Что такое нефункциональные требования к информационной системе

Функциональные и нефункциональные требования: полное руководство

Точно знать, какие функции и возможности клиент хочет от приложения, довольно сложно для команды разработчиков программного обеспечения. Во избежание недоразумений заказчику и команде разработчиков программного обеспечения необходимо определить требования к проекту: как функциональные, так и нефункциональные требования для будущего приложения. В этой статье мы объясним разницу между двумя типами требований и поделимся лучшими практиками их сбора.

Что такое функциональные требования?

При разработке программного обеспечения функциональные требования определяют функции, которые должно выполнять все приложение или только один из его компонентов. Функция состоит из трех шагов: ввод данных — поведение системы — вывод данных. Он может вычислять, манипулировать данными, выполнять бизнес-процессы, устанавливать взаимодействие с пользователем или выполнять любые другие задачи.

Другими словами, функциональное требование — это то, ЧТО приложение должно или не должно делать после ввода некоторых данных.

Функциональные требования важны, поскольку они показывают разработчикам программного обеспечения, как должна вести себя система. Если система не соответствует функциональным требованиям, значит, она не работает должным образом.

Что такое нефункциональные требования?

Нефункциональные требования определяют стандарты производительности и атрибуты качества программного обеспечения, например удобство использования системы, эффективность, безопасность, масштабируемость и т.д.

В то время как функциональные требования определяют, что делает система, нефункциональные требования описывают, КАК система это делает. Например, веб-приложение должно обрабатывать более 15 миллионов пользователей без какого-либо снижения производительности, или веб-сайт не должен загружаться более 3 секунд.

Если приложение не соответствует нефункциональным требованиям, оно продолжает выполнять свои основные функции, однако не сможет обеспечить удобство для пользователя.

Нефункциональные требования важны, поскольку они помогают разработчикам программного обеспечения определять возможности и ограничения системы, которые необходимы для разработки высококачественного программного обеспечения. Следовательно, нефункциональные требования так же важны, как и функциональные требования для успешного внедрения продукта.

Почему важна разница между функциональными и нефункциональными требованиями?

Четко определенные функциональные и нефункциональные требования помогают разработчикам программного обеспечения создавать продукт, точно соответствующий потребностям клиента. Однако действительно ли необходимо знать разницу между функциональными и нефункциональными требованиями?

Основная причина знать разницу между функциональными и нефункциональными требованиями заключается в том, что они определяют объем работ по проекту. Разработчики программного обеспечения должны идти в ногу с этим объемом, чтобы разработать приложение в рамках своих временных рамок и бюджета.

Если объем работ постоянно меняется, команде разработчиков приходится продлевать сроки, и затраты на разработку возрастают. Это может привести к неблагоприятным последствиям для проекта.

Важность различения двух типов требований имеет первостепенное значение при создании MVP. Команда разработчиков и заказчик должны обсудить, какие функции и функции следует реализовать в приложении в первую очередь. Заказчик может иметь собственное видение проекта и его требований. Если заказчик решает удалить или изменить какую-либо функцию, важно понимать, что это за требование. В большинстве случаев разработчики программного обеспечения могут просто изменить нефункциональные требования, в то время как функциональные требования потребуют дополнительной работы и серьезных изменений.

Когда заказчик и поставщик разработки программного обеспечения знают разницу между функциональными и нефункциональными требованиями, это помогает им более точно определять объем работ, более точно ранжировать требования по важности, оптимизировать затраты на проект и лучше удовлетворять потребности заказчика..

Как собираются функциональные и нефункциональные требования?

В идеале, прежде чем обращаться в компанию по разработке программного обеспечения, у клиентов уже должны быть под рукой все функциональные и нефункциональные требования. Поэтому их необходимо подготовить заранее самостоятельно или попросить стороннего поставщика.

Давайте посмотрим, что включает в себя каждый тип требований.

Что такое нефункциональные требования к информационной системе. Смотреть фото Что такое нефункциональные требования к информационной системе. Смотреть картинку Что такое нефункциональные требования к информационной системе. Картинка про Что такое нефункциональные требования к информационной системе. Фото Что такое нефункциональные требования к информационной системе

Функциональные требования можно разделить на три группы:

Нефункциональные требования подпадают под различные категории, в том числе:

Примеры и передовой опыт

Существует множество других форматов, которые могут помочь в выполнении требований проекта. Давайте посмотрим на самые эффективные.

Истории пользователей

Обычно требования формулируются в виде пользовательских историй. Пользовательские истории — это требования, предъявляемые пользователем. Обычно они имеют форму нескольких простых предложений, имеющих один и тот же образец:

Как (пользователь) я хочу (цель), чтобы (причина).

Пример пользовательской истории: как руководитель проекта я хочу понимать прогресс команды разработки программного обеспечения, чтобы я мог сообщить о результатах генеральному директору и заинтересованным сторонам проекта.

Разработчики программного обеспечения обычно составляют требования с использованием пользовательских историй, когда они хотят донести идеи о функциях и функциях продукта до участников, не являющихся техническими специалистами.

Сценарии использования

Сценарии использования шире, чем пользовательские истории. Они включают типы пользователей и все возможные действия, которые пользователь может выполнять в приложении. В отличие от пользовательских историй, описывающих конечную цель функции, варианты использования включают последовательность шагов, ведущих к цели.

Что такое нефункциональные требования к информационной системе. Смотреть фото Что такое нефункциональные требования к информационной системе. Смотреть картинку Что такое нефункциональные требования к информационной системе. Картинка про Что такое нефункциональные требования к информационной системе. Фото Что такое нефункциональные требования к информационной системе

Например, если вы хотите создать приложение для управления логистикой и цепочкой поставок, разработчики программного обеспечения должны подумать о следующих ролях: продавцы, покупатели, поставщики, менеджеры, диспетчеры и многие другие.

Действия для этих ролей могут выглядеть следующим образом:

Документ со спецификацией требований к программному обеспечению

Спецификация требований к программному обеспечению ( SRS ) — это документ, на который группа разработчиков программного обеспечения полагается при создании приложения. Он включает в себя все потребности и пожелания клиентов, переведенные на понятный для команды разработчиков язык — подробное описание всех функций и возможностей продукта.

Основные разделы, которые обычно включаются в документ SRS:

Создание SRS, пользовательских примеров и пользовательских историй имеет важное значение для эффективной разработки приложений.

Однако есть и другие документы, не менее важные для успешного запуска и развития проекта.

Заключение

С помощью специализированных программных услуг компании могут создавать приложения любого типа для эффективного развития своего бизнеса. Однако для того, чтобы приложение действительно соответствовало потребностям их бизнеса, оно должно иметь подробные функциональные и нефункциональные требования.

Чтобы сформировать функциональные и нефункциональные требования, вы можете обратиться за помощью к своей компании-разработчику программного обеспечения, сторонним компаниям или сделать это самостоятельно. Хорошо продуманные требования гарантируют, что ваш партнер по разработке программного обеспечения будет полностью понимать, как разработать цифровое решение, которое полностью соответствует вашим ожиданиям и удовлетворяет потребности вашего бизнеса.

Источник

Нефункциональные требования к программному обеспечению. Часть 1

Введение

Разрабатывая новую информационную систему или внедряя уже существующую, вы неизбежно сталкиваетесь с необходимостью определить нефункциональные требования к вашей системе.

Нефункциональные требования: какие они бывают

Начнем с того, что требования к программным продуктам или информационным системам можно разделить на две большие группы. Это функциональные требования (описывающие, что необходимо реализовать в продукте или системе, в т.ч. какие действия должны выполнять пользователи при взаимодействии с ними) и нефункциональные требования (описывающие, как должна работать система или программный продукт, и какими свойствами или характеристиками она должна обладать).

Как правило, говоря о нефункциональных требованиях, чаще всего говорят об атрибутах качества (т.е. требованиях, определяющих качественные характеристики разрабатываемого программного обеспечения или системы, такие как производительность, надежность, масштабируемость), не обращая внимания на другие виды нефункциональных требований, а именно:

Все эти требования должны быть определены и зафиксированы, прежде чем вы приступите к реализации вашей системы или продукта.

Нефункциональные требования: как их определять

Теперь, когда мы познакомились с различными видами нефункциональными требований, неплохо понять, что нужно делать дальше.

Нефункциональные требования: работа над определением

Как для определения функциональных, так и для определения нефункциональных требований используются рабочие группы, члены которых определяют, проверяют и утверждают требования. Для групп по определению нефункциональных требований особенно важно привлечь к этой работе не только аналитиков и пользователей, но и архитекторов и ключевых разработчиков продукта или системы, а также группу тестирования. Архитектор воспринимает нефункциональные требования как входные данные для выбора и проектирования архитектуры приложения, а группа тестирования планирует те сценарии нагрузочного тестирования, которые будут использоваться для проверки выполнения нефункциональных требований (в основном это касается атрибутов качества).

Роли, которые при этом играют участники рабочей группы по определению нефункциональных требований, описаны далее.

Пример сценария, используемого для определения требований к производительности модуля системы, рассылающего уведомления пользователям сайта по электронной почте:

1. Система получает оповещение о событии, инициирующем рассылку уведомлений.
2. Система осуществляет рассылку оповещений по адресам из списка рассылки X, используя шаблон Y. Для рассылки сообщений используется сервис Z.
3. В случае невозможности завершения рассылки, система предпринимает повторные попытку рассылки.

Требования к времени оповещения о событии, инициирующем рассылку уведомлений: система должна получать оповещение не позднее чем через XX секунд после возникновения события.
Требования к времени отправки уведомлений: все уведомления должны быть отправлены не позднее YY минут после получения оповещения о событии
Требования к повторной отправке рассылки после неудачной попытки: число повторных попыток должно быть равным 10, с интервалом в 10 мин после каждой неудачной попытки отправки.

Какие вопросы при этом нужно задавать заказчику? В сущности, только один: через сколько времени после возникновения события все пользователи сайта должны гарантированно получить уведомление.

Критерии качественных нефункциональных требований

Как к функциональным, так и к нефункциональным требованиям применяются критерии качества требований — т.е. описание тех качеств, которым должны удовлетворять качественные требования.

Качество нефункциональных требований непосредственно определяет качество разрабатываемого продукта или системы и достигается за счет итеративного процесса определения и анализа нефункциональных требований при слаженной работе всей группы, участвующей в их разработке.

Атрибуты качества

Этот раздел будет посвящен характеристикам качества продукта или системы.

Характеристики качества и модель качества ПО

Определение атрибутов качества тесно связано с выбранной для вашего продукта моделью качества. Разработкой модели качества занимается группа обеспечения качества (в которую входят тестировщики и которая ими, разумеется, не ограничивается).

В индустрии ПО есть несколько моделей качества, принятых в качестве стандарта. Эти модели были разработаны в 70-е-80-е годы прошлого века и продолжают совершенствоваться.

Характеристики качества с точки зрения влияния на архитектуру системы

Все атрибуты качества с точки зрения архитектуры системы можно разделить на две большие группы: первая группа (runtime) – это атрибуты, относящиеся ко времени работы приложения или системы; вторая группа (design time) определяет ключевые аспекты проектирования приложения или системы. Многие из этих атрибутов взаимозависимы.

Рассмотрим более подробно каждую из этих групп.

Группа runtime
Группа design time

О том, как, где, когда и откуда нужно взять конкретные значения для всех этих параметров, я расскажу в продолжении этой статьи.

Источник

Антифрод. Функциональные и нефункциональные требования (часть 2)

В первой части эксперимента было описано, почему проблема мошеннических платежей (fraud) стоит остро перед всеми участниками рынка online-платежей, какие сложности на пути создания собственной системы мониторинга мошеннических платежей (antifraud-системы) предстоит преодолеть, и почему для большинства мерчантов такие системы – дорогое удовольствие, за которое они не всегда готовы платить.

Еще одно, усложняющее разработку подобных систем, обстоятельство — то, что antifraud-система является business-critical системой и ее простой будет вести либо к остановке бизнес-процесса (приема оплаты), либо при некорректной работе системы к увеличению рисков финансовых и репутационных потерь для компании (интернет-магазина, банка).

Поэтому практики и подходы, перечисленные в статье применимы не только на стороне мерчанта, но на стороне других участников интернет-эквайринга – агрегаторов, платежных систем, банков. Более того, перечисленные в статье подходы зачастую являются закрытыми от сообщества best practices в соответствующих организациях.

В этой части будут описаны требования к antifraud-системе, чье влияние на программную архитектуру является существенным.

Нефункциональные требования

Атрибуты качества

Не буду растягивать описание объяснением, почему я включил те иные атрибуты качества, так как такое объяснение носит очевидный характер, если принять во внимание тип проектируемой системы – business critical.

Кроме того, я намеренно не буду указывать конкретных цифр по времени доступности antifraud-системы и другим атрибутам качества, так как статья не ставит перед собой целью обсуждение отдельно взятой системы. Вместо этого описывается набор подходов и принципов, лежащих в основе подобных систем.

Законодательные ограничения

Законодательные ограничения, являются одним из важных факторов, определяющих программную архитектуру антифрод-системы.
Так, согласно требованиям стандарта PCI DSS, нельзя хранить полный номер карты (PAN)* или код безопасности (CVV). Разрешено хранить первые шесть и последние четыре цифры карты. Также ничто не запрещает генерировать внутренний уникальный идентификатор для карт клиентов. Имя держателя и срок экспирации карты разрешено передать только по защищенным каналам.

Кроме требования стандарта PCI DSS необходимо выполнять положения закона «О персональных данных» (152-ФЗ).
Обсуждение всего многообразия технико-бюрократических процедур (с вытекающими юридическими тонкостями), необходимых просто для хранения, обработки фамилии, имени клиента, скорее всего, займет 10 листов инструкций и 1,5 месяца работы на реализацию этих инструкций (шутка, но отчасти). Поэтому лучший способ не создавать себе лишней работы соблюдать положения 152-ФЗ – не попадать под его действие.

В проектируемой антифрод-системе все программные модули будут работать с деперсонифицированными данными.

Функциональные требования

Требование к API

Для начала рассмотрим требования к системе с точки зрения внешнего мира, т.е. программных клиентов (мерчантов). Программные клиенты взаимодействует с антифрод-системой в соответствии со следующими требованиями к API:

Бизнес-требования

С точки зрения внутренней логики антифрод-системы выделим всего одно существенное бизнес-требование: предсказать по данным о платеже будет ли транзакция успешной.
В процессе реализации этого требования попытаемся доказать, что платеж не пройдет. Рассмотрим основные причины отказа в проведении транзакции: платежные данные сформированы некорректно или транзакция является мошеннической. Ниже разберем методы проверки каждой из перечисленных причин.

Проверка корректности введения платежных данных

Не стоит надеяться, что мерчант надлежащим образом проверит платежные данные. Вне зависимости от того была ли это ошибка пользовательского ввода или злонамеренные действия, выявление ошибок в платежных реквизитах на ранних этапах поможет сэкономить как такты CPU, так и предотвратить зашумление обучаемой модели (о ней речь еще пойдет позже).

Необходимо проверить содержит ли имя держателя карты хотя бы 2 буквы (тире и цифры в имени приемлемы), является ли карта действующей (у карты есть срок действия), проходит ли номер карты проверку алгоритмом Луна.

Проверка является ли транзакция мошеннической

Для выявления признака, что платеж является мошенническим, существует большое количество эвристик. Некоторые компании могут похвастаться цифрой под 200 эвристик. Хотя у меня сразу возникают подозрения, что некоторые из этих эвристик либо ничем не подкреплены, либо являются следствием какой-то другой эвристики, либо это вовсе костыль, позволяющий лучше подгонять результат под обучающую выборку и не дающий никакого эффекта на реальных данных. Большое количество эвристик дает лишь: переобученную модель, неправильное распознавание является ли транзакция мошеннической и уменьшение производительности приложения.

Часто основным подходом является наивное присвоение фиксированного значения для какого-то из фильтров и последующая обработка этих условий в конструкциях типа (это псевдокод, а не 1С):

Даже не хочу начинать перечислять недостатки такого подхода и конечную стоимость такого кода, которая сложится из потерь от ложных срабатываний на отклонение «порядочных» платежей и пропуск фрода при небольшой смене стратегии мошенниками.

Поэтому единственно верным решением будет разработать систему, в которой эвристические фильтры способны к самообучению как на накопленной истории платежей, так и на новых платежах. Тут на наш выбор будет сразу несколько алгоритмов машинного обучения: логистическая регрессия, метод опорных векторов, нейронные сети.

Глобальные фильтры

Глобальными фильтрами я называю списки, при наличии плательщика в которых, проводить все остальные проверки – валидность платежных данных, проверка на фрод – бессмысленно. К таким спискам я отношу блэклисты банковских карт, IP, стран, мерчантов.

Глобальные фильтры могут быть как статическими, так и динамическими, могут быть связанны как с бизнес-правилами (мерчант не принимает платежи из Арктики), так и с детектированием аномальной активности (IP адрес).

Заключение 2-ой части

В первых двух частях мы рассмотрели основные аспекты преимущественно нетехнического характера, которые необходимо учесть при проектировании и разработке системы распознания мошеннических платежей.

Мы собираемся создать отказоустойчивый высокомасштабируемый надежный antifraud-сервис, который «снаружи» будет открыт для программных клиентов через REST API (https), а «внутри» – содержать логику, основанную на методах машинного обучения. Для придания еще большей интриги скажу, что сервис будет работать на одной из публичных облачных платформ.

В следующей части мы, наконец, займемся делом рассмотрим программную архитектуру antifraud-сервиса, его модульную структуру и ключевые детали реализации такого сервиса.

Источник

Высокая доступность и удобный интерфейс: разрабатываем нефункциональные требования

Что такое нефункциональные требования к информационной системе. Смотреть фото Что такое нефункциональные требования к информационной системе. Смотреть картинку Что такое нефункциональные требования к информационной системе. Картинка про Что такое нефункциональные требования к информационной системе. Фото Что такое нефункциональные требования к информационной системе

Продолжая обучение начинающих системных и бизнес-аналитиков основам разработки ТЗ, сегодня рассмотрим, что такое нефункциональные требования к ПО и как их составить. Также разберем, чем доступность отличается от надежности, как измерить качество пользовательского интерфейса и других характеристик проектируемой системы с комментариями BABOK®Guide, а также рекомендациями российских ГОСТ’ов и зарубежных стандартов.

Что такое нефункциональные требования и какие они бывают: взгляд BABOK®Guide

Как логично следует из названия, функциональные требования описывают функции ПО, т.е. его поведение, а нефункциональные относятся к характеристикам и условиям работы. Руководство к профессиональному своду знаний по бизнес-анализу BABOK®Guide отмечает, что нефункциональные требования означают особенности эксплуатации: производительность, информационную безопасность, удобство использования и прочие свойства, выражаемые в измеримых показателях, которые являются своего рода ограничениями варианта реализации (дизайна) решения.

При этом BABOK уточняет, что нефункциональные требования относятся не только к непосредственно ПО, но и также связаны с процессами и людьми. В технике «Анализ нефункциональных требований» BABOK выделяет следующие их категории:

Штурм BABOK за 5 дней: подготовка бизнес-аналитиков к экзамену на сертификат CBAP/CCBA (IIBA® Endorsed Сourse, 40 PD)

Код курса
Ближайшая дата курса
Длительность обучения
40 ак.часов
Стоимость обучения
75 000 руб.

Рекомендации стандартов по разработке ТЗ и примеры измерения нефункциональных требований

Российские ГОСТ’ы по разработке технического задания (ТЗ), 34.602-89 и 19.201-78, которые мы разбирали здесь, также предлагают свой список нефункциональных требований, который частично пересекается с перечнем BABOK. Зарубежные стандарты по спецификации требований к ПО (SRS, Software Requirements Specification), ISO IEEE 29148-2018 и IEEE 830-1998, тоже приводят рекомендации по атрибутам качества ПО, которые можно использовать в качестве нефункциональных требований. Еще атрибуты качества ПО подробно разбираются в стандарте ISO/IEC 25010:2011 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 25010-2015) «Требования и оценка качества систем и программного обеспечения. Модели качества систем и программных продуктов». Наконец, некоторые метрики оценки качества, которые относятся к ИТ-сервису, упомянуты в библиотеке ITIL. Разумеется, в каждом конкретном случае не все категории нефункциональных требований будут упомянуты в отдельно взятом ТЗ или SRS. Однако, поскольку нефункциональные требования являются именно требованиями, а не пожеланиями, они должны быть точно сформулированы и иметь четкие критерии проверки их достижимости, т.е. значения упомянутых характеристик.

Например, «система должна обладать высокой надежностью» и «система должна иметь дружественный пользовательский интерфейс» — это не качественно сформулированные нефункциональные требования, поскольку их выполнение невозможно проверить. Удобство – это весьма субъективное понятие, а надежность должна измеряться в часах безотказной работы или других численных единицах. При этом надежность тесно связана с доступностью — способностью системы функционировать в определенный момент или интервал времени.

Наиболее часто используемым показателем для измерения доступности является значение SLA (Service Level Agreement, соглашение об уровне предоставления услуг между поставщиком и потребителем). Этот показатель обычно измеряется в процентах и говорит о времени безотказной работы и простоя системы. Например, при SLA 99,99% максимальный период возможной недоступности системы в день соответствует 9 секундам, а время безотказной работы составляет 23 часа 59 минут и 51 секунду. Если брать годовой период измерения (365 дней или 8760 часов), то при этом уровне SLA система может быть недоступной 52 минуты и 36 секунд. Чем выше уровень SLA, тем дороже будет TCO (Total Cost Ownership, общая стоимость владения) системы. Для некоторых решений, связанных с жизненно важными сервисами, требуется действительно высокая доступность со SLA близким к 100%, например, уровень «5 девяток» — 99,999%. А для приложений внутреннего документооборота или других учетных систем в рамках одного предприятия такой SLA будет избыточным. Для расчета времени безотказной работы существует множество открытых сервисов, например, http://shootnick.ru/uptime/99.

Еще одной из частых ошибок начинающих системных и бизнес-аналитиков при разработке нефункциональных требований к ПО является субъективное описание удобства его использования в виде «дружественного интерфейса». Идея этого пожелания продиктована заботой о пользователе, однако реализовать и протестировать достижимость реализации весьма проблематично. Чтобы снизить степень неопределенности и облегчить процесс верификации требований, аналитик должен определить критерии их приемки. Например, требование к удобству пользовательского интерфейса может быть сформулировано как необходимость соответствия предписаниям ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности». Для веб-приложений актуальны время первого отклика страницы и адаптация к мобильным устройствам, что можно выразить в численных значениях с помощью сервиса https://developers.google.com/speed/pagespeed/insights.

Разработка ТЗ на информационную систему по ГОСТ и SRS

Код курса
Ближайшая дата курса
Длительность обучения
12 ак.часов
Стоимость обучения
20 000 руб.

Удобство использования в контексте обучения можно выразить долей пользователей, которые освоят часть функциональных возможностей системы за конкретный период времени. Например, 95% пользователей должны быть способны использовать 80% функций системы не более чем через 8 часов обучения. Эффективность работы может выражаться в быстродействии или объеме обрабатываемых данных, например, система должна выполнять 90% запросов не более чем за 1 секунду в условиях средней загрузки (10 тысяч пользователей и объем трафика 1 Гб/сек).

Таким образом, разработка нефункциональных требований предполагает не только выявление характеристик проектируемой системы, но и определение критериев их измеримости и желаемых значений. Это коррелирует с концепцией определений (Definition of Done), которые бизнес-аналитик разрабатывает с учетом условий функционирования будущего решения, особенностей его поведения (т.е. функциональных требований), архитектурных ограничений, ограничений среды, а также рекомендаций экспертов предметной области и конечных пользователей продукта. Подробнее про концепцию определений и их связь с критериями приемки и оценки читайте в нашей новой статье. А ошибки, которые совершают начинающие системные и бизнес-аналитики при разработке требований и ТЗ чаще всего, смотрите здесь.

Как научиться разрабатывать функциональные и нефункциональные требования к системе, специфицируя их в виде ТЗ и SRS, вы узнаете на курсе «Разработка ТЗ на информационную систему» в нашей Школе прикладного бизнес-анализа в лицензированном учебном центре обучения и повышения квалификации системных и бизнес-аналитиков в Москве.

Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал этой статьи, мы предлагаем вам самостоятельно выполнить открытый интерактивный тест на знание стандартов разработки ТЗ и спецификации требований к ПО.

А полностью освоить содержание руководства к профессиональному своду знаний по бизнес-анализу, подготовиться к сдаче сертификационного экзамена IIBA по BABOK®Guide на уровни CBAP, CCAB, ECBA, получив необходимые часы профессионального развития, вам помогут авторизованные курсы нашей Школы прикладного бизнес-анализа в лицензированном учебном центре обучения и повышения квалификации системных и бизнес-аналитиков в Москве:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *