Что такое непринужденность в общении
Непринуждённость Непринуждённый
Обаяние – непринужденность чувств, так же как грация – непринужденность движений.
Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими — уважительно и непринужденно.
Непринужденность как качество личности – склонность без всякой натужности, натянутости и напряженности свободно двигаться и общаться с окружающими людьми.
Испанский писатель Грасиан Бальтасар буквально воспел непринужденность: «Она животворит достоинства, вдохновляет речи, одушевляет дела, красит все прекрасное в человеке. Прочие достоинства – украшение натуры, а непринужденность – украшение самих достоинств; даже в рассуждениях ее весьма ценят. В основном она дается природой, меньше усердием, ибо она выше любых правил. Она всюду легко пройдет и с изяществом всех опередит; она предполагает внутреннюю свободу и придает всему завершенность. Без нее и красота мертва и чары бессильны; она бывает присуща доблести, уму, мудрости, даже царственному величию. Она придает приятность отказу, изящно выходит из любого затруднения»
Непринужденность – это движение в гармонии с энергией сердца. Когда всё происходит удачно, вольно, значит, движение осуществляется в гармонии с потоком энергии сердца. В материальном мире преобладает энергия выгоды, корысти. В своем большинстве люди прислушиваются больше к ложному Эго, чем к голосу своего внутреннего контролера – совести. И. Кант называл его нравственным законом, который внутри нас. Ложное Эго пропитывает все сознание человека – ум, чувства и разум. Поэтому мысли, слова, действия и поступки человека, на самом деле, представляют собой не проявление его истинной сути, а демонстрируют силу личностного Эго. Человек отождествляет себя с телом. Существуют две позиции – «я тело и у меня есть душа» и «я душа и у меня есть тело». Человек страсти, то есть живущий под влиянием энергии выгоды, придерживается первой позиции.
Обладатель непринужденности как ярко проявленного качества личности не встречает сопротивления со стороны внешнего мира. Когда другому от вас ничего не нужно, когда он ведет с вами совершенно бескорыстно, будете вы ему мешать, начнете ли строить козни, раздражаться, завидовать и гневаться? Естественно, что нет. Опасаются людей, которые под маской лести, лицемерия и лжи пытаются за счет других реализовать свои корыстные планы. Человек, находящийся под влиянием ложного Эго, агрессивно ведет себя в отношении внешнего мира. Чтобы добыть место под солнцем, он, зачастую, действует нечистоплотно, коварно, вероломно и подло, идет по головам, безжалостно расталкивает конкурентов.
Жизнь – это бумеранг, если ты агрессивен к миру, мир будет агрессивен к тебе. Действие рождает противодействие. На пути к вожделенному «корыту» человек проходит по галерее человеческих пороков – зависти, ненависти, эгоизма, невежества, мстительности и корыстолюбия. Об их «прелестях» он будет знать не по рассказам бабушки. В мире эгоизма непринужденность не живет. Человек с «двойным дном» не способен безыскусственно проявлять это качество. Можно, конечно, надеть маску непринужденности, но она легко просчитывается подсознанием окружающих. Слова составляют около семи процентов информации, которую подсознание впитывает при анализе другой личности. Все остальное составляет невербальное поведение или «язык тела». Человек в каждый момент может держать только одну мысль в уме. Не реально контролировать при этом всю совокупность своих движений, мимики, наклонов головы, жестов, расстояний и выражений глаз.
«Непринужденность крайне тяжелая поза», — говорил Оскар Уайльд. А. С. Пушкин в «Выстреле» пишет: «Граф представил меня; я хотел казаться развязным, но чем больше старался взять на себя вид непринужденности, тем более чувствовал себя неловко». «Взять на себя вид» непринужденности в речевом поведении означает безыскусственно, свободно смеяться, добродушно шутить, без натужности употреблять эмоциональные междометия, нескрываемые мимические выражения отрицательных и положительных эмоций, находиться в открытой позе. При этом женщинам излишне понимать непринужденность в контексте – отдаваться кому попало без принуждения.
Непринужденность речевого поведения доступна лишь благостным людям, находящимся под влиянием энергии сердца или энергии поддержания. Находясь в соответствии с глубинным добром, человек естественно проявляет непринужденность, освобождаясь от подавленности, зажатости и закомплексованности. Вместо отгороженности и закрытости люди видят непринужденность в компании подруг – естественности, непосредственности, бодрости и радостности.
Непринужденность основана на гармонии с внешним миром, она дарит человеку прочное чувство равновесия. Вспомните то чудесное время, когда вас родители учили плавать или кататься на велосипеде. Боязнь и страх мешали «отпустить себя», довериться своему подсознанию, а не держаться за ситуацию. Непринужденность приходит, когда вы доверяетесь своему подсознанию. Происходит какой-то неслышный щелчок – и вы поплыли либо поехали. Человек может потерять память, но эти навыки не утрачиваются никогда.
Непринужденность – это внутренняя кладовая, где накапливается энергия глубинного добра. Она всегда доступна для человека, невзирая ни на какие обстоятельства. Она не приходит извне, это праздник сердца, который всегда с тобой. Чогъям Трунгпа в книге «Шамбала: Священный путь воина» отзывается о непринужденности как о самосущей энергии, он пишет: «В учениях Шамбалы эта самосущая энергия называется конь-ветер. Принцип ветра – мощная, бурная, яркая энергия глубинного добра. Действительно, добро способно нести в себе огромную мощь. Но в то же время глубинное добро можно оседлать, и это – принцип коня. Соблюдая дисциплину воина, в частности дисциплину непринужденности, вы можете оседлать ветер добра. В некотором смысле, такого коня нельзя полностью укротить: глубинное добро никогда не станет вашей личной собственностью; но вы можете пробуждать и призывать к служению его возвышенную энергию. Вы научитесь творить глубинное добро для себя и для других, идеально и реально, здесь и теперь, и не только на философском, но и на конкретном физическом уровне. Когда вы входите в соприкосновение с энергией коня-ветра, вы естественно избавляетесь от беспокойства за состояние собственного ума и начинаете думать о других. Вы чувствуете огромное желание поделиться открытием глубинного добра со своими братьями и сестрами, с отцом и матерью, с друзьями – пусть все они также извлекут пользу из послания глубинного добра. Таким образом, открытие коня-ветра – это, прежде всего, признание силы глубинного добра в самом себе, а затем бесстрашное проецирование этого состояния на других».
Непринужденность состоит в дружеских отношениях человека с небом и землей, а равновесие – результат этой дружбы. Чтобы научиться ехать верхом на лошади, необходима непринужденность. Именно она служит поставщиком так необходимого для этого занятия равновесия. Можно крепко обхватить ногами бока лошади, вцепиться мертвой хваткой в поводья, кричать: «Мама!», но так и не получить нужного равновесия. Только доверившись себе, став непринужденным, человек получает навык приподниматься в седле в такт движению лошади. Их движение – танец лошади и седока, а балетмейстером является непринужденность. Она освобождает от напряжения в рамках дисциплины и дает возможность ощутить свободу не как состояние первобытной дикости и необузданности, а как полноту человеческого существования.
Непринужденность освобождает от неуверенности, колебаний и сомнений относительно того, следует ли быть самим собой или надевать бесчисленные маски и казаться кем-то. Разве приятно осознавать, что любят, уважают либо испытывают симпатию не к тебе, а к твоей маске? Человек, стоящий на платформе эгоизма, в конце жизни всегда испытывает разочарование. Это жестокая закономерность. Материальные цели, к которым он стремился, реализованы, но желанного счастья они так и не принесли. С собой ничего не заберешь. Если вдобавок к эгоизму человек скуп и жаден, как больно ему осознавать, что его «кровно заработанные денежки» попадут в руки ненавистных наследников. Представляете, какие страдания он испытывает от таких невеселых мыслей? И только на смертном одре он вспоминает о непринужденности – жизни без обмана и масок.
Принуждённость
Щекотливые обстоятельства вызывают принуждённый смех.
Но их унылый, смутный взор
И принужденное молчанье
Являли втайне состраданье
И немощный судьбам укор.
А.С. Пушкин. Руслан и Людмила
Принуждённость как качество личности – склонность проявлять отсутствие простоты и естественности в поведении, речи; проявлять стесненность, неловкость, нарочитость.
Мужчина ухаживает за женщиной на курорте… Ведёт себя принуждённо, стеснительно. Три дня гулял с ней, держа за руку. К концу недели осмелел и обнял за талию… Наконец, женщина не выдержала: Ну, ты что? Думаешь, у меня путёвка на полгода? С такими темпами ухаживания, мы рискуем первый раз поцеловаться на вокзале.
В купе поезда. — Мужчина, вы еще долго будете вести себя так принуждённо? Я для кого тут стесняюсь? Ведите себя естественно и непринуждённо, как с женой. У нас ведь не так много времени, я утром выхожу. Поэтому давай забудь о стеснительности и робости. – Хорошо. Предлагаю послушать одну притчу. Она соглашается.
Мужчина рассказывает: «Ушёл как-то король на войну, оставил свою дочь на верного слугу и наказал ему выполнять все её просьбы, пригрозив в случае чего отрубить ему голову. Наступила ночь. Принцесса зовёт слугу в спальню. Слуга заходит. Принцесса голая на кровати: — «Мне холодно!» Слуга нашёл в спальне покрывало, накрыл её и ушел. На следующую ночь — та же ситуация, но покрывала в спальне нет. Слуга срывает с окон шторы и укрывает принцессу. На третью ночь и штор не было, пришлось слуге снять с себя одежду и укрыть принцессу. А тут скоротечно заканчивается война и во дворец возвращается король: «Ну, докладывай, слуга, как ты исполнял свои обязанности?» — «Я выполнил все желания принцессы». – «А ты что скажешь, дочка?» — «Он не выполнил ни одного моего желания!» — «Тогда, готовься слуга, завтра утром тебе палач отрубит голову». Обескураженный слуга пошёл к мудрецу, рассказал историю, попросил объяснить, почему принцесса дала такой ответ. Мудрец указал на стог сена: «Видишь тот стог? Пойди и съешь его!» — «Зачем?» — «Потому что ты непонятливый осёл!» Попутчики принуждённо посмеялись над глупым слугой, а ночь закончилась, поезд остановился, и женщине пора выходить. Мужчина помогает ей вынести тяжеленные сумки и чемоданы. На перроне она ему протягивает несколько банкнот. Мужчина: «Ну, что вы, я ведь бескорыстно вам помогаю». – «Да вы не поняли! Это вам на сено».
Принуждённость – потеря естественности. Естественность как качество личности – способность жить в соответствии со своей природой (мужской или женской), проявлять в поведении и общении натуральность, безыскусственность. Теряя простоту и естественность, принуждённость выглядит какой-то напряженной, стеснённой, натянутой. Из-за этого общение с ней становится затруднительным. Так и хочется быстрее свернуть принуждённый разговор, освободиться от пут принужденности посредством формальных фраз и опять вернуться в мир открытости и естественности. По крайней мере, лучше быть одному, чем вести принуждённую беседу с каким-нибудь неприятным типом.
В отличие от принуждённости непринуждённость как качество личности – склонность без всякой натужности, натянутости и напряженности свободно двигаться и общаться с окружающими людьми.
Принуждённость – бестактное пользование чужой уважительностью и вежливостью. Почему человек не хочет, но всё-таки принуждённо общается с другим человеком. Обычно из вежливости, уважительности. Если это начальство – по необходимости.
Что говорят по поводу принуждённости классики?
[Граф] вежливо поклонился. Александр отвечал принужденным и неловким поклоном. И. Гончаров, Обыкновенная история.
— Ты влюблен в Елену! — повторил Берсенев и остановился. — Да, — с принужденною небрежностию продолжал Шубин. Тургенев, Накануне.
Она рассмеялась принужденным смехом. Куприн, Прапорщик армейский.
Он шутил умно: в его шутках — ни малейшей принужденности, ни претензии на остроумие. И. Гончаров, Обыкновенная история.
В нашем разговоре появилась какая-то непреодолимая неловкая принужденность. Куприн, Олеся.
Принуждённость – общение под контролем разума при выключенных чувствах. То есть, общение под «колпаком» разума. Принуждённое общение – это как работа радиста под контролем. Всё натянуто и напряжено, каждый думает, не сказать что-либо лишнее. Отсюда ненатуральность и искусственность отношений. Смех получается вымученным, слова чопорными, мимика деланной, а в целом, весь облик — неестественен и церемонен. Принуждённость нарушает культуру. Например, нарушением культуры общения является смех искусственный, принужденный, нервный (от неожиданности).
Принуждённость – враг открытости и искренности. Бывает, что она появляется на ровном месте, как черт из табакерки. Одно слово, и близкие отношения с человеком мигом превратились в холодность и отчуждённость. Они будут общаться дальше, но уже не будет прежней близости. Будет неестественность и принуждённость.
Пишет один молодой человек: «Во время общения с приятелями, друзьями, одноклассниками, близкими, я чувствую себя принуждённым. Я не могу спокойно общаться. Я одновременно хочу общаться и не хочу, мне не дают покоя мысли: — Зачем я общаюсь? Что мне нужно? Я хочу уйти, я не могу общаться. После общения я очень устаю, мне не хочется ничего, пропадает настроение и все желания. При этом я не чувствую ни к кому привязанности, или симпатии, даже признавая все достоинства какого-либо человека
Всё началось с ссоры с моей девушкой; я перед ней провинился, после чего несколько дней просил прощения, и в итоге она меня простила. Мы были готовы дружить как и прежде, но я понял что я не испытываю прежних чувств к ней (или я боялся её любить — я не знаю). Я был напуган, она мне дорога, и я не хотел её терять. Я очень переживал, впадал в отчаянье, со слёзами каждый вечер, в итоге признался ей во всём. Мы отчаянно пытались вернуть, чтобы всё было как прежде и длилось это полгода. Но чем дальше, тем становилось хуже… я чувствовал принуждённость и напряжённость в общении, я не мог общаться, не находил общего языка, что вызывала у меня раздражение к себе, было непреодолимое желание уйти. Но я по-прежнему хотел быть с ней… Мы сдались. Теперь мы не вместе и прошло 2 месяца.
Наверное те же чувства появились и к остальным меня окружающим именно в тот момент, однако тогда куда важнее было для меня то, что я теряю свою девушку, не могу противостоять себе, и я не обращал на отношение к остальным внимания. Зачастую меня посещают навязчивые мысли, от которых мне очень сложно избавиться.
Вся моя жизнь в последние недели — побег от самого себя. Не желание о чём-то задумываться. Скорее это страх. Я не хочу услышать «это всё из-за ссоры, должно пройти время». Нет, это здесь не причём. Всё, чего я хочу — непринуждённо общаться с людьми, не думая о том, хочу я этого или нет, получать удовольствие от общения, испытывать привязанность к близким, а не быть бездушным камнем».
Писательница Людмила Улицкая в одной из нитей романа «Казус Кукоцкого» описала трогательную любовь хирурга Павла Алексеевича и Елены, которая в одну секунду переросла навсегда в принуждённость. Люди безмерно любили и уважали друг друга, пока не прозвучали слова, зачеркнувшие все их отношения и сделавшие их формально — принуждёнными. Ранимость Елены так и не смогла простить их до самой смерти. Речь зашла об абортах: «– Не знаю. Я только знаю, что убивать их нельзя, – впервые слова мужа вызывали в ней чувство несогласия, а сам он – протест и раздражение. – Ты подумай о женщинах! – прикрикнул Павел Алексеевич. – А почему надо о них думать? Они преступницы, собственных детей убивают, – поджала губы Елена. Лицо Павла Алексеевича окаменело, и Елена поняла, почему его так боятся подчиненные. Таким она его никогда не видела. – У тебя нет права голоса. У тебя нет этого органа. Ты не женщина. Раз ты не можешь забеременеть, не смеешь судить, – хмуро сказал он. Все семейное счастье, легкое, ненатужное, их избранность и близость, безграничность доверия, – все рухнуло в один миг. Елена встала. Дрожащей рукой опустила чашку в мойку. Чашка была старая, с длинной трещиной поперек. Коснувшись дна мойки, она развалилась. Елена, оставив осколки, вышла из кухни».
непринужденность
Смотреть что такое «непринужденность» в других словарях:
непринужденность — безыскусственность, раскованность, непосредственность, натуральность, нескованность, свобода, небрежность, ненатянутость, раскрепощенность, раскомплексованность, простота, произвольность, элементарность, фамильярность, естественность, вольность… … Словарь синонимов
непринужденность — НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ, естественность, натуральность, непосредственность, нескованность, простота, раскованность, свобода НЕПРИНУЖДЕННЫЙ, естественный, натуральный, непосредственный, нескованный, простой, раскованный, свободный… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Непринужденность — непринуждённость ж. отвлеч. сущ. по прил. непринуждённый Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
непринужденность — НЕПРИНУЖДЁННОСТЬ и; ж. 1. к Непринуждённый. Н. разговора. Н. обращения. Н. гостей, компании. 2. Непринуждённое поведение, обращение и т.п. В компании царили весёлость и н. Разговаривать с большой непринуждённостью. Отличаться непринуждённостью и… … Энциклопедический словарь
Непринужденность речевого поведения — Выражается в том, что при общении свободно допускается смех, в том числе громкий, шутки, употребление эмоциональных междометий, нескрываемые мимические выражения отрицательных и положительных эмоций, открытая поза и эмоциональная жестикуляция.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
утративший непринужденность — прил., кол во синонимов: 3 • изломавшийся (29) • сделавшийся манерным (3) • … Словарь синонимов
непринужденный — непринужденность … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
непринужденно — непринужденность … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
abbandono — непринужденность см. также abbandonamele … Словарь иностранных музыкальных терминов
непринуждённость — и, ж. Свойство по знач. прил. непринужденный. Непринужденность разговора. □ Легкость и непринужденность движений очаровательны в человеке. Чернышевский, Критический взгляд на современные эстетические понятия. || Непринужденное поведение,… … Малый академический словарь
Свобода — ж. 1. Отсутствие политического и экономического гнета, стеснений и ограничений в общественной жизни. 2. Государственная независимость, суверенитет. 3. Отсутствие крепостной зависимости, рабства. отт. Освобождение от крепостной зависимости,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Значение слова «непринуждённость»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
НЕПРИНУЖДЁННОСТЬ, и, мн. нет, ж. Отвлеч. сущ. к непринужденный; естественность, простота в обращении. || Излишняя развязность (неодобрит.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
непринуждённость
1. свойство по значению прилагательного непринуждённый; естественность, простота в обращении ◆ Граф представил меня; я хотел казаться развязным, но чем больше старался взять на себя вид непринуждённости, тем более чувствовал себя неловким. А. С. Пушкин, «Повести покойного Ивана Петровича Белкина / Выстрел», 1830 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: благонравие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Непринужденное общение носителей литературного языка
1. Экстралингвистическая характеристика разговорной речи, особенности акта коммуникации.
2. Статус разговорной речи в системе функциональных стилей литературного языка.
3. Соотношение понятий «разговорная речь», «разговорный стиль», «просторечие».
4. Основные лингвистические особенности системы разговорной речи.
1. Кожин А. Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. М., 1982. С. 117-129.
2. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. С. 213-218.
3. Стилистика и литературное редактирование. С. 57-82.
При подготовке данной темы обратите внимание на особенности разговорного стиля речи, а также на его сферу использования.
1. Разговорный стиль используется в непринужденных беседах обычно со знакомыми людьми в сфере бытовых отношений. Реализует функцию общения. Непосредственность общения, особенности содержания бесед, необходимость быстрой реакции (часто оценочной) на сообщение собеседника, возможность использования невербальных способов общения (интонация, ударение, темп речи), внеязыковых факторов (мимика, жесты), особенности ситуации, характера взаимоотношений собеседника определяет ведущие стилевые черты высказываний разговорного характера. Это непринужденность, свобода в выборе слов и выражений, проявление своего отношения к сообщаемому собеседником, эмоциональность.
2. Разговорной речи присущи следующие языковые особенности: активность разговорных (некнижных) средств языка, вплоть до просторечных и фамильярных; использование оценочных, эмоционально-экспрессивных средств; неполная структурная оформленность языковых единиц; ослабленность синтаксических связей между частями предложения; активность речевых стандартов и фразеологизмов разговорного характера.
3. Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям. В основе этого противопоставления лежат прежде всего различия в особенностях сферы общения, в которых реализуются функциональные стили: сфера индивидуального сознания и неофициальная обстановка вызывают к жизни разговорный стиль; сфера общественного сознания и официальный характер общения – книжные стили.
4. Кроме того, с помощью средств разговорной речи реализуется, как правило, функция общения, средствами книжных стилей – функция сообщения.
5. Все эти обстоятельства приводят к тому, что разговорный стиль воспринимается как достаточно обособленная однородная система, противопоставленная системе стилей книжных.
Практическое занятие № 17-18
Научный стиль как тип функционирования