Что такое научный процесс
НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
Смотреть что такое «НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ» в других словарях:
Научный метод — Использование объективных, систематических и воспроизводимых способов исследования. Объективность заключается в том. что исследователь не позволяет усвоенным идеям или предрассудкам влиять на сбор данных. Систематичность заключается в том, что… … Большая психологическая энциклопедия
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА — реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной практике. Попытки определить различные показатели, характеризующие научно исследовательский потенциал, были… … Современный философский словарь
Научный метод — В Викицитатнике есть страница по теме Научный метод … Википедия
Научный взгляд на мир — Научная картина мира (НКМ) (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих… … Википедия
НАУЧНЫЙ КОНСЕНСУС — категория философии и социологии научного знания, фиксирующая важнейшую роль в функционировании и развитии научного знания когнитивных коммуникаций между членами научного сообщества. Введение этого понятия в философию науки означало по существу… … Философия науки: Словарь основных терминов
Научный подход — Верификация Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.… … Википедия
УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ — УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ один из компонентов (наряду с объектами познания и исследователями) исходного познавательного отношения в естествознании. На уровне наблюдений и эксперимента под условиями познания понимается фон исследуемых вещей и процессов … Философская энциклопедия
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… … Философская энциклопедия
СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — носитель системы научного знания, обладающий способностями адекватного усвоения и воспроизводства накопленного в обществе научного знания и обеспечения приращения имеющейся системы знания новым научным знанием. В понимании субъекта научного… … Философия науки: Словарь основных терминов
Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.
Что такое научное познание?
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.
Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.
Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.
Особенности научного познания
Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:
Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.
Уровни научного познания
Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.
1. Эмпирический уровень познания
Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.
Выделяются следующие формы эмпирического познания:
На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:
2. Теоретический уровень познания
На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.
Выделяются следующие формы теоретического познания:
В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:
Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.
Методы научного познания
Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.
К общенаучным методам исследования относятся:
На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.
Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.
Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.
Ключевыми принципами научного познания являются:
Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:
Именно эти принципы и определяют современное научное познание.
Заключение
Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.
Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды.
Содержание:
↑ Научное познание. Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
↑ Уровни и формы научного познания
Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).
Формы научного познания:
Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)
Формы научного познания:
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.
Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.
↑ Методы научного познания
Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.
Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.
Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Характеристики научного метода: строгость и объективность.
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.
Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).
Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
К универсальным методам познания также относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.
Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.
Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Научный процесс
Существенной особенностью учебного и научного процесса высшей школы является то, что субъективные, личностные факторы играют не меньшую роль, чем объективные. В некоторых отдельных актах учебной, научной, обучающей деятельности, таких, например, как развитие индивидуальных способностей студентов, личное педагогическое мастерство педагога и его исследовательская одаренность, субъективное играет определяющую роль. Однако даже в этих случаях личное всегда имеет основание в объективном общем, исходит из объективных целей и объективной необходимости. [3]
На практике различные стадии научного процесса обычно не строго разграничены и могут осуществляться более или менее одновременно. Выдвижение новой гипотезы, проверка и отказ от нее иногда занимают лишь несколько минут мыслительного процесса одного ученого. Вместе с тем в научном мире нередко сосуществуют несколько противоположных гипотез, объясняющих одну и ту же совокупность экспериментальных фактов, и такое положение может продолжаться до тех пор, пока не накопится больше данных, подтверждающих одну гипотезу и исключающих остальные. [4]
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. [5]
В зависимости от выполняемой функции в производственном и научном процессе основные фонды делятся на активную и пассивную части. [8]
Известно, что основные фонды в зависимости от выполняемой ими роли в производственном и научном процессе делятся на активную и пассивную части. [12]
Процесс научного исследования, его характеристика и этапы проведения
Процесс познания включает в себя накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысление фактов не может существовать никакая наука. Хотя факты ученому нужны, как воздух, но отдельно взятые они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний, если они выступают в систематизированном обобщенном виде.
Любое научное изучение, от творческого замысла до законченной научной работы, осуществляется индивидуально. Опираясь на общие и частные методы исследования, ученый получает ответ на то, с чего нужно начинать исследования, как обобщить факты и каким путем идти к выводам. При этом закономерным является соблюдение следующих рекомендаций:
— ничего не принимать за истину, что не является достоверным и аксиоматичным;
— сложные вопросы разделять на столько частей, сколько нужно для решения проблемы;
— начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей в сложных и тяжелых;
— останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не выпущено;
Наука является общественной за своим происхождением, развитием и использованием. Любое научное открытие является общим трудом, суммарным воспроизведением человеческих успехов в познании мира.
Поэтому научное изучение обязывает не только добросовестно изображать или просто описывать, и осознавать свое отношение к тому, что известно или из опыта, или с предварительного изучения, т.е. определять качество неизвестного с помощью известного.
Формой осуществления развития науки является научное опытно-то есть целенаправленное изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получения убедительно доказанных и полезных для науки и практики решений. Оно характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказовістю и точностью.
Целью научного исследования является всестороннее, объективное и основательное изучение явлений, процессов, их характеристик, связей на основании разработанных в науке принципов и методов познания, а также получения полезных для деятельности человека результатов, внедрение их в производство для повышения его эффективности. При научном исследовании важно учитывать все, концентрируя внимание на основных, ключевых вопросах темы. Нельзя не учитывать побочные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначимыми.
Результаты научных исследований тем лучше, чем выше научный уровень выводов, обобщений, чем выше их достоверность и эффективность.
По целевому назначению к потребностям практики научные исследования принято делить на:
При проведении научных исследований отличают понятия «объект» и «предмет» познания и исследования.
Объектом исследования принято называть то, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования.
Предметом исследования является исследуемые с определенной целью свойства, характерные для научного познания, это определение определенного «ракурса» исследования как предположение о наиболее важных для изучения выбранной проблемы характеристики объекта. Под предметом исследования понимается то, что находится в границах объекта и всегда совпадает с темой исследования. Один и тот же объект может быть предметом различных исследований и даже научных направлений. Объект и предмет исследования, как категории научного процесса, соотносятся между собой как общее и частное.
Объектом научного исследования является окружающий материальный мир и формы его отражение в человеческом сознании людей, которые существуют независимо от нашего сознания, отбираются согласно цели исследования.
Правильный выбор объекта изучения окружающего материального мира согласно цели исследования способствует обоснованности результатов исследования.
Задача исследователя состоит в определении факторов, которые влияют на объект исследования, отборе и сосредоточении внимания на наиболее существенных из них. Критериями отбора являются цель исследования и количественный уровень накопленных фактов в этом направлении. Отбор наиболее существенных факторов, которые влияют на объект исследования, имеет большое практическое значение, поскольку влияет на степень достоверности результатов исследования. Если любой существенный фактор не учтено, то выводы, полученные в результате исследования, могут быть ошибочными, неполными или совершенно ошибочными. Выявление существенных факторов проще, если исследования основываются на хорошо обработанном теории. Если теория не дает ответа на поставленные вопросы, то используют гипотезы, научные идеи, сформированные в процессе предварительного изучения объекта исследования.
Отобрав объект, определив предмет и факторы, которые влияют на причинно-следствия результаты состояния объекта, определяют его параметры, то есть полноту изучения в соответствии с поставленной цели.
Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, основываться на связи теории с практикой.
Важную роль в научном исследовании играют познавательные задачи эмпирического и теоретического направления.
Эмпирические задачи решаются с помощью наблюдения, эксперимента, измерения, описания.
Теоретические задания направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, которые позволяют установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания.
Здесь преобладает использование аксиоматических методов, системных, структурно-функционального анализа, математического моделирования.
В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты и т.д. Теоретические познавательные задачи формируют таким образом, чтобы можно было их проверить эмпирически.
В решении эмпирических и особенно теоретических задач научного исследования важное место принадлежит Логическом метода познания, который позволяет на основе умозаключений объяснить явления и процессы, вызывать различные предложения и идеи, устанавливать пути их решения. Он строится на полученных фактах и результатах эмпирических исследований.
Систематизированы научные знания классифицируют по различным признакам:
а) за видом связи с общественным производством (улучшение организации труда, создание машин, конструкций, теоретические гуманитарные работы и т.п.);
б) по степени важности для народного хозяйства (работы, выполняемые по заказу министерств, ведомств);
в) по источникам финансирования (госбюджетные и хоздоговорные);
г) за сроком разработки (долгосрочные, краткосрочные).
Следовательно, процесс научного исследования достаточно длительный и сложный. Он начинается с возникновения идеи, а завершается доказательством правильности гипотезы и суждений.
Главными этапами научного исследования (схема 5) являются:
— возникновение идеи, формулировка темы;
— формирование цели и задач исследования;
— выдвижение гипотезы, теоретические исследования;
— проведение эксперимента, обобщение научных фактов и результатов;
— анализ и оформление научных исследований;
— внедрение и определения эффективности научных исследований;
Схема 5. Главные этапы научного исследования.