Что такое научно техническая продукция

Научно-техническая продукция

Смотреть что такое «Научно-техническая продукция» в других словарях:

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ — – результаты интеллектуального труда, направленного на повышение эффективности производства … Краткий словарь экономиста

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ — результаты интеллектуальной деятельности в сфере науки, техники и технологии, предназначенные для реализации … Война и мир в терминах и определениях

НАУЧНАЯ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ — по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. научный и (или) научно технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации … Юридический словарь

Научная и (или) научно-техническая продукция — научный и (или) научно технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации. Источник: Федеральный закон от 23.08.1996 N 127 ФЗ (ред. от 03.12.2012) О науке и государственной научно… … Официальная терминология

Научная и (или) научно-техническая продукция — – научный и (или) научно технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации. [Федеральный закон Российской Федерации № 127 ФЗ от 23.08.96 “О науке и государственной научно… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

научная и (или) научно-техническая продукция — по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. научный и (или) научно технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации … Большой юридический словарь

НАУЧНАЯ И, ИЛИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ — научный и (или) научно технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации … Энциклопедический словарь экономики и права

Научная и (или) научно-техническая продукция — научный и (или) научно технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации. Федеральный закон от 23.08.96 N 127 ФЗ, ст.2 … Словарь юридических понятий

ПРОДУКЦИЯ НАУЧНАЯ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ — НАУЧНАЯ И (ИЛИ) НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ … Юридическая энциклопедия

Источник

Научно-техническая продукция и ее виды. Характеристика рынка инноваций.

Научно-техническая продукция – результаты интеллектуальной деятельности, имеющие коммерческое значение и реализуемые потребителю преимущественно в нематериальной форме (как совокупность научно-технической информации):

· данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических работ в виде аналитических отчетов, изобретений, конструкторско-технологической документации, программных продуктов, бизнес-планов и т.д.

· научно-технические услуги (знания, опыт, консультирование в области маркетинга, проектного управления, инжиниринга), связанные с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Кроме этого, научные и конструкторские организации могут предлагать результаты своего труда в овеществленной (материальной) форме: в виде опытных установок, нового единичного оборудования, агрегатов, инструментов, технологических линий и т.п.

К особенностям Н-Т продукции относятся:

· уникальность и трудность в определении полезности продукции

· техническая сложность продукции, требующая затрат квалифицированного научного труда

· различная степень «проработки» товара, т.е. готовности его к промышленному освоению

· значительная неопределенность затрат средств и времени, необходимых для реализации новшества

· зависимость реализации технологического новшества от инновационной возможности потребителей

В зависимости от степени новизны Н-Т продукции для компании-производителя и рынка различают следующие виды :

1. продукты мировой новизны, появление которых ведет к формированию особого рынка

2. товары, новые для фирмы

3. усовершенствованные и модифицированные существующие товары и технологии: продукты с улучшенными характеристиками или с более высокой с точки зрения потребителя ценностью, вытесняющие существующие продукты

4. существующие товары и технологии, адаптированные для новых рынков и процессов (использование в горнодобывающей промышленности изобретений, созданных в сфере ж/д транспорта)

5. новые продукты, обладающие такими же свойствами, как и их предшественники, но более дешевые.

Характеристика рынка инноваций

· на данном рынке в начале реализации часто отсутствует прямой конкурент (в силу монополии на интеллектуальную собственность)

· предложение инноваций превышает спрос, но затоваривания не происходит. Большое количество изобретений и ноу-хау определяют уровень Н-Т в данной области и конкурентоспособность будущих новшеств на рынке

Во многих случаях вновь созданная Н-Т продукция не пользуется спросом, т.к. рынок еще не осознал возможностей новой технологии и продукции. В данных случаях первые проявления новых потребностей (спроса) должны стимулироваться технологическим «проталкиванием» новой продукции на рынок.

Основными агентами мирового рынка Н-Т продукции (рынка технологий) являются:

· индивидуальные изобретатели и мелкие инновационные фирмы – генераторы новых технических идей

· крупные промышленные компании, выступающие как продавцами, так и покупателями

12. Маркетинговая концепция развития предприятия и концепция «технологического проталкивания». Этапы разработки нового продукта, содержание маркетинга на каждом этапе. Виды рыночного тестирования продукции производственного назначения и товаров широкого потребления.

Н-Т продукцию можно разделить на:

· «втягиваемую рынком», т.е. вызванную потребностями рынка (маркетинговая конц.)

· «вталкиваемую технологией», т.е. основанную на фундаментальных исследованиях и возможностях технологии (конц. технологического проталкивания)

Считается, что стратегия развития, опирающаяся на анализ потребностей рынка с последующим проведением исследований в подразделениях НИОКР, более эффективна. Но следует учесть, что такое внедрение приведет к предпочтению малых нововведений, в ущерб тому, что предлагают подразделения НИОКР. С др. стороны, стратегия, основанная на технологическом продвижении, скорее приведет к инновационному прорыву и создаст основу для долговременного конкурентного преимущества. Большинство инновационных прорывов зарождается в научно-исслед. организациях, а не на рынке, что свидетельствует об ограниченности маркетинговой концепции. Необходимо сохранять баланс между 2-мя стратегиями.

Независимо от происхождения товара, контроль со стороны стратегического маркетинга необходим и должен осуществляться на более ранней стадии разработки. Основные этапы процесса разработки нового товара/технологии в соответствии с маркетинговой концепцией приведены в таблице.

Интеллектуальная собственность и ее роль в экономическом и социальном развитии. Содержание интеллектуальной собственности как права.

Объектами ИС являются творения человеческого разума, человеческого интеллекта. Несколько упрощая, можно сказать, что к интеллектуальной собственности относится информация, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий по всему миру.

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967 г. предусматривает, что объектами права ИС являются:

1) литературные, художественные произведения и научные труды;

2) исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;

3) изобретения во всех областях человеческой деятельности;

4) научные открытия;

5) промышленные образцы;

6) товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения

7) пресечение недобросовестной конкуренции.

Объекты авторского праваОбъекты промышленной собственностиНаучные открытия
Произведения науки: Программы для ЭВМ Базы данных Произведения литературы Произведения искусстваИзобретения Промышленные образцы Полезные модели Товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования Ноу-хау Пресечение недобросовестной конкуренцииЗаконы Закономерности Эффекты

Научные открытия не относятся ни к объектам авторского права, ни к объектам промышленной собственности. Ни одно национальное законодательство не дают какого-либо права на собственность применительно к научным открытиям.

Отличительной особенностью объектов ИС является их нематериальный характер, что определяет ее принципиальное отличие от собственности на материальные объекты. Соответственно различается и содержание прав вещной собственности и интеллектуальной собственности.

Содержание интеллектуальной собственности как права включает в себя права автора и исключительное право.

К правам автора на объекты ИС относятся такие права, как:

· право авторства – право любого гражданина быть названным автором произведения литературы, науки, искусства, изобретения и т.д. при условии, что это произведение создано его личным творческим трудом;

· право на имя, реализуемое в виде права автора на присвоение его имени тому произведению, которое он создал;

· право на опубликование – право автора обнародовать свое произведение или сохранить его в тайне;

· право на неприкосновенность произведения – заключается в том, что никто не имеет право изменять, искажать авторский вариант произведения с сохранением имени автора, поскольку это может нанести ущерб его репутации.

Исключительное право на объекты ИС связано с понятием использования, под которым следует понимать воспроизведение объектов ИС в виде материальных объектов. В этом смысле исключительное право – это прежде всего право использовать самому объекты ИС, а так же разрешать (запрещать) это делать другому лицу. С исключительным правом связанны все вопросы коммерческого использования результатов интеллектуального труда.

В отличие от прав автора исключительное право является отчуждаемым и его владельцем может быть любое физическое или юридическое лицо, которому по закону или по договору это право будет предоставлено.

Роль ИС в соц.-экон. развитии.

В отличие от сырьевых ресурсов интеллектуальная собственность является неисчерпаемым ресурсом. Именно поэтому в последнее время она быстро заменяет традиционные материальные активы и становится движущей силой экономического и социального развития. В такой связи важную роль играет развитие промышленной собственности, которая является важнейшей формой интеллектуальной собственности:

1. Право на получение патента на изобретение стимулирует вложение денег и сосредоточение людских ресурсов в области исследований и разработок;

2. предоставление патента стимулирует вложение средств в промышленное применение изобретения

3. официальная публикация патента расширяет всемирный фонд документальных источников технологической информации.

Справедливая и совершенная система патентования, обеспечивая изобретателю признание и материальную выгоду, стимулирует изобретательскую и инновационную деятельность.

Источник

Приложение 1. Виды научно-технической продукции

Виды научно-технической продукции

Научно-техническая продукция подразделяется на: научно-техническую, производственно-техническую, информационную, или продукцию, включающую все указанные виды.

1. К продукции научно-технического назначения относятся:

законченные научно-исследовательские проектные, опытно-конструкторские и технологические работы, в том числе и их этапы, имеющие самостоятельное значение, в том числе:

научное обоснование природоохранных мероприятий;

результаты испытания и внедрения новых методов, методик, технологий и технических средств;

концепции, прогнозы, научно-технические и другие программы;

проекты норм и стандартов;

алгоритмическое, программное обеспечение информационных, информационно-прогнозирующих и других систем, а также систем автоматизированного проектирования;

проекты правовых актов и нормативной документации, регулирующих вопросы технического, технологического, экономического и другого характера;

документы по координации научных исследований;

результаты научно-технической экспертизы.

2. К продукции производственно-технического назначения относятся:

принципиально новая и модернизированная аппаратура, оборудование, другие технические средства и технологии;

изготовленные опытные образцы продукции;

выполнение химико-аналитических, физико-химических и других видов анализов веществ и материалов;

3. К информационной продукции относятся:

карты различного содержания и масштаба;

банки и базы данных и знаний;

разработки по автоматизации технологических процессов и конструкторских работ;

материалы, обобщающие результаты совещаний, конференций и других научно-технических мероприятий;

подготовка и издание различных информационных и аналитических материалов, рекламных проспектов, маркетинговых исследований, справочных материалов;

создание и актуализация различных информационных систем;

перевод технической документации и литературы;

научно-технические, методические и другие консультации;

другие формы информационного обеспечения пользователей.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Что такое научно техническая продукция

Что такое научно техническая продукция. Смотреть фото Что такое научно техническая продукция. Смотреть картинку Что такое научно техническая продукция. Картинка про Что такое научно техническая продукция. Фото Что такое научно техническая продукция

Введение

Современные темпы научно-технического прогресса существенно изменяют состав и структуру продукции, общедоступной для любых субъектов рынка. В данном случае, прежде всего, речь идет об инновационной продукции, являющейся следствием появления новых знаний в тех или иных сферах деятельности, и которая несет в себе больший или меньший уровень научно-технической новизны. Поэтому для потенциального покупателя, на которого и ориентирована данная продукция, довольно сложно оценить ее практическую (коммерческую) значимость. Отсюда, необходимо разработать методические основы формирования рыночной информации, ориентированной на потенциального потребителя, а также процедуры ее поиска.

1. Понятие научно-технической продукции, ее состав и особенности

При этом надо понимать, что результатом, например, фундаментальных научных исследований являются новые «чистые» знания, которые не могут стать товаром. Это объясняется, прежде всего, тем, что, как правило, невозможно предсказать все области человеческой деятельности, где эти знания будут использованы, и тем более вычислить экономический эффект от их применения. Поэтому, для того чтобы включить науку в систему рыночных отношений, следует учитывать законченный, ориентированный на потребителя (в худшем случае на потребность) результат, то есть научно-техническая продукция должна быть представлена как товар особого рода.

— научно-техническая документация (отчеты, проекты, чертежи, регламенты, нормативы, методики, программы и т.п.);

— экспериментальные и опытные образцы (партии) новой продукции;

— научно-технические услуги, включая участие в пусконаладочных работах, авторский надзор и т.п., а также научное консультирование.

Привычные рыночные законы в сфере научно-технического прогресса не работают, так как к науке неприменимы традиционные критерии общественно необходимых затрат труда. Любое научное исследование уникально и, если и проводится одновременно в нескольких научных организациях, то только в рамках необходимой и достаточной кооперации достижений в смежных областях знаний. Поэтому говорить о каких либо среднеотраслевых затратах на получение единицы НТП не приходится [9].

Тем не менее продажа объектов интеллектуальной собственности, то есть научно-технической продукции, становится все более важным элементом современной рыночной экономики. Согласно инвестиционному законодательству РФ, интеллектуальные ценности («ноу-хау», опыт, авторские права) приравниваются к имущественным (денежные средства, паи, акции, движимое и недвижимое имущество и т.д.) в качестве инвестиций [8].

Как и любой другой элемент мирового рынка, рынок НТП обладает рядом особенностей, обусловленных спецификой предлагаемого товара:

— характеризуется большим разнообразием и не схожестью продукции, так как любое научное исследование уникально по своей сути;

— имеет глобальный характер, так как наука и ее результаты являются мировым достоянием;

— емкость рынка существенно зависит от инновационной активности субъектов экономики, так как её использование, в конечном счете, связано с созданием нового продукта.

2. Информация, доступная для анализа рынка НТП

Рыночные исследования принято начинать с изучения и анализа вторичных источников информации. Это оправдано тем, что они позволяют достаточно быстро и без существенных затрат получить общее представление о состоянии решаемой проблемы. Вместе с тем вторичная информация не всегда отвечает целям конкретного исследования, может быть устаревшей и может носить элементы дезинформации [1].

Источниками вторичной информации при исследовании и анализе рынка НТП прежде всего выступают внутренние документы научно-исследовательской организации, такие как бюджеты, отчеты о предыдущих научных исследованиях по данной тематике исследования, диссертации и т.д. Это легко доступная информация, но она может быть бесполезной, если организация ранее не занималась исследованиями и разработками в нужной области. Поэтому более важными источниками могут служить внешние материалы, в частности документы законодательного и инструктивного характера, публикуемые государственными учреждениями; государственные (или аналогичные) программы развития научных исследований в тех или иных областях; международные научно-исследовательские программы; материалы научных семинаров и конференций; отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров; патентные исследования; издания некоммерческих исследовательских организаций (например, отделений академии наук, национальных исследовательских университетов); специализированные журналы и т.п.

В случае с НТП очень большим недостатком использования вторичной информации является ее запаздывание, так как достаточно подробная информация о результатах научных исследований, в силу известных причин, появляется спустя некоторое время после окончания их проведения [7].

Большинство маркетинговых исследований рынка предполагает сбор первичных данных. Считается, что они наиболее информативны, так как ориентированы на освещение нужной исследователю проблемы, и получены, что называется, «из первых рук», то есть первичные данные собирают путем опроса существующих или потенциальных субъектов рыка [1].

Учитывая эти особенности, наиболее приемлемым способом получения первичной информации может являться активная работа во время проведения различного рода презентаций, ярмарок, выставок и т.п., в которых принимают участие и представители разработчика, и потенциальные покупатели, и представлены образцы НТП с их описанием.

Заключение

Исследование рынка научно-технической продукции в отличие от любой другой сопряжено с определенными трудностями. Для каждого исследования необходимо составлять индивидуальную программу и формировать целевую исследовательскую группу. К работе в этой группе следует привлечь наряду с маркетологами представителей разработчика НТП, а также специалистов по работе с научно-технической информацией.

Рецензенты:

Смирнов Сергей Борисович, д-р экон. наук, профессор, декан гуманитарного факультета СПбНИУ ИТМО, г. Санкт-Петербург.

Голубев Андрей Александрович, д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой финансового менеджмента СПбНИУ ИТМО, г. Санкт-Петербург.

Источник

Научно-техническая продукция: понятие, классификация

К научно-технической продукции относятся законченные научно-исследовательские, проектные, конструкторские, технологические, экспертные работы и услуги, изготовленные образцы или партии изделий (продукции), принятые заказчиком. Ее отличительной чертой является способность передавать воплощенные в товаре результаты исследований, способствующие значительному повышению эффективности производства, эксплуатации, степени использования этого вида продукции.

Особенности научно-технической продукции как товара проявляются в следующем [10, 47, 78]:

· невозможность точного количественного измерения эффекта научно-технической продукции в момент внедрения;

· наличие только качественных отличий между аналогами;

· каждый вид знания несет в себе научную информацию, только ему принадлежащую, следовательно, и научно-техническая продукция, воплощающая в себе оригинальные знания, по своему содержанию специфична и неповторима;

· любое научное знание не имеет смысла производить более одного раза, при этом потенциал его использования многогранен и во времени не ограничен.

В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок, утвержденными постановлением Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 3 января 2008 г. № 1/1, выделяют следующие виды научно-технической продукции [55, с. 8]:

· конструкторская и технологическая документация;

· модели, макеты, опытные образцы веществ, материалов и изделий;

· научная продукция (результаты исследований, содержащиеся в отчетах о научно-исследовательских работах, докладах, описаниях, монографиях и других печатных изданиях).

В силу широты областей применения и сложности проведения классифицировать научно-техническую продукцию в целом достаточно сложно. Имеется несколько общепринятых классификационных групп, и для конкретной области требуются их детализация и конкретизация. Основными классификационными признаками считают:

· масштаб и область применения;

· характер получаемого результата;

· степень готовности результата для практического внедрения;

· уровень новизны используемой технологии.

В зависимости от масштаба и области применения выделяют следующую научно-техническую продукцию:

· предназначенную для одной организации и имеющую экономический эффект;

· имеющую массовое применение и экономический эффект;

· без конкретного экономического эффекта.

Для научно-образовательных проектов с учетом характера получаемого результата различают следующую научно-техническую продукцию:

· создание специального подразделения (научного, учебного, научно-учебного);

· создание и проведение пилотной образовательной программы;

· проведение разовой образовательной программы, направленной на повышение качества подготовки специалистов;

· проведение разовой научной программы временным научным коллективом;

· подготовка кадров для эксплуатации результатов выполненной научной разработки.

В зависимости от степени готовности результата для практического внедрения бывает следующая научно-техническая продукция:

· полностью законченная (затраты уже полностью осуществлены и требуется обеспечить возврат понесенных расходов через рост эффективности от внедрения);

· частично законченная (следует оценить дополнительно необходимые средства и возможный последующий экономический выигрыш);

· создание научно-образовательного потенциала для дальнейшего использования результатов (следует определить план последующих работ, дополнительно требуемые затраты, источники получения эффекта).

Научно-техническую продукцию в зависимости от уровня новизны использованной при производстве технологии можно разделить на следующие виды:

· с использованием высоких технологий;

· с использованием продвинутых технологий;

· с использованием средних технологий;

· с использованием низких технологий.

Есть продукция, которая производится на основе передачи навыков, опыта, без использования научно-технологических знаний – это низший уровень.

Анализ показывает, что чем выше уровень применяемой технологии, тем, как правило, выше эффективность использования ресурсов и возможность получить более высокую прибыль.

Определяющим экономическим параметром работы является цена. Оплачивается научно-техническая продукция по договорным ценам, которые учитывают эффективность, качество, сроки выполнения и последующую прибыль.

В отличие от обычного материального товара научно-техническая продукция при потреблении не исчезает. Поэтому возможна многократная реализация одного и того же продукта многим заказчикам. Следовательно, целесообразно оплачивать полную стоимость товара лишь при первой продаже, а в дальнейшем необходимо оплачивать лишь дополнительные услуги и перечислять часть прибыли от использования нововведения.

Экономический эффект от использования научных, научно-технических и инновационных разработок характеризуется превышением результатов от их реализации над затратами по их получению за определенный промежуток времени.

4.3. Формирование и развитие рынка научно-технической
продукции

Рынок научно-технической продукции выполняет для государства важнейшую регулирующую функцию в области инновационной деятельности, обеспечивая непрерывность инновационного цикла, организуя цивилизованную торговлю неовеществленными инновациями (лицензиями, патентами, научными идеями, результатами НИОКР) и реализуя интеллектуальный продукт на каждой стадии его готовности. В результате идеи и промышленные образцы продаются также успешно, как и законченная продукция.

В частности, в передовых странах в высокотехнологичном секторе экономики объемы производства растут в 2,5 раза быстрее, чем в отраслях обрабатывающей промышленности. Соответствующим образом меняется товарная структура мирового экспорта. Преобладающее место в нем занимают интеллектуальные продукты и готовые высокотехнологичные изделия.

За последнее двадцатилетие в странах с развитыми рыночными отношениями произошло увеличение доли научно-технической продукции в экспорте с 55 до 60%, а в импорте – с 51 до 55%. Самыми высокими темпами среди развитых стран росла доля научно-технической продукции в экспорте Японии: за двадцатилетие она увеличилась с 65 до 79%, в то время как импорт уменьшился с 51 до 37%. Также происходит перераспределение мирового рынка научно-технической продукции: доля Японии увеличилась с 9,5 до 18,3%, т. е. в 2 раза, а доля Западной Европы и Северной Америки уменьшилась с 78,5 до 65,2%. В мировом экспорте научно-технической продукции возрастает роль новых быстроразвивающихся стран Азии: их доля увеличилась с 0,9 до 5,7%, т. е. в 6 раз.

Ускорение научно-технического прогресса привело к созданию во второй половине XX в. нового мирового рынка – технологического, который функционирует наряду с мировыми рынками труда и капитала. Составной частью данного рынка является рынок научно-технической продукции. Его особенностью является то, что он по своей природе является рынком покупателя, для которого из всех других свойств научно-технической продукции наиболее важна уникальность, реализуемая в различных областях.

Исходя из специфики предлагаемого товара можно выделить следующие особенности рынка научно-технической продукции [47, 49, 16]:

· большое разнообразие товаров;

· специфика формирования спроса и предложения на научно-техническую продукцию определяет направления потоков обмена (купли-продажи) этим товаром в рамках развитых стран (США, страны Европейского Союза, Япония), а также выход на данный рынок новых субъектов в лице наиболее динамично развивающихся стран (Южная Корея, Китай, Индия и др.);

· по своей природе рынок научно-технической продукции – это рынок покупателя, где имеет место значительное преобладание предложения товаров над спросом, что позволяет покупателям диктовать свои условия;

· жесткий характер конкуренции, обуславливающий не усреднение цены на нововведение, а появление другого нововведения;

· покупателями научно-технической продукции являются профессионалы, а цель покупки заключается в повышении конкурентоспособности организации, приобретающей новшество;

· вторичность по отношению к товарному рынку, т. е. спрос на научно-техническую продукцию, определяется спросом на товары (услуги), производимые на основе использования инноваций (поэтому емкость рынка существенно зависит от инновационной активности экономики на макро- и микроуровнях);

· отсутствие устойчивых определений (места) и каналов сбыта в рамках существующих товарных рынков;

· использование специфических форм и методов продажи [16], [47], [49].

Современная экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаниями и их взаимной оценки. С замещением труда знаниями основной задачей становится накопление интеллектуального капитала, выявление, накопление и распространение информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний.

Доминирование в процессе производства информационных потоков над непосредственным воздействием на материальный предмет труда получило название софтизации экономики.

Soft-ware в переводе с английского означает «мягкий товар», подразумевает опережающее развитие живого знания по сравнению с овеществленным, выраженным в материальном продукте.

В настоящее время в развитых странах непосредственное воздействие на материальный предмет труда осуществляют уже не 9 /10, как это было в условиях индустриальной экономики, а менее 1 /3 работников [47].

В современном обществе основная часть человеческой активности представляет собой «игру между людьми» (game between persons), продукт которой представлен знаниями и информацией. Знания и творческий потенциал работников становятся главным фактором эффективности экономической системы, без которого ее технический и экономический прогресс становится практически недостижимой задачей (вне зависимости от объема средств, инвестированных в производственное оборудование и технологию).

Софтизация развивается как по горизонтали, что выражается в изменениях в отраслевой структуре занятости населения, так и по вертикали, т. е. увеличивается численность персонала организации, непосредственно не занятого в основном производстве (это представители творческой деятельности: работники, разрабатывающие новые виды товаров, совершенствующие производственный процесс; маркетологи, изучающие потребительские предпочтения, продвигающие товар на рынок; менеджеры, оптимизирующие управление).

Интенсивный обмен высокими технологиями, а не их продажа на мировом рынке, связан с тем, что высокие технологии выступают в качестве катализатора экономического развития. Группа стран-лидеров, которые стремятся к тому, чтобы интенсивно участвовать в международном технологическом трансфере, активно обмениваются высокотехнологичной продукцией. Страны, которые не могут участвовать в этом обмене, все больше отстают от лидеров. Процесс обмена высокими технологиями (high-tech) называется процессом хайтеграции. Это достаточно новое явление на рынке научно-технической продукции.

Повышение услугоемкости, информационноемкости экономики можно рассматривать как формирование новой модели экономического роста (информационной модели) и средство адаптации к изменившимся условиям воспроизводства.

Одной из отличительных особенностей современного периода является переход развитых стран от так называемой индустриальной экономики к сервисной, в центре которой находятся услуги. Этот процесс получил название сервизации. В первую очередь сервизация связана с тем, что сфера услуг превращается в движущую силу хозяйственного развития. Этот процесс требует изменения мировоззрения руководителей организаций и корректировки стратегий менеджмента, маркетинга и логистики.

Главной задачей рынка научно-технической продукции в Республике Беларусь должно стать стимулирование трансфера инновации путем создания системы льгот для участников рынка, а также прямого участия государства в формировании венчурных фондов и страховании инновационных рисков. Это также позволит стране войти в локальную нишу мирового производства, специализирующуюся на разработке высоких технологий и изготовлении прототипов новой продукции.

Факторами, сдерживающими развитие белорусского рынка научных знаний и технологий, в настоящий момент являются:

· низкий платежеспособный спрос со стороны производителей продукции на результаты научных исследований, научно-технические, проектно-конструкторские и технологические разработки;

· низкая привлекательность научно-технической сферы как объекта капиталовложений;

· низкая связь между наукой и производством.

В наиболее общем виде могут быть выделены следующие направления государственного воздействия, ориентированного на формирование в республике современного рынка научных знаний и технологий:

· создание необходимой инфраструктуры рынка научно-технической продукции;

· содействие активизации спроса на объекты новых технических и технологических решений со стороны субъектов хозяйствования;

· содействие активизации предложения на рынке научных знаний и технологий со стороны научной сферы.

Функционирование рынка научно-технической продукции обеспечивается инновационной инфраструктурой, задачей которой в Беларуси должно стать обеспечение развития следующих направлений инновационной деятельности:

· производственно-технологического (создание сети технопарковых структур);

· финансового (образование венчурных, страховых, инновационных и инвестиционных фондов);

· информационного (создание информационных сетей, механизмов аккумуляции и ретрансляции информационных потоков);

· экспертно-консультационного (организация услуг по проблемам проведения экспертизы инновационных проектов, стандартизации и сертификации, а также консалтинга, контроллинга и инжиниринга, аудита в области инновационной деятельности);

· кадрового (подготовка специалистов в области инновационного менеджмента и сервиса).

Основой продвижения научно-технической продукции на новые рынки является позиционирование данной продукции в своем сегменте рынка. Позиционирование предусматривает определение индивидуальных особенностей предлагаемой продукции и их отличие от существующих аналогов. Поэтому важно подробно сравнить все существенные параметры предлагаемой научно-технической продукции с параметрами существующей [47].

Главной особенностью продвижения научно-технической продукции является разъяснение потенциальным пользователям преимуществ, основных характеристик и новых потребительских свойств научно-технической продукции, предлагаемых к использованию. В качестве источников информации онаучно-технической продукциивыступают [47]:

· публикации национальных и международных официальных организаций;

· публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций;

· публикации торгово-промышленных палат и объединений;

· аналитические отчеты научных организаций;

· отчеты и издания отраслевых организаций и совместных предприятий;

· данные о регистрации патентов, лицензий и других исключительных прав конкурентов;

· книги, сообщения в специальных журналах и газетах;

· публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций;

· материалы симпозиумов, конгрессов, конференций;

· прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации.

Исходя из необходимости в первую очередь информировать потребителей о научно-технической продукции, определены наиболее эффективные способы ее продвижения:

· инструменты стимулирования сбыта;

· связи с общественностью;

Наибольшая продуктивность продвижения достигается при комбинировании различных способов, когда предпочтение отдается тем или иным способам в соответствии с конкретными условиями (категория продукции, этап ее жизненного цикла, положение организации и др.) [79].

План семинарского занятия

1. Формы научно-технического обмена.

2. Субъекты инновационной деятельности.

3. Классификация научно-технической продукции.

4. Мировой рынок научно-технической продукции, его современные тенденции.

Вопросы для самоподготовки

1. В чем заключается сущность научно-технического обмена?

2. Укажите основные классификационные признаки, по которым классифицируется технологический обмен.

3. В чем состоят отличия коммерческой и некоммерческой форм технологического обмена?

4. Что понимают под научно-технической продукцией?

5. Какими особенностями обладает научно-техническая продукция как товар?

6. Приведите примеры научно-технической продукции.

7. Каковы особенности рынка научно-технической продукции?

8. Охарактеризуйте проблемы и перспективы развития рынка научно-технической продукции в Республике Беларусь.

9. Каковы основные способы продвижения на рынок научно-технической продукции?

10. Опишите современные тенденции развития мировой экономики, обусловленные повышением технологического уровня (хайтеграция, сервизация, софтизация).

Темы рефератов

1. Мировой рынок научно-технической продукции: состояние и перспективы развития.

2. Мировой рейтинг инновационных компаний (по данным ежегодного рейтинга, проводимого BusinessWeek Boston Consulting Group).

3. Подходы к ценообразованию научно-технической продукции.

4. Формирование рынка научно-технической продукции в Республике Беларусь.

Тест

Выберите правильные ответы на поставленные вопросы. Полученные ответы сравните с правильными, приведенными в ключе к тестам.

1. Как технологический обмен подразделяется по объектам обмена?

б) технологические сведения, сопутствующие приобретению или аренде оборудования и машин;

г) услуги, связанные с инженерно-технической и управленческой деятельностью;

д) совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

е) техническая документация;

ж) техническая помощь.

2. Какая из форм технологического обменапредусматривает передачу научно-технических знаний и опыта, которые применяются при разработке производства и использовании различных товаров?

3. Что из перечисленного относится к некоммерческой форме научно-технического обмена?

а) конференции, семинары, симпозиумы;

б) импорт новой техники в производственных целях;

в) публикации в научных изданиях;

г) закупка образцов новой техники;

д) стажировки и различные формы обучения.

4. Что из перечисленного относится к видам научно-технической продукции?

а) программные средства;

б) конструкторская и технологическая документация;

в) результаты исследований, содержащиеся в отчетах о научно-исследовательских работах, докладах, описаниях, монографиях и других печатных изданиях;

г) модели, макеты, опытные образцы веществ, материалов и изделий;

д) сопроводительная документация;

е) все варианты верны.

5. Какова характеристика следующих понятий: 1) сервизация, 2) софтизация, 3) хайтеграция.

а) преимущественный обмен, а не продажа высоких технологий на мировом рынке, поскольку это стимулирует экономический рост;

б) опережающий рост доли экономически активного населения, занятого в непроизводственной сфере, по сравнению с производственной сферой;

в) превращение нематериальных ресурсов в важнейший фактор экономического развития.

5. Государственное регулирование инновационной
деятельности

5.1. Правовое обеспечение государственного регулирования
инновационной деятельности

Процессы трансформации национальной экономики требуют существенной корректировки политики в области науки и инноваций. Возникает необходимость в освоении передовых методов организации и проведения исследований, создании инновационной инфраструктуры и рынка объектов интеллектуальной собственности, определении специализации организаций в рамках национальной инновационной системы. Для этого следует целенаправленно сориентировать имеющийся научно-технический потенциал на повсеместную разработку и внедрение инноваций, объединить усилия государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий с целью реализации стратегических национальных приоритетов страны.

В Республике Беларусь управление инновационной деятельностью сталкивается с рядом следующих проблем, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного инновационного потенциала:

· ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и нововведения;

· неразвитость специальных финансовых механизмов поддержки отдельных элементов инновационной инфраструктуры, инновационного предпринимательства и самостоятельных инновационных проектов;

· низкая информационная прозрачность инновационной сферы;

· низкая инновационная активность ведущих промышленных организаций республики;

· недостаточный уровень развития малого инновационного предпринимательства;

· отсутствие института профессиональных инновационных менеджеров [53, с. 22].

В качестве барьеров на пути инноваций выступают также недостаточный уровень наукоемкости ВВП, большая налоговая нагрузка на субъекты инновационной деятельности и др.

Решению перечисленных проблем в первую очередь будет способствовать изменение законодательства в соответствующей сфере и создание четко структурированной законодательной базы для осуществления вех стадий инновационной деятельности.

Особое внимание должно уделяться разработке нормативных правовых актов, способствующих повышению эффективности системы государственной поддержки и государственного стимулирования.

Базовым законодательным актом Республики Беларусь в этой сфере является Закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» от 19 января 1993 г. № 2105-XII [27], предусматривающий комплекс методов и средств участия государства в управлении научной, научно-технической и инновационной деятельностью.

Закон определяет, что наука находится под опекой государства и пользуется его поддержкой как исключительно важная сфера для экономического развития, развития культуры, общественных отношений и обеспечивает экономические и правовые гарантии научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Указом Президента Республики Беларусь «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях» от 8 июля 1996 г. № 244 важнейшим направлением экономической стратегии республики на 1996–2010 гг. определено повышение конкурентоспособности продукции белорусских товаропроизводителей путем создания производств, основанных на новых и высоких технологиях. Советом Министров Республики Беларусь принят ряд постановлений, регламентирующих деятельность по разработке научно-технических программ и инновационных проектов, направлений и порядка использования средств отраслевых инновационных фондов. Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении положения о порядке создания инновационной инфраструктуры» от 3 января 2007 г. № 1 призван придать импульс развитию сети научно-технологических парков, центров трансфера технологий, а также созданию венчурных организаций.

Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» от 9 марта 2009 г. № 123 юридическим лицам предоставлено право при осуществлении на территории Республики Беларусь научной, научно-технической деятельности без привлечения средств республиканского, местных бюджетов по производству высокотехнологичных товаров (работ, услуг), их реализации самостоятельно в течение двух лет со дня начала их производства определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия, объемы и виды реализации этих товаров (работ, услуг); устанавливать и применять свободные цены; определять поставщиков и покупателей.

Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности» от 7 сентября 2009 г. № 441 вступит в силу 18 марта 2010 г. Данный документ разработан в целях повышения качества и оптимизации сроков выполнения наиболее значимых для Республики Беларусь научных исследований и разработок; улучшения инвестиционного климата и привлечения в высокотехнологичный сектор страны иностранного капитала; повышения конкурентоспособности научно-технической продукции Республики Беларусь на мировом рынке.

На рассмотрении Совета Министров Республики Беларусь находится проект Закона Республики Беларусь «Об инновационной деятельности», который устанавливает принципы государственного регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь, определяет основы для формирования и реализации государственной инновационной политики, формы и условия предоставления государственной поддержки инновационной деятельности.

Закон будет являться основным законодательным актом в области инновационного развития экономики Республики Беларусь. Он призван создать благоприятные условия для осуществления инновационной деятельности в Республике Беларусь, обеспечить комплексное правовое регулирование общественных отношений, связанных с созданием высоких технологий и реализацией инноваций, и стать фундаментом для построения системы нормативных правовых актов, детально регулирующих отдельные аспекты инновационной деятельности.

Целью данного закона является содействие росту экономического и социального благосостояния общества, ставшего на инновационный путь развития экономики, путем организации эффективной передачи достижений научно-технического прогресса в сферу производства товаров и услуг.

Одним из способов государственной поддержки инновационной активности может и должна стать система налогообложения. Действующее законодательство содержит ряд норм, направленных на налоговые льготы, привлечение инвестиций, создание и внедрение инновационных технологий. Определенные налоговые льготы установлены в отношении организаций, осуществляющих научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность.

Так, в настоящее время одним из основных актов законодательства в сфере поддержки высокотехнологичных производств является Указ Президента Республики Беларусь «О налогообложении высокотехнологичных организаций» от 4 декабря 2008 г. № 662, утверждающий ограниченный перечень высокотехнологичных организаций, имеющих льготное налогообложение прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров.

Реализация принятых и предлагаемых к принятию нормативных правовых актов станет основой перехода экономики на инновационный путь развития и создания экономики пятого (шестого) технологического уклада, определения форм, методов государственной поддержки и стимулировании промышленного производства и экспорта, развития сферы науки и инноваций, формирования государственных программ различных уровней.

5.2. Государственная инновационная политика
Республики Беларусь

Становление экономики на инновационный путь развития во всем мире является прерогативой государства. Основным политическим механизмом воздействия государства на процессы инновационного развития выступает государственная инновационная политика, основными задачами которой, кроме формирования национальной инновационной системы, является также стимулирование инновационной деятельности и формирование в обществе инновационной культуры.

Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

· обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

· совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;

· достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа.

Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.

Современной моделью генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества является национальная инновационная система.

Целью государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Республики Беларусь, повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной пауки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Основные направления государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы включают:

· создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды;

· перестройка действующих структурно-функциональных блоков национальной инновационной системы (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов), повышение их интегрированности и эффективности в рыночных условиях;

· формирование инновационной инфраструктуры;

· развитие инновационного предпринимательства;

· развитие финансовой инфраструктуры;

· создание мотивационного механизма инновационной деятельности;

· развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

· подготовка кадров для инновационной деятельности;

· модернизация экономики на основе технологических инноваций;

· государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов национальной инновационной системы.

Главными задачами инновационной политики являются:

· формирование в экономике социальной и правовой среды, обеспечиваемое комплексом управляющих воздействий государства, направленных на регулирование инновационной деятельности (процессов создания, освоения и использования инноваций);

· формирование национальной инновационной системы (ее субъектов, условий их взаимодействия и функционирования).

Управление национальной инновационной системой Республики Беларусь осуществляется на основе программно-целевого метода – через формирование, утверждение и обеспечение выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня: государственных, отраслевых, региональных, межгосударственных. Поддержка инновационной деятельности, и прежде всего мегапроектов – важнейших инновационных проектов государственного значения, должна осуществляться со стороны Национальной академии наук Беларуси, государственных научных центров, высших учебных заведений.

Государственные научно-технические программы разрабатываются для решения наиболее значимых народнохозяйственных, экологических, социальных и оборонных проблем.

Перечень научно-технических программ, порядок их разработки, финансирования и выполнения определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Инновационные проекты разрабатываются на конкурсной основе и направлены на создание и практическое освоение и усовершенствования существующих технологий, видов продукции и услуг.

Инновационные проекты могут выполняться самостоятельно или быть составной частью государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ.

Финансовая поддержка инновационных проектов за счет средств республиканского бюджета осуществляется, как правило, на конкурсной и возвратной основах с долевым участием заинтересованных организаций и предприятий.

Формирование и выполнение государственных научно-технических программ последних лет позволило отработать механизмы управления этими программами на всех их этапах: от подачи заявки и проведения экспертизы до полного завершения работ, представления отчетов и государственной приемки результатов выполнения программ, освоения созданной научно-технической продукции, а также возврата неэффективно или не по целевому назначению израсходованных средств из республиканского бюджета.

По характеру государственного воздействия на научную и инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования (проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической политики).

Прямое регулирование включает в себя, прежде всего, бюджетное финансирование научной сферы, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).

Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата; поощрении организаций, ориентированных на инновационную деятельность; в мерах по формированию высокого социального статуса в обществе и престижа образования и науки. При этом государство не контролирует конкретные научные проекты.

Решающим критерием при разработке методов и форм государственного регулирования инновационной деятельности в республике является нацеленность исследований на выпуск продукции, конкурентоспособной на внутреннем или внешнем рынке, модернизацию производства, снижение его энерго- и материалоемкости, создание новых рабочих мест.

Что такое научно техническая продукция. Смотреть фото Что такое научно техническая продукция. Смотреть картинку Что такое научно техническая продукция. Картинка про Что такое научно техническая продукция. Фото Что такое научно техническая продукция

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что такое научно техническая продукция. Смотреть фото Что такое научно техническая продукция. Смотреть картинку Что такое научно техническая продукция. Картинка про Что такое научно техническая продукция. Фото Что такое научно техническая продукция

Что такое научно техническая продукция. Смотреть фото Что такое научно техническая продукция. Смотреть картинку Что такое научно техническая продукция. Картинка про Что такое научно техническая продукция. Фото Что такое научно техническая продукция

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *