Что такое нбжс для моряков
Общие требования
Подготовка к борьбе за живучесть судна обязательна для всего экипажа и должна проводиться в комплексе с технической учебой и морской подготовкой по СУБ компании(судна).
Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна проводится непрерывно в соответствии с годовым и месячным планами по технической учебе и морской подготовке, которые составляются старшим помощником капитана совместно со старшим (главным) механиком и утверждаются капитаном судна.
Цель обучения — достижение профессиональной подготовки и натренированности экипажа, обеспечение должной организации, слаженности, а также точности и быстроты действий по квалифицированному применению всех средств борьбы за живучесть судна и спасательных средств в сложной аварийной обстановке.
Основой обучения экипажа методам борьбы за живучесть судна является практическая отработка приемов по эффективному использованию имеющихся на судне средств борьбы с водой, пожаром, дымом, газом, паром в приближенных к аварийным условиям.
Сроки проведения занятий, тренировок и учений устанавливаются в зависимости от уровня натренированности экипажа.
Контроль и учет выполнения планируемых мероприятий по подготовке экипажа к борьбе за живучесть судна возлагаются на старшего помощника капитана.
Занятия, тренировки и частные учения с экипажем по борьбе за живучесть судна проводятся командным составом по подчиненности, а также командирами аварийных партий (групп) со своими партиями (группами) под руководством старшего помощника капитана и старшего механика.
Основными элементами подготовки экипажа к обеспечению взрывопожаробезопасности и к борьбе с пожаром являются изучение конструктивных особенностей судна, рекомендаций и инструкций завода-строителя по эксплуатации судовых систем, устройств и механизмов, выполнение предупредительных мероприятий по предотвращению возникновения взрывов и пожаров, отработка практических навыков по:
Основными элементами подготовки экипажа к обеспечению водонепроницаемости корпуса судна и к борьбе за непотопляемость являются:
Основными формами подготовки экипажа к использованию судовых спасательных средств и спасению человека, упавшего за борт, являются:
Основными элементами подготовки экипажа к борьбе за живучесть технических средств являются:
Методика подготовки экипажа
Основными методами подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна являются:
Практические занятия с командным и рядовым составом производятся с целью:
Занятия проводятся согласно методике по заранее составленному плану и начинаются с объяснения темы и учебной цели, показа изучаемого объекта и его действия. Объяснение должно быть кратким, последовательным, конкретным, доходчивым. Для практического освоения темы рекомендуется каждому обучаемому произвести действия по управлению объектом под наблюдением руководителя занятий.
В конце занятия необходимо дать оценку подготовки слушателей (обучаемых) к занятию и усвоению темы.
Тренировки проводятся с командным и рядовым составом с целью закрепления полученных на практических занятиях знаний и практического усвоения каждым членом экипажа обязанностей по тревогам и по обслуживанию систем, устройств и механизмов и т.д.
На тренировках должны отрабатываться следующие вопросы:
В ходе тренировки каждое неверное действие должно быть исправлено руководителем. Тренировка заканчивается коротким разбором.
Частные учения проводятся в составе аварийных партий, групп, партии охраны порядка и безопасности, ПМП, ПСО. На частных учениях должны отрабатываться следующие вопросы:
Частные учения проводятся командирами аварийных партий (групп), командиром партии охраны порядка и безопасности и командиром ПСО по планам, утвержденным старшим помощником капитана и старшим механиком.
Частные учения могут проводиться как по общесудовой тревоге, так и без объявления ее.
В конце учения руководитель проводит разбор.
Общесудовые учения проводятся со всем экипажем судна под руководством капитана судна.
Планы общесудовых учений разрабатываются старшим помощником капитана с участием старшего (главного) механика, старшего электромеханика и помощника капитана по пожарной части (при наличии его в штате) и утверждаются капитаном судна.
План общесудового учения включает таблицу с перечнем вводных и ожидаемым по ним действиям, схемы «повреждений», средства имитаций, замечания по проведенному учению и итоговую оценку капитана судна.
В зависимости от уровня подготовки экипажа общесудовое учение может проводиться в простых или сложных условиях (темное время суток, задымление помещений, штормовая погода, выход из строя судовой громкоговорящей связи и т.д.).
При проведении общесудовых учений в море и в отечественном порту рекомендуется применять средства имитации («Очаг пожара», «Звук — вспышка», «Вспышка», нейтральный дым дымовых шашек). При применении средств имитации должны быть предусмотрены меры предосторожности и безопасности, исключающие возможность возникновения фактической аварийной обстановки, гибели или увечья людей.
Применение в качестве имитационных средств задымления и взрывов на танкерах (газовозах) может быть допущено только на дегазированном судне.
О проведении учений с использованием средств имитации в российском порту должен быть поставлен в известность капитан порта.
Вводные на общесудовом учении даются с помощью «секреток» или «открытки и инструктажа», являющихся способом доведения вводной до исполнителя.
Например, по плану общесудового учения необходимо отработать действия экипажа при выходе из строя рулевого управления. В этом случае «секретка » будет выглядеть следующим образом: «Судовому №5 — «Секретка» — наблюдаете «картушка репитера гирокомпаса вращается вправо (влево), на перекладку руля не реагирует». Судовой №5 по этой «секретке» обязан доложить вахтенному помощнику капитана: «Рулевое устройство вышло из строя». «Секретка» вручается в конверте, на котором указывается оперативное время вскрытия конверта и действие данной вводной.
Та же вводная с помощью «открытки и инструктажа» будет выглядеть так: «Электромеханику: в оперативное время 14.30 снять питание с колонки управления рулем на ГРЩ. Инструктаж: находиться на ГРЩ и по команде с ГКП включить питание на колонку управления рулем».
Если в ходе учения возникает действительная авария (пожар или несчастный случай с людьми), то все донесения, доклады и приказания должны предваряться словом «фактически».
Все распоряжения на учениях должны отдаваться в приказной форме: кратко, четко и понятно; отдавший приказ должен потребовать повторения приказания: «Повторите!», что исключает недопонимания.
На общесудовое учение могут привлекаться посредники и имитаторы. В задачу посредника входит вручение «секреток» в указанное время и наблюдение за действиями экипажа судна в определенном районе действий (аварийной партии, группы и т.д.).
В задачу имитатора входит проведение имитации, указанной в «открытке и инструктаже», в заданное время. Перед проведением общесудового учения старший помощник капитана обязан провести инструктаж с посредниками и имитаторами по их действиям с вручением им «секреток» и «открыток и инструктажей».
При проведении общесудового учения необходимо руководствоваться разработанным планом учения, а также Папкой руководящих документов по борьбе за живучесть судна.
После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа, для чего командный состав обязан в ходе учения внимательно наблюдать за действиями экипажа. Проведение таких разборов является обязательным, так как от их полноты и качества зависит приобретение необходимых знаний и практических навыков экипажами судов. Порядок разбора:
Результаты разбора записываются старшим помощником капитана в плане учения (на листе замечаний). Разбор может производиться как со всем экипажем, так и раздельно с рядовым и командным составом.
О проведении учений (особенно о спуске на воду спасательных шлюпок с указанием их номера) необходимо сделать краткую запись в судовом журнале, а по борьбе с пожаром — также в пожарно-контрольном формуляре.
Вахтенный помощник капитана фиксирует в судовом журнале действия в процессе учений.
Если учение, предусмотренное план-календарем, не было проведено, необходимо записать в судовом журнале объяснение причин.
Общесудовые учения по своему назначению подразделяются на показательные, подготовительные и зачетные.
Показательные учения проводятся с целью обучения и демонстрации правильных действий экипажа судна.
Подготовительные учения проводятся с целью дать практику экипажу в подготовке к зачетному учению.
Зачетные учения проводятся с целью проверки подготовки экипажа судна к борьбе за живучесть судна и спасению людей.
Первичные мероприятия по борьбе за живучесть являются основой подготовки экипажа, на которой в дальнейшем строятся борьба за живучесть судна и спасение экипажа и пассажиров, и имеют целью обучить и дать практику экипажу судна в борьбе с водой, пожаром, газом, дымом, паром, борьбе за живучесть технических средств, использования спасательных средств.
Методики отработки первичных мероприятий по борьбе за живучесть разрабатываются службами мореплавания и судового хозяйства судовладельца, согласно СУБ компании.
Затем командный состав судна отрабатывает первичные мероприятия по борьбе за живучесть со своими вахтами, аварийными партиями (группами), партией охраны порядка и безопасности и т.д. Отработка первичных мероприятий по борьбе за живучесть проводится по учебной общесудовой тревоге с объявлением по судовой трансляции: «Начать отработку первичных мероприятий по борьбе за живучесть».
На пассажирских судах (в соответствии с требованиями СОЛАС-74) сборы экипажа для шлюпочного учения и- учения по борьбе с пожаром должны проводиться еженедельно, а сбор пассажиров проводится не позднее чем через 24 ч после выхода из порта.
На грузовых судах сбор экипажа для шлюпочного учения, учения по борьбе с пожаром производится не реже одного раза в месяц. Если в порту отхода более 25 % экипажа было заменено, то сбор экипажа для шлюпочного учения и учения по борьбе с пожаром производится не позднее чем через 24 ч после выхода из этого порта.
Во время учебного сбора экипажа организуется проверка комплектности шлюпочного снабжения.
При шлюпочных учениях поочередно используются различные группы спасательных шлюпок, причем каждая шлюпка должна быть вывалена за борт и, если это практически возможно, спущена на воду по меньшей мере 1 раз в три месяца. Учения и проверка знаний проводятся таким образом, чтобы экипаж вполне усвоил возложенные на него обязанности и натренировался в выполнении их, включая инструкции по управлению и эксплуатации спасательных плотов.
Подготовка экипажа судна к спасению человека, упавшего за борт, должна начинаться с проведения капитаном судна показательного учения по тревоге «Человек за бортом» имеющимися способами с фактическим спуском спасательной шлюпки на воду, установлением связи судно — шлюпка, управлением шлюпкой с судна в светлое и темное время суток.
Каждый член аварийной партии судна должен пройти подготовку на стационарном тренажере (полигоне) живучести с получением соответствующего сертификата.
Во время проверки может быть проведено короткое внезапное учение с целью контроля:
Литература
Сертификат НБЖС
(Наставление по борьбе за живучесть судна «Basic Safety Training»)
Сертификат НБЖС (Basic Safety Training) – это документ, подтверждающий наличие знаний cвязанных с личной безопасностью и техникой выживания на судне. Также в ходе получения сертификата моряк будет обучен действиям по борьбе с пожарами и оказанию первой помощи пострадавшим.
Как быстро и гарантированно получить сертификат НБЖС?
В сервисе «Morskie-Dokumenty.ru» вы можете значительно ускорить процесс получения сертификата НБЖС. Вы также можете обратится за консультацией, благодаря которой вы сможете гарантированно получить документ. Все что вам нужно сделать — оставить заявку и наши менеджеры свяжутся в ближайшее время
Наши услуги
Нужен сертификат НБЖС?
Что нужно для получения сертификата НБЖС?
Для получения НБЖС сертификата – потребуется пройти курсы подготовки, которые состоят из следующих частей:
— Безопасность и приемы техники выживания в море;
— Оказание первой медицинской помощи
— Соблюдение личной безопасности
— Основы пожарной безопасности
В ходе обучения моряку потребуется посещать сначала лекционные занятия, а потом и практические с целью отработки возможных ситуаций на судне. К таким ситуациям можно отнести: аварии, пожар или травма, требующая оказания первой медицинской помощи.
Благодаря курсу моряк узнает:
Виды маркировок шлюпок и плотов
— Как правильно осуществлять посадку людей в шлюпки
— Комплектация и место размещения спасательных средств на судне
— Действия при тревоге на судне и обязанности членов экипажа при возникновении внештатной ситуации на судне
— Действия при нахождении на спасательной шлюпке или плоту
— Виды аварий на судне
Где можно получить НБЖС?
Получить сертификат (НБЖС — «Basic Safety Training») можно в морских образовательных организациях (УТЦ), имеющих лицензию на право ведения подобной деятельности, соответствующую стандартам качества подготовки в соответствии с Правилом 1/8 Конвенции ПДНВ, а также направляющих сведения о выданных документах в единую информационную систему. Срок прохождения курса – до 8-ми рабочих дней.
Когда судну угрожает гибель и ему требуется немедленная помощь, по указанию капитана подаются установленные сигналы бедствия, в том числе по радио с указанием времени.
Ответственность за организацию спасения людей из помещений и отсеков судна при пожарах на находящихся в эксплуатации и на ремонте судах.
Если судно коснулось грунта носовой частью, необходимо немедленно остановить главный двигатель и дать машине полный ход назад, если есть уверенность, что под кормой чисто.
Обледенение судна происходит при отрицательных температурах наружного воздуха, наличии ветра и волнения. В предвидении плавания в районах возможного обледенения необходимо заблаговременно учитывать.
В зависимости от степени опасности для судна в ожидаемых штормовых условиях плавания наметить маршрут следования и скорость на переходе, пункты- и порты-убежища.
Перевозка навалочных грузов и проката сопряжена с опасностью их смещения, образования опасного статического крена и потери остойчивости, поэтому должны соблюдаться Правила перевозки незерновых навалочных грузов и др.
Не допускать выхода судна в море с незадраенными клиновыми запорами кормового порта (ворот) и незадраенными винтовыми стопорами закрытых крышек аппарели и грузового люка.
Все средства индивидуальной защиты членов аварийных партий, ведущих борьбу с огнем и противопожарное оборудование, используемое ими в этих целях, должно соответствовать.
Во время грузовых операций на нефтеналивном судне запрещается работа с открытым огнем, а также использование переносных электронагревательных приборов.
Все члены экипажа судна-газовоза и береговой персонал, связанный с обработкой и обслуживанием судов-газовозов, находящихся в эксплуатации, должны иметь соответствующие.
При восстановительном ремонте судна и в других случаях, когда судовой экипаж снимается с судна полностью, ответственность за безопасную стоянку и сохранность судна возлагается на завод или ремонтную базу берега.
Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей.
Совокупность действий экипажа, направленных на поддержание и восстановление плавучести и остойчивости судна, понимается как борьба за его непотопляемость.
Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна должна проводиться в соответствии с положениями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, Устава.
При грузовых операциях, перевозке пожаро- и взрывоопасных грузов и при приеме бункера курение на судне запрещается в общих местах для курения, расположенных на открытых.
Маркировка водонепроницаемых, водогазонепроницаемых переборок и противопожарных закрытий
Каждой платформе и палубе, отделению и помещению присваивается наименование в соответствии.
Мероприятия по обеспечению непотопляемости судна
Водонепроницаемость корпуса судна обеспечивается герметичностью наружной обшивки, второго дна, палуб, водонепроницаемых переборок, иллюминаторов клапанов.
Руководство всеми видами судовых тревог
По общесудовой тревоге экипаж судна в первую очередь герметизирует судно; выходящий из каюты последним обязан задраить иллюминаторы. Каждый член экипажа должен иметь при себе спасательный жилет и прибыть на место сбора.
Работы на судне с применением открытого огня и работы с нарушением водонепроницаемости корпуса
В период эксплуатации все ремонтные работы на судне, связанные с применением открытого огня.
Хранение аварийного и противопожарного снабжения и спасательных средств
Аварийное и противопожарное снабжение и спасательные средства должны быть всегда готовы к немедленному использованию для борьбы за живучесть судна.
Наставление регламентирует подготовку и действия членов экипажей по судовым тревогам: борьбе с пожарами, водой, аварийными повреждениями, разливами нефтепродуктов, по спасанию экипажей и пассажиров с использованием судовых коллективных и индивидуальных спасательных средств,— а также мероприятия. способствующие успеху этих действий.
Требования НБЖС обязательны для экипажей судов, работников пароходств, центральных проектно-конструкторских бюро, судоремонтных и судостроительных заводов и других организаций и учреждений ММФ, связанных с эксплуатацией флота, наблюдением за разработкой проектов на постройку, модернизацию и переоборудование судов и за их постройкой и ремонтом по заказам ММФ, а также судоремонтных и судостроительных верфей за рубежом.
Борьба за живучесть судна является обязанностью всех членов экипажа, регламентированной Уставом службы на судах, НБЖС и документами по Системе Управления Безопасностью (СУБ) судна.
Для осуществления мероприятий по борьбе за живучесть судна по распоряжению капитана судна могут привлекаться также лица, не входящие в состав штатного экипажа, но временно находящиеся на судне (подменные и ремонтные бригады, практиканты и др.).
В отдельных случаях количество аварийных партий (групп) может быть определено судовладельцем в зависимости от типа, конструктивных особенностей судна, его технической оснащенности средствами дистанционного управления и численности экипажа.
Командирами аварийных партий (групп) назначаются:
ПРИМЕЧАНИЕ. При наличии в штате судна двух вторых помощников капитана командиром кормовой аварийной партии должен назначаться также второй помощник. Заместителями командиров аварийных партий назначаются третий и рефрижераторный (системный) механики;
В случае объединения усилий аварийных партий (групп) руководство ими осуществляет старший по должности или по указанию с Главного командного пункта.
Кроме аварийных партий, на судне создаются:
В порту при увольнении экипажа на берег на судне ежедневно назначается стояночная аварийная партия (группа), способная обеспечить борьбу с водой, пожаром, дымом и паром до прибытия береговых пожарных команд или аварийных спасательных подразделений. При стоянке судна на рейде стояночная аварийная партия (группа) должна назначаться исходя из 1/3 части экипажа, а при стоянке у причала — не менее 1/5 части экипажа.
Командиром стояночной аварийной партии (группы) является вахтенный помощник капитана, заместителем — вахтенный механик.
На аварийные партии возлагаются следующие задачи:
Основные определения
Живучестью судна называется его способность в достаточной мере сохранять и восстанавливать свои навигационные качества и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей и сохранность груза при аварийных обстоятельствах.
Живучесть судна обеспечивается:
Непотопляемость судна — его способность выдерживать аварийные повреждения, приводящие к затоплению одного или нескольких отсеков, сохраняя при этом достаточный запас плавучести и остойчивости.
Пожарной безопасностью судна называется его способность противостоять возникновению и распространению взрывов и пожаров, а также их воздействию на судно и груз.
Живучестью судовой техники называется ее способность сохранять и восстанавливать свои свойства при аварийных обстоятельствах и обеспечивать постоянную готовность к действию по прямому назначению.
Под готовностью экипажа к борьбе за живучесть понимаются его знание и умение выполнять организованные, решительные и квалифицированные действия, направленные на ликвидацию аварийных обстоятельств или уменьшение их опасного влияния на судно и людей.
Под борьбой за живучесть судна понимаются своевременные энергичные, инициативные и квалифицированные действия его экипажа по обеспечению водонепроницаемости корпуса, предупреждению возникновения и распространения взрывов и пожаров, по борьбе с водой, пожарами, паром и дымом и по поддержанию в постоянной готовности к действию технических средств.
Под машинными помещениями понимаются помещения, в которых находятся главные и вспомогательные энергетические установки, туннель гребных валов, коридор систем, механические мастерские и кладовые расположенные в районах этих помещений, а также помещения холодильных и кондиционирования воздуха установок.
Под водогазонепроницаемыми закрытиями понимаются крышки люков и горловин, двери и другие закрытия, установленные на конструкциях корпуса (борта, палубы, двойное дно, переборки), исключающие возможность затопления того или иного отсека или помещения забортной водой и распространения ее по судну, а также обеспечивающие газонепроницаемость помещения.
Под противопожарными закрытиями понимаются: двери, люки и другие закрытия, установленные на огнестойких и огнезадерживающих конструктивных элементах судна, равноценные им по огнестойкости, препятствующие распространению пожара и дыма по судну и создающие условия для безопасной эвакуации людей из судовых помещений, а также способствующие успешной борьбе с пожаром.
Под наружными запорными устройствами судовой вентиляции понимаются: двери и крышки шахт; грибовидные головки; клинкеты; задвижки и другие устройства, установленные на воздухопроводах с целью герметизации помещений.
К аварийному снабжению относятся: аварийный инвентарь; аварийные материалы и переносные водоотливные средства (мотонасосы, погружные электронасосы, водоструйные эжекторы и т. п.) предназначенные для борьбы с аварийным поступлением воды внутрь судна.
К противопожарному снабжению относятся: переносные активные средства борьбы с пожаром (аппараты, инвентарь и расходные материалы), предназначенные для: тушения; обеспечения действий экипажа при тушении пожара; обеспечения систем пожаротушения расходными материалами, необходимыми для работы этих систем.
Под аварийным или пожарным постом понимается место, где хранится аварийное или противопожарное снабжение или место, где находится станция пожарной сигнализации и пусковые устройства противопожарных систем.
К спасательным средствам относятся: спасательные средства коллективного пользования (спускаемые на талях шлюпки открытые, частично и полностью закрытые; шлюпки спускаемые свободным падением; шлюпки дежурные; плоты жесткие и надувные; спусковые и посадочные устройства; морские эвакуационные системы); спасательные средства индивидуального пользования (жилеты, гидрокостюмы, защитные костюмы, теплозащитные средства и круги).
Центральный пожарный пост (ЦПП) — помещение, где сосредоточены станции сигнализации обнаружения пожара и дистанционные пусковые устройства противопожарных систем, расположенные на мостике или в других постах управления, имеющих непосредственную связь с мостиком и круглосуточную вахту на ходу судна.
Под грузовыми операциями понимаются погрузка и выгрузка груза, передача (прием) груза (снабжения) на другие суда и операции с балластом.
К работам с открытым огнем относятся работы с применением электросварки, автогенной (газовой) сварки и резки, переносных горнов, паяльных ламп и т.п.
В настоящем Наставлении нижеперечисленные термины имеют следующие значения:
капитан —лицо, осуществляющее самостоятельное командование судном, независимо от конкретного наименования должности (капитан-дублер, командир, багермейстер, шкипер и т. д.);
первый штурман —первый заместитель капитана (старший помощник капитана, багермейстера, первый помощник командира и т. д.);
первый помощник —помощник капитана по политико-воспитательной работе на судах загранплавания;
механик —заместитель капитана по технической эксплуатации судна (старший механик, механик-дублер и т. д,);
судовой журнал —термин, используемый для обозначения «вахтенного», “единого вахтенного” и «судового” журнала;