Что такое научный комплекс
Научный комплекс России 9 класс доклад
Наука всегда имела колоссальное значение для страны – для её статусности, независомости и прогресса. Без неё экономика не может развиваться.
Научный комплекс – это группа организаций, занимающихся обучением, выполнением исследований и их последующим внедрением в производство. Главная цель – получение, сохранение и применение научных знаний.
Комплекс состоит из нескольких секторов:
Российская академия наук (РАН) обладает обширными знаниями во всех областях. Нужно отметить, что научные учреждения неравномерно расположены по территории страны, и большая их часть сосредоточена в крупных городах. Отраслевой и заводской секторы комплекса являются частью, так называемых, наукоградов или технополисов. Например, Пущино и Дубна в Московской области, Бийск в Алтайском крае. Их ядром является научный центр, в котором зарождаются новые идеи. Затем, на опытном предприятии происходит разработка технологий производства придуманного новшества, которые далее передаются в крупное промышленное предприятие. В технополисах происходит апробация исследований и достижений на практике и их скорейшее внедрение в жизнь.
Профессионализм и компетентность учёных и инженеров определяются системой образования, особенно высшего (ВУЗ). Необходимо давать качественные знания и готовить высококвалифицированные кадры для научных учреждений. Иначе, наука не сможет развиваться.
К сожалению, существует ряд проблем:
1. Низкое финансирование исследований и разработок (в 2014 г. было выделено 380 млрд. руб., в 2016 г. – 300 млрд. руб.).
2. Сокращение количества научных организаций.
3. Сокращение штатов сотрудников.
4. Отток талантов заграницу.
Необходимо скорее их решить, чтобы страна процветала и занимала лидирующие положения в как можно большем числе отраслей.
Доклад №2
Научный комплекс современной России в настоящее время переживает сложный период реформирования. Этот период начался со времён перестройки. В последние годы происходит постоянная реорганизация составных частей научного комплекса, а также упразднение и реформирование, что отрицательно сказывается на общем состоянии комплекса как единой системы. Также в последние несколько лет происходит оптимизация ряда структурных подразделений. Современная специфика развития Российской науки как и любой иной сферы представляет собой общественно ориентированную систему, при этом научная система как таковая содержит ряд противоречий в разных областях, а также различных коллизий.
Научный комплекс России
Популярные темы сообщений
История развития человека началась именно с каменного века. Это самый древний период, получивший свое название от материала из которого на протяжении очень длительного времени изготавливались орудия труда и охоты.
Одним из великих талантливых художников эпохи Возрождения (Ренессанс) Италии является Рафаэль Санти. Это мастер графики, области архитектуры, его работы в сфере живописи не перестают вызывать восхищение у современного зрителя.
Дятлы встречаются во всех местах, где есть лес. У них ярко выражены приспособления к древесному образу жизни. Часто встречаются в городских садах и парках. Некоторые формы привычного нам большого пёстрого дятла живут даже в зарослях саксаула
Что такое научный комплекс
Гипермаркет знаний>>География>>География 9 класс>>Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география, Научный комплекс
Важнейшие межотраслевые комплексы
России и их география
Вместо отраслевых подходов в экономике и в география стали использовать межотраслевые. Это связано с тем, что все более усложняющиеся межотраслевые связи не вписывались в ведомственные рамки. Они связывают группы отраслей в блоки, выполняющие общую народнохозяйственную функцию (табл. 14, рис. 25).
Межотраслевые комплексы России
Межотраслевые комплексы | Хозяйственные функции |
Научный | Осуществление всех видов работ по получению, хранению и распространению научных знаний |
Военно-промышленный | Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружением, боеприпасами; гражданского производства — высокими технологиями |
Машиностроительный | Обеспечение всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и населения разнообразными машинами и механизмами |
Топливно-энергетический | Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах |
Металлургический, химико-лесной | Производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ |
Агропромышленный | Производство, переработка и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции |
Инфраструктурный | Оказание разнообразных услуг производству и населению |
§ 13. Научный комплекс
Российская ученые и ее выдающиеся ученые внесли огромный вклад в развитие мировой цивилизации. В XX в. особенно велики их заслуги в освоении космоса, в разных направлениях физики, геологии, хирургии и т. д. Общее число занятых в научном комплексе России составляло в 1990 г. около 3,5 млн чел., из них непосредственно научными исследованиями занималось около 1 млн ученых- исследователей, или около 18% научных работников мира.
В связи с сокращением числа научных организаций и недостаточным финансированием науки численность работающих в ней значительно сократилась. Особенно резко уменьшилось число вспомогательного и обслуживающего персонала, не связанного непосредственно с научными разработками (табл. 15, 16). С этим связаны выезд ученых за границу («утечка умов») и их переход на другую работу.
Рассмотрим основные блоки, образующие научный комплекс России (рис. 24). Среди них выделяется своей мощью (около 60% научных кадров) группа отраслевых научных, конструкторских и проектных организаций и опытно-промышленных предприятий. С отраслевым сектором непосредственно был связан сектор заводской науки. Значительная доля этих организаций обслуживала оборонный комплекс. Это одна из причин того, что достижения науки слабо внедрялись в гражданскую экономику. Вторая группа — научно-исследовательские учреждения Российской академии наук, они в большей мере занимаются теоретическими вопросами науки и имеют небольшую экспериментальную базу. В них занято около 10% научных работников.
Таблица 15
Организации, выполнявшие исследования и разработки
Организации | 1992 г. | 2007 г. |
Всего | 4555 | 3957 |
В том числе: научно-исследовательские организации | 2077 | 2036 |
конструкторские бюро | 865 | 497 |
проектные и проектно-изыскательские организации | 495 | 49 |
опытные заводы | 29 | 60 |
высшие учебные заведения | 446 | 500 |
промышленные предприятия | 340 | 265 |
прочие | 303 | 550 |
Персонал, занятый исследованиями и разработками (на конец года), тыс. чел.
Персонал | 1992 г. | 2007 г. |
Всего | 1533 | 801 |
В том числе: исследователи | 804 | 393 |
техники | 181 | 65 |
вспомогательный персонал | 382 | 208 |
прочие | 166 | 136 |
Наконец, третья группа — научные учреждения высших учебных заведений(кафедры, лаборатории, научно-исследовательские институты), библиотеки, музеи, архивы. Эти научные учреждения тоже имеют недостаточную экспериментальную базу.
Какова же география российской науки? Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях (рис. 26). Это объясняется множеством причин.
Во-первых, исторической — учреждения науки и образования в России первоначально создавались в столичных городах. Во-вторых, в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок — предприятия наукоемких отраслей промышленности и оборонного комплекса.
В-третьих, для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются. Поэтому они взаимопритягивают друг друга, способствуя территориальной концентрации науки. Крупнейший центр науки и образования России — Москва. Здесь ведутся исследования практически по всем важнейшим научным направлениям. На территории города расположено более 1200 организаций науки и научного обслуживания. Среди них Российская академия наук, несколько специализированных академий (медицинская, сельскохозяйственная, естественных наук, строительства и архитектуры, технологических наук, образования и т. д.), 80 академических институтов. В Москве осуществляется более 40% всех научных исследований России, в том числе более 30% проектных и прикладных работ. Здесь работают почти 30% докторов наук, 20% кандидатов наук страны, готовятся кадры научных работников для всей России и для ряда независимых государств Содружества (СНГ). Значительное число научных центров окружают Москву (это Дубна, Пущино, Черноголовка, Троицк, Обнинск, Жуковский, Зеленоград и др.).
Второй по значимости научный центр России — Санкт-Петербург — сосредоточивает 12% научных кадров России. Ученые исследуют проблемы энергетики, ядерной физики, медицины, геологии и горного дела, Арктики и Антарктики. Большое место занимает наука, связанная с оборонным комплексом. Здесь действует несколько сотен научных учреждений, в том числе академические и отраслевые институты.
Всего же в Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах Московской и Санкт-Петербургской агломераций концентрируется 2/3 научных кадров России. Таким образом, налицо огромные диспропорции в географии науки России. Правда, сейчас положение несколько меняется, поскольку научные, в том числе академические, центры созданы на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск, Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Владивосток, Хабаровск). Крупными научными центрами России стали Самара, Саратов, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на- Дону.
География науки, особенно технической, может существенно измениться в связи с созданием так называемых технополисов. Основу технополиса представляет научный центр, выступающий в роли «инкубатора» новых идей (рис. 27). Эти идеи в дальнейшем подхватываются опытными предприятиями пояса внедрения, которые воплощают их в готовое изделие, разрабатывают технологию его производства. Далее эта технология передается на крупные промышленные предприятия.
Преимущество подобного соединения науки и производства в быстром внедрении в жизнь новых научных достижений.
В Российской Федерации технополисы уже создаются в Подмосковье (Зеленоград, Троицк, Жуковский). Кроме того, в оборонном комплексе России сформировалось много научных центров, имеющих не только научные институты, лаборатории, конструкторские бюро, но и опытные промышленные предприятия. Таких закрытых городов — десятки (с общим числом жителей около 700 тыс. человек).
Следовательно, технополисы — это центры, объединяющие учреждения науки (в том числе оборонной) с наукоемкими предприятиями промышленности.
Вопросы и задания
1. Какие секторы входят в состав научного комплекса?
2. Какова география научного комплекса России?
3. Какие изменения произошли в научном комплексе России за годы реформ?
4. Что такое технополис? Какое значение будут иметь технополисы при переходе России в постиндустриальное общество?
Рефераты, домашняя работа по географии скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Научный комплекс. География российской науки. Технополисы
Урок 18. География России. Население и хозяйство. 9 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Научный комплекс. География российской науки. Технополисы»
Научный комплекс – это совокупность отраслей экономики, создающих новые технологии и знания. Он осуществляет все виды работ по получению, хранению и распространению научных знаний.
Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана. Сама наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создаётся интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей.
Наука занимает исключительно важное место в обеспечении экономической и технологической безопасности страны. Для выполнения этой роли ещё в бывшем Советском Союзе были созданы крупнейшие государственные научно-исследовательские институты в сфере фундаментальных и прикладных наук. С целью разработки проектов в приоритетных направлениях. Особенно это касалось области генной инженерии, управляемого термоядерного синтеза, создания новых средств транспорта и связи. Также развития аэрокосмонавтики и всё более широкого использования космоса в интересах производства и охраны окружающей среды.
Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности. А это:
· Разделение и кооперацию научного труда.
· Научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование.
· Методы научно-исследовательской работы.
· Систему научной информации.
· Всю сумму накопленных ранее научных знаний.
Система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов, есть научная картина (модель) мира. Следует отметить, что в процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий.
Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. Это позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезы, концепции, выявление новых фактов — всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии заключается суть научного метода.
Современная наука начала формироваться под влиянием потребностей развивающегося производства. В развитии современной науки всё более ощутимую роль начинает играть эксперимент, который становится одним из ведущих методов научных исследований.
В общественном сознании наука становится важнейшей ценностью, областью интеллектуальной деятельности, развитие которой определяет перспективы всего общественного развития, эволюцию общественного сознания. В современных условиях все страны мира считают развитие науки важнейшей стратегической задачей общегосударственного значения.
В связи с этим стратегические задачи государственной политики в области науки должны быть нацелены на:
— Укрепление и развитие научно-технического потенциала государства.
— Создание условий для возникновения и эффективного функционирования рыночной среды. Это касается тех рыночных регуляторов, которые определяли бы спрос и предложение на рынке научно-технической продукции.
— Интеграцию отечественной науки в мировое сообщество, увеличение объёма и улучшение обмена информацией и технологиями.
— Согласованное развитие науки и образования, создание целостной системы подготовки высококвалифицированных научных кадров всех уровней и по всем направлениям научной деятельности.
Реализация указанных задач в долгосрочной перспективе будет способствовать эффективному развитию научной деятельности в академическом, вузовском и отраслевом секторах науки.
Российская наука начала активно развиваться с начала восемнадцатого века. Россия подарила миру ряд учёных, которые совершили важнейшие научные открытия, изменившие во многом жизнь человечества. В двадцатом веке были особенно велики их заслуги в освоении космоса, в разных направлениях физики, геологии, хирургии.
Общее число занятых в научном комплексе России в тысяча девятьсот девяностом году составляло около трёх миллионов пятисот тысяч человек. Из них непосредственно научными исследованиями занималось около одного миллиона учёных-исследователей. В связи с сокращением числа научных организаций и недостаточным финансированием численность работающих в данной области значительно сократилась. На две тысячи шестнадцатый год в нашей стране в научных исследованиях занято только около трёхсот семидесяти тысяч человек.
В России насчитывается около трёх тысяч пятисот организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Около семидесяти процентов этих организаций принадлежит государству.
Основная часть научных учреждений и учёных сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях.
Это объясняется множеством причин. Во-первых, исторической. Учреждения науки и образования в России первоначально создавались в столичных городах. Во-вторых, в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок — предприятия наукоёмких отраслей промышленности и оборонного комплекса. В-третьих, для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются. Поэтому они взаимопритягивают друг друга, способствуя территориальной концентрации науки.
Крупнейший центр науки и образования России — город Москва. Здесь ведутся исследования практически по всем важнейшим научным направлениям. На территории города расположено более тысячи двухсот организаций науки и научного обслуживания. Среди них Российская академия наук. Это государственная академия наук нашей страны, крупнейший в России центр фундаментальных исследований.
Российская академия наук
Основной целью деятельности Российской академии наук (сокращённо РАН) является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук. Данные исследования направлены на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России.
РАН призвана выполнять важную миссию обеспечения свободы научного творчества на благо и процветание страны.
Следует отметить, что в Москве осуществляется более сорока процентов всех научных исследований России. Здесь работает почти тридцать процентов докторов наук, двадцать процентов кандидатов наук страны, готовятся кадры научных работников для всей России и для ряда Содружества Независимых Государств (СНГ).
Значительное число научных центров окружает Москву.
Дубна – наукоград на севере Московской области, крупнейший в России центр по исследованиям в области ядерной физики.
Пущино, известно ещё как Пушинский биологический научный центр. Обнинск –первый наукоград России, город областного подчинения на севере Калужской области. Зеленоград – один из основных научно-производственных центров советской и российской электроники и микроэлектроники.
Второй по значимости научный центр России — Санкт-Петербург — сосредотачивает двенадцать процентов научных кадров России. Учёные исследуют проблемы энергетики, ядерной физики, медицины, геологии и горного дела, Арктики и Антарктики. Большое место занимает наука, связанная с оборонным комплексом. Здесь действует несколько сотен научных учреждений, в том числе академические и отраслевые институты.
Всего же в Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах Московской и Санкт-Петербургской агломераций концентрируется две третьих научных кадров России. Таким образом, налицо огромные диспропорции в географии науки России. Правда, сейчас положение несколько меняется, поскольку научные, в том числе академические, центры созданы на Урале (город Екатеринбург), в Сибири (города Новосибирск, Красноярск и Иркутск), на Дальнем Востоке (города Владивосток и Хабаровск). Крупными научными центрами России стали Самара, Саратов, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону.
Научные центры России
География науки, особенно технической, может существенно измениться в связи с созданием так называемых технополисов. Это крупные промышленные и научные центры. Они объединяют учреждения науки с наукоёмкими предприятиями промышленности. В технополисе объединяются наука, техника и предпринимательство, осуществляется тесное сотрудничество между академической наукой, предпринимателями, местными и центральными органами власти.
Основа технополиса — его научно-исследовательский комплекс, «мозговой центр» развивающихся в нём предприятий и отраслей. Он подготавливает радикальные прорывы в технологии на основе фундаментальных научных исследований.
Наиболее известный технополис в нашей стране – это Новосибирский Академгородок. Он является одним из важнейших научных и образовательных центров России. На территории Академгородка расположены десятки научно-исследовательских институтов, Президиум Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирский государственный университет.
Презентация по географии на тему «Научный комплекс» (9 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
НАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС МКОУ Павловская СОШ №3 Учитель географии Суворина В.А.
План характеристики научного комплекса Хозяйственное значение комплекса Состав и структура комплекса Основные проблемы развития Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей комплекса Перспективы развития
Научный комплекс – это комплекс, осуществляющий все виды работ по получению, хранению и распространению научных знаний Хозяйственное значение комплекса
Научный комплекс России представляет собой цельное образование, состоящее из различных областей, создающих новые технологии и продуцирующих новые знания.
В XX веке особенно велики его заслуги в освоение космоса, физики, геологии, хирургии и т.д.
На мой взгляд, научный комплекс – является основой всего хозяйства России.
2. Состав и структура научного комплекса 1.академческий сектор 2.сектор вузовского образования 3.предпринимательский сектор 4.отраслевой сектор 5.заводской сектор
Отраслевой и заводской сектор – разработка и внедрение новых технических разработок
Научно исследовательские учреждения Российской академии наук занимаются теоретическими вопросами и имеют большую экспериментальную базу.
4. Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей комплекса Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях
Вывод: научный комплекс России размещается крайне неравномерно.
Значительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов.
Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предприятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие.
В технополисах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро внедрять в жизнь научные достижения (изобретения)
Вывод: технополис – это соединение науки с наукоемкими предприятиями.
5. Перспективы развития Несмотря на проблемы научного комплекса, в настоящее время в России разрабатываются новые правительственные программы для финансирования науки и привлечения новых кадров.
Надеемся, что развитие научного комплекса России в будущем позволит решить многие глобальные проблемы человечества
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1230103
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.