Что такое научный доклад в русском языке

НАУЧНЫЙ ДОКЛАД

Смотреть что такое «НАУЧНЫЙ ДОКЛАД» в других словарях:

научный доклад — статья документ — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы статьядокумент EN paper … Справочник технического переводчика

доклад — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? доклада, чему? докладу, (вижу) что? доклад, чем? докладом, о чём? о докладе; мн. что? доклады, (нет) чего? докладов, чему? докладам, (вижу) что? доклады, чем? докладами, о чём? о докладах 1.… … Толковый словарь Дмитриева

Доклад Громбчевского в РГО — Доклад КАПИТАНА Б.Л. ГРОМБЧЕВСКОГО О ПУТЕШЕСТВИИ В 1889 1890 гг. (Читано в экстренном собрании ИРГО 10 го января 1891 года). С отчетной картой. Громбчевский Бронислав Людвигович Два года тому назад я докладывал ИМПЕРАТОРСКОМУ Рус … Энциклопедия туриста

ДОКЛАД — ДОКЛАД, а, муж. 1. Публичное сообщение развёрнутое изложение какой н. темы. Прочитать д. Выступить с докладом. Научный д. Прения по докладу. 2. Устное или письменное сообщение начальнику о служебном деле. Д. директору. Д. командиру. Явиться с… … Толковый словарь Ожегова

Научный отчет — (доклад на научной, исследовательской конференции) сообщение о собственных самостоятельных исследованиях в различных областях знаний … Исследовательская деятельность. Словарь

Научный стиль — Основная статья: Функциональные стили речи Научный стиль функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств,… … Википедия

Научный стиль речи — Основная статья: Функциональные стили речи Научный стиль функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств,… … Википедия

Научный язык — Основная статья: Функциональные стили речи Научный стиль функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств,… … Википедия

Научный метод — В Викицитатнике есть страница по теме Научный метод … Википедия

научный стиль — Один из функциональных стилей, связанный с научной сферой общения и речевой деятельностью, нацеленной на реализацию науки как формы общественного сознания. Н.с. отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно логической форме, для… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Источник

Урок русского языка в 10 классе «Научный доклад»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тип занятия: изучение нового материала

Форма занятия: занятие-практикум

Тема занятия: Доклад как жанр речи. Композиция доклада. Языковое оформление доклада

Цель занятия: Ознакомление учащихся с жанром доклада, композицией и основными этапами подготовки доклада; особенностями языкового оформления доклада. Совершенствование навыков учащихся работать с научной и справочной литературой. Формирование исследовательских умений учащихся

обучающая: актуализация, обобщение и систематизация знаний учащихся о стилях речи, особенностях научного стиля речи, жанрах научного стиля;

развивающая: содействовать развитию у учащихся аналитического мышления, внимания, памяти, умения строить связные высказывания;

воспитательная: содействие формированию нравственных качеств личности; создание ситуации для воспитания культуры индивидуальной и коллективной деятельности.

1.Вступительное слово учителя о теме и целях

4.Повторение изученного о стилях речи, особенностях научного стиля.

6. Выполнение тестового задания

9.Оценка доклада учащимися

Формулируются тема занятия и цели занятия

Проблема, исследование, понимание, сопротивление, пунктуация, гуманитарный, дискуссия, терминология, интеллект, оснащение.

(общенаучная лексика, слова широкого употребления)

1. Повторение темы «Стили речи».

Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, выполняющая определённую языковую функцию в общении, характеризующаяся своим кругом тем, своим набором речевых жанров, специфической лексикой и фразеологией. Современная стилистика – это развитая наука, имеющая несколько отраслей: 1) функциональная стилистика, изучающая функциональные стили; 2) практическая стилистика, анализирующая закономерности, целесообразность, уместность употребления слов, оборотов, грамматических форм и конструкции в речи;3) стилистика текста, изучающая закономерности построения и функционирования текстов. Пять основных функций (коммуникативная, информативная, официально-деловая, эстетическая, воздействующая) формируют пять функциональных стилей: разговорный, научный, официально-деловой, художественный, публицистический.

2.Особенности научного стиля речи.

Задача научного стиля речи – сообщить точные сведения о предметах, явлениях. Отличительные черты: точность, доказательность, неэмоциональность. Для научного стиля характерны следующие языковые средства: книжные слова, в том числе термины (синтаксис, пунктуация лексика), сложные предложения, глаголы в форме 3-его лица настоящего времени, существительные среднего рода, образованные от глаголов (изучение, сопротивление, понимание). Жанры научного стиля: учебное сообщение, доклад, научеая статья, реферат.

Один и тот же предмет или лицо в разных стилях характеризуется по-разному.

Текст научного стиля

Текст художественного стиля

В средней полосе России, где родился Иван Сергеевич Тургенев, словно сошлись лицом к лицу русский Север, с его могучими борами, дубравами и рощами, и русский Юг, с его степной ширью и разнотравьем. Здесь с крутых холмов открываются замечательные по своей живописности ландшафты: на фоне степного «океана» темнеют «острова» леса, зелёная гладь полей перемежается с лентами рек и оврагов… Тургенев писал: «Воздух родины имеет в себе что-то необъяснимое, он хватает вас за сердце. Это – невольное, тайное влечение плоти к той почве, на которой мы родились».

Текст публицистического стиля

«Гений» среднерусской равнины. Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле. Детские годы писателя прошли в усадьбе Спасское-Лутовиново близ города Мценска Орловской губернии. Край, связанный с местом рождения, детством и жизнью писателя, во многом определил его характер.

4.Выполнение тестового задания.

Тест по теме «Стили речи»

Напротив номера задания поставьте вариант ответа.

1. Рассказы, повести, романы – это какой стиль?

2. Учебники, лекции – это какой стиль?

3.У какого стиля основная функции – агитация и пропаганда?

4. У какого стиля основная функция – точная передача деловой информации?

5. У какого стиля основная функция – изложение научной информации?

6. У какого стиля используются такие языковые средства: эмоциональная выразительность, употребление неполных слов, слов-обращений, вводных слов?

7.У какого стиля используются такие языковые средства: специальная лексика, научные термины?

8. У какого стиля такая характеристика высказывания: строгость, точность, официальность?

9.У какого стиля такая характеристика высказывания: точность, логичность, доказательность?

10. У какого стиля такая характеристика высказывания: образность, выразительность?

5.Чем различаются научный доклад и учебное сообщение? Что у них общего?

Различия между школьным докладом и учебным сообщением:

— школьный доклад больше по объёму;

— продолжительность сообщения 3-5 минут, доклада – 10-20 минут;

— доклад полнее и глубже раскрывает тему (могут использоваться подтемы и микротемы);

— доклад готовится по нескольким источникам, сообщение – по одному источнику.

Общее между школьным докладом и учебным сообщением:

— особенности языка научного стиля: конкретность, точность, подчеркнутая логичность, доказательность, последовательность изложения, использование терминов.

— цель: передача знаний другим учащимся.

6. Как пишут научные доклады?

8. «Как выполнять исследовательское задание?», упр. 289.

Вступление. Значение проблемы и темы. Формулирование цели исследования. Изложение истории вопроса.

Основная часть. Приведение доказательств, примеров, опора на известное слушателям.

Заключение. Делается вывод, подводятся итоги, повторяется основная мысль.

9.Послушайте подготовленный доклад с «ручкой в ручке». Доклад «Анализ стихотворения В.Поликаниной «Душой меняюсь неустанно…»

Тема моего выступления – анализ стихотворения Валентины Поликаниной «Душой меняюсь неустанно…».

Цель моей работы заключалась в том, чтобы показать, как в поэтических строках автор доказала, что же значит малая родина, род для каждого человека.

Вначале я хочу обратить ваше внимание на то, что Валентина Поликанина – белорусский поэт, переводчик, публицист. Она – зрелый мастер русского слова. Её лирика – это лирика философа, каким становится только сильный духом человек. Произведения поэтессы включены в престижную антологию «Современная русская поэзия Беларуси».

Член правления Союза писателей Беларуси, член Союза российских писателей и Международной федерации русскоязычных писателей.

Обратимся к стихотворению:

Душой меняюсь неустанно,

Но постоянства есть черты…

Вот слива дедушки Степана,

А вот – Маринкины цветы.

А эта груша – от Марии.

А дом надежный от Петра…

Всё вы, родные, сотворили

В своём заботливом вчера.

Теперь густеет сад, в котором

Рождалась тихо благодать.

Но счастьем заданную скорость

Я и не думаю менять.

Искренние строки стихотворения никого не оставляют равнодушным, призывая задумываться о благодатности малой родины, о могущественной силе рода, которая нас постоянно незримо оберегает.

Родина для лирической героини – это то, что родные сотворили в своём заботливом «вчера». Вкладывая частичку души, родные люди незаметно, тихо зарождали что-то святое, чистое, неприкосновенное. Заложенные с детства в душу зёрна добра теперь стали крепкими плодами, густым садом, где незримо живёт душа каждого. Имена собственные употреблены в полной форме (Степан, Мария, Пётр), что говорит о почтительном отношении продолжателей рода к этим людям. Нежно героиня называет бабушку – Маринка, что свидетельствует о любви и дружеских, доверительных отношениях, которые сложились межу представителями двух поколений.

Известно, что В.Поликанина говорила, что «Беларусь – родина матери и моя родина, она для меня – дом родной». Своеобразным источником для лирической героини являются воспоминания о родных и близких людях, чья мудрость, чей жизненный опыт помогают жить в другое время, открывать для себя мир совершенно в другом качестве.

Первая и последняя фразы составляют композиционное кольцо: «душой меняюсь неустанно, я и не думаю менять». Время не властно над духовными понятиями. Они были и останутся на века важной моральной жизненной ценностью. Это отражают и ключевые слова: душа, благодать, сотворили, вчера. Личное местоимение «я» является утверждением счастливого мировосприятия. Постоянно то, что дано нам в детстве, что впитано на малой родине с молоком матери. Образы детства постоянны, как «предок дедушка Степан».

Высокие чувства переплелись в стихотворении с живыми образами, выраженными эпитетами:«Маринкины цветы», «дом надёжный».Дважды употребляющееся многоточие свидетельствует о воспоминании, размышлении: «Но постоянства есть черты… , А дом надёжный от Петра…». Интонация раздумья лишь усиливает читательское суждение. Это подтверждают и метафоры: «рождалась благодать», «счастьем заданная скорость».С этой же целью употреблены и контекстуальные синонимы: «счастье», «благодать», заботливое «вчера».

Лирическая героиня говорит: «душой меняюсь неустанно» и вместе с тем остается верна своей родине. Малая родина – то, что родные сотворили в своём заботливом «вчера». Она ассоциируется с запахом антоновских яблок, вишнями, цветами, домом как основой основ.

Обращение «родные» звучит как благодарность лирической героини надёжным покровителям за сотворение маленького нежного мира. Лирический герой счастлив. Это отражено в конкретных существительных «слива», «цветы», «груша», «дом», образах «душа», «благодать».

Остановимся на таком вопросе. В стихотворении есть и Христианские мотивы. Так, «эта груша – от Марии». Мария ассоциируется с давшей жизнь Богоматерью. Надёжный дом «от Петра» остался ещё и как завет Апостола.

В Библии говорится о почитании родителей, и это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием.

Обратим внимание на неполные предложения (Например: «А вот – Маринкины цветы. А эта груша – от Степана») чётки, конкретны. Так мы реагируем на до боли близкие воспоминания, людей. И в то же время созерцание предметов реальности становится источником согласованности с жизнью: «Но счастьем заданную скорость я и не думаю менять», подводит к определению смысла слова «Родина».

Ещё хочу привлечь ваше внимание к тому, что в произведении преобладает зрительная образность. Слива, груша, сад отождествляются с цветомжизни – зелёным. Человеческое счастье, надёжный заботливый дом наше сознание рисует жёлтым и оранжевым цветами. Как будто изображает солнце, согревающее нас на Земле. Строки этого стихотворения овеяны запахом свежести и благодати.

Да, человеческая жизнь загадочна и непредсказуема, а детство – вечная тайна, притягательная, нежная. И потому использование автором перекрёстной рифмовки (черты – цветы), смешанной рифмы (Марии – сотворили, благодать – менять), четырёхстопного ямба придаёт произведению ещё большую динамику. Но детство и родина неизменны.

И автор словами лирического героя эту концепцию подчёркивает.

Итак, подведём итоги. Проведённый мною анализ стихотворения позволяет глубже проникнуть в смысл на первый взгляд простого произведения. Даёт возможность посмотреть на художественный текст под «лингвистическим микроскопом»,и использование обещает нам новые открытия в мире искусства слова.

11. Подготовьтесь к устной оценке доклада, используя памятку «Как оценить научный доклад».

Докладчику нужно обязательно задать вопросы

Используя памятку упр. 306, подготовьте основную часть доклада «Анализ стихотворения «Фёдора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза»

Выскажите своё пожелание, мнение о том, как работали на уроке

Источник

Доклад на тему «Научный стиль речи»

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания,монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья)

Особенности научного стиля

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

Лексика научного стиля речи

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы —термины. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии. Однако это не означает его стилистической нейтральности. Термину, также как и многим другим лексическим единицам, присуща стилистическая окрашенность (научного стиля), которая отмечается в виде стилистических помет в соответствующих словарях. Приведем примеры терминов: «атрофия», «численные методы алгебры», «диапазон», «зенит», «лазер», «призма», «радиолокация», «симптом», «сфера», «фаза», «низкие температуры», «керметы». Значительная часть терминов является интернациональными словами.

Нужна помощь в написании доклада?

В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики научного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами:

Морфологические особенности научного стиля речи

Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: «волк — хищное животное из рода собак»; «липа начинает цвести в конце июня». Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля изложения. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: «быть», «являться», «называться», «считаться», «стать», «становиться», «делаться», «казаться», «заключаться», «составлять», «обладать», «определяться», «представляться» и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, называющее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить — к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить — расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется также в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят — перегонка производится; можно вывести заключение — выводится заключение и пр.

Нужна помощь в написании доклада?

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: «при раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения»; «углерод составляет самую важную часть растения». В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: «Произведено n опытов, в каждом из которых x принял определенное значение. По наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85 % от всех глагольных форм».

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80 % составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: «рассмотрим…», «уравнение примет вид». Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: «Металлы легко режутся».

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее часты в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении «мы совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

Синтаксические особенности научного стиля речи

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания — они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщённо, неопределённо; всё внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения.

Подстили научного стиля

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на четыре подстиля

Нужна помощь в написании доклада?

Собственно-научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

Пример: «Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при каких условиях не может оказаться тождественной ритмической организации нейтральной речи. Увеличение числа пауз и их протяжённости, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская)».

Научно-учебный. Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.

Пример: «Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова „ботане“, что значит „зелень, трава, растение“. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина)».

Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области. Ю. А. Сорокин указывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно, художественно», то есть при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощенный характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

Научно-технический. Адресат — специалисты технико-технического профиля. Цель — применение достижений фундаментальной науки в практике.

Жанры, использующие научный стиль

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, справочник, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.),диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

Нужна помощь в написании доклада?

История научного стиля

Возникновение связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние, в то время, на весь культурный мир, стала создаваться научная терминология.

Впоследствии терминология была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперёд, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *