Что такое научная революция xvii в

Что собой представляет научная революция в философии в 16-17 веках?

Содержание:

В шестнадцатом-семнадцатом веках активно развивается экспериментально-математическое естествознание и интеллектуальная жизнь людей. Естествознание занимает передовые позиции в рассуждениях, вызванных развитием капиталистического производства. Наука способна ответить на насущные вопросы народа, которые постепенно меняются, как и новое общество. Природу можно изучить с помощью реальных, действенных законов. Для этого не нужен божественный дух, все объяснимо и понятно.

В теоретическом мировоззрении начинает проявляться методологическая подоплека. Стартует развитие гносеологии. Философия и наука связаны между собой, что сопровождается переориентацией мышления.

Философия 17 века – кратко

Научная революция в философии – это переход к философским взглядам Нового времени. XVII век становится периодом отхода от средневековых тенденций, полностью исключаются схоластические догмы, формируются иные приоритеты. Бог более не может являться путем к познанию. Разум, знания становятся ключевыми аспектами в суждениях философов. Зачастую именно семнадцатый век характеризуют как эру рационализма.

Научная революция 17 века приводит к популяризации математической методологии в сфере естествознания. Это способствует колоссальному прорыву. Рационалисты в этот период были приверженцами математического направления. Каждое исследование на основе математики становилось идеальным научным знанием для приверженцев рационализма. Основываясь на этом, они выдвигали философские теории:

Философы 17 века научный прогресс воспринимали по-разному. Возникали разногласия и споры по поводу подлинных знаний и их основы. Некоторые считали, что опыт является основой, другие отстаивали теорию разума. В период Нового времени сторонники этих теорий присоединились к группам эмпиризма и рационализма.

Во время семнадцатого века сформировались принципиально новые философские взгляды. Они основывались на экспериментально-опытных исследованиях и ценности разума.

Научная революция в философии – развитие науки в 16-17 веках

Много открытий, исследований и становление производства приводят к первым революциям. Военный конфликт спровоцирован не был, однако революционные настроения Нидерландов и Англии привели к ряду рациональных изменений в следующих областях:

Семнадцатый век стал периодом всестороннего развития. Активно прогрессировала сфера мануфактурного производства, развивалась мировая торговля, область мореплавания, военное дело. Открылась первая академия, где проводились научные исследования прикладного и практического значения. Для купцов, ученых идеалом становится человек. Именно он способен достигнуть успеха, развивать мир.

Появились научные общества. Научная революция привела к становлению механики, которая объясняла передвижение объектов в пространстве. Это стало значимым аспектом для становления философского мировоззренческого мышления семнадцатого столетия.

Философия и социальная среда оказались связаны между собой только через естествознание, различные его проявления. Религиозное восприятие также имело большое значение, так как представляло идеологию государства. Передовые мыслители возвращались к божеству, потому что считали механистическое мировоззрение ограниченным.

Источник

Революция в науке

Что такое научная революция xvii в. Смотреть фото Что такое научная революция xvii в. Смотреть картинку Что такое научная революция xvii в. Картинка про Что такое научная революция xvii в. Фото Что такое научная революция xvii в

Революция в науке — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

Так, отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер» (De Revolutionibus), то есть с 1543 г., до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого «Математические начала натуральной философии» было опубликовано в 1687 году, обычно называют периодом «научной революции». [1]

Содержание «научной революции» любого периода заключается в том, что ученые делают научные открытия в различных областях наук, то есть устанавливают «неизвестные ранее объективно существующие закономерности, свойства и явления материального мира, вносящие коренные изменения в уровень познания».

Содержание

Научные революции

Первая научная революция XVII / XVIII веков

Это была революция метода познания и обхождения с полученным знанием, и она была тесно связана с духом просвещения.

Вот что писал английский историк Эдвард Гиббон (Edward Gibbon, 1737-1794) про современные ему университеты:

Открытия

Как уже говорилось, большие открытия случились ещё до первой научной революции. Они связаны среди прочего с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона.

Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Её недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

Джероламо Кардано внёс значительный вклад в развитие алгебры, Франсуа Виет основоположник символической алгебры, Рене Декарт и Пьер Ферма внесли свой вклад в развитие математики.

Вторая научная революция конца XVIII века — 1-я половина XIX века

Третья научная революция конец XIX века — середина XX века

Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейнман:

«Вот почему наука недостоверна. Как только вы скажете что-нибудь об области опыта, с которой непосредственно не соприкасались, вы сразу же лишаетесь уверенности. Но мы обязательно должны говорить о тех областях, которых никогда не видели, иначе от науки не будет проку. Поэтому, если мы хотим, чтобы от науки была какая-то польза, мы должны строить догадки. Чтобы науке не превратиться в простые протоколы проделанных опытов, мы должны выдвигать законы, простирающиеся на еще неизведанные области. Ничего дурного тут нет. Только наука из-за этого оказывается недостоверной, а если вы думали, что наука достоверна — вы ошибались».

Источник

Билет 23. Научная революция XVII века.

Причина: рывок информации, книгопечатание

Итоги: великие географические открытия, появление различных приборов (телескоп, микроскоп, барометр), изменение человеческого мировоззрения.

Сделаны важнейшие открытия в географии, астрономии, механике, картографии.

Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон

Чтобы перестроить общество, нужно просветить население.

Основные черты просветителей:

· наибольший вклад внесён в теории о государстве и обществе

· новой религией становится наука

· отношение к религии: атеисты и деисты

· безусловная вера в прогресс, стремление к высшему

Термины и персоналии:

Деизм-религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью.

Отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер» (De Revolutionibus), то есть с 1543 г., до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого «Математические начала натуральной философии» было опубликовано в 1687 г., обычно называют периодом «научной революции».

Что такое научная революция xvii в. Смотреть фото Что такое научная революция xvii в. Смотреть картинку Что такое научная революция xvii в. Картинка про Что такое научная революция xvii в. Фото Что такое научная революция xvii в

Статья с сайта, указанного в программе Орлова-Коротковой-Давидсона (очень подробная, но легко запоминающаяся)

Путь к прогрессу

За исключением нескольких блестящих открытий, в период позднего средневековья научная мысль уступала в развитии технологическим обретениям. Техника занималась практическими вещами, которые либо работали, либо нет. Наука же изучала природу Вселенной и управляющие ею законы. Передовые идеи часто наталкивались на ожесточенное сопротивление. В частности, новые теории вошли в противоречие с религиозными догмами в объяснении природных явлений, подвергать сомнению которые считалось кощунственным и недопустимым.

До XVI века, считающегося началом современной эры, преобладал взгляд на Вселенную, основанный на теориях древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) и развившего их греческого астронома Птолемея (II век н. э.). Учения греков и римлян всегда пользовались большим авторитетом в западном мире, особенно если они были приемлемы для Церкви. Церковью было принято описание Птолемеем небесного свода, где Земля помещена в центр Солнечной системы, что соответствовало христианской теологии, сделавшей драму грехопадения и спасения души краеугольным камнем истории. Согласно Птолемею, Солнце, Луна и планеты вращаются вокруг неподвижной Земли. Когда же, производя астрономические наблюдения, ученые обнаружили противоречия в системе Птолемея, орбиты планет были вычерчены по-другому и приобрели весьма замысловатый вид исключительно для того, чтобы соответствовать данной теории. Не все ученые разделяли точку зрения Птолемея, однако в течение всего периода средневековья ее никто не оспаривал.

Первая тщательно разработанная альтернативная теория была представлена польским ученым Николаем Коперником (1473-1543), который, будучи кафедральным каноником, большую часть жизни посвятил научным исследованиям. Хотя далеко не все иерархи католической церкви выступали против новых идей, Коперник, похоже, сознавал, что его выводы могут оказаться еретическими. Поэтому он не спешил публиковать свой труд «Об обращениях небесных сфер», и, как говорят, увидел его типографский экземпляр лишь в последний день своей жизни. А ученый, курировавший издание книги, был настолько напуган возможными последствиями, что в предисловии определил цель написания труда как желание помочь астрономам при вычислениях, а не как критику теории Птолемея.
Новый облик Вселенной

Галилей использовал свои открытия для подтверждения гелиоцентрической (с Солнцем в центре) теории Коперника. Однако Церковь забила тревогу, поскольку это угрожало традициям и авторитету библейского учения, основанного исключительно на геоцентрической (с Землей в центре) теории. Например, Иисус, как сказано в Библии, остановил движение Солнца по небу; соответственно, описание Коперником Солнца как неподвижного объекта в пространстве должно было быть «ложным и ошибочным», каковым оно и было провозглашено в 1616 году.

Европейская сенсация

Сам папа римский запретил Галилею отстаивать взгляды Коперника, и ученый замолчал на долгие годы. Но постепенно он пришел к выводу, что если будет действовать осторожно, слава сможет оградить его от преследований Церкви. В 1632году Галилей опубликовал трактат «Диалог о двух главнейших системах мира», в котором опровергал положения системы Птолемея, однако сохранил видимость того, что следует указаниям папы, закончив книгу утверждением что творения рук Господних в действительности не доступны пониманию человека. Однако работа Галилея вызвала сенсационный отклик в Европе, и его уловка была разоблачена. 69-летнему ученому было приказано явиться в Рим, где он предстал перед судом инквизиции и был обвинен в ереси. Под угрозой смертного приговора Галилей признал ошибку и объявил о раскаянии. По понятиям того времени, наказание было достаточно мягким: в течение оставшихся восьми лет своей жизни Галилей находился под домашним арестом.

Попытки Церкви запретить теорию Коперника потерпели неудачу, поскольку книга Галилея была переведена на многие языки и стала популярной во всей Европе. Более того, важное свидетельство справедливости утверждений Коперника предоставил немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630), который в 1609-19 гг. открыл три закона движения планет. Коперник и Галилей считали, что планеты вращаются вокруг Солнца по круговой орбите; Кеплер определил, что орбиты планет являются эллиптическими, и тем самым устранил ошибки своих предшественников. Он продемонстрировал, что гелиоцентрическая теория проще системы Птолемея, а также свободна от ее противоречий. Несколькими годами позже Кеплер создал Рудольфовы таблицы, с помощью которых было возможно предсказать движение планет в будущем; основанные на работах Тихо Браге, эти открытия ознаменовали начало всеобъемлющего и математически точного описания Солнечной системы.

Законы Ньютона

Достижения медицины

В связи с этими открытиями еще более возросла роль научных исследований. Так как догматические воззрения исчезли и загадки более не казались неразрешимыми, объектом изучения стало все, включая тело человека и его болезни. Вплоть до XVI века предполагалось, что болезнь является следствием ненормального смещения четырех жидких сред организма (крови, мокроты, желтой и черной желчи). Первым вызов этой теории бросил швейцарский алхимик Парацельс (1493-1541), который утверждал, что болезни связаны с нарушениями различных органов и могут быть излечены при помощи химических препаратов. Примерно в это же время первое тщательное анатомическое исследование человека было проведено Андреасом Везалием (1514-64). Однако основы современной медицинской науки были заложены почти сто лет спустя, когда английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) открыл, что кровь в теле человека циркулирует по замкнутому кругу благодаря сокращениям сердца, а не печени, как полагали ранее.

Новый язык

Изобретения
Итак, к XVII веку наука действительно далеко продвинулась в своем развитии. Помимо телескопа, были изобретены такие приборы, как микроскоп, термометр, барометр и воздушный насос.

Научные достижения постоянно множились. Ньютон открыл волновую природу света и продемонстрировал, что поток света, кажущийся нам белым, состоит из спектральных цветов, на которые его можно разделить при помощи призмы. Двумя другими знаменитыми английскими экспериментаторами были Уильям Гилберт (1544-1603), заложивший основы изучения электричества и магнетизма, и Роберт Гук (1635-1703), который ввел понятие «клетка» для описания того, что увидел через линзы усовершенствованного им микроскопа. Ирландец Роберт Бойль (1627-91) изобрел вакуумный насос и сформулировал закон, известный в наши дни под названием закона Бойля-Мариотта, который устанавливает соотношение между объемом и давлением. А голландский ученый Христиан Гюйгенс изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, доказав правильность вывода Галилея, что маятниковое устройство можно использовать для контроля за временем.

Распространение знаний

В это время интерес к науке проявлялся повсеместно, а научные знания были еще не настолько специализированными, чтобы любой образованный человек не мог провести эксперимент и совершить открытие.

Существование научных обществ и журналов означало, что сведения о каждом научном открытии могли быстро распространяться по всей стране, давая возможность исследователям использовать новейшую информацию.

Источник

Новое время. Научная революция XVII века: этапы, структура, герои, результаты

Что такое научная революция xvii в. Смотреть фото Что такое научная революция xvii в. Смотреть картинку Что такое научная революция xvii в. Картинка про Что такое научная революция xvii в. Фото Что такое научная революция xvii в Что такое научная революция xvii в. Смотреть фото Что такое научная революция xvii в. Смотреть картинку Что такое научная революция xvii в. Картинка про Что такое научная революция xvii в. Фото Что такое научная революция xvii в Что такое научная революция xvii в. Смотреть фото Что такое научная революция xvii в. Смотреть картинку Что такое научная революция xvii в. Картинка про Что такое научная революция xvii в. Фото Что такое научная революция xvii в Что такое научная революция xvii в. Смотреть фото Что такое научная революция xvii в. Смотреть картинку Что такое научная революция xvii в. Картинка про Что такое научная революция xvii в. Фото Что такое научная революция xvii в

Что такое научная революция xvii в. Смотреть фото Что такое научная революция xvii в. Смотреть картинку Что такое научная революция xvii в. Картинка про Что такое научная революция xvii в. Фото Что такое научная революция xvii в

Что такое научная революция xvii в. Смотреть фото Что такое научная революция xvii в. Смотреть картинку Что такое научная революция xvii в. Картинка про Что такое научная революция xvii в. Фото Что такое научная революция xvii в

Общепринятым считается положение о том, что именно в XVII в. возникла европейская наука (прежде всего это относится к классическому естествознанию), причем «в начале века ее еще не было, в конце века она уже была». Характерно, что возникла она сразу во взаимосвязи всех составляющих: теоретического знания, его логического обоснования и математического описания, экспериментальной проверки, социальной структуры с сетью научных коммуникаций и общественным применением.

География этого процесса включает немало европейских стран и городов, но представляется возможным выделение Италии в начале, и Англии в конце периода, как его «главных» научных центров.

Условно могут быть выделены три этапа становления науки. Первый, связанный, прежде всего, с деятельностью Г. Галилея – формирование новой научной парадигмы; второй – с Р. Декартом – формирование теоретикометодологических основ новой науки; и третий – «главным» героем которого был И. Ньютон, – полное завершение новой научной парадигмы – начало современной науки. И хотя не все согласны с определением «научная революция», впервые введенным в 1939 г. А. Койре, все сходятся в том, что именно в XVII в. была создана классическая наука современного типа.

На вопрос: «Почему возникает наука?» – вряд ли возможно дать исчерпывающий ответ, но вполне можно проследить и описать механизм возникновения этого явления. Познавательной моделью античности был Мир как Космос; и мыслителей волновала скорее проблема идеальной, чем «реальной» природы. Познавательной моделью средневековья был Мир как Текст; и «реальная» природа также мало заботила схоластов. Познавательной моделью Нового времени стал Мир как Природа. Разработка общезначимой процедуры «вопрошания» – эксперимента и создания специального научного языкаописания диалога с Природой – составляет главное содержание научной революции.

Новая модель мира. Первый «рабочий чертеж» новой модели мира суждено было выполнить Иоганну Кеплеру,на которого с детства выпало столько личных несчастий, что трудно найти более тяжелую судьбу. Кеплер был открытым и последовательным пифагорейцем и совершенство своей астрономической модели искал (и нашел!) в сочетании правильных многогранников и описывавших их окружностей, правда, нашел их в своей третьей геометрической модели, отказавшись при этом от круговой орбиты небесных тел.

Что такое научная революция xvii в. Смотреть фото Что такое научная революция xvii в. Смотреть картинку Что такое научная революция xvii в. Картинка про Что такое научная революция xvii в. Фото Что такое научная революция xvii в

В книге «Новая астрономия, основанная на причинных связях, Или физика неба, выведенная из изучения движений звезд звезды Марс, основанных на наблюдениях благородного Тихо Браге», завершенной в 1607 г. и опубликованной двумя годами позже, Кеплер привел два из своих знаменитых трех законов движения планет: Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Каждая планета движется в плоскости, проходящей через центр Солнца, причем линия, соединяющая Солнце с планетой (радиус-вектор планеты), за равные промежутки времени описывает равные площади. В 1618 г. Кеплер обнародовал свой третий закон планетных движений: Квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца соотносятся как кубы больших полуосей их орбит.

Кеплер не смог объяснить причины планетных движений: он считал, что их «толкает» Солнце, испуская при своем вращении особые частицы (species immateriata).Кеплеровский закон площадей – это первое математическое описание планетарных движений, исключившее принцип равномерного движения по окружности как первооснову. Более того, он впервые выразил связь между мгновенными значениями непрерывно изменяющихся величин (угловой скорости планеты относительно Солнца и ее расстояния до него). Этот «мгновенный» метод описания, который Кеплер впоследствии вполне осознано использовал при анализе движения Марса, стал одним из выдающихся принципиальных достижений науки XVII в. – методом дифференциального исчисления, оформленного Г. Лейбницем и И. Ньютоном.

Кеплер заложил первый камень (вторым стала механика Галилея) в фундамент, на котором покоится теория Ньютона.

Космология и механика Галилея.УГалилео Галилея(1564 – 1642) впервые связь космологии с наукой о движении приобрела осознанный характер, что и стало основой создания научной механики. Первоначально (до 1610 г.) Галилеем были открыты законы механики, но первые публикации и трагические моменты его жизни были связаны с менее оригинальными работами по космологии. Изобретение в 1608 г. голландцем Хансом Липперсхеем,изготовителем очков, телескопа (правда, не предназначавшегося для астрономических целей), дало возможность Галилею, усовершенствовав его, в январе 1610 г. «открыть новую астрономическую эру».Оказалось, что Луна покрыта горами, Млечный путь состоит из звезд, Юпитер окружен четырьмя спутниками и т.д. «Аристотелевский мир» рухнул окончательно. Вместе с тем, Галилей не создал цельной системы.

Новая механика. В 1638 г. вышла последняя книга Г. Галилея «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению. «, в которой он касался проблем, решенных им за 30 лет до этого. Механика Галилея дает идеализированное описание движения тел вблизи поверхности Земли, пренебрегая сопротивлением воздуха, кривизной земной поверхности и зависимостью ускорения свободного падения от высоты.

В основе «теории» Галилея лежат четыре простые аксиомы (правда, в явном виде Галилеем не сформулированные):

Свободное движение по горизонтальной плоскости происходит с постоянной по величине и направлению скоростью (сегодня – закон инерции, или первый закон Ньютона).

Свободно падающее тело движется с постоянным ускорением. dV = gdt, где dV – приращение скорости, происходящее за интервал времени dt, а g – постоянное ускорение cвободного падения. Тогда скорость V свободно падающего тела в момент t будет равна V = g(t-t0)+ V0, где Vо – скорость тела в начальный момент времени.

Галилей чрезвычайно гордился этой формулой, поскольку она позволяла определять скорость с помощью геометрии.

Принцип относительности Галилея и движение снарядов

Траектория снаряда описывается уравнением параболы: y = y0 +(Vy/Vx)x-1/2(g/Vx2)x2, где y0 – высота вылетевшего снаряда; Vx- его горизонтальная скорость; Vy – вертикальная скорость.

Философско-методологическая манифестация научной революции.Только спустя несколько веков оказалось возможным выделить какие-либо тенденции в XVII в. «Внутри» же него процессы были мало связаны друг с другом. Мощное эмпирическое движение в естествознании зародилось само по себе – оно отвечало какой-то внутренней потребности познания; философскометодологическое осознание этого «внутреннего движения» развивалось также само собой, и то, что сегодня мы видим их тождественность – весомый аргумент в обосновании научности как таковой.

Первыми «концептуалистами» Нового времени принято считать Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626) и Рене Декарта (1596 – 1650).

Бэкону принадлежит провозглашение главенства метода индукции.

Декарт несравненно более глубокий мыслитель – основатель философии Нового времени. В отличие от Бэкона, Декарт ищет обоснование знания не столько в сфере его практической реализации, сколько в сфере самого знания. Поэтому в центре методологических размышлений («сомнений») Декарта – мысль и сам Человек. Три положения механики Декарта важны для понимания последующей философии естествознания: в мире отсутствует пустота, Вселенная наполнена материей (и вся она в непрерывном движении), материя и пространство суть одно. Не существует абсолютной системы отсчета, а следовательно, и абсолютного движения. Р. Декарт явился типичным представителем ятрофизики – направления в естествознании, рассматривавшее живую природу с позиций физики.

Дальнейшее развитие это направление получило в работах итальянского анатома Джованни Борелли (1608-1679) – основоположника ятромеханики, которое в последствии выросло в биомеханику. С позиций ятрофизики и ятромеханики живой организм подобен машине, в которой все процессы можно объяснить при помощи математики и механики. (Подобно ятрофизике широкое развитие получила и ятрохимия – направление, представляющее все процессы, совершающиеся в организме – химическими.)

Роль Ньютона в истории науки удивительна. Многое, чем он занимался, что он описал, в частности, в знаменитых «Математических началах натуральной философии» (первое издание вышло в 1687 г. под наблюдением Э. Галлея) было раньше высказано и описано другими. Например, в частных экспериментах и рассуждениях Х.Гюйгенс (1629 – 1695) фактически использовал основные положения, которые позднее легли в основу теории Ньютона:

Пропорциональность веса тела G его массе m; (G = mg).

Соотношение между приложенной силой, массой и ускорением (F = ma).

Равенство действия и противодействия.

В истории известны не всегда красивые приоритетные споры, героем которых был Ньютон (чего стоит один спор с Лейбницем). Но все это не умаляет величие научного подвига Ньютона. Он показал себя настоящим Мастером, который не столько обобщал, сколько создавал оригинальную новую концепцию мира.

Основные положения теории Ньютона У Ньютона, также как и у Галилея, слились космология и механика (правда, без философии – «гипотез не измышляю»), главными положениями которых стали следующии: Понятие движущей силы – высшей по отношению к телу (любому: снаряду или Луне, например), которая может быть измерена по изменению движения (его производной). При этом Ньютон понял, что сила, скорость и ускорение представляют собой векторные величины, а законы движения должны описываться как соотношения между векторами.

Наиболее полно все это выражается вторым законом Ньютона: «Ускорение «a», сообщаемое телу массы «m», прямо пропорционально приложенной силе «F» и обратно пропорционально массе «m», т.е. «F = ma».

Введено понятие инерции, которая изначально присуща материи и измеряется ее количеством.

Первый закон Ньютона гласит: «Если бы на тело не действовало никаких сил вообще, то оно после того, как ему сообщили начальную скорость, продолжало бы двигаться в соответствующем направлении равномерно и прямолинейно». Следовательно, никаких свободных движений нет, а любое криволинейное движение возможно лишь под действием силы.

Введено понятие соотношения гравитационной и инертной масс (они прямо пропорциональны друг другу).

Отсюда следует обоснование тяготения как универсальной силы, а также третий закон Ньютона: «Каждое действие вызывает противодействие, равное по величине и противоположно направленное, или, иными словами, взаимное действие двух тел друг на друга равно по величине и противоположно по направлению».

Особое место в размышлениях Ньютона принадлежит поиску адекватного количественного (математического) описания движения. Отсюда берет начало новый раздел математики, который Ньютон назвал «методом начальных и конечных отношений» (дифференциальное исчисление).

Исследуя движения по некруговой орбите, Ньютон рассматривал его как постоянно «падающее». При этом он ввел понятие «предельное отношение», основанное на интуитивном представлении о движении, так же, как евклидовы понятия «точки» и «линии» основаны на интуитивном восприятии пространства – это своего рода кванты движения.

Важное значение при этом имеют те «предельные отношения», которые характеризуют скорость изменения каких-либо величин (т.е. изменения в зависимости от времени). Ньютон назвал их «флюксиями» (сейчас – производные). Вторая производная при этом звучала как «флюксия от флюксий», что особенно возмущало одного из критиков Ньютона епископа Дж. Беркли, который считал это нелепым изобретением, подобным призраку призрака.

В «тени» Ньютона несколько теряются фигуры других выдающихся исследователей и мыслителей XVII в. Прежде всего, следует отметить Готфрида Лейбница (1646-1716) и упомянуть его значительно более глубокое, чем у Ньютона, осмысление понятия дифференциала как общенаучного термина (сам термин принадлежит Лейбницу), как собственно научного метода, а не только языка научного описания конкретного научного факта; и указать его удивительную теорию – «Монадологию» – о своеобразных квантах – «монадах» бытия.

Отдельно упоминания заслуживают понятия абсолютного («пустого») пространства, в котором находятся сосредоточенные массы (с их взаимным дальнодействием и единым центром масс); и абсолютного же времени с начальной точкой отсчета (полностью обратимого, поскольку перемена знака времени в формулах механики не меняет их вида и смысла).

Теория Ньютона – простая, ясная, легко проверяемая и наглядная – стала фундаментом всего «классического естествознания», механической картиной мира и философии, интегральным выражением и критерием самого понимания научности на более чем 200 лет. Не утратила она своего значения и сегодня.

Социальная сторона научной революции XVII века.Рассмотрение истории научной революции XVII в. не может быть исчерпано лишь ее когнитивной стороной. В XVII в. наука стала частью социальной системы.

С самого начала века во многих странах появляется множество «миниакадемий», например, флорентийская Академия деи Линчеи, знаменитым членом которой был Г. Галилей. Во второй половине века возникают «большие» академии – сообщества профессиональных ученых. В 1660 г. организованный в частной лондонской научно-исследовательской лаборатории современного типа кружок, куда входили Роберт Бойль(1627 – 1691), Кристофер Рен (1632 – 1723), Джон Валлис, Вильям Нейл и другие, был преобразован в «Лондонское королевское общество для развития знаний о природе» (Royal Society of London for Improving Natural Knowledge). Ньютон стал членом этого общества в 1672 г., а с 1703 г. – его президентом. С 1664 г. общество стало регулярно печатать свои труды – «Philosophical Transactions».

В 1666 г., также путем преобразования подобного кружка, была организована Академия наук в Париже.

Становление науки выражало стремление к осмыслению мира, с одной стороны; с другой – стимулировало развитие подобных процессов в различных сферах общественной жизни. Огромный вклад в развитие правосознания, идей веротерпимости и свободы совести внесли такие философы XVI – XVII вв., как М. Монтень (1533 – 1592), Б. Спиноза (1632 – 1677), Т. Гоббс (1588 – 1679), Дж. Локк (1632 – 1704) и др. Их усилиями разрабатывались концепции гражданского общества, общественного договора, обеспечения прав личности и многое другое.

Научное мышление позволяло выдвигать и обосновывать механизмы реализации этих концепций. В этом контексте ключевой является оценка Локком (друг Ньютона и член Лондонского королевского общества) парламента как социальной научной лаборатории, способствующей поиску, изобретению и реализации новых и эффективных форм синтеза частных интересов граждан, включая интерес государства.

Краткий научный итог XVII века.Старый Космос устарел и был разрушен. В новой картине мира, которая заменила старый Космос, не было ничего живого и неопределенного и, казалось, все можно было рассчитать («кеплеровский детерминизм»). Наука обрела свои механизмы и процедуры конструирования теоретического знания, проверки и самопроверки, свой язык, прежде всего, в математической его форме, ставший «плотью» метода. Наука стала социальной системой – появились свои профессиональные организации, печатные органы, целая инфраструктура (включая специальный инструментарий). В науке возникли свои нормы и правила поведения, каналы коммуникации. Наука через распространение принципов научности становится мощной интеллектуальной силой – школой «правильного» мышления, – влияющей на специальные процессы в самых различных формах.

Вырастая из мистицизма, наука постепенно преодолевала его.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *