Что такое непроверяемые написания
Слова с непроверяемым написанием?
Ответ или решение 2
Слова, орфограмму в которых нельзя проверить (т.е. объяснить действующими правилами нашего языка), называют словарными. Их написание следует просто выучить наизусть.
Как появились словарные слова
Большинству из нас знакомы словарные слова с безударными гласными в корне. Однако это не единственная орфограмма, написание которой нельзя проверить никакими средствами. Среди словарных слов также встречаются варианты:
Примеры словарных слов с различными орфограммами
Чаще всего словарные слова относятся к именам существительным. Иногда встречаются они и среди глаголов и прилагательных, но это бывает гораздо реже.
Наибольшую группу составляют слова, у которых нельзя объяснить безударную гласную в корне слова. К ним, например, относятся: кастрюля, ландыш, собака.
Отдельную категорию, вызывающую обычно наибольшие трудности, составляют слова, у которых нужно запомнить слитное, раздельное или дефисное написание. Среди них встречается много наречий. Например: врассыпную (пишется слитно), на ощупь (пишется раздельно), любо—дорого (пишется через дефис).
Если вы не уверены в том, как пишется то или иное словарное слово, просто загляните в справочник или пособие, чтобы освежить знания. Также существуют и специальные словари, где собраны все примеры непроверяемых орфограмм, необходимые школьникам.
Слова с непроверяемым написанием относятся к словам-исключениям. Они не поддаются общепринятым правилам русского языка. Их правописание можно только запомнить, а для проверки использовать орфографические словари.
К таким словам можно отнести прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный, который пишутся только с двумя буквами н.
Также в некоторых числительных вопреки всем правилам пишется удвоенная н (одиннадцать).
В наречиях уж, замуж и невтерпеж отсутствует мягкий знак, а слово цыган употребляется с буквой ы.
Непроверяемые и проверяемые гласные в корне слова: список слов и примеров
Содержание:
Неясный звук может находиться в любой морфеме – суффиксе, приставке или окончании. Чаще сомнения возникают в основе. Русский язык предполагает использование нескольких правил при написании коренной части, в соответствии с которыми:
Слова с непроверяемыми гласными и согласными иностранного происхождения, названия, фамилии не меняются при склонении: Петербург – Петербурга, в Петербурге. Допускается смена окончаний.
10 слов с проверяемой гласной в корне
Проверяемая безударная в коренной части предполагает использование однокоренного аналога или изменение грамматического формата с целью анализа. В большинстве случаев сомнения возникают в выборе букв а/я, о/а, е/и. Допускается чередование в родственных альтернативах е/ё. Если в однокоренном примере присутствует ё, необходимо написать е в проверяемом варианте. Анализируемый гласный звук – 10 слов с безударной проверяемой гласной:
10 слов с непроверяемой гласной в корне
Проверка гласной путем изменения слова – исключения
Исключениями из общепринятых правил считаются:
Если сочетание иноязычное, ё заменяется буквосочетанием йо: йогурт, йота. В буквенном сочетании и/е после и вносится е – диета, реквием. Названия компаний, иностранных производителей также сохраняются в первоначальной форме. Замена символов не проводится, проверка не требуется. Возможна смена окончания иностранного конструктива при склонении по падежам.
Урок русского языка по теме: «Непроверяемые написания в корне слова»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Непроверяемые написания в корне слова».
Цель: Совершенствование орфографических умений написания слов с непроверяемой гласной и согласной в корне слова;
Планируемые предметные результаты
1. Учить распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;
2. Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность и логическое мышление;
3. Воспитывать положительную мотивацию и интерес к предмету.
Планируемые личностные результаты
-бережное отношение к родной земле, родному языку
-умение адекватно оценивать свои силы
-умение попросить о помощи в случае затруднений
-активное участие в процессе обучения
-самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
Коммуникативные учебные действия:
-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
Регулятивные учебные действия:
-умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Минутка чистописания.
3. Словарная работа.
Ведро, доска, коса, холмы, винты, шаги, кроты, листы, места, страна.
Разминка «Да» или «Нет».
1. Все птицы летают? (Нет).
2. Существуют солёные озёра? (Да).
3. Все живущие в воде – рыбы? (Нет).
4. Все глухие и звонкие согласные образуют пары? (Нет).
5. После буквы «Ж» всегда пишется И? (Да).
6. Существуют слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево?
(Да). (Шалаш, топот, потоп, как, тут).
7. В слове «енот» 5 звуков? (Да).
5. Сообщение темы урока.
6. Работа по теме урока.
v Объяснение нового материала.
В русском языке есть слова, написание которых нужно запомнить. И в них нельзя проверить написание согласной и гласной в корне слова, их написание надо запомнить или проверить по орфографическому словарю.
Например: футбол, лестница, вокзал, суббота, группа, завтрак, верблюд.
v Запишите одним словом
1) Дерево – символ России. (Береза)
2) Они любят зиму больше, чем взрослые. (Ребята)
3) Родственник тучи. (Облако)
4) Эта птица прилетает к нам с первым снегом. (Снегирь)
5) И не снег, и не лед, а все укрывает. (Иней)
6) Синоним слова «путь». (Дорога)
( составляем слово – рябина)
Словарные слова записывают в столбик, на нужную букву этого слова вспоминаем ранее изученные словарные слова.
v Игра «Распутай слова»
Вот так горе. Вот беда!
Как запутались слова,
Все они из трех слогов
Кто помочь словам готов?
Бе, ка, ло, ран, со, мо, ре, даш, ко, ка, за, ба
(береза, карандаш, молоко, собака )
v Впиши словарные слова.
v Отгадать загадки, записать отгадки
На школьной перемене
С красною повязкой.
В позолоченной раме
Трубы громады, корпуса чуть ниже,
Мы выпускаем КамАЗы и Ижи.
Как назовешь ты такие дома,
Где может работать мама твоя?
Строит города, плотины
Может сдвинуть горы с мест.
Кто же это такой сильный,
Как могучий Геркулес?
Кто меня на плечи взял?
Кто меня с земли поднял?
И сказал мне: «Молодец!»
Буквы знать, уметь читать,
Честным быть, трудолюбивым.
Кто же это учит вас
Быть и умным, и счастливым?
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь взять
С ребятишками играть.
Звонко струи бьют в ведро,
Дом. За домом строго в ряд
А на травке курица.
v Найдите лишнее слово
Найди и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.
Соринка, сорняк, сорвал, насорил;
Поле, полевой, полочка, полянка.
v Самостоятельная работа
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
М. сква, Р. дина, к. ртофель, ст. лица, ябл. ко, св. бода, т. лефон, яг. да, за. ц,
Тема: Личные местоимения единственного числа.
Цель урока : закрепление понятия о местоимении, ознакомление с личными местоимениями единственного числа.
Задачи урока : научить правильно употреблять местоимения в речи, определять число, корректировать логическое мышление, внимание, память, воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.
3. Актуализация опорных знаний – повторение изученного о местоимении.
4. Сообщение темы урока.
5. Работа по теме урока.
v Объяснение нового материала.
v Заменить имена людей личными местоимениями.
Саша – я, Аня – она, учитель, Саша, Влад – мы, спортсмены – они.
v Выпишите местоимения единственного числа с глаголами.
Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.
Впиши пропущенные местоимения. В скобках укажи лицо и число местоимений.
Вот выглянуло солнце из-за тучи. _______ (_______) осветило землю.
Вот на ветку дерева села ворона. __________ (_____ ) громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. _______ ( ______) чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами. _______ (_______) помогают нам уничтожать насекомых.
Анализ открытого урока географии
Урок начался с орг. момента. В начале урока учителем была проведена вводная беседа о домашних и диких животных. Проведена речевая разминка – проговаривание скороговорки. Учителем для развития речи были подобраны такие задания как, «Назови детенышей», «Верни домой животных», работа над загадками.
Работа по теме урока:
— словарная работа: энциклопедия, ветеринар:
— интересное сообщение учителя о собаке:
— работа в парах «Составь рассказ»;
— собери пазл «Приятное знакомство».
Все задания проводились в игровой форме и соответствовали уровню развития детей данного класса, в соответствии с изученным на данный момент программным материалом.
Материал, подобранный на урок интересный, доступный возрасту учащихся. На уроке развивалась речь учащихся, мелкая моторика, внимание. Воспитывалось бережное отношение к животным. Урок оснащен необходимой наглядностью, раздаточным материалом. Работа велась у доски, по учебнику, презентации, по иллюстрациям. На уроке проводилась индивидуальная работа, работа в парах, самостоятельная работа. В ходе урока учителем давались четкие инструкции, побуждающие к действию, осуществлялась дозированная помощь учащимся.
С целью профилактики утомления во время урока чередовались различные виды учебной деятельности. Предметный материал урока – усвоен учащихся класса. Рефлексия в конце урока отражает понимание материала. Психологический климат урока был комфортен. Ученики работоспособны – проявляли заинтересованность. Считаю, что урок цели достиг.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.
Как работать над словами с непроверяемыми гласными и согласными
За последнее десятилетие в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Кроме знаний, умений, навыков от ученика требуется готовность занять активную позицию, научиться успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Отсюда вытекает деятельностный подход к обучению, ориентированный на решении задач, на осознанном овладении самим процессом обучения.
В нем важнейшую роль играет обучение грамотному письму, составной частью которого является работа над словами с непроверяемыми написаниями.
Привыкнув работать по учебникам Рамзаевой Т.Г., а затем и Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. я пришла к выводу, что система работы над словами с непроверяемыми написаниями, предлагаемая данными авторами, не совершенна. Ученику отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учитель записывает его на доске с пропущенными буквами и просит посмотреть в словаре, как оно пишется. Учащемуся предлагается списать слово и заучить. Слова с непроверяемыми написаниями вынесены на поля учебника и ребенку нужно их только запомнить. К тому же, словарная работа проводится отдельно от другой орфографической работы на уроке и часто даже не бывает с ней тематически связана. Это не только нарушает логику обучения грамотному письму в целом, но и приводит к затрате большого количества времени на изучение слов с непроверяемыми орфограммами. В способе действия отсутствует этап, связанный с формированием умения ставить орфографическую задачу.
Среди современных комплектов по русскому языку есть и такие, в которых изначально заложен другой подход к изучению орфографии, которые ставят ребенка в “ситуацию незнания”, что заставляет ученика быть активным, решать конкретные орфографические задачи. Один из таких комплектов – это комплект “К тайнам нашего языка” Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Авторы данного комплекта предлагают вести орфографическую работу на уроке, и в частности, работать над словами с непроверяемыми написаниями по-другому. В учебнике этих авторов, словарная работа является неотрывной частью всей орфографической работы на уроке и поэтому не может вестись изолированно.
На начальном этапе обучения письму в 1 классе учащиеся еще не могут объяснить правописание слов. В букваре, в книгах, в прописях, на доске слова уже написаны теми, кто знает, где и какой буквой надо обозначить звук. При записи же под диктовку, такие буквы подсказывает учитель. Перед ребенком стоит задача сначала научиться находить “опасные” при письме места, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок в их написании. Эту задачу авторы учебника решают не разграничивая “опасности письма” на проверяемые и непроверяемые.
Например: учащимся сначала предъявляются картинки, на которых изображены плита и пенал (Пропись № 3, 1 класс стр.24). Предметы называются, затем выполняется звуковой анализ слов и заполняются звуковые схемы, обозначается ударение. После этого называются “опасные” гласные звуки, в данном случае это [и]. Теперь перед учеником встает вопрос, какой буквой обозначить этот звук? Правило проверки безударных гласных ребенку еще не известно.
За помощью ученик обращается к справочным рамкам. В рамках прописи предлагаются слова плита, пенал. Таким образом, ребенок еще не догадывается, что безударный гласный, в одном из слов может быть по правилу проверен словом плитка, а в другом является непроверяемым написанием и требует запоминания. Прежде чем познакомить ученика с орфографическими правилами, необходимо научить его замечать те места, где требуется эти правила применить, создать такую ситуацию, в которой ребенок бы понял, что правило ему необходимо. На данном этапе ребенок учится сначала прогнозировать орфограммы, т.е. ставить орфографические задачи.
На следующих этапах обучения проводится тренировка в нахождении орфограмм. В первом классе дети знакомятся с самыми частотными орфограммами, далее они узнают другие признаки орфограмм. Это значит, что их орфографическая зоркость совершенствуется.
Затем, дети узнают о составе слов, что также влияет на становление умения находить орфограммы, но, уже с указанием, в какой части слова она находится.
После этого можно приступать к знакомству с правилами, то есть учиться решать орфографические задачи. Только тогда ребенок самостоятельно осознает, что выбор буквы не всегда можно объяснить с помощью правила, что есть слова, написание которых нужно узнавать по орфографическому словарю.
Важной отличительной особенностью учебников русского языка УМК “Гармония” является то, что авторы комплекта не выносят слова с непроверяемыми написаниями на поля учебника, как это принято в других учебниках. Знакомство со словами с непроверяемыми написаниями происходит в ходе единой орфографической работы на уроке.
Например, при работе над словами с непроизносимыми согласными ученик по мере выполнения заданий сам находит словарные слова. В нижеприведенном примере это слова чувство и праздник (Учебник “К тайнам нашего языка” 2 класс упр. 446).
Ученик работает сначала над “слуховым” образом слова, находит орфограммы; затем записывает слово с “окошком” или “окошками”; пробует сделать “опасное место” “безопасным”, то есть подобрать проверочное слово. Когда школьникам не удается этого сделать ни одним из известных способов, они сами делают вывод о том, что орфограмма непроверяемая, а значит слово подлежит запоминанию. Чтобы вставить пропущенную букву необходимо обратиться к орфографическому словарю, что они и делают. Так начинается работа над “зрительным” образом слова. Ребенок находит слово в словаре, заодно вспоминая алфавит, отмечает прямо в словаре орфограммы, узнает почему пишется та или иная буква из этимологической справки (если она этому способствует). Далее учителю требуется организовать работу над этими словами таким образом, чтобы обеспечить их запоминание.
Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Большое значение для орфографии имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Следовательно, и упражнения подобранные учителем, должны опираться на различные виды памяти и быть разнообразными.
Авторы УМК “Гармония” для усвоения правильного написания слов используют систему списывания, разработанную известным психологом П. С. Жедек, которая предполагает опору на все виды памяти. С данной методикой учащиеся знакомятся еще при обучении письму, работая в классе по специальной памятке под руководством учителя (Учебник “К тайнам нашего языка” 1 класс, стр.75).
Во 2, 3, 4 классах эта работа продолжается и способствует прочному и осознанному запоминанию слов с непроверяемыми написаниями.
Кроме специально организованного списывания запоминание слов из словаря обеспечивается использованием мнемотехнических приемов, основанных на возникновении у ребенка определенных ассоциаций.
Например, прием замены буквы картинкой.
Группировка слов по сходству (букв, частей, корней), иногда и с опорой на этимологию слов.
Группировка слов по контрасту.
Запоминание с помощью сложносокращенных слов.
корабль – линкор
батальон – комбат
хозяйство – колхоз
организация – комсорг
Затем идет работа, направленная на первичное закрепление слов. В основном это работа над гнездом родственных слов, уточнение их значений, обучение правильному употреблению их в речи.
Заключительным этапом работы над словами с непроверяемыми написаниями становится включение их в круг других отрабатываемых написаний, закрепление и повторение изученного.
На данном этапе проводится:
– лексико-орфографическая работа,
– грамматико-орфографическая работа,
– речевая работа.
Рассмотрим подробнее как проводится такая работа.
Лексико-орфографическая работа продолжает работу над значением слова, которая была начата еще на первом этапе введения слова. Ребятам уже понятно основное значение слова, следовательно, надо познакомить их с такими особенностями языка, как многозначность, омонимия, синонимия антонимия, переносный смысл. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог умело использовать эти лексические средства в своей речи.
Так, например, при работе над словом товарищ нужно рассмотреть все значения этого слова.
Согласно “Словарю русского языка” С.И.Ожегова,
Учителю необходимо объяснить, что второе значение данного слова употребляется обычно в обращении, при фамилии, названии профессии, звании. Здесь уместно провести работу по выявлению синонимов слова или антонимов, поговорить о возможности замены слова синонимом.
Например: Вставь в предложения слово товарищ. Подумай, в каком из предложений слово можно заменить его синонимом.
Грамматико-орфографическая работа над изученными словами должна строиться в соответствии с проходимым грамматическим материалом. Это могут быть задания на выделение окончаний, определение рода, определение различных падежных форм, спряжения, склонения; группировка слов по грамматическим признакам.
Речевая деятельность при работе над непроверяемыми написаниями направлена на формирование умения связной речи, на отработку речеведческих понятий, на умение излагать свои мысли так, чтобы тебя понимали.
Целесообразно предлагать работу на сравнение двух текстов.
Серый зверюшка, длинные ушки,
Хвостик клубком, спит под кустом –
Там его дом.
Зима наступает, шубу меняет.
Кто его знает?
Заяц – представитель семейства млекопитающих, отряда зайцеобразных. Распространены зайцы по всему земному шару. Питаются травянистой растительностью, корой, почками и ветками древесных пород. На территории России обитают 5 видов зайцев: беляк, тумак, толай, дикий кролик и маньчжурский.
Учащиеся определяют, что оба текста про зайцев, но в текстах есть различия. Второй текст научно-популярный и может быть использован, например, на уроках природоведения. Жанр первого текста ребятам хорошо знаком и понятен, они могут предложить свои загадки о зайце.
Авторы букваря “Мой первый учебник” начинают проводить речевую работу с первых уроков обучения грамоте. Еще в добуквенном периоде ученики узнали о том, что речь бывает разная: деловая и картинная, а выбор вида речи зависит от ситуации, в которой ты находишься. Для такого разграничения на страницах букваря есть значки “ученого” и “художника”. Учебник содержит много материала для формирования умения связной устной и письменной речи.
В настоящее время я и мои ученики изучаем русский язык по учебнику УМК “Гармония” “К тайнам нашего языка” для 3 класса. С удовольствием, а главное эффективно, работаем над словами с непроверяемыми написаниями по методике, предложенной авторами данного комплекта.
Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры
В ряде слов русского языка существуют непроверяемые гласные в корне. Их невозможно проверить ударением. Такие слова называют словарными.
Разноместность ударения в словах
При произношении слов и их форм ударение может менять свое место и переходить с приставки на корень, суффикс или окончание. Тогда говорят, что в русском языке ударение разноместное, например:
Гласный в корне слова, оставшись без ударения, искажается и слышится неясно.:
Способы проверки безударных гласных в корне
К этим словам можно подобрать проверочные слова, в которых сомнительный гласный прозвучит четко и ясно, то есть он окажется в сильной позиции — под ударением.
Существует два способа проверки безударных гласных в корне:
1. подбор родственных слов:
2. изменение формы слова:
Непроверяемые безударные гласные в корне
Но не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением, так как ни один из вышеуказанных способов не может помочь. В таких словах ударение, как правило, статично, то есть не перемещается на безударный корневой гласный при изменении формы слова или при подборе однокоренных слов, например:
Тогда говорят, что эти безударные гласные являются непроверяемыми. Написание таких слов, имеющих непроверяемые безударные гласные в корне, рекомендуется запоминать или справляться в случае затруднения в орфографическом словаре.