Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс

Конспект открытого урока по русскому языку для 4 класса на тему: «Несклоняемые имена существительные»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТЕМА: НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Методы: словесный, практический, демонстрационный, интерактивный.

Развивающие: развивать речь, навыки и умения склонять существительные по падежам, логику, мышление, орфографию;

Воспитательные: прививать любовь к языку, чтению, дружелюбие, патриотизм.

Тип урока: комбинированный.

Опорные слова: несклоняемые имена существительные, род и число существительных.

Оборудование: учебник для 4 класса, тетрадь, наглядности, флаг Республики Узбекистан, таблица склонений.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Виды работы, формы, методы, приемы

Приветствие. Готовность учащихся к уроку

2. Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам.

Беседа по пройденному.

3. Актуализация знаний.

Составление кластера. Работа по развитию речи. Сообщение темы и целей урока.

Работа в тетрадях. Первичное знакомство с темой урока.

информационная социальной и гражданской активности

4.Работа по новой теме.

Объяснение новой темы. Работа по учебнику. Письменная работа. Выполнение заданий.

Работа у доски. Работа в тетрадях. Выполнение заданий по учебнику.

осведомленности о достижениях науки и техники.

Выполнение физических упражнений.

6. Закрепление пройденного материала.

национальная и общекультурная

Устный фронтальный опрос.

национальная и общекультурная

8. Домашнее задание.

Выполнение заданий по учебнику.

Самостоятельная работа учащихся.

национальная и общекультурная

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ .

А)Проверка выполненной работы в тетрадях на выбор учителя. Комментарий одного из учащегося.

Б) Выборочная работа по карточкам.

Имена существительные изменяются по падежам. Они могут стоять в _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________падежах.

Изменение имен существительных по падежам

Имена существительные бывают трех склонений.

К 1-му склонению относятся имена существительные _________________ и ________________ рода с окончаниями ____, _____.

Ко 2–му склонению относятся имена существительные ________________

К 3-му склонению относятся имена существительные __________________ рода с ___________ окончанием, оканчивающиеся

3. Актуализация знаний.

Минутка чистописания. Кк кофе

1) Составление кластера на букву.

2) Морфологический разбор слова.

3) Составление предложения со словом:

«По вечерам мой папа любит пить крепкий кофе».

4) Разбор предложения по частям речи.

4. Работа по новой теме.

Упражнение № 1. Устно. Просклоняйте имена существительные комната, пальто. (Индивидуальный опрос каждого учащегося по цепочке.)

И.п. что? комната, пальто

Р.п. чего? комнаты, пальто

Д.п. чему? комнате, пальто

В.п. что? комнату, пальто

Т.п. чем? комнатой, пальто

П.п. о чем? о комнате, о пальто

— Какая разница между словами?

-Какой вывод по данным словам можно сделать?

Правило. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам: купили пальто, хожу в пальто, ходим без пальто, вижу красивое пальто. (Чтение хором по учебнику)

Работа по картинкам.

Упражнение 148. Прочитайте существительные. Определите, какие они, склоняемые или несклоняемые?

Метро, кенгуру, какао, пюре, пальто, кашне, такси, радио, кино, кофе, конферансье, шасси, шоссе.

— Объясните значение слов.

Впишите слова на данные тематические группы:

Конферансье- артист, объявляющий номера программы на концерте.

Слова кашне, пенсне в русский язык пришли из французского языка.

Кашне (шарф)- «прятать нос».

Пенсне (вид очков) – «защемить нос».

Упражнение 149. Запиши предложения. Подчеркни несклоняемые существительные.

1. Ташкентское метро – одно из самых красивых. 5

2. По шоссе с огромной скоростью мчались автомобили. 4

3. Какао – мой любимый напиток. 3

Упражнение 150. Напишите словосочетания. Изменяйте, где нужно, окончания существительных.

Слушали (музыка, радио); вышли из (автобуса, метро); шли по (шоссе, переулок); ходил без (шапка, пальто); вернулся из (театр, кино).

— Что мы отмечаем 18 ноября?

— Что вы знаете о государственном флаге? (Рассказ учащихся)

— Что означает каждый цвет на нашем флаге?

18 НОЯБРЯ – ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА. (на доске)

18 ноября 1991 года был принят Закон «О Государственном флаге Республики Узбекистан». В нем закреплено, что национальный флаг является символом государственного суверенитета.

Небесно-голубой цвет на флаге — символ голубого неба и чистой воды. Лазурный цвет почитаем на Востоке, его избрал когда-то для своего флага и великий Амир Темур.

Белый цвет — символ мира и чистоты. Молодое независимое государство должно преодолеть на своем пути высокие перевалы. Белый цвет на флаге означает доброе пожелание, чтобы путь был чист и светел.

Зеленый цвет — олицетворение благодатной природы. В настоящее время во всем мире ширится движение по охране окружающей среды, символом которого тоже является зеленый цвет.

Красные полосы — это жизненные силы, пульсирующие в каждом живом существе, символ жизни.

Полумесяц соответствует многовековой традиции народа Узбекистана. Полумесяц и звезды — символ безоблачного неба мира.

На флаге Узбекистана 12 звезд. Число 12 означает 12 звёздных месяцев, так же иногда считают, что число 12 символизирует знак совершенства (для мусульманского мира это важное число, к примеру 12 лет мальчики становятся мужчинами) и 12 областей. Данное утверждение не совсем верно, официально считается что 12 звёзд — 12 звёздных месяцев.

Игра «Передай другому». Учащиеся передают мяч, при этом называют имя существительное. Другой ученик, кому передали мяч, должен назвать род и склонение имени существительного. И так до конца.

Цель: научить распознавать род и склонение по окончаниям и вопросам «он чей? она чья? оно чье?».

6. Закрепление. Самостоятельная работа. Работа по индивидуальному заданию по карточкам.

№ 1. Подчерки несклоняемые имена существительные. Составь два предложения с любыми словами.

Море, кофе, солнце, шимпанзе, ателье, шоссе, очки, жюри, пони, брюки, пианино, мыло, Чикаго, какао, окно, пальто, депо, небо, облако.

№ 2. Вставь слово «метро» в предложение.

Около нашего дома начали строить станцию ________________.

О строительстве _______________ много писали в газетах. На _______________ нам удобно будет добираться до центра города.

К _______________ ведет широкая улица. Перед _____________

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Несклоняемые существительные» (4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Несклоняемые имена существительные

Цели: обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное», дать понятие о несклоняемых именах существительных, наиболее часто встречающихся в речи; познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных, учить правильно писать и употреблять в речи несклоняемые имена существительные; развивать у детей наблюдательность, учить исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; воспитывать интерес к языку и культуре учебного труда, желание учиться.

Оборудование : учебник, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, карточки для работы в парах.

I. Организационный момент

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вот на каком транспорте и куда, вы узнаете, выполнив следующее задание.

II. Словарно-орфографическая работа

1. Работа над загадками. Записать отгадки.

— Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза.
И что это? (машина)

— Полосатый, но не зебра,
И знаком вам всем, наверное,
Хвост красивый,
Шерсть блестит,
Избегаю суеты.
И в лесу наш брат живет,
А зовут меня … (енот)

— Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А птицам угощенье. (рябина)

Из первых букв словарных слов сложите еще одно словарное слово (метро).

— Объясните его лексическое значение.

— Что объединяет эти слова?

— Устно составьте словосочетания с данными словами.

III. Актуализация опорных знаний учащихся

Вставить пропущенные (недостающие слова)

1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.

3.Имена существительные бывают ______________ рода, __________________ рода и ____________________ рода.

4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ________________ буквы и бывают ________________ и пишутся с _________________ буквы.

5. Имена существительные изменяются по ______________ и по ___________________

— Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

— Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

Р.П. кого? чего? ________________________

Д.П. кому? чему? _______________________

В.П. кого? что? _________________________

Т.П. кем? чем? _________________________

П.П. о ком? о чём? ______________________

Проверим, что у вас получилось (высказывания учеников).

По падежам изменяли, а слово свою форму не изменило. При изменении слов по падежам (при склонении) что меняется у слова?

Давайте устно просклоняем еще одно слово – кино.

IV. Формулировка темы урока совместно с учащимися

— Какая тема нашего сегодняшнего урока?

— Что вы ждете от урока?

V . Работа над новым материалом

1. Станция «Сказочная». Рассказ учителя о несклоняемых существительных.

«Сказка о замороженных словах»

2. Чтение стихотворения – правила.

Такси, метро, купе, пальто,

Кашне, кафе, трюмо, манто,

И какаду, драже, пари,

И интервью, рагу, жюри,

Пюре, бюро и ателье –

Ты все слова запоминай,

Но никогда их не склоняй!

3. Лексическая работа. Объяснение значения некоторых слов

Кашне – шейный платок или шарф.

Манто – широкое дамское платье.

Фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

5. Первичное закрепление. Лексическое значение слов. Работа в группах.

Соедини существительное с его значением

Жалюзи спортивный судья (в боксе)

Рефери шторы, состоящие из жёстких пластин

Кашпо выдающийся музыкант или композитор

Маэстро декоративный поддон для цветочного горшка

V . Закрепление нового материала

1. Станция «Распределительная». Нахождение несклоняемых существительных.

Списать в один столбик склоняемые имена существительные, в другой несклоняемые:

кино, стол, метро, газета, пианино, море, радио, книга, кенгуру, окно, болото, шоссе.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

2. Станция «Тренировочная». Упражнения в употреблении несклоняемых существительных.

А) Вставить в предложения на месте пропусков слово пальто в нужном падеже. Определить падеж.

В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.

— Как же определить падеж несклоняемого имени существительного.

Б) Работа с учебником (с. 88, упр. 152) – коллективно.

3. Станция «Ремонтная». Дидактическая игра «Найди и исправь ошибку»

Я люблю ездить на метрЕ.

Мы с Незнайкой были в кинЕ.

Я люблю играть на пианинЕ.

Я мечтаю об эскимЕ.

Незнайка облил себя кофеМ.

VI . Итог урока. Станция «Закрепление»

— Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?

— Как называются такие имена существительные?

— Назовите 5 несклоняемых имён существительных.

— Сбылись ли ваши ожидания от урока?

— Где мы сможем использовать полученные знания?

— Какое задание было трудным?

— Что было на уроке самым интересным?

VII . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выучить правило, с 5 несклоняемыми существительными составить и записать предложения, определить падеж.

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Несклоняемые существительные»(4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

— Все друг к другу повернулись.
Все друг другу улыбнулись.
— Гости?
— Рады им всегда.
— Так начнем работать?
— Да!
Открытый урок русского языка в 4 классе.

Описание слайда:

Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!

Описание слайда:

Чистописание
-парный глухой [з]
-первая буква в слове «лошадь»
-ударный гласный в слове «осень»
-парный звонкий [ф]
алфавите стоит перед буквой П
СЛОВО

Описание слайда:
Описание слайда:

1)Правда ли, что в русском языке 6 падежей?
2) Правда ли, что изменение существительных по падежам называется склонением?
3) Правда ли, что родительный падеж имеет вопросы кем? чем?
4) Правда ли, что предложный падеж не бывает без предлога?
5) Правда ли, что в именительном падеже существительное не является подлежащим?
6) Правда ли, что предлоги в дательном падеже
к, по?

Описание слайда:
Описание слайда:

Правда ли, что при склонении имён существительных некоторые имена существительные не изменяются?

Описание слайда:

Цель урока:
Выяснить, существуют ли имена существительные, которые при склонении не изменяются.

Описание слайда:

Просклоняйте слова:
Им.п. облако пальто кино
Род.п.
Дат.п.
Вин.п.
Тв. п
Пр. п.

Описание слайда:

Проверь!
И.п. облако пальто кино
Р.п. облака пальто кино
Д.п. облаку пальто кино
В.п. облако пальто кино
Т.п. облаком пальто кино
П.п. облаке пальто кино

Описание слайда:

Тема:
Несклоняемые
имена существительные

Описание слайда:

Цель урока:
1)Научиться находить несклоняемые
имена существительные.
2) Правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные.

Описание слайда:

скл. нескл.
сукно кино пони
поле домино такси
окно какао пари
перо радио бюро
дерево кофе пюре
бревно эскимо рагу
топливо ателье
свойство кенгуру
правительство колибри
пианино
шимпанзе

шимпанзе
шимпанзе
пианино
домино шимпанзе
какао пони
ра домино дио такси
кофе пари
эскимо бюро
ателье пюре
кенгуру
Правительство колибри рагу

Описание слайда:
Описание слайда:

К несклоняемым
сущесвительным относятся:
Географические названия:
Тбилиси, Хельсинки, Колпино, Чикаго, Миссури
Имена и фамилии людей:
Мери, Ирен, Барто, Перро, Гримм,
Дюма, Бианки

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Тема:
Несклоняемые
имена существительные

Описание слайда:

Морж спросил у Кенгуру:
-Как выносишь ты жару?
-Я от холода дрожу!-
Кенгуру сказал Моржу.

Описание слайда:

* род. п.
Морж спросил у Кенгуру:

-Как выносишь ты жару?

-Я от холода дрожу!-
им. п. *
Кенгуру сказал Моржу.

Описание слайда:

Чтобы грамотными стать
И писать отлично
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни кино, ни домино,
Ни бюро, и ни метро,
Ни кашне, и ни пенсне,
Ни шоссе, ни шимпанзе,
Ни какао, ни депо,
Ни кафе, и ни пальто.

Описание слайда:
Описание слайда:

с чем познакомились
что было непонятно.
какие эмоции испытали
где могут
пригодиться знания,
вывод по уроку

Описание слайда:

Домашнее задание
Найти в словаре 5 несклоняемых имен существительных. Составить с ними предложения. Определить падеж.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Карточки для работ над ошибками после диктанта 2 класс тема » Слова, слова, слова»

Презентация. Обучение грамоте. 1 класс.

Развитие читательской грамотности в 1 классе

Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов

Проектная работа «Вредная еда»

Классный час «23 февраля»

Адаптированная образовательная программа по русскому языку 4 класс

Адаптированная образовательная программа 4 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5381412 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс. Фото Что такое несклоняемые существительные в русском языке 4 класс

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация и конспект по русскому языку на тему «Несклоняемые имена существительные» (4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Русский язык, 4 класс

Тема урока. Несклоняемые имена существительные.

1.Познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными.

2.Научить выделять несклоняемые имена существительные среди других слов, правильно употреблять несклоняемые имена существительные в косвенных падежах.

3.Развивать внимательное отношение к словам.

4. Развивать орфографическую зоркость.

— Что такое каллиграфия? («искусство красивого и четкого письма»)

— Для чего мы учимся каллиграфическому письму?

— Какой вид работы нам поможет научиться красиво и разборчиво писать?

— На какие элементы буквы П нужно обратить внимание?

— Дайте характеристику букве.

— Назовите слова, которые начинаются с буквы «П»:

П п палантин платье пальто пиджак

— По какому признаку я их подобрала? ( предметы одежды)

— Каким может быть задание? (….)

— Запишите слова, объясняя лексическое значение.

-Что такое «палантин»? (….)

— Где найти ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре)

— Прочитайте значение данного слова в словаре.

— Что такое «платье»? «пальто»? «пиджак»?(…..)

— Как узнать, кто прав?

— Где можно уточнить лексическое значение этого слова? ( В толковом словаре).

(Ученики читают из толкового словаря значение слов).

Одежда, носимая поверх белья.

Цельная женская одежда, верхняя часть которой соответствует кофте, а нижняя – юбке.

Верхняя одежда, обычно ниже колен.

1)Подготовка к новой теме.

— Какой частью речи являются данные слова?

— Вспомним, что мы уже знаем об имени существительном.

Игра «Закончи высказывание»

Имя существительное обозначает ……………..

Имя существительное отвечает …………………

Постоянные признаки имени существительного: ……………….

Имена существительные бывают следующего рода:………………..

К 1-му склонению относятся…………….

Ко 2-му склонению относятся…………….

К 3-му склонению относятся…………….

Имена существительные изменяются ……………………..

Изменение по падежам называется………………….

И. п. (что?) пиджак, пальто

Р. п. ( чего?) пиджака, пальто

Д. п. (чему?) пиджаку, пальто

В.п. (что?) пиджак, пальто

Т. п. (чем?) пиджаком, пальто

П.п. (о чем?) о пиджаке, о пальто

— Какое задание здесь выполнено?

— Понаблюдайте над склонением слов и сделайте вывод. ( Слово «пиджак» склонялось, а «пальто» не склонялось. Не все имена существительные склоняются).

-Как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока?

3) Формулирование правила.

-На основе наблюдения, скажите, какие существительные являются несклоняемыми?(…..)

— Вы сформулировали первую часть правила (слайд с правилом).

Правило. Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.(слайд)

— Посмотрите еще раз на слова и сделайте вывод. Добавьте уточнение к правилу.

— Вы сформулировали вторую часть правила (слайд с правилом).

Правило. У несклоняемых имен существительных нет окончаний. (слайд№ )

— Прочитайте все правило.

— Откуда можно узнать? ( из толкового словаря).

— Посмотрите, как выглядит статья в словаре к слову «пальто» (слайд№ )

ПАЛЬТО `, нескл., ср. Верхняя одежда, обычно ниже колен.

Как в словаре отмечено, что это несклоняемое слово? (дети показывают)

— Какие несклоняемые имена существительные вы знаете? (….)

4)Самостоятельная работа с учебником. Работа в парах.

Учебник, стр. 15 упр. 23

— Прочитайте слова. Подчеркните несклоняемые имена существительные.

— Что поможет вам найти несклоняемые имена существительные? (толковый словарь)Работа в парах.

— Проверьте, правильно ли вы выписали (слайд).

Кино, домино, какао, радио, кофе, эскимо, ателье, кенгуру, колибри, пианино, шимпанзе, пони, такси, пари, бюро, пюре, рагу.

— Найдите их фото на слайде.

5)Определение рода несклоняемых им. существительных.

— Какое из предложенных прилагательных будет сочетаться со словом «кенгуру»?

БОЛЬШОЕ БОЛЬШОЙ БОЛЬШАЯ

— Почему разные ответы? ( по-разному определили род существительного «кенгуру»)

— Как узнать, кто прав? ( посмотреть в словаре)

— Взгляните снова на статью к слову «пальто».

— Как по словарю узнать род несклоняемых имен существительных?

— Удобно ли всегда пользоваться словарем для определения рода?

— Для этого существуют правила определения рода несклоняемых имен существительных.

— Прочитайте статью. Какую важную информацию вы бы взяли для правила?

К несклоняемым именам существительным относятся такие, которые не изменяются по падежам. Большую часть несклоняемых существительных составляют слова иноязычного происхождения.

Род данных несклоняемых существительных определяется следующим образом.

Слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду (уютное кафе).

Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы, относятся к мужскому роду.

(забавный пони.)
Это правило имеет ряд исключений. Например, слово кофе можно употреблять и в мужском, и в среднем роде, что в обоих случаях считается правильным. Слово колибри тоже является двуродовым и может употребляться и в мужском,и в женском роде. То же относится к словам цеце (муха), киви (птица), иваси (рыба, сельдь).

— Пользуясь правилом, определим род имен существительных.

— Составьте словосочетания со словами «шимпанзе», «рагу», «кофе», правильно употребив имена прилагательные. Запишите их.

4.Закрепление пройденного материала.

1) Работа с предложениями.

1. Ребята увидели в зоопарке австралийского кенгуру африканского слона но больше всего им понравился шотландский пони.

2. Я очень торопился и выбежал на улицу без кашне и пальто.

3. Неожиданно пошел дождь и мы зашли в маленькое кафе выпить по чашечке ароматного кофе.

4. Алёша ты любишь эскимо?

-Какое задание нужно выполнить? (Расставить запятые).

-Расставьте запятые, объясняя их место в предложении.

— Выпишите сложные предложения, подчеркнув грамматические основы и докажите определения рода несклоняемых имен существительных.

2) Морфологический разбор имени существительного.

— С какими именами существительными мы познакомились?

— Сделайте вывод, будет ли отличаться морфологический разбор несклоняемого существительного от разбора склоняемого существительного? Почему?

— Понаблюдайте за морфологическим разбором склоняемого и несклоняемого имен существительных. Сделайте вывод.(слайд) (Не указано склонение.)

-Что надо указать в разборе несклоняемого имени существительного?

8.Подведение итогов урока.

— Чем дополнили вы знания об имени существительном?

— Что вызвало трудности? (…)

— Понял ли ты, почему у тебя это вызвало трудности?

— Значит, чтобы не испытывать трудности, что нужно делать дома, и на уроках?

Несклоняемые имена существительные.

Б о льшую часть несклоняемых существительных составляют слова иноязычного происхождения. Род данных несклоняемых существительных определяется следующим образом.

Слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду (уютное кафе).

Несклоняемые имена существительные.

Б о льшую часть несклоняемых существительных составляют слова иноязычного происхождения. Род данных несклоняемых существительных определяется следующим образом.

Слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду (уютное кафе).

1. Ребята увидели в зоопарке австралийского кенгуру африканского слона но больше всего им понравился шотландский пони. 2. Я очень торопился и выбежал на улицу без кашне и пальто. 3. Неожиданно пошел дождь и мы зашли в маленькое кафе выпить по чашечке ароматного кофе. 4. Алёша ты любишь эскимо?

1. Ребята увидели в зоопарке австралийского кенгуру африканского слона но больше всего им понравился шотландский пони. 2. Я очень торопился и выбежал на улицу без кашне и пальто. 3. Неожиданно пошел дождь и мы зашли в маленькое кафе выпить по чашечке ароматного кофе. 4. Алёша ты любишь эскимо?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *