Нервно-психическая устойчивость и протекторные механизмы военнослужащих срочной службы
Чемезов А.С., Сысоева В.Г. (Оренбург, Россия)
Чемезов Андрей Сергеевич
ассистент кафедры клинической психологии и психотерапии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Советская, 6, Оренбург, 460000, Россия. Тел.: 8 (3532) 77-61-03.
Сысоева Валентина Германовна
студентка 6 курса факультета клинической психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Советская, 6, Оренбург, 460000, Россия. Тел.: 8 (3532) 77-61-03.
Прохождение военной службы в Вооружённых силах непосредственно связано со стрессом. Солдаты срочной службы ежедневно попадают в различные стрессовые ситуации, справиться с которыми помогают копинг-стратегии и механизмы психологической защиты. В обычных жизненных ситуациях реакции людей повторяемы, осуществляются, в основном, автоматически, без особого напряжения, но в стрессовой ситуации нужно принимать неординарные решения, прилагать необычные усилия, чтобы справиться с угрозой или вызовом, потерей или ущербом.
Действия в различных экстремальных ситуациях (нередко боевые действия), внешняя угроза требуют от военнослужащего психологической устойчивости, стойкости, инициативы и дисциплины. Оценке уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) военнослужащих уделяется особое внимание. В этом аспекте под нервно-психологической устойчивостью понимается интегральная совокупность врожденных и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды.
При этом, говоря о вариантах реагирования личности в кризисной ситуации, невозможно оставить без внимания такие свойства личности, как механизмы психологической защиты и копинг-стратегии.
Исследование показало, что 45% военнослужащих имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости, 45% солдат — средний уровень. При этом у 10% солдат — низкий уровень нервно-психической устойчивости. Данные солдаты имеют высокую вероятность нервно-психических срывов, зачастую им необходимо посещение специалиста. У военнослужащих с низким уровнем НПУ достоверно чаще, чем у здоровых, отмечаются девиации поведения. При этом среди МПЗ (механизмов психологической защиты) преобладают отрицание (31,8%) и интеллектуализация (36,4%). Подобные результаты предопределяют в работе с военнослужащими с низким уровнем НПУ комплекс воспитательных, психотерапевтических и организационных мероприятий.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, невозможность уединиться, повышенная ответственность, определенные бытовые неудобства, непривычные климатогеографические условия, различные профессиональные вредности, сопровождающие тот или иной вид военного труда, — все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих [2; 14].
Военнослужащий становится более склонным к различным срывам при значительном психическом и физическом напряжении. Также возможно появление личностных деформаций, которые могут предопределять появление неоптимального типа реагирования на неблагоприятные воздействия. Однако далеко не каждая профессиональная деятельность приводит к срывам адаптационных механизмов у конкретного индивида, а только та, которая предъявляет к нему непосильные требования или осуществляется в непривычных и даже экстремальных условиях, т.е. происходит при неблагоприятном воздействии профессиональной среды [1; 14].
Основываясь на изучении военнослужащих, проходящих службу по призыву, установлено, что среди них здоровых — 61%, с отдельными признаками нервно-психической неустойчивости — 25%, с выраженными признаками нервно-психической неустойчивости — 10%, больных — 4% [6; 8].
Таким образом, около 35% военнослужащих обладают недостаточным уровнем НПУ и потенциально подвержены чрезмерному влиянию профессиональной среды, которое может предопределять вероятность неоптимального типа реагирования [4; 7].
В деятельности военнослужащих часто возникают экстремальные ситуации. Проблема поведения личности в данных ситуациях и способы преодоления стресса, совладания с ним активно разрабатываются в психологии со второй половины XX века. Разработки учёных по данной проблеме широко применяются в военной психологии и набирают популярность в настоящее время [5; 6; 9; 11].
Важно, чтобы военнослужащий нашел выход из такой ситуации, сохранил высокий уровень и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки деятельности и возникновение больших психических нагрузок [7; 10; 12].
Материалы и методы
Было обследовано 40 военнослужащих, проходивших срочную службу. Возраст солдат — от 18 до 26 лет. Исследование проводилось на базе воинской части Центрального военного округа, рота радиационной, химической и биологической защиты.
В нашем исследовании использовались: опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика — Х. Келлермана, методика определения нервно-психической устойчивости риска дезадаптации в стрессе «Прогноз», разработанная в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии.
Опросник «совладающего поведения» Р. Лазаруса показал (рис. 1), что большинство солдат (55%) эффективно справляется со стрессовыми ситуациями с помощью копинга «планирование решения проблемы». Это свидетельствует о том, что решение стрессовой ситуации предполагает преодоление проблемы за счет целенаправленного изучения ситуации и возможных вариантов поведения, планирования собственных действий с учетом объективных условий. Реже используются такие способы совладения, как: «самоконтроль» (9%), «бегство-избегание» (4%), «положительная переоценка» (9%), «принятие ответственности» (14%).
Рис. 1. Распределение копинг-стратегий у военнослужащих.
Опросник «Индекс жизненного стиля» (рис. 2) выявил ведущие механизмы защиты у солдат срочной службы: «отрицание» (31,8%) и «интеллектуализация» (36,4%). Личность солдата отрицает фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства. Самой личностью отрицание аспектов внешней реальности, очевидной для окружающих, не признаются. Кроме механизма защиты «отрицания», более одной трети солдат прибегают к механизму «интеллектуализации». При «интеллектуализации» солдат пресекает различные переживания с помощью логических установок и манипуляций. Исследование выявило, что в 22,7% случаев личность солдат, использующих «компенсацию» в качестве ведущей психологической защиты, пытается найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, поведенческих характеристик другой личности.
Рис. 2. Распределение механизмов психологической защиты солдат срочной службы.
Для выявления взаимосвязи предпочитаемых механизмов психологической защиты и копинг-стратегий был проведен корреляционный анализ результатов с использованием критерия корреляции Пирсона.
Корреляционный анализ позволил выявить следующие типы взаимосвязи.
Регрессия как вид психологической защиты находится в статистически значимых прямых связях с такими копинг-стратегиями, как «дистанцирование» (r = 0,528), «самоконтроль» (r = 0,620), «поиск социальной поддержки» (r = 0,604), «принятие ответственности» (r = 0,591), «бегство-избегание» (r = 0,506). Можно утверждать, что военнослужащие, склонные к возврату к более ранним и примитивным формам поведения в ответ на неблагоприятные обстоятельства, также склонны разрешать проблемы, в том числе преодолевать стрессовые ситуации, за счёт субъективного снижения значимости проблемы и степени эмоциональной вовлечённости в неё через рационализацию, переключение внимания, отстранение, юмор, обесценивание. Преодоление негативных переживаний идёт через целенаправленное подавление и сдерживание эмоций, минимизацию их влияния на ситуацию и выбор стратегии поведения, высокий уровень контроля поведения, стремление к самообладанию.
Самоконтроль как форма копинг-поведения определяется склонностью личности к таким формам защиты, как «замещение» (r = 0,538) и «принятие ответственности» (r = 0,472). Использование копинг-стратегии «положительная переоценка» в определенной степени обуславливается склонностью личности к такой психологической защите, как отрицание.
В меньшей степени на формирование копинг-стратегий «конфронтация» (r = 0,208), «дистанцирование» (r = 0,201), «бегство-избегание» (r = 0,253) оказывает влияние такая психологическая защита, как проекция.
С помощью методики «НПУ. Прогноз-2» (рис. 3) исследование показало, что 45% военнослужащих имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости (нервно-психические срывы у военнослужащих маловероятны). 45% солдат имеют средний уровень НПУ (однако существует вероятность нервно-психических срывов военнослужащих в напряженных, экстремальных ситуациях). У 10% солдат — низкий уровень НПУ.
Рис. 3. Соотношение механизмов психологической защиты у пациентов с различным уровнем НПУ.
В результате полученных данных можно утверждать, что 45% солдат, имеющих высокий уровень НПУ, чаще используют такие механизмы психологической защиты, как интеллектуализация (45%), отрицание (35%), компенсация (20%). Во второй группе военнослужащих, имеющих средний уровень НПУ, они прибегают к таким МПЗ: отрицание — 35%, интеллектуализация — 35%, компенсация — 20%, проекция — 10%. Военнослужащим, имеющим низкий уровень НПУ (10%), присущи неадаптивные механизмы защиты: компенсация — 50% и проекция — 50%. В результате исследования можно свидетельствовать, что более высокому уровню НПУ соответствуют более адаптивные МПЗ, по мере уменьшения уровня НПУ военнослужащие используют менее адаптивные МПЗ.
Наиболее распространенными в качестве МПЗ для солдат срочной службы являются интеллектуализация и отрицание. Доминирующая копинг-стратегия — «планирование решения проблемы». Корреляционный анализ показал, что существует сильная взаимосвязь МПЗ «регрессия» и копинг-стратегии «дистанцирование», «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности», «бегство-избегание». Большинство солдат срочной службы имеет высокий и средний уровень НПУ и использует адаптивные механизмы психологической защиты, а также копинг-механизмы. При анализе полученных результатов можно сказать, что большинство военнослужащих срочной службы эффективно справляется со стрессовыми ситуациями — как по службе, так и в повседневной жизни. Однако стоит обратить наиболее пристальное внимание на оставшихся 10% военнослужащих, которые имеют низкий уровень НПУ. В данном случае встает вопрос о профессиональной пригодности данных военнослужащих и как минимум предопределяет планирование работы с военнослужащими, включающей комплекс воспитательных, психотерапевтических и организационных мероприятий.
1. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. – Владивосток: Мор. гос. университет, 2005. – 63 с.
3. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. – 5-е изд. – М.: Флинта, 2011. – 336 с.
4. Крамаренко Г.И., Рудой И.С. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы. – Ленинград: ВМедА, 1984. – 26 с.
5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома, 2005.
6. Маклаков А.Г. Военная психология. – М.: Флинта, 2004. – 450 с.
7. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога. – М.: Эскимо, 2005. – 284 с.
8. Методики военного профессионального психологического отбора / под ред. В.И. Лазуткина, Н.Н. Зацарного, Г.М. Зараковского. – М.: МО РФ; Науч.-практ. центр Генштаба, 1999. – 535 с.
9. Нервно-психическая неустойчивость и мероприятия по ее выявлению у военнослужащих: учебно-методическое пособие. – М.: Министерство обороны РФ., 1992. – 32 с.
10. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных условиях. – Харьков: Гуманитарный центр, 2007.
11. Сорокин П.В. // Военная энциклопедия: в 8-х т. – T. 5. – 2001.
12. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические замечания // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / сост. Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 29–34.
13. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 330 с.
14. Taylor Sh.E., Peplau L.A., Sears D.O. Social Psychology. – 12th ed. – Pearson, 2005. – 608 p.
Ссылка для цитирования
Чемезов А.С., Сысоева В.Г. Нервно-психическая устойчивость и протекторные механизмы военнослужащих срочной службы // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017. – Т. 5, № 4(18) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Есть люди, которых, казалось бы, невозможно вывести из себя. Мы завидуем им и считаем, что они родились такими, им просто повезло. Однако на самом деле, психологическая устойчивость – это отнюдь не врожденная характеристика человека.
Что такое психологическая устойчивость?
Под термином психологической устойчивости личности в самой психологии подразумевают умение сохранять оптимальное функционирование психики в изменяющихся обстоятельствах, в обстановке стресса. Это свойство личности не передается генетически, а развивается вместе с формированием личности.
Психологическая и эмоциональная устойчивость зависит от типа нервной системы (которая врожденная), от жизненного опыта человека, от навыков, уровня профессиональной подготовки, умения вести себя в обществе, вида деятельности и т.д. То есть, можно подытожить, что один (пожалуй, решающий) фактор – врожденный. Это вид нервной деятельности. Но все остальное зависит от нас самих. Ведь человек, познавший и победивший не одну беду, будет гораздо устойчивей, чем тот, кто вырос в «тепличных условиях». То же самое касается и обратной стороны медали: если в жизни человека было чересчур много стресса, его нервы просто расшатаны, и он реагирует остро на любую мелочь.
Однако психологическая устойчивость не гарантирует устойчивость от всего на свете. Это – не стабильность, непоколебимость нервной системы, а именно гибкость. Главная характеристика психологической устойчивости к стрессам – это мобильность психики при переходе от одной задачи к другой.
Как повысить психологическую устойчивость?
Если изменить вид нервной деятельности нам не под силу, то мы можем повлиять на все остальное. Не можем изменить мир, меняем отношение к происходящему.
Итак, начнем развитие психологической устойчивости с самого малого. Например, вас оскорбили, вы ощущаете стыд, гнев, унижение и т.д. Вы не можете изменить факт случившегося, но можете изменить свою реакцию, которая, собственно, и выводит из колеи. Обратите внимание: вы ведь не раздражаетесь каждый раз, когда мимо пробегает лающая собака? Также можно поступить и с оскорблением. Просто выкиньте это из головы.
Для повышения психологической устойчивости, нужно, прежде всего, создать комфортные для жизни условия, чтобы не раздражаться впустую и на ровном месте. Если вы медлительны от природы (а это врожденный тип нервной деятельности, ничего не поделаешь), надо построить свою жизнь так, чтобы в ней было как можно меньше спешки и суеты.
Во-вторых, это отдых для нервной системы. Хорошо помогает нахождение за городом, на природе. Если ваша нервная система будет отдохнувшей, она будет более устойчивой перед лицом стресса.
И в-третьих, если стресс возникает из-за постоянного противоречия желаний (необходимости) и принципов, нужно либо пересмотреть принципы, чтобы удовлетворять свои желания, либо необходимости, чтобы они не противоречили принципам. К примеру, если вам на работе нужно делать то, что претит вашей морали, подумайте о смене вида деятельности.
Отряхнулся и пошел. Что такое психологическая устойчивость и как она приближает нас к счастью
В резюме, поданных на амбициозные вакансии, часто значится пункт «стрессоустойчивость». Но что это означает — непробиваемость или, наоборот, гибкость? В позитивной психологии, изучающей «хорошие» состояния психики, устойчивость — это одно из ключевых понятий. Что оно в себя включает и как добиться большей эффективности в трудных ситуациях?
Поделиться:
Термин «устойчивость» (resilience) был заимствован англоязычными психологами из физики — исходно это слово означает свойство упругого тела восстанавливать исходную форму после прекращения деформирующего воздействия. Наша психика тоже может быть «упругой» — в этом случае устойчивость означает способность человека успешно функционировать в неблагоприятных обстоятельствах.
Изначальная способность стойко переносить невзгоды зависит от многих факторов — генов, воспитания, социальных возможностей и т. д. Устойчивость не передается по наследству напрямую, но, как пишут авторы книги Resilience: The Science of Mastering Life’s Greatest Challenges, психиатры Стивен М. Саутвик и Деннис С. Чарни, последние исследования связывают это качество с генами, которые регулируют симпатическую нервную систему (она отвечает за адаптацию функций организма к стрессовым условиям), гипоталамо-гипофизарно-адреналовую ось (стимулирует выброс кортизола в кровь) и обмен серотонина (влияет на поведенческие реакции на стресс и стабильность настроения). Также важную роль играет допаминовая система вознаграждения (биологическая основа мотивации) и префронтальная кора головного мозга (она позволяет нам контролировать и планировать свое поведение, несмотря на обуревающие нас эмоции). Наши природные данные сильно различаются: кому-то биологически больше повезло с саморегуляцией, а у кого-то это слабое место. Но это не означает, что устойчивость нельзя развить. То же самое и с факторами внешней среды: дети из неблагополучных семей находятся в зоне риска, но примерно треть из них (согласно продолжительному исследованию известного психолога Эмми Вернер) отлично справляется с трудностями.
Важно отметить, что это бесценное качество не означает упрямства и непробиваемости — ригидные люди, с трудом меняющие свои взгляды и привычки, хуже приспосабливаются к тяжелым ситуациям, чем мягкие и гибкие индивиды, хотя на первый взгляд и могут выглядеть более внушительно. Устойчивость также не равна «непробиваемому оптимизму», который часто основан на отрицании неприятных эмоций и может приводить к необъективной картине мира. Стойкий человек реалистично смотрит на жизнь и хорошо разбирается в своих ощущениях, признавая и страх, и злость, и горе, когда они появляются. Но при этом он не дает эмоциям контролировать свое поведение, быстро переходя от признания того, что ситуация ему не нравится, к поискам выхода из нее. Такой человек верит, что в его силах что-то изменить. Лишенные этого качества люди обычно начинают обвинять внешний мир в том, что он сделал их несчастными, и оправдывать собственное бездействие.
Дарья Варламова: Концепция не изменилась. Что такое ригидность и как она мешает адаптироваться
Это не означает, что надо брать на себя полную ответственность за то, что с вами происходит — разумеется, природные катаклизмы, болезни, войны, уровень преступности и многие другие неприятные вещи находятся вне вашего контроля. Но в любой, даже самой сложной ситуации есть что-то, чем мы управляем. Известный австрийский психиатр Виктор Франкл, прошедший через концлагерь, в своей работе «Человек в поисках смысла» изучал, какие стратегии помогали другим заключенным выживать в столь страшных условиях. Оказалось, что лучше всего справлялись те, кто придумывал себе какие-то осмысленные действия: например, одна женщина не потеряла волю к жизни потому, что постоянно следила за состоянием своих волос — того немногого, чем она еще могла распоряжаться.
Интересно, что психологическая устойчивость непосредственно влияет на физическую сопротивляемость организма. Например, чувство юмора, по некоторым данным, укрепляет иммунную систему (в частности, повышает содержание в слюне иммуноглобулина А, который помогает нам бороться с респираторными заболеваниями).
Что помогает стать устойчивее
Американская психологическая ассоциация (АРА) разработала список из 10 советов для тех, кто хочет сделать собственную психику более адаптивной и выносливой. Вот некоторые из них:
Укрепляйте отношения внутри и вне семьи. Отдельно повезло тем, у кого в детстве сформировался надежный тип привязанности: уверенность в поддержке родителей позволяет ребенку смелее исследовать окружающий мир, что отражается на способности к активным действиям в ситуациях неопределенности и во взрослом возрасте. Но и для тех, кому не повезло с родителями, есть хорошая новость: крепкие, нежные и полные взаимной заботы отношения с партнером и друзьями тоже позитивно сказываются на психологической устойчивости. В тяжелой ситуации вы будете знать, что не одиноки — поддержка придаст сил, чтобы бороться с обстоятельствами. Это подтверждают даже исследования среди военных: дружные отношения с однополчанами заметно повышают эффективность солдат на поле боя и их способность переносить стресс.
Верьте в свои силы. Это не означает, что полезно считать себя Суперменом — наоборот, нужно ставить амбициозные, но реалистичные цели и быть готовым к работе над собой и к тому, что результаты появятся не сразу. Важно отмечать постепенный прогресс и уметь работать на «стайерских» дистанциях ради отложенного вознаграждения: знаменитые «зефирные» эксперименты конца 1960-х — начала 1970-х в США показали, что дети, способные отказаться от сладости сейчас для того, чтобы получить вдвое большую порцию позже, впоследствии преуспевали больше, чем их менее выдержанные сверстники.
Будьте готовы меняться. Не стоит воспринимать свалившиеся на вас трудности как что-то, необратимо ухудшающее вашу жизнь. Многое зависит от интерпретации и от умения разделять то, что на что можно повлиять, а на что нет. Мир постоянно меняется, и какие-то из прежних целей и планов приходится пересматривать. Временное разочарование вполне естественно, но эти изменения могут открыть новые перспективы, если сосредотачиваться не на негативе, а на максимальной выгоде, которую можно извлечь из изменившихся обстоятельств.
Используйте трудность как урок. Не всегда можно победить, но в любой ситуации можно чему-то научиться, если быть достаточно открытым и любопытным. Знаменитая цитата Ницше о том, что то, что нас не убивает, делает нас сильнее, может прозвучать болезненно для человека, только что пережившего трагедию. Проблемы не всегда закаляют, а чрезмерная нагрузка может сломать даже сильного человека. И все-таки трудные обстоятельства могут помочь нам открыть свои новые сильные стороны. Конечно, это не обязательно происходит сразу и по умолчанию — для этого требуется серьезная внутренняя работа и некоторая доля везения.
Не забывайте заботиться о себе. Психологическая выносливость не означает, что нужно быть ломовой лошадью — если вовремя расслабляться и переключать внимание с проблем на что-то приятное, энергии заметно прибавится.
Психологи также советуют искать дополнительные способы сохранять душевное равновесие. Какие-то из них могут быть индивидуальными — например, творчество, личный дневник или духовные практики. Другие имеют под собой научную основу — например, медитация помогает бороться с тревожностью и развить самоконтроль, а аэробные упражнения страхуют от неприятных последствий повышенного уровня кортизола — «гормона стресса».