Что такое политическая толерантность
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Политическая толерантность есть производное от правил поведения, которыми регулируется ведение политической деятельности. Это предполагает наличие границ того, что признается допустимым политическим поведением, а что государство вправе пресекать.
Политическая толерантность — важная особенность либерально-демократических политических систем, обеспечивающих реализацию гражданских прав, к каковым относятся свобода самовыражения и свобода объединений. Между тем все либеральные демократии занимаются регулированием политической деятельности, то есть устанавливают, что политические партии могут проповедовать и какими методами имеют право действовать.
Одним из оснований необходимости введения ограничений на политическую деятельность может стать возможное неуважение политическими партиями базовых принципов, на которых строится либеральная демократия, угроза того, что, придя к власти посредством выборов, партии могут прочно обосноваться на политическом Олимпе и трансформировать политическую систему страны в тоталитарную. Именно исходя из этих опасений, итальянской конституцией 1947 г. возрождение фашистской партии было поставлено вне закона, а конституцией Франции 1958 г. выдвигается требование к политическим партиям уважать принципы национального суверенитета и демократии.
Кроме того, доктрины политических партий могут рассматриваться как угроза не только политической системе страны, но и самому существованию государства, что также становится поводом к введению ограничений. Страх перед Советским Союзом и коммунизмом в Америке 50 — х годов был велик. Законом о контроле над распространением коммунизма 1954 г. деятельность Коммунистической партии США была запрещена, а проявление симпатий к коммунизму могло служить основанием для дискриминационных мер в отношении гражданина, в частности для увольнения с работы.
Методы, которыми пользуются политические организации, также могут становиться поводом для ограничения их деятельности. Организации, чьи взгляды, идеология и заявления содержат угрозу для отдельных групп граждан (и, возможно, способны спровоцировать насильственные действия против них), могут ограничиваться в их политической активности. Давление может оказываться и на группы, которые в действительности пользуются насильственными средствами в решении своих политических задач.
См. также статьи «Гражданские права», «Коммунизм», «Либеральная демократия», «Терроризм», «Тоталитаризм».
Читайте также
Притча про толерантность
Притча про толерантность Собрались как-то в кишечнике одного человека глисты на политический симпозиум:Сперва выступила аскарида. Она поведала высокому собранию, что прогресс не повернуть вспять, а потому прошли те темные времена, когда с глистами жестоко и
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ Политическая партия представляет собой организацию с формальной структурой, принимающую участие в борьбе за власть. Термины «крупная» и «мелкая» отражают уровень поддержки партий в рамках политической системы. Крупные партии обычно пользуются
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Политическая система является конституциональной структурой, в рамках которой выражаются требования и принимаются решения. Политическая система не имеет физического воплощения или формальной модели существования, но представлена институтами,
17. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
17. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе, благодаря которой обеспечиваются стабильность
38. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
38. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Политическая культура – это часть духовной культуры общества, общепринятая система сложившихся у его членов политических взглядов, убеждений, традиций, нравственных норм и политических установок, регулирующих поведение людей в институтах
Партия политическая
Партия политическая ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического
Политическая экономия
Политическая экономия Политическая экономия. П. э. — наука, изучающая общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и экономические законы, управляющие их развитием в исторически сменяющих друг
Политическая корректность
Политическая корректность Этикет политической корректности требует такого поведения и речи, которые принципиально не способны никого оскорбить. С этой точки зрения серийные убийцы, разумеется, настолько «некорректны», насколько это вообще можно вообразить. Но, как ни
Политическая структура
Политическая структура Единые деньги создадут и единый мир. Политическая структура общества приобретает не государственную структуру, а многоуровневую коммунальную. Основой ее является уже не государство, а человек.В настоящее время человек включен в целую иерархию
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СЦЕНА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СЦЕНА Принцессы существуют только для политических целей. Наполеон I Королева: женщина, которая правит государством, когда нет короля, и которая правит государством, когда король есть. Юлиан Тувим Я бы предпочла быть одинокой нищенкой, чем замужней
Политическая экономия
Политическая экономия Политическая экономия по отношению к государству то же, что домохозяйство по отношению к семье.Джеймс Милль (1773–1836),британский экономистЗаконы, регулирующие распределение ренты, прибыли и заработной платы, – вот главная проблема политической
Политическая толерантность в российской политической культуре.
Проблема толерантности в настоящее время актуальна. Она вызвана изменениями, происходящими в мире: глобализацией, «вестернизацией» ценностей, переходом от «двухполярного» к «многополярному» миру, практикой «двойных стандартов», миграционными процессами и прочее. Действует установка, согласно, которой только на основе толерантности современное общество может выжить в современном плюралистическом мире.
Однако в политической практике это бывает сложно осуществить даже при условии, что политическая толерантность свойственна европейской политической культуре. Современным развитым демократическим государствам далеко не всегда удается избежать конфликтов.
Поэтому, если проблема толерантного отношения людей друг к другу стоит остро даже в так называемых «странах золотого миллиарда», то еще острее она проявляется на постсоветском пространстве, в том числе в Российской Федерации.
Конец XX века стал переломным для нашей страны. Это был период глубоких трансформаций российского общества. Коренным образом изменилась не только социально-экономическая ситуация в стране, но и политическая система, и ценностные установки. Был взят курс на демократизацию общества и политических институтов по западному образцу. Этим моделям политической культуры присущи ценности толерантности (терпимости), лояльности, уважительного отношения к чувствам, взглядам, выбору других людей; готовности к диалогу и сотрудничеству.
Российское государство, находящееся в условиях социально-политических трансформаций, поиска идейных ориентиров пытается преодолеть кризис, установить сотрудничество разнообразных политических сил в интересах модернизации страны.
Распространение толерантных принципов, готовности к диалогу предполагают целый комплекс условий. Свое воздействие оказывают разнообразные факторы: социально-экономические условия, политическая воля и интересы элит разного уровня, наличие соответствующих законов, взаимоотношения между этносами, исторические традиции, и конечно же, менталитет и политическая культура народа.
Традиции политической культуры, закрепленные в общественном сознании, психологии, наследуются следующими поколениями посредством представлений, обычаев, норм поведения, являются довольно устойчивыми и сохраняются даже при смене общественно-политической системы, политической власти.
В России принятие принципов политической толерантности связано со спецификой политической культуры. Она обусловлена, в первую очередь, уникальным геополитическим положением нашей страны. Социолог Т.И. Заславская считает, что в культурном плане Россию можно признать «маргинальным членом европейской семьи, занимающую в ней примерно такое же место, как Плутон в Солнечной системе». [1]
Промежуточное положение между Западом и Востоком привело к дуализму российской политической культуры. Это предопределило ее противоречивость, конфликтность.
П.Н.Савицкий, участник «евразийского» движения, характеризовал Россию, как «Евразию», указывая этим, что в культурной жизни России, в «соизмеримых между собой элементах», вошли характеристики разных культур. «Влияние Юга, Востока и Запада, перемежаясь, последовательно главенствовали в мире русской культуры. Юг в этих процессах явлен попреимуществу в образе византийской культуры… Восток в данном случае выступает главным образом в облике «степной» цивилизации… Подразделения культур Старого Света на «европейские» и «азиатско-азийские» культура русская не принадлежит к числу ни одних, ни других. Она есть культура, сочетающая элементы одних и других, сводящая их к некоторому единству». [3]
Россия, являясь полиэтнической страной, вбирая в свой состав многие народы, взаимодействуя с разными цивилизациями и культурами, имеет необходимую базу для формирования толерантного отношения к другим народам и культурам.
Такое уникальное географическое положение, сосуществование народов с разными типами культур, определило этатистскую направленность политической культуры России. Поэтому, здесь государство воспринималось как гарант целостности общества, его существования. История показала, что российская национальная общность часто не была защищена от нашествий, войн со стороны других народов. Защитить себя можно было мобилизовав все народные силы и подчинить их сильному государству. Вот что писал Н.А. Бердяев в статье «О власти пространств над русской душой»: «Русская душа ушиблена ширью, она не видит границ, и эта безграничность не освобождает, а порабощает ее… Государственное овладение необъятными русскими пространствами сопровождалась страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил…Смирение русского человека стало его самосохранением. Отказ от исторического и культурного творчества требовался русским государством, его сторожами и хранителями… И нужно сказать, что всякой самодеятельности и активности русского человека ставили неопреодолимые препятствия». [4]
На протяжении всей истории России формировался авторитарный стиль управления обществом. В массовом сознании неизменным атрибутом образа лидера выступает авторитаризм, жесткость, умение навязать свою волю другому, а не способность согласовывать позиции и достигать компромисса. Поэтому, в России, особенно среди властных структур, в довольно значительной степени проявляются традиции нетерпимости. Авторитарный тип российской политической культуры не приемлет терпимость, уважительное отношение к иным взглядам и позициям.
Эти же тенденции можно наблюдать и в Советском Союзе, политическую культуру которого с позиций многообразных подходов можно охарактеризовать по разному. Так, М.А. Василик относит ее к разряду искусственно гомогенной политической культуры. [5] Б.А. Исаев, Н.А. Баранов политическую культуру советского периода характеризуют как тоталитарную. [6] Можно рассматривать ее и как авторитарную, учитывая неоднородность советского режима.
Однако, при всей разности обозначений сущность политической культуры советского периода не меняется. Она основывается на принципах гомогенности общества, наличия единственно верной официальной идеологии и нетерпимости к любому инакомыслию. Попытки нахождения компромисса часто в рамках такой политической культуры рассматриваются как проявление слабости власти. Поэтому, толерантность несовместима и с тоталитарной парадигмой развития общества, и с авторитарной.
История российского государства формировала, по утверждению Г.Симона, «политическую культуру единения (единогласия)». [7] Единение возникало в результате насилия и принуждения. Не только государство, но и община, долгое время игравшая ключевую роль в жизни российского общества способствовали этому. Сохранение общины являлось необходимым элементом выживания. Поэтому, единогласие здесь было необходимостью. Отклонение от общего решения не допускалось.
С другой стороны, противоречивость русской политической культуры определяет неоднозначное отношение к феномену толерантности российского общества. В эпоху самодержавия, и в период советской власти толерантное отношение людей друг к другу было высоко, что не может объясняться только лишь принуждением со стороны государственной власти. Единение строилось скорее на свойственной российским людям терпеливости, терпимости национального характера, идейном обосновании существующей политической системы. Дуализм политической культуры России влияет на восприятие россиян, где любовь к людям сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью; терпимое отношение к другим с нетерпимостью к самим себе; национализм с космополитизмом. История России выводит на первый план то одни черты национального характера, то другие.
Постсоветский, переходный период российского общества и государства, характеризующийся сменой политической системы, демократизацией, при которых одной из важнейших характеристик выступает толерантность граждан и государства по отношению к своим оппонентам, если их действия не являются незаконными, обостряют проблему толерантного взаимоотношения людей. С изменением исторических условий жизни в России значительные сдвиги появились и в сфере терпимости. Вместе с тем, при всех значительных переменах нетерпимость к инакомыслию, другим этносам пока не преодолена. Современное российское общество и государство конфликтны. Это вызывает определенные трудности при восприятии демократической политической культуры и толерантности. Как указывает Г.Симон «В России отсутствует либеральная культура споров, являющаяся залогом демократического парламентаризма на Западе. Конфликты имеют тенденцию приводить к расколу, к противостоянию и к прекращению общения». [8]
Поэтому, проблема политической толерантности, сохраняется и в постсоветское время. Отстаивая демократические принципы и процедуры многие российские политики склонны отождествлять только свои политические взгляды с демократией, не давая высказаться своим оппонентам. Это же правило действует применительно к политическим силам, находящимся на одинаковой идейно-политической платформе. Здесь также не реализуется принцип толерантности в образовании партийных коалиций и отсутствует политический диалог.
Итак, нетерпимость как принцип политического поведения по-прежнему присутствует в российской политической практике.
Однако, демократические ценности, к которым стремится Россия и присущая им политическая культура, требуют того, чтобы в основу политической деятельности был положен принцип толерантности на всех звеньях политической системы и прежде всего на уровне государственной власти. В нашей стране именно этатизм всегда играл ведущую роль, поэтому на государство, в лице его политических лидеров, ложится ответственность за утверждение принципов терпимости в общественной и политической жизни.
Толерантность служит одной из важнейших характеристик демократической политической культуры. В демократических государствах она проявляется во всех сферах общественной жизни и служит основой политической практики. История, традиции, менталитет россиян не дали богатого опыта применения принципов политической толерантности во власти и в общественной жизни.
Однако, если Россия собирается и дальше следовать по пути демократизации, то необходимо вырабатывать идеи толерантности и внедрять их в политическую практику. Только «толерантность политической культуры делает возможной свободу выбора: без нее становится нереальным ни свободная борьба партий на выборах, ни свобода индивидуального избирателя поддерживать те общественно-политические движения, которые соответствуют его преференциям и его политическому выбору». [9]
Опыт многих стран показывает, что на становление гражданской (демократической) политической культуры уходят долгие годы. Еще более долгий срок проходят те государства, которые переходят от одного типа политической культуры к совершенно другому, политические ценности которого часто прямо противоположны. Тем более, что политическая культура довольно устойчивое и консервативное образование не так легко поддающееся перестройки. Поэтому, проблема политической толерантности в целом в мире, и в частности в России еще долгое время будет оставаться в центре внимания научного сообщества и политических лидеров с неизменной попыткой достигнуть её, как во внутренней российской политике, так и в международных отношениях.
кафедры социологии и политологии
Толерантность — что это такое. Виды толерантности
Толерантность. Научные и общественные сферы: политика, медицина, философия, религия, психология, этика, в связи со своей спецификой, по-разному отвечают на вопрос, что такое толерантность. Понятие активно стало употребляться в обществе в конце 90-х гг. прошлого века, вызывая споры и противоречия по содержавшимся в нем постулатам.
Толерантность — что это такое?
Человек по сути своей уникален, но в чем-то люди похожи, поэтому — ищут подобных себе, своим увлечениям, вероисповеданию. Принадлежность важна для личности, в виду того, что люди — существа социальные. У разных народов менталитет отличается, и что в одной стране приемлемо — в другой может вызвать общественный резонанс. Что значит толерантность в общем понятии?
В 1995 г. около 200 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой обозначено, что толерантность – это терпимость по отношению к другим религиям, обычаям, культурам, многообразным в своей неповторимости и индивидуальности. Принятие того, что гармония заключается во всем этом разнообразии, позволяет людям быть уважительными друг к другу, жить в мире.
Что обозначает толерантность в других областях:
Толерантность в психологии
Это понятие в психологии занимает важное место. Принятие людей, с их особенностями, без критики и осуждения, позволяет выстроить доверительные отношения с клиентом и является элементом психотерапии. Психологический феномен толерантности вбирает в себя как научные аспекты и принципы, так и повседневные:
Психолог должен развивать данную толерантность, основные критерии которой:
Толерантность — плюсы и минусы
Идея данного понятия несет в основе своей, благие для общества цели, так ли это на самом деле? Возможен ли мир и благополучие на земле без терпимости к другим народам? Понятие толерантности может истолковываться и использоваться людьми по-разному, без учета общепринятых и прописанных понятий. У медали две стороны.
Плюсы толерантности:
Минусы толерантности:
Чем толерантность отличается от терпимости?
В переводе с древнего латинского языка, что такое толерантность дословно: «tolerantia» — означает «терпение», «терпеть», «переносить». Толковый словарь позиционирует слово «толерантность» как производное от французского «tolerant» — «терпимый». В русском, в отличие от других иностранных языков «терпимость» – это слово с явно негативным оттенком, обозначающем терпеть плохое, переносить лишения. Тем не менее, терпимость и толерантность — это различные понятия.
Терпимость – сознательный отказ общества от открытого проявления ненависти, вражды. Человек внутренне при этом, может испытывать сильные негативные чувства и протест. Формируется в короткие сроки и может быть навязана с помощью СМИ (например, для урегулирования конфликта между разными народами). Толерантность – общественное явление, формирующееся на протяжении большого временного промежутка и предполагает отсутствие у человека вражды, неприязни к другим людям непохожим на него по разным признакам. В социуме, пестрящем разными культурами и национальностями — это необходимое явление.
Толерантность и ксенофобия
Слово «ксенофобия», наряду с «толерантностью» часто звучит в СМИ и с греческого языка переводится как «боязнь незнакомых». Мышление ксенофоба отличается четким делением на «своих» и «чужих». Небывалый поток мигрантов, достаточно болезненно и агрессивно воспринимается коренным населением: прибывшие иностранцы ведут себя по-другому, не всегда хотят изучать новый язык, не стремятся познать культуру и обычаи той страны, в которую мигрировали. Толерантность в современном мире в идеале, предполагает отсутствие ксенофобии, мирное сосуществование и развитие разных народов.
Виды толерантности
Основой толерантности являются фундаментальные ценности общества, без которых человечество не сможет существовать. Классификацией толерантности занимаются ученые многих специальностей. В постоянно меняющемся мире – актуальными и «острыми» являются вопросы связанные с религией, отношением к инвалидам, межнациональные, гендерные и политические отношения. Рассматривая, толерантность что такое — каждая прикладная сфера озвучивает свою типологию. Основные виды толерантности наиболее полно отражены М. С. Мацковским:
Религиозная толерантность
Религия этносов содержит в себе сакральный компонент, отличающий ее от других конфессий. В прошлые века, считая свою религию единственно истинной — правители разных стран предпринимали военные походы с целью обратить иноверцев в свою веру. Что такое религиозная толерантность в наши дни? Человек имеет право на любое вероисповедание, принятое в его государстве, даже если оно не относится к главенствующей религии. Терпимость к другой вере – залог мирного взаимодействия между людьми.
Толерантность к инвалидам
Сострадание и милосердие ко всему живому – важные черты человека, закладывающиеся в детстве при правильном воспитании родителями. Проявление толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья – это в высшем смысле помощь в адаптации и социализации инвалида, как полноправного члена общества. Инклюзивное образование, предоставление рабочих мест – важные составляющие толерантности.
Этническая толерантность
Принадлежность к своему народу, этносу с усвоением многовекового опыта, традиций, ценностей — это этническая идентичность. Что такое толерантность в межнациональных отношениях? Это – уважительное отношение к укладу жизни других народов. Проблема толерантности в полиэтнических странах имеет глобальное значение. Обратная сторона – интолерантность (нетерпимость) все чаще является поводом для разжигания межнациональной розни.
Гендерная толерантность
Независимо от половой принадлежности – люди достойны уважения и равных прав — это ответ на вопрос, что такое гендерная толерантность. Толерантность в обществе в отношении полов неустойчивое явление. На сегодняшний день, гендерные стереотипы претерпевают изменения, и это является причиной негативного реагирования в обществе и развития фобий. Интолерантность к другому полу – сексизм, является дискриминирующим личностным фактором.
Политическая толерантность
Толерантность в политике – это готовность правительства к конструктивному диалогу с другими странами. В полном объеме, может быть представлена в государстве с демократическим режимом власти и выражается в урегулировании межнациональных конфликтов, соблюдении прав человека, уважительном отношении к иным политическим убеждениям, не противоречащим законодательству. Политическая толерантность – глобальный процесс, от которого зависит мир на земле.
Политкорректность и толерантность взаимопроникающие понятия в современном обществе. История вопроса о политкорректности возникла в США, когда афроамериканцы потребовали исключить из английского языка оскорбительное слово «black»применительно к их расе. Политкорректность включает в себя запрет на оскорбительные выражения по отношению к другой расе, полу, сексуальной ориентации и т.д. В мультиэтнических странах, таких как США, политкорректность набирает обороты и пронизывает все сферы общества.
Принципы толерантности в политической жизни
Общее содержание понятия толерантности, его актуальность в современной мире. Проблема толерантности, путей ее формирования, формулы материализации принципов. Введение в проблему толерантности в новейшей истории России. Анализ подходов к измерению понятия.
1. «ТОЛЕРАНТНОСТЬ В РОССИИ: СВОИ И ЧУЖИЕ»
2. ГОСУДАРСТВО И ТОЛЕРАНТНОСТЬ
3. К ИСТОКАМ ТОЛЕРАНТНОСТИ
5. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
6. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, проделана тщательная работа по анализу категории «толерантность». Мы полностью публикуем этот важный для нас документ (см. Часть 5). В нем суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.
В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.
1. «ТОЛЕРАНТНОСТЬ В РОССИИ: СВОИ И ЧУЖИЕ»
Понятие «толерантность» по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто «терпимое отношение». Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в «оси координат» XXI века. Людям, живущим в эпоху космополитизма, стирания экономических и иных границ, нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество…
2. ГОСУДАРСТВО И ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. Эти и другие требования содержались в резолюции Всероссийской конференции НПО. Ключевую роль в борьбе с расизмом и расовой дискриминацией правозащитники отводят межправительственным организациям: ООН, ОБСЕ, Совету Европы.
3. К ИСТОКАМ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что «копилка» толерантности постоянно пополняется.
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.
На русский язык с английского Декларация была переведена как «Декларация принципов терпимости». Но понятие «терпимость» не только не отражает полноты «толерантности», но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол «терпеть» имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения («я его еле терплю»), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, «толерантность» толкуется в Декларации как «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».
Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж. Локк в «Очерках о терпимости» и «Письмах о терпимости», П. Бейль в нескольких своих философских сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга.
Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский предлагает четыре возможных способа понимания толерантности. Первый, «толерантность как безразличие», предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.). Второй, «толерантность как невозможность взаимопонимания», ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. «Толерантность как снисхождение» подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. И наконец, «терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог» позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога. На этот подход к толерантности и указывает автор в качестве желаемого для современной ситуации.
В 90-х годах нетерпимость имеет прямое отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки толерантности, прежде всего, как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации. Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, считает, что такой подход к толерантности вовсе не означает игнорирования других форм нетерпимости. Просто в дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нетерпимость в современном обществе выражается наиболее ярко.
Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами. Например, толерантное отношение к видимым различиям (в мировой практике употребляется термин «визуальное меньшинство») означает невозможность нарушения прав по внешнему признаку, как это происходит в России применительно к выходцам с Кавказа («фейс контроль» в метро и т.д.).
5. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплены, прежде всего, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
6. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ
Говоря о крахе командно-административной системы и последующем распаде СССР, следует рассмотреть и иные сопутствующие факторы, в частности, попытку реформации отжившей системы в форме «перестройки», сопровождавшейся демократизацией общества («гласность», «многопартийность», «нарождающийся парламентаризм» и т.д.), что также объективно способствовало децентрации унитарной государственности. Безусловно, это и слабеющая эффективность советской экономики, сосредоточенной в основном в ВПК и проигрывающей в развитии современных технологий, таких как электронная промышленность, компьютерные технологии, телекоммуникационные связи, биотехнологии и т.п., т.е. новейших наукоемких производств, создающих базу постиндустриального общества. В условиях снижения мировых цен на нефть, составляющей наряду с газом основную статью экспорта, а также при низкой эффективности сельского хозяйства либеральное крыло руководства компартии вынуждено было пойти на экономические реформы, включающие, в частности, хозяйственный расчет и большую экономическую самостоятельность республик. В этой ситуации управленческая элита России также оказалась заинтересованной в большем суверенитете самой России, бывшей экономическим донором для всех остальных (за исключением нефтедобывающей республики Азербайджан) дотационных республик. Это желание сохранить финансовые и экономические ресурсы для собственного развития и вылилось в принятие декрета о суверенитете Российской Федерации.
Наконец, общее смягчение мировой политической обстановки способствовало внутренним реформам, связанным с отказом от мобилизационной административно-командной системы, эффективно работающей в условиях внешнего противостояния, но малосостоятельной при свободной конкуренции.
Следует отметить несостоятельность сведения причин распада СССР к злой воле отдельных российских политиков или к теории внешнего заговора. Безусловно, определяющими стали глубинные внутренние причины, связанные с центробежными процессами. О деструктивной роли национальных элит уже говорилось выше, а интегрирующий фактор экономических взаимосвязей республик в условиях вхождения в мировую экономическую систему оказался ослабленным. Уже постсоветский период СНГ показал, что России выгоднее продавать энергоресурсы за конвертируемую валюту в страны Европы, чем по бартеру менять на менее качественные товары из «ближнего зарубежья». «Челноки» из России устремились на рынки Польши и Китая, а не в страны постсоветского пространства. Кроме того, обретение государственной самостоятельности России привело к ее более быстрой политической трансформации в сторону демократических преобразований, в сравнении, например, со среднеазиатскими и закавказскими республиками. Так, например, в республиках Средней Азии в целом более низкий образовательный статус населения, высокая рождаемостъ и ряд чисто исторических причин, связанных с пережитками клановой организации элиты и самого общества, тормозят становление демократической государственности.
Все эти факторы повлияли на распад СССР, и эти же факторы в несколько ином соотношении имеются налицо и в условиях нынешней российской государственности. В состав Российской Федерации входит 89 субъектов. Из них ряд национальных республик с избираемыми населением президентами находится не в симметричных отношениях с центральной федеральной властью. Кроме того, в состав многонационального и многоконфессионального населения Российской Федерации входят национальности, не имеющие собственной государственности. Все это не может не порождать специфические проблемы, связанные с национальной политикой. Россия как многонациональное государство может существовать только в условиях хорошо продуманной, последовательной социальной и национальной политики, где интересы развития национальных культур находятся в гармоничном соответствии с интересами целостной, демократической, экономически преуспевающей страны.
Поэтому национальная и социальная политика не может не быть объектом пристального внимания политологов, экономистов, социологов, историков, культурологов, этнографов, религоведов и психологов. Проблема эта многоаспектна и для ее решения очевидна необходимость сотрудничества самых разных специалистов
Таким образом, демократия предполагает не только формальные правила толерантного поведения (закреплённые в конституционных документах), которые в большей степени предполагают принуждение личности, но и добровольное следование этим правилам в силу восприятия их как справедливых и необходимых в условиях современного общества. Т. е. демократизация предполагает не только институциональные трансформации, но и изменения на уровне массового сознания и психологии, функционирование политической толерантности не только как социальной формализованной нормы, но и как базовой ценности в структуре личностных диспозиций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЭСКО 16 ноября 1995 г. // http://www.un.org/russian/documen/declarat/toleranc.htm
2. ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ. НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. / Редакционный коллектив: Главный редактор: Александр Асмолов. Москва 2001г.
4. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. / Под общей редакцией А. Г. Асмалова. Москва, 2000г.
5. Воронова Т. А., Стернин. И. А. Концепт «толерантность» в русском сознании / Режим доступа: http://tpl1999.narod.ru
6. Гулиев М. А. Политическая толерантность и безопасность в урегулировании этнического конфликта модернизируемого общества. Ростов н/Д, 2005.
7. Политическая толерантность как компонент политической культуры и условие демократии / Устинова И. В. Аспирантка Санкт-Петербургского университета, преподаватель кафедры философии и социологии.
8. Официальный сайт толерантности: http://www.tolerance.ru
Подобные документы
Сущность понятия «толерантность», его актуальность в современной России. Анализ правовых актов по проблемам толерантности. Роль религии в формировании толерантности. Социально-педагогические условия решения проблем толерантности в современном обществе.
дипломная работа [77,6 K], добавлен 02.03.2010
Сущность, задачи и функции межкультурной коммуникации. Актуальность развития культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений в России. Трудности и перспективы формирования толерантности в условиях межкультурной коммуникации.
курсовая работа [1,3 M], добавлен 29.03.2014
Формирование коммуникативной толерантности в профессиональной деятельности социальных работников: отечественный и зарубежный опыт. Саратовская модель формирования коммуникативной толерантности социальных работников, направления ее совершенствования.
дипломная работа [613,8 K], добавлен 06.11.2012
Понятие толерантных норм культурного мира и сущность толерантности. Осмысление толерантности в контексте антропологической интерпретации Канта. Принцип межэтнических отношений в глобальном обществе, современные европейские традиции толерантности.
контрольная работа [26,5 K], добавлен 29.04.2013
Сущность этнической толерантности и особенности формирования личности младших школьников, ее связь с уровнем развития социального интеллекта. Результаты практического исследования в воспитании учителем начальной школы этнической толерантности у детей.
презентация [537,3 K], добавлен 31.03.2011
Рассмотрение семьи как среды воспитания толерантности как уважения и признания права на существование культурных отличий индивида как представителя специфической группы. Роль семейного воспитания в формировании межэтнической толерантности подростков.
курсовая работа [55,2 K], добавлен 06.11.2013
Этноконтактная ситуация в Москве. Уровень ксенофобии и этносоциальная конфликтность в мегаполисе. Толерантность в России. Природа толерантности. Россияне и «инородцы»: толерантность или ксенофобия?
курсовая работа [30,7 K], добавлен 02.04.2006
Комплексный социологический подход к понятию ценности толерантности. Пределы толерантности и поиск границ толерантного поведения в общественном мнении. Политическое сознание и толерантность. Использование административного ресурса в предвыборный период.
реферат [20,7 K], добавлен 23.11.2009
Сущность понятия «этническая толерантность». Анализ факторов, влияющих на этническую толерантность в современной России. Специфика этнической толерантности россиян по различным исследованиям. Анализ развития межнациональных отношений в современной России.
курсовая работа [41,9 K], добавлен 23.12.2014
Толерантность как социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Проблемы, связанные с мигрантами в России, и возможные пути их разрешения. Необходимость терпимости и избегания агрессивности.