Что такое невербальный ребенок
Невербальная коммуникация у детей и подростков
Вы будете перенаправлены на Автор24
Важные ступени в развитии человека приходятся на детский возраст. С раннего детства ребенок нуждается в общении. Дети, имеющие отклонения в развитии, развиваются в общении, их главной задачей является формирование и развитие средств общения и навыков коммуникации.
В подростковом возрасте происходит ряд перемен в развитии, в психике, появляются новые потребности, требования. То, что привлекало вчера – сегодня неинтересно. Теряя интересы ребенок утрачивает связь с социальной средой, окружающими и ощущают себя одинокими.
Организм ребенка требует повышенной затраты ресурсов, что в сочетании со сменой интересов приводит к снижению успеваемости в школе. Именно в подростковом возрасте появляется интерес к своей личности, он занят собой, своей внешностью и мнением окружающих о нем.
Развитие невербальной коммуникации у детей
Коммуникация является одной из базовых потребностей человека. Она позволяет ему обмениваться информацией с другими людьми, принимать решения и чувствовать себя принятым в обществе. Основной задачей родителей и учителей является развитие у детей, учащихся навыков невербального общения.
В дошкольный период происходит активное формирование личности и личностных механизмов поведения ребенка. Систематическая работа по развитию невербалики совершенствует психомоторные функции, учит детей самоконтролю, способствует успешному развитию невербального общения со сверстниками.
Ребенка дошкольника все чаще начинают интересовать другие дети, потребность в общении со сверстниками становится одной из главных. Их общение имеет существенные особенности, отличающие их от общения со взрослыми.
Особое внимание необходимо уделить невербальному общению детей дошкольного возраста. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления межличностных контактов, позволяет понять истинные чувства собеседника. Детей дошкольного возраста необходимо научить невербальным средствам общения, в этот процесс входит:
Готовые работы на аналогичную тему
Работа по развитию невербальных средств совершенствует психомоторные функции детей, учит контролировать телесные проявления, понимать язык эмоций, тела.
Эмоциональные проявления детей приобретут яркий и выразительный характер, дети научатся выражать эмоции, быть внимательными друг к другу.
Жестовый язык детей и подростков
Применение невербальных средств коммуникации, а именно жестов, среди детей и подростков является средством маркировки, т.е. символом принадлежности личности к определенной группе. Рассмотрим некоторые жесты:
Жестовый язык детей и подростков – развивающееся явление, подверженное влиянию социальной среды.
Неформальные объединения подростков
Образуя подростковые объединения дети используют своеобразный сленг или арго – это слова, употребляемые определенными группами. Подростковая речь может содержать либо множество сленговых слов, либо только 5-7 слов. Для детей важно, что эти слова присутствуют в группе, в их общении, являются их достижением, преступлением норм обыденности, средством раскрепощения в общении.
Помимо вербальных средств выделяются невербальные средства – жесты, мимика и позы – агрессивные, сужающие дистанцию. Невербальное общение подростков является своеобразным протестом взрослым. Дети часто дразнят друг друга, показывают язык, кулак, «фигу», жест «фак», крутят пальцем у виска.
Распространенным жестом во многих странах является жест дразнения, привлечения внимания и провокации – показывание языка.
Жестом угрозы и ярости служит показывание кулака. Подростки эмоционально демонстрируют агрессию, что сопровождается злостью.
Оскорбительным знаком считается жест «фак», интерпретируется как нецензурное ругательство.
Кручение пальцем у виска означает, что у человека не хватает ума, это показывает пренебрежение к умственным способностям какого-либо другого человека.
В невербальной коммуникации большую роль оказывает социальная среда, в которой находится подросток, а также его позиция по отношению к ненормативным жестам.
Диагностика невербального общения подростков
Одной из обсуждаемых проблем является проблема подбора и разработки методик, позволяющих определить уровень развития умственных способностей ребенка. В области диагностики нарушений развития (первичные дефекты интеллекта, вторичное недоразвитие) это проблема стоит наиболее остро. Многие исследователи сходятся во мнении, что одним из средств решения проблемы являются невербальные тесты.
Необходимость в них велика в случаях затруднения речевого общения, низкого уровня речевого развития, а также в случаях выявления уровня развития интеллекта.
Невербальные тесты («тесты действия») не требуют от испытуемого речевого ответа, что и отражает интеллектуальное развитие ребенка. Значимость невербальных показателей повышается при сопоставлении с вербальными показателями.
Как понять невербальные сигналы ребенка
Когда речевые навыки еще недостаточно развиты, родители должны понимать невербальные сигналы детей
Многие родители маленьких детей расстраиваются из-за того, что не понимают их невербальных сигналов. Несмотря на то, что обычно дети к двухлетнему возрасту уже знают около 200 слов, регулярно они используют только порядка 50-ти. Это означает, что свои потребности они выражают преимущественно с помощью невербальных сигналов. Родителям нужно научиться их понимать, иначе это может вызвать у ребенка истерику.
Разумеется, от вас не требуется читать мысли ребенка. Однако сигналы его тела могут подсказать вам, как реагировать в той или иной ситуации. Рассмотрим наиболее распространенные невербальные сигналы маленьких детей и их значение.
1. Ваш ребенок стоит, скрестив руки, перед новой игрушкой
Как это понимают родители: «Заберите ее! Мне не интересно!»
Что это может означать: «Я чувствую тревогу».
В это трудно поверить, но такой сигнал, как скрещенные руки, может иметь более 60-ти интерпретаций. Но у маленьких детей это чаще всего означает, что ребенок чувствует себя неловко. Например, вы купили ребенку лошадку-качалку и предлагаете ему покататься. Возможно, он не может прямо сказать: «Я не хочу, чтобы эта непонятная деревянная качающаяся лошадь стояла рядом со мной». Но он может скрестить перед собой руки, как бы создавая защитный барьер. Маленькие дети любят изучать новые вещи, поэтому, если вам кажется, что ребенок не заинтересован в чем-то, на самом деле, возможно, он собирается с духом.
Что делать. Если ребенок не решается сесть на лошадку-качалку, продолжайте заниматься своими делами. Позже вы можете снова предложить ему сделать это. Используйте свои собственные вербальные и невербальные сигналы, чтобы показать, что вам нравится лошадка (например, покачайте ее рукой или скажите: «Ух ты, как интересно!»). Но не заставляйте ребенка кататься – это может привести к истерике. Когда он успокоится, его любопытство возьмет верх.
2. Вместо того чтобы поздороваться с бабушкой, ребенок натягивает рубашку себе на голову
Как это понимают родители: «Я не хочу ее видеть».
Что это может означать: «Я не хочу, чтобы она меня видела».
Реакция ребенка связана скорее с ним самим, а не с бабушкой. Прежде всего, посмотрите в лицо ребенку. Если он улыбается, он может просто играть. Но если он выглядит несчастным, он может прятаться из-за того, что испытывает тревогу. Маленькие дети испытывают самые разнообразные эмоции, но не всегда знают, как их выразить.
Что делать. Не придавайте этому слишком большого значения. У вас, вероятно, будет соблазн сказать бабушке: «Он такой застенчивый», чтобы она не чувствовала себя неловко. Но не стоит навешивать на ребенка ярлыки. Постарайтесь объяснить, что случилось. Скажите ребенку: «Похоже, что ты чувствуешь себя неуверенно. Можешь присоединиться к нам, когда захочешь». Когда ребенок присоединится к вам, покажите своим видом, что вы этому рады.
3. Когда вы входите в комнату, ребенок не смотрит вам в глаза
Как это понимают родители: «Я сделал что-то плохое и не хочу, чтобы вы об этом узнали».
Что это может означать: «Я испытываю отрицательные эмоции по поводу того, что я сделал».
Отсутствие зрительного контакта не всегда является признаком того, что ребенок что-то скрывает. Кроме того, что ребенок может быть просто застенчивым, он может чувствовать стыд и вину. Недавнее исследование американских психологов показало, что двухлетние дети, которые чувствовали вину за свои плохие поступки, в старшем возрасте были менее склонны к плохому поведению, чем те, кто не испытывал отрицательных эмоций в подобных случаях.
Что делать. Сохраняйте спокойствие, если вам кажется, что ребенок что-то скрывает. Вы можете искать доказательства какого-то серьезного проступка ребенка, но на самом деле он может быть расстроен из-за того, что нечаянно свалил башню из кубиков, которую построила его младшая сестра. В любом случае родителям лучше всего реагировать позитивно. Если вы знаете, что случилось, объясните ребенку, что он сделал неправильно, и скажите, чтобы он этого больше не делал. Если вы не знаете, что случилось, скажите: «Я знаю, что что-то случилось, но все в порядке. Я люблю тебя». Таким образом, ребенок будет чувствовать себя уверенно и ему не понадобится ничего от вас скрывать.
4. Годовалый ребенок, который обычно не отходит от вас ни на шаг, убегает или отталкивает вас
Как это понимают родители: «Отойдите от меня!».
Что это может означать: «Я могу сделать это сам».
То, что на первый взгляд может показаться грубостью, на самом деле может быть не таким уж плохим. Ребенок начинает доверять себе и окружающему миру.
Что делать. Постарайтесь не принимать поведение ребенка на свой счет – скорее всего, он все еще нуждается в вас. Если он хочет рассмотреть вблизи дерево в парке, позвольте ему прикоснуться к стволу или понюхать, как пахнут листья. Не вмешивайтесь, если ребенок не делает ничего опасного (например, поднимает острую ветку, о которую может пораниться). Такие занятия помогают ребенку зарядиться положительными эмоциями и, скорее всего, в течение дня он будет лучше себя вести.
Невербальное общение успешных детей
Советы о том, как в игровой форме преподать детям основы невербального общения для успеха в будущем
Вы когда-нибудь замечали, что некоторые дети немного выделяются на фоне других и просто не вписываются в коллектив? Они хотят поддерживать хорошие отношения со сверстниками, но так или иначе чувствуют, что сверстники их избегают. И хуже всего то, что они не знают, почему это происходит. Эти дети считают себя дружелюбными, и отказ от общения оказывается для них неприятным сюрпризом. (Социальное неприятие чрезвычайно болезненно на любом этапе жизни, но сильнее всего оно воспринимается в младшем школьном возрасте.)
Исследователи обнаружили, что распространенная причина того, почему некоторые дети не могут наладить хорошие отношения со сверстниками, заключается в нехватке хороших навыков общения. В частности, проблематичным является отсутствие невербальных навыков. Иными словами, дети, с которыми отказываются общаться сверстники, те, кто не вписывается в свое окружение, совершают много невербальных ошибок. Они стоят слишком близко к собеседнику, не могут вовремя расстаться, прерывают других при разговоре, обнимают за плечи людей, которые не хотят, чтобы к ним прикасались, неуместно одеваются и совершают целый ряд других ошибок.
Что же такое невербальное общение?
Важно понимать, что невербальная коммуникация является языком взаимоотношений. Такой вид общения гораздо больше передает информацию о нашем отношении к другим людям, чем о том, что мы им говорим, благодаря чему собеседник понимает, нравится он нам или не нет, уважаем мы его или не уважаем, желанный он в общении или нет. Существуют различные грани невербальной коммуникации и грамматика для их понимания, которая позволяет нам использовать и интерпретировать невербальные сигналы соответствующим образом.
Во-первых, существует несколько каналов или типов невербального общения. То есть мы общаемся с другими, используя
Во-вторых, важно знать, что для невербального поведения существуют такая же грамматика или набор правил, как и в языковом общении. Если люди стоят на расстоянии вытянутой руки, смотрят нам в глаза во время разговора и при этом улыбаются, мы знаем, что нравимся им. Если люди удаляются от нас, избегают зрительного контакта и хмурятся, глядя на нас, мы понимаем, что нас не любят. Но что происходит, когда человек не понимает эти правила? Он может посылать непреднамеренные сигналы другим людям или неправильно интерпретировать получаемые от них невербальные сообщения.
Оценка навыков невербального общения вашего ребенка
Есть много способов, с помощью которых можно неформально оценить невербальные навыки вашего ребенка. На самом деле, вы даже можете превратить это в забавную игру. Включите телевизионную передачу, которая ему нравится. Выключите звук и попросите ребенка описывать то, что происходит на экране. Время от времени включайте звук, чтобы определить, насколько точны его описания. Пока звук включен, попросите ребенка повернуться к телевизору спиной. Теперь вы можете оценить его способность понимать паралингвистику (параязык), попросив его объяснять то, что происходит в программе.
Аналогичный анализ можно проводить в продуктовом магазине или торговом центре. Вместе с ребенком наблюдайте за людьми и просите его толковать их мимику, жесты, предполагать, о чем они думают или что чувствуют. Если ваш ребенок будет способен точно описать чужие эмоции и действия, вы удостоверитесь в том, что он умеет получать и правильно интерпретировать невербальную информацию от других людей.
Для оценки того, насколько хорошо ваши дети отправляют невербальные сообщения собеседникам, вы можете просто понаблюдать за тем, как они играют с другими детьми, смотрят любимые телевизионные программы или участвуют в аналогичных мероприятиях. Если вы можете читать их эмоции, и их эмоции подходят к ситуации, вы может быть уверены в том, что ваши дети довольно хорошо умеют передавать информацию невербально.
Развитие навыков невербального общения вашего ребенка
Что делать, если ребенок не понимает чужие невербальные сигналы или сам не может четко передавать их? Есть множество способов помочь ему улучшить свои навыки невербальной коммуникации в игровой форме. Чтобы помочь ребенку улучшить свое понимание невербальных сигналов, сделайте следующее:
Чтобы помочь ребенку улучшить способность невербально доносить до собеседника свои мысли и чувства, нужно следующее:
В этой статье представлены лишь некоторые способы обучения детей навыкам невербального общения в игровой форме. Вы можете придумать много своих собственных способов и вместе с ребенком получать удовольствие от развития этого жизненно важного социального навыка.
Исследование. «Невербальный аутизм»: забытая часть спектра
До 30% людей в спектре аутизма остаются невербальными, однако до сих пор очень мало известно о причинах этого, а способности и потребности таких людей очень часто понимаются неверно
Джоан Дребинг ждала, когда ее маленькие близнецы скажут свои первые слова. Если младенцы обладают врожденным стремлением к обучению речи, то родители, похоже, запрограммированы на восторг от звука их голоса. Но когда ее дочь начала говорить, ее сын Райан как будто застрял на слове «мама». Только когда ему исполнилось три года, семья узнала причину – у него расстройство аутистического спектра (РАС).
Несмотря на занятия с логопедом и другую помощь, речь Райана так и не сровнялась с его сестрой. Сейчас в возрасте 8 лет у него очень мало функциональной речи. То же самое можно сказать и о 25-30% людях с аутизмом. «Мы знаем, как звучит его голос, но не как звучит его разговор», – говорит с сожалением его мама.
Несмотря на то, что в последние годы наблюдается стремительный рост научного и общественного интереса к аутизму, мы все еще не знаем, почему у некоторых людей с аутизмом так и не развивается функциональная речь. «Об этой группе известно очень мало, и они редко оказываются в центре внимания исследований», – говорится в статье ведущих американских экспертов по аутизму от 2013 года (1).
В результате, все еще существует очень много ложных заблуждений о не говорящих детях и взрослых с аутизмом – о том, в какой степени они понимают язык, как они учатся, и как лучше всего помочь им общаться с окружающими.
«Если кто-то невербальный, – говорит Дребинг, – то люди думают, что у них меньше навыков, чем на самом деле. Нам нужно больше данных о настоящем интеллектуальном уровне невербальных людей».
Два эксперта в области аутизма с этим согласны. В статье 2013 года, они отмечают, что «мы практически ничего не знаем о минимально вербальных детях более старшего возраста». Они призывают своих коллег-исследователей начать изучать особенности тех, «кто принадлежит к той части спектра, которой слишком долго пренебрегали» (2).
Спектр речи при аутизме
Несколько десятилетий назад многие, если не большинство людей, у которых диагностировали аутизм, не говорили совсем или говорили очень мало слов. В самом начале 21-го века эксперты отмечали, что половина детей и взрослых с РАС «не используют речь функциональным образом» (3). Однако с тех пор доля вербальных людей с аутизмом постоянно росла.
Такой рост произошел по двум причинам. Во-первых, получили распространение ранняя диагностика и ранняя помощь при аутизме – и эта помощь была эффективна. Во-вторых, диагностические границы аутизма начали расширяться и включать людей с менее выраженными симптомами, в том числе тех, у кого не было задержки речи.
На сегодняшний день аутизм представляет собой крайне широкий спектр от взрослых людей с хорошо развитой речью, которые могут выступать с лекциями и участвовать в дискуссиях на конференциях, до тех, кто не может говорить совсем. Людей, которые не могут говорить или говорят мало слов называют минимально вербальными или невербальными, или же превербальными, если речь идет о маленьких детях.
Некоторые исследователи и клинические специалисты обеспокоены тем, что эти термины не имеют точных определений и могут вводить семьи в заблуждение (2). Например, не существует консенсуса о том, сколько слов должен говорить человек, чтобы считаться вербальным. Однако эксперты согласны с тем, что «вербальные люди» – это люди, которые используют комбинации слов, причем, делают это «спонтанно», «регулярно» и с целью коммуникации с другими людьми (3).
С точки зрения логопедии, в целом, не так уж важно, сколько слов может произнести ребенок, важно, как именно он эти слова использует, объясняет Кэйт Смидл, логопед Нейро-поведенческого отдела и амбулаторной логопедической клиники при Институте Кеннеди Кригера, США. Может ли ребенок с помощью речи попросить то, что он хочет, задать вопрос или прокомментировать ситуацию? (Также смотрите: «Как учить ребенка обращаться с просьбами», «Как учить ребенка задавать вопросы», «Как учить ребенка спонтанным комментариям»).
«Мы обращаем внимание на то, в какой степени речь ребенка является функциональной», – говорит она. Ребенок, который повторяет фразы из фильма вне контекста (это явление называется эхолалия), может при этом обладать низкой функциональной речью. Это же относится и к ребенку, который не может выговорить ни одного слова.
Никто не знает почему, несмотря на логопедическую и другую помощь, некоторые дети так и не начинают бегло говорить. Хелен Тэйгер-Флашберг, эксперт в этой области, была одной из тех экспертов, которые призывали к дополнительным исследованиям этого вопроса. В недавнем интервью она сказала, что существующие на данный момент исследования указывают на несколько возможных объяснений.
У некоторых детей могут присутствовать проблемы с обработкой слуховой информации. То есть, у них есть трудности с тем, как их мозг воспринимает чужие слова. У других невербальных детей есть «орально-двигательные нарушения», например, детская апраксия речи. Апраксия означает, что у ребенка нарушена способность планировать и выполнять последовательность движений ртом и языком для речи. (Также смотрите: «Что такое апраксия речи у детей»).
«У таких детей существуют отличия в анатомии мозга, особенно в нейронных связях сети, ответственной за воспроизводство речи. Тем не менее, мы все еще очень многого не знаем, так как исследований было очень мало», – говорит доктор Тэйгер-Флашберг, профессор психологии и исследований мозга в Бостонском университете.
Доктор Тэйгер-Флашберг и Конни Казари (2) в своей статье отмечают, что часто считается «очевидным», что у всех не говорящих детей интеллект ниже, чем у говорящих детей. Тем не менее, это не является универсальным правилом. Например, некоторые невербальные дети получают очень высокие баллы в тестах на невербальный интеллект (4) и могут понимать много устной речи (5, 6).
Например, Райан может показать, что он понимает те слова, которые он не может сказать. Когда его мама спрашивает, хочет ли он погулять с их собакой, он откладывает свой планшет, и начинает обуваться, чтобы пойти на улицу. Его действия показывают, что он понимает вопрос. Фактически, он говорит «да», даже если не произносит ни слова.
«Если что-то хочешь, дай мне знать»
«Лиза» положила голову на парту в своем классе в Программе LEAP при Институте Кеннеди Криегера. В переводе с английского полное название программы расшифровывается как «Жизненные навыки и образование для учеников с аутизмом и первазивными поведенческими нарушениями». Многие школы в американском штате Мэриленд направляют детей в эту программу, если у них нет ресурсов для услуг коррекционного образования для этих детей.
Слякотным утром понедельника Лиза (не настоящее имя) явно клюет носом. Стефани Карберри, логопед, сидит рядом с сонной девочкой-подростком и держит два электронных планшета. На одном из них установлена программа TouchChat – приложение для людей с проблемами речи, на другом планшете включена видеоигра с пузырьками.
«Хорошо, мы будем лопать пузыри», – весело говорит Карберри. Лиза поднимает голову и рассеянно нажимает на экран планшета. Слышатся звуки, напоминающие хлопки.
«Во что ты сейчас играла?» – спрашивает Карберри.
Лиза снова приподнимает голову и тянется к планшету с TouchChat. Она пролистывает экраны с множеством маленьких прямоугольников с картинками и словами. Она нажимает последовательность прямоугольников и формирует простое предложение. «Я играла в пузырьки», – говорит компьютерный голос.
Такое приложение – это одна из форм вспомогательной и альтернативной коммуникации. В данном случае с помощью технологии люди могут самостоятельно общаться, прикасаясь к изображениям, словам или буквам. (Также смотрите: «Альтернативная и вспомогательная коммуникация при аутизме»).
Лиза снова опускает голову на доску. Карберри говорит: «Если ты что-то хочешь, дай мне знать. В противном случае, мы продолжаем работать».
Это подсказка Лизе, и она на нее реагирует. Она поднимает голову и одним пальцем снова начинает пролистывать страницы с картинками в приложении и выбирает слова, которые произносит программа: «Я хочу сидеть за столом». За это Лиза получает несколько минут на отдых.
Карберри впоследствии объясняет, что сотрудники LEAP работают с детьми старшего возраста, и они готовят их к работе, центрам дневного пребывания или посещению государственных школ. В первую очередь важно, чтобы такие люди как Лиза получили возможность сообщать, что им нужно, например, попросить перерыв.
Связь между коммуникацией и поведением
Коммуникация может быть ключом к профилактике проблемного поведения, которое особенно часто встречается у подростков и молодых людей с аутизмом. Существует «распространенное предположение» (7) о том, что если люди не могут рассказать, что их беспокоит, то они могут прибегать к опасным формам поведения – драться, причинять себе вред, убегать и так далее. Исследование по психиатрическим госпитализациям среди людей с аутизмом показало, что в неотложные психиатрические отделения чаще всего госпитализируют невербальных или минимально вербальных пациентов с аутизмом (8).
Интересно, что это исследование позволило точнее определить роль коммуникации в развитии некоторых форм проблемного поведения. Исследователи выяснили, что навыки управления стрессом были важнее, чем речевые навыки, если речь шла об агрессии или вспышках злости (7). Однако это не значит, что коммуникация не имеет значения. Ученые считают, что поведение может улучшиться при развитии коммуникации, потому что она помогает эффективнее реагировать на повседневный стресс (7).
Коммуникация как базовая человеческая потребность
Эксперты единодушны в том, что каждому человеку нужен способ коммуникации – будь это устные слова или вспомогательная или альтернативная коммуникация. К такой коммуникации относится жестовый язык, жестикуляции, изображения, письменная речь и устройства подобные тому, которое использует Лиза. По определению Американской ассоциации речи, языка и слуха, которая объединяет логопедов и аудиологов, каждый человек имеет право «на доступную и достижимую эффективную коммуникацию» (9).
Как правило, первый опыт альтернативной коммуникации для маленького ребенка с аутизмом – это маленький заламинированный квадрат бумаги с простым рисунком и словом. «Маленькие дети обычно начинают свой путь вспомогательной и альтернативной коммуникации с низкотехнологичных методов, например, с указания на картинку на доске коммуникации, – объясняет Смидл. – Дети начинают с обучения тому, что картинки отображают их личные вещи, игрушки или еду, и они могут использовать их, чтобы что-то попросить, например, печенье. Ребенок учится указывать на картинку с печеньем или отдавать картинку с печеньем взрослому и получать настоящее печенье. Таким образом, ребенок учится понимать причинно-следственные связи в коммуникации».
Одна из самых распространенных систем на основе изображений для детей с аутизмом – это коммуникационная система обмена изображениями или PECS, которая основана на принципах прикладного анализа поведения. Национальный центр аутизма, который занимается анализом научных доказательств эффективности методов при аутизме, заявил, что PECS – это подход, который нуждается в дополнительных исследованиях, однако согласно другим обзорам, PECS скорее относится к эффективным методикам (10, 11). (Также смотрите: «Причины использовать PECS при аутизме»).
В прошлом некоторые люди беспокоились, что если использовать изображения или другие формы альтернативной коммуникации, то это может помешать развитию устной речи у ребенка. Однако это совершенно не так, говорит Смидл. Несколько исследований показали, что вспомогательная и альтернативная коммуникация не «препятствует развитию речи» (12). Еще несколько исследований показали, что наоборот, альтернативная коммуникация способствует развитию навыков устной речи как сама по себе, так и в рамках более обширного вмешательства (13,14).
Другие варианты для коммуникации являются более высокотехнологичными. Дети и взрослые могут использовать устройства для генерации речи, например, устройства марки GoTalk, или же приложения для мобильных телефонов и планшетов. Однако в каждом отдельном случае выбор программы или устройства должен проводиться специалистом индивидуально, и человека необходимо целенаправленно обучать им пользоваться.
Доступность альтернативной коммуникации также требует решений на государственном уровне и в рамках системы коррекционного образования. Например, в США согласно закону об образовании людей с инвалидностью, государственные школы обязаны предоставлять оборудование и услуги по «вспомогательным технологиям», в том числе для альтернативной коммуникации, в соответствии с индивидуальным образовательным планом (15).
Проблемы минимально вербальных людей
Когда вы живете в мире, который вращается вокруг языка, почти полное отсутствие речи приводит к трудностям буквально во всем, включая то, что о вас знают исследователи. Многие исследования аутизма исключают детей с ограниченной речью или значительной задержкой развития, потому что тесты в рамках исследования, как правило, требуют понимания языка (2). Для того, чтобы найти решение этой проблемы, четверо исследователей составили рейтинг стандартизированных инструментов, которые используются в исследованиях аутизма. Из них 18 определили как «хорошо подходящие для минимально вербальных детей», 25 как «можно использовать с определенной осторожностью» и 6 как «вряд приведут к значимым результатам» в этой группе (1).
Иногда проведение стандартизированного теста само по себе представляет проблему, и это не связано с языком. Тесты требуют от ребенка следовать инструкциям, терпеть новую обстановку или новых людей, сосредоточить внимание – все это потенциально проблемные задачи при аутизме. В результате, ученые начали поиск высокотехнологичных решений проблемы оценки языковых способностей и интеллекта у минимально вербальных людей, хотя данная область все еще находится на ранних стадиях развития.
Возможно, что измерения мозговых волн или движений глаз могут предоставить больше информации о минимально вербальных людях. Например, системы отслеживания взгляда могут определить, как долго ребенок смотрит на определенную картинку на экране компьютера, что указывает на то, какие слова он понимает, а какие нет. Другое возможное решение – измерения электрической активности мозга ребенка с помощью электродов, которые крепятся к голове, после чего он смотрит на компьютерный экран и слушает слова (2).
Доктор Казари и доктор Тэйгер-Флашберг в своей статье призывают проводить исследования того, почему аутизм, который в первую очередь влияет на социальные навыки, больше влияет на способность к речи, чем интеллектуальные нарушения без аутизма.
«При любом уровне интеллектуальной инвалидности ребенок с РАС с большей вероятностью останется невербальным», – отмечают они. Они также считают, что необходимо больше исследований по методам развития речевых и языковых навыков у невербальных детей старшего возраста: «На настоящий момент есть очень мало доказательств эффективности вмешательств для развития речи среди таких детей».
В электронном письме доктор Тэйгер-Флашберг отметила, что ответы на вопрос о том, почему некоторые люди с аутизмом не говорят, будут получены из различных научных областей: «Ответы (а это, скорее всего, множество различных факторов) придут из различных научных дисциплин, так что очень важно, чтобы в эту область исследований пришли эксперты из этих областей, включая психолингвистику, аудиологию, неврологию и генетику».
Развитие речи во взрослом возрасте
Тина Харшман перепробовала многое ради возможности общаться со своей взрослой дочерью, которая считается минимально вербальной. Вирджинии поставили диагноз в 1990 году – «в эпоху динозавров от аутизма», говорит ее мама. В то время аутизм все еще считался крайне редким, школы были меньше готовы к обучению таких детей по сравнению с современностью. В младших классах учителя Вирджинии начали использовать с ней PECS. Однако ее мама говорит, что дочери не нравились нереалистичные рисунки с человечками. Когда Вирджиния подросла, ее семья начала использовать фотографии реальных предметов, а также упрощенный жестовый язык, чтобы общаться с ней. Кроме того, Вирджинию интересовал компьютер, и она научилась печатать на нем несколько слов.
Ее учителя не верили, что она станет вербальной, но ее семья действовала исходя из надежды, что это произойдет. Ее мама показывала ей фотографию предмета, сам предмет и спрашивала ее, что это такое. Затем она «подчеркнуто» говорила слово Вирджинии.
За последние несколько лет Вирджиния начала говорить больше слов с целью коммуникации. На данный момент ее функциональный словарь превысил 50 слов. Например, если ей нужно в туалет, то она скажет «туалет». Она также говорит «Мама, я хочу», когда ей нужно привлечь внимание матери к тому, что ей нужно. На данный момент Вирджинии 30 лет, и она начала использовать функциональные слова только, когда ей было больше 20 лет – намного позже того возраста, который большинство экспертов считают возможным для продолжения развития речи.
«Мне кажется, самое грустное – это то, что школа так легко махнула рукой на ее речь, – считает ее мама. – Они были уверены, что если ребенок не заговорил до 7 лет, то он останется невербальным».
Однако семья Харшман, как и многие другие, поняли, что развитие речи – это постоянный процесс. «Я не думаю, что обучение должно прекращаться в какой-то определенный момент, например, в 22 года. Я не прекращу попытки научить ее большему количеству слов».
Ссылки:
Kasari C, Brady N, Lord C, Tager-Flusberg H. Assessing the minimally verbal school-aged child with autism spectrum disorder. Autism Res. 2013;6(6):479-493.
Tager-Flusberg H, Kasari C. Minimally verbal school-aged children with autism spectrum disorder: The neglected end of the spectrum. Autism Res. 2013;6(6):468-478.
National Research Council, Committee on Educational Interventions for Children with Autism. Educating children with autism. National Academy Press; 2001. http://www.nap.edu/openbook.php?isbn=0309072697.
Munson J, Dawson G, Sterling L, et al. Evidence for latent classes of IQ in young children with autism spectrum disorder. Am J Ment Retard. 2008;113(6):439-452.
Rapin I, Dunn MA, Allen DA, Stevens MC, Fein D. Subtypes of language disorders in school-age children with autism. Dev Neuropsychol. 2009;34(1):66-84.
Tager-Flusberg H, Plesa Skwerer D, Joseph RM, et al. Conducting research with minimally verbal participants with autism spectrum disorder. Autism. 2017;21(7):852-861.
Williams DL, Siegel M, Mazefsky CA, Autism and Developmental Disorders Inpatient Research Collaborative (ADDIRC). Problem behaviors in autism spectrum disorder: Association with verbal ability and adapting/coping skills. J Autism Dev Disord. 2017.
Siegel M, Smith KA, Mazefsky C, et al. The autism inpatient collection: Methods and preliminary sample description. Mol Autism. 2015;6:61-015-0054-8. eCollection 2015.
American Speech-Language-Hearing Association. About the american speech-language-hearing association (ASHA). https://www.asha.org/about/. Updated 2018. Accessed October 18, 2018.
National Autism Center. Findings and conclusions: National standards project, phase 2. Randolph, MA: National Autism Center; 2015. Accessed June 15 2016.
Smith T, Iadarola S. Evidence base update for autism spectrum disorder. J Clin Child Adolesc Psychol. 2015;44(6):897-922.
Schlosser RW, Wendt O. Effects of augmentative and alternative communication intervention on speech production in children with autism: A systematic review. Am J Speech Lang Pathol. 2008;17(3):212-230.
Millar DC, Light JC, Schlosser RW. The impact of augmentative and alternative communication intervention on the speech production of individuals with developmental disabilities: A research review. J Speech Lang Hear Res. 2006;49(2):248-264.
Kasari C, Kaiser A, Goods K, et al. Communication interventions for minimally verbal children with autism: A sequential multiple assignment randomized trial. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2014;53(6):635-646.
U.S. Department of Education. Individuals with disabilities education act, sec. 300.105 assistive technology. https://sites.ed.gov/idea/regs/b/b/300.105. Updated 2017. Accessed October 22, 2018.
American Speech-Language-Hearing Association. Position statement: Faciliitated communication. https://www.asha.org/policy/PS2018-00352/. Updated 2018. Accessed October 22, 2018.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».