Что такое нераспространенное предложение и нераспространенное предложение в русском языке
Распространенное и нераспространенное предложение
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов. Узнаем, что такое распространенное и нераспространенное предложение в русском языке и приведем примеры.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим в синтаксисе русского языка различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» (всё — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространенным.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Была ночь. По всему лесу потрескивал мороз (В. Катаев).
Дело было так. Тщательно и старательно шел Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр… (Г. Траепольский).
Это стало традицией (К. Паустовский).
Светились цветы. Светились недолго (Н. Сладков).
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Ученик был нетерпелив. Пять минут — невелик срок (М. Алексеев).
Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара (К. Паустовский).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
С утра пошел снег (Т. Тэсс).
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
Распространенное предложение состоит из главных и второстепенных членов
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
В составе предложения указываем согласованные и несогласованные определения.
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмета и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество совершения действия, его условие или состояние.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Распространенные и нераспространенные предложения
Урок 12. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Распространенные и нераспространенные предложения»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что такое нераспространённые предложения?
· Что такое распространённые предложения?
· Как распространить предложение?
Каждое предложение чем-то напоминает картину. Мы сообщаем, то есть, рисуем что-то.
И мы можем нарисовать что угодно всего несколькими чертами.
Бабочка летит. Здесь все ясно. Мы сообщили самое основное. Нарисовали контур.
Мы сделали это с помощью подлежащего и сказуемого. То есть, грамматической основы предложения.
Ведь мы помним, что грамматическая основа предложения – это чаще всего два компонента. Подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает то, о чем говорится в предложении. А сказуемое обозначает то, что мы можем сказать о предмете или явлении. То есть, о подлежащем.
Но нам бывает недостаточно только одной основы. Посмотрите, на нашей картине только контур, совсем нет красок.
Раскрасим её. Добавим ещё каких-нибудь деталей.
Когда мы хотим добавить деталей, сделать предложение ярче, мы пользуемся второстепенными членами.
Значит, в предложении может быть только грамматическая основа.
Я – подлежащее, читаю – сказуемое.
Всё предложение состоит только из подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.
Но в предложении, кроме грамматической основы, могут быть и второстепенные члены.
Добавим один второстепенный член в предложение.
Теперь мы уже не можем назвать его нераспространённым. Такие предложения называются распространёнными.
Итак, предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными.
А почему они называются распространёнными?
Это от слова «распространить». Одно из значений слова «распространяться» − занимать, охватывать все более широкое пространство, увеличиваться в размерах.
Уже знакомое нам предложение Я читаю. − нераспространённое. Нельзя сказать, чтобы оно занимало много пространства. А нельзя ли его как-нибудь распространить, то есть, расширить его смысл?
Сегодня с утра я читаю интересную книгу о пиратах.
Наше предложение стало распространённым.
Но на самом деле, чтобы сделать предложение распространённым, не нужно так уж стараться.
Ведь чтобы предложение стало распространённым, нужен хотя бы один второстепенный член.
Да-да, нам хватит одного слова!
Выглянуло солнце. Только подлежащее и сказуемое – нераспространённое предложение.
Выглянуло яркое солнце. Яркое – это второстепенный член. Теперь предложение стало распространённым.
Красота! Предложение нераспространённое. В нем ещё и нет полной грамматической основы. Мы видим только подлежащее. Но мы можем сделать предложение распространённым.
Пойдём? А здесь только сказуемое. Конечно, предложение нераспространённое. Добавим второстепенный член.
Предложение стало распространённым.
Но будьте очень внимательны! Помните, что русский язык – коварен! Не каждое слово может быть второстепенным членом.
Артур не пришёл. Не – это не самостоятельное слово. Оно не является членом предложения. Оно входит в состав сказуемого.
Ура, каникулы! Слово «ура» тоже членом предложения не является.
Глагол – часть речи. А здесь сказуемым является словосочетание часть речи. А второстепенных членов предложения нет. О таких случаях нужно помнить.
И, конечно, не следует забывать об однородных членах предложения! Их нельзя путать с второстепенными членами.
Петя и Катя пришли и слушают. В этом предложении два однородных подлежащих и два однородных сказуемых. Но это предложение – нераспространённое. Ведь в нем есть только подлежащие и сказуемые.
Листья кружатся, падают, шуршат. В этом предложении три однородных сказуемых. Но оно все равно нераспространённое.
Улетают скворцы, дрозды, малиновки. В этом предложении три однородных подлежащих. Но оно нераспространённое.
А зачем нам вообще распространять предложения?
Дело в том, что мы не можем обходиться только нераспространёнными предложениями. Вообразите только, на что будет похожа наша речь!
Например, вас спрашивают: «Как прошёл твой день?»
А вы отчитываетесь следующим образом: «Я встал. Позавтракал.
Зашёл друг. Он рассказал. Мы поехали и посмотрели. День прошёл».
Это же какой-то скелет высказывания! Ничего хорошего такая речь не принесёт.
Именно распространённые предложения делают нашу речь богатой, насыщенной.
Добавим немного информации в виде второстепенных членов.
Сегодня я встал поздно. Торопливо позавтракал овсяной кашей с вареньем.
Потом за мной зашёл друг. Он рассказал о новой выставке роботов во Дворце культуры. Мы сразу же поехали в центр города и посмотрели на выставку.
День прошёл довольно интересно.
Другое дело. Теперь перед нами полная картина.
И все благодаря распространённым предложениям.
Вообще, считается, что предложение можно распространять бесконечно или почти бесконечно. Например, из простого «Прозвенел звонок» мы можем сделать вот такое распространённое предложение.
Внезапно громко и ликующе прозвенел долгожданный звонок с последнего на этой неделе урока.
Поэтому не удивляйтесь, если во время вашего ответа учитель попросит вас пользоваться распространёнными предложениями.
Итак, что мы должны запомнить сегодня?
Предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными. Предложение считается распространённым, если в нем есть хотя бы один второстепенный член.
Распространенное и нераспространенное предложение
Определение, обстоятельство и дополнение. Второстепенные (распространяющие) члены предложения
Второстепенные члены предложения служат для пояснения подлежащего и сказуемого. Они могут иметь собственные поясняющие их второстепенные члены. К второстепенным членам предложения относятся определение, обстоятельство и дополнение.
Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Определения бывают согласованные и несогласованные. Иногда они обособляются запятыми. Читайте об этом в статье: Обособленное определение. Как ставить запятые.
Обстоятельство обозначает признак действия, его качество, условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Обстоятельства часто бывают выражены наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства выделяются запятыми.
Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?
Дополнение может выражаться существительным, местоимением, любой частью речи в функции существительного (в суд привели обвиняемого); инфинитивом (ее просили выступить); числительным (разделите десять на два); фразеологически связанным словосочетанием (прошу вас не вешать нос).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Распространенное предложение состоит из главных и второстепенных членов
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
В составе предложения указываем согласованные и несогласованные определения.
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмета и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество совершения действия, его условие или состояние.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Обстоятельства выражаются разными способами:
Правило встречается в следующих упражнениях:
Упражнение 40,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 44,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 24,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 92,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 83,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 130,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 131,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 175,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 200,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 39,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 46,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 32,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 55,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 166,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 15,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 60,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 417,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 10,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 26,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 34,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 225,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 268,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 147,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 180,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 459,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 504,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 607,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 329,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 353,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 442,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 443,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 695,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 9,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 287,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 484,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 74,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 172,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 173,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 56,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 58,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 60,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной — 2015 год
Что такое распространенные и нераспространенные предложения — ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: познакомить с понятиями распространенное и нераспространенное предложение; научить находить в предложении подлежащее и сказуемое.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и находить в тексте главные члены предложения — подлежащее и сказуемое, находить второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: карточки для рефлексии, лента “светофор”.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки, напишите отгадки.
Бегут мешки дырявые.
Из мешков течет вода. (Туча.)
От всех ее защищают. (Шипы.)
Зубаста, а не лает. (Щука.)
Он высокий и пятнистый,
С длинной, длинной шеей,
И питается он листьями —
Листьями деревьев. (Жираф.)
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник.)
На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке
С бородою из мочалки. (Чучело.)
— Найдите в словах орфограммы и подчеркните их.
— Какими правилами пользовались для написания этих слов? (ЖИ—ШИ пиши с буквой И. ЧА—ЩА пиши с буквой А. ЧУ—ЩУ пиши с буквой У.)
III. Самоопределение к деятельности
— Запишите предложение: “Щука дремлет”.
— Объясните значение слова дремлет. (Дремать — некрепко спать, быть в состоянии полусна.)
— Найдите в предложении подлежащее и сказуемое.
— Добавьте второстепенные члены предложения, чтобы было понятно, где дремлет щука. (Щука дремлет на дне реки.)
— Чем отличаются эти два предложения? (Одно состоит только из основы, а другое — из основы и второстепенных членов предложения.)
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 35, прочитайте тему урока. (Что такое распространенные и нераспространенные предложения?)
— Прочитайте текст. Озаглавьте его. (Утро.)
— На какие две группы можно разделить все предложения в тексте? (1 — предложения, состоящие только из основы; 2 — предложения, состоящие из основы и второстепенных членов предложения.)
— Запишите предложения, состоящие только из основы. (Дети самостоятельно выписывают эти предложения.)
— Прочитайте правило и скажите, как называются предложения, которые вы выписали. (Нераспространенные, потому что они состоят только из основы.)
— Как называются предложения, которые вы не выписывали? (Распространенные, потому что в них, кроме основы, есть второстепенные члены предложения.)
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте запись. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет, слова не связаны по смыслу.)
— Составьте из слов нераспространенное предложение. (Лисятки играют.)
— Составьте распространенное предложение. (Шаловливые лисятки под кустом играют в прятки.)
— Запишите распространенное предложение. Подчеркните основу предложения.
— Какое из записанных предложений вам нравится больше?
— Самостоятельно дополните любое предложение, чтобы оно стало распространенным, и запишите его. Если не знаете, как написать слово, спросите у учителя.
— Прочитайте предложение, которое вы написали. (Несколько учащихся зачитывают свои варианты.)
— Я читаю предложения; если вы считаете, что оно распространенное, то ставите букву Р, нераспространенное — Н.
Распустились первые цветы.
Это смелые подснежники выглянули из-под снега.
Они рады весеннему свету.
(Самопроверка (сверка с образцом на доске), самооценка с помощью “светофора”.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
— Какие предложения называются распространенными?
— Какие предложения называются нераспространенными?
— Для чего нужно уметь составлять распространенные предложения?
IX. Домашнее задание
Выполнить упр. 42 (с. 36).
Программный уровень. Дополнить предложение второстепенными членами письменно.