Что такое названому отцу
Сказка «Названный отец»
«Названный отец» ‒ это сказка о трех братьях, которые после смерти родителей пошли наниматься в работники. Встретили по дороге старика, который помог им обзавестись хозяйством и стал названным отцом. Из этой истории ребята узнают о людях, не помнящих добра. Ведь если тебе помогли, помни об этом, окажи посильную помощь другим. Старшие братья разбогатели и стали скупыми. Забыли, как это плохо, когда ты беден и не можешь накормить своих детей. Нет денег на хлеб и лекарства. Они смеялись над бедняками и отказывали им в небольшом подаянии. А старец ведь наказывал им жить по правде. Если хотите узнать, как все это случилось, прочитайте книжку.
Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!
Названный отец
Остались три брата сиротами — ни отца, ни матери. И дома — ни кола ни двора. Вот и пошли они по сёлам, по хуторам в работники наниматься. Идут и думают: «Эх, кабы наняться к доброму хозяину!» Глядь, старичок идёт, старый-старый, борода белая до пояса. Поравнялся старик с братьями, спрашивает:
— Куда, детки, путь держите?
— Разве у вас своего хозяйства нету?
— Нету, — отвечают. — Кабы нам добрый хозяин попался, мы бы честно у него работали, слушались и как родного отца почитали.
Подумал старик и говорит:
— Ну что ж, будьте вы мне сынами, а я вам — отцом. Я из вас людей сделаю — научу жить по чести, по совести, только слушайтесь меня.
Согласились братья и пошли за тем стариком. Идут тёмными лесами, широкими полями. Идут, идут и видят — хатка стоит, такая нарядная, беленькая, пёстрыми цветами обсаженная. А около — вишнёвый садик. А в садике — девушка, пригожая, весёлая, как те цветики. Поглядел на неё старший брат и говорит:
— Вот бы мне эту девушку в жёны! Да коров да волов побольше!
А старик говорит ему:
— Что ж, пойдём свататься. Будет у тебя жена, будут у тебя, и волы и коровы — живи счастливо, только правды не забывай.
Пошли они, сосватались, отгуляли весёлую свадьбу. Сделался старший брат хозяином и остался с молодой женой в той хатке жить.
А старик с младшими братьями пошёл дальше. Идут они тёмными лесами, широкими полями. Идут, идут и видят — хатка стоит, хорошая, светленькая. А рядом пруд, у пруда мельница. И пригожая девушка возле хатки что-то делает — такая работящая. Средний брат посмотрел на неё и говорит:
— Вот бы мне эту девушку в жёны! А в придачу мельницу с прудом. Сидел бы я на мельнице, хлеб молол — был бы сыт и доволен.
— Что ж, сынок, будь по-твоему!
Пошли они в ту хату, высватали девушку, отгуляли свадьбу. Теперь средний брат остался с молодой женой в хате жить. Говорит ему старик:
— Ну, сынок, живи счастливо, только правды не забывай.
И пошли они дальше — меньшой брат и названый отец. Идут они, смотрят — бедная хатка стоит, и девушка из хатки выходит, как зорька пригожая, а таково-то бедно обряженная — прямо латка на латке. Вот меньшой брат и говорит:
— Ежели бы мне эту девушку в жёны! Работали бы мы — был бы у нас хлебушек. Не забыли бы мы и про бедных людей: сами бы ели и с людьми делились.
Тогда старик и говорит:
— Добро, сынок, так и будет. Только гляди правды не забывай.
Оженил и этого, да и пошёл себе путём-дорогою.
А братья живут. Старший так разбогател, что уж и дома себе строит, и червонцы копит — только о том и думает, как бы ему тех червонцев побольше накопить. А чтоб бедному человеку помочь, об том и речи нет — сильно скупой стал!
Средний тоже разжился: стали на него батраки работать, а сам он только лежит, ест, пьёт да распоряжается.
Младший живёт потихоньку: коли что дома заведётся, с людьми поделится; а нет ничего — и так ладно, не жалуется.
Вот ходил, ходил названый отец по белу свету, и захотелось ему посмотреть, как-то его сыны живут — с правдою не расходятся. Прикинулся он старцем убогим, пришёл к старшему сыну, ходит по двору, кланяется низко, приговаривает:
— Подайте старику убогому на пропитание от щедрот ваших!
— Не такой ты старый, не прикидывайся! Захочешь — заработаешь! Я сам недавно на ноги встал. Проваливай!
А у самого от добра сундуки ломятся, дома новые понастроены, товару полны лавки, хлеба полны закрома, денег несчётно. А милостыни не дал!
Ушёл старик ни с чем. Отошёл, может, с версту, стал на пригорок, оглянулся на то хозяйство да на то добро —так всё оно и запылало!
Пошёл он к среднему брату. Приходит, а у того и мельница, и пруд, и хозяйство хорошее. Сам у мельницы сидит. Поклонился дед низёхонько и говорит:
— Дай, добрый человек, хоть горстку муки! Я убогий странник, нечего мне есть.
— Ну да, — отвечает, — я ещё и себе не намолол! Много вас тут таких шатается, на всех не напасёшься!
Ушёл старик ни с чем. Отошёл немного, стал на пригорок, оглянулся — так и охватило ту мельницу дымом-пламенем!
Пришёл старик к меньшому сыну. А тот живёт бедно, хатка маленькая, только что чистенькая.
— Дайте, — говорит старик, — люди добрые, хоть корочку хлебца!
— Иди в хату, дедушка, там тебя накормят и с собой дадут.
Приходит он в хатку. Хозяйка поглядела на него, видит —он в лохмотьях, обтрёпанный. Пожалела его. Пошла в клеть, принесла рубаху, штаны, дала ему. Надел он. А как стал он эту рубаху надевать, увидела хозяйка у него на груди большую рану. Усадила она старика за стол, накормила, напоила. А тогда хозяин и спрашивает:
— Скажи, дедушка, отчего это у тебя на груди такая рана?
— Да, — говорит, — такая у меня рана, что от неё скоро я помру. Один день мне жить осталось.
— Экая беда! — говорит жена — И нету от этой раны никаких лекарств?
— Есть, — говорит, — одно, да только его никто не даст, хоть каждый может.
— А почему же не дать? Скажи, какое лекарство?
— Трудное! Если хозяин возьмёт да подожжёт свою хату со всем добром, а пеплом с того пожарища засыплет мою рану, то рана закроется и заживёт.
Задумался младший брат. Долго думал, а потом и говорит жене:
— Да так, — отвечает жена, — что мы хату другую наживём, а добрый человек умрёт и вдругорядь не родится.
— Ну, коли так, — говорит муж, — выноси детей из хаты.
Вынесли они детей, вышли сами. Глянул человек на хату — жалко ему своего добра. А старика жалчее. Взял, да и поджёг. Хата жарко занялась и… пропала. А на её месте встала другая — белая, высокая, нарядная. А дед стоит, в бороду ухмыляется.
— Вижу, — говорит, — сынок, что из вас троих только ты один с правдою не разминулся. Живи счастливо!
Тут узнал меньшой сын своего названого отца, кинулся к нему, а его и след простыл.
Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.
Названный отец — украинская народная сказка
Сказка про трех братьев. Осиротев, они пошли по свету в работники наниматься и встретили человека, который им помог, но велел правды не забывать. Два брата, разбогатев, зачерствели душой, только младший наказ его выполнял.
Названный отец читать
Остались три брата сиротами — ни отца, ни матери. И дома — ни кола ни двора. Вот и пошли они по сёлам, по хуторам в работники наниматься. Идут и думают: «Эх, кабы наняться к доброму хозяину!» Глядь, старичок идёт, старый-старый, борода белая до пояса. Поравнялся старик с братьями, спрашивает:
— Куда, детки, путь держите?
— Разве у вас своего хозяйства нету?
— Нету, — отвечают. — Кабы нам добрый хозяин попался, мы бы честно у него работали, слушались и как родного отца почитали.
Подумал старик и говорит:
— Ну что ж, будьте вы мне сынами, а я вам — отцом. Я из вас людей сделаю — научу жить по чести, по совести, только слушайтесь меня.
Согласились братья и пошли за тем стариком. Идут тёмными лесами, широкими полями. Идут, идут и видят — хатка стоит, такая нарядная, беленькая, пёстрыми цветами обсаженная. А около — вишнёвый садик. А в садике — девушка, пригожая, весёлая, как те цветики. Поглядел на неё старший брат и говорит:
— Вот бы мне эту девушку в жёны! Да коров да волов побольше!
А старик говорит ему:
— Что ж, пойдём свататься. Будет у тебя жена, будут у тебя, и волы и коровы — живи счастливо, только правды не забывай.
Пошли они, сосватались, отгуляли весёлую свадьбу. Сделался старший брат хозяином и остался с молодой женой в той хатке жить.
А старик с младшими братьями пошёл дальше. Идут они тёмными лесами, широкими полями. Идут, идут и видят — хатка стоит, хорошая, светленькая. А рядом пруд, у пруда мельница. И пригожая девушка возле хатки что-то делает — такая работящая. Средний брат посмотрел на неё и говорит:
— Вот бы мне эту девушку в жёны! А в придачу мельницу с прудом. Сидел бы я на мельнице, хлеб молол — был бы сыт и доволен.
— Что ж, сынок, будь по-твоему!
Пошли они в ту хату, высватали девушку, отгуляли свадьбу. Теперь средний брат остался с молодой женой в хате жить. Говорит ему старик:
— Ну, сынок, живи счастливо, только правды не забывай.
И пошли они дальше — меньшой брат и названый отец. Идут они, смотрят — бедная хатка стоит, и девушка из хатки выходит, как зорька пригожая, а таково-то бедно обряженная — прямо латка на латке. Вот меньшой брат и говорит:
— Ежели бы мне эту девушку в жёны! Работали бы мы — был бы у нас хлебушек. Не забыли бы мы и про бедных людей: сами бы ели и с людьми делились.
Тогда старик и говорит:
— Добро, сынок, так и будет. Только гляди правды не забывай.
Оженил и этого, да и пошёл себе путём-дорогою.
А братья живут. Старший так разбогател, что уж и дома себе строит, и червонцы копит — только о том и думает, как бы ему тех червонцев побольше накопить. А чтоб бедному человеку помочь, об том и речи нет — сильно скупой стал!
Средний тоже разжился: стали на него батраки работать, а сам он только лежит, ест, пьёт да распоряжается.
Младший живёт потихоньку: коли что дома заведётся, с людьми поделится; а нет ничего — и так ладно, не жалуется.
Вот ходил, ходил названый отец по белу свету, и захотелось ему посмотреть, как-то его сыны живут — с правдою не расходятся. Прикинулся он старцем убогим, пришёл к старшему сыну, ходит по двору, кланяется низко, приговаривает:
— Подайте старику убогому на пропитание от щедрот ваших!
— Не такой ты старый, не прикидывайся! Захочешь — заработаешь! Я сам недавно на ноги встал. Проваливай!
А у самого от добра сундуки ломятся, дома новые понастроены, товару полны лавки, хлеба полны закрома, денег несчётно. А милостыни не дал!
Ушёл старик ни с чем. Отошёл, может, с версту, стал на пригорок, оглянулся на то хозяйство да на то добро —так всё оно и запылало!
Пошёл он к среднему брату. Приходит, а у того и мельница, и пруд, и хозяйство хорошее. Сам у мельницы сидит. Поклонился дед низёхонько и говорит:
— Дай, добрый человек, хоть горстку муки! Я убогий странник, нечего мне есть.
— Ну да, — отвечает, — я ещё и себе не намолол! Много вас тут таких шатается, на всех не напасёшься!
Ушёл старик ни с чем. Отошёл немного, стал на пригорок, оглянулся — так и охватило ту мельницу дымом-пламенем!
Пришёл старик к меньшому сыну. А тот живёт бедно, хатка маленькая, только что чистенькая.
— Дайте, — говорит старик, — люди добрые, хоть корочку хлебца!
— Иди в хату, дедушка, там тебя накормят и с собой дадут.
Приходит он в хатку. Хозяйка поглядела на него, видит —он в лохмотьях, обтрёпанный. Пожалела его. Пошла в клеть, принесла рубаху, штаны, дала ему. Надел он. А как стал он эту рубаху надевать, увидела хозяйка у него на груди большую рану. Усадила она старика за стол, накормила, напоила. А тогда хозяин и спрашивает:
— Скажи, дедушка, отчего это у тебя на груди такая рана?
— Да, — говорит, — такая у меня рана, что от неё скоро я помру. Один день мне жить осталось.
— Экая беда! — говорит жена — И нету от этой раны никаких лекарств?
— Есть, — говорит, — одно, да только его никто не даст, хоть каждый может.
— А почему же не дать? Скажи, какое лекарство?
— Трудное! Если хозяин возьмёт да подожжёт свою хату со всем добром, а пеплом с того пожарища засыплет мою рану, то рана закроется и заживёт.
Задумался младший брат. Долго думал, а потом и говорит жене:
— Да так, — отвечает жена, — что мы хату другую наживём, а добрый человек умрёт и вдругорядь не родится.
— Ну, коли так, — говорит муж, — выноси детей из хаты.
Вынесли они детей, вышли сами. Глянул человек на хату — жалко ему своего добра. А старика жалчее. Взял, да и поджёг. Хата жарко занялась и… пропала. А на её месте встала другая — белая, высокая, нарядная. А дед стоит, в бороду ухмыляется.
— Вижу, — говорит, — сынок, что из вас троих только ты один с правдою не разминулся. Живи счастливо!
Тут узнал меньшой сын своего названого отца, кинулся к нему, а его и след простыл.
Что такое названому отцу
Родной отец. | Стать отцом. | От отца мне досталась хорошая библиотека. Мой отец был лётчиком.
Вечный спор отцов и детей. | Не следует забывать веру и традиции наших отцов. | На этой земле наши отцы кровь за свободу потомков проливали.
На открытии памятника собрались все отцы города. | Уходящее лето отцы региона провожали в тревоге и смятении.
Кандинский — отец абстракционизма. | В этом году мы будем изучать труды отцов психоанализа — Фрейда и Юнга.
Отец, далеко ещё до деревни?
В молитвах она часто просила Небесного Отца послать ей детей.
Литургию служил отец Евгений. | Из алтаря вышел отец Валерий без облачения, в одном подряснике.
По окончании службы святые отцы и братия медленной процессией потянулись из церкви через боковой придел.
Перед сном он обязательно читал что-нибудь из отцов Церкви.
Отец Антоний был духовным отцом моей матери и многое знал о её жизни.
Крёстный отец нижегородской мафии признан виновным в торговле наркотиками, и ему грозит пожизненное заключение.
С отеческой лаской.
Полезное
Смотреть что такое «отец» в других словарях:
ОТЕЦ — муж. у кого есть дети; родитель, тятя, тятенька, батюшка, батя, батька, папа, папаша, папенька, папочка, атя. Отец мать, родители. Мне отец мать этого делать не приказывали. Отец родной, кровный; отец по матери, отчим, вотчим; отец названный,… … Толковый словарь Даля
ОТЕЦ — отца, м. 1. Мужчина по отношению к своим детям. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» Грибоедов. «Он родился просто, как говорят: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца.» Гоголь. || Тот, у кого есть дети. Он уже отец. 2.… … Толковый словарь Ушакова
Отец — Человек * Брак * Девушка * Детство * Душа * Жена * Женщина * Зрелость * Мать * Молодость * Муж * Мужчины * Он и Она * Отец * Поколение * Родители * Семья * … Сводная энциклопедия афоризмов
отец — См. благодетель, священник отправиться к отцам, родной отец. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отец благодетель, священник; зачинатель, родоначальник; папа, папаша, батя,… … Словарь синонимов
ОТЕЦ — ОТЕЦ, отца, стар. зв. отче, муж. 1. Мужчина по отношению к своим детям. Родной о. О. семейства (отец как глава семьи). Неродной о. (отчим). Приёмный о. (усыновивший или удочеривший ребёнка, детей). Названый о. (неродной, приёмный). От отца к сыну … Толковый словарь Ожегова
отец — ОТЕЦ, папа, устар. батюшка, устар., ласк. папенька, устар. родимый, устар. родитель, разг. ласк. папочка, разг. сниж. батька, разг. сниж. батя, разг. сниж. папаня, разг. сниж. папаша, разг. сниж. папка, разг. сниж., ласк. тятенька, разг. сниж … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
отец — См. родитель В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов
отец — ОТЕЦ, отца, м. 1. Шутл. обращение сверстников друг к другу. 2. Опытный вор; любой уважаемый человек. 2. Возм. из уг … Словарь русского арго
Отец — У этого термина существуют и другие значения, см. Отец (значения). Отец с ребёнком Отец, разг. папа, батя мужчина по отношению … Википедия
ОТЕЦ — Богоданный отец. Яросл. 1. Крёстный отец. 2. Отчим. ЯОС 2, 6. Крёстный отец. 1. Публ. О главаре мафии. НРЛ 79; Дядечко 2, 164. 2. Жарг. арм. Шутл. Старшина роты. Максимов, 206. /em> Название кинофильма по одноименному роману М. Пьюзо (1969 г.).… … Большой словарь русских поговорок
Что такое названому отцу
Оте́ц (в религиозном смысле) —
1) Бог в Его отношении к человеку ( Исх.4:22 );
2) одно из трех Лиц Пресвятой Троицы; Бог Отец ( Ин.3:35 );
3) духовный наставник по отношению к духовному чаду; духовни́к;
4) личное обращение к священнослужителю (как правило к священнику или диакону, с добавлением имени); также распространено обращение «батюшка» без добавления имени;
5) дьявол в отношении тех, кто живут по его воле ( Ин.8:44 ).
Традиция называть священника или диакона отцом вполне применима и для тех, кто вне Церкви, ведь если мы говорим “товарищ майор” или “господин президент”, мы же вовсе необязательно считаем майора своим товарищем, а президента — своим господином.
Почему Бог именуется Отцом?
Бог именуется Отцом в двух значениях.
Во времена Ветхого Завета Бог открывался человеку как Творец мира (см.: Творение из ничего), Царь и Владыка вселенной, Источник жизни и благ.
Вместе с тем, по мере готовности человека к принятию более возвышенных откровений, Он открывался как Заботливый, Любящий Попечитель, Добрый, Благой, Справедливый и Милосердный Отец.
В период повсеместного преобладания идолопоклонства особым отношением к Богу пользовался Израильский народ. В этой связи он считался народом избранным.
Особенная близость отношений между Небесным Царём и Израилем отмечена в Писании в таких, например, аллегориях, как отношения между Женихом и Невестой, Мужем и Женой ( Ос.2:16 ), но часто — в форме отношений между Отцом и детьми ( Исх.4:22 ).
Итак, аналогия между отцом и детьми, спроектированная в сферу религиозных отношений Бога и человека, подчеркивает, насколько Господь близок к людям. В то же время она напоминает им и об их сыновних (дочерних) обязанностях перед Творцом как перед Истинным и Безупречным Отцом.
Во времена Нового Завета возможность усыновления Богу открылась всем без исключения людям. Она реализуется через веру, Таинство Крещения и приобщение к Истинной Церкви (такой Церковью является Вселенская Православная Церковь).
С другой стороны, Имя Отец может обозначать не Бога вообще (не Вышнюю Троицу), в Его отношении к людям, но исключительно Одно из трёх Божественных Лиц: Бога Отца).
Отцом Он назван, прежде всего, по отношению к Единородному Сыну (Богу Слову), Которого вечно рождает из Своей сущности, и Который имеет от Него, как Сын от Отца, всё, что ни имеет: бытие, Божественную сущность, Божественные свойства и совершенства. Поскольку не только Сын, но и Святой Дух имеет от Него (Бога Отца) бытие, постольку Отец называется Единым и Безначальным Началом в Пресвятой Троице.
Почему священники именуются отцами?
Каждый человек несёт на себе отпечаток Божественных совершенств, черты образа Божьего. По мере раскрытия этих черт путём жизни во Христе, человек больше и больше уподобляется Богу. Предполагается, что священники избираются из числа наиболее праведных и достойных христиан (ср. требования, предъявлявшиеся к избранию диаконов: «выберите из среды себя… изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» ( Деян.6:3 )). Это значит, что священник, даже и просто как человек, в большей степени, нежели другие, отображает в себе совершенства Небесного Отца.
В своей пастырской деятельности священник совершает таинство Крещения (духовно рождает во Христа) и духовно окормляет членов вверенной ему общины, проявляя искреннюю жертвенную любовь и заботу о вверенной ему пастве, являясь духовным отцом для своих духовных чад.
Поскольку священники в своём служении уподобляются Богу как Небесному Отцу, и кроме того уподобляются лучшим земным отцам, как добросовестным попечителям и воспитателям своих детей, постольку они и именуются отцами.
блаженный Фиофилакт Болгарский:
“Христос не запрещает называться учителями, но возбраняет страстно желать этого наименования и всячески стараться о приобретении его. Учительское достоинство в собственном смысле принадлежит только Богу. Также и словами: «отцом не называйте» не возбраняет почитать родителей; напротив, Ему угодно, чтобы мы почитали родителей и особенно духовных отцов. Этими словами Христос возводит нас к познанию истинного Отца, то есть Бога, так как отец в собственном смысле есть Бог, плотские же родители не суть виновники нашего бытия, а только содействователи и орудия Божии. Показывая пользу смиренномудрия, Христос говорит, что больший из нас должен быть слугой и последним. Кто будет сам себя возвышать, считая себя чем-то великим, тот будет покинут Богом и унижен.”
cвт. Иоанн Златоуст:
“Это не то значит, чтобы они никого не называли отцом, но чтобы знали, кого собственно должно называть отцом. Как учитель не есть учитель в собственном смысле, так и отец. Один Бог есть виновник всех — и учителей, и отцов.”