Что такое недостаточные глаголы
Группы недостаточных глаголов
Группы недостаточных глаголов
Не образуется форма 1-го л. ед.ч. настоящего или будущего времени: ощутить, очутиться, победить, убедить, чудить, грезить, дерзить. Употребляются описательные обороты типа одержу победу, сумею убедить и т.п.
Не образуют форму повелительного наклонения: ехать, видеть, хотеть, мочь, жаждать. Употребляются приставочные глаголы: поезжай, съезди, посмотри и т.д.
Употребляются лишь в форме 3-го л. ед.ч. и мн.ч.:
а) глаголы, обозначающие процессы в живой и неживой природе: пастись, слежаться, золотиться, пестреть, увлажняться
б) глаголы, называющие физическое или психическое состояние человека: болеть (о боли — нога болит), ныть (о боли — зуб ноет), свербит (в горле), зудят (руки) и т. п.
В современном русском языке различают недостаточные и изобилующие глаголы. Недостаточными называются глаголы, которые не имеют той или иной формы.
Изобилующими являются те глаголы, которые имеют две формы настоящего времени (полоскать —> полощет и полоскает). Для разговорной речи и просторечия характерны формы без чередования конечного согласного основы (колыхаться —> колышется и колыхается (прост.). В то же время формы с чередованием и без чередования могут быть стилистически нейтральными, но различаться семантически. Например: двигать —> двигает («перемещает») и движет («побуждает, руководит, направляет»).
Победим ли мы дефективные (недостаточные) глаголы?
Есть у нас в языке странные глаголы, у которых почему-то выпадают некоторые личные формы. Например, форма первого лица единственного числа.
Вот они, эти дефективные товарищи (список по версии учебника, я с ним не согласен): дерзить, победить, убедить, очутиться, чудить, преградить, ощутить, затмить, галдеть, пылесосить, дудеть, обессмертить, басить, ерундить, тузить.
По правилам современного языка их форма первого лица образуется с помощью вспомогательного глагола или иначе. «Буду побеждать» или «одержу победу», «смогу ощутить» и т.п.
У некоторых из них вовсе нет современной литературной формы первого лица, у некоторых она есть, но образуется по иной схеме, нежели остальные личные формы.
Например, формы «я затмлю», «пылесошу», «прегражу» или «ощущу» вызывают меньше вопросов, чем формы глагола очутиться или победить. Ну, отличаются от других, но хотя бы не режут слух, как «победю» или «убежу».
С глаголом «победить», кстати, всего двести лет назад всё было просто и ясно.
«Пространная Русская Грамматика» Николая Греча (второе издание, 1830 год).
По логике словообразования, с глаголом «убеждать» должно быть ровно так же.
«Побежду» и «убежду» присутствуют в источниках вплоть до 40-х годов 20 века, а потом пропадают.
Форма «побежу» в литературе относится к глаголу «бежать», и довольно долго сопровождает форму «побегу».
«Сейчас побежу в собранию, принесу тебе обед.» [А. И. Куприн. Поединок (1905)]
Так что если хотите сказать, что кого-то победите, но сказать это хотите именно одним словом, выбирайте форму «побежду». Не очень красиво, старомодно, зато надёжно, как дубовый буфет.
Наука | Научпоп
6.1K постов 69K подписчика
Правила сообщества
ВНИМАНИЕ! В связи с новой волной пандемии и шумом вокруг вакцинации агрессивные антивакцинаторы банятся без предупреждения, а их особенно мракобесные комментарии — скрываются.
Основные условия публикации
— Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.
— Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.
— Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.
— Видеоматериалы должны иметь описание.
— Названия должны отражать суть исследования.
— Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.
Не принимаются к публикации
— Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.
— Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.
— Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.
— Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.
— Попытки использовать сообщество для рекламы.
— Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.
— Нарушение правил сайта в целом.
Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество пикабу.
сразу после победы над «Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая в комнате, у них сломался пылесос.»
Тем больше наловлю.
Чем больше наловлю,
Тем стану я сильней.
Они отличаются ударением.
«. Чуду-Юду я и так победю».»
о, как раз сегодня утром ехала и поняла, что не знаю, как правильно подобрать форму глаголу «основать» для первого лица в будущем времени. Осную. ))
Плюс за дубовый буфет))
Спасибо! Никогда не поздно учиться и познавать новое даже в родном языке.
Вот печалит, что язык теряет структурную целостность из-за того что видите ли кому-то не нравится как звучит слово. Туда же в копилку ихний, евойный, ейный.
Крокодил, крокодю и буду крокодить.
Меня убивает «то, что», которое полюбилось блогерам (и не только) и они его пихают везде, где не могут нормально построить предложение.
«Так что если хотите сказать, что кого-то победите, но сказать это хотите именно одним словом, выбирайте форму «побежду». Не очень красиво, старомодно, зато надёжно, как дубовый буфет.»
Почитатель буквы ё.
Тысячилетний спор между победю, побежду и одержу победу завершился, ура!)
Поебдим. Ещё как поебдим.
что не так со словом очутюсь?
А давайте возьмем что попроще. Где множественное число слова «утро»? Есть дни, вечера, ночи. Но. утрА? Почему оно неблагозвучно и не используется?
Уважаемый автор, а не могли бы вы пояснить образование таких слов как «побеждайше» и «победише». И значение, и применение.
Самое главное, что многие говорят, что это слово устарело, так говорить неправильно/неграмотно. Но все понимают о чём речь.
Хорошо быть медведем, ура!
Хорошо быть медведем, ура!
Победю я и жару и мороз,
Лишь бы медом был вымазан нос!
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду.
Час-друтой пролетит, словно птица,
И настанет пора подкрепиться!
Охренеть! Очень интересно! Спасибо!
Кстати, насколько я знаю, в белорусском и украинском языке такого нет, это характерно исключительно для русского языка.
В копилку, к реформе замены Ё на Й+О.
Я не осилил. Извините.
пылесосить- пылесошу. Нет?
Множество миров Фонтенеля
Продолжаю посты, посвященные истории популяризации науки.
Вслед за итальянским астрономом Галилеем и английскими джентльменами из Оксфорда на эту стезю вступили и французы, у которых с середины XVII века появилась своя Академия наук (учрежденная Людовиком XIV по предложению Жан-Батиста Кольбера). А раз есть наука, возникает потребность в разъяснении ее пользы для власти и общества, чем собственно и занимаются популяризаторы научного знания век от века.
Бернар Ле Бовье де Фонтенель родился в 1657 году в Руане, в семье адвоката нормандского парламента и Марты Корнель, сестры сразу двух известных французских драматургов – Пьера и Тома Корнелей. Проведя детство в иезуитском колледже (где он весьма радовал своих наставников успехами в учебе) семнадцатилетний Бернар добился разрешения уехать к дядям в Париж. Там он сначала попробовал, по примеру отца, сделать карьеру юриста (неудачно), потом, по примеру дядей, написал несколько пьес (тоже не имевших успеха у публики). Но литературу не бросил, писал стихи и прозу с переменным успехом. Так, в 1683 году «Диалогах мертвых» он придумал собрать вместе древних и новых авторов. Поэтесса Сафо беседовала у него с Лаурой Петрарки, Сократ с Монтенем, Анна Бретонская с Марией Французской. Книга имела успех. А несколько следующих – напротив, подверглись резкой критике.
В 1686 году Фонтенель снова экспериментирует с жанрами – пишет книгу-рассуждение «Разговоры о множестве миров». Само название в то время звучало достаточно провокационно, ведь христианство учит, что мир один и он создан Творцом. По сути книга была популярным изложением сформулированной ранее гелиоцентрической модели мироздания и связанных с ней космологических представлений.
Сам Фонтенель не привнес никаких новых научных знаний в эту область, он не был первым, кто попытался вывести тему гелиоцентризма за пределы довольно узкого круга ученых мужей, но, надо признать, что его попытка стала первой из по-настоящему удавшихся.
Произошло это потому, что Фонтенель, имевший богатый опыт на литературном поприще, умел писать интересно и понятно для широкой публики. Потому и форма была выбрана нарочито простая: автор предлагает записи бесед, в которых он, якобы, преподавал азы космологии молодой и очаровательной маркизе де ла Мезанжер.
Книга состоит из нескольких таких бесед. В первый вечер он объявляет маркизе, что Земля — это планета, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца. В этой беседе он, кстати, дает интересный прогноз: поскольку Земля вращается вокруг своей оси, то наблюдатель, расположенный на каком-нибудь объекте над планетой, увидит проплывающих поочередно перед его глазами диких ирокезов, французских маркиз и прекрасных черкешенок. Космонавты с МКС передают привет французскому автору.
Во второй вечер автор доказывает, что Луна — обитаемая земля. Маркиза спорит – Луна совсем не похожа на Землю и Фонтенель соглашается с ней, на Луне не видно облаков, да и моря, может, вовсе и не моря. Ну так, и жители Луны, скорее всего, не похожи на людей, парирует он, ведь будь они людьми, должны были произойти от Адама, а это невозможно.
Третий и четвертый вечера посвящены Марсу и Венере, которые, по словам Фонтенеля тоже обитаемы. А чтобы объяснить, как планеты движутся по солнечной орбите и даже сами имеют спутники, он излагает маркизе сложную теорию вихрей Декарта. На пятый вечер он еще дальше раздвигает границы мира: неподвижные звезды, говорит маркизе автор, это такие же солнца. И у каждой, возможно, есть свои планеты.
Книга Фонтенеля имела огромный успех, она переведена почти на все европейские языки и выдержала множество изданий. По сути, он прервал многовековую паузу после появления поэмы Лукреция «О природе вещей», вернул к жизни литературный жанр, в котором научно-философское содержание сочеталось с занимательностью изложения.
Сам автор с каждым годом все больше и больше увлекался именно наукой, а не литературным творчеством. И в 1691 году он становится действительным членом той самой Французской академии наук, о которой говорилось в начале. Его «Рассуждения о множественности миров» стали одной из работ, давших основания для этого. Фонтенель носил звание академика ни много ни мало как 66 лет (он дожил до столетнего юбилея), причем свыше 40 лет был непременным секретарем Академии. Написал ряд работ по философии, математике, истории и стал, по сути, родоначальником жанра научной биографии. Он выступил с инициативой публикации в академическом журнале после смерти того или иного выдающегося ученого, так называемого «похвальное слово» о жизни и научной деятельности покойного. Такие «похвальные слова» были больше, чем просто некролог, это были художественные, развернутые жизнеописания. Большинство из них Фонтенель написал сам.
В июне 1717 года, при посещении академии Петром 1, Фонтенель играл немалую роль в устроенном московскому гостю торжественном приеме, годом позже известил Петра об избрании его в члены Французской академии. А после смерти первого русского императора написал «похвальное слово» и о нем, которое позже было переведено на русский язык.
Закончив перевод в 1730 году, Кантемир решил прибегнуть к посредничеству российской Академии Наук для того, чтобы издать русский вариант книги. Он обратился к своему наставнику –академику Гроссу, который тогда жил в Москве в качестве домашнего учителя в доме влиятельнейшего сановника – Андрея Остермана. В силу своего положения Гросс пользовался большим уважением в глазах Шумахера, через руки которого проходили все издания Академии. Осенью 1731 года Гросс пишет Шумахеру письмо, где предлагает рукопись Кантемира к изданию. Шумахер ответил: «Если князю Кантемиру будет угодно переслать мне свой перевод книги Фонтенеля De la pluralite des mondes, то я тотчас же озабочусь о печатании. Только я бы предварительно желал знать, одобрил ли это его графское сиятельство (граф Остерман), а также его преосвященство архиепископ (Феофан Прокопович), потому что книга такого содержания, что её нельзя печатать без министерского разрешения».
Пока Шумахер перестраховывался, согласовывая издание с высшими сановниками, Кантемир уехал в Лондон по дипломатической линии. В итоге, его перевод пролежал невостребованным еще семь лет. Вернувшись в Россию, Кантемир вновь обратился к Шумахеру с просьбой о русском издании Фонтенеля. Сверхосторожный немец выдвинул новое условие: заменить заголовок книги на что-то менее крамольное. Кантемир предлагает назвать «Разговоры астрономические, в которых той науки нужнейшие знания кратко и разуминительно к общества понятию изъяснены», но Шумахер счел новый вариант еще менее благопристойным.
В итоге книга была напечатана только в 1740 году под названием ««Разговоры о множестве миров господина Фонтенелла парижской академии наук секретаря. С французского перевел и потребными примечаниями изъяснил князь Антиох Кантемир в Москве в 1730 году».
Один из экземпляров был подарен императрице Анне Иоановне. Этот экземпляр с дарственной надписью сохранился до наших дней. Остальным повезло меньше, в 1756 году решением Синода книга была признана «смущающей», большая часть тиража была изъята и уничтожена. Но через пять лет Ломоносов осуществил второе издание книги, ни на букву не изменив текст. После этого попыток запретить книгу в Российской империи больше не предпринималось.
Перевод, сделанный Кантемиром, имеет значение не столько с точки зрения популяризации гелиоцентризма, сколько для развития русского языка. Его научно-литературный словарный запас был в то время в зачаточном состоянии, для обозначения многих понятий банально не хватало слов, и Кантемиру пришлось придумать их, поскольку он изначально делал текст для широкой публики, а не околоакадемического сообщества, которое прекрасно читало французские тексты на языке оригинала.
Подводя итог, можно сказать, что перевод Кантемира сам по себе стал литературным событием, положившим начало светской научно-популярной литературе в нашей стране. И книга Фонтенеля нам интересна еще и с этой точки зрения.
недостаточные
Смотреть что такое «недостаточные» в других словарях:
недостаточные данные — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN scarce evidence … Справочник технического переводчика
Недостаточные числа — Недостаточное число натуральное число, сумма собственных делителей которого меньше самого числа. Любое натуральное число относится к одному из трёх классов: недостаточные числа (последовательность A005100 в OEIS), совершенные числа, избыточные… … Википедия
Слегка недостаточные числа — Слегка недостаточное число (почти совершенное число[1]) недостаточное число, сумма собственных делителей которого меньше самого числа ровно на единицу. Слегка недостаточными числами являются все натуральные степени числа 2. Неизвестно,… … Википедия
ДЕНЬГИ НЕДОСТАТОЧНЫЕ — TIGHT MONEYУсловия, затрудняющие получение кредита, даже под первоклассное обеспечение при доминирующих высоких процентных ставкахСм. НЕХВАТКА ДЕНЕЖНЫХ РЕСУРСОВ … Энциклопедия банковского дела и финансов
Избыточные числа — Избыточное число положительное целое число n, сумма положительных собственных делителей (отличных от n) которого превышает n. Любое натуральное число относится к одному из трёх классов: избыточные числа, совершенные числа, недостаточные… … Википедия
Гейман, Василий Александрович — генерал лейтенант, участник покорения Кавказа и последней русско турецкой войны; родился в 1823 г. Получив образование в Гродненской гимназии, в 1839 г. вступил в военную службу унтер офицером в Нижегородский пехотный полк. В 1842 г. переведен в… … Большая биографическая энциклопедия
Копейщики — в древнерусских войсках пешие воины, вооруженные копьями, а со времен царя Михаила и до Петра I латники конных полков иноземного строя, вооруженные длинными кольями (около 2 саж.). В К. служили иноземцы, недостаточные дворяне, дети боярские и др … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Население — Содержание: I. Статистика: 1) Число обитателей Земли вообще и Европы в частности; 2) Густота населения; 3) Размещение населения; 4) Состав населения: а) по полу, b) по возрасту, с) по полу и возрасту, d) по полу, возрасту и семейному положению;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
БТР-152 — БТР 152 … Энциклопедия техники
Русский язык. Литература
Рубрики
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
Peклaмa
Поиск
Недостаточные и избыточные глаголы
Размещено 23.02.14 в рубрике 6 класс
Не все глаголы в русском языке имеют полный набор личных форм.
Недостаточные глаголы
Некоторые глаголы не имеют форм 1-го лица единственного числа:
победить, убедить, переубедить, разубедить,
очутиться, ощутить, затмить, дерзить и др.
При необходимости передать значение 1-го лица единственного числа прибегают к описательному способу:
должен победить, хочу убедить, могу очутиться.
Некоторые глаголы не употребляются в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа (они обозначают действия, происходящие в природе или в мире животных):
телиться, щениться, ржаветь, брезжить, белеться,
светлеться, раздаться (о звуке), разгореться и др.
Избыточные глаголы
Некоторые глаголы имеют по две формы лица:
брызгать — брызжет и брызгает,
капать — каплет и капает,
плескать — плещет и плескает,
тыкать — тычет и тыкает,
махать — машет и махает и др.
Научно-исследовательский проект «Нормативно-стилистические особенности употребления недостаточных глаголов в русском языке»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
К ЮБИЛЕЮ ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ
ОГБПОУ Тейковский многопрофильный колледж
Научный руководитель: Ларина Н.М.
Научно-исследовательская и проектная деятельность в области филологии
Он победит, ты победишь, я … победю? побежу? побежду?
Нормативно-стилистические особенности употребления
н едостаточных глаголов в русском языке.
Глаголы отличаются исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтаксических связей. Это вызывает определённые трудности у обучающихся при овладении данной частью речи. Глаголы по числу употребления занимают второе место после существительных, и их парадигма может достигать 200 форм. Изучение глаголов требует использования методов, активизирующих внимание, воображение, мышление обучающихся, их самостоятельную поисковую деятельность, т.е. методов, направленных на реализацию творческого подхода при овладении студентами такой части речи, как глагол. Поэтому изучение глагола является одной из трудных тем.
Цель научно-исследовательского проекта
Анализ нормативно-стилистических особенностей употребления недостаточных глаголов в современном русском языке.
Недостаточная изученность нормативно-стилистических особенностей употребления недостаточных глаголов в современном русском языке.
Научное значение работы заключается, прежде всего, в проблеме употребления недостаточных глаголов в русском языке.
Практическое значение исследовательской работы состоит в возможности использования основных теоретических положений в преподавании русского языка.
Проанализируем нормативно-стилистические особенности употребления недостаточных глаголов.
Глагол – самая сложная часть речи в современном русском языке. Это утверждение в известной степени подтверждается наличием большого количества разнообразных форм (личных, видовых форм, формы инфинитива, причастия и деепричастия). Кроме того, глагол – «это основной элемент морфологического уровня, организующий текстовое пространство».
Не вызывает сомнения, что глагол в любом тексте (особенно в художественном) является ядром, позволяющим характеризовать и описывать события и ситуации в их динамике, поэтому ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, часто приводят к смысловому и стилистическому нарушению всего текста. В связи с этим необходимо правильно употреблять различные глагольные формы, в частности те, у которых выделяются некоторые особенности при образовании форм лица. Такие глаголы в современном русском языке называются недостаточными.
Таким образом, глаголы с данными основами в форме 1-го лица единственного числа, согласно языковой норме, претерпевают чередования. Сравним: лизать – лижу, прекратить – прекращу, бежать – бегу. Следовательно, отступления от указанных глагольных форм, то есть нелитературное образование 1-го лица без чередования, носят резко сниженный характер. Например: ездить – ездию (прост.), ехать – ехаю (прост.), махать – махаю и др.
Перечислим семантические причины, препятствующие образованию форм 1-го (и 2-го) лица единственного числа:
Отсутствие соотношения с действием одушевлённого лица (говорящего ): ржаветь, зеленеть, хлынуть, колоситься, мерцать, теплеть, прорасти и др. Эти глаголы непосредственно связаны с процессами, протекающими в живой и неживой природе. Например: Колоситься. «Вырастая, выпускать колосья» (о злаках) (Словарь русского языка под ред. А.П.Евгеньевой); «Вырастая, давать колос» (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой): Рожь колосится. Хлынуть. «Начать литься с силой, потоком» (Словарь русского языка под ред. А.П.Евгеньевой), Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой): Внезапно хлынул дождь.
Обозначение процессов, совершающихся в организме человека: гноиться, кровоточить, заживиться, отняться, рассосаться, слипнуться и т.д. Например: Гноиться. «Выделять гной» » (Словарь русского языка под ред. А.П.Евгеньевой, Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой): Рана гноится. Заживиться. Разг. «Зажить, залечиться (о ране, ссадине)» (Словарь русского языка под ред. А.П.Евгеньевой): Болячка быстро заживилась.
Наличие совместного (группового) действия: сбегаться, столпиться, разлетаться, слететься, скопиться. Например: Столпиться. «Собраться в одном месте, образуя толпу» (Словарь русского языка под ред. А.П.Евгеньевой); «Собраться в одном месте в большом количестве, толпой» (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой). Скопиться. «Постепенно приходя, собраться в большом количестве» (Словарь русского языка под ред. А.П.Евгеньевой); «Постепенно приходя, собраться, сойтись в большом количестве» (Большой толковый словарь. Сост. С.А.Кузнецов): У театральной кассы скопилась публика.
В результате анализа недостаточных глаголов современного русского языка мы приходим к выводу, что при образовании указанных форм следует особенно внимательно относиться к выбору необходимой и приемлемой формы, что обеспечит в конечном итоге точность в выражении мысли и успешность речевого общения.
В заключении можно сказать, что вопрос о недостаточных глаголах остаётся актуальным и в наши дни и требует дальнейшего изучения.