Что такое наука о живой природе 5 класс

Биология. 5 класс

Конспект урока

Урок 1. Биология – наука о живой природе

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Биология, зоология, ботаника, экология, анатомия, цитология, вирусология, микология, генетика, биосфера

Биология – наука о жизни во всех её проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой.

Биосфера – оболочка Земли, в которой существует жизнь.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня мы приступаем к изучению биологии. Человек всегда взаимодействовал с природой. Рождённый самой природой на первых этапах своего развития, древний человек испытывал большие сложности ну, представьте себе, первобытные люди были совершенно не защищены: дикие животные, стихийные бедствия, ядовитые растения, укусы ядовитых животных – были для них опасны и избежать контакта с такой агрессивной природой было практически невозможно, именно поэтому древние люди были вынуждены начать изучение природы.

Однако в древности системного изучения природы не было. Знания, накопленные древними людьми, были оформлены в научные учения гораздо позже.

Кстати говоря, о том, что изучает биология, Вы, конечно же, догадываетесь или уверенно знаете, что биология – это наука о живом.

Совокупность живых организмов на Земле составляет органический мир, или живую природу. Изучением всех проявлений жизни занимается наука биология (от греч. биос – жизнь, логос – учение). Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития, то есть исследует различные проявления жизни. Биология объединяет целую систему наук о живой природе.

На нашей планете сложились уникальные условия, необходимые для развития на ней жизни.

Во-первых, температура на поверхности Земли обеспечивает возможность наличия большого количества воды в жидком состоянии.

Во-вторых, озоновый слой атмосферы Земли защищает от ультрафиолетового излучения, губительного для живых организмов.

В-третьих, солнечные лучи приносят на Землю световую энергию, растения преобразуют её в химическую, которая по пищевой цепи передаётся другим обитателям планеты

Живые организмы на нашей планете очень разнообразны и многочисленны. Они живут на суше, в воде, в почве, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли – биосферу (от греч. биос и сфера – шар).

Значение биологии. Биология – очень сложная наука. Биологические знания лежат в основе медицинских и сельскохозяйственных наук. Биология решает важнейшие практические задачи. Одна из них – производство продовольствия. Для того чтобы обеспечить питанием растущую численность населения нашей планеты, необходимо иметь высокопродуктивные сорта сельскохозяйственных растений и породы животных, а также совершенные методы их выращивания. Эти проблемы нельзя решить, не зная законов биологии.

Очень важна задача разработки методов предупреждения и лечения болезней человека, особенно таких тяжёлых, как сердечнососудистые, рак, СПИД. Решение этой задачи требует глубокого исследования жизненных процессов и механизмов, ими управляющих, как в отдельных клетках, так и в организмах и сообществах.

Благодаря достижениям биологической науки в промышленности широко применяются современные биотехнологии. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий промышленные предприятия выпускают высокоэффективные лекарства, витамины, кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.

Важнейшая задача нашего времени, которая встала перед человечеством, – охрана природы и приумножение её богатств. Человек своей хозяйственной деятельностью активно загрязняет окружающую среду, вследствие чего происходит сокращение численности и даже гибель видов животных и растений. Загрязнение окружающей среды отрицательно влияет и на здоровье человека. Остановить развитие промышленности и рост городов невозможно. Но совершенно необходимо предотвратить угрозу, которую несёт этот процесс природе и самому человеку, что также требует глубокого знания законов биологии.

Таким образом, биология изучает не только строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие и развитие, но и помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка;

Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в таблице;

Текст вопроса: Распределите характеристики растительных и животных клеток.

Источник

Презентация по биологии 5 класс на тему Наука о живой природе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Наука о живой природе биология 5 класс Автор Арзамасова Александра Андреевна учитель биологии МБОУ СОШ №3 пгт Кавалерово

Наука о живой природе

Человек и природа С древних времен человек связан с окружающей его живой природой, во многом жизнь людей зависела от охоты и рыболовства. Мясо диких животных было одним из основных источников питания. Шкуры и кожа шли на изготовление одежды, сухожилия использовались для тетевы лука и как нитки для шитья. Из костей изготавливали наконечники для стрел, рукояти ножей, скребки.

Первобытные люди собирали семена, плоды, выкапывали корни растений, поэтому мы их теперь называем СОБИРАТЕЛЯМИ. Иногда то что удалось собрать в природе было основной пищей человека.

Шло время, люди, наблюдая за дикорастущими растениями, научились выращивать их возле своих жилищ – возникло ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Человек вывел культурные растения, которые сейчас обеспечивают его продуктами питания, сырьем для текстильной промышленности, для изготовления лекарств.

Культурные растения: Абрикос Баклажан

Смородина и капуста

Отлавливая диких животных, наблюдая за ними, древние люди смогли приручить некоторых из них. Первым домашним животным стала собака – верный помощник на охоте. До сих пор домашние животные обеспечивают людей продуктами питания и сырьем для промышленности. В настоящее время представить жизнь современного человека без живых организмов невозможно.

Каких домашних животных вы знаете?

Человек много знает об окружающих его живых организмах, но многие из них еще не изучены, не известны их полезные для человека свойства и качества.

Наука о живой природе В живой природе мы обычно видим крупных животных и растения, но рядом с нами существуют и такие существа, которых мы не видим простым глазом. Все их тело – одна единственная маленькая КЛЕТКА.

В природе существуют полезные для человека растения Ромашка Мята (мелиса)

Есть и сорные растения Пырей Вех ядовитый (цикута)

Некоторые животные – это вредители культурных растений, уничтожающие урожай и запасы продуктов питания. Саранча Мышь

Существуют и животные вызывающие у человека различные болезни (малярию, чесотку, глистные заболевания). Живой мир очень разнообразен. Домашние животные без должного ухода Энцефалитный клещ

Живые организмы – важная часть природы. Человек и живые организмы зависят друг от друга. Зная особенности строения, жизнедеятельности, роль организмов в природе, человек может эффективнее их использовать, защищать урожаи от сорняков и вредителей, своё здоровье – от болезней, он может организовать охрану редких и исчезающих видов растений и животных. Эти и многие другие вопросы решает наука БИОЛОГИЯ (от греческого БИОС – «жизнь» и ЛОГОС – «учение»).Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, происхождение и развитие.

Перед учеными – биологами стоит важная задача – как спасти исчезающие виды растений, грибов и животных, как сохранить живую природу, которая страдает в результате деятельности человека.

Из за какой деятельности человека живая природа страдает?

Ботаника – изучает растения

Микология – изучает грибы

Зоология – изучает животных

Микробиология – изучает бактерии

Биология – это наука о жизни и живых организмах

Вопросы по пройденному материалу:

1) Какова роль растений и животных в жизни человека?

2) Что изучает биология?

3) Почему появились культурные растения и домашние животные?

4) Какие биологические науки вы знаете?

Домашнее задание: 1) параграф 1 стр 4-7 2) выберите 5 животных и напишите их хозяйственное значение

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Номер материала: ДБ-077400

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по биологии для 5 класса на тему:«Введение. Наука о живой природе».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Глава 1. Биология-наука о живом мире

Тема урока: « Введение. Наука о живой природе.»

Цель: сформировать представление о биологии как о науке, определить понятия «биология». Научиться определять значение билогических знаний для человека.

— развивающие: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развить представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу, способствовать развитию памяти, логики и интеллекта.

— воспитательные: формировать экологическую грамотность, установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде, повышать уровень позновательного интереса к предмету, расширение кругозора.

П ланируемые результаты:

– личностные: изучить биологию как науку, которая изучает жизнь живых организмов, обитающих на земле и их взаимодействие с окружающей средой.

– метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. В ладение элементарными практическими умениями работы с учебником.

Универсальные учебные действия:

– л ичностные: проявление учебно-познавательного процесса к биологической науке, осознать необходимость изучения окружающего мира.

– р егулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

– к оммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с ребятами по классу, работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства для выражения своих мыслей.

Тип урока : вводный.

Форма работы учащихся : коллективная, работа в парах

Техническое оборудование : мультимедийная установка, интерактивная доска, персональный компьютер.

Структура и ход урока.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку и наличие домашнего задания.

«Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Биология сейчас».

2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

В начальной школе вы изучали различные предметы. Назовите их. В 5 классе учебные предметы расширяются. У вас появился новый предмет – биология.

3.Изучение нового материала или целеполагания.

Что мы будем с вами изучать?

Поэтому тема урока. « Введение. Наука о живой природе.»

Знакомство с учебником.

Рассказываю по новой теме с элементами беседы.

1. Что нас окружает?

2. Приведите примеры живой и неживой природы.

3.Как использует человек живые организмы?

Наука о живой природе

Наука о живой природе возникла сравнительно недавно, но человек начал использовать природу в своих целях гораздо раньше, начиная с самого своего появления.

Древние люди жили в природе и за счет природы. Они являлись рыболовами, охотниками и собирателями. Рыболовы – ловили рыбу и других водных животных. Охотники – охотились на наземных животных. Собиратели – собирали семена, плоды, выкапывали корни растений.

Изучая, таким образом, растения и животных, человек постепенно развивался и начал преобразовывать природу в соответствии со своими нуждами:

· От рыболовства в чистом виде появились рыболовные хозяйства.

· От охоты, постепенно одомашнивая различных диких животных, отсоединилось животноводство – разведение нужных человеку особей в неволе.

· От собирателей, после того, как человек научился выращивать культурные растения, возникло земледелие.

В настоящее время именно животноводство и земледелие обеспечивают большинство людей живущих на Земле пищей, одеждой и жильем.

По отношению к человеку растения могут быть полезными – к ним относятся культурные растения (например, яблоня, картофель) и сорными – засоряют культурные посевы (например, пырей, одуванчик).

Существует также множество других примеров полезных и сорных растений. Но это деление существует только с точки зрения человека. В природе такого разделения нет.

Животные могут быть также полезными (например, свинья, корова), которые используются человеком, и вредителями, которые уничтожают урожай и портят продукты (например, мыши, крысы).

Мыши и крысы, которые наносят вред человеку, одновременно являются пищей для других животных и в природе они необходимы.

Грибы делятся на: съедобные (например, подосиновик, боровик) и ядовитые (например, мухомор и бледная поганка).

Биология – это наука изучающая строение и жизнедеятельность живых организмов, их разнообразие, происхождение и развитие.

Современная биология состоит из множества биологических наук, изучающих отдельные ее части.

Вот самые крупные из них:

· Ботаника – наука о растениях.

· Зоология – наука о животных.

· Микология – наука о грибах.

· Микробиология – наука о бактериях.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке

Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания)

И в последний раз присели, А теперь за парты

4.Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.

Даю задание в рабочей тетради на странице 4-5, коррректирую правильность выполнения заданий.

Учитель проводит небольшую игру: я буду называть признаки и действия людей. Если речь идет о современных людях, руки понимают девочки, если о первобытных людях – мальчики.

1. Одеваются в шкуры животных

2. Охотятся при помощи копья

5. Сушат варежки на теплых печах

6. Жгут костры и мусорят

8. Приручили собаку и лошадь

9. Сажают сады и леса

10. Внешне похожи на обезьян

Для того чтобы закрепить все, что вы изучили во время нашего путешествия мы немножко поиграем.
Игра «Паучок»
Учитель раздает ученикам подготовленные заранее листы с заданием, на которых изображено тело паучка с лапками. На теле написано “Естественные науки”, а на лапках ученики дописывают, какие они запомнили науки.

Игра “Найди пару?”
Класс объединяется в две группы. Каждой группе раздаются карточки с названиями явлений, а также с названиями наук (физика, химия, биология, география, астрономия, экология). Задача для команд, как можно быстрее соединить явление с наукой, которая изучает его.
Карточки с названиями явлений:
1. Падение листьев с дерева.
2. Горение угля.
3. Прорастание семян растений.
4. Извержение вулкана.
5. Движение планет.
6. Охрана природы.

Игра “Верю, не верю”
Учащиеся отвечают на вопросы при помощи карточек: красная – не верю, зеленая – верю.
1. Физика изучает движение тел. (В)
2. География изучает только живую природу. (Н)
3. Экология исследует взаимодействие живых организмов между собой. (В)
4. Химия исследует только природные явления. (Н)
5. Технику полета голубя исследует химия. (Н)
6. Особенности поведения воробья исследует биология. (В)
7. Биология изучает живую природу. (В)
8. Химия изучает процессы превращения и взаимодействия веществ. (Н)
9. Образование новых веществ в процессе горения изучает география. (Н)
10. Физика исследует только искусственные механизмы. (Н)
11. Дыхание животных изучает биология. (В)

5. Итог урока или р ефлексия учебной деятельности.

Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня?

С какими новыми понятиями познакомились?

-Оцените, что вам сегодня удалось, а что не очень?

Какие выводы вы можете сделать по пройденной теме?

Комментиру ю и выставляю оценки за урок.

Объясняю д/з п.1. стр.4-7. Работа в рабочей тетради.

Источник

Биология – наука о живой природе

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Конспект урока «Биология – наука о живой природе»

Здравствуйте ребята! Любите ли вы природу? «Конечно да», подумал про себя каждый из вас.

Мальчишки любят спускаться с крутых скалистых гор, плавать в речках и лазать по деревьям, а девчонки ─ прогуливаться по лесу, собирая ягоды, плести венки из ромашки, делать красивые букеты. Во всех этих событиях вас окружает природа. Животный и растительный мир.

С детства мы с ним знакомимся. И часто задаём себе много вопросов, как все устроено. Почему цветы цветные, а листья зелёные? Почему пчела окрашена в черно-жёлтую полоску? Чем питается ёжик, и почему он такой колючий? Ответы на эти вопросы непростые. И часто чтобы понять все моменты, нам необходимы дополнительные знания.

Наука биология даёт ответы на все эти вопросы, и на многие другие.

Биология ─ откуда пошло это название? От греческих слов: «βίος» означает жизнь, а «λόγος» ─ учение. Значит биологияэто наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.

Биология изучает как устроены организмы, как работают те или иные органы, как все растёт, развивается, размножается, откуда происходят организмы и почему они обитают в тех или иных местах на Земле. И многое, многое другое.

Изучить все области биологии сразу трудно. Поэтому выделяют ряд самостоятельных наук и направлений.

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Например, наука вирусология — изучает вирусы, микробиология — занимается изучением микроорганизмов, микология — это наука о грибах, ботаника — наука о растениях, зоология — наука о животных, антропология — наука о человеке.

Каждая из этих дисциплин ещё делится на ряд наук. Например, в зоологии выделяются такие науки, как энтомология — наука о насекомых, ихтиология — о рыбах, териология — о млекопитающих и др. В ботанике выделяются: альгология — наука о водорослях, бриология — о мхах, дендрология — о древесных растениях и др.

Биологические науки тесно связаны с физикой, химией, математикой, географией. Всех их объединяет не только предмет изучения — природа, но и методы, которыми пользуются исследователи для нахождения ответов на все поставленные вопросы.

Наиболее общими методами исследования биологии являются: наблюдение (позволяет описать биологические явления), ещё один метод ― сравнение (оно даёт возможность найти что-то в строении и жизнедеятельности разных организмов), эксперимент, или опыт (помогает изучать свойства биологических объектов в каких-то определённых условиях), моделирование (позволяет смоделировать многие процессы, которые трудно наблюдать), исторический метод (позволяет познать процессы развития живой природы).

Итак, вы поняли, что биология предмет не простой, но очень интересный, так как он приоткрывает завесы многих тайн, которыми интересовался человек с давних времён.

Ответы на сложнейшие вопросы человек находил не сразу. Биология развивалась постепенно. В разных уголках планеты, в разные века и столетия учёные делали величайшие открытия. Их накопленный опыт дошёл и до нас. И теперь мы с вами изучив биологию, сможем ответить на многие вопросы.

А с открытием микроскопа, в науке произошли кардинальные изменения. Человеку открылся тайный неведомый мир.

Микроскоп также изобрели не сразу. История микроскопии очень интересна, её вы можете изучить самостоятельно.

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

С помощью светового микроскопа можно видеть детали, расстояние между которыми составляет до 0,2 мкм.

Микроскоп, как нередко говорят учёные, «сделал доступным наблюдению новый мир». Микроскопические наблюдения, после открытия живой клетки, заставили резко изменить взгляд на природу материи.

История открытия клетки берет своё начало с тех времён, когда английский учёный Роберт Гук в 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево хорошо плавает, стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа.

Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему соты в ульях медоносных пчёл, и он назвал эти ячейки клетками.

В 1674 году голландский мастер Антоний ван Левенгук с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды инфузорий ─ движущихся живых организмов.

Давайте и мы познакомимся с микроскопическим миром.

Заглянем внутрь арбуза, лимона, лука и томата.

Вот спелый арбуз ― излюбленная многими ягода. Почему ягода?

С точки зрения ботаники (науки о растениях), ягода ― это сочный многосемянный плод. Если у плода есть сочная мякоть и внутри него много семян ― можете не сомневаться, это ― ягода (смородина, крыжовник, виноград, например).

Если посмотреть на срез арбуза, то можно заметить множество шарообразных пузырьков ― это клетки. У арбуза они очень крупные и видны в лупу.

Если посмотреть на клетки в микроскоп, то мы можем увидеть многие клеточные структуры.

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Это клеточная стенка, ядро в котором заключена большая часть наследственного материала. Цитоплазма ─ полужидкое содержимое клетки. Также мы наблюдаем вакуоль. Сок, который содержится в плодах сосредоточен именно в вакуолях растительной клетки. Мы откусываем кусок арбуза повреждая при этом вакуоль и его содержимое ― клеточный сок ─ вытекает наружу.

Подробно о клеточных структурах вы узнаете позже.

А теперь рассмотрим под микроскопом кожицу лука. Для этого приготовим микропрепарат.

Для начала возьмём чистое предметное стекло. Протрём его чистой салфеткой чтобы на нем не было разводов и отпечатков пальцев.

Теперь нанесём на предметное стекло 1─2 капли воды. Возьмём луковицу и разрежем её вдоль, снимем наружные чешуи.

При помощи пинцета осторожно снимем маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.

Положим кусочек кожицы в каплю воды. С помощью пинцета поверх поместим покровное стекло. Рассмотрим микропрепарат под микроскопом.

Для того чтобы клеточные структуры были хорошо видны, окрасим микропрепарат раствором йода.

Добавим 1 каплю йода на край покровного стекла.

Теперь рассмотрим окрашенный препарат сначала при малом увеличении.

На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой.

Теперь мы можем рассмотреть клетки и при большем увеличении.

Мы видим плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками ― порами. Внутри клетки находится бесцветное полужидкое содержимое ― цитоплазма (окрашенная йодом).

В цитоплазме находится небольшое плотное ядро.

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости ― вакуоли.

А каковы клетки лимона? Посмотрим на них в микроскоп. Для этого сделаем тонкий срез мякоти и положим его в каплю воды на предметное стекло.

Клетки лимона жёлтые, благодаря пигментам. Именно пигменты окрашивают организмов в различные цвета.

Клеточный сок лимона богат лимонной, аскорбиновой и яблочной кислотами, оттого он такой кислый.

А вот микропрепарат мякоти томата. Он имеет красный цвет, ― также за счёт пигментов.

Клетки томата имеют те же клеточные структуры, что и предыдущие рассмотренные нами клетки.

Вам интересно, каковы клетки зелёного растения под микроскопом?

Посмотрим на лист элодеи. Элодея — это водное растение. Оно пускает длинные, сильно разветвлённые стебли, растущие чрезвычайно быстро и достигающие нередко длины более двух метров.

При малом увеличении мы наблюдаем зелёные округлые структуры. Это хлоропласты. Именно благодаря этим небольшим тельцам растения в присутствии света способны вырабатывать кислород, который необходим для нашего с вами существования. При большом увеличении мы видим, что хлоропласты движутся. На самом деле это движется цитоплазма. Благодаря этому происходит распределение важных веществ внутри клетки.

Посмотрим на кожицу листа примулы. Что мы видим? Какие-то округлые поры. Действительно, это поры листа в ботанике их называют устьица, они находятся на нижнем или верхнем слое кожицы листа растения, через них происходит испарение воды и газообмен с окружающей средой.

Попробуем рассмотреть под микроскопом не только растительный мир, но и животный. Это проба, взятая в озере. Возьмем каплю воды с ее дна и нанесем на предметное стело.

Вот амеба обыкновенная. Это маленький (0,2─0,5 мм), едва заметный простым глазом бесцветный студенистый организм, постоянно меняющий свою форму.

Амёба состоит из одной клетки, эта клетка — целый организм, ведущий самостоятельное существование.

Мы наблюдаем, как она при помощи своих ложноножек захватывает пищу. Благодаря микроскопу невидимый глазу мир становится видимым.

А сейчас мы ответим на вопросы, которые были заданы нами в начале урока.

Итак, почему цветы цветные, а листья зелёные?

Дело в том, что у листьев и цветов разные задачи. Листья зелёные за счёт хлорофилла. Мы видели его в микроскоп, на микропрепарате элодеи.

Цветы растений служат для продолжения рода. Они имеют яркую окраску, для привлечения к себе насекомых и других животных, которые способствуют размножению, перенося пыльцу от одного растения к другому.

Сладкий аромат цветов также привлекает насекомых и животных. Этот запах исходит от нектара — богатого сахарами сока. Он является основным продуктом питания, для многих насекомых.

Существуют также растения, которые может опылять только один-два вида насекомых. Например, клевер «дружит» лишь с пчёлами и шмелями — строение его цветка специально приспособлено под их хоботки.

Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть фото Что такое наука о живой природе 5 класс. Смотреть картинку Что такое наука о живой природе 5 класс. Картинка про Что такое наука о живой природе 5 класс. Фото Что такое наука о живой природе 5 класс

Следующий вопрос: почему пчела окрашена в черно-жёлтую полоску?

На фоне ярких цветов пчелы могут быть замечены насекомоядными животными. Поэтому их окрас предостерегающий. Яркий, резко контрастирующий с окружающим фоном. Их яркая гамма приобретает, таким образом, общепонятное условное значение: «Не трогать — ядовито!»

Предостерегающая окраска свойственна и другим насекомым, например божьи коровки также яркие красные с черными пятнами. Если вы брали их на руки, то наверняка замечали, что они выделяют оранжевый секрет, он ядовит. Поэтому птицы их не склёвывают.

Чем питается ёжик, и почему он такой колючий?

Все из вас видели картинки где ёжики тащат на своих иголках яблоки. Яблоки ежи едят, но не так часто, как принято это считать.

Обыкновенный ёж поедает жуков, червей, личинок, слизней и улиток и других организмов.

Глубокой осенью ёжики прячутся в норы, зарываются в листья и впадают в зимнюю спячку.

На спине, боках и голове ёжика имеются иглы. У обыкновенного ежа они короткие, не более 3 см.

И если бы не острые иголки, покрывающие спину и бока ежа, он быстро бы стал лакомой добычей какого-нибудь хищника.

В случае опасности ёж сворачивается плотным клубком, прикрывая броней из острых игл ноги, морду и живот. Единственным животным, представляющим для ежа реальную опасность, является барсук: своими длинными когтями он может развернуть колючий шар и добраться до не защищённого иглами брюха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *