Что такое немеждународный вооруженный конфликт

Вооруженный конфликт, немеждународный

Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Смотреть фото Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Смотреть картинку Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Картинка про Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Фото Что такое немеждународный вооруженный конфликт

Вооруженный конфликт немеждународного характера — это продолжительное вооруженное столкновение между правительственными вооруженными силами и силами одной или нескольких вооруженных групп или между такими группами, возникающие на территории какого-либо государства. Вооруженная конфронтация должна достичь определенного минимального уровня интенсивности, и стороны, участвующие в конфликте, должны продемонстрировать минимум организации.

Для того чтобы отличить немеждународный вооруженный конфликт от менее серьезных форм насилия, таких как беспорядки и ситуации напряженности внутри страны, метежи и акты бандитизма, установлен определенный порог конфронтации. В этом отношении обычно применяются два критерия:

Различие между международными вооруженными конфликтами и вооруженными конфликтами немеждународного характера прочно укоренилось в современном гуманитарном праве. Государства продолжают придерживаться такого различия, поскольку считают, что их отношения с негосударственными субъектами существенно отличаются от межгосударственных отношений. Как правило, государства не спешат признавать наличие внутренних вооруженных конфликтов, поскольку в таком случае их действия будут ограничены нормами международного права, кроме того, такое признание может оказать влияние на статус повстанцев.

История права, применимого в немеждународных вооруженных конфликтах.

В начале XX века Международный комитет Красного Креста (МККК) пытался обратить внимание мирового сообщества на жертв немеждународных вооруженных конфликтов, но его призывы обычно воспринималось как недружественные попытки вмешательства во внутренние дела государств.

Жестокость и фанатизм, с которыми велась Гражданская война в Испании (1936–1939), побудил государства принять обязательства по соблюдению во внутренних вооруженных конфликтах по крайней мере некоторых фундаментальных гуманитарных принципов, таких как запрет нападения на гражданских лиц и невоенные объекты.

Трагедия Второй мировой войны заставила осознать важность доработки и усиления гуманитарных норм международного права. В 1949 г. в Швейцарии была созвана Дипломатическая конференция по выработке международных конвенций о защите жертв войны. Первые же дискуссии по вопросам, касающимся гражданской войны, выявили серьезное расхождения во взглядах. Предложение распространить действие четырех Женевских конвенций 1949 г. на внутренние вооруженные конфликты было отвергнуто. Для преодоления разногласия в текст конвенции была включена статья 3, общая для Женевских конвенций, представляющая собой декларацию обычного международного права и общих принципов гуманности. Статью 3 обязаны безоговорочно соблюдать все стороны конфликта, даже не участвующие в конвенциях. В ином случае их действия будут расцениваться в качестве актов анархии и бандитизма.

Как показал опыт последующих гражданских войн защита некомбатантов и гражданских лиц, не принимающих участия в военных действиях, в большинстве случаев оказались неадекватной. В связи с этим, в 1977 году на Дипломатической конференции по вопросу подтверждения и развития международного гуманитарного права был принят Дополнительный протокол II, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов, развивающий и дополняющий ст. 3, общую для Женевских конвенций.

Откликаясь на требования международного сообщества положить конец безнаказанности лиц, виновных в самых серьезных международных преступлениях, в 1988 г. после многолетней работы был принят Римский статут и на его основании учрежден Международный уголовный суд. Это свидетельствует о растущей значимости международного уголовного права в обеспечении, среди прочего, соблюдения норм, применимых к вооруженным конфликтам. Римский статут распространяется на преступления, совершенные как в условиях международных, так и немеждународных вооруженных конфликтов, хотя и проводит между ними четкое различие.

Договорное право, применимое в немеждународных вооруженных конфликтах.

Военные действия в немеждународных вооруженных конфликтах регулируются главным образом положениями ст. 3, общей для четырех Женевских конвенций 1949 г., развитыми и дополненными Дополнительным протоколом II 1977 г. Также применяются нормы международного права прав человека и общие принципы гуманности. Кроме того, существует тенденция распространение сферы действия некоторых законов международных на немеждународные вооруженные конфликты.

Статья 3, общая для Женевских конвенций 1949 г.

Статья 3, общая для Женевских конвенций, закрепляет минимальные стандарты защиты гражданских лиц, военнопленных, раненых и больных членов вооруженных сил и других жертв немеждународных вооруженных конфликтов. Абсолютно запрещаются любые посягательства на жизнь, здоровье и человеческое достоинство, взятие заложников, осуждение и наказание без надлежащей судебной процедуры. Статья 3 также обязывает подбирать раненых и больных и оказывать им необходимую помощь.

В последнем пункте статьи подчеркивается, что применение ее положений не затрагивает юридического статуса находящихся в конфликте сторон. Данная оговорка включена по настоянию некоторых государств, опасающихся, что применение Конвенции, даже в весьма ограниченном объеме, может помешать законному подавлению внутренних волнений и беспорядков и придать повстанцам статус воюющей стороны и, как следствие, поднять их авторитет.

Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям 1949 г.

Целью Дополнительного протокола II является обеспечение применения основных правил права войны к немеждународным вооруженным конфликтам. В частности, Дополнительный протокол II:

Римский статут Международного уголовного суда.

Согласно статье 8 Римского статута Международного уголовного суда в случае вооруженного конфликта немеждународного характера понятие «военные преступления» включает «серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года». Данное положение не применяется «к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия или иные акты аналогичного характера». Кроме того, к военным преступлениям относятся серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера.

Вмешательство иностранных государств в немеждународные вооруженные конфликты.

Несмотря на значимость различия между международными и немеждународными вооруженными конфликтами, определение к какому типу они относятся часто является спорным вопросом. Это особенно верно в том случае, когда происходит прямое вмешательство иностранных войск.

Как правило, вмешательство иностранного государства во внутренний вооруженный конфликт на стороне правительства (по его приглашению) против антиправительственных сил не меняет статус конфликта — он остается немеждународным. Если силы иностранного государства вмешиваются во внутренний конфликт на стороне повстанческих или антиправительственных групп, в вооруженный конфликт будут вовлечены два противоборствующих государства, и, следовательно, его следует квалифицировать в качестве международного.

Источник

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ НЕМЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Смотреть что такое «ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ НЕМЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА» в других словарях:

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ НЕМЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА — вооруженный конфликт, происходящий на территории какого либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным… … Юридическая энциклопедия

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ НЕМЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА — вооруженный конфликт, происходящий на территории какого либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным… … Энциклопедический словарь экономики и права

вооруженный конфликт немеждународного характера — конфликт, происходящий на территории какого либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием,… … Большой юридический словарь

Вооруженный конфликт внутренний (вооруженный конфликт немеждународного характера) — Внутренний вооруженный конфликт (вооруженный конфликт немеждународного характера) длительное столкновение между вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами на территории одного государства. Источник: НАСТАВЛЕНИЕ ПО… … Официальная терминология

КОНФЛИКТ ВООРУЖЕННЫЙ — – конфликт между средними и большими социальными группами, в котором стороны используют вооружение (вооруженные формирования), исключая регулярные вооруженные силы. С т. зр. международно правового статуса сторон, подразделяется на международные… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Война — (War) Определение войны, причины возникновений войн, классификация войн Информация об определении войны, причины возникновений войн, классификация войн Содержание Содержание Определение в истории человечества Причины возникновения боевых действий … Энциклопедия инвестора

ВОЙНА — экстремальное явление общественной жизни, организованная вооруженная борьба между государствами, либо их коалициями (и, соответственно, вовлеченными народами), либо между социальными группами или же этносами общества, выступающая продолжением их… … Социология: Энциклопедия

ВОЙНА — в международном праве организованная вооруженная борьба, в которой могут принимать участие государства, народы, ведущие национально освободительную борьбу, а т.ж. стороны во внутригосударственом конфликте. В. сопровождается полным разрывом всех… … Энциклопедический словарь экономики и права

ВОЙНА — в международном праве организованная вооруженная борьба, в которой могут принимать участие государства, народы, ведущие национально освободительную борьбу, а тж. стороны во внутригосударственном конфликте. В. сопровождается полным разрывом всех… … Юридическая энциклопедия

Источник

Внутренние конфликты и другие ситуации насилия – какая разница для жертв?

10-12-2012 Интервью

В какой момент вооруженные беспорядки перерастают в вооруженный конфликт? Какое значение это имеет для тех, кто вовлечен в конфликт или стал его жертвой? Разница имеет значение, потому что квалификация ситуации определяет, какое право применяется.

Примерами недавних немеждународных вооруженных конфликтов могут служить противостояние в северном Мали в начале 2012 года между вооруженными группировками и армией Мали, а также боевые действия в Сирии между вооруженными группировками и правительственными силами страны.

Интервью

Что такое немеждународный вооруженный конфликт?

Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Смотреть фото Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Смотреть картинку Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Картинка про Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Фото Что такое немеждународный вооруженный конфликтКэтлин Лаванд, начальник отдела МККК, предоставляющего консультации по вопросу правовых норм, применимых в условиях вооруженного конфликта и других ситуаций насилия, в которых МККК осуществляет свою гуманитарную деятельность, отвечает на некоторые постоянно возникающие вопросы касательно правовой классификации немеждународных вооруженных конфликтов.

Когда ситуация насилия становится немеждународным вооруженным конфликтом, и почему вопрос такой классификации имеет большое значение?

Немеждународный (или «внутренний») вооруженный конфликт означает ситуацию насилия, при которой на территории того или иного государства происходят продолжительные вооруженные столкновения между правительственными силами и одной или несколькими организованными вооруженными группами или между самими такими группами.

В отличие от международного вооруженного конфликта, в котором друг другу противостоят вооруженные силы нескольких государств, в случае немеждународного вооруженного конфликта, по крайней мере, одна из противостоящих друг другу сторон является вооруженной группой, не относящейся к государству.

Существование немеждународного вооруженного конфликта предусматривает применение международного гуманитарного права (МГП), известного также как право вооруженных конфликтов, которое налагает ограничения на средства и методы ведения сторонами военных действий и защищает всех лиц, затронутых конфликтом.
МГП налагает равные обязательства на обе стороны в конфликте, однако не придает какого-либо правового статуса вовлеченным в конфликт вооруженным оппозиционным группам.

При соблюдении каких критериев мы можем говорить о вооруженном конфликте?

В соответствии с МГП немеждународный вооруженный конфликт возникает тогда, когда соблюдаются следующие два критерия: участвующие в военных действиях вооруженные группы должны проявлять хотя бы минимальную степень организованности, а вооруженные столкновения должны достигать минимального уровня интенсивности. Факт выполнения этих критериев устанавливается при рассмотрении каждого отдельного случая, которое предусматривает изучение целого ряда фактических показателей.

Немеждународный вооруженный конфликт следует отличать от менее значительных форм коллективного насилия, как-то: беспорядков среди гражданского населения, восстаний, отдельных актов терроризма или других единичных актов насилия.

Примерами недавних немеждународных вооруженных конфликтов являются военные действия, имевшие место в северных районах Мали в начале 2012 г., в которых участвовали вооруженные группы и вооруженные силы Мали, а также вооруженные столкновения, происходящие в Сирии между вооруженными группами и сирийскими правительственными войсками.

В чем заключается различие между немеждународным вооруженным конфликтом и «гражданской войной»?

На самом деле между этими двумя терминами не существует какого-либо различия. Термин «гражданская война» не является правовым. Некоторые используют его, чтобы обозначить им немеждународный вооруженный конфликт. В статье 3, общей для Женевских конвенций («общая» – так как ее содержание остается неизменным для всех четырех Женевских конвенций), используется не термин «гражданская война», а выражение «вооруженный конфликт, не носящий международного характера».

Как правило, МККК старается не использовать термин «гражданская война», когда ведет диалог со сторонами в конфликте или выступает с сообщениями, предназначенными для широкой общественности, и вместо этого термина употребляет словосочетания «немеждународные» или «внутренние» вооруженные конфликты, которые приводятся в общей статье 3.

Какие договоры и правовые нормы должны соблюдать стороны в немеждународном вооруженном конфликте?

От сторон в немеждународном вооруженном конфликте требуется, как минимум, соблюдать положения статьи 3, общей для Женевских конвенций, и нормы обычного МГП. Эти нормы гарантируют гуманное обращение со всеми, кто оказывается во власти неприятеля, и требуют, чтобы лиц, получивших ранения во время военных действий, включая раненых неприятельских бойцов, подбирали и обеспечивали помощью без какой-либо дискриминации.

Возникающий вооруженный конфликт имеет серьезные последствия для правовых обязательств сторон, вовлеченных в боевые действия, особенно в том, что касается применения ими силы. Конечно, в этом случае МГП разрешает использовать более значительную силу против законных целей (при соблюдении строгих ограничений, направленных на защиту гражданских лиц), чем в ситуациях насилия, не достигших уровня интенсивности вооруженного конфликта.

Что происходит, если стороны в немеждународном вооруженном конфликте не соблюдают свои обязательства, предусмотренные МГП?

Каждая сторона в конфликте обязана соблюдать МГП и обеспечивать соблюдение его норм всеми, кто действует по ее указанию, находится у нее в подчинении или под ее контролем. Следует отметить, что каждая сторона в конфликте должна соблюдать МГП, даже если ее противник этого не делает; иными словами, обязательство соблюдать МГП не строится на взаимности.

Что же касается серьезных нарушений МГП, имеющих место во время немеждународных вооруженных конфликтов (их также называют военными преступлениями), государства обязаны преследовать в уголовном порядке лиц, подозреваемых в совершении таких нарушений. При определенных условиях подозреваемые в совершении военных преступлений лица могут быть также переданы Международному уголовному суду.

Я хотела бы подчеркнуть, что МККК, обладая особым статусом, который придает ему международное право, и являясь нейтральной и независимой организацией, никак не участвует в расследовании и судах над военными преступниками – эти функции лежат исключительно на государствах.

Рассматриваются ли в качестве военнопленных участники неприятельских вооруженных групп, попавшие в плен во время немеждународного вооруженного конфликта?

Нет. Термин «военнопленный» относится к особому статусу, который Третья Женевская конвенция предоставляет захваченным в плен неприятельским военнослужащим («комбатантам») исключительно во время международных вооруженных конфликтов. Военнопленные не могут подвергаться уголовному преследованию за совершение действий, которые признаются законными международным гуманитарным правом (например, за нападения на неприятельские силы). Что же касается немеждународных вооруженных конфликтов, то здесь МГП не препятствует судебному преследованию захваченных повстанцев за сам факт участия в вооруженной борьбе, однако призывает правительства проводить по окончании вооруженного конфликта как можно более широкую амнистию, которая, тем не менее, не распространяется на лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении военных преступлений или осужденных за такие преступления.

Если вооруженные группы могут быть стороной в вооруженном конфликте, не придает ли им это некий легитимный характер, которого они не заслуживают?

В любом случае применение МГП не ставит под сомнение суверенитет государства или право правительства подавлять восстание с помощью вооруженной силы и преследовать повстанцев в соответствии со своим национальным законодательством.

По какому праву МККК выносит определение в отношении перерастания ситуации насилия в вооруженный конфликт?

В целях выполнения своего гуманитарного мандата в той или иной ситуации насилия МККК выясняет, идет ли речь о вооруженном конфликте или нет. Это позволяет МККК ссылаться на применимые правовые нормы в ходе его диалога со сторонами, прибегающими к насилию.

Хотя даваемая МККК правовая оценка той или иной ситуации насилия не носит обязательного характера для государств, особый мандат, который эта организация получила на основании Женевских конвенций, и ее историческая роль в развитии МГП придают особое значение такой классификации, которую государства должны добросовестно принять во внимание.

Как МККК определяет, что ситуация насилия является вооруженным конфликтом?

МККК тщательно анализирует ситуацию насилия с тем, чтобы определить, какие правовые нормы к ней применяются. Он самостоятельно проводит независимую оценку, основанную, прежде всего, на полученной из первых рук информации, которая предоставляется его делегациями на местах. Если МККК не может получить такой информации, он использует сведения, поступившие к нему из иных надежных и достоверных источников.

Если МККК решает, что имеет место вооруженный конфликт, какова политика МККК в отношении информирования заинтересованных сторон и общественности о классификации конфликта?

Как правило, придя к выводу о том, что ситуация насилия достигла уровня вооруженного конфликта, МККК в первую очередь и как можно скорее сообщает о своих соображениях по этому поводу в ходе двухсторонних и конфиденциальных контактов со сторонами в вооруженном конфликте. Тем самым он стремится установить с каждой из сторон диалог относительно мер, которые они принимают, чтобы обеспечить соблюдение норм МГП. Позднее МККК публично распространяет информацию о классификации конфликта. В исключительных случаях МККК может принять решение отсрочить информирование сторон в конфликте или общественности о классификации конфликта, например, в чрезвычайных ситуациях, когда велики потребности в гуманитарной помощи и необходимо сосредоточиться на их оценке и оказании помощи населению.

Источник

понятие «вооруженный конфликт немеждународного характера», его отличие от международного вооруженного конфликта и внутренних беспорядков

Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Смотреть фото Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Смотреть картинку Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Картинка про Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Фото Что такое немеждународный вооруженный конфликт Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Смотреть фото Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Смотреть картинку Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Картинка про Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Фото Что такое немеждународный вооруженный конфликт Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Смотреть фото Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Смотреть картинку Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Картинка про Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Фото Что такое немеждународный вооруженный конфликт Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Смотреть фото Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Смотреть картинку Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Картинка про Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Фото Что такое немеждународный вооруженный конфликт

Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Смотреть фото Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Смотреть картинку Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Картинка про Что такое немеждународный вооруженный конфликт. Фото Что такое немеждународный вооруженный конфликт

Различают международные вооруженные конфликты и воору­женные конфликты немеждународного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфлик­ты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, междуна­родные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на само­определение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

имеют свою организацию;

имеют во главе ответственные за их поведение органы;

установили свою власть на части территории;

соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».

Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты. Таким образом, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества меж­дународного и является первым шагом к признанию нового государ­ства.

Вооруженные конфликты немеждународного характера — это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непре­рывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».

Вооруженные конфликты немеждународного характера облада­ют следующими признаками:

коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обста­новку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;

определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;

продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спо­радические выступления слабоорганизованных групп не могут рас­сматриваться как вооруженные конфликты немеждународного ха­рактера;

осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера сле­дует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, воз­никающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти кон­фликты отличаются от международных вооруженных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правитель­ство.

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике осуществля­ются определенные вооруженные мероприятия, получившие назва­ние «гуманитарной интервенции». Именно так, например, были оха­рактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предприня­тые с целью приостановления происходивших там внутренних кон­фликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *