Что такое непроверяемыми написаниями
Непроверяемые и проверяемые гласные в корне слова: список слов и примеров
Содержание:
Неясный звук может находиться в любой морфеме – суффиксе, приставке или окончании. Чаще сомнения возникают в основе. Русский язык предполагает использование нескольких правил при написании коренной части, в соответствии с которыми:
Слова с непроверяемыми гласными и согласными иностранного происхождения, названия, фамилии не меняются при склонении: Петербург – Петербурга, в Петербурге. Допускается смена окончаний.
10 слов с проверяемой гласной в корне
Проверяемая безударная в коренной части предполагает использование однокоренного аналога или изменение грамматического формата с целью анализа. В большинстве случаев сомнения возникают в выборе букв а/я, о/а, е/и. Допускается чередование в родственных альтернативах е/ё. Если в однокоренном примере присутствует ё, необходимо написать е в проверяемом варианте. Анализируемый гласный звук – 10 слов с безударной проверяемой гласной:
10 слов с непроверяемой гласной в корне
Проверка гласной путем изменения слова – исключения
Исключениями из общепринятых правил считаются:
Если сочетание иноязычное, ё заменяется буквосочетанием йо: йогурт, йота. В буквенном сочетании и/е после и вносится е – диета, реквием. Названия компаний, иностранных производителей также сохраняются в первоначальной форме. Замена символов не проводится, проверка не требуется. Возможна смена окончания иностранного конструктива при склонении по падежам.
Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры
В ряде слов русского языка существуют непроверяемые гласные в корне. Их невозможно проверить ударением. Такие слова называют словарными.
Разноместность ударения в словах
При произношении слов и их форм ударение может менять свое место и переходить с приставки на корень, суффикс или окончание. Тогда говорят, что в русском языке ударение разноместное, например:
Гласный в корне слова, оставшись без ударения, искажается и слышится неясно.:
Способы проверки безударных гласных в корне
К этим словам можно подобрать проверочные слова, в которых сомнительный гласный прозвучит четко и ясно, то есть он окажется в сильной позиции — под ударением.
Существует два способа проверки безударных гласных в корне:
1. подбор родственных слов:
2. изменение формы слова:
Непроверяемые безударные гласные в корне
Но не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением, так как ни один из вышеуказанных способов не может помочь. В таких словах ударение, как правило, статично, то есть не перемещается на безударный корневой гласный при изменении формы слова или при подборе однокоренных слов, например:
Тогда говорят, что эти безударные гласные являются непроверяемыми. Написание таких слов, имеющих непроверяемые безударные гласные в корне, рекомендуется запоминать или справляться в случае затруднения в орфографическом словаре.
Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова
Видеоурок
Слова с непроверяемым написанием?
Ответ или решение 2
Слова, орфограмму в которых нельзя проверить (т.е. объяснить действующими правилами нашего языка), называют словарными. Их написание следует просто выучить наизусть.
Как появились словарные слова
Большинству из нас знакомы словарные слова с безударными гласными в корне. Однако это не единственная орфограмма, написание которой нельзя проверить никакими средствами. Среди словарных слов также встречаются варианты:
Примеры словарных слов с различными орфограммами
Чаще всего словарные слова относятся к именам существительным. Иногда встречаются они и среди глаголов и прилагательных, но это бывает гораздо реже.
Наибольшую группу составляют слова, у которых нельзя объяснить безударную гласную в корне слова. К ним, например, относятся: кастрюля, ландыш, собака.
Отдельную категорию, вызывающую обычно наибольшие трудности, составляют слова, у которых нужно запомнить слитное, раздельное или дефисное написание. Среди них встречается много наречий. Например: врассыпную (пишется слитно), на ощупь (пишется раздельно), любо—дорого (пишется через дефис).
Если вы не уверены в том, как пишется то или иное словарное слово, просто загляните в справочник или пособие, чтобы освежить знания. Также существуют и специальные словари, где собраны все примеры непроверяемых орфограмм, необходимые школьникам.
Слова с непроверяемым написанием относятся к словам-исключениям. Они не поддаются общепринятым правилам русского языка. Их правописание можно только запомнить, а для проверки использовать орфографические словари.
К таким словам можно отнести прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный, который пишутся только с двумя буквами н.
Также в некоторых числительных вопреки всем правилам пишется удвоенная н (одиннадцать).
В наречиях уж, замуж и невтерпеж отсутствует мягкий знак, а слово цыган употребляется с буквой ы.
Как работать над словами с непроверяемыми гласными и согласными
За последнее десятилетие в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Кроме знаний, умений, навыков от ученика требуется готовность занять активную позицию, научиться успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Отсюда вытекает деятельностный подход к обучению, ориентированный на решении задач, на осознанном овладении самим процессом обучения.
В нем важнейшую роль играет обучение грамотному письму, составной частью которого является работа над словами с непроверяемыми написаниями.
Привыкнув работать по учебникам Рамзаевой Т.Г., а затем и Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. я пришла к выводу, что система работы над словами с непроверяемыми написаниями, предлагаемая данными авторами, не совершенна. Ученику отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учитель записывает его на доске с пропущенными буквами и просит посмотреть в словаре, как оно пишется. Учащемуся предлагается списать слово и заучить. Слова с непроверяемыми написаниями вынесены на поля учебника и ребенку нужно их только запомнить. К тому же, словарная работа проводится отдельно от другой орфографической работы на уроке и часто даже не бывает с ней тематически связана. Это не только нарушает логику обучения грамотному письму в целом, но и приводит к затрате большого количества времени на изучение слов с непроверяемыми орфограммами. В способе действия отсутствует этап, связанный с формированием умения ставить орфографическую задачу.
Среди современных комплектов по русскому языку есть и такие, в которых изначально заложен другой подход к изучению орфографии, которые ставят ребенка в “ситуацию незнания”, что заставляет ученика быть активным, решать конкретные орфографические задачи. Один из таких комплектов – это комплект “К тайнам нашего языка” Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Авторы данного комплекта предлагают вести орфографическую работу на уроке, и в частности, работать над словами с непроверяемыми написаниями по-другому. В учебнике этих авторов, словарная работа является неотрывной частью всей орфографической работы на уроке и поэтому не может вестись изолированно.
На начальном этапе обучения письму в 1 классе учащиеся еще не могут объяснить правописание слов. В букваре, в книгах, в прописях, на доске слова уже написаны теми, кто знает, где и какой буквой надо обозначить звук. При записи же под диктовку, такие буквы подсказывает учитель. Перед ребенком стоит задача сначала научиться находить “опасные” при письме места, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок в их написании. Эту задачу авторы учебника решают не разграничивая “опасности письма” на проверяемые и непроверяемые.
Например: учащимся сначала предъявляются картинки, на которых изображены плита и пенал (Пропись № 3, 1 класс стр.24). Предметы называются, затем выполняется звуковой анализ слов и заполняются звуковые схемы, обозначается ударение. После этого называются “опасные” гласные звуки, в данном случае это [и]. Теперь перед учеником встает вопрос, какой буквой обозначить этот звук? Правило проверки безударных гласных ребенку еще не известно.
За помощью ученик обращается к справочным рамкам. В рамках прописи предлагаются слова плита, пенал. Таким образом, ребенок еще не догадывается, что безударный гласный, в одном из слов может быть по правилу проверен словом плитка, а в другом является непроверяемым написанием и требует запоминания. Прежде чем познакомить ученика с орфографическими правилами, необходимо научить его замечать те места, где требуется эти правила применить, создать такую ситуацию, в которой ребенок бы понял, что правило ему необходимо. На данном этапе ребенок учится сначала прогнозировать орфограммы, т.е. ставить орфографические задачи.
На следующих этапах обучения проводится тренировка в нахождении орфограмм. В первом классе дети знакомятся с самыми частотными орфограммами, далее они узнают другие признаки орфограмм. Это значит, что их орфографическая зоркость совершенствуется.
Затем, дети узнают о составе слов, что также влияет на становление умения находить орфограммы, но, уже с указанием, в какой части слова она находится.
После этого можно приступать к знакомству с правилами, то есть учиться решать орфографические задачи. Только тогда ребенок самостоятельно осознает, что выбор буквы не всегда можно объяснить с помощью правила, что есть слова, написание которых нужно узнавать по орфографическому словарю.
Важной отличительной особенностью учебников русского языка УМК “Гармония” является то, что авторы комплекта не выносят слова с непроверяемыми написаниями на поля учебника, как это принято в других учебниках. Знакомство со словами с непроверяемыми написаниями происходит в ходе единой орфографической работы на уроке.
Например, при работе над словами с непроизносимыми согласными ученик по мере выполнения заданий сам находит словарные слова. В нижеприведенном примере это слова чувство и праздник (Учебник “К тайнам нашего языка” 2 класс упр. 446).
Ученик работает сначала над “слуховым” образом слова, находит орфограммы; затем записывает слово с “окошком” или “окошками”; пробует сделать “опасное место” “безопасным”, то есть подобрать проверочное слово. Когда школьникам не удается этого сделать ни одним из известных способов, они сами делают вывод о том, что орфограмма непроверяемая, а значит слово подлежит запоминанию. Чтобы вставить пропущенную букву необходимо обратиться к орфографическому словарю, что они и делают. Так начинается работа над “зрительным” образом слова. Ребенок находит слово в словаре, заодно вспоминая алфавит, отмечает прямо в словаре орфограммы, узнает почему пишется та или иная буква из этимологической справки (если она этому способствует). Далее учителю требуется организовать работу над этими словами таким образом, чтобы обеспечить их запоминание.
Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Большое значение для орфографии имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Следовательно, и упражнения подобранные учителем, должны опираться на различные виды памяти и быть разнообразными.
Авторы УМК “Гармония” для усвоения правильного написания слов используют систему списывания, разработанную известным психологом П. С. Жедек, которая предполагает опору на все виды памяти. С данной методикой учащиеся знакомятся еще при обучении письму, работая в классе по специальной памятке под руководством учителя (Учебник “К тайнам нашего языка” 1 класс, стр.75).
Во 2, 3, 4 классах эта работа продолжается и способствует прочному и осознанному запоминанию слов с непроверяемыми написаниями.
Кроме специально организованного списывания запоминание слов из словаря обеспечивается использованием мнемотехнических приемов, основанных на возникновении у ребенка определенных ассоциаций.
Например, прием замены буквы картинкой.
Группировка слов по сходству (букв, частей, корней), иногда и с опорой на этимологию слов.
Группировка слов по контрасту.
Запоминание с помощью сложносокращенных слов.
корабль – линкор
батальон – комбат
хозяйство – колхоз
организация – комсорг
Затем идет работа, направленная на первичное закрепление слов. В основном это работа над гнездом родственных слов, уточнение их значений, обучение правильному употреблению их в речи.
Заключительным этапом работы над словами с непроверяемыми написаниями становится включение их в круг других отрабатываемых написаний, закрепление и повторение изученного.
На данном этапе проводится:
– лексико-орфографическая работа,
– грамматико-орфографическая работа,
– речевая работа.
Рассмотрим подробнее как проводится такая работа.
Лексико-орфографическая работа продолжает работу над значением слова, которая была начата еще на первом этапе введения слова. Ребятам уже понятно основное значение слова, следовательно, надо познакомить их с такими особенностями языка, как многозначность, омонимия, синонимия антонимия, переносный смысл. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог умело использовать эти лексические средства в своей речи.
Так, например, при работе над словом товарищ нужно рассмотреть все значения этого слова.
Согласно “Словарю русского языка” С.И.Ожегова,
Учителю необходимо объяснить, что второе значение данного слова употребляется обычно в обращении, при фамилии, названии профессии, звании. Здесь уместно провести работу по выявлению синонимов слова или антонимов, поговорить о возможности замены слова синонимом.
Например: Вставь в предложения слово товарищ. Подумай, в каком из предложений слово можно заменить его синонимом.
Грамматико-орфографическая работа над изученными словами должна строиться в соответствии с проходимым грамматическим материалом. Это могут быть задания на выделение окончаний, определение рода, определение различных падежных форм, спряжения, склонения; группировка слов по грамматическим признакам.
Речевая деятельность при работе над непроверяемыми написаниями направлена на формирование умения связной речи, на отработку речеведческих понятий, на умение излагать свои мысли так, чтобы тебя понимали.
Целесообразно предлагать работу на сравнение двух текстов.
Серый зверюшка, длинные ушки,
Хвостик клубком, спит под кустом –
Там его дом.
Зима наступает, шубу меняет.
Кто его знает?
Заяц – представитель семейства млекопитающих, отряда зайцеобразных. Распространены зайцы по всему земному шару. Питаются травянистой растительностью, корой, почками и ветками древесных пород. На территории России обитают 5 видов зайцев: беляк, тумак, толай, дикий кролик и маньчжурский.
Учащиеся определяют, что оба текста про зайцев, но в текстах есть различия. Второй текст научно-популярный и может быть использован, например, на уроках природоведения. Жанр первого текста ребятам хорошо знаком и понятен, они могут предложить свои загадки о зайце.
Авторы букваря “Мой первый учебник” начинают проводить речевую работу с первых уроков обучения грамоте. Еще в добуквенном периоде ученики узнали о том, что речь бывает разная: деловая и картинная, а выбор вида речи зависит от ситуации, в которой ты находишься. Для такого разграничения на страницах букваря есть значки “ученого” и “художника”. Учебник содержит много материала для формирования умения связной устной и письменной речи.
В настоящее время я и мои ученики изучаем русский язык по учебнику УМК “Гармония” “К тайнам нашего языка” для 3 класса. С удовольствием, а главное эффективно, работаем над словами с непроверяемыми написаниями по методике, предложенной авторами данного комплекта.
Что такое непроверяемыми написаниями
Электронный журнал «РОНО»
Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе (Методическая разработка)
Автор: Буланова Людмила Николаевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №371 Московского района Санкт-Петербурга
Язык, как средство общения, возник и существует, прежде всего, как звуковой язык, и владение его звуковым строем является обязательным условием общения в любой его форме.
Обучение письму – составная часть всего содержания обучения русскому языку в начальных классах. Письменная речь, наряду с говорением, представляет собой экспрессивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими письменными знаками.
Слово – могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов.
Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала.
Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями является одной из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников. В этом и заключается актуальность данного исследования.
Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью методики обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутствие полных научно обусловленных рекомендаций о том, как следует обучать этим написаниям.
Целью работы над этой темой является рассмотрение вопроса формирования навыков орфографии, в частности, слов с непроверяемыми написаниями.
Для этого поставлены следующие задачи:
• проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;
• пересмотреть традиционные методы и приемы, используемые для обучения непроверяемым написаниям;
• познакомиться с приемами и методами обучения непроверяемым написаниям, используемым в настоящее время в практике.
Задача начального обучения русскому языку состоит в том, чтобы:
1) продолжить процесс усвоения детьми основных форм русского языка,
начатый еще в дошкольном возрасте;
2) организовать регулярное, интенсивное и более систематическое обучение
нормам литературного языка, элементам «книжного стиля».
Программа по русскому языку для начальных классов рекомендует не только обогащать речь учащихся, но и развивать и обогащать представления детей об окружающем мире.
Начальная школа обязана способствовать выработке у детей умений владеть устными и письменными формами языка. В школьной практике часто приходится встречаться с увлечением либо устной, либо письменной речью, когда на уроках дети либо много говорят, либо много пишут. Владеть устными и письменными формами языка – одна из важнейших задач обучения русскому языку.
В школе усвоение языка идет через книгу, учебник, через теорию, т.е. через усвоение правил, определений. Усвоение теории языка имеет значение не столько само по себе, сколько для формирования речевых навыков, для того, чтобы знания превращались в навыки.
1) понять и закрепить предлагаемые ему сведения о языке;
2) приобрести путем упражнений умения применять свои знания в учебной работе;
3) довести свои знания и умения по языку до такого состояния, чтобы они стали речевыми навыками, чтобы, думая о содержании высказывания, школьник мог свободно пользоваться русской речью.
Следовательно, перед начальной школой стоит задача делать все возможное для того, чтобы усваиваемые детьми знания стали речевыми навыками.
Особенно такой путь важен для формирования навыков письменной речи, в частности, для формирования навыков правописания. Для приобретения навыков грамотного письма нужна практика, руководимая теорией.
Только во взаимосвязи устной и письменной форм речи, в регулярности и осмысленности повторных упражнений залог успеха при обучении языку.
Задача учителя развить у учащихся способность самоконтроля, которая помогает учащимся вызвать в своей памяти нужное правило, если возникнет потребность в нем. Эта способность формируется главным образом благодаря хорошо организованным грамматическим занятиям.
I. Принципы обучения непроверяемым написаниям на уроках русского языка
Орфография определяет нормы расширенной речи, которые приняты в каждом конкретном языке на данном этапе развития. Правила письма необходимы каждому языку, потому что они обеспечивают точную передачу содержания речи и правильное понимание написанного всеми говорящими на данном языке.
Природу русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов. Разные типы орфограмм подводятся под действие морфологического, традиционного, смыслового и др. принципов, что помогает в выборе методов и приемов обучения не всей орфографии вообще, а каждому конкретному типу орфографических явлений.
Понять принципы орфографии – значит воспринять каждое отдельное ее звено общей системы, каждую орфограмму увидеть во взаимосвязях всех сторон языка.
В русском языке есть слова, которые пишутся так, как принято (калач, собака, корова), либо сохраняют написание по языку-источнику (касса, магазин). Непроверяемые правилами слова многочисленны. В письменной речи учащихся их число достигает многих десятков и даже сотен. Они усваиваются запоминанием, а проверяются с помощью орфографического словаря.
По преимуществу слова с традиционными написаниями – это заимствованные слова. Многие из них вошли в русский язык сравнительно недавно: ванна – из немецкого; пионер – из французского; компьютер – из английского. Иные – в давние времена: арбуз, башлык – из тюркских языков; чемодан – из персидского; солдат – из немецкого.
Многие слова нерусского происхождения настолько «обрусели», что уже не воспринимаются как заимствования (трактор, пиджак, лампа и др.)
аккуратный – от латинского accuratus, пассажир – от французского passager,
трамвай – от английского tramway и т.п.
Иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка:
Традиционные написания не противоречат ни морфологическому, ни фонематическому принципу орфографии, ни правилам русской графики. Но в рамках традиционного принципа все же есть несколько случаев, противоречащих общей системе графики.
Традиционное написание сочетаний
чу-щу с буквой у объясняется исторически: в древнерусском произношении [ч], [щ] были всегда твердыми, а [ж], [ш] – мягкими. Историческое написание сохранилось до сих пор.
Морфологическому принципу противоречит традиционное написание отдельных слов: по морфологическому принципу слово «калач» следовало бы писать «колач» – от слова «колесо» (калач обычно круглый), буква «а» пишется по традиции.
Если морфологические написания усваиваются и проверяются на основе фонетического, словообразовательного и грамматического анализа слов и их сочетаний, то традиционные написания усваиваются запоминанием и проверяются по словарю.
Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более высоком уровне обучаемости.
II. Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов.
2) Зрительное запоминание вместе с кинестезическим (речедвигательным,
руко двигательным): приемы зрительного диктанта, списывания с
различными заданиями, проверки слов по словарю, использование плакатов, таблиц, выделение орфограмм ярким цветом, подчеркивания в тетрадях, повторное письмо слов.
Сопоставление зрительного и слухового образов (составов слов): различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает.
4) Составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка словесных ассоциаций:
Составление предложений с трудными словами, включение их в
изложения и сочинения, устные рассказы, др. формы естественной речи.
Занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные
игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, загадок и т.д.
Первым шагом в этой работе является:
1) введение нового слова. Использую следующие способы:
• чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
• рассматривание предметной картинки;
• описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.
Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над
2) выстраивание слухового образа слова
Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов определяют «трудное» место. Именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. А раз они умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится более осознанным.
3) Запись слова с «окошком».
4) Работа над «зрительным образом слова», которая способствует накоплению опыта работы со словарями и формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы использую элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание).
Хорошему усвоению правильного написания слова способствует привлечение мнемонических приемов. К мнемотехнике можно отнести стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка.
Со II полугодия 1 класса в работу над каждым словом включаю следующие этапы:
1. рассматривание карточки-картинки с изображением предмета. Ученики называют видимый предмет словом, осознают его лексическое значение, обращаемся к истокам слова. Избираю и другой вариант: загадываю загадку, дети говорят отгадку. И третий вариант: изучаемое слово выделяется из текста, написанного на доске.
2. учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения, указывают количество слогов, произносят по порядку звуки.
3. на наборное полотно ставлю карточку с написанным на ней словом. Учащиеся читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
4. предлагаю решить орфографическую задачу: можно ли проверить
орфограмму, если можно, то как. Далее записываем слово в тетрадь, ставим ударение, выделяем непроверяемую орфограмму, которую нужно запомнить.
5. под руководством дети подбирают слова-родственники (однокоренные слова). Выделяют общую часть этих слов.
6. С любым из этих родственных слов записываем предложение.
7. и последняя рубрика «Когда так говорят?»
1) Задание для работы с «орфографическим словариком»
• Выписать слова на тему «Школа», «Учебные вещи», «Посуда», «Огород», «Птицы», «Звери», «Животные», «Одежда», «Инструменты» и т.д.
• Выписать 4-5 слов, начинающихся с буквы П, например: петух, пенал, песок, пальто; с буквы В, например: вокруг, воробей.
• Выписать 5 слов с непроверяемой безударной О и 3 слова с непроверяемой безударной А.
• Выписать слова с мягким знаком в середине, например: пальто, серьезный, правительство и т.д.
• Выписать слова с удвоенными согласными, например: медленно,
килограмм, суббота, Россия, одиннадцать и т.д.
2) Выборочные диктанты.
• Я диктую текст. Дети записывают только слова с непроверяемыми написаниями.
Мальчик чистит пальто. Мы прилежные ребята. Машина помогает человеку в
вещи. Мы любим русский язык.
сосна, столица, голова, молоток, стальные, погода, восток, часы, товарищ, холод.
3) Ответы на вопросы а) записать ответ одним словом б) записать полный ответ, т.е. предложение.
Кто учит детей? Учитель.
Кто готовит уроки? Ученик.
Кто верный друг человека? Собака
4) Загадки на темы: «Звери», «Растения», «Учебные вещи» и др.
а) Зверь лохматый, косолапый,
Всех кур пересчитала
в) На лугу живет скрипач –
Носит фрак и ходит вскачь.
5) Дописать предложение.
• «Потерялся первый слог»
ре, бе, за; жур, ный, де; ка, воч, де; ки, ва, лен.
Использую слоговые карточки. Показываю карточку с первым слогом, нужного для усвоения слова.
МО учащиеся пишут: мороз, молоко
ПЕ пенал, песок, петух
З. В. Д, В. СТ. К, с. в. p.
7) Работа с картинным словарем.
8) Выбери правильный ответ.
Правильный ответ 3 Правильный ответ 4
Во 2 классе работа над усвоением слов с непроверяемыми написаниями продолжается. Одновременно дети изучают новые слова. Многие виды работ повторяются, но задания к ним усложняются и тесно связаны с изучаемой темой.
1) Задания по картинному словарю:
• подчеркнуть в слове глухие или звонкие согласные;
• расположить слова в алфавитном порядке;
• подчеркнуть имена существительные. Образовать от них имена прилагательные и, если можно, глаголы.
2) Задания для работы со словарем:
• выписать существительные с безударной а и е, или о\
• выписать только прилагательные
3) задания на классификацию предметов:
а) записать слова, обозначающие учебные вещи, орудия труда, названия овощей, злаков (овес, пшеница, ячмень), птиц, посуды и т.д.;
б) записать дни недели в нужном порядке или в алфавитном;
в) записать названия месяцев по временам года или по порядку.
4) Группировка слов по орфографическим признакам.
Она состоит в том, что учащиеся записывают приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.
На доске слова с пропущенными орфограммами или без пропусков: планета,
диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка, салют.
Предлагаю записать их в столбики по алфавиту с безударной а, о, и, е.
а е и
канава пещера гигант
газета телега диван
планета тетрадь лимон
5)Замена описательных оборотов одним словом.
— крупный населенный пункт
— главный город страны
— плод, который созревает на яблоне
6) Комментированное письмо
Для этого вида работы чаще всего использую пословицы:
— нет в мире краше Родины нашей;
— Не бросай слов на ветер;
— Капуста любит воду, да хорошую погоду.
7) Дописывание предложений
Игры во втором классе усложняются.
1) «Кто так голос подает?»
Учащиеся записывают словосочетания, вставляя в словах пропущенную непроверяемую орфограмму.
2) «Не подведи свой ряд»
1. 2. 3.
3) «Догадайся» или «Сквозная буква»
4) Кроссворды и ребусы.
Развитию устной и письменной речи способствуют всевозможные творческие задания:
а) составить связный текст с данными словами: вестибюль, коридор, кабинет, директор, дежурный, товарищ.
б) составить предложения со словосочетаниями: дружные ребята, березовый сок, осиновая роща.
в) подобрать однокоренные слова с приставками к словам: береза, город, дежурный, мороз, дорога.
г) от данных существительных образуйте словосочетания прилагательное + существительное: сахар, комната, восток, декабрь, коллектив, воскресенье.
Образец: огуречный рассол.
При изучении нового слова предлагаю учащимся указать, какой частью речи оно является.
В 4 классе практикую просклонять изучаемое слово по падежам, если оно существительное или прилагательное, поставить слово или словосочетание в заданном падеже, у существительного определить склонение, а если это глагол, то проспрягать и определить спряжение.
При изучении и повторении частей речи учащимся предлагаю заданию на образование одних частей речи от других. Чтобы закрепить написание удвоенных согласных в таких словах как, например: металл, суббота, группа, предлагаю записать их под диктовку, подобрать к ним однокоренные слова, но другие части речи.
Или составляем и записываем слова с «противоположными» орфограммами.
перрон коридор касса трос
терраса директор масса матрос
территория капрон шоссе термос
Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы считаю подбор учащимися синонимов и антонимов.
Для закрепления непроверяемых написаний использую прием дописывания орфографических таблиц
абзац карандаш солома огород
Знакомясь с этимологией слов, дети узнают их истоки. Во втором классе ввожу, а в третьем практикую такие задания:
автострада коллекция килограмм
автостанция редколлегия орфограмма
б) Запишите заимствованные слова:
пенал, патронташ, портфель, газета, космонавт, директор, багаж, герой и др.
в) Запишите исконно славянские слова:
береза, город, дорога, здравствуйте, коньки, лопата, медведь, обед и др.
И еще один из приемов. Замена описательных оборотов словами- синонимами по сравнению со 2 классом усложняется.
Ящичек для ручек и карандашей овес
Коллективная поездка, посещение чего-либо гербарий
Собрание однородных предметов песок
Собрание засушенных предметов пенал
Сыпучие крупинки кварца или твердых минералов экскурсия
Злак, зерна которого идут на корм лошадям, а также перерабатываются в муку коллекция
Дети выбирают из правого столбика соответствующие слова и записывают их рядом с описательными оборотами.
Используя все эти приемы и виды работ, мои учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.
Но и это не все. Учащиеся не только усвоили написание, но и заметно пополнили свой лексический запас. Речь их стала богаче, им легче учиться, их знания глубже и прочнее по всем предметам, т.к. путь к знаниям лежит через усвоение слов.
Изучение слов с непроверяемыми написаниями провожу в процессе работы над изложением и сочинением.
Писали изложение «Памятник» по статье М. Ефремова. В числе задач я ставила и такую: закрепление правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением.
После объявления темы я сказала, что урок начнем с повторения написания слов из словаря, которые встретятся в тексте, и слов с безударной гласной корня, проверяемой ударением.
Перед чтением текста я спросила:
Кому ставят памятники?
Где вы видели памятники?
Какие памятники стоят в нашем городе? Кому?
Какие и где вы видели памятники?
Кому они воздвигнуты?
Затем читаю текст. Как обычно идет беседа по содержанию, а потом задаю вопрос: какие слова с трудными (непроверяемыми) написаниями вам встретились?
Дети называют: солдат, памятник, сапоги, береза, могила, Родина, свобода, мрамор, фашисты. В процессе уроков мы с детьми уже работали над этими словами, и учащиеся быстро и свободно объяснили их написание.
Далее были названы слова с проверяемой безударной гласной.
В результате проведенной орфографической работы при проверке не было ошибок в написании слов с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением
Группировка слов по темам «Огород», «Животные», «Жилище», «Школа», «Город» и др. позволяет широко использовать их в творческих работах учащихся.
Ученикам были предложены слова: класс, девочка, мальчик, дежурный, учитель, пенал, тетрадь, карандаш, ученики. Задание: составьте связный текст на тему «Наш класс».
Регулярно в целях проверки усвоения учащимися написания слов с непроверяемыми орфограммами провожу диктанты, которые содержат достаточно большое количество непроверяемых написаний.
Утро. Бегут по дорогам машины, мчатся автомобили. Спешат на заводы рабочие. Идут по улицам в школу ученики. Весело бегут вверх и вниз лестницы- чудесницы. Московское метро очень красивое.
Особенно хороша столица в праздники.
Зимняя картина. Засыпаны снегом ели, березы, осины. Трещат на морозе стволы деревьев. Прыгают по деревенским дорогам воробьи, ищут корм.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их лучшему запоминанию.
При проведении проверочных или контрольных работ выясняю, что почти все мои ученики хорошо усваивают эти слова, правильно употребляют их в речи и понимают значение их.
Работа над словами с трудными написаниями не ограничивается уроками русского языка. Она постоянно присутствует на уроках чтения, математики и природоведения.
Обучение в начальных классах имеет огромное значение, т.к. именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографических навыков учащихся. Этому помогает использование в процессе обучения правописанию различного занимательного материала.
Опыт показывает, что планомерное применение приемов и методов работы над словами с непроверяемыми написаниями повышает эффективность обучения.
14. Львов М. Р. Работа учащихся над значением слова // Начальная школа.