Что такое нетипичная форма правления
Форма правления. Нетипичные формы правления
Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Формы правления подразделяются на монархии и республики. Монархия может быть абсолютной или ограниченной (конституционной). Республика может быть президентской, смешанной, парламентской.
│абсолютная│ │ограниченная│ │президент- │ │смешанная│ │парламент- │
│ │ │ (конститу- │ │ ская │ │ │ │ ская │
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
1) власть передается по наследству;
2) осуществляется бессрочно;
3) не зависит от волеизъявления населения.
Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
1) выборность власти;
2) ограниченность срока полномочий власти;
3) зависимость от избирателей.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Нетипичные (смешанные) формы правления.
Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того, полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии[10], затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).
Теократическая республика (исламская республика) – особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар – высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.
ФП характеризует порядок формирования высших гос органов, их функционирование и характер их взаимоотношений друг с другом.
По ФП государства делятся на:
В российской юр литературе обычно говорят о монархиях и республиках, но современные монархии не играют какой-либо реальной политической роли.
В парламентских государствах партия, которая получила большинство мест в парламенте получает право формировать правительство. Если перевес является незначительным, то, как правило создается коалиционное правительство из нескольких партий (Германия). Председатель партии, которая победила на выборах автоматически становится премьер министром, главой правительства. После этого премьер министр приступает к процедуре формирования кандидатов на должность министров. Когда премьер составляет список кандидатов, то он представляет этот список на утверждение в парламент. Парламент либо принимает весь список, либо весь отклоняет. Точно так же происходит с прекращением должности министра (если один министр подает в отставку, то весь кабинет уходит в отставку список формируется заново). Эта ситуация называется солидарной ответственностью в правительстве.
Если премьер министр смещается с должности главы партии, то он автоматически уходит с должности премьера. Следовательно, только в парламентских государствах может существовать такое явление как правящая партия. Как правило, существует серьезная партийная дисциплина. В парламентских государствах отсутствует разделение власти, поскольку в правительство могут войти только депутаты парламента.
В парламентских республиках главой государства является президент (это скорее почетная, номинальная деятельность).
Президент избирается всеобщим тайным прямым голосованием (кандидата в президенты утверждает партия). После избрания президент приступает к формированию правительства. Он одновременно является и главой государства, и главой правительства (должности премьера не существует).
Президент формирует правительство из членов своей партии, но члены правительства не являются депутатами. После того, как президент сформировал правительство, он выносит на утверждение в парламент ряд министров (оборона, цру и др.).
Выборы в парламент проходят независимо от президентских выборов, следовательно, парламентское большинство может принадлежать одной партии, а правительство может состоять из другой оппозиционной партии.
Правительство не несет ответственности перед парламентом поскольку оно ответственно перед президентом.
Нетипичные формы правления
Основные разновидности нетипичных форм правления. Как представляется, к основным нетипичным формам правления могут быть отнесены: полуабсолютные и полудуалистические (полупарламентарные) монархии, теократические монархии и теократические республики, так называемые «республиканские монархии» и «монархические республики», полупрезидентские (полупарламентарные) республики.
Полуабсолютные монархии – это монархии, сочетающие в себе черты абсолютной и ограниченной монархии. Как отмечалось выше, в современном мире практически нет абсолютных монархий в их чистом виде, т. е. монархий, в которых вся полнота государственной власти безраздельно принадлежит монарху, а конституция и парламент отсутствуют. Последняя абсолютная монархия, по мнению проф. В. Е. Чиркина, прекратила свое существование в Омане в 1996 г. после того, как монарх даровал конституцию[10]. Вместе с тем полуабсолютные монархии – это монархии, которые лишь по форме не являются абсолютными, поскольку оснащены конституциями и парламентами, формально ограничивающими власть монарха. Фактически же монарх в таких монархиях властвует безраздельно. Он может приостановить действие конституции (Бахрейн) или отменить ее (Свазиленд), распустить на неопределенное время парламент (Кувейт), отменить любой акт парламента, так как обладает правом абсолютного вето. Да и парламенты в этих монархиях не обладают реальной силой, поскольку всецело подчинены воле монарха. Вследствие этого полуабсолютные монархии по своей сути остаются абсолютными монархиями.
Полудуалистические (полупарламентарные) монархии – это монархии, сочетающие в себе черты дуалистической и парламентарной монархий. Если в такой монархии преобладают черты дуалистической монархии, она считается полудуалистической, если же парламентарной, она считается полупарламентарной. Опять же по мнению В. Е. Чиркина, последняя дуалистическая монархия была упразднена в 1991 г. в Иордании Современные полудуалистические, полупарламентарные монархии таковыми могут считаться тоже лишь по формальным соображениям, т. е. исходя из действующих в них конституций. Фактически же в основе своей они остаются дуалистическими монархиями.
Теократические монархии и теократические республики. В теократических монархиях глава государства – монарх одновременно является и высшим духовным лицом в стране. Например, Римский Папа – глава римской католической церкви является главой государства Ватикан, а король Саудовской Аравии является главой ваххабизма – одного из направлений ислама. Теократическая форма правления, где реальная власть принадлежит духовенству, сложилась также и в некоторых республиках. Так, Конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с постом президента страны пост духовного руководителя иранского народа, который занимает один из высших религиозных иерархов. Его решения обязательны для светской власти и оказывают на нее решающее влияние.
«Республиканские монархии»–это монархии, в которых присутствуют некоторые черты республиканской формы правления (Малайзия, Лесото, Объединенные Арабские Эмираты). Например, в современной Малайзии существует «выборная монархия». Глава государства не является здесь пожизненным и наследственным монархом, а каждые пять лет переизбирается. Это сближает монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Вместе с тем Малайзия в связи с периодическим переизбранием главы государства не превращается в республику, поскольку главой государства здесь может быть избран не любой гражданин, а только один из правителей субъектов федерации. Малайзия – федеративное государство, в котором 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами. Эти 9 султанов образуют Совет правителей, который раз в пять лет избирает главу государства. На этот пост султаны избираются по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список.
«Выборной монархией» является также государство Лесото, где король избирается общим собранием племенных вождей.
Некоторые государствоведы к «выборным монархиям» относят также государство Ватикан, ввиду того, что глава государства Верховный Понтифик, Владыка Государства Города Ватикана избирается коллегией кардиналов в соответствии с предписаниями канонического права
Другой разновидностью «республиканской монархии» является «коллегиальная монархия», которая имеет место в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь полномочия главы государства фактически принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации, хотя председатель этого Совета, которым, как правило, избирается эмир крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимает в Совете определяющие позиции и обладает значительными властными полномочиями.
«Монархические республики» – это республики, в которых проявляется такой признак монархической формы правления, как несменяемость главы государства. В этих республиках президент является пожизненным главой государства. В XX в. такие республики существовали в Индонезии, социалистической Югославии, на Филиппинах, в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах. В настоящее время пожизненный президент сохраняется, например, в КНДР, пост которого согласно действующей конституции передается по наследству.
Близко к «монархическим республикам» стоят суперпрезидентскиереспублики. Суперпрезидентские республики, существовавшие во многих странах Латинской Америке и существующие в настоящее время в некоторых странах тропической Африки, характеризуются тем, что возникают обычно вследствие военного переворота. При этом президент наделяется весьма обширными полномочиями, которые получает нелегитимным путем либо как предводитель переворота, либо как глава хунты, и которые использует для осуществления массовых репрессий в отношении оппозиции.
Полупрезидентские(полупарламентарные) республики – это республики, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик. Причем если какие-то черты парламентарной республики приобретает президентская республика, ее относят к полупрезидентской, если же черты президентской республики приобретает парламентарная республика, ее относят к полупарламентарной. Часто и ту, и другую условно именуют полупрезиденсткой республикой. Для полупрезидентской республики характерно то, что президент избирается непосредственно населением и наделяется обширными полномочиями (является главой государства, обладает основными полномочиями в сфере исполнительной власти, является верховным главнокомандующим). Вместе с тем правительство, которое назначается президентом и работает под его общим руководством, нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом. В настоящее время к полупрезидентским республикам относят форму правления в Австрии, России, Франции и ряде других стран.
26. Унитарное государство: понятие, основные черты и разновидности.
Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при которой его составные части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единые правовая система и конституция. На сегодня большинство суверенных государств унитарные. Как правило, крупные по численности населения или размеру территории государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства могут быть унитарными только в аспекте внутреннего политического устройства, поскольку они суверенны не вполне.
Признаки унитарного государства:
1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
2. Единые для всей страны высшие органы власти;
3. Единая система законодательства;
4. Единое гражданство;
5. Единая денежная единица;
6. Единый государственный язык;
7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом.
Виды унитарных государств:
1. централизованные: во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления (Туркменистан).
2. децентрализованные: местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни (Испания).
Иногда также выделяют:
— государства с одной автономией,
— государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
— государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).
27. Федеративное государство: понятие, основные черты и разновидности.
Федерация – это сложное по строению государство, имеющее двухуровневую систему органов государственной власти и двухуровневую систему законодательства.
1. состоит из субъектов федерации,
2. субъекты федерации не имеют права сецессии, т.е. права свободного выхода из состава федерации,
3. субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле этого слова, т.к. они не обладают государственным суверенитетом,
4. двухуровневая система органов государственной власти и двухуровневая система законодательства,
5. предметы ведения между федерацией и субъектами разграничены конституцией.
1) По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки).
В асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).
2) По особенностям формирования федерации выделяют:
В территориальных федерациях используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия)ю
В национальных — национальный признак (например бывшие федерации Союз Советских Социалистических Республик,Чехословакия, Югославия).
В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия).
Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
3) По способу образования федерации делятся на:
Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). В конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).
Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).
4) По степени централизации:
• централизованные (Аргентина, Индия, Россия)
Нетипичные форма правления: понятие, признаки, виды
Монархия: понятие, признаки, виды
Монархия – такая ФГП (форма государственного правления), при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная).
Основные признаки монархии:
1. Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично;
2. Монарх пользуется властью пожизненно;
3. Власть передается по наследству;
4. Монарх юридически безответственен;
Виды монархий:
1) По объему ограничений:
· Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).
· Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).
· Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).
· Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.
2) По традиционному устройству:
· Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.
· Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.
· Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.
· Абсолютная монархия — монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.
· Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.
Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:
— Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;
— Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.
— Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.
Недостатками монархии называют:
— Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства.
— Монархом может стать человек, дела государства для которого совершенно не интересны, а также ребёнок или психический больной
— Монархия зависима от своего окружения, которое становится фактически не зависимым от закона, а подчиняется лишь воле монарха.
— Смерть бездетного монарха зачастую означает тяжёлый политический кризис с длительными распрями и политической борьбой, примером такого кризиса служит Смутное время 1598—1613 года в России.
— Положение абсолютной монархии над законом делает остальных людей бесправными, фактически народ зависим лишь от воли монарха.
Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.
Признаки республики:
1. Существование единоличного и коллегиального главы государства;
2. Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок;
3. Осуществление государственной власти по поручению народа;
4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
6. Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.
Виды республики:
Признаки парламентской республики:
1. Правительство формируется парламентом том из числа депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте;
2. Глава государства избирается парламентом;
3. Глава государства обладает широкими полномочиями;
4. Глава правительства назначается президентом;
5. Правительство ответственно перед парламентом.
Признаки президентской республики:
1. Президент – глава государства и правительства;
2. Президент обладает широкими полномочиями;
3. Президент назначает членов правительства;
4. Правительство ответственно перед президентом;
5. Президент обладает правом вето на законы парламента и может самостоятельно издавать нормативные акты;
6. Президент может распустить парламент.
Признаки смешанной республики:
1. Есть сильный парламент и президентская власть;
2. Есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями;
3. Президент не является главой государства;
4. Правительство формируют президент и парламент;
5. Правительство ответственно перед президентом и парламентом.
Термин «нетипичная» форма правления» отражает процессы сокращения и исчезновения «чистых» форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти.
· Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
· Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).
· Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.