Что такое ненаучное познание в обществознании
Тема; ненаучное познание. обществознание
Мы рассмотрим следующие вопросы:
Просмотр содержимого документа
«тема; ненаучное познание. обществознание»
Обществознание 10 класс
Тема: Ненаучное познание
Представить себе это нельзя, а понять можно.
Цели: ознакомить с формами и способами ненаучного познания;
развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения;
воспитывать объективное отношение к субъективным понятиям.
Тип урока: урок систематизации знаний.
(Учитель сообщает тему и цели урока.)
Мы рассмотрим следующие вопросы:
Политика, экономика, культура.
III. Проверка домашнего задания
— Терминологический диктант.(, истина, дедукция, индукция, научное
познание, эмпирический уровень, теоретический уровень.)
Соотнести термины и определения.
— относящийся к реальной действительности или ее описаниям
— соответствие мысли предмету.
установление истины на основе достоверных фактов и исходных посылок
движение знания от единичных утверждений к общим положениям
Д Мыслительный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование формулирование совокупности научных выводов
Е движение знания от общего к частному.
IV. Изучение нового материала
1. Мифология
Особенности мифологического мышления:
замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении (генетизм и этиологизм);
все происходящее в мифе есть своего рода образец для воспроизведения, повторения (первопредмет и перводействие). Миф обычно совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего.
Можно выделить следующие группы мифов:
мифы о героях (Прометей, Геракл, Тесей);
мифы о творцах (Дедал и Икар, Орфей, Ариан, Пигмалион);
мифы о судьбе и роке (Эдип, Актеон, Кефал, Сизиф);
мифы о верных друзьях (Орест и Пилад, Ахилл и Патрокл, Кас-пор и Поллукс);
мифы о любви (Нарцисс, Орфей и Эвридика, Аполлон и Дафна, Амур и Психея).
-А теперь проведем анализ мифов. Прочитайте миф,( работа с учебником стр.125.) определите, к какому типу он относится (этиологический, космогенический, календарный, эсхатологический, биографический).
-Установите, какие сведения о мире отражает этот миф; можно ли эти сведения назвать знаниями.
2. Жизненный опыт. Слово учителя.
-Жизненный опыт сочетает практическое и научно-практическое знание.
Этот вид знаний передается во время непосредственного общения, ограничен опытом отдельного человека и удовлетворяет конкретную потребность.
Духовно-практическое знание — это знание о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе. Например, религиозные заповеди. В классе всегда есть я христиане, мусульмане.
-(Учитель обращается к ним с просьбой сформулировать 1-2 заповеди.)
В буддизме существует принцип: «Не делай другим того, что считаешь злом».
В индуизме: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
В исламе: «Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе».
В иудаизме: «Что ненавистно тебе, не делай другому».
В христианстве: «Делай другим то, что хотел бы, чтобы они делали тебе».
-Главная общая мысль выше приведенных цитат — все люди равны по отношению друг к другу и все они достойны человеческого отношения. Это универсальное правило моральной оценки и оно известно как «золотое правило нравственности (морали)».
3. Народная мудрость Слово учителя
-Сообщение Садриева Римма.
Народная мудрость сохраняет и передает из поколения в поколение важные сведения о мире, природе, людях. Но эти сведения не являются предметом специального анализа, рефлексии. Люди оперируют ими, не задумываясь над их происхождением или достоверностью.
Часто по одному и тому же поводу сведения содержат по смыслу противоположную информацию. Например, в русских сказках бедняк всегда умнее и находчивее богача (у бедняка большой практический опыт), бедный почти всегда предстает неутомимым тружеником, но русские поговорки говорят о другом: «От работы кони дохнут», «Работа не волк, в лес не убежит».
— Как вы думаете, каковы причины этого феномена.
(Организуется дискуссия на основе заранее подготовленных сообщений сторонников и противников паранауки. )
-Ахмадеева Лиля, Зиннатов Руслан.
Итак, паранаука — околонаучное знание.
Познавательные возможности человека и общества ограничены, а объекты познания безграничны.
(Учитель рисует на доске круг, внутри которого стилизованная фигура человека.)
Все, что знает человек, расположено внутри круга. Понятно, что непознанного человеком значительно больше, чем познанного.
Сложности и трудности научного познания порождают как феномены, ждущие научных объяснений и подтверждений (теорема Ферма), так и спекуляции, далекие от истины или стремления к ней (тайские таблетки как универсальное средство от ожирения и нормализации обмена веществ).
Искусство использует для познания художественный образ и выражает эстетическое отношение к действительности.
-(Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию картины В.А. Серова «Девочка с персиками». Картина написана в 1887 г. и представляет собой портрет Верочки Мамонтовой. Далее учитель просит определить главную фигуру картины.
-Учащиеся обычно отвечают, что это девочка, судя по названию картины).
А вот искусствовед убежден, что это солнечный свет. Яркий свет заливает комнату через большие окна, солнечные блики играют на светлых стенах, переливаются на белой скатерти, раскрашивая ее разноцветными оттенками, этот же свет отражается на лице и одежде героини. Игра света и тени делает привлекательной картину, потому что именно эту игру человек постоянно наблюдает в действительности.
— Что для каждого из вас является символом ушедшего XX в.?
V. Закрепление изученного материала
Напишите эссе на одну из следующих тем:
На примере одного из мифов определить, какие события в жизни человека считались особенно значимыми в Древней Греции или в Древнем Риме (на выбор).
Вспомните и запишите несколько пословиц и поговорок. Дайте им оценочное суждение.
Сделайте анализ русской народной сказки (на выбор учащихся) как формы познания и формирования способа мышления.
Что такое ненаучное познание в обществознании
Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.
Результатом чувственного познания является образ. Роль чувственного познания велика. Органы чувств связывают человека с внешним миром, без них он не способен мыслить и познавать. Чувственное познание присуще не только человеку, но и высшим животным.
Виды знаний
Необходимо понимать, что научное познание есть целостная, развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. В структуру научного познания входят:
Рассмотрим процесс научного познания на примере исследования биолога, изучающего зависимость высоты растений от климата. Итак, ученый предположил, что деревья в среднем выше в местности с теплым климатом. (Это постановка гипотезы, которая подтверждается или опровергается результатами исследования.) В поисках доказательств биолог отправился на юг, измерил высоту трёхсот деревьев, зафиксировал результаты измерений. (Это эмпирический уровень научного познания.) Вернувшись в лабораторию учёный произвёл расчёты, сравнил данные, доказательно подтвердил правоту своей гипотезы и сделал выводы. (Это теоретический уровень.)
Научное познание невозможно без выявления причинно – следственных связей. Одно явление или событие связано с каким-либо другим, которое называется причиной и порождает следствие. Представим очень простой пример. Петя и Коля идут по узкой тропинке (событие). Петя наступил Коле на ногу (событие). Последствие – больная нога. Причина – узкая тропинка. Таким образом, выявить причинно –следственные связи значит, что нужно установить зависимость одного явления с другим.
Одним из видов научного познания является социальное познание.
Социальное познание – это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека.
Толчком к началу социального познания служат социальные факты (действия индивидов или групп), чьи – то мнения и суждения, а также результаты материальной и нематериальной деятельности людей. Социальные исследования направлены на открытие исторических закономерностей и социальное прогнозирование. Для достижения этих целей ученые и исследователи используют социальную реальность (практика), исторические информаторы (археология, документы) и опыт поколений.
Открытие исторической закономерности происходит тогда, когда между общественными явлениями и процессами обнаруживается объективно повторяющаяся связь. Безусловно, исторические события и личности уникальны, к примеру, не может быть двух абсолютно одинаковых войн или президентов. Однако, некоторым из них присущи общие черты и тенденции. Когда эти черты и тенденции постоянно повторяются можно говорить об исторической закономерности. Примером исторической закономерности является взлёт и падение любой империи.
Социальным прогнозированием занимается наука футурология. Её главной целью является разработка вариантов развития социума или его объектов. Прогнозирование возможно в различных сферах общества, в экономической, юридической, культурной. Осуществляется оно такими методами, как анализ, сравнение, анкетирование, эксперимент и др. Значение социального прогнозирования велико. Например, прогнозирование рынка труда, даёт информацию о востребованных профессиях и вакантных должностях.
2.10. Вненаучное познание
Вненаучное познание – это несистематизированное, разрозненное знание, которое не формализуется в законы и которое вступает в противоречие с реальной научной картиной мира.
Выделяются следующие формы вненаучного знания:
– донаучное – мифология (это предпосылка научного знания);
– лженаучное – сознательно акцентирующее домыслы и предпосылки;
– антинаучное — утопичное познание, намеренно искажающее предcтaвления о действительности;
– обыденно-практическое знание, или опыт повседневной жизни людей.
Рассмотрим некоторые из форм вненаучного знания.
Самой ранней формой донаучного познания стал миф (от греч. mythos – предание, сказание). Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Она была первой архаичной формой донаучного синтеза всего наличного знания, от которого в дальнейшем отпочковались важнейшие области человеческого познания и творчества – философия, искусство, наука, религия и т. д.
Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, отличалась крайней сложностью. В ней было много случайного, непредвиденного: индивид был очень слаб, а бесконечно могущественная природа слишком сурова к нему. Коллектив (община) играл для человека роль среды. Именно через общину индивид приспосабливался в природе и к общественной жизни.
Коллектив формировал систему правил и ценностей, а человек моделировал свое поведение с учетом существовав, их условий общественной жизни.
Постепенное овладение человеком силами природы, восхождение общественного сознания «от мифа к логосу» (т. е. к расширительному природопониманию) делает возможным появление зачатков, элементов собственно научного познания.
Другим способом вненаучного познания является обыденно-практическое знание, или опыт повседневной жизни людей. Веками в процессе труда человечество накапливало определенные практические знания и умения, абсолютно не заботясь об их теоретическом обосновании. Единственной возможностью овладеть таким практическим знанием являлось ученичество у опытного специалиста, умельца, мастера. Вся история русских народных промыслов является блестящим примером подобного рода вненаучного познания.
Обобщенныe практические знания составляют и так называемую «народную мудрость». Большинство ее положений нашло свое выражение в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках. В них в образной форме излагается свое видение предметной деятельности человека. Например: «Семь раз отмерь, один отрежь», «Куй железо, пока горячо», «Без труда не вынешь рыбки из пруда».
Знания, приобретенные в процессе повседневной жизни людей, усваиваются:
– стихийно;
– без специальной познавательной деятельности;
– в процессе овладения «живым» опытом.
В ненаучных формах познания огромную роль играет интуиция (от латин. intuitus – взгяд, вид). Интуиция – это непосредственное постижение истины без логического обоснования.
Интуитивное познание сродни вдохновению. На бессознательном уровне интуиция стимулирует процессы познания и творчества. С ее помощью можно постигать все уникальное и неповторимое.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Подготовка к ЕГЭ. 9. «Социальное познание. Ненаучное познание»
Материал по теме «Социальное и ненаучное познание» включает теорию и практику, прдназначен для подготовки к ЕГЭ и уроков обществознания
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. 9. «Социальное познание. Ненаучное познание»»
Тема №9 «Социальное познание. Ненаучное познание»
это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека
анализ текущей деятельности социальных групп, отдельных исторических личностей, общественных процессов, происходящих в обществе
изучение социальных фактов (действия индивидов или групп), мнений и суждений, результатов материальной и нематериальной деятельности людей.
Цель социального познания: открытие исторических закономерностей и социальное прогнозирование. Для достижения этих целей ученые и исследователи используют социальную реальность (практика), исторические информаторы (археология, документы) и опыт поколений.
Результатом социального познания являются социальные и гуманитарные знания, которые мы изучаем на уроках истории и обществознания.
Социальным прогнозированием занимается наука футурология. Её главной целью является разработка вариантов развития социума или его объектов. Прогнозирование возможно в различных сферах общества, в экономической, юридической, культурной. Осуществляется оно такими методами, как анализ, сравнение, анкетирование, эксперимент и др. Значение социального прогнозирования велико. Например, прогнозирование рынка труда, даёт информацию о востребованных профессиях и вакантных должностях.
Особенности социального познания
общество познает само себя, т.е. субъект познания совпадает с его объектом. Люди являются творцами общественной жизни и ее изменений, они же познают историю.
будучи участником социального развития, человек, не может быть безразличным к происходящему, по отношению к социальным явлениям у него возникают симпатии и антипатии
давая личностную оценку тех или иных явлений, человек или группа людей задевает интересы той или иной группы
при изучении одного и того же социального явления возникают различные выводы
процесс социального познания существенно отличается от научного познания: в социальном познании возможности эксперимента ограничены (!)
общество постоянно изменяется, поэтому знания о нем быстро устаревают;
общественные отношения сложны и зачастую противоречивы.
При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
изучая многие страны необходимо использовать метод аналогии
при описании социальных явлений необходимо устанавливать ПСС (причинно-следственные связи).
Уровни (этапы) социального познания
установление, восприятие фактов. Факт – знание о событиях; различают следующие факты: действия людей и больших социальных групп, продукты человеческой деятельности (материальная и духовная культура), словесные действия – мнения, суждения, оценки
познавая явления, необходимо их интерпретировать, т.е. истолковывать, объяснять, раскрывать смысл, обобщать
реально давать оценку, которая зависит от значимости факта, от соотнесения с другими событиями, нравственными нормами, личной позиции субъекта.
Изучая общество, социологи используют такие методы как: опрос (анкетирование, интервью), тестирование, социометрия и др.
Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторического и общественного развития
В изучении общества и истории сложилось два подхода:
формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс);
цивилизационный (О. Шпенглер, А. Тойнби).
Формация (ОЭФ – общественно-экономическая формация) – исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ
Способ производства – это совокупность производительных сил и производственных отношений
Производительные силы (две составляющие)
Это люди, как производители материальных благ с их знаниями, умениями, трудовым опытом
Это средства производства: орудия, предмет, средства труда
Если формационный подход концентрирует внимание на всеобщем, то цивилизационный подход изучает уникальность и неповторимость истории каждого народа или страны. Поэтому в основе классификации обществ в рамках цивилизационного подхода лежит духовный, идеологический, культурный фактор. Данный подход к изучению истории и общества концентрирует внимание на локально-региональных особенностях конкретного общества. Так, выделяют российское, китайское, японское, индийское общества или цивилизации. Есть цивилизации давно исчезнувшие, к примеру, цивилизация майя, римская цивилизация. Большинство современных ученых придерживаются цивилизационного подхода в изучении истории и общества.
Ненаучное познание (житейское, художественное познание, мифологическое)
Ненаучное познание – познание окружающего мира, опирающееся на веру и интуицию.
Ненаучное познание включает в себя:
обыденное/житейское (опыт повседневной жизни)
художественное освоение мира /познание мира средствами искусства
паранаука/паранормальные явления – явление полтергейста, НЛО
Обыденное познание основывается на фактах практической деятельности и личном опыте.
К ним относятся знания:
о поддержании существования (приготовление еды, шитье одежды и т.п.);
о безопасности (строительство дома);
о материальном благополучии (работа, бизнес);
о самореализации (карьерный рост, образование).
На основе этих знаний складывается жизнь человека.
Результатом данного вида познания являются знания об окружающих предметах, людях, событиях и ситуациях, с которыми человек сталкивается повсеместно в процессе жизнедеятельности. Житейское познание во многом опирается на здравый смысл.
Здравый смысл — способность принимать решения, не поддаваясь эмоциям, социальным установкам и стереотипам, преобладающим в обществе.
Житейское познание накапливается в течение многих веков, обогащается в процессе развития общества, науки и культуры и передается из поколения в поколение. Примером этого являются пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, легенды.
2) Народная мудрость – это накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение сказки, пословицы и поговорки, песни, которые учат как себя вести по отношению к окружающим.
3) Мифологическое познание – это фантастическое отражение реальности. Мифы возникли в первобытном обществе. У первобытных людей не было достаточно опыта для понимания истинных причин происхождения человека и мира, природных явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд.
в отличие от науки, которая стремится объяснить мир, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении и творении чего-либо
миф содержит рассказ о прошлом и пытается объяснить будущее
4) Религиозное познание – это познание с опорой на религиозные тексты (Библию, Коран и др.).
5) Художественное познание – это познание средствами искусства, Окружающий мир отражается не в понятиях, а в художественных образах произведений литературы или театра, музыки или кино, архитектуры или живописи.
Особенности художественное освоения мира /познание мира средствами искусства/
образность и наглядность;
воображение и фантазии познающего субъекта
условный характер образного отражения
6) Паранаука – околонаучное знание, которое возникло давно, когда наука была еще не достаточно развита. В отличие от науки паранаука не предоставляет факты, основана на предположениях, которые не находят своего подтверждения в результате исследований. Паранауками являются уфология, астрология, телепатия, магия, экстрасенсорика и другие.
Тренинг по теме «Социальное познание. Ненаучное познание» Часть 1
Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания.
2) объективная истина в социальном познании не достижима.
3) социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах.
4) социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.
5) одной из социальных наук является филология.
Выберите верные суждения о социальном познании и запишите цифры, под которыми они указаны
в социальном познании невозможно применение научных методов
в социальном познании, в отличие от познания в области естественных наук для обозначения явлений, процессов, объектов, используются специальные термины
субъект и объект познания совпадают
объект познания находится в постоянном развитии, что затрудняет процесс познания и делает весьма относительными результаты познания
возможности научного эксперимента в социальном познании крайне ограничены
Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
социальное познание, в отличие от других видов познания, основывается на научных фактах.
главным методом социального познания является эксперимент.
в социальном познании интересы исследователя влияют на объяснение и интерпретацию фактов.
в социальном познании объект и субъект познавательного процесса совпадают.
основой знаний об обществе являются социальные факты.
Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие житейское знание, и запишите цифры, под которыми они указаны
1) назидание 3) категория 5) эксперимент
2) личный опыт 4) традиция 6) формализация
Выделите примеры обыденных знаний в предложенном перечне.
мед необходимо хранить в темном и теплом месте, чтобы он лучше сохранял свои полезные свойства
на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила
гуляя в лесу, старайтесь не наступать на корни деревьев, на которых растет седой мох, корни сгнили и можно повредить ноги
личность включает в себя социально приобретенные и социально значимые качества
для того, чтобы вылечить больное горло необходимо полоскать его раствором соли с йодом
Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) логическая обоснованность
B) опора на верования
Д) эмоциональная окрашенность
Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?
1) версия опровергала положения, принятые в науке
2) выводы членов клуба не имели логических обоснований
3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения
4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств
5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба
6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«В трудах Чарльза Дарвина было обосновано учение о длительном процессе________________ (1) развития человечества. Решающую роль в нем Чарльз Дарвин отвел _________________ (2), в результате которого выживали лучше приспосабливавшиеся к окружающей среде особи. Процесс развития человека получил название __________________ (3). Вместе с ним происходил процесс становления общества, или, как его называют, __________________ (4). Эти процессы связаны друг с другом и длились более трех миллионов лет. Одной из решающих стадий этого процесса стал переход человечества в своих занятиях от собирательства и ___________________ (5) к земледелию и ________________ (6). Это явление стали называть ______________ (7). В результате сформировался человек нового типа – Homo sapiens. Разделение труда и расслоение общества привели к переходу от первобытности к __________________ (8)»
А) антропогенез Е) социогенез
Б) естественный отбор Ж) феодализм
В) неолитическая революция З) цивилизация
Г) охота И) эволюционный путь
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
1) процесс 4) институт 7) государство
2) альтернатива 5) культура 8) политика
3) общность 6) идеология 9) право
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ряд мыслителей видели преимущество современной ________________(А) в успешном развитии ею материального _______________(Б) на базе новой науки и вследствие этого – удовлетворение материальных________________(В) людей. Но этот ______________(Г), т.е. движение вперед к более совершенному, имеет другую оборотную сторону. Роковым для нашей _______________(Д), направленной на воспитание человека, развитие его души и образования, является то, что ее материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная. Имеющие значение для человека _______________(Е) в основном преходящи, мимолетны, особенно товары и услуги первой необходимости, недлительного пользования»
1) производство 4) цивилизация 7) прогресс
2) культура 5) потребность 8) общество
3) ценность 6) регресс 9) хозяйство
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«_____________(А) прогресса французские мыслители 18 в. видели в развитии человеческого _______________(Б), в распространении _____________(В). Столь оптимистический взгляд на историю сменился в 19 в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической ______________(Г) к другой более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной ____________(Д) общества. В современной социологии исторический прогресс связывают с процессом _____________(Е), т.е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному»
1) стабилизация 4) формация 7) цивилизация
2) модернизация 5) просвещение 8) стагнация
3) разум 6) критерий 9) структура
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
А) общественно-экономическая формация Б) производственные отношения
В) марксизм Г) материальные Д) духовные Е) трудовая
Ж) производительные силы З) политические
И) общественное бытие К) образовательная
Прочитайте текст и выполните задания №21-24
В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают своё место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствовании экономических и социальных отношений, политической системы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект исторического процесса.
В последнее время в науке и политике всё чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество всё более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты.
21.Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника?
22.Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте?
23.Приведите проблемы, указанные автором, которые должны решаться усилиями всего человечества. Как в современном обществознании принято называть эти проблемы? Приведите два других примера таких проблем, опираясь на собственные знания.
24.В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организации и укажите сферу деятельности каждой из них.
Назовите два вида социальных фактов и проиллюстрируйте каждый из них двумя примерами