Что такое патриарх определение
Патриарх (церковный сан)
Исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции в возглавляемых ими церквах. В любой автокефальной церкви Патриарх избирается Поместным собором.
Содержание
История
В Ветхом завете рассказывается о десяти допотопных патриархах — это Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной (Быт.5:1-32). После потопа и до дарования Моисею закона патриархами были Авраам, Исаак и Иаков. Сыновья Иакова также называются двенадцатью патриархами. Во всех данных случаях значение слова патриарх имеет не религиозный, а родовой характер, то есть означает прародителей.
В период между заветами и новозаветное время титул патриарха носили председатели Синедриона.
В ранней христианской церкви во главе церкви стоял епископ. Титул Патриарха распространяется с V века, — его получают епископы, главенствующие над митрополитами. Термин фигурирует в документах IV Вселенского Собора (451 год).
В IX веке в Византии сложилось учение о Пентархии: В Церкви может быть лишь пять патриархов. Рассуждения о Пентархии проникли и в русскую Кормчую Книгу (Гл. 40) из Синопсиса Стефана Ефесского чрез Кормчую св. Саввы.
После Раскола 1054 года титул Патриарха закрепился преимущественно за Предстоятелями Восточной Церкви.
Полная титулатура Римского епископа до 2006 года включала среди прочих титул «Патриарх Запада».
В православии сан и звание Патриарха не имеет значения иной, высшей степени священства, нежели вообще епископская, хотя в Москве в XVII веке такой взгляд был весьма распространён. Просто патриархах — это главнейший епископ, первоиерарх в автокефальной церкви.
На Востоке
С возникновением самостоятельных славянских государств (Болгария, Сербия) и обретением автокефалии их Церквами во главе их также становились патриархи.
В России
В России первый Патриарх был поставлен московским Собором под председательством Константинопольского Патриарха Иеремии II в 1589 году.
Наибольшего могущества Патриаршая власть в России достигла при Патриархе Филарете — отце нового царя Михаила Фёдоровича. В период патриаршества Никона произошло столкновение между ним и царём Алексеем Михайловичем, причиной которого были притязания Патриарха Никона на полный судебный и имущественный иммунитет Русской Церкви.
Патриарха Иоасафа I, который заступил на Московскую Патриаршую кафедру в 1634 году, выбрал своим преемником с согласия царя сам Патриарх Филарет, но установленная форма Патриаршего избрания была соблюдена и над ним. Следующий Патриарх, Иосиф, был избран жребием.
Постепенное фактическое подчинение Патриархов светской власти завершилось при Петре I, который после смерти Патриарха Адриана в 1700 году назначил не Патриарха, а Блюстителя Патриаршего Престола, а в 1721 году учредил Святейший Правительствующий Синод.
Патриаршество было полностью восстановлено Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917—1918. В 1917 году Патриархом был избран святитель Тихон (Беллавин). После кончины Патриарха Тихона в 1925 году избрание нового Патриарха не проводилось.
Уже в 1943 году был вновь созван Поместный собор. В Соборе приняли участие 19 иерархов. Кандидатура при голосовании была единственной — митрополит Сергий (Страгородский), который и был избран открытым голосованием. Затем Патриархами были Алексий I, Пимен, Алексий II. В 2009 году шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси был избран Кирилл.
Положение о Патриархе в Уставе Русской Православной Церкви
Основным документом о Патриаршестве в Русской Православной церкви является Положение о Патриархе в Уставе Русской православной церкви. Согласно этому документу, Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси», имеет первенство чести среди епископов Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя рек), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».
В современном православии
Титул имеют предстоятели церквей:
В Католической церкви
В католицизме сан патриарха, в основном, имеют иерархи, возглавляющие Восточные католические церкви со статусом патриархата. На Западе титул употребляется редко, исключением являются главы Венецианской и Лиссабонской митрополий, которые исторически носят титул патриарха, а также иерусалимский патриарх латинского обряда.
Патриархи — главы восточнокатолических церквей — избираются синодом епископов данной Церкви. После избрания Патриарх немедленно интронизируется, после чего испрашивает сопричастия (церковного общения) у Папы римского (в этом единственное отличие патриарха от верховного архиепископа, кандидатура которого Папой утверждается). В иерархии Католической церкви патриархи Восточных церквей приравнены к кардиналам-епископам.
По состоянию на 2011 год в католицизме титул патриарха носят три епископа латинского обряда и шесть предстоятелей восточных церквей.
Патриархия | Литургический обряд | Титул | Страна | Предстоятель |
Коптская католическая церковь | Коптский | Патриарх Александрии | Египет | Антоний Нагиб |
Маронитская католическая церковь | Западно-сирийский | Патриарх Антиохии | Ливан | Бешар эль-Раи |
Сирийская католическая церковь | Западно-сирийский | Патриарх Антиохии | Ливан | Игнатий Иосиф III |
Мелькитская католическая церковь | Византийский | Патриарх Антиохии | Сирия | Григорий III Лахам |
Халдейская католическая церковь | Восточно-сирийский | Патриарх Вавилона | Ирак | Эммануэль III Делли |
Армянская католическая церковь | Армянский | Патриарх Киликии | Ливан, Турция | Нерсес Бедрос XIX |
Иерусалимский латинский патриархат | Латинский | Патриарх Иерусалима | Израиль | Фуад Туаль |
Лиссабонский патриархат | Латинский | Патриарх Лиссабона | Португалия | Жозе да Круж Поликарпу |
Венецианский патриархат | Латинский | Патриарх Венеции | Италия | Франческо Моралья |
В Древневосточных церквях
Титул патриарха носят главы ряда Древневосточных церквей
Нетрадиционные патриархаты
Кроме патриархатов, сложившихся исторически, существует ряд церквей и религиозных течений, которые используют титул патриарха в своей религиозной иерархии. В большинстве своём это церкви, возникшие на протяжении последнего столетия и нередко не разделяющие ряд традиционных консервативных христианских позиций. К таковым относятся:
патриарх
Полезное
Смотреть что такое «патриарх» в других словарях:
ПАТРИАРХ — (греч., от pater отец, и arche власть). Родоначальник племени до потопа, праотец; маститый и уважаемый старец, глава семейства или общества; духовный глава греческой церкви. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка
Патриарх — См. также статью: Патриархат Патриарх (от греч. Πατριάρχης; образовано от πατήρ отец и ἀρχή господство, начало, власть) слово, имеющее несколько значений: Мужчина, глава семьи, который выполняет роль авторитетной власти, а также … Википедия
патриарх — См … Словарь синонимов
Патриарх — см. Праотец, патриарх … Библейская энциклопедия Брокгауза
ПАТРИАРХ — ПАТРИАРХ, патриарха, муж. (греч. patriarches Родоначальник). 1. Родоначальник, старший член родового общества (см. патриархат в 1 знач.; этнол.). 2. Каждый из 12 сыновей библейского Иакова, родоначальников колен еврейского народа (церк.). Заветы… … Толковый словарь Ушакова
ПАТРИАРХ — ПАТРИАРХ, патриарха, муж. (греч. patriarches Родоначальник). 1. Родоначальник, старший член родового общества (см. патриархат в 1 знач.; этнол.). 2. Каждый из 12 сыновей библейского Иакова, родоначальников колен еврейского народа (церк.). Заветы… … Толковый словарь Ушакова
ПАТРИАРХ — (греческое patriarches, от pater отец и archo управлять), в церковной иерархии высшее звание. В христианской церкви принадлежало римскому, константинопольскому, александрийскому, антиохийскому, иерусалимскому епископам. В современном православии… … Современная энциклопедия
ПАТРИАРХ — (греч. patriarches родоначальник) 1) глава, старейшина рода, родовой общины, семьи. В переносном смысле долгожитель, всеми уважаемый человек (глава семьи, старейший представитель какой либо отрасли науки, искусства и т. п.).2) Ветхозаветные… … Большой Энциклопедический словарь
ПАТРИАРХ — в церковной иерархии высшее звание, присваивавшееся у евреев главе синедриона. В христианской церкви принадлежало сначала всем епископам, затем римскому, константинопольскому, александрийскому, антиохийскому, иерусалимскому. В современном… … Большой Энциклопедический словарь
ПАТРИАРХ — ПАТРИАРХ, а, муж. 1. Старейшина рода, родовой общины. П. лесов (перен.: о могучем старом дереве). 2. В христианской церкви: глава церковной иерархии (в 1 знач.). П. Московский и Всея Руси. 3. Глава и основоположник чего н. (высок.). П. русского… … Толковый словарь Ожегова
ПАТРИАРХ — муж. праотец, родоначальник, маститый и уваженный глава семейства. Ветхозаветные патриархи Ной, Авраам. | Высший начальник духовенства в государстве, в области. До Петра, и еще при нем, были всероссийские патриархи, а ныне патриархи только… … Толковый словарь Даля
Патриарх
Смотреть что такое «Патриарх» в других словарях:
ПАТРИАРХ — (греч., от pater отец, и arche власть). Родоначальник племени до потопа, праотец; маститый и уважаемый старец, глава семейства или общества; духовный глава греческой церкви. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка
Патриарх — См. также статью: Патриархат Патриарх (от греч. Πατριάρχης; образовано от πατήρ отец и ἀρχή господство, начало, власть) слово, имеющее несколько значений: Мужчина, глава семьи, который выполняет роль авторитетной власти, а также … Википедия
патриарх — См … Словарь синонимов
Патриарх — см. Праотец, патриарх … Библейская энциклопедия Брокгауза
ПАТРИАРХ — ПАТРИАРХ, патриарха, муж. (греч. patriarches Родоначальник). 1. Родоначальник, старший член родового общества (см. патриархат в 1 знач.; этнол.). 2. Каждый из 12 сыновей библейского Иакова, родоначальников колен еврейского народа (церк.). Заветы… … Толковый словарь Ушакова
ПАТРИАРХ — ПАТРИАРХ, патриарха, муж. (греч. patriarches Родоначальник). 1. Родоначальник, старший член родового общества (см. патриархат в 1 знач.; этнол.). 2. Каждый из 12 сыновей библейского Иакова, родоначальников колен еврейского народа (церк.). Заветы… … Толковый словарь Ушакова
ПАТРИАРХ — (греческое patriarches, от pater отец и archo управлять), в церковной иерархии высшее звание. В христианской церкви принадлежало римскому, константинопольскому, александрийскому, антиохийскому, иерусалимскому епископам. В современном православии… … Современная энциклопедия
ПАТРИАРХ — (греч. patriarches родоначальник) 1) глава, старейшина рода, родовой общины, семьи. В переносном смысле долгожитель, всеми уважаемый человек (глава семьи, старейший представитель какой либо отрасли науки, искусства и т. п.).2) Ветхозаветные… … Большой Энциклопедический словарь
ПАТРИАРХ — в церковной иерархии высшее звание, присваивавшееся у евреев главе синедриона. В христианской церкви принадлежало сначала всем епископам, затем римскому, константинопольскому, александрийскому, антиохийскому, иерусалимскому. В современном… … Большой Энциклопедический словарь
ПАТРИАРХ — ПАТРИАРХ, а, муж. 1. Старейшина рода, родовой общины. П. лесов (перен.: о могучем старом дереве). 2. В христианской церкви: глава церковной иерархии (в 1 знач.). П. Московский и Всея Руси. 3. Глава и основоположник чего н. (высок.). П. русского… … Толковый словарь Ожегова
ПАТРИАРХ — муж. праотец, родоначальник, маститый и уваженный глава семейства. Ветхозаветные патриархи Ной, Авраам. | Высший начальник духовенства в государстве, в области. До Петра, и еще при нем, были всероссийские патриархи, а ныне патриархи только… … Толковый словарь Даля
ПАТРИАРХ
На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г.; в 1721 г. – упразднено и заменено на коллегиальный орган – Синод; в 1918 г. – восстановлено.
Патриархи в церковной истории
Титул патриарха, присвоенный у иудеев председателю синедриона, в христианской церкви принадлежал сначала всем епископам. С V века титул патриарх усвояется главенствующим епископам, находившимся к митрополитам известного округа в таких же отношениях, в каких митрополиты стояли к епископам своей провинции.
О таких главенствующих епископах говорится уже в шестом каноне Первого Вселенского собора (325), прямо называющем епископов римского, александрийского и антиохийского. Второй Вселенский собор (381) постановил, что константинопольский епископ по преимуществам чести должен следовать за римским епископом, так как город его есть Новый Рим; тем же собором епископу константинопольскому был подчинен фракийский диоцез. В действительности влияние и власть константинопольского епископа простирались и на Малую Азию, и на Понт.
Халкидонский собор (451) санкционировал власть константинопольского епископа над Фракией, Азией и Понтом, экзархи которых, потеряв свое прежнее значение, стали в подчиненные отношения к константинопольскому епископу.
Тот же собор приравнял епископа иерусалимского к епископам александрийскому и антиохийскому. Таким образом явилось пять главенствующих епископов, или патриархов. По преимуществам чести первое место между ними принадлежало римскому епископу, за которым шли патриархи константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский.
В отличие от других епископов, патриархи пользовались некоторыми специфическими одеждами, как-то: посох, полиставрий, саккос, стихарь с гаммами и треугольниками. В отношении власти все пять патриархов признавались друг от друга независимыми и между собой равными, что особенно рельефно выразилось в т.н. «теории пяти чувств», господствовавшей на Востоке с середины IX в.
Проводя параллель между организмами церковным и человеческим, теория эта уподобляла патриархов пяти чувствам, которыми руководится тело церкви и из которых каждое в отдельности имеет свою сферу деятельности. Теория эта, однако, не соответствовала действительности. Не говоря уже об особом положении римского епископа, и между четырьмя восточными патриархами никогда не было равенства.
В V в. александрийский патриархат обнимал 6 провинций (весьма обширных и богатых), антиохийский патриархат – 15, константинопольский патриархат – 28, иерусалимский патриархат – только три провинции, незначительные и бедные. Еще большее значение имело исключительное положение константинопольского патриарха как епископа столицы. Уже Халкидонский собор установил, что жалобы на митрополитов могут быть подаваемы как местному, так и константинопольскому патриарху. Влияние последнего тем больше распространялось вне пределов его диоцеза, чем чаще император отсылал на его заключение важнейшие церковные дела.
Впоследствии константинопольский патриарх сделался единственным посредником между императором и епископами, прибывавшими в столицу. Значение патриарха александрийского, антиохийского и иерусалимского, сравнительно с константинопольским, слабело и потому, что около середины VII в. первые три патриархата подпали под власть мусульман и константинопольский патриарх сделался единственным патриархом византийской империи. Правда, Трулльским собором постановлено было, что ничьи иерархические права не могут подвергнуться стеснению «вследствие порабощения от неверных»; но постановление это не могло изменить фактического положения вещей.
Исключительно влиятельное положение константинопольского патриарха возбудило в нем стремление к духовному господству над всей церковью. Такими стремлениями особенно отличался патриарх Фотий, перу которого приписывают и постановления о патриаршей власти в «Эпанагоге» имп. Василия Македонянина и его сыновей Льва и Александра (884-886). По этим постановлениям, престол константинопольский призван «рассматривать и исправлять возникающие при других (патриарших) кафедрах несогласия», а равно имеет право давать ставропигии в пределах не только своего, но и других патриархатов. «Эпанагога», однако, осталась только проектом; ее постановления о патриаршей власти не вошли в «Базилики».
Стремления константинопольского патриарха к главенству над всем христианским миром выразились в титуле «вселенский патриарх» (οίκουμενικὸζ πατριάρχηζ), который впервые стал прилагаться к константинопольскому патриарху при Иоанне Каппадокийском (начало VI в.), а окончательно вошел в употребление при Иоанне Постнике (587), что вызвало резкий протест со стороны папы Григория Великого.
В византийскую эпоху четыре восточных патриархата имели однообразную организацию. Собор патриархата, т.е. собор епископов, подчиненных патриарху, принимал церковно-диспиплинарные меры, общие для всего патриархата, составлял судебную инстанцию, высшую по отношению к провинциальным соборам и митрополитам, постановлял решения по важным вопросам административного характера. Собор при константинопольском патриархе обыкновенно составлялся в форме т.н. домашнего собора (σύνοδοζ ὲδημοΰσα), к участию в котором привлекались все проживавшие в данный момент в Константинополе епископы, без различия патриархата, к которому они принадлежали.
В такой же форме домашнего собора составлялся патриарший собор и при других восточных патриархах. Лично патриарх имел право высшего надзора за соблюдением канонов и церковных законов, право созвания собора, право руководительства собором в качестве председателя его, право посвящения митрополитов. Право посвящения епископов принадлежало митрополитам, за исключением александрийского патриархата, где патриарх всегда удерживал за собой право рукополагать всех вообще епископов (т.е. не только митрополитов, но и их суфраганов – последних, впрочем, с одобрения первых) во все подведомственные ему города и области.
После падения Византии константинопольский патриарх не только сохранил свою духовную власть, но и признан был со стороны турецкого правительства политическим главой всего православного населения Оттоманской империи, над которым он получил весьма обширную гражданскую юрисдикцию.
С другой стороны, положение константинопольского патриарха сделалось еще менее прочным, чем при византийских императорах. Смены патриарха стали до того часты, что на каждого патриарха в среднем приходилось лишь около двух лет правления. Бывали случаи, что турецкое правительство не колебалось подвергать константинопольского патриарха смертной казни (патр. Парфений в XVIII в., патр. Григорий V в XIX в.).
При тех беспорядках, злоупотреблениях и партийных столкновениях, которыми исполнена история константинопольского патриархата со времени завоевания Константинополя турками, турецкому правительству нередко приходилось выступать в качестве высшего судьи и по таким вопросам, которые совершенно лишены политического характера, например по вопросам церковной обрядности.
В организации патриаршего синода происходили разные изменения. Некоторые митрополиты получили значение постоянных и бессменных членов синода. В 1847 г. Порта желала включить в состав синода трех светских членов, которые участвовали бы в его заседаниях по всем делам, не касающимся догматов и церковной дисциплины; это встретило решительное сопротивление со стороны патриарха и епископов. Одна из позднейших реформ состоит в том, что все митрополиты, подчиненные константинопольскому патриарху, поочередно вступают на известный срок в состав синода, в котором всего должно быть 12 членов. Великий эконом, великий сакелларий, великий скевофилакс, великий хартофилакс и сакеллий заняли при константинопольском патриархе положение, отчасти аналогичное кардиналам при римском папе: по должностному своему рангу они считаются выше епископов, хотя и не имеют епископского сана.
Особенное значение получил великий логофет (хранитель печати), избираемый патриархом и синодом из знатных греков, утверждаемый пожизненно Портою и служащий посредником во всех сношениях патриарха с турецким правительством. Каждый из трех остальных восточных патриархов пользовались в своей сфере действий такими же церковными правами, какие принадлежат константинопольскому в его патриархате, но гражданской власти они не имели никакой. При каждом из них состоит патриарший синод.
Патриарх александрийский, который до VII в. именовался «папою», носит титул «судьи вселенной»; в XVII а XVIII вв. он жил в Каире, в XIX в. снова получил резиденцию в Александрии; викарием его считается ксанфопольский епископ.
Патриарх антиохийский, носящий титул «Патриарха великого града Божия Антиохии и всего Востока», имеет пребывание в Дамаске. Патриарх иерусалимский, носящий титул «Патриарха Св. града Иерусалима и всей Обетованной земли», часто жил не в Иерусалиме, а в Константинополе или в других турецких городах.
Важнейшим явлением во внешней истории Восточной церкви является выделение из константинопольского патриархата поместных автокефальных церквей, которые при этом до XIX в. получали организацию по типу патриархатов. Первая такая церковь явилась в Болгарии, где с конца IX до начала XI вв. существовал доростольский патриархат, а с конца XII до начала XIV вв. – тырновский патриархат. В XIX в. болгарская церковь, отделившись от константинопольского патриарха, стала под власть экзарха, т.е. тоже получила организацию по типу патриархата, тогда как другие автокефальные церкви, отделившиеся от константинопольского патриарха в XIX в., получили синодальное устройство (элладская, румынская, сербская).
С точки зрения восточного церковного права римский папа также рассматривался как патриарх, и притом единственный патриарх Запада; но Рим никогда не становился на эту точку зрения. Папа Николай I в 866 г. на вопрос болгарского князя Бориса: «кто истинные патриархи?» ответил: епископы Рима, Александрии и Автиохии, так как эти церкви имеют апостольское происхождение.
Римская церковь не признавала тех канонов вселенских соборов, которые возвышали власть константинопольского епископа ввиду политического значения города Константинополя. В настоящее время католическая церковь различает больших патриархов (patriarchae majores) и меньших патриархов (patriarchae minores). К первым относятся патриарх константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. Должностные лица с названными титулами существуют в Римско-католической церкви с XIII в., со времени Латинской империи, когда восточные патриаршие кафедры были замещены латинянами, что, однако, не мешало православным грекам иметь своих собственных патриархов Латеранский собор при Иннокентии III (1215) регулировал положение латинских патриархах Востока таким образом, что они присягают в верности и повиновении папе и остаются затем при всех правах, усвояемых патриархам восточным церковным правом.
Латинские патриархи живут в Риме, за исключением иерусалимского, который с 1847 г. имеет пребывание в месте своей кафедры. В Риме существуют пять патриарших церквей (basilicae majores sive patriarchales), которые своей совокупностью должны служить видимым выражением идеи универсальности и единства католической церкви; из них церковь латерансхая рассматривается как кафедральная церковь епископа римского – патриарха Запада, церковь S. – Pietro in Vaticano – патриарха константинопольского, S. – Paolo fuori Ie mura – патриарха александрийского, S. – Maria maggiore – патриарха антиохийского и S. – Lorenzo fuori Ie шита – патриарха иерусалимского. К меньшим патриархам принадлежат: 1) некоторые западные епископы, которыми патриарший титул усвоен в виде почетного отличия (епископы венецианский, лиссабонский), 2) духовник испанского короля, носящий почетный титул патриарх Вест-Индии (Indiarum Occidentalium), и 3) высшие епископы восточных церквей, состоящих в унии с Римом (патриарх греко-мелкитов в Дамаске, маронитов в Ливане, сирийских яковитов в Сирии, халдеев в Ираке, армяно-католический патриарх в Киликии). Звание патриарха существует и в церквах армяно-григорианской (патриарх – католикос) и коптской, а также у несториан.