Что такое недоросль в литературе 8 класс

«Недоросль» (Д. Фонвизин)

Цитата: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Проблематика:

Смысл названия: Пётр I в 1714 г. издал указ о необходимости службы (гражданской либо военной) для всех дворян. Но чтобы служить, нужно было получить образование. А молодые люди без образования в то время назывались «недорослями».

Образ Митрофана Простакова дал слову «недоросль» ещё одно значение — презрительное, ведь в его случае необразованность и нежелание учиться стали жизненными принципами.

Литературное направление: классицизм.

Литературный жанр: комедия.

Жанровые особенности: в пьесе находят отражение характерные черты классицистической комедии:

Время и место действия: действие происходит в 1780-е годы в деревне Простаковых.

История создания

Фонвизин провёл полтора года во Франции, изучая юриспруденцию и философию. В возрасте 33 лет он вернулся на родину и был поражён контрастом: во Франции внедрялись в жизнь передовые просветительские идеи, тогда как в России продолжали сохраняться консервативные порядки и хорошо себя чувствовали всякие простаковы и скотинины. Возмущённый этим, Денис Иванович создаёт «Недоросля».

Комедия обретает невиданную популярность: причиной тому — не только актуальность проблематики (многие образованные люди были возмущены крепостным правом и общим низким уровнем культуры), но и яркие смешные образы. Фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» и суждение о двери, которая «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту», давно вошли в наш обиход в качестве общеизвестных шуток.

По легенде, князь Григорий Потёмкин-Таврический после премьеры «Недоросля» сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь» — что, конечно же, означало его высокую оценку комедии

Действующие лица

Краткое содержание

Действие первое

Деревня Простаковых. Госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за то, что тот пошил Митрофанушке слишком узкий кафтан. Кафтан нужен Митрофану для будущего торжества — планируемой помолвки Скотинина и Софьи.

Отец Софьи умер, когда она была ещё совсем маленькой. А когда осталась круглой сиротой, Простаковы взяли её к себе (памятуя о том, что за Софьей большое приданое — имение, несколько деревень).

Именно в этих деревнях таится самый главный интерес Скотинина, то, что заставляет его во что бы то ни стало добиваться руки Софьи. Дело в том, что в этих деревнях много свиней, которых Тарас Скотинин обожает.

Софье приходит письмо от её дяди Стародума (Простаковы считали, что Стародум давно умер). Из письма становится ясно, что Стародум оставляет Софье большое наследство. И госпоже Простаковой тут же приходит в голову план обогащения: женить на Софье Митрофана.

Действие второе

Офицер Милон встречает своего старого знакомого Правдина. Правдин рассказывает, что приехал с инспекцией — в поисках «злонравных невежд», плохо обращающихся с крепостными. А Милон сообщает, что влюблён в девушку, которая живёт у родственников в здешних деревнях. И тут Милон встречает Софью.

Влюблённые счастливы видеть друг друга. Правда, в глазах Милона встреча всё же омрачается видами Митрофана на Софью. Но это ненадолго: осознав, что за человек Митрофан, Милон перестаёт ревновать.

Проходящий мимо Скотинин нахально сообщает, что тоже хочет жениться на Софье. Но Правдин ошарашивает его сообщением о планах госпожи Простаковой выдать воспитанницу за недоросля Митрофана. В результате Скотинин бросается на племянника с кулаками (Митрофанушку закрывает собой его няня Еремеевна).

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.

Митрофан отказывается учиться и жалуется на дядю. Простакова обещает сыну скорую женитьбу.

Действие третье

Приезжает Стародум. Он беседует с Правдиным, своим давним приятелем, вспоминает времена правления Петра, хвалит их. Также

Стародум рассказывает Правдину историю о несправедливости: Стародум пошёл на войну, а его друг уклонился от службы, однако чин достался именно графу, а Стародуму — лишь ранение. Жизнь при дворе тоже его не порадовала. Поэтому Стародум вернулся домой.

Стародум встречается с Софьей и обещает ей, что они вскоре уедут от Простаковых. Появляются Простакова и Скотинин, они буквально дерутся. Стародума эта сцена весьма забавляет. Госпожа Простакова хочет нагрубить ему, но, узнав, что это сам Стародум, тут же меняет тон на покорный и угодливый. Она надеется, что дядя Софьи поспособствует браку племянницы с Митрофаном.

Но Стародум решительно объявляет, что Софья уезжает в Москву и там выйдет замуж за достойного человека. Все обескуражены. Стародум замечает, что выбор жениха — в воле девушки. У Софьи вновь появляется надежда быть с Милоном, а госпожа Простакова возобновляет атаку с целью женить Митрофанушку на богатой наследнице.

Простакова хвалится учёностью Митрофанушки и гордится учителем Вральманом, который учит недоросля «по-французски и всем наукам» и при этом «ребёнка не неволит». Другие учителя огорчены: третий год Митрофан учится, а писать и считать не умеет.

Недоросль ленится учиться: «Денег нет — что считать?». Вральман поддакивает ему, объясняя, что от науки один вред. Другие учителя хотят побить Вральмана, тот убегает.

Действие четвёртое

Стародум ведёт с Софьей беседу о замужестве и замечает её смущение. Приходят Правдин и Милон. Милон просит руки Софьи, сообщая, что девушка тоже стремится выйти за него замуж. Стародум с радостью даёт согласие.

Однако Скотинин и Митрофан ещё надеются жениться на богатой невесте. Стародум делает вид, что прислушивается к ним, изображает восторг от учёности Митрофанушки, а потом сообщает, что у Софьи уже есть жених и что они уедут в семь часов утра. Госпожа Простакова собирается действовать решительно.

Действие пятое

Правдин получает распоряжение регулировать ситуацию с имением Простаковой, если людям в этой деревне будет что-то угрожать. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их беседу прерывает шум.

Это Софью насильно тащат венчаться с Митрофаном. Милон освобождает девушку, а Правдин угрожает Простаковой судом. Госпожа Простакова картинно кается. Стародум и Софья прощают её, но Правдин говорит, что теперь по распоряжению правительства он управляет имением Простаковой.

Скотинин уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей хотя бы три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги. А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.

Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку. Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем.». А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!».

Экранизация

«Недоросль» (СССР, 1987).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Фамилии Скотинин, Простаков, Милон и другие служат характеристиками героев. Как называется такой приём в литературе?

Ответ. Говорящие фамилии. Этот приём характерен для классицизма.

Какие свойства Митрофана проявляются во время учёбы?

Ответ. Митрофан напрямую признаёт, что учиться не хочет («Час моей воли пришёл»). Он демонстрирует лень и своеволие, капризничает и выказывает неуважение к учителям. Митрофан не видит необходимости в учёбе: он предпочитает жениться.

Кого обожал Тарас Скотинин?

Ответ. Свиней. Скотинин хочет жениться на Софье из-за того, что в её деревне много свиней: «…Нет, мне нравится не девчонка [. ]. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.», «. Люблю свиней, сестрица.».

Источник

Конспект урока по литературе для 8 класса на тему: Комедия: Недоросль

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 8 класса в октябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, вступительное слово учителя, изучение нового, работа со статьей в учебнике, использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития языковой компетенции при анализе художественного произведения, инсценировка, физкультминутка, закрепление, словарная работа, сообщения учащихся, вопросы, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 8 класса на тему: Комедия: Недоросль

Цель: использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития языковой компетенции при анализе художественного произведения.

сформировать понятие «сатира»;

выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши;

сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения

развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные умения суворовцев:

развивать навыки работы с текстом художественного произведения;

развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль;

развивать творческие способности обучающихся;

логически осмысливать и излагать информацию

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ : воспитывать навыки общения, культуру речи, уважительное и бережное отношение к родному языку; воспитывать интерес к литературе, содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся.

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

— проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Сегодня в классе у ребят

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

«Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня.

Д.И.Фонвизин – удивительный писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин назвал его «сатиры смелым властелином»:

Этап постановки проблемного вопроса. Актуализация.

Посмотрите небольшие видеофрагменты (отрывок из комедии «Недоросль» и отрывок из программы А. Малахова)

— Зачем я показала их? Как они перекликаются? Нет ли среди нас потомков Митрофана и его мамаши?

— Произведение «Недоросль » Фонвизина было написано в 18 столетии. С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.

— В чем секрет неувядаемости комедии?

Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину доверить будущее России? (это вопрос, на который, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)

Постановка цели урока. Обратимся к теме нашего урока. Какие ключевые слова есть в названии нашего урока?

«воспитание» : ребенок, родители, семья, учителя, взросление, формирование человека, развитие…

«гражданин» : отечество, родина, честь, благо родины…

— Какая проблема затронута в комедии « Недоросль»?

( Проблема воспитания достойного гражданина Отечества )

— Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ? Каковы цели нашего занятия?

— Поразмышляем над тем, что такое воспитание.

— Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином

— Кто является настоящим гражданином?

III. Работа по новой теме.

Начнем нашу работу, как говорит один из героев комедии, «с задов», то есть с повторения.

XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.

Велики были достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие Россию вровень с европейскими государствами:

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.

3) в 1757 г. основана Академия художеств.

Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного человека – монарха, монарха сильного и просвещенного, как Петр Великий и Екатерина Вторая. В это время в искусстве, и в том числе литературе, возникло новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.

Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в искусстве Древней Греции и Рима.

Искусство классицизма проповедовало идеи гражданственности, идеи просвещения.

1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

3. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государству.

4. Наследование античности как образцу.

Комедия «Недоросль» является классицистической комедией:

– Герои делятся на положительных и отрицательных;

– герои наделены «говорящими» фамилиями;

– положительные герои являются воплощением идеи гражданского служения государству;

Что же такое сатира? Комедия?

Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического; резкое осуждение и осмеяние человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.

Беседа по вопросам. Первичное восприятие.

— Почему комедия так названа? «Недоросль»? Понравилась ли она?

— Почему Митрофана называют недорослем?

Инсценировка сцены из комедии (действие 4 явл.8).

Митрофан – характер комический. Полное незнание основ грамматики, истории, географии, но смышленость и сообразительность.

Как вы понимаете слово воспитание?

— Как героя воспитывала мать?

Какое воздействие оказывала на Митрофана мать?

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

— А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

— Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан.

— Обращаясь к тексту, покажите на примерах, как Простакова ведет себя со своими б близкими: с мужем, братом, с учителями Митрофанушки, со слугами.

— Что это за женщина?

К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )

К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши.

Ты еще, старая ведьма, разревелась.

Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день ( д. 3,яв. 6 );

Мужу : Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)

Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится. ( д.2, яв.5)

К учителям ( д.3 явл. 7 урок Митрофана )

Муж у нее под каблуком, она им помыкает. Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно, кормит плохо.

— Но как эта «презлая фурия» относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии ответы. Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?

( Заступается за сына, ругает учителей, Еремеевну. («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)

( То, как она им любуется… «Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»).

— В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал?

Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей?

“Без наук люди живут и жили”- говорит помещица. Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. ”- говорит она Цыфиркину.

При решении задачи о деньгах она советует сыну: “. Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. д.З, яв.7)

Простакова о географии: “. Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4, яв.8)

— Почему же Митрофан ничему не научился? На кого похож?

Сама она невежественная, безграмотная женщина. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя не считает образование необходимостью, и смотрит на обучение, как на тяжелую повинность.

Она уродует его характер, воспитывает в нем наглость, лень, подлость и жестокость. И он действительно становится похожим на мать.

Кто они? Прочитайте высказывания Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?

Кто Милон по роду занятий? Какой он офицер? Что мы узнаем о нем?

— Какие качества он ценит в человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества ( дейст.4 явл. 6 ).

Милон любит Родину, он честен, справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер. Он образец настоящего гражданина Отечества.

Включение в систему новых знаний и повторение.

Аргумент – это доказательство, приведение примера для обоснования своей точки зрения на проблему.

V. Подведение итогов урока.

— Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

— Выполнили эти задачи?

Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.

— На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии?

— Кого можно назвать настоящим гражданином своего Отечества?

— Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я задумался…»

— Можно ли Митрофану доверить будущее России? Почему?

Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».

Не уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может быть истинным гражданином.

Задание на самоподготовку

Напишите 5-7 предложений в качестве аргумента сочинения на ОГЭ. «Что такое истинное воспитание человека»? (с опорой на читательский опыт: комедия «Недоросль» Фонвизина).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект урока по литературе в 8 классе «Недоросль»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ТЕМА УРОКА: «Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».Основной конфликт и проблематика».

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития языковой компетенции при анализе художественного произведения

сформировать понятие «сатира»;

выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши;

сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения

развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно- интеллектуальные умения суворовцев:

развивать навыки работы с текстом художественного произведения;

развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль;

развивать творческие способности обучающихся;

логически осмысливать и излагать информацию

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ : воспитывать навыки общения, культуру речи, уважительное и бережное отношение к родному языку; воспитывать интерес к литературе, содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся.

ВИД УРОКА: комбинированный.

1 «Недоросль» как сатирическое произведение литературы классицизма

2 Проблема воспитания истинного гражданина

Организационный момент Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

«Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня.

Д.И.Фонвизин – удивительный писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин назвал его «сатиры смелым властелином»:

Этап постановки проблемного вопроса. Актуализация.

Посмотрите небольшие видеофрагменты (отрывок из комедии «Недоросль» и отрывок из программы А. Малахова)

— Зачем я показала их? Как они перекликаются? Нет ли среди нас потомков Митрофана и его мамаши?

— Произведение «Недоросль » Фонвизина было написано в 18 столетии. С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.

— В чем секрет неувядаемости комедии?

Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину доверить будущее России? (это вопрос, на который, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)

Постановка цели урока. Обратимся к теме нашего урока. Какие ключевые слова есть в названии нашего урока?

«воспитание» : ребенок, родители, семья, учителя, взросление, формирование человека, развитие…

«гражданин» : отечество, родина, честь, благо родины…

— Какая проблема затронута в комедии « Недоросль»?

( Проблема воспитания достойного гражданина Отечества )

— Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ? Каковы цели нашего занятия?

— Поразмышляем над тем, что такое воспитание.

— Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином

— Кто является настоящим гражданином?

Основной этап урока. Усвоение новых знаний

Начнем нашу работу, как говорит один из героев комедии, «с задов», то есть с повторения.

XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.

Велики были достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие Россию вровень с европейскими государствами:

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.

3) в 1757 г. основана Академия художеств.

Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного человека – монарха, монарха сильного и просвещенного, как Петр Великий и Екатерина Вторая. В это время в искусстве, и в том числе литературе, возникло новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.

Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в искусстве Древней Греции и Рима.

Искусство классицизма проповедовало идеи гражданственности, идеи просвещения.

1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

3. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государству.

4. Наследование античности как образцу.

Комедия «Недоросль» является классицистической комедией:

– г ерои делятся на положительных и отрицательных;

– герои наделены «говорящими» фамилиями;

– положительные герои являются воплощением идеи гражданского служения государству;

Что же такое сатира? Комедия?

Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического; резкое осуждение и осмеяние человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.

Беседа по вопросам. Первичное восприятие.

— Почему комедия так названа? «Недоросль»? Понравилась ли она?

— Почему Митрофана называют недорослем?

Инсценировка сцены из комедии (действие 4 явл.8).

Митрофан – характер комический. Полное незнание основ грамматики, истории, географии, но смышленость и сообразительность.

Как вы понимаете слово воспитание?

— Как героя воспитывала мать?

Какое воздействие оказывала на Митрофана мать ?

— Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан.

— Обращаясь к тексту, покажите на примерах, как Простакова ведет себя со своими б близкими: с мужем, братом, с учителями Митрофанушки, со слугами.

— Что это за женщина?

К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )

К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши.

Ты еще, старая ведьма, разревелась.

Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день ( д. 3,яв. 6 );

Мужу : Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)

Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится. ( д.2, яв.5)

К учителям ( д.3 явл. 7 урок Митрофана )

Муж у нее под каблуком, она им помыкает. Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно, кормит плохо.

— Но как эта «презлая фурия» относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии ответы. Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?

( Заступается за сына, ругает учителей, Еремеевну. («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)

( То, как она им любуется… «Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»).

— В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал?

Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей?

“Без наук люди живут и жили”- говорит помещица. Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. ”- говорит она Цыфиркину.

При решении задачи о деньгах она советует сыну: “. Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. д.З, яв.7)

Простакова о географии: “. Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4, яв.8)

— Почему же Митрофан ничему не научился? На кого похож?

Сама она невежественная, безграмотная женщина. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя не считает образование необходимостью, и смотрит на обучение, как на тяжелую повинность.

Она уродует его характер, воспитывает в нем наглость, лень, подлость и жестокость. И он действительно становится похожим на мать.

Кто они? Прочитайте высказывания Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?

Глупому сыну не в помощь богатство.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Невежда без души – зверь.

Золотой болван – всё болван.

Кто Милон по роду занятий? Какой он офицер? Что мы узнаем о нем?

— Какие качества он ценит в человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества ( дейст.4 явл. 6 ).

Милон любит Родину, он честен, справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер. Он образец настоящего гражданина Отечества.

Включение в систему новых знаний и повторение.

Аргумент – это доказательство, приведение примера для обоснования своей точки зрения на проблему.

• Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

• Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг материальными благами.

• Мир изменяется. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, то не стоит удивляться тому, что ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. (по Ю. Нагибину)

Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.

— На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии?

— Кого можно назвать настоящим гражданином своего Отечества?

— Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я задумался…»

— Можно ли Митрофану доверить будущее России? ПоЧему?

Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».

Не уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может быть истинным гражданином.

Задание на самоподготовку

Напишите 5-7 предложений в качестве аргумента сочинения на ОГЭ. «Что такое истинное воспитание человека»? (с опорой на читательский опыт: комедия «Недоросль» Фонвизина).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *