Что такое наука и научное познание

Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы

Что такое наука и научное познание. Смотреть фото Что такое наука и научное познание. Смотреть картинку Что такое наука и научное познание. Картинка про Что такое наука и научное познание. Фото Что такое наука и научное познание

Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.

Что такое научное познание?

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.

Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.

Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.

Особенности научного познания

Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:

Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.

Уровни научного познания

Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.

1. Эмпирический уровень познания

Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.

Выделяются следующие формы эмпирического познания:

На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:

2. Теоретический уровень познания

На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.

Выделяются следующие формы теоретического познания:

В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:

Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.

Методы научного познания

Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.

К общенаучным методам исследования относятся:

На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.

Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.

Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.

Ключевыми принципами научного познания являются:

Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:

Именно эти принципы и определяют современное научное познание.

Заключение

Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.

Источник

Наука как вид познания. Структура научного познания

Наука – это особый тип познания, направленный на достижение обоснованных, систематизированных и объективных знаний о физической реальности, обществе и человеке. Она представляет собой совокупность теоретических знаний об окружающем мире и осуществляется в особой, специфической сфере общественной деятельности.

Наука также представляет собой особый вид духовной деятельности – производство объективно-истинного по содержанию систематизированного знания. Это не только сами знания, которые являются социальной ценностью человечества и хранятся обществом, но также и тяжёлый творческий труд учёных, научных сообществ, коллективов, направленный на достижение всё новых уровней знаний.

Определения научного познания

Существует несколько определений науки:

Виды знаний

Виды знаний весьма многообразны и соответствуют естественным видам познания.

Научные:

Ненаучные:

Обыденное познание

Научному мировоззрению и познанию предшествует этап обыденного познания.

Особенности обыденного познания:

Что такое наука и научное познание. Смотреть фото Что такое наука и научное познание. Смотреть картинку Что такое наука и научное познание. Картинка про Что такое наука и научное познание. Фото Что такое наука и научное познание

Особенности научного знания

В отличие от других конструкций духовной деятельности, научные знания являются продуктами теоретической деятельности. В отличие от них научное познание обладает рядом особенностей.

Что такое наука и научное познание. Смотреть фото Что такое наука и научное познание. Смотреть картинку Что такое наука и научное познание. Картинка про Что такое наука и научное познание. Фото Что такое наука и научное познание

Научные принципы

Научное познание характеризуется необходимостью соблюдения ряда принципов:

Критерии научного познания

Целью научного познания является научная истина. Она должна удовлетворять следующим условиям:

Уровни научного познания

Существует 2 уровня познания:

Эмпирический уровень предполагает выявление объективных фактов со стороны очевидных связей. Это то, что мы можем выяснить непосредственно в результате эксперимента. Например, закон Гука.

Эмпирический уровень науки – это уровень научного опыта. Опыт имеет сложный, многосторонний характер и может быть всеобщим или специальным, повседневным или профессиональным и т.д. Его суть – в глубокой связи с человеческой деятельностью, с практикой, в непосредственных и личных контактах с действительностью вообще или с определённым её сегментом.

Эмпирическая исследовательская деятельность совершается ради определённых целей и приносит конкретные результаты. Главной её задачей и главным результатом является установление фактов, которые служат основанием для теоретических исследований. В повседневной жизни словом «факт» обозначается всё, что действительно имело или имеет место, что произошло или происходит в действительности. Понятие научного факта имеет близкое значение – это событие, установленное и признанное научным сообществом, для которого оно фигурирует как предмет бесспорного консенсуса.

Теоретический уровень познания предполагает выявление закономерностей, фундаментальных особенностей, обнаружение видимых проявлений скрытых внутренних связей предмета или объекта. Это уже проникновение в сущность предмета. Теоретический уровень основывается на фактах и данных, которые были собраны на эмпирическом уровне. Затем происходит теоретическое осмысление и абстрактные логические операции с полученными данными.

Что такое наука и научное познание. Смотреть фото Что такое наука и научное познание. Смотреть картинку Что такое наука и научное познание. Картинка про Что такое наука и научное познание. Фото Что такое наука и научное познание

Формы научного познания

Форма выражает в себе то знание, которое можно исследовать. Форма выражает способы, через которые добывается знание.

Формами эмпирического познания являются:

Формами теоретического (научного) познания являются:

К основным формам познания относят:

Этапы чувственного и рационального познания

Этапы чувственного познания:

Этапы рационального познания:

Существуют также иррациональные формы познания (интуиция и т.д.).

Что такое наука и научное познание. Смотреть фото Что такое наука и научное познание. Смотреть картинку Что такое наука и научное познание. Картинка про Что такое наука и научное познание. Фото Что такое наука и научное познание

Методы научных исследований

Метод – это научный способ исследования обозначенных этапов поведения учёных в данной научной области (осознанные способы действия возможны для повторения во всех случаях данного вида); это систематически применяемый способ познания (или работы) в какой-либо области. Иначе говоря, методы – это то, с помощью чего можно получить знания.

Смысл и назначение метода – упорядочить и организовать определённую деятельность. Метод должен соответствовать предмету и цели определённой деятельности, а также условиям, в которых она совершается.

Наука опирается на специфические научные методы, которые с той или иной степенью надёжности гарантируют адекватное описание окружающего мира.

Методы научного познания:

Также к научным методам относятся:

Что такое наука и научное познание. Смотреть фото Что такое наука и научное познание. Смотреть картинку Что такое наука и научное познание. Картинка про Что такое наука и научное познание. Фото Что такое наука и научное познание

Институционализация науки

Институционализация науки проявляется в следующем:

Неуклонно возрастает внимание общества к науке, усиливается её духовная и материальная поддержка.

В обществе, в среде учёных и философов существует 2 типа реакции на всё ускоряющееся распространение науки:

С одной стороны, появились влиятельные направления (позитивизм, структурализм), представители которых ориентируются на науку, рассматривают её как единственную форму познавательной деятельности, которая может принести истинные знания, видят в ней наиболее действенное средство для решения всех общественных проблем.

С другой стороны, возникают и такие течения, для которых характерно критическое и более того – враждебное отношение к научному познанию (экзистенциализм, постпозитивизм и др.).

Функции научного познания

В научных теоретических системах отражаются объективные связи, отношения, законы и сущностные стороны явлений природы и общества. Они служат человеку и обществу, объясняя различные явления и события сегодняшнего дня, предсказывая ход развития в будущем.

Объяснение и прогнозирование являются одними из главных функций научного знания, опираясь на которые человек рационально управляет природными и общественными явлениями и процессами.

Научные знания и научная деятельность являются социально значимыми и имеют общественный характер. Деятельность на поприщах науки, разделение труда ученых, обмен научной информацией и т. п. имеют не только большое социальное, но и практическую пользу.

Наука имеет в своём методическом арсенале действенные средства эмпирической проверки:

От научных теорий требуется способность делать предсказания относительно будущего опыта. В том случае, если такие предсказания сбываются, статус и авторитет соответствующих теорий существенно повышается.

Познавательный потенциал науки проявляется в её способности открывать и описывать существенные и необходимые закономерности – связи между реальными явлениями и процессами.

Познание законов вещественного мира, с одной стороны, делает возможным рациональное объяснение событий, которые в нём происходят. А с другой, – позволяет манипулировать ими, создавать условия, при которых они разворачиваются определённым образом (удобным и полезным для людей).

Источник

Научное познание и его особенности

Исследование окружающей действительности – важнейший вид человеческой деятельности. Познание мира необходимо человеку для ориентации в нем, общения, развития, воспроизводства и изменения бытия. Высшей формой познания является научное.

Что такое наука и научное познание. Смотреть фото Что такое наука и научное познание. Смотреть картинку Что такое наука и научное познание. Картинка про Что такое наука и научное познание. Фото Что такое наука и научное познание

Характеристика

Научное познание – это специфическая деятельность человека, направленная на выработку и систематизацию объективных, обоснованных знаний о мире. Цели научного познания:

Научное познание осуществляется профессионально подготовленными людьми, опирается на определенные принципы, правила, методы, нормы. Его высшая ценность – установление объективной истины. Его результаты универсальны, раскрывают свойства и особенности исследуемого предмета или явления. По сравнению с другими видами познания, научное имеет свои специфические особенности:

В структуре научного познания выделяют 2 уровня:

Оба уровня взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Каждому из них присущи свои методы исследование предметов и явлений.

Что такое наука и научное познание. Смотреть фото Что такое наука и научное познание. Смотреть картинку Что такое наука и научное познание. Картинка про Что такое наука и научное познание. Фото Что такое наука и научное познание

Эмпирические методы научного познания:

Теоретические методы научного познания:

Что такое наука и научное познание. Смотреть фото Что такое наука и научное познание. Смотреть картинку Что такое наука и научное познание. Картинка про Что такое наука и научное познание. Фото Что такое наука и научное познание

Все методы научного познания взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга. Ни один из них не используется изолированно, поскольку не является достаточным для достижения достоверного, истинного знания.

Принципы и формы

Каждый ученый в своей исследовательской деятельности опирается на определенные исходные положения, сформулированные на основе открытых законов, аксиом, доказанных теорий. Они направляют и ограничивают его действия таким образом, чтобы результат исследования был однозначным и достоверным. Научное познание базируется на принципах:

Этапы научного познания:

Что такое наука и научное познание. Смотреть фото Что такое наука и научное познание. Смотреть картинку Что такое наука и научное познание. Картинка про Что такое наука и научное познание. Фото Что такое наука и научное познание

Формы научного познания:

Научный факт устанавливается на эмпирическом уровне научного познания, законы, концепции, теории, гипотезы формируются на теоретическом уровне.

Заключение

Научное познание – это деятельность, которая регулируется определенными идеалами и нормативами, осуществляется в рамках множества научных традиций. Они являются необходимым условием быстрого накопления знаний и развития науки.

Источник

НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

1. Сущность науки, её функции и закономерности развития. 1

2. Классификация наук. Критерии научности. 2

3. Структура научного познания, его уровни, методы и формы. 3

1. Сущность науки, её функции и закономерности развития.

Основной формой познавательной деятельности, главным её «носителем» является наука. «Наука» в переводе с латинского означает «знание». Возникло научное знание в античности, и первую классификацию наук дал Аристотель. Как самостоятельная сфера деятельности, как система знания, своеобразный духовный феномен и социальный институт наука сформировалась в Новое время, в XVI – XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Наука – это творческая деятельность по получению нового знания и одновременно – результат этой деятельности: совокупность знаний, приведённых в целостную систему на основе определённых принципов, логически организованных, оформленных в виде теории. Научные знания – это знания, проверенные и подтверждённые практикой, позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее. Эти знания имеют общественный характер, поскольку являются продуктом человеческой деятельности и достоянием людей.

Жизненный смысл науки: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать».

Современная наука в её взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества выполняет следующие социальные функции:

1. Культурно-мировоззренческие: наука даёт ответы на вопросы мировоззренческой значимости (например, о структуре материи и строении Вселенной, о возникновении и сущности жизни, о происхождении человека и т.д.), оказывает определяющее воздействие на формирование мировоззрения людей. Научные знания, являясь элементами общего образования, становятся составной частью культуры общества.

2. Функции науки как непосредственной производительной силы общества: в современном производстве товаров и услуг применение научного знания выступает как обязательное условие существования и воспроизводства многих видов деятельности. Наука выступает мощным катализатором процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности, техники и технологии.

3. Функции науки как социальной силы: научные знания и методы используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Например, экологическая проблема. Объяснение причин возникновения экологической опасности и поиск путей её предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и постоянный мониторинг параметров экологических опасностей, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения – всё это тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы.

Закономерности развития науки:

1) обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;

2) относительная самостоятельность развития науки;

3) преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приёмов науки;

4) постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развития и революционной ломки теоретических основ науки;

5) взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;

6) свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;

7) дифференциация и интеграция научного знания;

8) математизация науки.

2. Классификация наук. Критерии научности.

Отражая мир, наука образует единую взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По предмету познания выделяют науки: 1) о природе – естествознание, 2) об обществе – обществознание, социально-гуманитарные науки, 3) о познании и мышлении. Отдельные группы составляют технические науки и математика. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

По методам исследования выделяют теоретические науки и эмпирические науки.

По функции и целевому назначению выделяют науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки нацелены на изучение законов природы, общества и мышления. Эти законы, а также сферы, в которых они действуют, изучаются фундаментальной наукой в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Задача прикладных наук заключается в применении результатов фундаментальных наук для решения производственных и социально-практических проблем.

Наука как форма познания, тип духовного производства и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время активно развивается философия науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т.д.

Специфическими признаками научного познания и знания, критериями научности являются:

1. Ориентация исследования на объективную истину, так как если нет истины, то нет и науки. Истина – высшая ценность, ради которой трудятся учёные.

2. Специализированные языки науки, образованные целостными системами понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреплённых в естественных или искусственных языках. Например, медико-биологические науки общаются на латинском языке, в математике, физике, химии своя символика и формулы. Языки науки уточняются, совершенствуются, наполняются новым содержанием.

3. Использование в научной деятельности специфических материальных средств, например, телескопов, микроскопов, ускорителей и другого научного оборудования.

4. Применение специальных методов для получения нового знания.

Что такое наука и научное познание. Смотреть фото Что такое наука и научное познание. Смотреть картинку Что такое наука и научное познание. Картинка про Что такое наука и научное познание. Фото Что такое наука и научное познание

5. Органическая связь с практикой и нацеленность на практику. Наука ориентирована на то, чтобы быть «руководством к действию» по изменению действительности и управлению реальными процессами.

Наряду с перечисленными признаками научного знания выделяют также такие критерии как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и другие.

3. Структура научного познания, его уровни, методы и формы.

Научное познание и знание, как его результат, есть целостная развивающаяся система, имеющая сложную структуру. Структура выражает единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы. Структура научного познания может быть представлена в различных её срезах и соответственно – в совокупности специфических своих элементов. В качестве таковых могут выступать: объект, или предметная область познания; субъект познания; материальные средства познания; духовные методы познания и условия осуществления.

При ином срезе научного познания в нём различают такие элементы его структуры: фактический материал; результаты первоначального его обобщения в понятиях; основанные на фактах научные предположения (гипотезы); «вырастающие» из гипотез законы, принципы и теории; философские установки, методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основания и некоторые другие элементы.

Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания, основным элементом к-рой является теория как высшая форма организации знания. Научное познание отличается от обыденного целенаправленностью, конкретностью, чёткой фиксацией результатов познания с обязательным теоретическим осмыслением. Взятое в целом, научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический,к-рые органически взаимосвязаны и составляют единый познавательный процесс.

На эмпирическом уровне научного познания преобладает чувственное познание (живое созерцание). Рациональное познание здесь присутствует, хотя и имеет подчинённое значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность – характерные признаки эмпирического познания. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких методов познания, как наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, индукция и др. Эмпирическое знание является знанием вероятностно-истинным.

Теоретический уровень научного познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, а чувственное познание становится подчинённым аспектом познания. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых путём осмысления эмпирического материала, его переработкой на основе понятий, законов, теорий. На основе эмпирических данных здесь происходит обобщение изучаемых объектов, постижение их сущности, законов их существования. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей её конкретности и полноте содержания. При этом широко используются такие методы, как абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений предметов), идеализация (процесс создания чисто мысленных предметов, например, «точка», «идеальный газ»), синтез, дедукция, метод восхождения от абстрактного к конкретному и другие познавательные средства.. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание обобщает и объясняет эмпирические данные, развивает и конкретизирует на их основе своё собственное содержание, открывает новые горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.

Таким образом, наука как целостная динамичная система знания развивается, обогащаясь новыми эмпирическими данными и обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания.

Основными формами существования научного познания являются: научный факт, проблема, гипотеза, теория. Факты науки являются формами эмпирического познания. Научный факт – это знание о каком-либо событии, явлении, полученное в ходе наблюдений и экспериментов, с достоверностью доказанное, зафиксированное в языке науки. Факты науки не всегда согласовываются с существующими взглядами на тот или иной вопрос, предмет или явление. Попадая в поле зрения учёных, научный факт возбуждает теоретическую мысль и способствует переходу исследования от эмпирического к теоретическому этапу.

Из противоречия теоретического знания и научных фактов возникает такая форма научного познания как проблема. Проблема – это знание, отражающее несоответствие фактов науки и существующих концепций, взглядов на исследуемое явление или процесс. Решение проблемы осуществляется выдвижением рабочих гипотез с последующей их проверкой.

Гипотеза – это форма научного знания, сформулированная на основе ряда фактов и содержащая в себе предположение, истинное значение к-рого неопределённо и нуждается в доказательстве. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся теорией, поскольку несут в себе истинные знания, а другие уточняются, изменяются, конкретизируются. Третьи, если проверка даёт отрицательный результат, отвергаются, представляя собой заблуждение.

Вершиной научного познания является теория как логическое завершение тернистого пути проб и ошибок. Теория – это наиболее развитая целостная форма научного знания, дающая полное отражение существенных, закономерных связей определённой области действительности. Подлинно научная теория должна быть объективно истинной, логически непротиворечивой, цельной, обладать относительной самостоятельностью, быть развивающимся знанием и воздействовать через деятельность людей на практику.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *