – совокупность дисциплин, которые напрямую связаны с развитие и жизнедеятельностью общества, а также о его различных сферах и социальных системах. Здесь представлены социология, история, политические теории, юриспруденция, экономика, социальная экология, демография, геополитика, футурология и иные.

Гуманитарные науки – совокупность дисциплин касательно человека, а также о его множественных аспектах и проявлениях. Сюда относятся философия, психология, филология, литературоведение, теория искусства, этика, эстетика и пр.

Уровни научного знания

Уровни научного знания – это модели знания, которые отличаются по качественным характеристикам и предметному содержанию, они образуют в рамках отдельной научной дисциплины ступени познания её объектов, восхождение познания от явления к сущности, от сущности и законов первого порядка к сущности и законам порядка более высокого порядка.

Их единство образует вертикальную структуру организации научного знания в рамках конкретной дисциплины. Таким образом, к рациональному знанию относятся метатеоретическое знание, теоретическое знание и эмпирическое знание, а чувственное знание находится на нижнем уровне и не относится к рациональному.

Чувственное знание – это знание о чувственно воспринимаемых объектах – данные наблюдения и эксперимента.

Эмпирическое знание – знание, которое касается абстрактных объектов, иными словами факты, эмпирические законы, естественные классификации, эмпирические модели, феноменологические теории.

Теоретическое знание – знание об идеальных объектах (числа, точки, прямые и другие объекты математики, а также материальная точка, инерция, идеальный газ и другие объекты в физике) описание принципов и законов, которые характерны для их поведения и изменения, выведение различного рода частных следствий из таких систем знания и их проверка на опыте.

Метатеоретическое знание – парадигмальные теории, частнонаучная и общенаучная картины мира, общенаучные методы, философские науки.

Уровни научного знания отличаются между собой по онтологическому содержанию, а также по методам получения, интерпретации и проверки знания. Между ними не отношений логического вывода одного из другого, их логическое сравнение друг с другом представляется возможным только после объяснения одного уровня знания посредствам понятий другого. Это достигается только при помощи правил соответствия – редукционных предложений. Отношения непосредственной логической выводимости могут существовать только внутри каждого из уровней знаний. При этом важно отметить, что взаимосвязь между различными уровнями научного знания имеет содержательно-интерпретационный характер, а не логический.

Источник

Область научного знания

Область научного знания это

Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их.

В методологических исследованиях до середины нашего столетия преобладал так называемый «стандартный подход», согласно которому в качестве исходной единицы методологического анализа выбиралась теория и ее взаимоотношение с опытом.

Но затем выяснилось, что процессы функционирования, развития и трансформации теорий не могут быть адекватно описаны, если отвлечься от их взаимодействия. Выяснилось также, что эмпирическое исследование сложным образом переплетено с развитием теорий и нельзя представить проверку теории фактами, не учитывая предшествующего влияния теоретических знаний на формирование опытных фактов науки.

Но тогда проблема взаимодействия теории с опытом предстает как проблема взаимоотношения с эмпирией системы теорий, образующих научную дисциплину. В этой связи в качестве единицы методологического анализа уже не могут быть взяты отдельная теория и ее эмпирический базис. Такой единицей выступает научная дисциплина как сложное взаимодействие знаний эмпирического и теоретического уровней, связанная в своем развитии с междисциплинарным окружением (другими научными дисциплинами).

Отсюда структуру научного исследования целесообразно начать с такого выяснения особенностей теоретического и эмпирического уровней научной дисциплины, при котором каждый из этих уровней рассматривается в качестве сложной системы, включавшей разнообразие типов знания и порождающих их познавательных процедур.

Достаточно четкая фиксация теоретического и эмпирического уровней была осуществлена уже в позитивизме 1930-х гг., когда анализ языка науки выявил различие в смыслах эмпирических и теоретических терминов.

Такое различие касается средств исследования. Но кроме этого можно провести различение двух уровней научного познания, принимая во внимание специфику методов и характер предмета исследования.

Рассмотрим более детально эти различия. Начнем с особенностей средств теоретического и эмпирического исследований.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность.

Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. Каждый признак эмпирического объекта можно обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.

Что же касается теоретического познания, то в нем применяются иные исследовательские средства. Здесь отсутствуют средства материального, практического взаимодействия с изучаемым объектом.

Но и язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы выступают теоретические термины, смыслом которых являются теоретические идеальные объекты. Их также называют идеализированными объектами, абстрактными объектами или теоретическими конструктами.

Это особые абстракции, которые являются логическими реконструкциями действительности. Ни одна теория не строится без применения таких объектов. Их примерами могут служить материальная точка, абсолютно черное тело или идеальный товар, который обменивается на другой товар строго в соответствии с законом стоимости.

Идеализированные теоретические объекты, в отличие от эмпирических объектов, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном взаимодействии объектов опыта, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта.

Например, материальную точку определяют как тело, лишенное размеров, но сосредоточивающее в себе всю массу тела.

Таких тел в природе нет. Они выступают как результат мысленного конструирования, когда мы абстрагируемся от несущественных (в том или ином отношении) связей и признаков предмета и строим идеальный объект, который выступает носителем только сущностных связей. В реальности сущность нельзя отделить от явления, одно проявляется через другое. Задача же теоретического исследования — познание сущности в чистом виде. Введение в теорию абстрактных, идеализированных объектов как раз и позволяет решать эту задачу.

Эмпирический и теоретический типы познания различаются не только по средствам, но и по методам исследовательской деятельности.

На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение.

Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.

Что же касается теоретического исследования, то здесь применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированого объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами, который как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами; особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.

Все эти особенности средств и методов связаны со спецификой предмета эмпирического и теоретического исследования.

На каждом из этих уровней исследователь может иметь дело с одной и той же объективной реальностью, но он изучает ее в разных предметных срезах, в разных аспектах, а поэтому ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному.

Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На этом уровне познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.

На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект.

Задача теории как раз и заключается в том, чтобы, расчленив эту сложную сеть законов на компоненты, затем воссоздать шаг за шагом их взаимодействие и таким образом раскрыть сущность объекта.

Выделив эмпирическое и теоретическое познание как два особых типа исследовательской деятельности, можно сказать, что предмет их разный, т.е.

теория и эмпирическое исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить действие закона, представив его в форме эмпирической зависимости.

Но в чистом виде он выявляется только в результате теоретического исследования.

Следует подчеркнуть, что увеличение количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом, потому что индукция, посредством которой, изучая частности, делают общие выводы, всегда имеет дело с незаконченным, неполным опытом.

Сколько бы мы ни проделывали опытов и ни обобщали их, простое индуктивное обобщение опытных результатов не ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта. Это обстоятельство во всей его глубине было осознано в науке сравнительно поздно, когда она достигла достаточно высоких ступеней теоретизации.

Построение теории предполагает выдвижение гипотез, которые затем проверяются опытом.

Итак, эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляют собой абстракцию. В реальности эти два слоя познания всегда взаимодействуют.

Философия науки

Поскольку наука стала неотъемлемой частью жизни современного общества, она стала объектом изучения, оказавшись под перекрестным вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, экономику, психологию, науковедение.

Особое место в этом ряду занимают философия и методология науки.

Философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы:

— Что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования?

— Что собой представляет наука как производство знаний?

— Каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют?

Это далеко не полный перечень подобных вопросов, но он дает примерное представление о том, что в первую очередь интересует философию науки.

Прежде всего, науку следует рассматривать, как деятельность, направленную на приращение объективно истинного знания.

Анализируя закономерности научного познания, философия науки обязана учитывать историческое развитие науки. В процессе этого развития происходит не только накопление нового знания, трансформация ранее сложившихся представлений о мире, но и изменяется сама научная деятельность во всех ее компонентах: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда и т.п.

Даже беглое сравнение современной науки и науки предшествующих эпох обнаруживает разительные перемены.

Ученый классической эпохи (от XVII до начала XX в.), допустим, Ньютон или Максвелл, вряд ли бы принял идеи и методы квантовомеханического описания, поскольку он считал недопустимым включать в теоретическое описание и объяснение ссылки на наблюдателя и средства наблюдения. Такие ссылки воспринимались бы в классическую эпоху как отказ от идеала объективности.

Но Бор и Гейзенберг — одни из творцов квантовой механики, — напротив, доказывали, что именно такой способ теоретического описания микромира гарантирует объективность знания о новой реальности. Иная эпоха — иные идеалы научности.

В наше время изменился и сам характер научной деятельности по сравнению с исследованиями классической эпохи. На место науки небольших сообществ ученых пришла современная «большая наука» с ее почти производственным применением сложных и дорогостоящих приборных комплексов (типа крупных телескопов, современных систем разделения химических элементов, ускорителей элементарных частиц), с резким увеличением количества людей, занятых в научной деятельности и обслуживающих ее; с крупными объединениями специалистов разного профиля, с целенаправленным государственным финансированием научных программ и т.п.

Область: научное знание

Область научных знаний, ставящая целью предвидение будущего развития человечества и отдельных сфер жизни общества.

Эта область научного знания ориентирована на разработку теоретических основ для создания средств, условий и методов высокопроизводительного, безопасного и безаварийного труда.

Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека; все они довольно близко соприкасаются между собой.

Именно развитие генной инженерии привело к уникальному в истории науки событию, когда в 1975 году ведущие ученые мира добровольно заключили мораторий, временно приостановив ряд исследований, потенциально опасных не только для человека, но и для других форм жизни на нашей планете.

Химия — это область научных знаний и практической деятельности, которая развивается за счет синтеза новых соединений и создания материалов на их основе. Главной задачей химика-исследователя после синтеза соединения или комбинации известных соединений ( материалов) является установление строения молекул или молекулярных ассоциатов.

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.

Перед теорией и практикой всех областей научных знаний ( подчеркнем — и областью высшего образования) возникают новые и оригинальные проблемы, которые требуют неотложного решения, причем не столько описательными, качественными методами и средствами, сколько точными доказательными средствами.

Перед теорией и практикой всех областей научных знаний ( под-черкнем — и областью обучения) возникают новые и оригинальные проблемы, которые требуют неотложного решения и которые в наше время нельзя решать только описательными, качественными метода-ми и средствами.

Для их решения оказываются необходимыми точные математические методы и средства.

За последние 10 — 15 лет эта область научных знаний значительно расширилась и продвинулась вперед.

Термин анализ широко используется практически во всех областях научного знания.

Важнейшей перспективной задачей науки является внедрение системных исследований в те области специального научного знания, где методы точного количественного анализа должны уступить ведущую роль методам конкретного качественного анализа сложных динамических систем.

ФУТУРОЛОГИЯ ( от лат futurum — будущее и греч logos — учение) — 1) общая концепция будущего Земли и человечества; 2) область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования.

Надежность этого способа зависит от того, в какой степени он опирается на общефилософские методы, принципы, законы и категории, применяемые во всех областях научного знания, а также на общенаучные и частнонаучные приемы и процедуры, разработанные в ходе теоретического и эмпирического анализа коммуникативных явлений в природе и обществе.

Структура научного познания

Рассмотрение вопроса о структуре научного познания необходимо начать с выявления особенностей его эмпирического и теоретического уровней, различающихся по предмету, средствам и методам, а также по результатам исследования.

В фокусе внимания эмпирического исследования оказываются реальные предметы и процессы, оно направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется, прежде всего, посредством наблюдения и эксперимента. Результатом эмпирического исследования являются простые причинные и необходимые связи.

Теоретическое исследование концентрируется вокруг универсальных законов и гипотез, имея дело с идеализированными моделями целого класса объектов, а не с материальными предметами. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях.

В качестве обобщения следует рассматривать математические уравнения с дифференциалами и интегралами, которые формируются на теоретическом уровне, именно путем обобщения, а не исходят непосредственно из эксперимента.

Эмпирический и теоретический уровни исследования взаимосвязаны. Так, в эмпирическом исследовании мы также имеем дело с понятиями, эмпирические факты получают свою интерпретацию, т.е. подводятся под понятия и теоретические законы.

Важным аспектом в структуре научного исследования выступает научный метод.

Общими критериями оценки методов являются: эффективность; научность; экономичность; простота и надежность; допустимость; безопасность.

Методы научного познания подразделяют на методы эмпирического исследования, методы теоретического исследования, методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях, всеобщие методы, общенаучные методы, конкретно-научные методы.

Остановимся подробнее на методах эмпирического и теоретического исследования.

Выделяют такие методы эмпирического познания как наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент.

К теоретическим методам научного познания относят формализацию, аксиоматизацию, гипотетико-дедуктивный метод.

Основой эмпирического исследования является эксперимент (от лат. «экспериментум» — проба, опыт). Эксперимент предполагает наблюдение изучаемых явлений в специально создаваемых, контролируемых и управляемых условиях, что позволяет восстановить ход явлений при повторении условий.

Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, устраняя побочные обстоятельства. Так, например падение тел сначала изучают в безвоздушной среде, положим в трубе, из которой выкачан воздух, а затем уже в воздушной среде, регулируя давление воздуха. Необходимо учитывать значение каждой составляющей эксперимента. В этой связи особое значение имеют приборы. Условия эксперимента зачастую приходится варьировать, используя различные приборные возможности.

Акцентируя внимание на специфике предмета исследования, можно говорить о естественнонаучном, техническом, социальном эксперименте. В зависимости от исследовательской задачи эксперименты подразделяют на поисковые, измерительные, контрольные, проверочные. Научный эксперимент является наиболее эффективной формой практического познания.

В случаях, когда изучаемый объект недоступен прямому эксперименту, используют модельное экспериментирование.

При этом ведущая роль принадлежит не оригиналу, а его модели, которая может иметь физическую, математическую, биологическую или иную природу. Работа с моделью дает возможность переносить полученные сведения на оригинал. В настоящее время эффективно используется компьютерное моделирование.

Наблюдение – преднамеренное восприятие явлений объективной действительности, с целью выявления существенных свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованным.

Наблюдение широко распространено в биологических и социальных науках.

Важнейшим методом эмпирического исследования является измерение, определяемое как сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам и позволяющее получить количественные данные. Так, например, измерение А и В предполагает: 1) установление качественной одинаковости А и В; 2) введение единицы измерения (секунда, метр, килограмм, рубль, балл); 3) сопоставление А и В с показанием прибора, который обладает той же качественной характеристикой, что А и В; 4) считывание показаний прибора.

Измерение с помощью приборов дает нам сведения о физических, химических, технических характеристиках объектов. Измерение же социальных процессов сопряжено с определенными трудностями.

Показательна в этом плане проблема измерения ценностей.

Обратимся к характеристике трех основных теоретических методов. Аксиоматический метод предполагает построение теорий на основе аксиом – утверждений, доказательство истинности которых не требуется. Например, через две точки на плоскости, если говорить о евклидовой геометрии, можно провести одну и только одну прямую линию (действительно ли дело обстоит именно таким образом, проверить нельзя).

Следует, отметить, что аксиомы не должны противоречить друг другу. Аксиоматический метод широко используется в логике и математике. По своей сути он исключает какие-либо противоречия. Принцип непротиворечивости рассуждений имеет более широкий, чем сугубо логико-математический, характер. Непротиворечивость — принцип всякого теоретического знания, и его правомерность определяется сопоставлением теории с практикой.

Гипотетико-дедуктивный метод, используемый в науках, обладающих не только теоретическим, но и экспериментальным уровнем исследования, таких как физика, электротехника, радиотехника, экономические науки является весьма эффективным.

Этот метод заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Как правило, гипотетико-дедуктивный метод требует хорошей математической подготовки.

Гипотеза, по определению, есть знание, которое может быть опровергнуто сопоставлением с экспериментальными фактами.

Кроме перечисленных методов, востребованным является формализация.

Суть данного метода — в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов.

Если в качестве основополагающего критерия выбрать сферу использования методов, то можно подразделить их на всеобщие, общенаучные и конкретно-научные.

К всеобщим методам относят: индукцию; дедукцию; анализ; синтез; аналогию; моделирование; абстрагирование; классификацию; обобщение.

В качестве примера общенаучных методов следует привести наблюдение и научный эксперимент, а конкретно-научных – применение лакмусовой бумаги в химии.

Не останавливаясь подробно на различных классификациях методов, необходимо заметить, что в научном познании функционирует сложная, динамичная, субординированная, целостная система разнообразных методов.

При изучении особенностей научного познания, целесообразно обратиться к характеристике основных форм существования знания, определить их роль в познавательном процессе.

Любое научное исследование начинается с проблемы.

Проблемапредставляет собой такую форму знания, содержанием которого является то, что еще не познано, и что предстоит познать, это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно. Это своеобразное знание о незнании. Постановка проблемы, ее обоснование – важный шаг для исследователя, так как для будущего поиска прежде всего нужно определить русло, нишу, где он и будет осуществляться.

Нужно определить непознанное, чтобы его познать.

Факт науки – явление материального и духовного мира, фрагмент бытия, ставший достоянием нашего сознания, зафиксированный нами. Факт может быть установлен путем наблюдения или эксперимента. Факты включаются в ткань науки, подвергаются отбору, классификации, обобщению, объяснению. Основой для научного познания является не единичный, а множество фактов, отражающих определенную тенденцию.

Особую роль для исследователя играют факты, которые повторяются. О пользе и ценности таких фактов говорил французский математик Пуанкаре, описывая в работе «Наука и метод» деятельность ученого.

Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинность или ложность которого еще не доказана. Так, следует обратить внимание на вероятностный характер гипотезы. Далее, в ходе доказательства одни гипотезы становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются, третьи отбрасываются, превращаясь в заблуждения.

Теория– наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действительности.

Научная теория характеризуется наличием систематизированных знаний, которые в совокупности объясняют множество фактов и описывают посредством системы законов определенный фрагмент реальности, выполняя синтетическую, объяснительную, методологическую, практическую функции.

Частные разновидности теории представляют собой научные концепции.

В свою очередь система научных теорий, описывающих реальность, составляет научную картину мира.

Характеризуя основные формы научного знания, следует сказать о категориях, законах, принципах.

Законы науки отражают в форме теоретических утверждений существенные связи явлений.

Категории – наиболее общие понятия науки.

Научные принципы – наиболее общие и важные фундаментальные положения теории.

Выводы по теме

При осмыслении феномена науки можно выделить три существенных ее аспекта: 1) наука как способ познания мира; 2) наука как отрасль культуры; 3) наука как социальный институт.

Наука – единство истинного, систематизированного знания и исследовательской деятельности.

Ее основными функциями являются: познавательная, объяснительная, практически-действенная, прогностическая, мировоззренческая.

Наука представляет собой социокультурный феномен, стимулирует развитие культуры и в свою очередь сама зависит от состояния общества и культуры.

Наука представляет собой специфическую форму общественного сознания. Она существует наряду с другими формами общественного сознания – религией, философией, искусством и т. д.

В структуре научного познания выделяют эмпирический и теоретический уровни, различающиеся по предмету, средствам и методам, а также по результатам исследования.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы характерные черты науки?

2. В чем заключается социокультурная сущность науки?

В чем отличие обыденного и научного познания?

4. Какова взаимосвязь науки и философии?

5. Как вы считаете, нейтральны ли научные истины в морально-этическом плане?

С чего начинается процесс познания? Охарактеризуйте общую направленность научно-теоретического познания.

7. Какова структура научного познания?

8. Дайте характеристику основным формам научного знания.

9. Какие формы вненаучного знания вам известны?

Какие методы научного познания вам известны? Как принято подразделять методы научного познания?

Раскройте основные функции науки?

Темы рефератов

1. Познавательные функции науки и философии: общее и особенное.

Критерии демаркации науки и не науки.

3. Наука как социальный институт.

4. О роли человеческого фактора в развитии науки.

5. Философский портрет ученого.

6. Социокультурные аспекты научного прогресса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *