Что такое нбт проверка
Что такое нбт проверка
Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация контроля и порядок его проведения
Дата введения 2012-09-01
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)
2 ВНЕСЕН Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»
Введение
Настоящий стандарт разработан для совершенствования функции по контролю соблюдения требований охраны труда в ОАО «РЖД» и в развитие СТО РЖД 1.15.002-2008* «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Общие положения».
Требования настоящего стандарта взаимосвязаны с требованиями ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и ГОСТ Р 12.0.008-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)».
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования по организации и проведению контроля соблюдения требований охраны труда в ОАО «РЖД».
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД».
Применение настоящего стандарта дочерними обществами ОАО «РЖД» устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО «РЖД» и дочернего общества в соответствии с регламентом ОАО «РЖД» [1].
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
СТО РЖД 1.15.002-2008* Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Общие положения
СТО РЖД 1.15.005-2009* Система внутреннего аудита управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «РЖД»
СТО РЖД 1.15.011-2010 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация обучения
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 проверка (аудит): Систематический, независимый и оформленный в виде документа процесс (процедура) получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных требований.
3.1.2 проверка внутренняя по охране труда (внутренний аудит): Систематический, независимый, оформленный в виде документа процесс получения и объективной оценки данных о соблюдении установленных требований охраны труда в филиалах ОАО «РЖД» и их структурных подразделениях.
3.1.3 проверка комплексная по охране труда (комплексная проверка): Текущий контроль соблюдения требований охраны труда для выявления, устранения недостатков и разработки профилактических мероприятий по охране труда в проверяемом подразделении.
3.1.4 проверка целевая по охране труда (целевая проверка): Реагирующий контроль соблюдения требований охраны труда для выявления и устранения недостатков, установленных при расследовании несчастных случаев, по материалам анализа состояния охраны труда в проверяемом подразделении и по результатам проведенных ранее комплексных проверок.
3.1.5 проверка оперативная по охране труда (оперативная проверка): Текущий административный контроль соблюдения требований охраны труда на рабочих местах, осуществляемый руководителями при посещении находящихся в их ведении структурных и производственных подразделений.
3.1.6 контроль трехступенчатый по охране труда (трехступенчатый контроль): Текущий административно-общественный контроль соблюдения требований охраны труда на рабочих местах в производственных подразделениях.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
4 Общие положения
4.1 Контроль соблюдения требований охраны труда в ОАО «РЖД» осуществляют руководители и специалисты ЦБТ, других подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», центральных дирекций ОАО «РЖД», других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», органов управления и структурных подразделений железных дорог, НБТ, ДИ, ДИБТ и региональных дирекций с целью снижения профессиональных рисков, предупреждения производственного травматизма и улучшения условий труда работников.
Специалисты по охране труда структурных подразделений осуществляют контроль соблюдения требований охраны труда в соответствии с должностными обязанностями и квалификационными характеристиками.
4.2 В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в ОАО «РЖД» наряду с контролем соблюдения требований охраны труда проводят государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда и трудового законодательства, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности, а также общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, осуществляемый Роспрофжел, комитетами (комиссиями) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.
4.3 Контроль соблюдения требований охраны труда в ОАО «РЖД» осуществляют путем проведения внутреннего аудита, комплексных, целевых и оперативных проверок, трехступенчатого контроля.
4.4 ЦБТ до 10 декабря текущего года утвержденные планы внутренних аудитов и целевых проверок направляет в центральные дирекции ОАО «РЖД» и НБТ.
Центральные дирекции ОАО «РЖД» до 20 декабря текущего года согласовывают с ЦБТ проекты планов комплексных проверок на следующий год, и утвержденные планы направляют в региональные дирекции, а также в НБТ для формирования плана целевых проверок.
Региональные дирекции до 30 декабря текущего года согласовывают проекты планов комплексных проверок на следующий год с центральными дирекциями ОАО «РЖД» и утвержденные планы направляют в свои структурные подразделения и НБТ.
4.5 В региональных дирекциях внутренний аудит, осуществляемый ЦБТ, и комплексные проверки, осуществляемые центральными дирекциями ОАО «РЖД», не должны проводиться в один год.
Планы внутренних аудитов и комплексных проверок необходимо составлять таким образом, чтобы в одном структурном подразделении региональной дирекции и ДИ проводить не более двух проверок в год комиссиями различных уровней управления.
5 Внутренний аудит
5.1 Внутренний аудит в филиалах ОАО «РЖД» и их структурных подразделениях проводят лица, обладающие необходимыми знаниями и практическим опытом работы в области охраны труда, прошедшие специальный курс обучения по программе аудита в обучающих организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности.
5.2 Внутренний аудит проводят по всем основным элементам системы управления охраной труда, установленным СТО РЖД 1.15.002 в соответствии с разработанными программами.
5.3 Организацию внутреннего аудита в ОАО «РЖД» осуществляет ЦБТ в соответствии с СТО РЖД 1.15.005.
6 Комплексные проверки
6.1 Комплексные проверки проводят:
— ЦДИ в ДИ и их структурных подразделениях по планам, утверждаемым руководителем ЦДИ, не реже одного раза в пять лет одновременно во всех хозяйствах ДИ;
ЦБТ при необходимости может проводить комплексные проверки в филиалах ОАО «РЖД» и их структурных подразделениях по распоряжению вице-президента ОАО «РЖД», организующего работу по охране труда, с привлечением в состав комиссии специалистов НБТ и дирекций.
6.2 Комплексные проверки проводят комиссии в составе руководителей и специалистов по охране труда, прошедших в установленном СТО РЖД 1.15.011 порядке обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в обучающей организации.
6.3 Для проведения комплексных проверок создают комиссии:
— в центральной дирекции ОАО «РЖД» с привлечением в состав комиссии руководителей и специалистов центральной дирекции, специалистов по охране труда региональных дирекций (за исключением проверяемой). В работе комиссии могут принимать участие специалисты ЦБТ (по согласованию);
— в региональной дирекции с привлечением в состав комиссии руководителей и специалистов подразделений региональной дирекции. В работе комиссии могут принимать участие специалисты НБТ (по согласованию).
В работе комиссий могут принимать участие представители органов общественного контроля.
6.4 О проведении комплексной проверки не позднее чем за две недели до ее начала издают распоряжение, в котором определяют состав комиссии, сроки и объекты проверки.
6.5 При проведении комплексной проверки проверяют:
— соответствие организации работ по управлению охраной труда в проверяемом подразделении требованиям трудового законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД» по охране труда;
— выполнение руководящим составом основных работ по охране труда в соответствии с СТО РЖД 1.15.002 (приложение Б);
— соблюдение работниками требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и нормативных документов ОАО «РЖД» в области охраны труда;
— выполнение мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом и пунктами коллективного договора, соглашения, касающимися вопросов охраны труда;
Что такое нбт проверка
Национальный банк Таджикистана
«Независимое бишкекское телевидение»
Новые бизнес технологии
организация, Санкт-Петербург, техн.
Национальный банк «Траст»
начальник службы охраны труда и промышленной безопасности
начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности
Полезное
Смотреть что такое «НБТ» в других словарях:
НБТ — невозвращаемый батитермограф … Словарь сокращений русского языка
Эндокардит — I Эндокардит Эндокардит (endocarditis: греч. endō внутри + kardia сердце + itis) воспаление эндокарда (внутренней оболочки сердца). В большинстве случаев Э. не бывает изолированным, сочетаясь с миокардитом, иногда также с перикардитом (при… … Медицинская энциклопедия
Всемирная торговая организация — У этого термина существуют и другие значения, см. ВТО (значения). World Trade Organization (англ.) Organisation Mondiale du Commerce (фр.) Organización Mundial del Comercio (исп.) … Википедия
MuzZone — 1 … Википедия
Список футбольных клубов высших лиг стран АФК — Содержание 1 Австралия 2 Афганистан 3 … Википедия
Акаев, Айдар Аскарович — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Банк Эсхата — «Банк Эсхата» … Википедия
Список футбольных клубов Брунея — ФК Индера ФК Майра ФК КАФ en:QAF FC МС АБДБ АХ Юнайтед ФК Бруней Шелл ФК Сенгкуронг Марч Юнайтед ФК Джерудонг ФК Виджайа en:Wijaya FC ФК НБТ ФК Уайт Лайонз … Википедия
Распоряжение ОАО «РЖД» от 10.01.2014 N 16р «Об утверждении стандарта ОАО «РЖД» «Система внутреннего аудита управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «РЖД» (вместе с «СТО РЖД 15.005-2013. «)
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
от 10 января 2014 г. N 16р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОАО «РЖД» «СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО
АУДИТА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ОАО «РЖД»
В целях совершенствования оценки эффективности функционирования системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «РЖД»:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2014 г. СТО РЖД 15.005-2013 «Система внутреннего аудита управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «РЖД».
2. Начальникам департаментов и управлений, руководителям филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»:
довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;
3. Признать утратившим силу с 1 марта 2014 г. распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2009 г. N 2495р «Об утверждении стандарта ОАО «РЖД» «Система внутреннего аудита управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «РЖД» СТО РЖД 1.15.005-2009″.
распоряжением ОАО «РЖД»
от 10 января 2014 г. N 16р
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ОАО «РЖД»
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» (МГУПС) МИИТ
2 Внесен Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»
3 Утвержден и введен в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 10 января 2014 г. N 16р
4 Введен взамен СТО РЖД 1.15.005-2009.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные цели, задачи и порядок планирования, организации и проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «РЖД».
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД».
Применение настоящего стандарта дочерними обществами ОАО «РЖД» устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО «РЖД» и дочернего общества в соответствии с регламентом ОАО «РЖД».
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
Система управления охраной труда (СУОТ) является частью интегрированной системы менеджмента ОАО «РЖД» и используется для разработки и осуществления политики и управления рисками компании в области охраны труда (ОТ) и промышленной безопасности.
Одним из процессов СУОТ в ОАО «РЖД» является проведение аудитов первой, второй и третьей сторон. В настоящем стандарте приводятся требования к аудитам системы управления ОТ, проводимым второй стороной, которые называются внутренними аудитами (см. п. 4.5.5 OHSAS 18001:2007). При этом аудиты, проводимые первой стороной, являются самооценкой на уровне руководителей объектов ОАО «РЖД». Аудиты, проводимые третьей стороной, представляют системную оценку со стороны внешнего по отношению к ОАО «РЖД» органа.
Основные цели внутренних аудитов СУОТ заключаются в следующем:
— оценка эффективности функционирования СУОТ на объектах ОАО «РЖД»;
— оценка соответствия процессов и механизмов управления СУОТ на объекте аудита корпоративной политике, целям, стандартам и применимым законам, нормам и правилам;
— выявление элементов СУОТ, требующих улучшения;
— улучшение показателей по охране труда, промышленной безопасности, совершенствование СУОТ ОАО «РЖД» в целом.
Внутренний аудит проводят по всем основным элементам системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, установленным СТО РЖД 15.002-2012 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Общие положения» в соответствии с разработанными программами. В ходе внутреннего аудита команда аудиторов должна оценить:
соответствие организации работ по управлению охраной труда в проверяемом подразделении требованиям трудового законодательства, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным документам ОАО «РЖД» по охране труда;
выполнение руководящим составом основных работ по охране труда в соответствии с СТО РЖД 15.002-2012 (приложение Б) ;
соблюдение работниками требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и нормативных документов ОАО «РЖД» в области охраны труда;
выполнение мероприятий, предусмотренных программами по улучшению условий и охраны труда и обеспечению промышленной безопасности, разделом и пунктами коллективного договора, соглашениями, касающимися вопросов охраны труда;
выполнение мероприятий по ранее проведенным аудитам, проверкам, организацию проведения трехступенчатого контроля;
организацию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда работников;
выполнение предписаний и представлений органов государственного надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
наличие в проверяемых подразделениях комплекта инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции, своевременность их пересмотра;
своевременность проведения обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда работников, а также порядок допуска их к работе;
своевременность проведения медосмотров;
своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
санитарно-гигиеническое состояние производственных и вспомогательных помещений и состояние санитарно-технических устройств;
правильность расходования в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
своевременность и правильность предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов или замены их компенсационными выплатами;
своевременность проведения соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований состояния оборудования, машин, механизмов и приспособлений, а также проверок и обследований технического состояния зданий и сооружений на соответствие их требованиям нормативных правовых актов по охране труда;
наличие и состояние предохранительных приспособлений и защитных устройств, вентиляционных систем, систем освещения и других средств коллективной защиты;
соответствие рабочих мест эргономическим требованиям;
обеспечение работающих исправным и качественным инструментом;
наличие требований безопасности труда в комплектах технологической документации;
организацию работы системы информации «Работник на пути»;
соблюдение требований электробезопасности и других требований охраны труда.
1.2 Область назначения
Внутренние аудиты СУОТ проводятся независимыми по отношению к объекту аудиторами для обеспечения объективной оценки и выявления возможностей для дальнейшего улучшения практики управления ОТ и промышленной безопасностью на объекте. Внутренние аудиты позволяют:
— удостовериться, что на объекте постоянно проводится работа по улучшению условий труда и промышленной безопасности;
— отслеживаются уровни травматизма, профессиональных заболеваний и происшествий, ведется работа по снижению этих показателей и достигается улучшение ситуации по сравнению с предшествующими периодами;
— выявить проблемные вопросы и установить приоритетность действий по совершенствованию СУОТ;
— оценить качество аудитов первой стороны, проводимых на объекте.
1.3 Принципы аудита
Согласно ISO 19011-2011 основу проведения внутренних аудитов (или аудитов второй стороны) составляют следующие принципы:
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ с изменениями от 23.07.2013;
Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 01.07.2012);
ГОСТ Р ИСО 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
ГОСТ Р ИСО 19011-2011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»;
ГОСТ 12.0.230-2007 Межгосударственный стандарт «Система стандартов безопасности труда системы управления охраной труда»;
Политика ОАО «РЖД» в области охраны труда, окружающей среды и промышленной безопасности (протокол правления ОАО «РЖД» от 25.12.2011 N 52);
СТО РЖД 15.002-2012 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Общие положения;
СТО РЖД 15.003-2008 Производственный контроль условий труда в ОАО «РЖД». Общие положения;
СТО РЖД 1.15.006-2013 Система управления промышленной безопасностью в ОАО «РЖД». Общие положения;
СТО РЖД 1.15.008-2009 Система управления промышленной безопасностью в ОАО «РЖД». Обучение и проверка знаний персонала, обслуживающего опасные производственные объекты;
СТО РЖД 1.15.011-2010 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация обучения;
СТО РЖД 1.15.012-2013 Система управления охраной труда ОАО «РЖД». Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда;
СТО РЖД 1.21.001-2007 Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения;
СТО РЖД 15.013-2011 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения;
СТО РЖД 15.014-2012 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация контроля и порядок его проведения.
3. Термины и определения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 аудит (проверка): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.
[ГОСТ Р ИСО 19011-2012, пункт 3].
3.1.2 аудит системы управления охраной труда (СУОТ) второй стороны (или внутренний аудит): Полная или частичная проверка системы управления ОТ и ПБ на объекте, выполняемая квалифицированными независимыми аудиторами ОАО «РЖД».
3.1.3 аудит СУОТ первой стороны: Проверка системы управления охраны труда и промышленной безопасности объекта, осуществляемая руководством или сотрудниками данного объекта.
3.1.4 аудит СУО третьей стороны: Проверка системы управления охраной труда объекта, осуществляемая персоналом, не входящим в штат ОАО «РЖД»; инспекции, проводимые государственными учреждениями.
3.1.5 аудитор: Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита.
[ГОСТ Р ИСО 19011-2012, пункт 3.7].
3.1.6 безопасность: Отсутствие неприемлемого риска потери трудоспособности.
3.1.7 вводное совещание: Встреча команды внутренних аудиторов с руководителем и другими работниками объекта для согласования целей аудита, подтверждения порядка и плана работы, а также обсуждения вопросов, требующих пояснения; проводится непосредственно на объекте.
3.1.8 внутренний аудитор (аудитор второй стороны) СУОТ: Сотрудник ОАО «РЖД», обладающий соответствующими знаниями, навыками, опытом работы и отвечающий требованиям настоящего стандарта для проведения аудитов второй стороны (внутренних аудитов) СУОТ.
3.1.9 выводы (наблюдения) аудита: Результат оценки собранных свидетельств аудита по отношению к критериям аудита.
[ГОСТ Р ИСО 19011-2012, пункт 3.4].
3.1.10 заключение по результатам аудита: Выходные данные аудита, представленные аудиторской группой после рассмотрения целей аудита и всех выводов аудита.
[ГОСТ Р ИСО 19011-2012, пункт 3.5].
3.1.11 заключительное совещание: Встреча команды внутренних аудиторов СУОТ с руководителем и другими работниками объекта для представления и обсуждения заключения по результатам аудита; проводится непосредственно на объекте.
3.1.12 команда внутренних аудиторов: Два или несколько аудиторов, проводящих аудит на объекте.
3.1.13 компетентность: Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и умение.
[ГОСТ Р ИСО 19011-2012, пункт 3.17].
3.1.14 контактное лицо объекта: Лицо, назначенное руководителем объекта, на котором проводится внутренний аудит, для предоставления информации и координации работы команды внутренних аудиторов. Контактное лицо объекта не может являться членом команды внутренних аудиторов объекта.
3.1.15 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия.
[ГОСТ Р ИСО 9000-2011, пункт 3.6.5].
3.1.16 несоответствие: Невыполнение требований.
[ГОСТ Р ИСО 9000-2011, пункт 3.6.2].
Примечание: невыполнением установленного требования является отсутствие этого требования в документах СУОТ и/или отсутствие его реализации при функционировании системы.
3.1.17 область аудита: Содержание и границы аудита.
Примечание: область аудита обычно включает в себя описание местонахождения, организационной структуры, видов деятельности и процессов организации, а также указание необходимого периода времени.
3.1.18 план аудита: Описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.
[ГОСТ Р ИСО 19011-2012, пункт 3.15].
3.1.19 подрядчик: Любое предприятие, не входящее в состав ОАО «РЖД», предоставляющее товары или услуги согласно договору. В целях настоящего стандарта под подрядчиками понимаются внешние исполнители, находящиеся на объекте и занимающиеся техническим обслуживанием или строительством, сопровождением услуг или производства, либо другие подрядчики, выбранные для включения в объем проведения аудита.
3.1.20 проверяемый объект: Одно или несколько структурных подразделений железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», на которых проводится аудит.
3.1.21 программа аудита: Совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный интервал времени и направленных на достижение конкретной цели.
[ГОСТ Р ИСО 19011-2012, пункт 3.13].
3.1.22 происшествие: Событие, которое приводит или может привести к несчастному случаю на производстве.
3.1.23 промышленная безопасность: Состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
3.1.24 протокол: Документ, содержащий конкретные вопросы, которые необходимо охватить аудитору при проведении аудита на объекте.
3.1.25 руководитель (заместитель руководителя) команды внутренних аудиторов СУОТ: Лицо, назначенное руководителем программы внутренних аудитов СУОТ, руководящее проведением аудита на конкретном объекте, прошедшее обучение и имеющее соответствующий сертификат.
3.1.26 свидетельства аудита: Записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проверены.
[ГОСТ Р ИСО 19011-2012, пункт 3.3].
3.1.27 стажер: Специалист, прошедший теоретическую подготовку по программе внутренних аудитов ОТ и ПБ и находящийся на объекте в составе команды внутренних аудиторов для получения практического опыта.
3.1.28 филиал: Отделение или самостоятельная часть предприятия, учреждения, организации, обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
3.1.29 эксперт: Специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
4. Организационная структура аудитов. Полномочия
и ответственность участников процесса по уровням управления
Ответственность за реализацию настоящего стандарта несут руководители всех уровней управления ОАО «РЖД». Специалисты департаментов, управлений, филиалов, служб, отделов охраны труда и промышленной безопасности различных уровней управления берут на себя консультативную и организационную поддержку по внедрению и реализации настоящего стандарта, а также выполняют роль экспертов в решении спорных вопросов.
4.1. Полномочия и ответственность руководителей ЦБТ и руководителей филиалов в планировании организации и проведении внутренних аудитов СУОТ
В обязанности руководителей ЦБТ и филиалов входит следующее:
— поддержка реализации данного стандарта на практике;
— организация работы по обновлению требований стандарта, включая приложения;
— разработка (корректировка, дополнение) Протокола в зависимости от специфики работы филиала (региональной дирекции и структурных подразделений);
— составление годового плана проведения внутренних аудитов СУОТ;
— организация ведения базы данных отчетов по результатам проведенных внутренних аудитов СУОТ и по выполнению плана корректирующих действий;
— консультирование по содержанию программы подготовки для новых аудиторов и по программе переподготовки для опытных аудиторов, контроль за реализацией программы подготовки;
— ведение реестра внутренних аудиторов СУОТ ОАО «РЖД» (филиала);
— определение объектов, подлежащих внутреннему аудиту в рамках ОАО «РЖД» (филиала, структурного подразделения);
— разработка графиков проведения внутренних аудитов СУОТ объектов ОАО «РЖД» (филиала, структурного подразделения);
— проверка независимого положения руководителя (зам. руководителя) команды аудиторов и членов команды относительно объекта аудита;
— обеспечение коммуникации с объектом аудита (например, направление графика, телеграммы с уведомлением об аудите);
— доведение до филиалов (структурных подразделений) и объектов необходимой информации, касающейся программы внутренних аудитов ОТ, включая изменения в планах, результаты аудитов по другим объектам и т.д. (информация о результатах аудита объектов филиала в части основных выводов и плана корректирующих действий может быть применима к целому ряду объектов филиала);
— мониторинг выполнения плана корректирующих действий по результатам аудита на объектах ОАО «РЖД» (филиала, структурных подразделений);
— ведение реестра, организация подготовки новых аудиторов.
4.2. Полномочия и ответственность руководителя объекта, на котором проводится аудит
В обязанности руководителя объекта, на котором проводится аудит, входит следующее:
— организация подготовки необходимой документации для проведения аудита;
— предоставление не позднее пяти дней до начала аудита всех запрашиваемых документов руководителю (заместителю) группы внутренних аудиторов;
— заблаговременное доведение информации об аудите до всех участников процесса со стороны объекта, в частности о необходимости их присутствия и активного участия в проведении аудита;
— обеспечение помещения для проведения встреч в соответствии с планом аудита;
— обеспечение доступа команды внутренних аудиторов на производственные площадки, включая возможность фотографирования по согласованию с органами (службой) безопасности;
— организация выполнения плана корректирующих действий по результатам аудита и других действий до закрытия вопросов по всем выводам аудита;
— обеспечение присутствия и участия руководителей и специалистов, необходимых для проведения аудитов;
— информирование руководителя команды аудиторов и вышестоящего руководителя по вертикали управления в ОАО «РЖД» о выполнении плана корректирующих действий.
Для проведения внутреннего аудита на объекте руководителем объекта назначается контактное лицо.
Контактное лицо объекта оказывает поддержку команде внутренних аудиторов в течение всего процесса внутреннего аудита ОТ и ПБ. Контактное лицо освобождается от выполнения своих должностных обязанностей на время посещения объекта внутренними аудиторами.
В обязанности контактного лица объекта входит следующее:
— содействие руководителю команды внутренних аудиторов в разработке детального плана работы для обеспечения эффективности аудита на объекте;
— помощь в сборе документации, запрошенной руководителем команды внутренних аудиторов для подготовки к проведению аудита и в процессе проведения аудита;
— участие в ежедневных совещаниях команды внутренних аудиторов на объекте при необходимости;
— ознакомление с проектом отчета о результатах аудита и представление своих замечаний;
— поддержка контактов с другими лицами или руководителями других объектов для извлечения максимальной пользы из выводов аудита.
4.3. Полномочия и ответственность руководителя и членов команды внутренних аудиторов
Внутренние аудиты СУОТ осуществляются командами внутренних аудиторов, состоящими из числа внутренних аудиторов, прошедших обучение на право их проведения и имеющих соответствующий стаж работы в вопросах ОТ и ПБ. В состав команды допускается включать инженеров по охране труда и промышленной безопасности (кандидатов для подготовки аудиторов), имеющих стаж работы в вопросах охраны труда и промышленной безопасности.
Руководитель (заместитель руководителя) команды внутренних аудиторов должен выполнять следующие функции:
— взаимодействовать с руководителем и контактным лицом объекта, на котором планируется проведение внутреннего аудита СУОТ и ПБ;
— распределять обязанности между членами команды в зависимости от их компетенций;
— составлять план аудита для последующего согласования с руководителем объекта;
— вносить изменения в план аудита на месте, если таковое представляется необходимым для улучшения качества работ;
— запрашивать от руководителя объекта и направлять для изучения остальным членам команды материалы для подготовки к проведению внутреннего аудита;
— проводить вводное совещание на объекте перед началом аудита и заключительное совещание на объекте после проведения аудита;
— отслеживать, чтобы проводимый внутренний аудит СУОТ и ПБ соответствовал положениям настоящего стандарта и другим стандартам ОАО «РЖД», если таковое применимо;
— докладывать руководству объекта и руководителю филиала выводы аудита;
— контролировать качество и эффективность проводимого аудита.
Внутренние аудиторы должны выполнять следующие функции:
— анализировать материалы объекта, полученные для подготовки к аудиту, изучать требования стандартов и инструкций;
— оценивать системы и методы управления ОТ объекта согласно требованиям настоящего стандарта;
— анализировать полученные выводы и проверять их достоверность;
— удостовериться в том, что выводы соответствуют критериям, приведенным в настоящем стандарте;
— готовить отчеты об аудите;
— выполнять требования по документообороту ОАО «РЖД».
5. Порядок проведения внутреннего аудита СУОТ и ПБ
5.1. Обеспечение системного подхода
Программа внутреннего аудита по ОТ и ПБ действует применительно к системе управления и оценивает эффективность данной системы на основе выборочного анализа соответствия требованиям, а также направлена на обеспечение непрерывного совершенствования СУОТ.
5.2. Объекты внутреннего аудита СУОТ и ПБ
Объектами внутреннего аудита СУОТ и ПБ являются:
— подразделения аппарата управления ОАО «РЖД»;
— филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД»;
— структурные подразделения филиалов ОАО «РЖД».
5.3. Планирование внутренних аудитов
Организацию внутренних аудитов в ОАО «РЖД» осуществляют ЦБТ, центральные дирекции ОАО «РЖД» и НБТ железных дорог.
Внутренние аудиты СУОТ ОАО «РЖД» проводятся на плановой и внеплановой основе.
Плановые внутренние аудиты СУОТ и ПБ проводятся:
Плановые внутренние аудиты включаются в годовой план предстоящей на следующий год контрольно-проверочной работы в сроки:
НБТ до 30 декабря текущего года, с учетом планов ЦБТ и центральных дирекций, утвержденный начальником железной дороги план проведения внутренних аудитов и целевых проверок на следующий год направляют в структурные подразделения полигона железной дороги и в ЦБТ.
Внутренний аудит, осуществляемый ЦБТ, центральными дирекциями ОАО «РЖД» и НБТ, не должен проводиться в один год на одном структурном подразделении региональной дирекции.
Планирование внутренних аудитов основывается на показателях работы подразделений ОАО «РЖД» за отчетный год. Частота проведения аудитов того или иного объекта определяется с учетом следующих факторов:
— эффективности СУОТ и ПБ на объекте;
— результатов предыдущих аудитов и показателей работы по ОТ за отчетный период;
— наличия потенциально опасных факторов и типа объекта;
— изменений в вопросах управления (например, оптимизация персонала, реорганизация процессов управления ОТ и др.);
— невыполнения корректирующих мероприятий в установленные сроки.
Плановые внутренние аудиты объекта проводятся с периодичностью не чаще одного раза в три года, но не реже одного раза в пять лет.
Внеплановые аудиты могут проводиться по следующим причинам:
— ухудшение показателей по ОТ и ПБ;
— изменения в структурном подразделении (реорганизация, освоение новых видов услуг);
— распоряжение руководства ОАО «РЖД».
В случае необоснованного невыполнения объектом по результатам внутреннего аудита корректирующих мероприятий в установленные сроки, данный объект ставится на особый учет и может подвергаться ежегодным внеплановым проверкам до полного устранения выявленных несоответствий.
5.4. Требования к внутренним аудиторам
Внутренний аудит в филиалах ОАО «РЖД» и их структурных подразделениях проводят лица, обладающие необходимыми знаниями и практическим опытом работы в области охраны труда.
Для реализации программы (планов) внутренних аудитов СУОТ и ПБ в ОАО «РЖД» команда аудиторов формируется из утвержденного Реестра подготовленных, обученных и аттестованных внутренних аудиторов, а также кандидатов для подготовки аудиторов.
Реестр ежегодно, в срок до 20 декабря, утверждается распоряжением ОАО «РЖД» (соответствующего филиала). Копии Реестров доводятся до сведения всех заинтересованных сторон:
В случае необходимости в текущем календарном году в Реестр могут вноситься изменения.
Группа аудиторов (кандидатов в аудиторы) должна быть представлена сотрудниками центрального аппарата, филиалов и структурных подразделений служб, отделов по ОТ и ПБ.
Кандидаты во внутренние аудиторы должны соответствовать следующим требованиям:
— производственный стаж не менее 5 лет;
— успешное освоение программы обучения внутренних аудиторов по охране труда и промышленной безопасности;
— глубокое владение вопросами ОТ и ПБ, заинтересованное отношение к проблемам в области ОТ и ПБ, внутренняя убежденность в важности работы в этих областях.
Ответственность за представление кандидатов в состав Реестра внутренних аудиторов от центрального аппарата, железных дорог и структурных подразделений несут их непосредственные руководители.
5.5. Подготовка внутренних аудиторов
Ответственность за отбор и подготовку внутренних аудиторов несут руководители ЦБТ и центральных дирекций ОАО «РЖД».
Подготовка, аттестация внутренних аудиторов и выдача сертификатов или иных подтверждающих документов проводится в соответствии с программой Компании.
Программа подготовки внутренних аудиторов должна включать в себя:
— собеседование с опытным аудитором по результатам практической стажировки;
— выдачу сертификата или иного подтверждающего документа (в случае удовлетворительного заключения аттестационной комиссии и по итогам собеседования с опытным аудитором).
Программа подготовки готовит кандидатов во внутренние аудиторы с требованиями настоящего стандарта, развивает навыки проведения аудитов (например, планирования, проведения собеседования и наблюдений, анализа документов и написания отчетов), а также вырабатывает общее понимание методологии проведения аудита:
— знание и понимание требований СУОТ ОАО «РЖД», на соответствие которым проводятся аудиты;
— владение методами наблюдения, проведения интервью, оценивания, работы с Протоколом аудита и расчета оценки соответствия;
— владение навыками, необходимыми для планирования, организации, управления процессом аудита, общения;
— обладание выдержкой, способностью реально оценивать ситуацию, понимать сложные процессы с точки зрения общих целей и задач;
— аудитор должен уметь применять личные качества для беспристрастного сбора и оценки объективных доказательств; построения наилучших для достижения целей аудита взаимоотношений с персоналом проверяемой стороны; формирования выводов и заключений на основании наблюдений и сохранения приверженности этим выводам вопреки возможному давлению, направленному на внесение изменений, не основанных на доказательствах.
Повышение квалификации и периодическая проверка знаний внутреннего аудитора проводятся не реже одного раза в пять лет по графику, утвержденному руководителем филиала и согласованному с ЦБТ. При этом проверка знаний внутренних аудиторов на уровне ОАО «РЖД» осуществляется комиссией под председательством заместителя ЦБТ, курирующего вопросы организации и проведения внутренних аудитов СУОТ. В состав комиссии включаются руководители и специалисты ЦБТ и центральных дирекций, которые в свою очередь прошли проверку знаний и были аттестованы. При этом комиссия должна состоять из нечетного количества человек.
Проверка знаний внутренних аудиторов проводится в индивидуальном порядке по вопросникам, разработанным на основании настоящего стандарта, документов, содержащих требования охраны труда, элементов системы управления охраной труда, входящих в программу проведения внутреннего аудита. Результаты проверки знаний оформляются протоколом, в котором фиксируется оценка знаний проверяемого аудитора (сдал, не сдал). Лица, получившие положительную оценку, подтверждают действие имеющегося у них сертификата или иного подтверждающего документа внутреннего аудитора.
Внутренние аудиторы, показавшие при проверке неудовлетворительные знания, временно отстраняются от проведения внутренних аудитов. В этом случае проводится дополнительное обучение аудитора, и в течение двух недель после обучения он обязан пройти повторную проверку знаний. В случае получения повторной неудовлетворительной оценки, данный аудитор подлежит исключению из Реестра.
5.6. Основные этапы проведения внутреннего аудита
Основные этапы процесса проведения внутреннего аудита системы управления ОТ и промышленной безопасности включают:
— подготовку к проведению аудита до выезда на объект;
— завершение аудита, включая разработку отчета по результатам аудита на объекте;
— проведение заключительного совещания;
— разработку плана корректирующих действий и сроков его реализации.
5.6.1 Порядок действий при подготовке к проведению внутреннего аудита СУОТ и ПБ до выезда на объект
Подготовка к проведению внутреннего аудита состоит из следующих шагов:
— выбор и назначение руководителя, заместителя руководителя и членов команды внутренних аудиторов (за 20 календарных дней до даты начала проведения внутреннего аудита);
— запрос документов для предварительного ознакомления и анализа членами команды внутренних аудиторов (за 15 календарных дней до даты начала проведения аудита);
— разработка (корректировка, дополнение) Протокола аудита системы управления охраной труда и промышленной безопасности, применительно к специфике (технологии) работы объекта, на котором планируется проведение аудита;
— согласование плана-графика и организационных деталей проведения аудита на объекте (за 10 календарных дней до даты начала проведения аудита).
5.6.1.1 Выбор и назначение руководителя (заместителя руководителя) и членов команды внутренних аудиторов
Руководитель ЦБТ, филиала или НБТ соответственно, проводит выбор членов команды внутренних аудиторов и назначает руководителя и заместителя руководителя команды. Руководители и члены команды аудиторов должны быть независимыми по отношению к объекту, на котором проводится аудит. Обеспечение принципа независимости оценки не допускает формирование команды аудиторов объекта из числа сотрудников объекта.
Подбор членов команды внутренних аудиторов СУОТ предполагает совмещение опыта и знаний членов группы с конкретными задачами и этапами проведения аудита, принимая во внимание обязанности членов группы, возложенные на них в ходе предыдущих аудитов.
Руководитель и заместитель руководителя команды внутренних аудиторов должны иметь соответствующую подготовку (сертификат), обладать опытом проведения внутренних аудитов в качестве члена команды аудиторов, опытом работы в области ОТ и промышленной безопасности, обладать знаниями применимых норм и правил, политики ОАО «РЖД» и стандартов, техническими знаниями в области ОТ, а также навыками руководства, включая навыки:
— организации и планирования;
— письменного и устного изложения информации;
— ведения переговоров и умения оказывать влияние.
5.6.1.2 Согласование графика проведения аудита на объекте и запрос документов для предварительной подготовки
До проведения запланированного внутреннего аудита СУОТ руководитель (зам. руководителя) команды аудиторов связывается с руководством объекта, руководителем отдела ОТ и ПБ и контактным лицом объекта для:
— подтверждения точных дат запланированного аудита;
— разъяснения процесса проведения аудита;
— запроса документов для анализа.
В аудитах по согласованию с руководителем команды аудиторов могут принимать участие специалисты по охране труда других филиалов, имеющие стаж работы в данной должности не менее 5 лет. На данных специалистов возлагаются обязанности по сбору информации (проверке документов и выполнения работниками требований технологии и мер безопасности на рабочих местах), без права предоставления рекомендаций и технического консультирования.
Руководитель (зам. руководителя) команды внутренних аудиторов направляет письмо (допускается по электронной почте) руководителю проверяемого объекта с перечнем необходимых данных и документов, запрашиваемых командой аудиторов. Запрашиваемые документы должны быть предоставлены для предварительного анализа не менее чем за 10 календарных дней до даты начала аудита. Ответственность за своевременное предоставление запрашиваемых документов лежит на руководителе объекта.
Примерный перечень запрашиваемых (анализируемых) документов при подготовке к аудиту:
— положение о филиале в структурном подразделении;
— правила внутреннего распорядка;
— списочная численность работающих, перечень профессий, список сотрудников службы (отдела) ОТ и ПБ, их квалификация и обязанности;
— приказ о распределении обязанностей между руководителями объекта;
— программа по ОТ и промышленной безопасности объекта на текущий год;
— перечень инструкций, утвержденных работодателем;
— сведения о проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда;
— количество рабочих мест, находящихся во вредных условиях труда;
— сведения о допущенных травматических случаях, авариях и инцидентах на производстве;
— анализ работы в вопросах охраны труда за прошедший перед аудитом период;
— подрядные услуги и работы, выполняемые на объекте и за его пределами, но влияющие на состояние ОТ объекта;
— последний отчет о внутреннем аудите СУОТ, план корректирующих мероприятий и отчет о его выполнении.
Часть информации, приводимой в списке, может быть получена из других источников (например, из документации ОАО «РЖД» или филиала). Получение этой информации до проведения аудита позволяет команде аудиторов разработать эффективный план, построенный с учетом особенностей объекта.
5.6.1.3 Проведение совещания команды внутренних аудиторов СУОТ и ПБ до начала аудита
Руководитель (зам. руководителя) команды внутренних аудиторов СУОТ и ПБ должен провести переговоры с каждым членом команды (возможно по телефону) до начала аудита. Целями такого обсуждения являются прояснение деталей, касающихся распределения обязанностей между членами команды, и доработка плана проведения аудита. План проведения аудита включает перечень задач, которые должны быть выполнены во время аудита, время, выделяемое на их выполнение, и определение участников со стороны проверяемого объекта и команды аудиторов.
Во время этого совещания члены команды должны:
— оценить общую информацию, полученную с объекта, выявить недостающие сведения;
— договориться о логистических деталях (проезд, проживание, перемещения между местом проживания и объектом).
5.6.1.4 Согласование организационных деталей
Руководитель (зам. руководителя) команды аудиторов должен связаться с руководителем или контактным лицом проверяемого объекта для проработки организационных деталей, в частности:
— вновь подтвердить даты проведения аудита;
— указать Ф.И.О. и данные членов команды аудиторов для оформления пропусков;
— повторно обсудить план проведения аудита, а также перечислить документы, которые внутренние аудиторы могут запросить для ознакомления во время пребывания на объекте;
— подтвердить детали приезда-отъезда членов команды аудиторов;
— подтвердить организацию помещения для совещаний и предоставление необходимых технических средств и СИЗ для членов команды аудиторов.
5.6.2 Порядок действий при проведении внутреннего аудита СУОТ на проверяемом объекте
5.6.2.1 Проведение вводного совещания
Руководитель (зам. руководителя) команды внутренних аудиторов начинает каждый аудит с проведения вводного совещания с руководством проверяемого объекта, работниками отдела ОТ и ПБ, другими сотрудниками по необходимости. На этом совещании также присутствуют и остальные члены команды внутренних аудиторов.
Вопросы для обсуждения на вводном совещании включают:
— объем и задачи внутреннего аудита;
— представление членов команды внутренних аудиторов и разъяснение их ролей и функций;
— освещение основных выводов последнего внутреннего аудита, и как команда аудиторов планирует включить эту информацию в данный аудит;
— подтверждение графика проведения аудита на объекте;
— подтверждение сроков проведения заключительного совещания.
5.6.2.2 Ознакомление с объектом
Команда внутренних аудиторов начинает свое ознакомление с проверяемым объектом с прохождения вводного инструктажа по ОТ и ПБ в целях обеспечения безопасности пребывания на объекте, получения (при необходимости) необходимых СИЗ.
На вводном совещании команда внутренних аудиторов от руководителей и контактного лица проверяемого объекта получает информацию для общего представления об объекте, включая его размеры, расположение участков, где выполняются работы и мероприятия, имеющие отношение к объему аудита. Такое общение дает команде аудиторов возможность задать некоторые вопросы общего характера о системе управления ОТ и промышленной безопасности на объекте и убедиться в том, что план аудита был составлен адекватно.
Сбор фактов для формирования выводов и разработки рекомендаций по результатам аудита осуществляется с использованием различных источников:
— индивидуальные интервью с ключевыми руководителями объекта и специалистами;
— изучение документации, представленной для подготовки к аудиту и во время проведения аудита на объекте;
— наблюдения на рабочих местах (условия труда, порядок выполнения работы), включая общение (интервью, беседы) с рабочими и руководителями различных уровней управления.
При сборе фактов команда внутренних аудиторов руководствуется Протоколом по СУОТ и ПБ, представленным в Приложении к настоящему стандарту. Внутренние аудиторы должны собрать репрезентативную информацию, достаточную для того, чтобы подтвердить соответствие требованиям, обосновать выводы о несоответствии требованиям и оценить уровень эффективности функционирования СУОТ и ПБ проверяемого объекта.
В ходе аудита внутренние аудиторы должны собрать факты по четырем типам информации:
Навыки и методы, существующие для сбора информации, разъясняются и отрабатываются в деталях в ходе программы подготовки по внутренним аудитам СУОТ и ПБ.
5.6.2.4 Анализ и оценка
Основываясь на проведенных собеседованиях (интервью), анализе документов и наблюдениях на производственных участках, внутренние аудиторы проводят обработку собранных данных и фактов, используя для этого Протокол аудита, сделанные записи и личный опыт. Эта работа может быть выполнена совместно с контактным лицом, сотрудниками отдела ОТ и ПБ и другого персонала проверяемого объекта, если это необходимо. Аудитор оценивает соответствие СУОТ и ПБ по конкретному вопросу Протокола аудита с учетом следующих принципов оценки:
— полнота описания и документирования предмета вопроса (стандарты ОАО «РЖД», документированные процедуры и руководящие документы, инструкции, технологические процессы, приказы и распоряжения);
— эффективность и результативность применения предмета вопроса в практической деятельности объекта;
— предмет вопроса, может быть и не применим для реализации на конкретном объекте, в этом случае вопрос Протокола аудита не оценивается.
При выставлении окончательной оценки по каждому вопросу Протокола складываются оценки по данному вопросу всех членов команды аудиторов, делится на количество аудиторов. Полученная цифра, округленная по правилам арифметики, является оценкой по данному вопросу. При этом если хотя бы у одного аудитора была выставлена оценка менее 10, данный вопрос не может быть оценен 10.
Команда аудиторов должна оценить результаты аудита с целью определения корректирующих действий, направленных на дальнейшее совершенствование практики и методов управления ОТ. Выводы по результатам аудита должны делаться с учетом как государственных, так и внутренних требований по ОТ и ПБ, а также с учетом лучшей практики в данной области. Выводы должны быть четко документированы.
Для поддержки и обоснования результатов аудита выводы должны быть:
— изложенными по существу;
— объективными и убедительными (если дать изучить другой команде внутренних аудиторов те же аргументы и доказательства, они должны прийти к тем же заключениям).
Для разработки выводов, отвечающих названным критериям, команда аудиторов должна определить действующие методы управления, которые:
— отклоняются от государственных нормативных требований охраны труда и промышленной безопасности, что должно быть отражено в окончательном отчете.
(Если ситуация выглядит потенциально серьезной либо выводы связаны с судебным разбирательством, необходимо проконсультироваться у юриста);
— отклоняются от политики, стандартов и процедур ОАО «РЖД» или других требований в пределах объема аудита;
— не подпадают под пункты выше, но которые влияют на показатели по ОТ, промышленной безопасности и функционирование СУ (например, нечеткое распределение функций и обязанностей, недостатки в документации, недостатки при выполнении инструкций либо потенциально слабые стороны, которым на текущий момент не уделено внимания в требованиях).
Команда внутренних аудиторов анализирует предварительные выводы и выявляет общие характеристики или тенденции, указывающие на ключевые проблемы. Задача заключается в том, чтобы определить основные отступления от государственных нормативных или корпоративных требований и сгруппировать факты и наблюдения так, чтобы сделанные выводы были понятны руководству объекта.
5.6.2.5 Классификация статуса несоответствий
Применяется следующая классификация статуса выводов:
— Статус закрытого имеет несоответствие, по которому были реализованы соответствующие корректирующие действия непосредственно во время проведения аудита объекта. Аудитор должен удостовериться в успешном выполнении корректирующих действий.
— Статус нового имеет несоответствие, которое не было выявлено в ходе предыдущего внутреннего аудита СУОТ и ПБ.
— Статус повторного имеет несоответствие, выявленное в ходе предыдущего внутреннего аудита СУОТ и ПБ, по которому не было выполнено корректирующих действий, или несоответствие, аналогичное выводу, сделанному в ходе предыдущего аудита. Внутренние аудиторы должны с особой осторожностью относиться к повторяющимся несоответствиям. Если выявляется проблема, установленная в ходе предыдущего аудита, и она не полностью устранена, то необходимо произвести оценку и обсудить дальнейшие корректирующие действия с руководством и контактным лицом объекта.
5.6.2.6 Определение категории несоответствий
Несоответствия могут быть определены по следующим пяти категориям:
— требования государственных нормативных документов;
— требования политики и стандартов компании;
— локальный факт, требующий внимания (не включается в письменный отчет об аудите);
Несоответствия, относящиеся к государственным нормативным документам, касаются федеральных законов, нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда в которые входят: межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, строительные и санитарные нормы и правила, правила устройства и безопасной эксплуатации, свод правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, а также постановления Правительства Российской Федерации, документы федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию, и международные договоры.
Несоответствия, относящиеся к политике и стандартам компании, касаются обязательных требований, приводимых в стандартах ОАО «РЖД» и локальных инструкциях объекта.
Несоответствия, относящиеся к указаниям/наблюдениям, касаются необязательных практик или программам, которые важно доводить до сведения руководства объекта по одной или нескольким из следующих причин:
— оно может оказать влияние на соответствие государственным нормативным или корпоративным требованиям в будущем, хотя на текущий момент объект этим требованиям удовлетворяет;
— оно указывает на неспособность системы следовать надлежащей практике эксплуатации (например, повторные или многочисленные происшествия);
— если проблемы, на которые указывает это несоответствие, не будут решены, то это может привести к материальной ответственности руководителя объекта (например, в связи с нанесением ущерба окружающей среде или с риском для здоровья людей).
Классификация несоответствий, принадлежащих одновременно к нескольким категориям, проводится следующим образом:
— если несоответствие можно отнести к категории «Требования государственных нормативных актов» или «Требования компании», его необходимо отнести к категории «Требования государственных нормативных актов»;
— если несоответствие можно отнести к категории «Требования государственных нормативных актов» или «Указания/Наблюдения», его необходимо отнести к классу «Требования государственных нормативных актов»;
— если несоответствие можно отнести к категории «Требования компании» или «Указания/Наблюдения», его следует отнести к классу «Требования компании».
Классификация несоответствий, опирающихся на международные стандарты, проводится следующим образом:
— если требования тех или иных международных стандартов интегрированы в государственные нормативные акты, то любой вывод, опирающийся на эти стандарты, следует считать относящимся к категории «Требования государственных нормативных актов»;
— если ОАО «РЖД» или объект, на котором проводится аудит, принял эти стандарты в качестве обязательных, то любой вывод, опирающийся на эти стандарты, следует считать относящимся к категории «Требования компании»;
— в иных случаях эти типы выводов считаются выводами из категории «Указания/Наблюдения».
Выводы о локальном факте, требующем внимания, касаются незначительной и легко исправимой ситуации, не попадающей под вышеперечисленные категории. К этим фактам могут относиться незначительные отклонения в показателях и возможности для улучшения СУОТ, которая, в целом, эффективно функционирует, либо важные факты, выходящие за пределы объема данного аудита. На такие факты обращается внимание соответствующего руководителя, однако в письменный отчет об аудите они могут включаться.
5.6.2.7 Составление рекомендаций
Основываясь на выводах относительно сильных сторон и методов и практики, требующих улучшения, команда аудиторов составляет список рекомендаций для руководства проверяемого объекта. Для оказания помощи в правильной расстановке приоритетов по корректирующим действиям руководством объекта все рекомендации можно распределить по следующим уровням:
Уровень 2: Приоритетные действия, не отвечающие критериям Уровня 1, однако выходящие за рамки единичного случая или случайной ситуации.
Уровень 3: Рекомендации, являющиеся по своему характеру организационными или относящиеся к отдельному случаю или случайной ситуации.
5.6.2.8 Отчет об аудите
Оценив соответствие СУОТ, определив несоответствия, подготовив рекомендации, команда внутренних аудиторов, находясь на объекте, готовит отчет о проведенном внутреннем аудите СУОТ и ПБ проверяемого объекта.
Типовой отчет о проведенном внутреннем аудите СУОТ и ПБ включает следующую информацию:
— общие данные и область аудита (например, название и адрес объекта, даты проведения аудита, Ф.И.О. внутренних аудиторов и др.);
— объем и цели аудита;
— план проведения аудита;
— основные выводы (сильные стороны и области для улучшения);
— приоритетные рекомендации по совершенствованию СУОТ и ПБ;
— классификация каждого вывода и пояснения к нему в соответствии с настоящим стандартом;
— ссылки на применимые политику, стандарты, нормы и правила;
— рекомендации по улучшению;
5.6.2.9 Проведение заключительного совещания
По окончании внутреннего аудита СУОТ и ПБ проверяемого объекта команда аудиторов проводит заключительное совещание с руководителем объекта, специалистами отдела ОТ и ПБ, другими руководителями и специалистами, включая подрядчиков, если это целесообразно.
Во время заключительного совещания руководитель (зам. руководителя) команды внутренних аудиторов:
— напоминает участникам совещания цель и реализованный план аудита;
— отмечает сильные стороны проверяемого объекта;
— представляет и комментирует выявленные несоответствия и замечания, связав их с возможными рисками для СУОТ;
— отмечает необходимость и целесообразность корректирующих действий, направленных на постоянное улучшение;
— отвечает на поступившие в ходе заключительного совещания вопросы.
5.6.3 Порядок действий после завершения внутреннего аудита на проверяемом объекте
5.6.3.1 План корректирующих действий и отчет об их выполнении
В течение 15 календарных дней с момента получения отчета руководство проверяемого объекта (при консультационном сопровождении руководителя команды аудиторов) разрабатывает и утверждает план корректирующих действий, в котором фиксируется порядок корректирующих действий согласно выводам и рекомендациям команды внутренних аудиторов, ожидаемые сроки выполнения и ответственные лица.
Утвержденный план корректирующих мероприятий и ежеквартальные отчеты о его выполнении руководитель проверяемого объекта направляет руководителю команды аудиторов, проводивших аудит, и руководителю соответствующего филиала ОАО «РЖД».
Руководитель проверяемого объекта должен вести постоянный контроль, рассматривать и принимать меры по выполнению корректирующих мероприятий на объекте в установленные сроки.
5.6.3.2 Продление сроков завершения корректирующих действий
Если корректирующее действие, относящееся к Уровням 2 или 3, не может быть завершено к контрольной дате, ответственное лицо за исполнение плана представляет для утверждения руководителю проверяемого объекта новую контрольную дату. Это должно быть сделано до того, как срок выполнения мероприятия будет просрочен, и только в том случае, если причины продления сроков связаны с обстоятельствами, не контролируемыми руководством объекта, и/или если такая задержка не приведет к повышению уровня риска. При корректирующих действиях по выводам Уровня 1 перенос даты завершения не допускается.
Продление срока завершения корректирующих действий согласовывается руководителем аудиторской группы на основании письменного запроса руководителя проверяемого объекта и анализа (обоснований) причин нарушения установленных сроков.
Если обоснования для переноса сроков недостаточны, то в документах указывается на отставание от утвержденного графика, если корректирующие действия не будут завершены к первоначальной контрольной дате.
Если корректирующие действия не будут завершены к новой дате, то рекомендуется считать это срывом графика. При выполнении того или иного корректирующего действия срок может быть перенесен не более одного раза.
Документ, фиксирующий продление сроков, должен содержать:
— рекомендацию (оригинальный текст отчета об аудите);
— корректирующее действие (план мероприятий);
— первоначальный срок исполнения;
— сводные данные о ходе работ;
— описание действий, необходимых для завершения работ;
— причины переноса сроков;
— предлагаемый новый срок исполнения;
— промежуточные механизмы контроля;
— подпись лица, ответственного за корректирующие действия (возможна электронная подпись), и дата подписания;
— подпись руководителя объекта (возможна электронная подпись) и дата подписания.
5.6.3.3 Анализ эффективности внутренних аудитов
ЦБТ, центральные и региональные дирекции, НБТ железных дорог ведут учет и анализ проведенных внутренних аудитов, охваченных внутренним аудитом структурных подразделений и полученных при этом Оценок степени соответствия СУОТ и ПБ.
Руководители охваченных внутренним аудитом структурных подразделений ежеквартально рассматривают результаты проведенных внутренних аудитов и выполнения корректирующих мероприятий, принимают необходимые меры по устранению несоответствий с докладом в соответствующую центральную дирекцию и НБТ.
Результаты учета и анализа проведенных внутренних аудитов, охваченных внутренним аудитом структурных подразделений и полученных при этом Оценок степени соответствия СУОТ и ПБ, данные о выполнении корректирующих мероприятий ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляются:
В анализе эффективности внутренних аудитов СУОТ и ПБ ЦБТ и центральные дирекции должны отразить реализуется ли в ОАО «РЖД», его филиалах и структурных подразделениях соблюдение положений настоящего стандарта по следующим параметрам:
— число запланированных внутренних аудитов СУОТ и ПБ по сравнению с числом проведенных;
— выполнение программы по подготовке внутренних аудиторов и накапливание опыта внутренними аудиторами;
— анализ работы филиалов в планировании и проведении внутренних аудитов СУОТ и ПБ;
— анализ соблюдения независимости проведения аудитов;
— фактические сроки представления отчетов о результатах внутренних аудитов СУОТ и ПБ и их качество;
— качество разработки планов корректирующих действий и фактическое их исполнение;
— фактические сроки и качество отчетов о выполнении корректирующих действий;
— принимаемые руководителями филиалов меры по своевременности и качеству выполнения корректирующих мер.
В отчете об оценке качества исполнения программы внутренних аудитов СУОТ и ПБ указываются сильные стороны программы, области, в которых необходимы улучшения, а также рекомендации по совершенствованию процесса внутреннего аудита.
АУДИТА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТЬЮ ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
— полнота описания и документирования предмета вопроса (стандарты ОАО «РЖД», документированные процедуры и руководящие документы, инструкции, технологические процессы, приказы и распоряжения);
— эффективность и результативность применения предмета вопроса в практической деятельности объекта.
Если предмет вопроса не применим для реализации на объекте, в этом случае вопрос не оценивается.
Работа по данному вопросу не подтверждена
Определена процедура/задокументирована, при этом определенные требования данных и других нормативных документов не выполняются
Разработанная документация на объекте, в ОАО «РЖД» не доведена до причастных работников, не изучена установленным в ОАО «РЖД» порядком. Руководители не в полной мере выполняют свои должностные обязанности в вопросах ОТ и промышленной безопасности
Работники обучены применению инструкций, норм и правил по ОТ и промышленной безопасности, технологии производства работ, рабочие места в большинстве соответствуют установленным требованиям, при этом допускаются нарушения в их содержании, имеются недостатки (неполнота) в отражении требований безопасности в документах
Создана СУОТ и ПБ, установлены параметры оценки, руководство отслеживает и анализирует результаты работы, при этом имеются незначительные отступления
Работа по данному вопросу проводится в полном соответствии с нормативными документами/установленными требованиями
В случае, если оценка отлична от 10 баллов, аудитором в соответствующем поле фиксируются признаки несоответствия требованиям, указывающие на определенное нарушение в деятельности объекта.
При расчете общей оценки СУОТ и ПБ проверяемого объекта все вопросы данного Протокола считаются равнозначными. Общая оценка представляет собой процентное соотношение между полученным количеством баллов в результате проведенного аудита к максимально возможному количеству баллов по всем оцениваемым вопросам.
Шкала оценки соответствия СУОТ и ПБ приведена в таблице 2.