Что такое неполное предложение в русском языке

Неполные предложения – что это такое и в чем разница между контекстуально-неполными и ситуативно-неполными предложениями

Предложения, которые будут непонятны вне контекста или ситуации.

Что такое неполное предложение в русском языке. Смотреть фото Что такое неполное предложение в русском языке. Смотреть картинку Что такое неполное предложение в русском языке. Картинка про Что такое неполное предложение в русском языке. Фото Что такое неполное предложение в русском языке

Неполное предложение – это такое предложение, в котором нет некоторых слов. И поэтому оно само по себе вообще непонятно. Например: «Да, он классный» – о чем речь? Неясно, потому что использовано местоимение «он», а вместо какого «имени» оно использовано, мы не знаем. Ясность появится, если восстановить контекст: «Вам понравился фильм? Да, он классный».

Два типа неполных предложений

Бывают предложения контекстуально-неполные и ситуативно-неполные.

В контекстуально-неполных значение ясно из контекста, то из из того, что было сказано или написано ранее. Пример с классным фильмом как раз иллюстрирует контекстуальную неполноту.

Ситуативная неполнота возникает тогда, когда мы не используем слов, потому что все «и так понятно». Например, в мультике про Алешу Поповича есть такой момент – Змей Горыныч, который никогда не умел летать, бежит из избушки Бабы-Яги и вдруг… взлетает. Баба-Яга высовывается из окна и глазам своим не верит: «Ааа, полетел! Полетел!» Она не говорит, что полетел Змей Горыныч, потому что это понятно из ситуации.

Чем неполные предложения отличаются от односоставных

Односоставные предложения не обязательно неполные. Бывает так, что для выражения какой-то мысли достаточно использовать только подлежащее или только сказуемое. Автор их использует и получает полноценное предложение, в котором все понятно. Например: «Смеркается» – все ясно, то есть солнце садится, наступают сумерки. Или «Меня знобит» – тоже все понятно.

Другой пример – с предложениями, где только подлежащее: «Зима», «Бессонница» – тоже мысль ясна. Автор хочет просто констатировать факт, что на улице зима или что героя мучает бессонница.

Неполное предложение – это когда именно непонятно, не хватает чего-то, чтобы понять суть. Предложение «Мой друг поздравил ее» – неполное, даже несмотря на то, что оно ДВУсоставное. Потому что непонятно, кто имеется в виду под местоимением «ее».

Может ли неполное предложение быть распространенным

Да, конечно. Оно может быть даже очень распространенным. И все равно будет неполным, потому что что-то останется неясным: «Тогда я еще не понимал всей опасности происходящего и слепо верил в свои мечты». «Тогда» – это когда?

Очевидная неполнота, хотя предложение распространенное и второстепенных членов в нем напичкано очень много.

Почему появляются неполные предложения

Потому что мы стремимся к «экономии языковых средств». Это сложное и непонятное слово, давайте я вам его поясню. Стремиться экономить языковые средства – то есть стараться сказать как можно короче и быстрее. И полностью выразить мысль.

Из-за этого стремления подростки говорят не «Посмотри, какое интересное видео», а «Зацени видос».

Неполных предложений очень много в диалогах, потому что там из контекста понятно, о чем речь. И не приходится повторять одно и то же несколько раз:

– Я написала конспект на 10 страниц, а ты?
– Я тоже.

Этим «тоже» все сказано.

Функции неполных предложений

Главная функция – ускорять передачу информации.

Второстепенная – делать речь более приятной за счет удаления повторов.

Если бы авторы реплик не стремились к использованию неполных предложений, они бы говорили так:

– Я написала конспект на 10 страниц, а ты насколько страниц написала конспект?
– Я тоже написала конспект на 10 страниц.

Такие диалоги звучат очень назойливо, в них постоянно повторяется одно и то же.

О чем надо помнить

Когда вы используете в тексте неполные предложения, следите за тем, чтобы читатель не запутался. Например, ученик в сочинении пишет: «Автор показывает своего героя с разных сторон. Он хороший человек, но очень неуверенный в себе». «Он» – это герой или автор?

Учитель, может, поймет и простит, а вот на ЕГЭ и ОГЭ вы за такие ошибки лишитесь дорогих баллов.

В живой речи такая проблема тоже встречается, но там все проще. Вас спросят: «Что вы имеете в виду?» или просто «В смысле?» И вам придется уже полноценно объяснить, что вы хотели сказать.

Полезные материалы по теме

Подписывайтесь на рассылку нашего сайта. Раз в неделю вам на почту будут приходить лучшие статьи из рубрики Образование.

Посмотрите три подборки с курсами по русскому. Я постарался там собрать учебные программы от лучших педагогов России. Они помогут вам подготовиться к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ максимально быстро и недорого. Плюс, в подборках есть бесплатные пособия и справочники для скачивания.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, как вам статья. Если плохо – покритикуйте, чтобы я понял, что не так и поправил. Если все ок, напишите, что ок.

Я хочу, чтобы все статьи по Образованию были качественными, читались легко и приносили пользу.

Источник

Неполное предложение: определение, примеры

Содержание:

Неполное предложение — синтаксическая конструкция, в которой недостаёт одного члена или группы членов. При этом пропущенное слово восстанавливается с помощью контекста или объясняется речевой ситуацией. Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один. В выделенном неполном предложении сказуемое «говорит» восстанавливается из контекста. По источнику информации о пропущенном члене предложения различают:

Неполные предложения — полноценные коммуникационные единицы, постоянно использующиеся в речи. От полных они отличаются тем, что в рассматриваемых конструкциях те или иные элементы структуры опущены, а в полных словесно представлены все составляющие звенья.

Неполные предложения могут быть односоставными, с одним главным членом, и двусоставными, с полной грамматической основой. Чтобы различить их, необходимо достроить фразу — восстановить недостающие члены, и по получившейся структуре определить, каким было исходное предложение — двусоставным или односоставным.

Отличие неполных предложений от односоставных

Односоставные

Неполные

Смысл выражен ясно, контекста не требуется

Смысл не ясен без контекста или учета речевой ситуации

Исключается только подлежащее или сказуемое

Исключается любой член предложения

В односоставном назывном предложении допустим второстепенный член — определение. Восхитительная зима.

В неполном односоставном предложении с главным членом — подлежащим второстепенный член — обстоятельство, связанное с пропущенным сказуемым. Зима на стоянке в лесу.

Примеры незамещённых членов в неполных предложениях

Отметим: вариации сочетания пропущенных членов в неполных предложениях могут быть самыми разнообразными.

Эллиптические предложения — структуры особого типа, с отсутствием глагольного сказуемого, при этом не являющегося необходимым для понимания смысла высказывания. При этом в предложении есть второстепенные члены группы сказуемого. Для понимания смысла в данном случае нет необходимости ни в контексте, ни в речевой ситуации. Цель эллиптической конструкции:

В эллиптических предложениях подразумеваются глаголы со значением:

Пунктуационные особенности

Пропуск слова в устной речи отмечается паузой, на письме знаком тире. В большей части эллиптических предложений тире не является обязательным, однако есть исключения:

Пример разбора неполного предложения

Над степью — поднятая копытами лошадей пыль.

Источник

Полные и неполные предложения

ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип предложения
Двусоставные полные Трамвай идет? Кто написал комедию «Ревизор»; неполные (нет или главного, или зависимого слова) Идет! Гоголь.
Односоставные
Определенно-личные полное Кого ждешь? неполное Учителя.
Неопределенно-личные полное О чем сообщили по радио? неполное О погоде на завтра.
Безличные полное Надо идти на стадион. неполное А мне сегодня не хочется.
Односоставные. Назывные. Полное Густой, непроходимый лес. Неполное Вот хвойный. Вот лиственный.
Полные предложения — это такие простые предложения, в которых есть все члены, необходимые для смысловой полноты предложения.
Неполные предложения — это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный) или же несколько членов предложения. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются из предыдущих предложений или самой речевой ситуации.
НЕПОЛНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Не хватает или главного, или зависимого слова)
Пропущенный член предложения
подлежащее Как твердо в роль свою вошла! КТО? (Восстанавливается из предыдущего предложения): Как изменилася ТАТЬЯНА!
дополнение А я так на руки брала! А я так за уши драла! КОГО? Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, ТЕБЯ крестила?
сказуемое Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. ЧТО ДЕЛАТЬ? БЕГИТЕ!
сразу несколько чл.пр., в том числе ГО Давно ли? КТО? ЧТО? КАК ДЕЛАЕТ? Ты сочиняешь Requiem?
В русском языке есть особая разновидность предложений – неполные, то есть такие, значение которых непонятно без контекста или знания ситуации из-за пропуска одного или нескольких смыслообразующих членов.
Особым типом неполного предложения является эллиптическое, в котором всегда пропускается только глагол-сказуемое, который несложно восстановить даже без знания ситуации или окружающего контекста. Если в обычных неполных предложениях на месте пропущенных слов ставится тире (за ночным окном – туман), то в эллиптическом оно обычно не требуется: Обед на столе.

Что такое неполное предложение в русском языке. Смотреть фото Что такое неполное предложение в русском языке. Смотреть картинку Что такое неполное предложение в русском языке. Картинка про Что такое неполное предложение в русском языке. Фото Что такое неполное предложение в русском языке

Что такое неполное предложение в русском языке. Смотреть фото Что такое неполное предложение в русском языке. Смотреть картинку Что такое неполное предложение в русском языке. Картинка про Что такое неполное предложение в русском языке. Фото Что такое неполное предложение в русском языке

Слова-предложения представляют собой особый структурный тип и не могут быть отнесены ни к двусоставным предложениям, ни к односоставным. Они не имеют отдельных членов предложения и не выполняют номинативной функции, так как ничего не называют.

Что такое неполное предложение в русском языке. Смотреть фото Что такое неполное предложение в русском языке. Смотреть картинку Что такое неполное предложение в русском языке. Картинка про Что такое неполное предложение в русском языке. Фото Что такое неполное предложение в русском языке

Неполные предложения по своей структуре относятся к тем же типам, что и полные. Пропуск отдельных членов предложения может быть как у предложений распространенных, так и нераспространенных, односоставных и двусоставных.

Неполные предложения делятся на контекстуальные (предложения с неназванными главными или второстепенными членами) и ситуативные (общая речевая ситуация компенсирует пропуск, а форма имеющихся членов предложения указывает на грамматическую связь с ними).

Источник

Как определить полное или неполное предложение

Полные и неполные предложения в русском языке

В зависимости от структурных особенностей, в синтаксисе русского языка различаются полные и неполные предложения.

Полными называют синтаксические единицы, в строении которых присутствуют все члены, как главные, так и второстепенные. Они, в свою очередь, делятся на двусоставные и односоставные. Последние являются разновидностью полного предложения и имеют только один из главных членов. Их следует отличать от неполных предложений.

Различие этих синтаксических конструкций заключается в том, что в неполном пропущен один или несколько членов, которые можно восстановить с помощью контекста:

Как определить, какое предложение

Особенностью неполных предложений является отсутствие главного или второстепенного члена, поэтому достаточно подставить недостающую часть по образцу:

Брат выучился на инженера, я на лётчика → Брат выучился на инженера, я выучился на лётчика (пропущенное сказуемое восстанавливается из контекста).

Примеры разбора полных и неполных предложений

Пример синтаксического разбора полного предложения

Сегодня Маша пошла в библиотеку.

Повествовательное, невосклицательное, полное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено. Грамматическая основа: Маша пошла (Маша подлежащее, пошла сказуемое).

Пример синтаксического разбора неполного предложения

Маша пошла в библиотеку. Я в кино.

Повествовательное, невосклицательное, неполное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено. Грамматическая основа: Я (я подлежащее, сказуемое пропущено).

Источник

Неполные предложения

С точки зрения полноты структуры предложения делятся на полные и неполные.

Полными называются предложения, в которых имеются все члены, необходимые для выражения мысли.

Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения (главный или второстепенный).

Неполными могут быть двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные предложения.

Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.

Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста.

Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою. (А.С. Пушкин.) (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)

Примеры неполных предложений, пропущенные члены которых восстанавливаются из ситуации.

Мужа повалил да хочет поглядеть на вдовьи слезы. Бессовестный! (А.С. Пушкин) – слова Лепорелло, отклик на высказанное его господином, Дон Гуаном, желание познакомиться с Доной Анной. Ясно, что пропущенное подлежащее – он или Дон Гуан.

– О боже мой! И здесь, при этом гробе! (А.С. Пушкин.) Это – неполное предложение – реакция Доны Анны на слова главного героя «Каменного гостя»: Дон Гуан сознался, что он не монах, а «несчастный, жертва страсти безнадежной». В его реплике нет ни одного слова, которое могло бы занять место пропущенных членов предложения, но исходя из ситуации их приблизительно можно восстановить так: «Вы смеете это говорить здесь, при этом гробе!».

Пропущены могут быть:

Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть!) (Н.В. Гоголь);

Неполные предложения нередко встречаются в составе сложных предложений: Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо. (А.С. Пушкин) Ты Дон Гуана напомнил мне, как выбранил меня и стиснул зубы с скрежетом. (А.С. Пушкин) В обоих предложениях пропущенное в придаточной части подлежащее восстанавливается из главного предложения.

Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.


– На сына я сердит.
– За что?
– За злое преступленье.
(А.С. Пушкин)

1. Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим. Реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу и самостоятельны, чем последующие, которые и лексически и грамматически ориентируются на первые реплики.

— На перевязку иди.
— Убьют.
— Ползком.
— Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).


2. Предложения-ответы
различаются в зависимости от характера вопроса или реплики.

Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

— Ты кто такой?
— Проходящий. странствующий.
— Ночуешь или жить?
— Погляжу там.
(М. Г.);

Могут быть ответами на вопрос, требующий лишь подтверждения или отрицания сказанного:

— Это твои стихи в «Пионерке» вчера напечатаны?
— Мои
(С. Бар.);

— Может быть, надо что-нибудь достать? Привезти?
— Ничего не надо
(Пан.).

Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов:

И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:


— Чем же вы жить-то будете?
— А голова-то, а руки-то на что?
(М. Г.)


— Приезжал затем, чтоб тебе предложение сделать.
— Предложение? Мне?
(Ч.).

Вопросы и ответы лексически и структурно настолько тесно связаны друг с другом, что часто образуют нечто подобное единому сложному предложению, где предложение-вопрос напоминает придаточное условное.

— А если во время сева они сломаются?
— Тогда в крайнем случае самодельные изготовим
(Г. Ник.).

Диалогическая речь, независимо от того, какие структурные типы предложений составляют ее, имеет свои собственные закономерности построения, вызванные условиями ее формирования и целевым назначением: каждая реплика создается в процессе непосредственного общения и потому имеет двустороннюю коммуникативную направленность. Многие синтаксические особенности диалога связаны именно с явлением говорения, перемежающимся обменом высказываний: это лаконичность, формальная неполнота, смысловое и грамматическое своеобразие сочетаемости реплик друг с другом, структурная взаимообусловленность.

Эллиптические предложения

В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис, что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения (Я – к Таврическому саду (К.И. Чуковский); речи – мысли (А жена ему: за грубость, за свои идешь слова (А.Т. Твардовский) и др.

Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.
Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.

Пунктуация в неполном предложении

В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, на месте пропущенного члена (обычно сказуемого) ставится тире, если пропущенный член восстанавливается из предшествующей части предложения или из текста и на месте пропуска делается пауза.

Они стояли друг против друга: он – растерянный и смущённый, она – с выражением вызова на лице.
Однако при отсутствии паузы тире не ставится. Например: Алёша смотрел на них, а они на него. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.

Тире ставится:

1. Тире ставится на месте нулевого сказуемого в эллиптических предложениях, расчлененных паузой на два компонента – обстоятельственный и подлежащими.

Лепятся друг к другу дома. За ними – огороды. Над желтыми соломенными полями, над стерней – синее небо да белые облака (Сол.); За шоссе – березовый лесок (Бун.); В большой комнате на втором этаже деревянного дома – длинные столы, над которыми висят керосиновые лампы-«молнии» с пузатыми стеклами (Кав.).

Особенно стабилен этот знак препинания при структурном параллелизме частей предложения: На дворе – одиннадцать лошадей, а на стойле – сивый жеребец, злой, тяжелый, грудастый (Бун.); Широкий овраг, на одном боку – избы, на другом – усадьбишка (Бун.); Впереди – пустынный сентябрьский день. Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба (Пауст.).

2. Тире ставится в неполных предложениях на месте пропуска членов предложения или их частей. Эти пропуски обычны в частях сложного предложения с параллельной структурой, когда пропущенный член восстанавливается из контекста первой части предложения.

Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева – почти черная, с голубыми просветами, справа – седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, – мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков (Бун.).

Сравните возможность пропуска тире в бытовой речи: Они заговорили обе сразу, одна про коров, другая про овец, но слова не доходили до сознания Куземкина (Бел.).

3. Тире ставится при пропуске членов предложения, восстанавливаемых в контексте реплик диалога или рядом стоящих предложений.

Например: А ты любишь пироги с зеленым луком? Я – страсть как! (М. Г.); В другой комнате воссоздана мастерская ремесленника-ювелира. В третьей – хижина пастуха, со всей пастушьей утварью. В четвертой – обыкновенная водяная мельница. В пятой – обстановка хижины, где пастухи делают сыр. В шестой – просто обстановка крестьянской избы. В седьмой – обстановка избы, где ткали вот эти самые чергы и халиште. Все это воссоздано умело (Сол.).

4. Тире ставится в предложениях, состоящих из двух словоформ со значением субъекта, объекта, обстоятельства и построенных по схемам: кто – чему, кто – куда, что – кому, что – куда, что – как, что – где и др.

Например: Все скважины – в строю; У микрофона – сердце!; Книга – почтой; Оценки – за знания; Вам – ключ от вуза; Вслед за рекордом – авария; Поездам – «зеленый»!; Прежде всего – деловитость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *