Что такое наука в университете эссе
Зачем нужна наука?
Зачем нужна наука? Это тот вопрос, на который мне необходимо ответить в этом эссе. Но, прежде всего, я бы хотела ответить на другой вопрос. Что же такое наука? Как я могу рассуждать о том, зачем что-то нужно, если я не имею четкого представления о том, что же это такое. Поэтому я решила обратиться к Всемирной Сети.
На мой запрос в Интернете в секунду вышло огромное количество ссылок с различными, но такими похожими друг на друга определениями слову «наука». И вот одно из них:
Так что же это получается? Наука – это всё? Всё, что нас окружает – это наука? Или наука – это то, что изучает все окружающее нас? А какие бывают науки? Математика, биология, химия, физика. Всё это науки. Так зачем в школах, университетах преподаватели так старательно пытаются внедрить в головы своих учащихся знания по определенным наукам. И тот самый главный вопрос моего эссе: зачем нужна наука?
А если зайти в машину времени, нажать на кнопку и перенестись на тысячи лет назад. Что мы увидим? О, смотрите, они так похожи на нас. Но что они делают? Зачем они камнем бьют о землю? Что они стараются сделать? Смотрите, он случайно ударил камень о камень. Огонь. Но почему он так боится его? Зачем он лезет туда рукой? Неужели, он не знает, что это больно? Орет…
В первобытности понятия не имели, что такое наука. Но именно наши волосатые предки были теми, с кого все началось. Методом проб и ошибок они выясняли, как жить лучше и комфортнее, чтобы уже мы, в свое время, смогли знать, прочитать, почувствовать то, что не могли они. Они оставляли нам знаки, записи, чтобы мы могли узнать больше.
Так что это получается? В первобытности науки не было? Была. Она и зарождалась в первобытности. Чтобы мы сейчас могли пользоваться тем, чем пользуемся, и радовались жизни.
Наука и образование в идее университета
Университет как общность людей духовно связанных, осознающих свою избранность и особое предназначение в обществе, эволюция данной идеи в человеческом обществе и ее значение на современном этапе. Значение науки и образования в концепции университета.
Рубрика | Философия |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.12.2013 |
Размер файла | 20,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Слово «университет» в переводе с латинского означает совокупность. Но идея университета, как она существует в истории теоретической мысли, всегда содержит в себе смыслы, не сводимые к единообразию профессиональной деятельности единиц совокупности. Университет рассматривается как общность людей духовно связанных, осознающих свою избранность и особое предназначение в обществе. Не случайно идея университета осмысливается как миссия университета.
Задача университета заключается в поиске истины в сообществе исследователей и студентов.
Университет является тем местом, в котором должно быть раскрыто самое светлое сознание эпохи. Там, в лице преподавателей и студентов, должны собираться люди, профессия которых состоит в ничем не ограниченном постижении истины как таковой, во имя самой истины. То, что где-то имеет место ничем не обусловленное изыскание истины, является претензией человека как человека.
Тем не менее, традиционалисты все еще связывают нынешнее благосостояние и успешное функционирование идеи университета с прекрасно себя зарекомендовавшей в прошлом моделью университета гумбольдтовского типа, который является органичным сочетанием целей науки и образования. Университет в таком случае мыслится как корпорация свободных исследователей, которая помимо непосредственно научных изысканий занимается подготовкой новых генераций исследователей, часть из которых вновь пополняет их ряды, а основная масса уходит работать специалистами в различные сферы экономики, культуры и т.д. Подобная модель позволяла добиваться постоянного воспроизводства научных кадров при одновременной реализации значимых социальных заказов на подготовку квалифицированных специалистов для нужд общества. Однако со временем существенные трансформации в понимании целей научного исследования и образования поставили под сомнение перспективность дальнейшего превознесения университетов подобного типа.
2. Образование и идея университета
университет наука образование
Можно согласиться с Х. Ортега-и-Гассетом, что для целей формирования мировоззрения действительно не требуется дифференцированного образования и вполне можно задействовать «принцип экономии мышления», сведя весь процесс обучения к некоторому набору дисциплин, полагаемых универсальными. Однако остается вопрос, кто сегодня готов утвердить этот конечный набор универсальных дисциплин как предельное основание знания или же обосновать бесполезность всех прочих знаний? Точнее, мыслители с тоталитарным складом мышления найдутся всегда, но что им поможет одержать победу в принятии подобных решений кроме социальной конъюнктуры? Большинство университетов, по крайней мере, сегодня, не решаются на подобный шаг и либо пытаются далее отстаивать собственный канон необходимых для обучения дисциплин как дань традиции, либо же соглашаются отдать данный вопрос на откуп потребителю, давая ему возможность самому заполнять корзину приглянувшимися знаниями. При этом остается открытым вопрос, может ли данная проблема быть решена путем подбора оптимального набора дисциплин, в достаточном для этого количественном и качественном отношении? Хотя риторические вопросы по поводу того, хотим ли мы на выходе из университета получать ограниченных специалистов или же культурных людей и свободных граждан, творчески мыслящих и самостоятельно решающих свою судьбу и судьбы общества, задаются до сих пор. Ответ на них представляется очевидным, несмотря на убедительные доводы Б. Ридингса, что в эпоху ТНК дискурс культуры как всеобщей ценности образования отходит на второй план перед дискурсом совершенства и индивидуального превосходства. Успешность и эффективность во многом подминает под себя культуру на индивидуальном уровне, но не снимает ее в контексте обсуждения перспектив общественного развития.
Таким образом, миссия классического университета, основанная на следовании идее синтеза науки и образования, обнаруживает необходимость радикальной ревизии с точки зрения собственных оснований и следствий. И это не в последнюю очередь связано с осмыслением того, каким мог бы стать университет в будущем, если удастся преодолеть актуальные социальные и культурные предпосылки его кризиса.
Список использованных источников
1. Бурдье П. Начала. М., 1990.
2. Вебер M. Избранные произведения. М., 1990.
3. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
4. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1971. Т.2.
5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.
6. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Соц. исследования. 1996. №3.
7. Ляхович И.В., Захаров Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994.
8. Манхейм К. Диагноз нашего времени М., 1994.
9. Мишед Люсьен. Идея университета // Вестник высш. школы. 1991. №9.
10. Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Вопросы философии №3. С. 141.
11. Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Вопросы философии. №4. С. 121.
12. Хабермас Ю. Идея университета // Вестник высш. школы. 1994. №4.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
История развития науки. Появление мировоззренческих задач, геометрии у древних египтян и шумерской астрономии. Формирование философии. Принцип всеобщей относительности Эйнштейна. Воздействие науки на мировосприятие и ее роль в современном обществе.
эссе [9,4 K], добавлен 13.01.2014
Теоретическое понятие науки. Некоторые аспекты изучения науки в древние времена. Этапы развития научной мысли в средневековые времена. Связь науки и философии. Современное состояние науки, ее основные концепции. Роль науки в современном обществе.
реферат [33,7 K], добавлен 07.11.2007
реферат [30,4 K], добавлен 19.02.2011
книга [708,0 K], добавлен 20.11.2010
Классификация и систематизация наук с точки зрения различных ученых: от древних времен до нашего времени. Роль науки в современном обществе, ее влияние на многие сферы жизни и деятельности людей. Влияние науки на современную культуру и искусство.
реферат [541,7 K], добавлен 14.03.2012
Многообразие форм знания, его виды. Наука как форма духовной деятельности. Сциентизм и антисциентизм, их сущность и особенности. Функции науки в жизни общества. Проблема демаркации в современном обществе. Основные критерии и проявления научности.
лекция [4,1 M], добавлен 15.04.2014
Характеристика науки как общественного явления, социального института и отрасли культуры. Структура, классификация и функции науки в современном обществе. Понятие, виды, формы и методы научного познания. Этапы и типовая схема научного исследования.
реферат [25,9 K], добавлен 25.01.2011
Авторское эссе на тему «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя»
Наука является результатом деятельности человека. В современном мире основой жизни большинства людей являются технические достижения. Сегодня без биотехнологий, компьютерной техники и других достижений науки невозможно представить себе жизнь. Вместе с тем, новые открытия, технические изобретения основаны на научных знаниях. Науку можно представить как систему «объективно-истинных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме». Она выступает как высшая, наиболее глубокая и полная форма познания.
Наука включает в себя знание человека о мире, о его закономерностях. Приобретение этих знаний требует длительного, систематического, сложного и противоречивого процесса познания. Человечество в своем развитии прошло и продолжает длительный и трудный путь к знанию. При этом, в результате своего развития, человечество стремится к более полному, совершенному, точному знанию, к целостному и многостороннему пониманию изучаемых объектов на основе экспериментально-теоретической деятельности. В основу развития науки положено стремление людей познать, осмыслить окружающий мир, проникнуть в его тайны. Человеку всегда было интересно: что происходит вокруг человека и в нем самом.
Сегодня достижения в фундаментальной науке позволяют получать новые виды энергии, преодолевать природные явления. Например, достижения в области энергетики позволили сегодня поставить на службу человеку солнечную энергию, энергию ветра, приливов. Достижения в области химии позволяют увеличить выносливость человеческого организма. Достижения в области техники позволяют улучшить качество жизни людей. Достижения в науке позволили увеличить продолжительность жизни, снизить смертность от различных заболеваний.
Результаты многих научных исследований не всегда сразу получают практическое применение. Например, создание специальной теории относительности лишь спустя 40 лет позволило получить техническое применение в связи с практическим использованием ядерной энергии. Создание теорий, сегодня не имеющих практического применения позволят в будущем найти применение на практике, быть реализованными в технике, на производстве.
Занятия наукой требуют огромного напряжения, самоконтроля и требовательности к себе. Все те результаты, полученные в области фундаментальных наук, все сегодняшние достижения являются плодом творчества, усилий многих поколений ученых всего мира. Только по-настоящему увлеченный человек может отдать самого себя науке. Только человек, который любит людей, может пожертвовать собой ради науки. Наука помогает преодолевать природу и себя.
Я – как педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а именно с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, сложным дефектом развития, понимаю, что могу научить и воспитать их только, владея научными знаниями в области коррекционной педагогики и специальной психологии. А также безгранично любя каждого ребенка, невзирая на его индивидуальные возможности и способности и веря в его успех, можно достичь образовательных высот.
Возможности человека постоянно расширяются. Современная наука требует в высшей степени ответственного отношения к себе и сознательной дисциплины ото всех тех, кто ее проектирует, разрабатывает и использует. Наука способна на истинное волшебство, невероятно чудесное превращение мира. Наука – это самое прекрасное и нужное в жизни человека.
Литература
Эссе на тему: «Проблема науки в университетах. Куда и зачем стремится университет, развивая научные исследования?»
ID (номер) заказа
1367663
«Проблема науки в университетах. Куда и зачем стремится университет, развивая научные исследования?»
Если обратиться к рейтингу ведущих стран мира по затратам на науку [6], то выясняются интересные закономерности. С одной стороны, по удельному весу затрат на науку в валовом внутреннем продукте (ВВП) Россия (1,1%) существенно отстает от ведущих стран мира, находясь на 34-м месте. С другой стороны, Россия остается одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке, численность исследователей составляет более 400.000 человек.
Другими словами, исследователей у нас больше, чем у любой другой страны, но вот денег на науку выделяется крайне мало. Таким образом, основная проблема науки уже вырисовывается, на мой взгляд, из самой мировой статистики: у нас больше всех учёных, и они самые бедные.
Однако дело, разумеется, не только в вопросе финансирования. Размышляя о перспективах развития российской науки, важно понимать, что университет – это не просто учреждение, реализующее образовательные программы. Это полноценный социальный институт, в котором тесно сплетены наука, подготовка специалистов и многоликая социально-экономическая составляющая.
Уже сегодня можно смело утверждать, что глобализация и информатизация меняют сами «правила игры», которые устоялись за многие годы в университетской жизни. Возникают совершенно новые тренды. [3]
Первое условие решения проблем науки в университетах, который на мой взгляд, носит характер неотлагательности, заключается в том, что каждому университету пора сформулировать ясные измеряемые планы научного развития на ближайшие 5, 10 и 20 лет, за которые топ-менеджмент ВУЗа должен отвечать лично. Данный план может идти вразрез с чьими-то интересами, может быть дискомфортен для тех, кто привык заниматься наукой по-старинке, но он должен реально задавать собственную программу развития, за которую менеджмент университета должен нести прямую ответственность. [2]
Конечно же, в создании таких планов важно учитывать действительную конъюнктуру и многие внешние факторы. [7] Чтобы было понятнее, что я имею в виду, говоря о конъюнктуре, остановлюсь подробнее на единственном примере, вокруг которого разгораются последние годы нешуточные страсти. Этот пример прекрасно демонстрирует одну из граней проблемы выбора перспектив развития науки и средств достижения этих перспектив.
Научное сообщество России в последние годы столкнулось с тем, что в университетский обиход пришла наукометрия. В общем-то новое, ранее неизвестное понятие «измерение науки» стало чуть ли ни главной целью, стимулом и мотивацией буквально за несколько лет. Проблема заключается в том, что возникло специфическое сугубо университетское явление, связанное с накрутками числа публикаций, числа ссылок на свои публикации и т. д. Это даёт основания для беспокойства, позволяет заявлять о несовершенстве российской науки, но, одновременно, и даёт толчок для расширения дискуссий по этому вопросу. [4]
В статье П. Ю. Чеботарёва «Наукометр.
Нет нужной работы в каталоге?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы 
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Наука в жизни студентов
Где первокурсник начинает свой путь в науку? Конечно, в любимом вузе! Ведь научная сфера играет в жизни студентов далеко не последнюю роль. Ей интересуются все, начиная от первокурсников и заканчивая преподавателями. И дело здесь не только в написанных и опубликованных статьях. На самом деле, каждая лекция, семинар, подготовленный доклад – это тоже научная работа.
Многие первокурсники факультета журналистики уже начали интересоваться научной деятельностью, так как она помогает углубить и систематизировать свои теоретические знания и набраться опыта для развития в выбранной сфере.
– Наука меня интересует с детства, – рассказывает студент первого курса Константин Андриянов. – Когда я пошел в первый класс, на моем счету уже были три энциклопедии. Меня никогда не интересовало конкретное направление: нравится развиваться всесторонне. К сожалению, не все науки мне даются – многое я просто не понимаю. Но все равно не могу устоять и не попытаться открыть для себя новую сферу знаний. В этом плане очень интересно учиться на журфаке, ведь журналистика изучает практически все на свете! Я активно слежу за внеурочной деятельностью группы, а потом думаю, что мне интересно, а что – нет. Вижу свою будущую научную деятельность интересной, вне всякого сомнения!
Делится мнением и студент первого курса Владислав Богаткин: «Я планирую заниматься исследованием и освещением социальных проблем различных слоев населения: пожилые, иностранцы, студенты и рабочие. Уже сейчас у меня есть проект, который я хочу попробовать реализовать в рамках нашего университета, но пока не знаю, как его внести. Если проект одобрят, то, конечно, буду следить за тем, чтобы он постоянно развивался и нашел широкую аудиторию».
– Мы живем в эпоху постиндустриального общества, и самая главная ценность сейчас – знания, – считает первокурсник Александр Ермолин. – Не заводы, не машины, а возможность постоянно их улучшать. Ведь без идеи ничего не появится. Машина никогда не улучшит сама себя: это задача человека и науки. Именно поэтому после бакалавриата я собираюсь поступить в магистратуру и попробовать себя в серьезной науке.
Некоторые студенты прочно обосновываются в научной деятельности и продолжают ей заниматься даже после получения степени бакалавра. Это значит, что им предстоит написать достаточно серьезный труд – магистерскую диссертацию, а для этого необходимо не только в кратчайшие сроки определиться с темой, но и глубоко разобраться в ней.
Магистрант второго года обучения Василий Маметьев считает, что его главная научная деятельность – это диссертация: «Она о спортивной журналистике. Также к ней я пытаюсь привязать все, что делаю в университете. Самое сложное в любой работе – начать, но уже дальше, если тема тебе самому нравится, ты быстро начинаешь в ней ориентироваться».
– Сейчас я анализирую медиаобразовательный потенциал текстов Интернет-СМИ, – рассказывает магистрант первого года обучения Александра Яшина. – Тема звучит сложно, но ее суть ясна. Когда начинаешь ориентироваться в теме и понимать проблемы, сама задаешься актуальными вопросами, мыслительный процесс запускается. И вот тут-то пора начинать создавать и проводить исследование. Я это делаю «с двух концов»: с позиций журналиста и педагога. Как журналист пытаюсь выявить медиаобразовательный потенциал СМИ, как медиапедагог проверить его на практике, но до этого еще далеко. По мере погружения в тему, изучения аспектов и тонкостей, процесс создания исследования становится все более захватывающим! Потому что любая научная работа, на самом деле, итог достаточно активной деятельности: найти, прочитать, перечитать, понять, опросить, проанализировать… Работают, правда, в основном, извилины и пальцы по клавиатуре, но устаешь как от смены на заводе.
Конечно, наука выходит за рамки университета – это понятие намного шире. И здесь важно сделать ремарку: к науке относятся не только естественные, но и гуманитарные дисциплины: филология, история, философия, искусствоведение и так далее. Например, если вам станет интересно узнать о франчайзинге, трех законах Ньютона, работе полушарий мозга, устройству компьютерной памяти, то вы можете без труда найти ответ в видеолекциях TED-Ed. А если вы интересуетесь астрономией, химией, биографией известной личности или жизнью животных, то вам на помощь придут совсем нескучные научно-популярные фильмы, фотопроекты и музейные экспозиции.
Даже если это будут философские вопросы в стиле: «Почему нам снятся сны?», «Насколько велик океан?», «Почему мы любим?» или «Зачем нам умирать?», наука все равно сможет дать вам ответ.
В наше время популяризацией науки начинают заниматься даже в школах, причем не только в форме чтения учебника по физике. Для учеников проводятся разнообразные олимпиады с нескучными заданиями и полезными призами, Дни науки. Многие дети посещают секции и кружки по интересам. Так окружающие выявляют у детей способности, помогают им выбрать будущую специальность.
В университете наука выходит на новый, более серьезный уровень. Но и здесь остается место научно-развлекательным мероприятиям. Например, совсем недавно в ЧелГУ прошел ежегодный фестиваль «Наука – не скука», на котором студенты рассказали про особенности своих факультетов и показали, что наука может быть по-настоящему интересной. На фестивале были представлены наглядные химические опыты, ферма по выращиванию базилика и салата, предметы русского народного творчества, мастер-классы по росписи бумажного журавлика иероглифами, очки виртуальной реальности и многое другое. Глядя на такое многообразие достижений факультетов ЧелГУ, любой школьник заинтересуется наукой!
Журналистика – это тоже наука. Чаще всего под этим термином понимается создание какого-либо медийного продукта. На самом же деле, журналист работает не только с блокнотом и ручкой, но и с социумом, что делает представителя данной профессии еще и психологом, философом, эстетом, экономистом, политологом, историком и так далее.
– Социум – это твой материал, глина, мрамор, но это и твоя аудитория, для которой ты – один из гладиаторов или Гамлет, но именно актер, исполнитель роли, часть большого шоу-бизнеса (мягче сказать – публичной сферы), – считает доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Марина Викторовна Загидуллина. – Таким образом, создается двойственная оптика, которая делает ученым любого думающего журналиста: надо анализировать мир вокруг тебя – но не для научного сообщества, а для самого этого мира, превращающегося вдруг из деятеля (и объекта наблюдения) в созерцателя (и субъекта оценки). Специфика науки – в триединстве социального, философского, психологического.
Каждый может задать себе вопрос: «Хочу ли я заниматься наукой?». В любом случае, журфак ЧелГУ – это идеальное место для тех, кто еще не определился с ответом: есть возможность подумать и решить, чего хочешь, и получить серьезную базовую подготовку, с которой не страшно поступать в магистратуру на любой факультет и писать диссертацию.