Что такое назидательность в древнерусской литературе
Архив форума
Мне хотелось бы вынести в отдельную ветку один непроясненный вопрос, который рискует утонуть в теме о Гоголе:
Что такое назидательность в искусстве?
Несколько цитат с гоголевской ветки (без спроса. :)) надеюсь, меня простят) :
Поначали мои и tpek взгляды на предмет казались (мне) диаметрально противопложными, сейчас же.
«Он иногда читает Оле нравоучительный роман.» :))
Разве, скажем, «Джейн Эйр» это не нравоучительный роман? Отголоски нравоучительного романа есть даже в «Лолите», и что, разве там нет назидательности? Разве там порок не наказан полной мерой?
One was the didactic novel, in which theories of education and politics were expressed. Тигрa
Если в каждой и в каждом, то пора уточнять определения.
> Все сказки нравоучительны по определению.
Или см. выше, или нет, никак не могу согласиться.
Ну. нельзя сказать, что это уж совсем разные слова.
Даль
Назидательный, наставительный, поучительный, нравственно полезный.
Известный психолингвист В.П. Белянин как на объективный признак назидательности указывает на «частое использование инфинитива в модальных конструкциях».
> Не помню точно названий и авторов, но ведь были какие-то нравоучительные повести, целые романы.
Я вообще-то тоже против назидательности. Откровенно назойлив для меня Некрасов в своем творчестве, поэтому согласен, «что поэзия в его стихах и не ночевала», хотя некоторые его стихи я люблю, а стихотворение «Внимая ужасам войны» считаю лучшим стихотворением о войне по сей день.
Но назидательности Гоголя, назойливо якобы говорящего о пагубном влиянии денег, не вижу. Не об этом его «Портрет». 🙂
> Откровенно назойлив для меня Некрасов в своем творчестве,
Это в том, которое в школе проходили? А у него и другое есть.
> поэзия в его стихах и не ночевала
Вы знакомы с анкетой про поэзию Некасова, которую Чуковский раздавал поэтам?
» Поэзия в его стихах и не ночевала»
Это мнение Тургенева.
>>Это в том, которое в школе проходили? А у него и другое есть.
У него всякое есть.
Ну так я же про ваше мнение спрашиваю. И вы сами сказали, что согласны с тургеневским : не ночевала.
И меня это сильно удивило.
Я так не считаю. Некрасов один из самых любимых моих поэтов.
—————————
С кем согласен? Явно не со мной. :)) На мой взгляд, ночевала, и довольно часто.
О вкусах не спорят. Ну не мой поэт Некрасов.
Так это не вкус, это суждение более глубокое.
Мне не хочется спорить о Некрасове. На мой взгляд, он говорит формулами, и очень для меня, мягко говоря, неприемлемыми.
«ТО сердце не научится любить, которое устало ненавидеть.»
Цитируемое вами стало формулам именно после Некрасова и благодаря школьному курсу.
> некоторые его стихи я люблю, а стихотворение «Внимая ужасам войны» считаю лучшим стихотворением о войне по сей день.
tpek, давайте зайдём с этой стороны.
Какие вы любите, кроме «Внимая ужасам войны»?
——————————-
Я скорее допущу, что Тургенев не писатель, чем что Некрасов не поэт.
Кабы так нам зажить, чтобы свет удивить:
Чтобы деньги в мошне, чтобы рожь на гумне;
Чтоб шлея в бубенцах, расписная дуга,
Чтоб сукно на плечах, не посконь-дерюга;
А как было живо дитятко,
То и дело говорилося:
«Чтоб ты лопнуло, проклятое!
Да зачем ты и родилося?»
А вот поверив в истинность формулы Некрасова, многие легко расстались с жизнью.
> А вот поверив в истинность формулы Некрасова, многие легко расстались с жизнью.
Вот такими соображениями руководствовались и те, кто в 20-е сказки запрещал. Плохому учат!
>>Вот такими соображениями руководствовались и те, кто в 20-е сказки запрещал
Я против запретов, и не об этом речь. Я об ответственности.
А я тоже не о запретах, я о ходе мысли.
К чему читать Вам Бокля?
Не стоит этот Бокль
Хорошего бинокля 0
Купите-ка бинокль!
©Некрасов
Не могу судить, понимал ли парижанин Тургенев-Виардо в поэзии французской, но о русской судил явно выше сапога. Имхо.
Ох, не напоминайте. Наша учительница по лит-ре ставила с нами «Стихотворения в прозе» в виде спектакля, и мне достался как раз «Порог». С тех пор у меня с автором натянутые отношения. :))
Моей подруге досталось «Как хороши, как свежи были розы». И вот вышла она перед классом, приняла томную позу и ужасно поэтически, нараспев начала: «Как хороши, как свеЖИ были розы». Класс в смех, учительница поправила, она пошла дальше, но каждый раз, когда эта строка повторялась, она опять упорно говорила «свеЖИ». Так уж они у меня в памяти навек и остались.
>>Какие вы любите, кроме «Внимая ужасам войны»?
«Тишина», «Рыцарь на час».
>>Я скорее допущу, что Тургенев не писатель, чем что Некрасов не поэт
А для меня наоборот. Только вспомню поэму «Кому на Руси жить хорошо», скулы сводить начинает.
>> ведь это жемчужины русской поэзии, не находите?
Нет, не нахожу. Но Ваш выбор уважаю.:)))
Еще бы! Мы ведь свободные люди в свободной стране, не так ли?
Мысли свежи, выносливы ноги.
Отдаешься невольно во власть
Окружающей бодрой природы;
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь;
Жаждой тела душа закипает,
Вспоминается пройденный путь,
Совесть песню свою запевает.
Это моё любимое у Некрасова. Как только ушла прочь идеология (он парадоксально считает её совестью), полилась чистая поэзия. И деревня вдруг оказалась не нищенской и обездоленной, а умиротворенной и сытой.
Считаю Некрасова поэтом, который также «наступал на горло собственной песне». У поэтов, призывающих к революции, все признаки насилия над своим талантом налицо.
В угоду сиюминутному они забывают о вечном. Без этого поэзия перестаёт быть поззией.
И в «Кому на Руси» немало прекрасных мест.
> Считаю Некрасова поэтом, который также «наступал на горло собственной песне». У поэтов, призывающих к революции, все признаки насилия над своим талантом налицо.
Совершенно не согласна.
И к какой он, кстати, призывал революции?
Некрасов по убеждению был революционер-демократ.
Рать поднимается неисчислимая,
Сила в ней скажется несокрушимая.
А легенда о Кудеяре-разбойнике? Вы перечитайте. Это не только открытый призыв к насилию, но и установка на новую, особую мораль, когда убийство не только поощряется, но за него прощаются самые страшные грехи.
>Некрасов по убеждению был революционер-демократ.
Я люблю Вас, но живого, а не мумию.
Навели хрестоматийный глянец!
©
Да я и не обижаюсь.:)
В одном Вы ошибаетесь: Некрасова я знаю не по хрестоматии.
Но ВЫ правы: дискуссию пора завершить, она бессмысленна.
Читала я о Кудеяре.
А Архипа из «Дубровского» помните? Который людям живым дал сгореть? А потом Пушкин зачем-то описывает, как тот кошку спас.
А Пугачёва пушкинского как не вспомнить?
Ну и уж никак не виноват Некрасов, что его назвали в советском школьном литературоведении революционным демократом. Я же спрашиваю, где он сам призывал к революции и к какой именно.
А потом можно подумать о том, как и к какой призывал Герцен, например.
И станет уже интересно, а не просто и сразу понятно.
Ваш пример с «Дубровским» неубедителен.
Пушкин, говоря об Архипе, константирует факт: мол, да, были такие мужики на Руси, но ведь были и Савельичи, готовые за своего барина жизнь отдать. И с какой любовью и сочувствием автор описывает этого трогательного крестьянина.
Между прочим, Владимир Дубровский не одобряет зверства своего крестьянина, а в конце повести распускает свою шайку,говоря о том, что нормальному человеку невозможно жить разбоем и грабежом.
И Пугачев у Пушкина о-го-го как неоднозначен.
А вот у Некрасова, к сожалению, все прямолинейно и однозначно, как в генеральной линии партии.
Какие крестьяне? Кроме одного? И тот, кого он так описывает, вовсе не Савельич. Он и впрямь раб по сути, не слуга, как Савельич. Так что брезгливости почти заслуживает.
> И Пугачев у Пушкина о-го-го как неоднозначен.
Как и крестьяне у Некрасова.
>>Какие крестьяне? Кроме одного?
Холоп примерный, Яков верный, повесившийся на глазах у барина; холоп князя Переметьева, лизавший тарелки с его стола; староста, выкравший завещание и тем самым совершивший иудин грех; крестьяне целой деревни, согласившиеся играть комедию перед своим барином и готовые коллективно терпеть унижение за обещанные поёмные луга.
> И Пугачев у Пушкина о-го-го как неоднозначен.
Как и крестьяне у Некрасова.
Крестьяне у Некрасова абсолютно однозначны: их можно или жалеть, как в «Забытой деревне», или по их поводу можно негодовать.
Уважения же достоин лишь Савелий, живьём закопавший немца Фогеля, Гриша Добросклонов, которому «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь.
Не вписываются в расклад, как исключение, Ермил Гирин и Матрена, которые мне лично симпатичны.
.
Тигра, а что там с анкетой?
> Не вписываются в расклад, как исключение, Ермил Гирин и Матрена, которые мне лично симпатичны.
Как будто они там незначительные образы.
> Тигра, а что там с анкетой?
Попробую найти в сети, но надежды мало. А на память маловато помню достоверно.
Чуковский был большим поклонником Некрасова и написал о нём книгу. И составил анкетку о Некрасове, которую и подсовывал заметным поэтам. По их ответам видно, что Некрасов почитался большинством соображающих в поэзии именно как поэт, не просто как страдалец за народную долю.
Вот, например, ответы Гумилёва:
http://www.gumilev.ru/clauses/49/
А вот Тургенев крестьян не только жалел («Му-му, «Бурмистр», «Щи»), но и любовался ими («Хорь и Калиныч», «Певцы», «Бежин луг»).
Вот Маяковский:
http://az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/text_0810.shtml
А вот Ахматова:
» В 1921 г. К.И. Чуковский предложил ряду известных литераторов, в том числе и Ахматовой, заполнить анкету «Некрасов и мы». На фоне разноречивых ответов ахматовские поражают своей конкретностью, обдуманностью и прямотой. Анкета эта в литературе об Ахматовой не воспроизводилась, и мы даем ее ответы целиком.
«- Любите ли вы стихотворения Некрасова?
— Люблю.
— Какие стихотворения Некрасова вы считаете лучшими?
— «Влас»», «Внимая ужасам войны», «Орина, мать солдатская».
— Как вы относитесь к стихотворной технике Некрасова?
— Некрасов несомненно обладал искусством писать стихи, что доказывают особенно ярко его слабые вещи, которые все же никогда не бывают ни вялыми, ни бесцветными.
— Не было ли в вашей жизни периода, когда его поэзия была для вас дороже поэзии Пушкина и Лермонтова?
— Нет.
— Как вы относились к Некрасову в юности?
— Скорее отрицательно.
— Не оказал ли Некрасов влияния на ваше творчество?
— В некоторых стихотворениях.
— Как вы относитесь к известному утверждению Тургенева, будто в стихах Некрасова «поэзия и не ночевала»?
— Мне кажется, что Тургенев говорил это о тех стихах Некрасова, где действительно нет поэзии».
А Некрасов той же Матрёной не любовался? Или крестьянскими детьми?
>. были и Савельичи, готовые за своего барина жизнь отдать. И с какой любовью и сочувствием автор описывает этого трогательного крестьянина. ne znatok
//Отвечая на анкету К.И. Чуковского о Некрасове «Любите ли вы стихотворения Некрасова?», Блок говорит: «Да». «Как вы относитесь к стихотворной технике Некрасова?» — «Не занимался ею. Люблю». — «Не оказал ли Некрасов влияния на ваше творчество? — «Оказал большое».//
Да конечно же любовался, но жалость перевешивала, и талантов особых, кроме трудолюбия, он, в отличие от Тургенева, не замечал. Какие уж таланты у раба?
Вот когда освободиться от рабства, тогда и проявит в полной мере.все свои возможности.»Жаль только жить в эту пору прекрасную не доведется ни мне, ни тебе».
Между прочим, «Орина, мать солдатская» мне тоже очень нравится, и по содержанию и по форме.
А как современно звучит. Прямо на злобу дня.
«А ты всё та ж, моя страна, В красе заплаканной и нежной».
> Вот когда освободиться от рабства, тогда и проявит в полной мере.все свои возможности.»
Хотя, как я уже говорила, он и среди взрослых крестьян вовсе не только рабов или революционерв видит.
У вас такой патриархальный взгляд на русского мужичка-страстотерпца-богоносца.
>>А вы думаете, у крепостного крестьянина было много возможностей проявлять возможности?
>>он и среди взрослых крестьян вовсе не только рабов или революционерв видит.
>>У вас такой патриархальный взгляд на русского мужичка-страстотерпца-богоносца.
Не у меня, а у Некрасова, правда, без «богоносца».
Нет тут противоречия, если не чёрно-белым видеть мир. Когда жизнь безобразно тяжёлая, мало у кого есть возможность проявить себя. Но это не значи, что ни у кого нет такой возможности. И не значит, что всё равно не остаётся ни у кого в душе ничего красивого.
> Не у меня, а у Некрасова, правда, без «богоносца».
Тынянов о Некрасове:
http://az.lib.ru/t/tynjanow_j_n/text_010010.shtml
Вот так оно «устами младенца» и видно, кого Пушкин описал «с душой», а кого не очень.
А вот Эйхенбаум о Некрасове, тоже очень интересно:
http://www.som.fsio.ru/getblob.asp?id=10024424
«Некрасов принадлежит к числу поэтов, художественный метод которых подчеркнут, показан. Это было необходимо при той полемической позиции, которую занял он в истории русской поэзии. Недаром Тургенев называл его «поэтом с натугой и штучками», недаром определил эту поэзию как «жеванное папье-маше с поливкой из острой водки». Поэзия Некрасова была для Тургенева физиологически невыносимым, непереваримым кушаньем, потому что совершенно не подходила к его диетическим воззрениям на литературу, но тем сильнее ощущал он в ней присутствие острых и пряных веществ».
Тогдавешние наотмашь лупцевали друг друга своими нелестными мнениями, нонешние ловко подтаскивают в «разговор» чужие откровения.
Ясный хрен: те были вовсе неинтеллигентны, а эти интеллигентности поднабрались. У тех.
Культур-мультур однако. И еёны
Ну вот и Гапон нашёл забор, о который почесаться. И то уже, значит, польза проистекла.
А я вот лучше стих приведу тут, который меня когда-тодавно очаровал:
Я не люблю иронии твоей,
Оставь ее отжившим и нежившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, —
Нам рано предаваться ей!
Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она недалека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска.
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны.
После смерти
нам
стоять почти что рядом:
вы на Пе,
а я
на эМ.
Кто меж нами?
с кем велите знаться?!
Чересчур
страна моя
поэтами нищ_а_.
.
Значение слова «назидательность»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
НАЗИДА’ТЕЛЬНОСТЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к назидательный; поучительность.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
назида́тельность
1. свойство по значению прилагательного назидательный, склонность к назиданию, поучению ◆ Иногда идейную ясность произведений литературы и искусства атакуют под видом борьбы с риторичностью и назидательностью. Виктор Некрасов, «Взгляд и Нечто», 1977 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полотнище — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «назидательность»
Предложения со словом «назидательность»
Цитаты из русской классики со словом «назидательность»
Сочетаемость слова «назидательность»
Понятия, связанные со словом «назидательность»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «назидательность»
Ими становятся, – с ледяной назидательностью произнёс проклятый.
Старайтесь комментировать свои поступки, избегая назидательности.
В его голосе – ни стариковской надтреснутости, ни суховатой возрастной назидательности! – всё та же бодрая насмешливость и готовность к задушевной откровенности, какая случалась у них в прошлой жизни.
Древнерусская литература
Древнерусская литература – характерные особенности
Древнерусская литература как феномен культуры Средневековья существенно отличается от литературы нового времени. Каковы же ее специфические особенности?
Прежде всего, это тесная связь древнерусской литературы со служебными функциями – церковными, деловыми, историографическими, правовыми. Сюжетность, занимательность, эстетическое начало не являлись приоритетными и лишь постепенно отвоевывали свое место в литературном творчестве. Важную роль играл жанровый канон. Находившаяся в постоянном развитии система жанров древнерусской литературы многообразна – это летописи и жития, апокрифы и повести, памятники публицистики и политической мысли, философские и богословские трактаты, естественнонаучные сочинения и путевые очерки, послания и личные письма, – и каждый жанр диктовал автору свои правила подачи материала. Ориентация на авторитетные образцы, соотнесение всего того, о чем говорится в произведении, с лицами и событиями Священной истории вынуждали автора постоянно цитировать Священное писание и святоотеческие поучения. Таким образом, в художественной структуре древнерусского литературного произведения оказывался прочно зашит традиционализм – а современный читатель, наоборот, ценит в литературном произведении оригинальность.
Компиляция как один из основных методов литературного творчества обуславливает другую существенную особенность литературы средневекового типа. Это анонимность творчества. Автор средневекового текста – это, скорее, автор-составитель, редактор, часто одновременно выступающий переписчиком, создателем рукописной книги. Этот автор не стремился зафиксировать свое имя, но, напротив, для придания большей значимости созданному тексту нередко мог указывать в его заглавии авторитетного иерарха – Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. «Авторское право» в те времена не имело такого значения, как сегодня. Имен авторов подавляющего большинства произведений средневекового искусства мы не знаем, и только специальные источниковедческие исследования позволяют сделать более или менее убедительные предположения о том или ином лице как авторе того или иного произведения.
Со спецификой представления об авторстве в древнерусской литературе связаны и особенности самого существования текста произведения. Как правило, мы не имеем первоначального авторского текста. Автограф, то есть авторский текст, написанный самим же автором, что подтверждено научной атрибуцией, – это большая редкость в древнерусской книжности. Произведение существует в рукописной традиции, представлено в том или ином количестве списков разного времени. В процессе переписки текст приобретает изменения, порой значительные, влияющие на смысл или идеологию повествования. В таких случаях говорят о разных редакциях произведения. Исследования показывают, что даже канонические тексты Священного писания в определенные времена подвергались редактированию.
Текст произведения древнерусской литературы, некогда созданный анонимным автором, распространялся в списках, и любой писец мог изменять его в соответствии со своим вкусом или задачами: сокращать, распространять и т. п. Таким образом, бытование литературного произведения на Руси имеет черты, свойственные фольклору. «Коллективное» авторство приводит к особым формам проявления авторского личностного начала в повествовании, что также отличает древнерусскую литературу от литературы нового времени.
Книжность Древней Руси и русская литература XIX–XX вв. принадлежат разным типам культуры. Тем не менее, значение древнерусской традиции для послепетровской эпохи (и вплоть до сегодняшнего дня) огромно. Во многом именно это влияние определило своеобразие русской классики в ряду европейских литератур.
Что такое назидательность в древнерусской литературе
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Jagoditsch R. Zum Begriff der „Gattungen” in der altrussischen Literatur. – Wiener slavistisches Jahrbuch, 1957/58, Вd 6, S. 112—137.
3. Лихачев Д.С. Социальные основы стиля «Моления» Даниила Заточника (см. наст. изд., с. 185—200).
4. См.: Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья а Ренессанса. М., 1965.
5. См.: Лихачев Д. С: Жанр «Слова о полку Игореве». — В кн.: La Poesia epica e la sua formazione. Roma, 1970, с. 315—330; Робинсон А. Н. Литература Киевской Руси среди европейских средневековых литератур: (типология, оригинальность, метод). — В кн.: Славянские литературы. VI Международный съезд славистов. М., 1968, с. 73—81.
8. Каган М. Д. Легендарная переписка Ивана IV с турецким султаном как литературный памятник первой четверти XVII в. — ТОДРЛ, М.; Л., 1957, т. 13, с. 247-272.
9. Изучению социального состава читателей сравнительно позднего времени посвящены работы: Буш В. В. Древнерусская литературная традиция в XVIII в.: (К вопросу о социальном расслоении читателя). — Учен. зап. Саратовского ун-та, 1925, т. 4, вып. 3, с. 1—И; Верков П.Н.К вопросу об изучении массовой литературы XVIII в. — Изв. АН СССР. Отделение об-щественных наук, 1936, № 3, с. 459—471; Сперанский М. Н. Рукописные сборники XVIII века. М., 1962; Малышев В. И. Усть-Цилемские Рукописные сборники XVI—XX вв. Сыктывкар. 1960; Ромодановская Е. К. О круге чтения сибиряков в XVII—XVIII вв. в связи с проблемой изучения областных литератур. — В кн.: Исследования по языку и фольклору. Новосибирск, 1965, вып. 1, с. 223—254.
10. Прокофьев Н. И. «Видения» крестьянской войны и польско-шведской интервенции начала XVII века: (Из истории жанров литературы русского средневековья): автореф. дис. …. канд. филол. наук. М., 1949.
Тематика, основные черты и жанры древнерусской литературы
Древнерусская литература наполнена глубоким патриотическим содержанием, героическим пафосом служения русской земле, государству, родине.
Главная тема древнерусской литературы – мировая история и смысл человеческой жизни. В её произведениях прославляется моральная красота русского человека, способного ради общего блага пожертвовать самым дорогим – жизнью. Она выражает глубокую веру в силу, конечное торжество добра и способность человека возвысить свой дух и победить зло.
Особенности древнерусской литературы:
историзм: героями выступают преимущественно исторические лица, литература строго следует факту;
«литературный этикет» – стремление подчинить само изображение мира определенным принципам и правилам, раз и навсегда установить, что и как следует изображать;
появление древнерусской литературы связано в возникновением государства, письменности и основывается на книжной христианской культуре и развитых формах устного поэтического творчества;
тесная связь с фольклором; использование сюжетов, художественных образов, изобразительных средств народного творчества;
изображение героя зависит от стиля и жанра произведения;
существование системы жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы.
Жанры древнерусской литературы складывались в период расцвета Киевской Руси и делились на церковные и светские.
Жанр | Определение | Примеры |
---|---|---|
ЛЕТОПИСЬ | Описание исторических событий по «летам», то есть по годам. Восходит к древнегреческим хроникам. | |
ПОУЧЕНИЕ | Духовное завещание отца детям. | «Поучение Владимира Мономаха» |
ЖИТИЕ (АГИОГРАФИЯ) | Жизнеописание святого. | «Житие Бориса и Глеба», «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума» |
ХОЖДЕНИЕ | Описание путешествий. | «Хождение за три моря», «Хождение Богородицы по мукам» |
ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ | Описание военных походов. | «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» |
СЛОВО | Жанр красноречия. | «Слово о Законе и Благодати», «Слово о погибели Русской земли» |
Каждый жанр древнерусской литературы обладал устойчивой внутренней композиционной структурой, своим каноном и имел, как справедливо отмечал А.С. Орлов, «свой стилистический шаблон».
Традиции древнерусской литературы обнаруживаются в творчестве русских писателей XVIII–XX веков.
Нравоучительные биографии святых в древнерусской литературе
Жанр древнерусской литературы о путешествиях в «Святую землю»
О Куликовской битве рассказывает произведение древнерусской литературы
История – основная тема литературы
К жанру проповеди относится произведение древнерусской литературы
Синкретизм, традиционность, деление произведений на церковные и светские – характерные особенности литературы
Борис и Глеб («Сказание о Борисе и Глебе») были убиты по приказу
Одной из главных тем древнерусской литературы является тема
К особенностям древнерусской литературы нельзя отнести
Устное народное поэтическое творчество, а также книжная христианская культура, идущая как от южных славян, в частности болгар, так и от Византии, участвуют в формировании литературы
Литература Киевской Руси – это литература, созданная
К жанрам древнерусской литературы относятся
Нижегородское село, провинциальный волжкий городок Юрьевец, Москва, Сибирь – места действия произведения
Самой древней из дошедших до нас книг древнерусской литературы является
Укажите произведение древнерусской литературы, рассказывающее о Куликовской битве.
Древнерусская литература в своих произведениях стремилась
Дьявол посылает летающего змея-оборотня к жене князя Павла в произведении
«Сказание о Кожемяке», повесть «Об убиении Бориса» – это части древнерусского произведения
Борис и Глеб («Сказание о Борисе и Глебе») были убиты по приказу
- Что такое скульптура лица в косметологии
- Что такое гиалуроновая кислота и для чего она